Джеймс Блю (10 октября 1930 г. в Талса, Оклахома - 14 июня 1980 г. в Буффало, Нью-Йорк) был режиссером.
Его самыми известными фильмами были «Оливье справедливости» (дословное английское название «Оливковые деревья правосудия») (1962, США), «Несколько заметок о нашей продовольственной проблеме» (1968) и «Марш» (1964). Les Oliviers de la Justice была удостоена премии Prix de la Société des Écrivains de Cinéma et de Télévision (Приз критиков) на Каннском кинофестивале 1962 года . «Несколько заметок о нашей проблеме с едой» получил премию Оскар за лучший полнометражный документальный фильм. Марш был добавлен в Национальный реестр фильмов в 2008 году.
Оливье справедливости основано на романе Жана Пелегри «Оливье справедливости». Он был снят в Алжире в условиях войны во время алжирской войны с французской продюсерской компанией. Музыкальное сопровождение было написано Морисом Жарром. В Каннах он был показан вне конкурса в боковой части фестиваля, посвященной творчеству молодых перспективных режиссеров, и был удостоен премии критиков; последний для фильма американца, пока Фрэнсис Форд Коппола не получил приз критиков за фильм Апокалипсис сегодня в 1979 году. После Канн «Оливковые деревья» получили восторженные отзывы за его показ в Париже. Синтия Гренье для New York Times написала под заголовком «Триумфы справедливости» «Оливковые деревья правосудия» художественный фильм, сделанный в Алжире на фоне алжирского конфликта, вызвавший редкое единодушие, от крайних правых до крайних. крайний левый в прессе, как по качеству, так и по смелости проекта ». В 1963 году« Оливковые деревья правосудия »были показаны в Нью-Йорке на первом Нью-Йоркском кинофестивале. Он не выходил в регулярные показы до 1967 года, когда он получил бронирование в New Yorker Theater, как сообщил Говард Томпсон в New York Times. Г-н Томпсон написал: «Оливковые деревья правосудия были сфотографированы в решающие дни 1962 года в самом сердце Алжира и в сельской местности с виноградниками. состав непрофессионалов под руководством американского режиссера. Джеймс Блю, который раньше снимал короткометражные фильмы здесь и во Франции, а недавно работал в Информационном агентстве США. Мистер Блю определенно должен где-то снимать фильмы ». В 1963 году Мэри Баттен взяла интервью у Блю для Film Comment. Он сказал об оливковых деревьях:« В «Оливковых деревьях» я пытался избежать любых сфабрикованных эмоций. Конечно, я не пытаюсь сказать, что мне не нужны эмоции в этом фильме - это полностью противоречило бы моим целям, - но я хотел вызвать эмоции путем синтеза аутентичности в декоре, в реальной обстановке, в то, что говорят реальные люди, так, как выглядели настоящие люди, где они жили, в сочетании со всем этим, развитие старой идеи «монтажа аттракционов» на определенную тему ». 11 октября 2014 года фильм «Оливковые деревья» был показан в Голливудском театре в Портленде, штат Орегон. Он был частью серии показа гениев «Mid Century Oregon Genius», организованной The Oregon Cartoon Institute. Сериал включал показ Морис (1987) Джеймс Айвори, лично с мистером Айвори. Джеймс Блю и Джеймс Айвори познакомились во время учебы в Университете Орегона в 1950-х.
Марш - документальный фильм 1964 года о марше за гражданские права 1963 года в Вашингтоне. В нем приняли участие четверть миллиона человек. Марш на Вашингтон. Миллионы телезрителей наблюдали, как Мартин Лютер Кинг-младший произносил свою речь «У меня есть мечта». Джеймс Блю запечатлел это на пленке. Марш был снят в черном цвете 35 мм. и белый фильм бригадой из 14 звукооператоров и кинооператоров в 7 пар, большинство из которых - из Hearst News. Синий был привлечен к проекту после того, как были наняты съемочные группы. Джордж Стивенс-младший, глава отдела фильмов USIA, сказал: «Я попросил Джима Блю принять участие. Никто в Hearst не мог создать такой фильм, который мы хотели». За три дня было снято 59 795 футов пленки - более 11 часов материала. Он был отредактирован Блю на глубину до 3021 фута, продолжительность - 33 минуты. Бюджет был 50 000 долларов. В дополнение к режиссуре и редактированию, он был озвучен Блю, включая выпущенные гравюры на испанском и французском языках. Марш был организован для подразделения кинослужбы Информационного агентства США, государственного учреждения, которое снимало информационные, некоторые сказали бы, пропагандистские фильмы. В то время по закону фильмы USIA можно было смотреть только за пределами Соединенных Штатов. В 1990 году в закон были внесены изменения, разрешающие показ фильмов USIA внутри страны через 12 лет после их производства.
Марш занял первое место в разделе короткометражных фильмов на пятом (1965) Международном кинофестивале для молодежи на Канны. Марш демонстрировался на кинофестивалях в Венеции, Туре, Бильбао и Каннах. Он выиграл грандиозные призы в Бильбао и Каннах. В Бильбао он получил первый приз за «Максимальный вклад в дружбу и взаимопонимание между народами». Каннское жюри отметило фильм за его «концентрированный ритм, который позволил ясно интерпретировать то, как мощная мирная сила использовалась для поддержки всеобщего стремления к всеобщей справедливости». Он был добавлен в Национальный реестр фильмов в 2008 году. После добавления в Национальный реестр фильмов «Марш» был восстановлен лабораторией по сохранению кинофильмов, которая отвечает за выполнение работ по сохранению кинофильмов, находящихся в собственности Национальный архив. Одри Амидон была лидером по сохранению фильма. Реставрационные работы были завершены в 2013 году. По случаю пятидесятой годовщины марша на Вашингтон в 2013 году BAMcinématek представила двухнедельные фильмы 13–28 августа под названием «Время гореть: Кино Движения за гражданские права». В серию вошли «Изюм на солнце», «Убить пересмешника», «Ничего, кроме человека» и многое другое. Он завершился показом фильма Блю «Марш».
Джордж Стивенс-младший познакомился с Блю в Каннах в 1962 году и нанял его снимать фильмы для Информационного агентства США. Перед тем, как сделать «Марш», он снял три короткометражных фильма для USIA. Это были «Письмо из Колумбии» (1962 г.), «Школа в Ринкон-Санто» (1962 г.) и «Злой ветер» (1962 г.). Все вместе они называются «колумбийской трилогией» об Альянсе за прогресс. В августе 1963 года Джордж Стивенс-младший, вернувшись с Московского кинофестиваля, прочел лекцию Вашингтонскому совету по вопросам кино в здании Государственного департамента в Вашингтоне. В рамках презентации он показал фильмы USIA, в том числе «Школа в Ринкон-Санто» и «Письмо в Колумбию». В октябре 1963 года Босли Кроутер в New York Times написал статью, в которой утверждал, что фильмы USIA должны быть законно показаны в Штатах. Он утверждал, что «содержание столь многих из этих фильмов также информативно и вдохновляет, что уберечь их от американской аудитории - значит упустить естественный шанс расширить их использование». недавно он видел частный показ фильмов, поставленных Джорджем Стивенсом-младшим. Он написал "Прекрасный маленький предмет" Школа в Ринкон-Санто "показывает, как жители колумбийской деревни высоко в горах собрались вместе и построили свой первый Здание школы. Оно предназначено для иллюстрации духа Альянса прогресса - людей, помогающих себе. Снятый подразделением ЮСИА во главе с Джеймсом Блю, он имеет приятный оттенок поэзии в сочетании с буквальностью документального фильма ». Он закончил сюжет словами: «Сейчас в работе над несколькими захватывающими проектами. Джеймс Блю собирает обширный документальный отчет об августовском марше свободы в Вашингтоне, снятый несколькими свободно передвигающимися операторами». Блю только недавно закончила окончательную правку. Релизы будут печататься с 3 декабря. Последним фильмом Блю для USIA был «Несколько заметок о нашей продовольственной проблеме» (1968). Это был первый цветной фильм Блю. Он ориентирован на сельскохозяйственное производство на трех континентах. Его снимали в Тайване, Индии, Уганде и Бразилии. Он был номинирован на премию Оскар за лучший полнометражный документальный фильм.
Блю был среди первых режиссеров, получивших грант на создание фильма. В 1964 году Фонд Форда предоставил двенадцати американским кинематографистам гранты в размере до 10 000 долларов сроком на один год. Получатели могли использовать деньги либо для производства короткометражных фильмов, либо для путешествий и учебы. Премия была названа «пилотным проектом» директором программы фонда в области гуманитарных наук и искусств У. Макнилом Лоури. В число создателей фильма входили Кеннет Энгер, Брюс Коннер, Джордан Белсон и Стэн Вандербик. Фонд сказал: «Джеймс Блю, Портленд, штат Орегон, будет консультироваться с другими директорами в Соединенных Штатах, Канаде и за рубежом». Блю взял интервью у десятков мировых кинематографистов. Аудиокассеты и видеозаписи в настоящее время хранятся в Университете Орегона.
На аудиокассетах были записаны:
Были сняты интервью (частичный список):
Блю впервые преподавал в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в 1964 году и на первых курсах, предлагаемых Американским институтом кино. Среди его учеников были Фрэнсис Форд Коппола, Джордж Лукас, Том Андерсен и Джим Моррисон. В августе 1969 года он принял участие в конференции по творческому искусству, организованной Международным университетом США, Сан-Диего, Калифорния. Конференция представляла собой двенадцатидневную серию лекций десяти художников и писателей, включая Джеймса Блю, Ричарда Бротигана, Дона Карпентера, Стивена Шнека, Майкла МакКлюра, Роберт Крили, Эд Дорн, Майк Анеманн, Денис Сандерс и Джим Моррисон. Блю показал «Оливковые деревья правосудия», а Моррисон показал свой «Праздник друзей». Блю начал свою карьеру в Университете Райса в Хьюстоне в 1970 году. Его привез в Хьюстон Джеральд О'Грейди, который написал: «Я пригласил Джеймса Блю составить программу кинематографии в Медиацентре в Хьюстоне, который позже переехал в Университет Райса, где я преподавал. ранее." Блю продолжала работать в Райс в качестве содиректора с Джеральдом О'Грейди из Медиацентра. В статье 1976 года Блю писал: «Вместо того, чтобы готовить людей к более чем сомнительной голливудской карьере, мы можем направить их к пробуждению общественного сознания. Работы хватит на всех ". Кинематографистов приглашали в Медиацентр для периодического проведения встреч и семинаров, чтобы привлечь и познакомить студентов, преподавателей и общественность с постановкой кинопроизводства. Среди них были Колин Янг, тогдашний декан факультета искусств Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, кинорежиссер Роберто Росселлини и Франтишек Даниэль, директор Пражской киношколы. Синий призвал всех студентов видеть себя создателями фильмов. Медиацентр получил федеральные гранты на приобретение 8-миллиметровой пленки и оборудования для монтажа с целью сделать ее доступной для общественности. Одной из целей Блю было создание «гражданских кинематографистов». Он также начал с Эда Хьюгетца Southwest Alternate Media Project в 1977 году. В 1978 году он занял преподавательскую должность в Департаменте исследований СМИ в SUNY, Буффало, штат Нью-Йорк. В 1980 году у него брал интервью Энтони Бэннон из дома Джорджа Истмана в Рочестере, штат Нью-Йорк. На вопрос о том, почему он предпочитает документальные фильмы художественной литературе, он ответил: «У меня было ощущение, что есть что-то волшебное в фильмах, которые не использовались. Элемент, который не был полностью использован, - это его способность создавать искусство и смысл из изображений. реального мира. И я почувствовал, что в этом была невероятная поэзия, не говоря уже о значении документа. Для меня всегда было более необычным находить вещи поэтически, чем изобретать их ».
В 1974 году Блю вместе с Дэвидом МакДугаллом создали фильм «Кения Боран». Он состоял из четырех частей: Боранские пастухи, Боранские женщины, Харамби: сплочение, Кения Боран. Он был заказан полевым персоналом американских университетов и финансировался Национальным научным фондом. Он был снят более двух месяцев в Кении. Маргарет Мид назвала Кению Боран лучшим этнографическим фильмом, который она когда-либо видела.
Невидимый город : Жилищный кризис в Хьюстоне состоял из шести часовых серий интерактивного телесериала. Блю назвал его «сложным документальным фильмом». Позже он был выпущен в двух частях: «Кто убил четвертую палату?» (1978) и «Невидимый город» (1979). «Кто убил четвертую палату?» это трехчасовой документальный фильм. Его сделали Блю, Брайен Хуберман и Эд Хьюгетц. Четвертый приход - одна из старейших темнокожих общин Хьюстона. Он касается приобретения городом исторической афро-американской церкви для коммерческого расширения делового района. В фильме представлены избранные городские чиновники, бизнесмены и жители Четвертого прихода. Брайан Хуберман писал: «Путешествие Джеймса Блю в Четвертое отделение дает зрителям серию переживаний, чтобы получить доступ к этому странному миру. Это может быть страшное путешествие, когда Блю оказывается в затруднительном положении, задавая сложные вопросы о бедности, неудачах и расе». Блю снял «Невидимый город» с Адель Сантос, архитектором из Университета Райса, студенты которой исследовали фильм. Фильм рассматривал разрушение жилищного фонда Хьюстона. В фильме участвуют риэлторы, строители, руководители городских агентств и арендаторы недвижимости. По словам коллеги Блю Джеральда О'Грэйди: «Сложный документальный фильм начался с заботы и стремления изменить конкретную ситуацию в городской культуре, в которой жил сам Блю. Это было не для того, чтобы принять чью-то сторону, а чтобы изучить все факты в их сложность, и исследовать проблему в книгах, интервью и консультациях с как можно большим количеством граждан из всех слоев, вовлеченных в проблему, будь то менеджер или жертва ». Документальный фильм был снят на пленку Super 8mm, которая была перенесена на видеопленку.
Синий был одним из девяти в группе финансирования NEA 1970 года. Остальные были Роджер Энгландер (председатель), Артур Майер, Дин Мир Донн Пеннебейкер, Шелдон Ренан, Дэвид Стюарт, Джордж Стони, Уиллард Ван Дайк. Среди программ они были в нем участвовала программа государственных средств массовой информации. Это была экспериментальная программа, которая обеспечивала финансирование поддержки художественных программ в кино, телевидении и радио. Она также обеспечивала финансирование региональных киноцентров. И Блю, и Шелдон Ренан были из Портленда, штат Орегон. Один из региональными киноцентрами, которые они одобрили для финансирования, был NW Film Center в Портленде. На 1972 финансовый год на Программу государственных средств массовой информации были выделены гранты в размере 1 979 877 долларов.
Блю со своей семьей переехал из Талсы в Портленд, штат Орегон, в 1942 году. Блю учился в школе Джефферсона. ол в Портленде. Он окончил Орегонский университет со степенью бакалавра речи и театра в 1953 году. После заминки в армии он вернулся в Университет штата Орегон, чтобы получить степень магистра театрального искусства, а затем уехал, получив стипендию для получения степени магистра в Институте. des hautes études cinématographiques (IDHEC) в Париже с 1956 по 1958 год. В IDHEC Blue брал уроки у Жана Митри и Жоржа Садула. Соучениками были Коста-Гаврас, Йохан ван дер Кёкен и Джеймс Дормейер. В IDHEC он снял фильм с Йоханом ван дер Кёкеном, Париж a l'aube (1957).
В 2014 году Ричард Блю, брат Джеймса Блю, создал Альянс Джеймса Блю, чтобы сохранить и поделиться наследием Джеймса Блю новаторских средств массовой информации для проведения расследований. Ричард Блю и Альянс собирают средства для восстановления «Оливковых деревьев правосудия», которые будут переизданы Milestone Films. В 2015 году Ричард Блю был удостоен первой премии Элмера Бюлера за его работу по восстановлению оливковых деревьев. Альянс выбрал Университет Орегона для размещения фильмов, газет и эфемеров Джеймса Блю в качестве ресурса для студентов, историков, кинематографистов и других. 19 октября 2017 года James Blue Alliance в партнерстве с NW Film Center представил премьеру документального фильма Citizen Blue: Жизнь и искусство кинематографиста Джеймса Блю в аудитории Whitsell Auditorium в Портленде, штат Орегон. Альянс профинансировал премию Джеймса Блю, которая будет вручена на Фестивале независимых фильмов в Ашленде (Орегон) «режиссеру, чей первый или второй документальный или повествовательный фильм демонстрирует ценности орегонского режиссера Джеймса Блю (1930-80), чья работа была посвящена сложным вопросы социальной справедливости и социальных / политических изменений ». Премия Джеймса Блю была вручена на независимом кинофестивале в Ашленде в 2019 году Алиссе Феделе и Захари Финку из The Rescue List.