Ричард Ликок | |
---|---|
Родился | ( 1921-07-18)18 июля 1921 г. Лондон, Англия |
Умер | 24 марта 2011 г. (2011-03-24)(89 лет) Париж, Франция |
Национальность | Британский |
Альма-матер | Гарвардский университет |
Занятие | Режиссер фильма |
Супруг (а) | Элеонора Берк ( М. 1941; отд. 1951) Мэрилин Педерсен Вест ( М. 1963, умер 1980) |
Дети | 5 |
Ричард Ликок (18 июля 1921 - 23 марта 2011) был британским режиссером-документалистом и одним из пионеров прямого кино и cinéma vérité.
Ликок родился в Лондоне 18 июля 1921 года и был младшим братом кинорежиссера и продюсера Филипа Ликока. Ликок рос на банановой плантации своего отца на Канарских островах, пока в возрасте восьми лет его не отправили в школы-интернаты в Англии.
Он занялся фотографией с помощью камеры со стеклянной пластиной, построил темную комнату и проявил свои фотографии, но не был удовлетворен. В 11 лет ему показали немой фильм « Тюрк-Сиб» о строительстве Транссибирской магистрали. Он был ошеломлен и сказал себе: «Все, что мне нужно, это кинокамера, и я могу снять фильм, который покажет вам, каково это быть там».
В возрасте 14 лет он написал, направил, снял и смонтировал Canary Bananas (10 мин. 16 мм, немое) фильм о выращивании бананов, но он, по его мнению, не давал вам «ощущения присутствия».
Он учился в школе Дартингтон Холл с 1934 по 1938 год вместе с дочерьми Роберта Флаэрти ; Дэвид Лэк ( Жизнь Робина) преподавал биологию в школе. После съемок экспедиции Лака на Канарские и Галапагосские острова (1938–39) Ликок переехал в США и специализировался на физике в Гарварде, чтобы овладеть технологией кинопроизводства. Тем временем он работал оператором и помощником редактора в фильмах других народов, в частности, « Услышать свою игру на банджо» (1941) - Ликок снимал фестиваль народной музыки на вершине горы в южной Вирджинии, где не было электричества, используя 35-мм студийную камеру и 35-мм оптическую камеру. магнитофон с батареями в большом грузовике, редкое достижение по тем временам. Затем он проработал три года боевым фотографом в Бирме и Китае, а затем 14 месяцев в качестве оператора в « Луизианской истории» Роберта Флаэрти (1946–48).
Тем временем Ликок женился на Элеоноре «Хэппи» Берк в 1941 году. Дочь всемирно известного литературного критика, философа и писателя Кеннета Берка, она училась в Рэдклиффском колледже, но окончила Барнард в Нью-Йорке. У Leacocks было четверо детей: Элспет, Роберт, Дэвид и Клаудия. После этнографической полевой работы с Инной (Montagnais-Наскапи) из Лабрадора, Элеонора Ликок (1922-1987) принесла ей степень доктора в области антропологии в Колумбийском университете (1952). Десять лет спустя, после распада ее брака, она стала ведущим феминистским антропологом.
В 1963 году он женился на Мэрилин Педерсен Уэст, художнице, писательнице и фотомодели, работавшей на социальные нужды. У них родилась дочь Виктория. В 1970 году они расстались и оставались разлученными до ее смерти в 1980 году.
За этим последовало множество относительно обычных работ, до 1954 года, когда Ликока попросили сделать репортаж о передвижном театре в палатках в Миссури: первый фильм, который он написал, снял, сфотографировал и смонтировал сам после Canary Bananas.
Этот фильм « Тоби и высокая кукуруза» был показан в программе американского культурного телевидения « Омнибус» в прайм-тайм и позволил ему познакомиться с Робертом Дрю, редактором журнала LIFE, который искал менее словесный подход к телевизионным репортажам. Другой новый контакт, Роджер Тилтон, хотел снять вечер людей, спонтанно танцующих под музыку Диксиленда. Ликок снял для него « Джазовый танец», используя технику ручной камеры.
Ликок продолжал поиск высококачественного мобильного синхронного оборудования для облегчения наблюдения. Вместе с другим режиссером Робертом Дрю он разработал метод отделения провода от микрофонов и камер. Ликок объясняет проблему с Louisiana Story и предварительно синхронизированными звуковыми кинематографистами:
Как и у всех режиссеров-документалистов, у него [Флаэрти] в тот период была проблема с идентичностью. Они не могли справиться с синхронизацией звука. Это связывало их. Сделал их жесткими… За исключением сцены сверления, которая была снята со звуком, это был, по сути, немой фильм. И только в 1960 году, когда мы снимали Первоначальное общество, мы смогли окунуться в новый мир.
Разочарованный назойливостью процесса синхронизации видеозаписи и звука, Ликок знал, что должен быть способ разделить их. В 1958 году идея стала очевидной. «У нас должна была быть мобильная кварцевая камера, и у нас должен был быть мобильный кварцевый магнитофон, и у нас не могло быть кабелей, соединяющих их». Ликок взял тот же дизайн, что и в часах Accutron, и поместил его в камеру. Это обеспечило правильную синхронизацию. Затем они представили свой дизайн RCA, который проявил интерес; Получив деньги от журнала LIFE, Дрю и Ликок смогли создать первую модель и снять свой фильм Primary. Как заметил Ликок, «с тех пор ничего особо не изменилось, я имею в виду, что это немного лучше… в основном то же самое». Брайан Уинстон описывает Ликока как отца современного документального кино из-за этого развития.
«Он стал катализатором развития современного документального фильма, освободив камеру от штатива и отказавшись от тирании идеально стабильного, идеально освещенного кадра, а также смирительной рубашки комментария« голоса бога »».
Далее Уинстон отмечает, что этот новый способ создания фильмов по существу доминировал над любым другим стилем в течение «четверти века». Когда большинство людей думают о слове «документальный фильм», они думают о режиме наблюдения, который Ликок, Дрю, и Пеннебейкер сыграли огромную роль в творчестве.
В 1947–1948 годах Ликок вместе с Джоном Ферно (Фернхаут) работал оператором и сорежиссером в семи короткометражных фильмах из серии «Земля и ее люди», продюсированной Луи де Рошмоном, двух во Франции и по одному в Голландии, Швейцарии. Италия, Греция и пустыня Сахара. В конце 1950-х годов Ликок снял несколько короткометражных образовательных фильмов для Комитета по изучению физических наук - проекта Массачусетского технологического института (MIT) по улучшению преподавания физики в средней школе.
Затем последовал ряд фильмов, снятых Дрю, Д. А. Пеннебейкером, Мэйлзом и их партнерами, но американские телекомпании не впечатлили. Во Франции, в Cinémathèque Française, когда Дрю и Ликок показывали « Первоначальное общество» (1960) и « На полюсе» (1960), Анри Ланглуа представил эти фильмы как «возможно, самые важные документальные фильмы со времен братьев Люмьер ». После просмотра к ним подошел монах в мантии и сказал: «Вы изобрели новую форму. Теперь вы должны изобрести новую грамматику!»
Когда Дрю пошел работать на ABC-TV, компания Leacock-Pennebaker был сформирован и произвел Днем матери, Dont Оглянись, Monterey Pop (1966), Стравинский Портрет и многие другие, оканчивающиеся с остатками Жан-Люка Годара «с Один час ночи - час дня (1972).
В 1968 году его пригласили присоединиться к Эду Пинкусу, чтобы создать новую небольшую киношколу в Массачусетском технологическом институте. Поскольку 16-миллиметровая съемка становилась настолько дорогостоящей, его группа разработала оборудование для синхронизации пленки Super-8 с модифицированными массовыми камерами, которые были намного дешевле. Многие режиссеры вышли из этой программы, в том числе Росс МакЭлви ( «Марш Шермана»). Ликок преподавал в Массачусетском технологическом институте до выхода на пенсию в 1989 году.
В 1989 году он переехал в Париж, где познакомился с Валери Лалонд, и они сняли Les Oeufs a la Coque de Richard Leacock (84 минуты), первый крупный фильм, снятый на крошечную видеокамеру Video-8 Handycam, который будет транслироваться по телевидению в прайм-тайм. во Франции. Ликок и Лалонд продолжали снимать фильмы без давления со стороны телепродюсеров, в частности «Музыкальное приключение в Сибири», в сотрудничестве с его дочерью Викторией Ликок, дирижером Сарой Колдуэлл и режиссером Винсентом Бланше.
Ликок умер 23 марта 2011 года в возрасте 89 лет в Париже. Перед смертью он собирал средства для своих мультиформатных мемуаров «Ощущение присутствия: воспоминания кинорежиссера», бумажной книги в переплете и DVB (цифровой видеокниги), издаваемых Semeïon Editions.
Для Ликока процесс создания фильма - это «процесс открытий». Он снимал не для того, чтобы проповедовать свои собственные идеи и свои собственные предположения; он хотел открыть для себя мир вокруг себя. Для него любая постановка не имеет смысла и, в конце концов, выглядит фальшивкой. «Обычно, если вы ждете достаточно долго, они в конечном итоге делают вещи естественным образом». Ликок считал, что если вы подождете, люди освоятся с камерой и начнут вести себя как они сами. Он думал, что камеры должны быть маленькими и ненавязчивыми, но никогда не скрытыми. Вы должны стрелять последовательно, если можете, не мешая и не прося повторить действия. Как и в « Кризисе» и « Первоначальном обществе», действие происходит только благодаря наблюдению. Просто поместив камеру в комнату, можно открыть глаза. Его главной целью было дать зрителям ощущение присутствия.
В архиве фильмов Академии сохранились фильмы Ричарда Ликока « На полюсе», « Кризис: за президентскими обязательствами» и «Стул ».