Toyota Celica GT-Four | |
---|---|
Toyota Celica GT-Four All-Trac Turbo (ST185, US) | |
Обзор | |
Производитель | Toyota |
Также называется |
|
Производство | октябрь 1986 - июнь 1999 |
Годы выпуска | 1986–1999 |
Сборка | Тахара, Аити, Япония |
Кузов и шасси | |
Класс |
|
Кузов | 3-дверный лифтбэк |
Компоновка | Передний двигатель, полный привод |
Связанные | Toyota Celica |
Toyota Celica GT-Four была высокопроизводительной моделью Celica Liftback с турбонаддувом Двигатель 3S-GTE и штатный AWD. Он был создан для участия в Чемпионате мира по ралли, правила которого требуют, чтобы производитель выпускал дорожные версии автомобиля в достаточном количестве. Эти автомобили называются «омологированными специальными автомобилями».
Celica GT-Four выпускалась в трех поколениях; ST165, основанный на Celica четвертого поколения, выпускался с октября 1986 года по август 1989 года; форма Super Round ST185, выпускавшаяся с сентября 1989 г. по сентябрь 1993 г .; и ST205 производился с февраля 1994 года по июнь 1999 года.
Серийные автомобили Celica GT-Four производились на заводе Toyota Tahara в префектуре Аити, Япония, а раллийные машины были подготовлены Toyota Team Europe в Кельне, Германия.
Celica GT-Four ST165 дебютировала в Чемпионате мира по ралли (WRC) в 1988 Tour de Corse, но первая победа в WRC пришлась на 1989 год. 124>Ралли Австралии. Дебют ST185 в WRC состоялся в 1992 году на ралли Монте-Карло, а его первая победа в WRC была на ралли Safari 1992 года, что стало одной из четырех побед в этом году. ST185 - самый успешный раллийный автомобиль Toyota. Он выигрывал чемпионат водителей WRC в 1992 году и чемпионат производителей и водителей WRC в 1993 и 1994 годах. ST205 появился в конце 1994 года и стал официальным раллийным автомобилем в мире. 1995 год с одной победой в WRC. Он также выиграл 1996 Чемпионат Европы по ралли..
Значение Toyota Celica GT-Four в истории WRC, где ранее доминировали европейские производители, заключается в том, что это был первый раз, когда японский производитель автомобилей участвовал в WRC с полным приводом. машина с турбонаддувом, забирала трофеи и завоевывала титулы. С тех пор другие японские производители добились успеха в WRC. Toyota предшествовала Mitsubishi (Lancer Evolution и Galant VR-4 ) и Subaru (Legacy и Impreza ), но не Mazda (Mazda 323GT-R и 323GT-X ). Позже Toyota покинула WRC, чтобы сосредоточить свои гоночные усилия на Формуле-1, но в 2017 году, через 11 лет после прекращения производства Celica, Toyota вернулась в WRC с Toyota Yaris.
Toyota Team Europe (TTE) также были первыми, кто внедрил систему Anti-lag (ALS) в своих раллийных автомобилях ST205 Celica GT-Four группы A, - технологический прорыв, который позже был принят другими командами.
ST165 | |
---|---|
Обзор | |
Также называется |
|
Производство | Октябрь 1986 - август 1989 |
Сборка | Tahara, Aichi, Япония |
Трансмиссия | |
Двигатель | 2,0 л 3S-GTE turbo I4 |
Трансмиссия | 5-ступенчатая руководство E50F |
Размеры | |
Колесная база | 2525 мм (99,4 дюйма) |
Длина | 4365 мм (171,9 дюйма) |
Ширина | 1710 мм (67,3 дюйма) |
Высота | 1260 мм (49,8 дюйма) |
Снаряженная масса | 1480 кг (3270 фунтов) |
Концепция Celica GT-Four началась с модели кабриолет прототип, представленный на Токийском автосалоне в 1985 году. Белый автомобиль с бордовым интерьером - первый автомобиль, получивший название Celica GT-Four с темой «Полноприводные автомобили под открытым небом». Кабриолет так и не пошел в производство, но концепция перешла к модели лифтбэк, производство которой началось в октябре 1986 года.
ST165 GT-Four можно отличить от переднеприводной Celica. передним бампером с большими отверстиями и наклейками «GT-Four» на дверях. Внутри оригинального GT-Four есть переключатель блокировки дифференциала рядом с ручным тормозом для моделей 1986 и 1987 годов.
Celica GT-Four был обновлен в октябре 1987 года. Как и другие модели Celicas с передним приводом, ST165 получил новую решетку радиатора, задние фонари и легкосплавные диски. Экспортная версия также имеет наземные эффекты, в частности боковые спойлеры и двойные передние круглые противотуманные фары. Межосевой дифференциал был изменен с блокируемого вручную блока (открытого или заблокированного) на тип ограниченного трения с вискомуфтой. GT-Four продавался в США как All-Trac Turbo и в Канаде как Turbo 4WD .
ST165 не продавался в Северной Америке до 1988 года, за исключением семидесяти семи специальных выпусков. автомобили проданы в ознаменование победы Toyota в чемпионате IMSA GTO. Все эти Celicas белого цвета, с белыми колесами и синим салоном, с надписью IMSA GTO CHAMPION маленькими буквами на боковых накладках, а также белой полосой на решетке. По одному автомобилю продавали в каждом из 77 дилерских центров Toyota в Калифорнии. Они продавались в 1987 году как модели 1988 года и имели межосевой дифференциал с вязкостной муфтой.
ST165 был единственным автомобилем, продававшимся с первой версией Toyota 3S-GTE. Он развивал 182–190 л.с. (в зависимости от рынка и модельного года) и 249 Нм (184 фунт-фут) крутящего момента.
ST185 | |
---|---|
Обзор | |
Также называется |
|
Производство | Сентябрь 1989 г. - сентябрь 1993 г. |
Сборка | Аити, Япония (завод в Тахаре) |
Трансмиссия | |
Двигатель | 2,0 л 3S -GTE турбо I4 |
Трансмиссия | 5-ступенчатая ручная E150F / E151F / E152F |
Размеры | |
Колесная база | 2525 мм (99,4 дюйма) |
Длина | 4420 мм (174 дюйма) |
Ширина |
|
Высота | 1,285–1,305 мм (50,6–51,4 дюйма) |
Снаряженная масса | 1390–1,520 кг (3,060–3,350 фунтов) (в зависимости от дополнительного оборудования) |
Первые 21 шт. Celica ST185 были построены в декабре 1988 года в качестве опытных образцов для различных испытаний. Производство модели было запущено в Японии в сентябре 1989 года, а поставки начались через месяц.
3S-GTE в ST185 GT-Four оснащен воздушно-воздушным промежуточным охладителем и CT26 турбонаддувом с двойным входом для устранения помех выхлопных газов. GT-Four на японском рынке имеет мощность 225 л.с. (165 кВт; 222 л.с.) и крутящий момент 224 фунт-сила-фут (304 Н · м), что является результатом более агрессивного опережения зажигания и керамической турбины. Система постоянного полного привода в GT-Four имеет вязкую муфту центральный дифференциал повышенного трения, а некоторые модели оснащены задним дифференциалом Torsen.
Весь экспортный рынок GT-Four - это широкофюзеляжные модели Liftback с расширяющимися крыльями. На японском рынке GT-Four также предлагался как обычный / узкий кузов с 1989 по 1991 год.
В августе 1990 года широкофюзеляжный GT-Four A был добавлен в японский модельный ряд. Аудиосистема Super Live Sound с 10 динамиками стала стандартной для GT-Four A.
Японский рынок Модели ST185 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата производства | Тип корпуса | Код модели | Название модели | Тип интеркулера | Цена (¥ '000) | Примечания | |
Октябрь 1989 г. - август 1991 г. | Узкофюзеляжный лифтбэк | E-ST185-BLMVZ | GT-Four | Воздух-воздух | 2,685 | Дополнительно: ABS, автоматический кондиционер, Кожа, аудиосистема премиум-класса с 10 динамиками, люк в крыше. | |
октябрь 1989 г. - август 1991 г. | узкофюзеляжный лифтбэк | E-ST185-BLMVZ (V) | GT-Four V | Air- To-Air | 2,427 | Модель эконом-класса с колесными колпаками (без сплавов), без противотуманных фар, ограниченные возможности. | |
октябрь 1989 г. - август 1991 г. | узкофюзеляжный лифтбэк | E-ST185-BLMVZ (R) | GT-Four Rally | Air- To-Air | 2,385 | Модель Rally с коробкой передач с близким передаточным числом, стальными колесами, без электрического стеклоподъемника. | |
август 1990 г. - сентябрь 1993 г. | широкофюзеляжный лифтбэк | E-ST185H-BLMVZ | GT-Four A | воздух-воздух | 2900 (запуск в августе 1990 года); 2975 (реконструкция в августе 1991 г.) | Аналогично всем экспортным моделям, эквивалент All-Trac в США. Аудиосистема Premium с 10 динамиками входит в стандартную комплектацию. Модель Facelift называется просто GT-Four. | |
август 1991 - сентябрь 1993 | Wide-body Liftback | E-ST185H-BLMVZ (R) | GT-Four Rally | Air- To-Air | 2,691 | Модель Rally с коробкой передач с близким передаточным числом, стальными колесами, без электрического стеклоподъемника. Самая редкая модель ST185. | |
август 1991 - февраль 1992 | Wide-body Liftback | E-ST185H-BLMQZ | GT-Four RC | Water-To-Air | 3,200 | Для омологации WRC Group A. Экспортная версия называется Carlos Sainz Limited Edition в Европе или Group A Rallye в Австралии. |
Для ST185 GT-Four есть три коробки передач. E150F с конечным передаточным числом 4,285 был установлен на японском рынке и All-Trac. Европейские и австралийские спецификации поставляются с E151F с коэффициентом 3.933. На японском рынке только GT-Four Rally имеет E152F с близким передаточным числом на 1–4-й передаче и конечным передаточным числом 4,285. Все RC / Carlos Sainz / Group A Rallye имеют E151F.
1993 Toyota Celica All-Trac Turbo (ST185, США)Антиблокировочная тормозная система (ABS), кожаный салон, люк в крыше и звуковая система System 10 Premium являются дополнительными на моделях '90 –'92 All-Trac Turbo и стандартная комплектация для моделей 1993 года All-Trac Turbo . ST185 All-Trac Turbo с его интерьером в спортивном стиле, сиденьем водителя с электроприводом, автоматическим откидным рулевым колесом, подушкой безопасности SRS и круиз-контролем в стандартной комплектации была самой дорогой Celica. С 2,0 л с турбонаддувом 3S-GTE мощностью 200 л.с. (203 л.с., 149 кВт) и 200 фунт-фут (271 Нм) крутящего момента, это была самая мощная Celica. когда-либо продавался в США.
Европейские версии имеют стандартную АБС. Также предлагаются омыватели фар и зеркала заднего вида с подогревом. Люк в крыше входил в стандартную комплектацию моделей Великобритании или опционально для автомобилей на континенте. Тем не менее, звуковая система System 10 Premium и кожаная обивка были доступны только в качестве опций в некоторых европейских странах и не предлагались в Великобритании.
Австралийская спецификация была менее роскошной, чем модели других стран назначения. Круиз-контроль, кожа и люк не предлагались. Ранние модели не имели АБС и противотуманных фар, которые стали стандартом через несколько месяцев после появления. Однако Австралия была страной с большим количеством ST185.
Как и другие модели Celicas, GT-Four претерпел незначительные изменения в августе 1991 года для модели 1992 года. Этот фейслифтинг включал новые эллиптические эмблемы Toyota на капоте и багажнике, рестайлинговые задние фонари с дымчато-красной рамкой и более короткое переключение передач. Также японские модели получили передние противотуманные фары округлой формы. All-Trac Turbo сохранил автоматический кондиционер, но переключатель вентилятора был изменен с кнопочного на более традиционный поворотный.
Чтобы соответствовать требованиям FIA для WRC, омологация ралли выпуск 5000 единиц были известны как GT-Four RC и были выпущены на рынок Японии в сентябре 1991 года. Экспортная версия известна как Carlos Sainz (CS) Limited Edition в Сингапуре и Европе (в честь их знаменитого драйвера WRC ) или Group Ралли в Австралии. К особым характеристикам относятся:
Из 5000 единиц 1800 были предназначены для японского рынка, 3000 были переданы в Европу, 150 были доставлены в Австралию, 25 - в Сингапур, и очень немногие из них отправились в Новую Зеландию и другие рынки.
ST205 | |
---|---|
Обзор | |
Производство | Февраль 1994 - июнь 1999 |
Сборка | Айти, Япония (завод в Тахаре) |
Трансмиссия | |
Двигатель | 2,0 л 3S-GTE турбо I4 |
Трансмиссия | 5-ступенчатая ручная E154F |
Размеры | |
Колесная база | 2535 мм (99,8 дюйма) |
Длина | 4420 мм (174 дюйма) |
Ширина | 1750 мм (69 дюймов) |
Высота | 1305 мм (51,4 дюйма) |
Снаряженная масса | 1390 кг (3064 фунта) |
Celica GT-Four ST205 был выпущен для японского рынка в феврале 1994 г., а также для австралийского и европейского рынка., и британские рынки в середине года. Эта версия должна была стать самой мощной из произведенных на сегодняшний день Celica, производя от 242 л.с. (178 кВт; 239 л.с.) для экспортной модели до 255 л.с. (188 кВт; 252 л.с.) для японской модели от обновленного 3S. -GTE двигатель подходит для коробки передач E154F. Под сильным влиянием Toyota Team Europe, заводской команды Toyota в чемпионате мира по ралли, финальная версия GT-Four включала такие улучшения, как полностью алюминиевый капот для снижения веса, четырехканальная ABS (опция для для японского рынка), улучшенный (названный энтузиастами) турбокомпрессор с двойным входом CT20B и «подвеска Super Strut Suspension».
Двигатель 3S-GTE в Toyota Celica GT-Four (ST205)2500 единиц омологация автомобилей, построенных, чтобы позволить Toyota войти в GT-Four в качестве группы A автомобиль, участвовавший в чемпионате мира по ралли, также отличался дополнительными функциями, такими как вся сантехника, необходимая для активации системы anti-lag, распылитель воды и насос для переднего промежуточного охладителя, базовая система впрыска воды, небольшой спойлер на капоте за омывателями ветрового стекла (также входит в стандартную комплектацию всех британских автомобилей) и задний спойлер-удлинитель, установленный на подступенках. Из 2500 построенных GT-Four WRC 2100 осталось в Японии, 300 было экспортировано в Европу, 77 - в Австралию, 5 - в Новую Зеландию и несколько - на общие рынки. На японском рынке ST205 поставлялся со стандартным кондиционером с автоматическим климат-контролем, но ABS изначально была опциональной и стала стандартной с августа 1996 года. Экспортные модели WRC получили только ручную систему кондиционирования, но все они поставлялись со стандартной ABS.
Табличка на автомобиле номер 61 из 77 австралийских GT-Four Group A RallyeОфициальные модели WRC из первоначальных 2500 были произведены только в 1994 году, как того требуют правила WRC омологации. Все продаваемые в Австралии ST205 были моделями WRC и назывались GT-Four Group A Rallye . Все ST205 австралийской спецификации поставлялись с кожаным салоном, и единственными вариантами были кондиционер и стеклянный люк. На каждом из 77 автомобилей также была табличка с номером ограниченного выпуска, установленная перед переключением передач. Вместо использования подвески Super Strut Suspension, которая используется в серийных автомобилях, настоящие раллийные автомобили ST205 для WRC поставлялись со стандартной подвеской с стойками, поскольку они обнаружили, что степень износа слишком высока из-за суровых условий ралли.
В августе 1995 года ST205 получил незначительные изменения, которые включали новые 6-спицевые легкосплавные диски, контурные боковые спойлеры или рокеры и измененный задний спойлер. Японская модель также получила рестайлинговые задние фонари. Спортивная АБС и двойная подушка безопасности SRS стали стандартом для всех автомобилей с августа 1996 года. Высокий задний спойлер в стиле WRC не был доступен для этой модели с фейслифтингом, но вернулся после второго незначительного изменения в декабре 1997 года. Другая новая функция для окончательной модели с фейслифтингом Были 3-спицевые кожаный руль с подушкой безопасности SRS и прожекторными фарами.
Во время сезона чемпионата мира по ралли 1995 года, Toyota была поймана с использованием запрещенных турбо-ограничителей на Ралли Каталонии и FIA наложила запрет на один год. Президент FIA Макс Мосли назвал запрещенный ограничитель турбонаддува «самым сложным устройством, которое я когда-либо видел за 30 лет автоспорта». Toyota и их водители, Юха Канккунен, Дидье Ориоль и Армин Шварц, также лишились всех очков в чемпионате. Канккунен боролся за титул чемпиона мира среди пилотов. Мосли заявил, что «нет никаких предположений, что гонщики знали о том, что происходит».
Хотя TTE был запрещен на сезон чемпионата мира по ралли 1996 года, Celica ST205 все еще участвовала в соревнованиях в 1996 году. и сезон чемпионата мира по ралли 1997 года проводился частными командами, в первую очередь HF Grifone из Италии и импортерами Toyota в некоторых странах.
Победы в WRC
Toyota Celica GT-Four (ST185) Победитель ралли Safari 1995 годаПобедитель в общем зачете серии W2L
No. | Событие | Сезон | Водитель | Штурман | Автомобиль |
---|---|---|---|---|---|
1 | 43-е Международное Шведское Ралли | 1994 | Томас Радстрём | Toyota Celica GT-Four ST185 | |
2 | Ралли Каталония-Коста-Брава 30º | 1994 | Toyota Celica GT-Four ST185 | ||
3 | 43rd 555 Safari Rally | 1995 | Арне Герц | Toyota Celica GT-Four ST185 | |
4 | 30º TAP Rallye de Portugal | 1996 | Руи Мадейра | Нуну да Силва | Toyota Celica GT-Four ST205 |
5 | 52-е сетевое ралли Q RAC | 1996 | Армин Шварц | Дени Жирауде | Toyota Celica GT-Four ST205 |
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Toyota Celica GT-Four. |