Бэзил Райт (12 июня 1907, Саттон, Суррей - 14 октября 1987 г., Фрит, Бакингемшир, Англия) был режиссером-документалистом, историком кино, кинокритиком и педагогом.
После окончания школы Шерборн, известной независимой школы в рыночном городке в Шерборне в Дорсете Бэзил Райт был первым новобранцем, присоединившимся к Джону Грирсону в отделе съемок Empire Marketing Board в 1930 году, вскоре после того, как он окончил Кембриджский университет. Фильм Райта 1934 года Песнь Цейлона - его самая известная работа. Снятый на месте на Цейлоне (ныне Шри-Ланка ) фильм был завершен композитором Уолтером Ли в GPO Film Unit в Лондоне. В GPO Райт выступил в качестве продюсера и написал сценарий для Night Mail (1936), за который он получил совместный режиссерский кредит с Гарри Ваттом. Райт представил своего друга У. Х. Одена на съемочную площадку и в фильм вошли стихи поэта.
Райт покинул GPO и основал собственную продюсерскую компанию The Realist Film Unit (RFU). Туда он направился на деньги от газовой промышленности и для комитета по фильмам Шотландии.
Во время Второй мировой войны Райт работал только как продюсер, сначала у Джона Грирсона, прежде чем присоединиться к The Crown Film Unit между 1945 и 1946 годами в качестве продюсера. -плата. Среди наиболее известных фильмов, которые он продюсировал для Crown, являются Хамфри Дженнингс 'Дневник Тимоти (1946) и Побежденные люди (1946) и Инструменты оркестра. (1946) с участием Бенджамина Бриттена «Руководство для молодых людей по оркестру. Вернувшись к режиссуре в начале 1950-х, его фильмы включали «Воды времени» (1951), снятые для Британского фестиваля, «Мир без конца» (1953), снятый с Полом Ротой для ЮНЕСКО и Греция: Бессмертная земля (1958) в сотрудничестве со своим другом художником Майклом Айртоном.
Работая на протяжении 30-40-х годов, Бэзил Райт внес свой вклад в теоретическое развитие документального кино в журналах движения Кино Ежеквартальный вестник мировых новостей кино и документального кино. Он был кинокритиком для The Spectator после ухода Грэма Грина. Райт был постоянным сотрудником книги Британского института кино «Взгляд и звук » в 1940-х и 1950-х годах. Он опубликовал небольшую книгу «Использование кино» (1948) и свою личную (обширную) историю кино «Долгий взгляд» (1974). Он преподавал в Университете Южной Калифорнии (1962 и 1968 гг.), Национальной школе кино и телевидения в Лондоне (1971–73) и Университете Темпл в Филадельфии. (1977–78). Он был губернатором Британского института кино, сотрудником Британской киноакадемии и президентом Международной ассоциации создателей документального кино.
В своих фильмах Райт сочетал способность внимательно и внимательно рассматривать предмет с поэтическим и часто экспериментальным подходом к монтажу и звуку. В Великобритании он отмечен кинопремией, присуждаемой раз в два года Королевским антропологическим институтом.
В честь столетнего юбилея Бэзила Райта, его карьеры и карьеры его коллег и коллег-долгожителей. : Эдгар Ансти, Мэрион Грирсон, Хамфри Дженнингс и Пол Рота отметились серией фильмов в период с августа по октябрь 2007 года в British Film Институт в Лондоне. После этого сезона BFI выпустили набор из четырех DVD Land of Promise, содержащий фильмы ведущих деятелей британского движения документального кино. Еще три тома фильмов GPO доступны в Bfi.
Вы можете посмотреть «Песнь о Цейлоне» на сайте «Колониальный фильм: движущиеся изображения Британской империи» здесь: Запись для «Песни о Цейлоне» Бэзила Райта.
Если у вас есть институциональный доступ к веб-сайтам Screenonline или Inview Британского института кино, вы можете посмотреть ряд других фильмов Райта в Интернете. Дальнейшие ссылки ниже.