Инсуффляция

редактировать

В религиозной и магической практике вдувание и экссуффляция ритуальные акты выдувания, дыхание, шипения или выдоха, которые означают по-разному изгнание или отречение от зла ​​или дьявола (лукавого), или наполнение или благословение добром (особенно, в религиозном использовании, с помощью Дух или благодать Божья ).

В исторической христианской практике такоедуновение наиболее заметно проявляется в литургии и связано почти исключительно с крещением и другими церемониями христианства инициация, достигла наибольшей эффективности в периоды, когда таким церемониям придавалось профилактическое или экзорцистическое значение, они рассматривались как необходимые для победы над дьяволом или для устранения заразы. первородного греха.

Ритуальное выдувание происходит в литургиях катехумената икрещения с очень раннего периода и в дальнейшем до наших дней Римско-католический, греческий православный, маронитский и коптский обряды. Католическая литургия после Второго Ватикана (так называемый novus ordo 1969) в степени покончила с инсуффляцией, за особого обряда освящения мироздания в Великий четверг. Протестантские литургии обычно оставляли его очень рано. Тридентская католическая литургия сохранила как инсуффляцию воды для крещения, так и (как современные православные и маронитские обряды) вытеснение кандидата на крещение до 1960-х годов:

[ИЗУФЛЯЦИЯ] Онжды трижды дышит над водой в виде креста, говоря: «Благослови устами твоими эти чистые воды: чтобы помимо их естественной силы очищать тело, они также были действенными для очищения души».

ИЗВЛЕЧЕНИЕ. Священник трижды подунет на ребенка в виде креста, говоря: выйди из него... ты нечистый дух и уступиместоСвятому Духу, Paraclete.

Содержание

  • 1 Инсуффляция и экссуфляция
  • 2 История
    • 2.1 Ранний период
    • 2.2 Распространение, географическое и функциональное
    • 2.3 Средневековый период
      • 2.3.1 В Англии
    • 2.4 Суффляция в протестантизме
    • 2.5 Суффляция в протестантско-римско-католических дебатах
    • 2.6 Перспективы
  • 3 Значение и ассоциации
    • 3.1 Библейские предшественники
    • 3.2 Литургический контекст
  • 4 Внелитургическое (агиографическое имагическое)использование
    • 4.1 Святоотеческий период
  • 5 Житие
  • 6 Магия и народная медицина
  • 7 Ссылки

Инсуффляция и экссуффляция

С ранних времен этот акт имел два различных, но не всегда различных значений: это означало, с одной стороны, насливое отвержение или изгнание дьявола; и, с другой стороны, очищение и освящение Святым Духом и вдохновение им. Первый технически является «экссуффляцией» («выдуванием»), а второй - «вдуванием» («вдуванием»), но древние исредневековыетексты (за последние следуют современные исследования) не проводят последовательных различий в использовании. Например, в текстах используются не только латинские insufflare ('выдувать') и exsufflare ('выдувать') или их греческие или народные эквиваленты, но также и симплексный суффлар ('удар'), halare («дышать»), inspirare, exspirare и т. д.

Типичным Libellus de мистерио baptismatis 8-го века, один из ответов на анкету о крещении, распространенную Карлом Великим.Обсуждая инсуффляцию как средство изгнания оглашенных, Магнус сочетает в себе множество функций, в основном похожих на экссуффляцию≈

«Те, кто должны быть крещены, проникаются священником Бога, так что Князь грешников [то есть дьявол] может быть обращен в бегство от них, и этот вход для Господа Христа может быть подготовлен, и что его вдохновение может сделать их достойными получить Духа ».

Эта двойная роль появляется уже в «Мистагогических катаках»Кирилла Иерусалимского 4 века; как отмечает Эдвард Ярнольд, «Кирилл приписывает как отрицательные, так и положительные эффекты [вдыханию].… Обряд дыхания [крещеного] кандидата имеет отрицательный эффект в виде изгнания дьявола (экссуфляция) и положительный эффект вдыхания благодати (инсуффляция)».

История

Ранний период

То, что можно было бы нейтрально назвать «суффляцией», встречается в некоторых из самых ранних литургий, посвященныхдлительному процессупосвященных, известному как «катехуменат », расцвет которого пришелся на 4-5 вв. Самым ранним из сохранившихся литургических использований, возможно, является Апостольское Предание, приписываемое Ипполиту Римского, с 3-го или 4-го века и, следовательно, современное Кириллу на востоке:

Те креститься нужно… собрать в одном месте. … И [епископ] должен возложить на них руки и изгнать всех чужих духов, чтобы они могли убежать от них икогда-либо вернуться в них. Икогда он закончит их изгнание, он будет дышать на их лица; и когда он подпишет их лбы, уши и носы, он поднимет их.

Распределение, географическое и функциональное

Эта практика вошла в собственно литургию крещения только, когда катехуменат, ставший рудиментарным из-за роста рутинного крещения младенцев, был впитан в обряд крещения. И эксуффляция, и инсуффляция хорошо известны ко времени Августина, а в более поздниевека широко распространены. Кзападному высокому средневековью суфляция XII века широко распространена в географическом отношении и применяется не только к суфляющим оглашающим и крещенцам, но и к изгнанию нечистой силы реадмиссированных геретиков. ; к приему взрослых обращенных в катехуменат; к отречению от дьявола со стороны оглашенных; к освящению и / или экзорцизму купели и воды; к освящению или изгнанию бесов пепла ; и к освящению мираили святого масла.

Средневековый

Большинство этих вариаций сохраняет в той или иной ветви период гибридного романо-германского обряда, можно проследить от Рима 5-го века через западное средневековье до Трентского собора, а дальше - до современного (Тридентского ) римского католицизма. Когда «национальные» обряды, такие как амброзианская традиция в северной Италии и испанский мосарабский обряд, исчезли или былипоглощены международнойпрактикой, это был гибрид Римско-галликанский стандарт, который стал доминировать в западном христианском мире, включая англосаксонский и средневековую Англию, со времен Карла Великого, и частично благодаря его действиям, через высокого и позднего средневековья и в современный период. Римские обычаи около 500 лет отражены в письме несколько загадочного Иоанна Диакона корреспонденту по имени Сенарий. В письме подробно обсуждаетсяэкссуффляция оглашенных.Стоуский миссал, ирландский по происхождению, но в основном галликанский по форме, содержит предкрещение суффляции неясного значения. Другие галльские обряды в степени лишены суффляции, хотя так называемый Missale Gothicum содержит тройную экссуффляцию воды для крещения, а в гибридной Bobbio Missal содержится предварительная инсуффляция катехуменов до крещения. и Фульда сакраментария 10-го века, наряду с болеераспространенным крещением.Ритуал крещения в Северной Италии XI века в Амброзианской библиотеке MS. Т.27.Sup. активно использует эту практику, требуя как вдувания, так и тройного выдувания кандидатов крещение в modum crucis, а также вдувания купели. Версия григорианского сакраментария "Адрианум", посланная Карлу Великому из Рима и дополненная, вероятно, Бенедиктом Анианским, содержит инсуффляцию крестильного шрифта, как и Ordo Romanus L середины X века, основа болеепозднего римского папского. OrdoRomanus L также содержит тройное исчерпание кандидатов на крещение непосредственно, предшествующее самому крещению.

Большинство из блокингов каролингов аний крещения до некоторой степени описанной суффляции. Один анонимный катехизис 9-го века необычен тем, что четко различает экссуффляцию катехуменов и вдувание воды для крещения, но большинство трактатов и флорилегия, когда они лечат оба, делают это. без ссылки одно надругое; в большинстве случаевограничиваются экссуффляцией и обычно довольствуются выдержками из авторитетных источников, особенно Исидора и Алкуина. Особенно было лапидарное замечание Исидора в «Этимология творчества» о том, что не человеческое существо исключено, а князь грешников, рожденный в грехе, - замечание, которое отозвалось эхом. Аргументы Августина против пелагиан о том, что не человеческий младенец (образ Бога) был атакован суфляцией, адьявол, обладатель младенца. Особеннобольшое влияние оказало краткое изложение Алкуина этого предмета, так называемого Primo paganus, который, в свою очередь, во многом зависел от Иоанна Диакона. Primo paganus лег в основе знаменитого кругового анкеты Карла Великого по крещению, что является частью его усилий по гармонизации литургической практики во всей его империи; и многие из семнадцати сохранившихся прямых или косвенных ответов на анкету перекликаются с Алкуином, делая процесс немногоповторяющимся, а тексты - немногоповторяющимся. Брат замечаний Алкуина, по сути проявляется выше в цитате из Либеллуса Магнуса Сенса, одного из респондентов. В анкете предполагалось, что изгнание кандидата на крещение обычно практиковалось - он просто спрашивает, какое значение придается практике:

«Что касается отречения от сатаны и всех его дел и помпезности, что такое отречение? и что это за дела дьявола и его помпезности? почему он дышит? (cur exsufflatur?), почему он изгнан? »

Большинство респондентов ответили, чтотак оно и было, когда дьявол был отправлен в бегство, можно было бы приготовить для входа Святого Духа.

В Англии

На другой стороне Ла-Манша, в англосаксонской Англии, суффляция регистрируется в собрании каролингских крещений епископа Вульфстана «Начало». de baptisma, и в двух основанных на нем словах (древнеанглийский ) проповедей, Quando volueris и Sermo de baptismate. «Incipit de baptisma» гласит: «Наего лице пусть крестное знамение будетсделано путем экссуффляции, чтобы дьявол был обращен в бегство, и был приготовлен вход для Господа нашего Христа». Среди собственно английских литургических текстов Папский (и сакраментальный) Леофрик X века предписывает вдувание крещеных, тройное вдыхание воды для крещения и «выдох» святого масла. В 11 веке Папский собор Солсбери (BL Cotton MS Tiberius C.1) и Папский собор Томаса Кентерберийского требуют инсуффляции шрифта; МиссалРоберта Жюмьежского (Кентербери)имеет стертую рубрику, где он, возможно, делал то же самое, а также имеет неразборчивую рубрику, где она, вероятно, направляет экссуффляцию катехуменов и старое здание ad caticuminium ex pagano faciendum, завершенное церемонией суффляции; и английский Ordo Romanus (BL Cotton MS Vitellius E.12) содержит тройную экссуффляцию крестителей. Различные тексты XII века включают в себя подписание и тройную экссуффляцию священного масла (Сарум),тройную экссуффляцию крещеных (Папские священникиЭли, Магдалины и Винтона) и инсуффляцию шрифта в modum crucis (Эли и Магдалина, которые следуют самыми поздними текстами). Таковы истоки позднесредневековых обрядов суфляции, в свою очередь, сохранились в упорядоченной форме в посттридентском католицизме.

Суффляция в протестантизме

Суффляция не длилась долго ни в одной из церквей, возникшей в результате судебных или радикальных преобразований. Первая попытка МартинаЛютера совершить крещальную литургию, Тауфбухлин (Taufbüchlein) 1523 года (переиздано в 1524 и 1525 годах), действительно сохранила многие позднесреднего ритуала, в Германии, включая тройную экссуффляцию. крестителей. Но в эпилоге Лютер перечислил церемонию среди адиафора - то есть несущественных черт, которые ничего не добавляли к значению причастия:

«Наименьшее значение придается этим вещам, а именно эту дышать под глазами, подписывать крестом, помещать в рот,пол уши и нос слюной и глиной, помазывать маслом грудь иплечи, подписывать верхнюю часть мир головы, облачаться в одежду для крещения и подачу горящей свечи в руку, и все остальное… люди, чтобы, чтобы приукрасить крещение. Ибо… это не те приемы, которых избегает дьявол ».

Лютеранский Страсбургский Тауфбухляйн от июня 1524 г., составленный помощником проповедника на основе средневекового обряда, используемого в Страсбурге, в сочетании с элементами обряда Лютера 1523 года, такжесохраненным крещением экссуфляции; то же самое произошло с Андреасом Осиандером в Нюрнберге в том же году.

Но после этого практика исчезла из лютеранства, да и вообще из протестантизма в целом. В раннем реформаторских обрядах Лютера в Англии (Молитвенник Томаса Кранмера 1549 года) и Швеции (Руководство Олавуса Петри ), несмотря на консервативную основу средневекового ритуала, сильный интерес последнего к экзорцизму как неотъемлемой части ритуалакрещения.

Аналогичным образом в швейцарской Реформации (цвинглианская / реформатская традиция), только самые ранние обряды сохраняют суффляцию, а именно церемонию, опубликованную Лео Джудом, пастором церкви Святого Петра в Цюрихе, в том же году (1523), что и первое руководство Лютера по крещению.

Суффляция в протестантско-римско-католических дебатах

Хотя суффляция не встречается в протестантской практике, она определенно проявляется в протестантской полемике, где она обычно рассматривается как противоречащая Писанию исуеверная (т. Е. С протестантской точки зрения, обычно Римско-католической) практики, и даже от одного запаха е чары или колдовство. Как таковое оно проявляется, например, в работе Генри Мора («Кембриджский платоник») о зле. Его аргумент по противопенменту аргумента Августина. Августин сказал пелагианам (перефразируя): «Вы видите, что мы изгоняем и изгоняем младенцев, прежде чем крестить их; поэтому они должны бытьзапятнаны грехом и одержимы дьяволом с самого рождения ». Фактически,больше ответов: «Младенцы не могут быть одержимыми дьяволом грешниками; поэтому церемониальное изгнание нечистой силы и экссуффляция - самонадеянность, пугающая и нелепость », одним словом« самые грубые и фундаментальные суеверия, похожие на магию или колдовство »:

« Вызывание дьявола из Младенца, который должен крестенца, показалось бы самому Младенцу ужасным, если бы он понял, в каком тяжелом положении его положениепоказывает его, в то время как он делает три Exsufflations на его лице, ииспользует экцистическую форму для изгнания мерзкого демона... И это много, если что-то не может показатьсяным женщинам в демона этой приближающейся тьме. Ибо, хотя это весело, священник имеет большую власть над Стигианский Дьявол, чтобы изгнать его из Младенца; тем не менее, некоторым меланхоличным женщинам, нагруженным суевериями, может быть грустно думать, что их никогда не уводят в постель, но ониизбавлены от дьявола и ребенок сразу. "

Суффляция также появляется вримско-католической антипротестантской полемике. Относительная древность практики и ее сильная поддержка стороны любимца протестантов отца ", Августина, сделал его естественные католические аргументы, которые противопоставляли протестантскую и апостольскую аргументы. Истинная церковь, апологетам римско-католической церкви, была бы:

«Церковью, которая проводила экзорцизм, отречение и отречение, которыесовершаются при крещении, священных церемониях и апостольской традиции...Церемонии крещения, всед ойл, соль, воск, свет, изгнание нечистой силы, крестное знамение, Эфета и другие сопутствующие слова ему вещи; чтобы засвидетельствовать... изгнанием нечистой силы, что крещение выводит vs из владения Диуэля <. 599>Это было аргументировано на том основании, что некоторые из этих данных

«Разные церемонии, объединенные в крещении, и таинства, такие ка» к изгнание нечистой силы, изгнаниенечистой силы, крещение и т.п. Св. Августина и других древних отцов... которыепрактикуются Первой церковью (которая истинной Церковью) и по сравнению с нашими обычными протестантами, легко покажут, что из двух, они или, делаем больше ставить под сомнение истинную Церковь древности ».

На что протестант ответил, что суфляция не была достаточно древней и не может быть доказана апостольской:

«Это было ясно, тогда не было четкой Традиции в Вопрос, возможно, в некоторых церквях естьобычаи, относящиеся к временам Апостолов, но ничего обязательного, нет АпостольскогоПредания. Но это было вспомогательное устройство, готовое всегда, когда они в нем нуждались; и С. Остин опровергал пелагианцев в «Вопросе о первородном грехе» с помощью обычаев экзорцизма и инсуффляции, которые, по словам С. Остина, пришли от апостолов по преданию, которое тогда было и сейчас невозможно доказать., что тот, кто утвердит это, получит только репутацию смелого и уверенного в себе человека ».

Суффляция оценена протестантскими критиками как иррациональная, таинственная инепонятная, что становилось все более факторами к концу 17-го века и начало Просвещения :

«Мистерия очень мало преобладала в первые сто или столетие лет после Христа; но во втором и третьем оно начало самоутверждаться посредством церемоний. Затем крещению были добавлены дегустация молока и меда, помазание, крестное знамение, белая одежда и т. Д.... Но в более поздние времена не было конца Светам,Экзорцизмам, Изгнаниям и многим другим экстравагантствам еврейского или языческогооригинала... ибо нет ничего подобного в Писаниях Апостолов, но все они явно содержат в Книгах язычников и их поклонения ».

Говорили, что это было человеческое изобретение, навязанное произвольное прихотью тиранического прелата против примитивной евангельской свободы церкви:

«[Какой-то епископ]... вздумал, что в крещении должно быть тринное погружение; другой - крестное знамение; другой елей смаслом; еще молоко и мед, и сразу после этого возложение рук; еще одна инсуффляция илидыхание на лицо человека, чтобы изгнать дьявола... Таким образом, я говорю, что наводнение отвратительных пороков, которое в настоящее время захлестывает и греческую, римскую церковь, постепенно нахлынуло именно на эту самую беду, которую вы сейчас ревностно поддерживаете, а именно, власть епископа определять обряды и церемонии в Церкви Церкви ».

На все это апологеты римско-католической церквиответили, что вдувание было не только древним и апостольским, но и практиковалось самим Христом:

«Когда Он [Христос] сказал это, он дунул на них и сказал им: примите Святого Святого Духа... "Когда пасторы нашей системы используют вдыхание или дыхание на кого-либо для подобного мистического значения, вы громко восклицаете: Суеверие, суеверие, обезьянье мимическое действие и т. Д."

Перспективы

Хотя литургическое суеверие почти исчезло, по крайней мере, в западных церквях,его возрождение немыслимо. Движения за возрождение литургии всегда, кажется, обращаются завдохновением к «классическому» катехуменату 4-5 веков. Инсуффляция действительно была введена в католический «новый катехуменат». Повторно импортированы даже в протестантские обряды за последние пару десятилетий. Возможно, еще более вероятно возрождение в контексте роста Римско-католической церкви в Африке и в Азии, где значимые в местном и культурном отношении частореволюционизировали практику, и где экзорцистическая функция крещения обрела новую практику жизнь. Например,чистая инсуффляция, очевидно, практикуется в Филиппинской независимой церкви, и Спинкс действует церемонию перед крещением, используемую в Шри-Ланке, в которой кандидаты поражают трость и их лица дышат. Неясно, представляет ли последний возрождение исторической суфляции или совершенно новый обряд, основанный на местном обычаях.

Значение и ассоциации

Существовало по крайней мере три вида ассоциаций, которые особенно повлияли на понимание литургическогосуффляции: библейские антецеденты; литургическая обстановка; и внелитургические (культурные) аналоги.

Библейские предшественники

Три библейских отрывка неоднократно повторяются на основе узкого дыхания вдыхания, и все они относятся к некоторому виду животворного божественного дыхания. Первым и наиболее часто цитируемым является Бытие 2: 7 ( перекликается с Премудростью 15:11 и Иов 33: 4 ), в котором Бог сначала создает человека и вдыхаетв него ему дыхание жизни, чтобы (как позже истолковали этот отрывок) человеческую душу. Второй отрывок, Иезекииль 37: 9, пророчески переосмысливает отрывок из Бытие, предвидя, что Бог воскресит мертвые кости изгнанного Израиля посредством своего животворящего дыхания. И, наконец, в Иоанна 20:22 Христос представлен как передающий Параклет своим ученикам и таким образом, инициирующий уполномоченную церковь, дыша на них, здесь тоже, очень возможно,снеявной ссылкой на оригинальное творение. Эти два отрывка были явно связаны в более поздней христианской экзегезе: то же самое дыхание, что создало его, воссоздало его.

"[Инсуффляция] означает вдувание, Быт. 2. 7. Это показывает, что душа человека не от земли, как его тело, но из ничего, посредством вдувания Бога, и таким образом отличается от земли. 3. 21. Этослово также используется, когда Христос, чтобы сотворить людей новыми созданиями, вдохновил своих Апостолов Святым Духом, Иоан.20.21. "

" Господь Бог, говорит Текст, сформировал человека из праха земного и вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой.Его тело было сотворено из земли, а его душа - дыханием Бога... Мы не должны понимать это грубо, ибо поэтому Дыхание не приписывается Богу, который является простым и совершенным Духом; но... как образное выражениетого, как Бог сообщает человеку этот внутренний Принцип, посредством которого он живет и действует не только вместе с другимиживотными,но и в некоторой степени выше их..… Образованный П. Фагиус обращает внимание на три вещи в Тексте Моисея, которые действительно заключают Бессмертие ду ши человека. I. Инсуффлатио илла Деи: Т. О его вдохновении от Бога говорится: Ибо тот, кто вдыхает в другого, вносит ему жидкость de suo в некотором роде: И поэтому, говорит он, когда наш Б. Спасительпередавал свой Дух своим ученикам, он делал это с помощью инсуффляции, дыша на них, тем самым означая, se Divinum de suo quiddam ill is contribuere [то есть, что он сам был божественен и вливал в них что-то свое] ».

Ассоциации с творением, возрождением, посвящением и возрождением созданное этими отрывками Священного Писания, подходящее вдохновение для роли в крещении, поскольку оно чаще всего рассматривается: как образ воды творения (над которым размышлял Дух); как образ утробывозрождения; и как образ (в метафоре св. Павла ) гробницы, в которую христианин присоединяется к Христу в нисхождении, и из которойхристианинтакже присоединяется к Христу в восхождении, мертвых для старой жизни, но оживающих снова в Христос.

Существуют также библейские предшественники экссуффляции, собственно говоря, изгнания нечистой силы, особенно многочисленные отрывки из Ветхого Завета, в которых «дыхание Бога» является средством или символом не жизни, асмерти и разрушения - выражение гнева Бога : «от дыхания Бога они погибнут / и от взрыва гнева Его они истреблены» (Иов 4: 9, RSV). Таже силаметафорически приписывается Христу: «Откроется беззаконник, и Господь Иисус убьет его дыханием уст Своих» (2 Фессалоникийцам 2: 8, RSV). Еще менее очевидные отрывки могли быть связаны с литургической экссуфляцией., например, интерпретирует Псалом 34 (Vulg. 35): 5 как описывающий судьбу извергнутых дьяволов: «« Да будут они, каксолома на ветру, когда ангел Господень гонит их! »И apocryphal Деяния Фомы описывает церемонию крещения, которая, хотя и не содержитявногообряда дыхания, может подразумевать: «Да явится дар, которым ты, обрушившись на врагов твоих, сотворил их отступите и упадите вниз головой, и пусть он живет в этом масле, над которым мы называем твое святое имя ».

Дыхание Бога может быть огненным, поглощая все, к чему прикасается:« Я дую на тебя огнем мой гнев »(Иезекииль 21:31,RSV). Некоторые из интерпретаций экссуффляции могут отражать это. Кирилл Иерусалимский, например, когда он обсуждает экссуффляцию в своих катехизических проповедях, толкует литургическую практику в терминах огня:

«Дыхание святых и призыв имени Бога, как сильнейшее пламя, опаляют и изгоняют злых духов».

Огонь остается темой в более поздних литургических изгнаниях бесов, как Никита, как сообщается, «очищаются экзорцизмом, как огнем»: «мы выступаем против тебя,дьявол, духовными словами и пламенная речь; мы зажигаем укрытия, в которых вы спрятаны ».

Литургический контекст

Что еще болееважно, возможно,огонь физически и символически связан с суфляцией из-за традиционного размещения крещения в пределах Пасхальное бдение - обстановка, наполненная символикой света и огня: благословение пасхальной свечи, зажжение «нового огня» и пение Exultet и Люмен Кристи. Тесная связь между божественным дыханием ибожественным огнем проявляется в наиболее наглядной форме во время благословения шрифта, в котором, согласно большинству приказов, свечаопускается в купель. вто время как священник заявляет, что сила Святого Духа сошла в воду: удушение купели в большинстве случаев непосредственно предшествует или сопровождает погружение свечи. Их тесную связь можно снова проиллюстрировать из проповедей крещения Вульфстана:

"Дыханием, которым дышит священник, я Когда он благословляет купель,дьявол сразу же изгоняется из нее. И когда священник окунает освященную свечу в воду, тогда эта вода сразу же наполняется Святым Духом ».

Подобные соображения тесносвязаны с образами света и тьмы, особенно с движением крестителя из царства тьма в царство света (очень распространенная тема) и знамению креста (очень распространенное действие), среди других, которые можно упомянуть. Иоанн Диакон использует светлые и темные образы, чтобы объяснить экссуффляцию в экзорцизме как переход :

Изгнанный человек подвергается изгнанию, чтобы... будучи освобожденным от власти тьмы, он мог быть переведен в царство... Бога.

Так жеи Августин ("Церковь изгоняети изгоняет [ младенцы], чтобы изгонялась из них сила тьмы "), и Исидор (" Сила дьявола... иссякла в них, так что... избавившись от власти тьмы, [они] могут быть переведенны м в Царство Господа их ").

И как Что касается подписи (знака креста), то в западных текстах, начиная с Геласианского сакраментария, один жест почти всегда предшествует (или предшествует и следует) за другим, и их значение часто дополняет, если не идентичный. В обсуждениилитургии крещения РабаномМавром, например, говорится, что изгнание изгоняет дьявола, подписание, чтобы удержать его от возвращения. Два знака часто совмещают, дует в виде креста, например. в описании Иакова Эдесского, в современном коптском обряде, в Ордо Романус XXXI конца 9-го века, в англосаксонских проповедях Вульфстана иих континентальных источниках, в 10-м веке. -вековые амброзианские обряды для катехуменов и купели, в катехуменальных ритуалах СевернойИталии 11-го века, в английскихпонтификах 12-15 веков, в Сарумском миссале и в римском понтифике 13-го века.

Внелитургическое (агиографическое и магическое) употребление

святоотеческий период

Некоторые отцы церкви намекают на то, что христиане имели привычку дышать (или шипеть) злых духов как признанный актотвращения или отталкивания, даже помимо церковных церемоний. Тертуллиан, пожалуй, лучший свидетель. Кажется, он говорит овнетолитургическом изгнании демонов посредствомэкссуффляции и подписания, когда заявляет, что боги, отвергнутые христианами, изгоняются из человеческих тел «нашим прикосновением и нашим дыханием» и, таким образом, «переносятся» прочь мыслью и видением огня [суда] ". Он говорит об обычном жесте отвращения, когда спрашивает христианского торговца благовониями ( которого считают лицемером, потому что он продает благовония для политеистических жертвенников): «Я спрашиваю, какими устамион будет плевать и дуть раньше дымящиеся алтари,которые он сам устроил? С каким постоянством он [таким образом] будет изгонять своих приемных детей? " А его замечания жене об опасностях смешанного брака предполагают, что экссуффляция была чисто христианской практикой: «[Если вы снова выйдете замуж за нехристианина], не заметите ли вы, когда подпишете своюкровать или свое тело? сдуть какую-то нечистоту? Когда даже ночью ты встаешь, чтобы помолиться? »

Если бы такой обычай действительно существовал, это прояснило бы, что он стоял перед Святым Госвином и говорил:« Конечно, ты видишь, что Я есмь Христос… »и… поэтому Святой Госвин энергично истязал, сказав «отойди, враг…», и немедленно… дьявол исчез ». Святая Иустина, как сообщается, аналогичным образом разоблачила серию все более изощренных и могущественных демонов, в конце концов расплавив самого князя демонов:« дует на e devil, she immediately melted him like wax and … felt herself freed from all temptation." And Saint Felix is said to have dest royed idols and uprooted sacred trees by like means.

The breath of the saints was credited with healing, as well as exorcistic, powers from an early period. Gregory of Nyssa says of Gregory Thaumaturgus ('Gregory the magician') that he needed to resort to "no finicking and laborious" magic, but "there sufficed, forкак изгнание демонов, так и исцеление телесных недугов, дыхание его уст ". Подобные силы приписываются ирландским святым: зажигать лампы, исцелять немоту. Эта тема также сохраняется в более поздних агиографических и квази-агиографических текстах, появляется, например, в Estoire del saint graal как средство, благодаря которому сумасшедший чудесным образом восстанавливается. Среди английских текстов Феликс «Жизнь святого Гутлака рассказывает, что для того, чтобы оказать помощь мальчику, страдающему безумием, он «омыл его водой из священной купели и, вдыхая ему в лицо дыхание исцеления [или« духа спасения »], отогнал от него всю силу злого духа», иллюстрируя трудность отличия исцеления от экзорцизма в эпоху, когда безумие приписывали одержимости демонами. Чудо, которое епископ Иоанн совершил, согласно Беде от имени, является еще одним примером, поскольку оно включает суфляцию, которая, по-видимому, была экзорцистской, катехизической и одновременно лечебные.

Магия и народная медицина

Тертуллиан заметил жене о христианских практиках: «Неужели вам не кажется, что вы занимаетесь магией? в глазах неверующего.

Цельс (согласно Оригену ) сообщает об использовании экссуффляции египетскими магами. Плотин, кажется, атакует его использование римлянами ед. В одной из сказок Люциана упоминается халдейский колдун, борющийся с вредителями, который, дуя на них, заставляет исчезать жаб и змей. это можно увидеть самого Иисуса как сверхъестественного целителя (Христа Иисуса, сына Бога), во многих популярных событиях, в которых он постоянно исцеляет многих слепых, хромых, калек, прокаженных, калек и даже вызывает собственное воскресение, просто назвать несколько. В одном случае Иисус использовал свою слюну, чтобы исцелить глаза слепого от рождения человека, вызванный грехами его родителей;. Однако, что касается магии, то в Сирии церемониальное дыхание стало формализованным как часть обряда посещения больных. Ефрем Сир советует, что «если лекарство подействует на вас, когда вы заболеете,« посетители »помогут, будут молиться о здоровье, и одиниз них будет дышать вам во рту, другой подпишет вас [с знаккреста] ».

Если это было изначально христианским (необходима цитата), католическим или из языческих практик, сообщалось о почти подобных методах исцеления, продолжающихся до наших дней: в Вестфалии исцеление раны от тройного подписания и тройного крестообразного суффляции или отэкссуффляции, сопровождаемой рифмованным заклинанием; а в Голландии - облегчение зубной боли аналогичными средствами. Согласно Дрекслеру, «болезниуносятся дыханием. Если ребенок ударился, можно трижды подуть вэто место, и он «улетит» ». Ожоги и состояния, напоминающие ожоги в некоторой степени, такие как лихорадка, фурункулы, боли в горле и сыпь, естественно, наиболее частыми объектами обдува среди современных народных средств, например, Шетландское лекарство, которое требует трижды подутьна ожог при чтении заклинания « Вот и я вылечить ожог ». / Если бы мертвые знали, что терпят живые, / Обожженная рана больше не горела бы ». Но все,от желтухи, судорог и колик до невезения и злых чар, очевидно,можно облегчить легким подуванием. Уолтерс указывает, что экзорцистический обдув все еще (в 1935 году) присутствовал в обычае обдува хлеба, который собирается съесть. Более того,

Сириец дует на своего ребенка, чтобы отвести сглаз. Некоторые все еще. трижды обдувают страннуюложку перед тем, как использовать ее, а на Аляске лекарь. дует в нос и рот пациента, чтобы изгнать демона болезней.

Наконец, в одном американце.Пример суеверия, явно полученный из литургического употребления:сказано, что если при крещении повернуться к двери и трижды ударить, можно успешно предотвратить дьявола между младенцем и жертвенником.

Ссылки

  1. ^Инсуффляция (от латинского словарных элементов, означающих «дуть») и экссуффляция («дуть») часто не могут бытьразличимы в употреблении, и поэтому рассматриваются вместе в этой статье.
  2. ^См. Франц Йозеф Дёльгер, Der Exorzismus im altchristlichenTaufrituel, Studien zur Geschichte und Kultur des Altertums 3 (Падерборн, 1909), гл. 7 «Die Exsufflatio» (стр. 118–130); Эдмон Мартен, De antiquis ecclesiae ritibus libri tres (Венеция, 1763 г.), I.1.viii-xiv ("Ritus instituendi catechumeni"); Рудольф Сунтруп, Die Bedeutung der liturgischen Gebärden und Bewegungen in lateinischen und deutschenAuslegungen des 9. bis 13. Jahrhunderts (Мюнхен, 1978), стр. 307–310; и Генри А. Келли, Дьявол при крещении: ритуал, теология и драма (Итака, 1985).
  3. ^Наряду с Martène и Suntrup (упомянутыми выше), удобныеколлекции иллюстративного материала, включая WG Henderson, ed., Manuale et Processionale ad usum insignis Ecclesiae Eboracensis, Surtees Society Publications 63 (Durham, 1875–1874), особенно III Приложение « Ordines Baptismi "[цитируется ниже как York Manual]; Джозеф Алоизий Ассеманус,Codex liturgicus ecclesiae Universae, I: De Catechumenis и II: De Baptismo (Рим, 1749; перепечатано в Париже и Лейпциге, 1902); Дж. М. Нил, изд..,«Древние литургии галликанской церкви... вместе с параллельнымиотрывками из римских, амброзианских и мосарабских обрядов» (Лондон, 1855; округ Нью-Йорк, 1970); Энцо Лоди, Enchiridion euchologicum fontium liturgicorum (Рим, 1978); Йоханнес Куэстен, изд., Monumenta eucharistica et liturgica vetustissima, Florilegium Patristicum tam veteris quam m edii aevi auctores completectens, изд. Бернхард Гейер и Йохан Зеллингер, фас.7 в 7 частях (Бонн, 1935-1937); Э. Уитакер, Документы К. крещальнойлитургии, 2-е изд. (Лондон, 1970); и Томас М. Финн, Раннее христианскоекрещение и катехуменат: Италия, Северная Африка и Египет (Collegeville, MN: Liturgical Press, 1992).
  4. ^Ф. Л. Кросс, изд., Оксфордский словарь христианской церкви, 3-е изд., Ред. Ф. Л. Кросс и Э. А. Ливингстон (Оксфорд, 1998), s.v. "инсуффляция", стр. 839.
  5. ^Оксфордскийсловарь христианской церкви, 3-е изд., 840. О маронитском обряде, заимствованном из древней сирийской литургии, см. Тайны посвящения, крещения,конфирмации, причастия согласно Маронитской Антиохийской церкви (Вашингтон,Округ Колумбия, 1987 г.); резюмировано Брайаном Д. Спинксом, Ранние и средневековые ритуалы и богословие крещения..., (Aldershot, Hants., 2006), 89-91.
  6. ^Ежедневный миссал Святого Андрея..., Дом Гаспар Лефевр (Брюгге [Бельгия]: Biblica, 1962), 492 [литургия на пасхальномбдении].
  7. ^Миссал Святого Андрея (Брюгге, 1962 г.), 1768 г. [обряды крещения].
  8. ^П. Pashini, et al., Ed., Enciclopedia Cattolica (Florence,1949-1954), s.v. "insufflazione", стр. 55-56. Количество Нил, Древниелитургии Галликанской церкви..., стр. 266, примечание м; Уитакер, Документы крещальной литургии, стр. 256; Келли, Дьявол при крещении, стр. 235. Дегер, Der Exorzismus im altchristlichen Taufrituel, p. 130 аналогичным образом проводит различие между экссуффляцией и «ореолом»; иSuntrup, Die Bedeutung der liturgischen Gebärden, стр. 307 предупреждает, что различие трудно поддерживать. Епископальный словарь церкви, с.в.инсуффляция (по состоянию на 14 января 2007 г.) также говорит, что «различиемежду инсуффляцией и экссуффляцией не всегда сохранялось». И Оксфордский словарь христианской церкви, 3-е изд., Стр. 839, довольствуется приданием как вдохновляющего («символизировать влияние Святого Духа»), так и экзорцистического («изгнание злых духов») значений под однимзаголовком «вдыхание».
  9. ^Patrologia Latina, 102: 982D.
  10. ^Кирилл Иерусалимский, Эдвард Дж. Ярнольд (Лондон: Рутледж, 2000), стр. 203.
  11. ^ Дата спорная. Текст обычно связан с практикой в ​​Риме и датируется в своейранней начала III века. Но сохранившийся текст фрагментарен многие части сохранились в более поздних версиях на нескольких разных языках. Глава 20, соответствующая глава, возможно, относится к IV веку (см. Максвелл Э. Джонсон, Обряды их христианского посвящения: эволюция итолкование (Колледжвилл, Миннесота: Liturgical Press, 1999), 78-81). Стандартную реконструкцию текста см. Бернар Ботт, La "Апостольская традиция",42–45 (глава 20). Уитакер, Документы, стр. 4, перепечатывает перевод ГрегориДикса, Трактат об апостольской традиции, стр. 32 (раздел xx.8). Ботте переводит коптский оригинал отрывка суффляции как «exsufflet», хотя Келли («Дьявол в крещении», стр. 87) указывает, что значение этого жеста неясно. Джеффри Камминг дает более нейтральный перевод«дышите»: Ипполит: текст для студентов (Bramcote, Notts, 1976), стр. 18, как более подробно воспроизводится ниже.
  12. ^Перевод Куминга, перепечатанныйМаксвеллом Джонсоном, Обряды христианского посвящения, с. 74.
  13. ^Почтиповсеместно. Например. (1) в Египте: Каноны Ипполита, Канон 19 (или §110), пер. Riedel 211, Achelis 93, Whitaker 88; Переводы Хорнера эфиопской, арабской и сахидской версий можно найти на стр. 152, 252 и 316. (2) В западной Сирии: Кирилл, Прокатехизация, гл. 9, изд. Ф. Л.Кросс, Лекции св. Кирилла Иерусалимского о христианских таинствах: «Прокатехизация» и «Пять мистических диалогов» (Лондон, 1951), 5-6, пер. 45 = Patrol ogia Graeca 33: 347-50 (переведен также Э. Х. Гиффордом, Катехетическиелекции, Никейские и постникейские отцы, 2-я серия (Нью-Йорк, 1894 г.), 3); и Testamentum Domini nostri Jesu Christi, изд. и транс. Игнатий Эфрем II Рахмани (Майнц, 1899), 125, 127 (rpt. Quasten, Monumenta, 5: 266-67. (3) В Испании: Isidore, De ecclesiasticisofficiis II.xxi.3, ed. CM Lawson, CCSL 113 (1989), 96/21 (Patrologia Latina 83: 815A; пер. Whitaker, 117); испанские обряды в целом обсуждаются Келли,234-36 и 244-52. (4) В северной Италии: см. Kelly, 232-34 и 236-38; Уитакер,143; и Сирил Ламбот, изд., Северо-итальянские службы XI века, Общество Генри Брэдшоу 67 (Лондон, 1931 - 1928), 5, 6, 16. (5) В византийских и других восточных обрядах: см., Например, Лоди, 1303 (§ 2925) и Уитакер, 74; восточные обряды подробно рассматриваютсяКелли, 136-200. (6) В римской Северной Африке: Августин является наиболее важным свидетелем; Также Quodvultdeus, De Symbolo III.1.3, изд. Р. Браун,CCSL 60 (1976), 349 (Patrologia Latina 40: 661).
  14. ^Константинопольский собор (381 г. н.э.), Canon VII, изд. П. Таннер, Указы Вселенских соборов [на основе текста Г. Альбериго и др. Л.] (Лондон, 1990) 1:35: «Мы изгоня ем их, трижды дыша их лицами и ушами ». Этот канон, очевидно, является дополнением 5-го века: см. Келли 144, Таннер 1:22,примечание 8.
  15. ^Например. в Геласианском сакраментарии, изд. Л. К. Мольберг, Liber Sacramentorum Romanae Aeclesiae Ordinis Anni Circuli... (SacramentumGelasianum), Rerum Ecclesiasticarum Documenta, Serie maior, Fontes, 4 (Рим, 1981),93 (§598) (пер. Whitaker, 192); и Фульда Сакраментарий, изд. Грегор Рихтер и Альберт Шенфельдер, Sacramentum Fuldense Saeculi X, Quellen und Abhandlungen zur Geschichte der Abtei und der Diözese Fulda 9 (Fulda, 1912), rpt. Общество Генри Брэдшоу 101 (1977 по1972-7) 354 (§2723). Cp. Ассемани, 1:20.
  16. ^У Дионисия De ecclesiasticisierarchiis 2.6 (Patrologia Graeca 3: 395/6: B); rpt. Quasten, Monumenta, 6: 281;пер. Whitaker, 57. В Ephraem Syrus, In secundum adventum domini, цитируется Келли,135, примечание 30. И в византийском обряде (см. Whitaker, 70, 77). Информацию о западных источниках см. Ниже.
  17. ^Очень часто, например, в византийском обряде (Уитакер, 80); (миланское) амброзианское руководство (Уитакер, 138, 145); другие северныеитальянские обряды (Ламбот, 33); Liber Ordinum (изд. Férotin, 29; пер. Whitaker, 118); Missale Gothicum; григорианский сакраментарий (Адриан); Ordo Romanus L; и вSarum Missal (изд. J. Wickham Legg (Oxford: Clarendon, 1916; rpt. 1969), 129) и другихтекстах на английском языке (см. ниже).
  18. ^В «Руководстве Амброзиана» (Келли, 228) и у Берольда (Милан, 12 век; пер. В Уитакере, 149).
  19. ^В византийском обряде (Уитакер, 81); в эфиопском обряде (A. Salles, пер., Trois antiques rituels du baptêm e, Sources Chrétiennes 59 (Paris, 1958), 50); в нескольких Ordines Romani (например, Ordo XXIV 18, Ordo XXVII 31, Ordo XXVIII 22, все под ред. МишеляАндрие, Les Ordines Romani du Haut Moyen Âge, том 3, Spicilegium Sacrum Lovaniense, Études etDocuments, fasc. 24 (Louvain), 1951), 291, 354, 396; также в Ordo, цитируемом Амалариусом, Liber Officialis, I.xii.27-8, изд. Жан-Мишель Хансенс, Amalarii Episcopi Opera Liturgica Omnia, vol. 2, Studi e testi 139 (Ватикан, 1948 г.), 75–76; и вдевяти английских понтификациях XII века, напечатанных как Приложение 3.1 к Bainbridge Pontifical (WG Henderson, ed., Liber Pontificalis Chr. Bainbridge Arch iepiscopi Eboracensis, Surtees Society Publications 61 (Дарем, 1875–1873), 254, 256).
  20. ^ИоаннДьякон, Epistola ad Senarium, изд. А. Вильмарт, "Analecta Reginensia (НДС. Рег. Лат. 69)", Studi e testi 59 (1933), 172; пер. Whitaker, Documents of the Baptismal Liturgy, 155.
  21. ^FE Warren, Liturgy and Ritual of the Celtic Church ( Oxford, 1881; rpt., Вступление Джейн Стивенсон), Woodbridge, Suffolk, 1987), 209; Миссал Стоу, изд. Джордж Ф. Уорнер, Общество Генри Брэдшоу, 32 (Лондон,1915), 25.
  22. ^Нил, Gallican Liturgies, 97; или LC Mohlberg, ed., Missale Gothicum, Rerum Ecclesiasticarum Documenta, Series Maior, Fontes 5 (Rome, 1961), 67.
  23. ^Neale, Gallican Liturgies, 266
  24. ^Fulda Sacramentary, 332 (§2631) и 343 ( §2679-80).
  25. ^Ламбот, North Italian Services, 5, 11, 16, 33.
  26. ^Жан Дешюсс, Le SacramentaireGrégorien, vol. 1, Spicilegium Friburgense 16 (Фрибург, 1971), 188; Рубрика здесь реконструирована Дешюсом из множества вариантов. О приписывании дополнения кАдриану Бенедикту см. Deshusses, 1: 63-7 и т. 3, Spicilegium Friburgense 28 (Fribourg, 1982), 66-75, атакже его более ранняя статья «Le 'Supplément' au sacramentaire grégorien: Alcuin ou S. Benoît d'Aniane?» Archiv für Liturgiewissenschaft 9.1 (1965): 48-71.
  27. ^Ordo L, xxxix.50; Мишель Андриё, изд., Les Ordines Romani du Haut MoyenAge, т. 5, Spicilegium Sacrum Lovaniense, Études et Documents, fas. 29 (Louvain, 1961), 281.
  28. ^Ordo L, xx.5; Андрие, 5: 131. Этот участок, вероятно, также былнайден в Ордо XI, согласно Андрие (2: 376).
  29. ^См. Жан-Поль Бухо, «Explications du rituel baptismal à l'époque carolingienne», Revue des études augustiniennes 24 (1978): 278-301; и Сьюзан А. Киф, "Выставки крещения Каролингов: Список трактатов и рукописей", в Каролингских эссе, изд. Ута-Ренате Блументаль (Вашингтон, округ Колумбия,1983), 169-238.
  30. ^Андре Вильмарт, «Une catéchèse baptismale du IX siècle», Revue Bénédictine 57 (1947): 199 (Киф, «Экспозиции», текст 50).
  31. ^Например. в текстах Кифа 34/6 и 3: Жан-Поль Бухо, "Alcuin et le 'De Catechizandis Rudibus", "Recherches August iniennes 15 (1980): 224; и Wilmart, Analecta, 158.
  32. ^Sciendum est quod non creatura Dei in infantibus exorcizatur aut exufflatur, sed ille sub quo sunt omnes qui cum peccato nascuntur; есть enim princeps peccatorum. VI.xix.56; изд. В. М. Линдси (Оксфорд, 1911).
  33. ^Комментарии Алкуина в в в в в. в двух подлинных письмах (число 134, Одвину и 137, монахам на юге Франции), изд.Эрнст Дюммлер, Epistolae Karolini Aevi, 2, MGH Epistolae 4 (Берлин, 1895 г.), 202 и 214; и в третьемписьме сомнительной подлинности Patrologia Latina 98: 938B. Эти три буквы почти дословно идентичны в своем описании экссуффляции: Primo paganus catechumenus fit, Accedens ad baptismum; ut renuntiet maligno spiritui et omnibus eius pom pis; Exsufflatur eius pompis; Christo Demo nostroitro, 214 Keefe text 9, Bouhot, 280–82.
  34. ^Различные ответы см. Уилмарт, 154; Бухо, 286–93; и Киф, пасс им.
  35. ^ Либеллус из Магнуса Сенса - это текст Кифа 15 (Bouhot, 287).
  36. ^См. Джойнт Фишер, «Христианскоепосвящение: крещение на средневековом Западе» (Лондон, 1965), 59. Текст (текст Киф 14; Бухот, 286) легко доступен в издании Дороти Бетурум Проповедей Вулфстана (Оксфорд, 1957), 302-3 и менее легко в Жан-Мишеле Хансенсе, Амаларии...опера 1, Studi e test 138 (1948), 235-6.
  37. ^In cuius... facie sacerdote per exsufflationem signum crucis sit, ut effugeto diabolo, Cristo Domino nostro prepareturintroitus. Вульфстан, Попробуйте, изд. Bethurum, Homily VIIIa (стр. 169, лл. 8-10). отношения междуэтими тремя пьесами см. стр. 302-4. О параллельных отрывках в народных проповедях см. Проповедь VIIIb (стр. 172, лл. 14-22) и проповедь VIIIc (стр. 176-7, лл. 29). -35).Коллекция Вульфстана. Он основан на разнообразныхкаролингских источниках, но в этом отрывке цитируется почти дословно De Ordine Baptismi Теодульфа Орлеанского (еще один ответ Карлу Великому, производный от Алкуина; Keefe text16), изд. в Patrologia Latina 105: 225B.
  38. ^Ф. Э. Уоррен, изд., Миссал Леофрика, использовавшийся всоборе Эксетера во время епископата его первого епископа, 1050-1072 гг. (Оксфорд, 1883), 236-37, 259. Этот текст, однако, может быть основан на Континент: см. HMJ Bantin, Два англосаксонских папы, Общество ГенриБрэдшоу 104 (Лондон, 1989), xxiii-xxv. Современный и истинно английский Эгберт Папский из Йорка не регистрирует суффляции.
  39. ^В. Г. Хендерсон, изд., York Manual, 144, 136, 133, 142;Х. А. Уилсон, изд., Миссал Роберта Жюмьежского, Общество Генри Брэдшоу 11 (Лондон, 1896 г.), 93, 98, 101.
  40. ^См. Папский собор Бейнбриджа, приложение 3, 254; York Manual, 147, 149.
  41. ^Произведения Лютера 53: 103, Weimar Ausgabe 12:48; цитируется в Spinks, Reformation and Modern Rituals, 10.
  42. ^Текст в F.Хуберт, Die Strassburger liturgischen Ordnungen в Zeitalter der Reformation (Геттинген: Vandenhoek und Ruprecht, 1900), 25 и далее; перевод в Фишере, Христианское посвящение: период Реформации, 30–33.
  43. ^Фишер, «Христианское посвящение», 18. Зависимость Шварца и Осиандера от Лютера проявляется в использовании им отличительной рубрики «дыши под глазами», что нет в средневековых обрядах.
  44. ^Для удобного сравнения см. Руководство Олавуса Петри, 1529, изд. Эрик Э. Йелвертон (Лондон: СПКК, 1953), стр. [110].
  45. ^Английский перевод в Фишере, «Христианское посвящение: период реформации», 126 и далее.; кратко обсуждается в Спинкс, Реформация и современные ритуалы, 31, иполностью в Х. О. Олд, Формирование реформатского обряда крещения в шестнадцатом веке (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans,1992).
  46. ^Генри Мор, Скромное расследование тайны беззакония (Лондон, 1664 г.), 68.
  47. ^Жак Дэви дю Перрон, ответственного выдающего Кардинала Перрона ответу величайшего короля Великого Британии ( Дуэ. 1630) 72.
  48. ^Хамфри Лич ; Робертонс, Dutifull и соответствующие соображения по четырем главе доказательств и судебных разбирательств в религии... Покойныйсвященник и проповедник в Англии (Сент-Омер, 1609), 210
  49. ^Джереми Тейлор, Трактаты о 1 Свобода пророчествовать, 2.Молитва ex tempore, 3. Епископство: вместе с проповедью, прочитанной в Оксоне.... (Лондон, 1648), 87
  50. ^Джон Толанд, Христианство не таинственно, Или, Трактат, показывающий, что в Евангелии нетничего противоречащего разуму и выше его и что никаким христианская доктрина не может быть должным образом названа тайной (Лондон, 1696), 163–165.
  51. ^Михей Тугуд, Несогласиес Англиканской церковью полностью оправдано, 5-е изд. (Лондон, 1779), стр. 145
  52. ^Джеймс Мамфорд, Католическийсценарист, или призыв римских католиков, 4-е изд. (Лондон (?), 1767), стр. 86.
  53. ^Питер Джаггер, Христианское посвящение 1552-1969... (Лондон, 1970), 292. Это в основном римский обряд с некоторымиангликанскими чертами.
  54. ^Спинкс, Реформация и современные ритуалы, 203, со ссылкой на Фрэнсиса Викремесингхе, «Азиатское инкультурирование литургии крещения», в издании Дэвида Р.Холтона, «Растущая в новизне жизни» (Торонто: Англиканский книжный центр, 1993), 213-217.
  55. ^«Он не смог узнатьтого, кто сформировал его активный душой и вдохновил на него живой дух [Vulg. 'Инсуффлавит эи духи виталем'] »Мудрость 15: 10-11 (RSV); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дает мне жизнь»Иов 33: 4 (RSV). Cp. Псалом 33: 6.
  56. ^«Приди от четырех ветров, о дыхание, и дыши на этих убитых [Vulg. «Инсуффла супер интерфектос истос»], чтобы они могли жить... И дыхание вошло вних, и они жили, и стояли. на ногах их »Иезекииль 37: 9-10 (RSV).
  57. ^«Он дунул [на них?] [Vulg. Инсуффлавит] исказал им: примите Духа Святого »» анна 20:22 (RSV).
  58. ^Томас Уилсон, изд. Джон Багвелл, Полный христианский словарь, в котором полностью раскрыты, выражены, объяснены значения и нескольковариантов всех слов, упомянутых в Священных Писаниях Ветхого и Нового Завета... (Лондон, 1661) с. 337.
  59. ^Бенджамин Кэмфилд, Богословский дискурс ангелов и их служений, в которомскромно обозначает их существование, природа, число, порядок и должности…. (Лондон, 1678) 184-185.
  60. ^Римлянам 6: 3-5.
  61. ^Ср. Исайя 11: 4 («дыханием уст его он убьет нечестивых»).
  62. ^Псалом 34: 5 (RSV) (Вульг. 35: 5); Джесси Амьенский, Patrologia Latina 105: 786D.
  63. ^Деяния Томаса, §157; пер. вновозаветных апокрифах, изд. Эдгар Хеннеке; rev. Вильгельм Шнемельхер; пер. Р. МакЛ. Уилсон (Кембридж, 1992), 2: 401. Библейский намек, очевидно, относится к Иоанна 18.6.
  64. ^Вульг. "In ignefuroris mei sufflabo in te." Cp. огненно-серное дыхание Бога в Исаии 30:33.
  65. ^Catechesis XX.3, Patrologia Graeca 33:1079/80; пер. Гиффорд, 147. В докатехетических лекциях он, кажется, сочетает огонь гнева Божьего и библейский мотив огня очистителя (Малахия 3: 2, 1 Петра 1: 7, Откровение 3:18): «какювелир...., как будто он дышит золотом, спрятанным в дупле кузницы, стимулирует пламя, которое воздействует, и таким образом получает то, что он ищет; Прокатехизация §9; изд. Ф. Л. Кросс, 5-6 ( Patrologia Graeca 33: 347 / 8-349 / 350); Крест, 45.
  66. ^Цитата Никиты в Bouhot, De catechizandis rudibus, 225 (§67).
  67. ^Liber Ordinum, изд. Феротен, 75; пер. У Келли, 248 (ср. 237–37). Ср. Ламбот, North Italian Services, 16.
  68. ^Амалариус, Liber Officialis, I.xxv.2 (изд. Hanssens, 2: 134 -5) и I. xxvi (2: 136-8); Gellone Sacramentary, ed. Дюма, 99 (§704d); многие рукописи Адриана (изд. Deshusses 1: 188, §374e); Ordo Romanus L XXXIX.50 ( изд. Андрие 5: 280-1); Миссал Роберта Жюмьежского,98-9; York Manual, 15, 136 *, 144 *, 149 *, 153 *; Сантруп, 417-8.
  69. ^Wulfstan, Homily VIIIb (изд.. Bethurum, стр. 173,лл. 39-43); ср. Проповедь VIIIa (с 170, лл. 36-40) и Проповедь VIIIc (с. 179, лл. 73-6).
  70. ^Уилмарт, 172; отсюда и во многих каролингских выставках, например в тетради Кифа 32,изд. Фридрих Штегмюллер, "Bischof Angilmodus über die Taufe...", Römisch е Quartalschrift für Christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte 52 (1957): 20; и текст 25, трактат архиепископаЛионского Лидрада, Patrologia Latina 99: 856D.
  71. ^Contra Julianum (opus imperf.) 1.50, изд. Микаэла Зельцер, CSEL 85/1 (Вена, 1974), 43 (Patrologia Latina 45: 1073) Ср. 3182, CSEL 85/1, 482 (PL 45: 1323); Contra Julianum 1.4.14 (PL 44: 649), 1.5.19 (PL 44: 653), 3.3.8 (PL 44: 705), 3.5.11 (PL44: 707-8) и 6.5.11 (PL 44 : 828-9); и Ennarationes в Псалме 76.4, изд. E. Dekkers и J. Fraipont, CCSL 39 (1956), 1055.
  72. ^De ecclesiastics officiis, II.xxi.3, ed. СМ. Lawson, CCSL 113 (1989), 96 / 20-24 (PL 83: 815A), а затем в различных каролингских текстах, например Псевдо-Максентиус Collectanea (= текст Кифа 37),PL 106: 54C.
  73. ^Мольберг, Sacramentarium Gelasianum 93 (§598) («exsufflas in faciem eius et facis ei crucem in fronte»); тот же дублет применяется к крещальной воде в GelloneSacramentary, ed. А. Дюма, Liber Sacramentorum Gellonensis, CCSL 159 (1981), 335 (§2317-18) и 346 (§2379), а также в ритуалах Северной Италии, изд. Ламбот, 33. Подписание предшествует и следуетв Missale Gothicum, ed. Нил, 96–97.
  74. ^Алоис Кнёпфлер, ред., Rabani Mauri de instante clericorum, Veröffentlichungen aus demkirchen-Historischen Seminar München 5 (Мюнхен, 1900), I.xxvii, p. 48 (PL 107: 311D-12A).
  75. ^Whitaker, Documents, 59.
  76. ^Lodi, 1557
  77. ^Andrieu, 3: 502, §80 («Anhelet in m odum cruce»).
  78. ^Wulfstan, Homilies (ред. Bethurum), Homily VIIIa, p. 16; Теодульф Орлеанский, De ordine baptismi, PL 105: 225B.
  79. ^Уитакер, 143, 145
  80. ^Ламбот, 5, 6, 11, 16.
  81. ^YorkManual, 144 * (11 век), 149 * (12 век), 150 * (13 век) и 153 * (15 век).
  82. ^Дж. W. Legg, ed., Sarum Missal, 129.
  83. ^Мишель Андриё, Le Pontifical Romain au Moyen Age (Ватикан, 1940), 2: 514.
  84. ^Тертуллиан, Apologeticus, 23.15-16, изд. Хенрикус Хоппе, CSEL 69 (1939), 67; пер. Автор А.Саутер, Извинения (Кембридж, 1917), 82/83. Cp. Де Анима, 1.5, изд. J. W. Ph. Borleffs, CCSL 2 (1954), 782.
  85. ^Тертуллиан, De idolatria XI.7, ed. и тр. Дж. H. Waszink и J. C. M.Van Winden, Vigiliae Christianae Supplements 1 (Leiden, 1987), 42-5 (комментарий, 210); также изд. J. W. Ph. Borleffs, CCSL 2 (1954), 111; пер. С. Телуолл, Отцы до никейского периода, 3:68.
  86. ^Тертуллиан, Ad uxorem suam II.v.3, ed. и транс. Клод Мунье, Тертуллиен: «Сын Эпуза», Источники Кретьен 273 ( Париж, 1980), 138 (CCSL 1 (1954), 389; PL 1: 1296); пер. Телвалл, До никейских отцов 4:46.
  87. ^Historia Ecclesiastica VII.x.4, ed. Эдуард Шварц, Eusebius Werke 2.2, Griechischen Christlich en Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte, 9 (Лейпциг, 1908), 650 (Patrologia Graeca 20: 659/60); пер. Артур К. МакГифферт, Никейские и постникейские отцы, 2-я серия, 1: 298.
  88. ^Adversus haereses 1.16.3, изд. А. Руссо и Луи Дутрело, Contre les Hérésies 1, Sources Chrétiennes 263 (Париж, 1978), 262-3.
  89. ^Катехизация 16.19, Patrologia Graeca 33: 945 / 6A-B; пер. Гиффорд, Никейские отцы, 2-я серия, 7: 120.
  90. ^Contra Julianum, opus imperf. 3.199, CSEL 85/1: 498 (PL 45: 1333).
  91. ^ Historia ecclesiastica, у Чарльза Пламмера, изд., Baedae opera Historica (Оксфорд, 1896 г.), 1: 2231 и 1: 7; ср. 2: 226н.
  92. ^ВитаСанкти Мартини, изд. Карл Халм, CSEL 1.206-7 (ср. Древнеанглийскую версию в Ælfric, Lives of the Saints, ed. WW Skeat, EETS 76 (1890), 292-3 (II.xxxi.42)).
  93. ^Цитируется в записке Бенедикту из Concordia regularum Анианы, PL 103: 1020C-D.
  94. ^Anecdota ex codicibus hagiographicis Iohannis Gielemans canonici regularis in rubea valle prope Bruxelles, ed. Hagiographi Bollandiani (Брюссель, 1895 г.), 23 (Sanctilogium 9.2).
  95. ^Тыс. Грейз, изд., Якоби Воражин Legenda Aurea…, 3-е изд. (Vratislaviae, 1890), кап. cxlii (стр. 634; ср. 633).
  96. ^Graesse, ed., Legenda Aurea, cap. cxxvi (стр.575) и гл. XIX (102-3).
  97. ^PG 46: 943 / 4A.
  98. ^Чарльз Пламмер, изд., Vitae Sanctorum Hiberniae (Oxford, 1910), 1: clxxviii.
  99. ^Бертрам Колгрейв, изд. и пер., «Жизнь святого Гутлака» Феликса (Кембридж, 1956), 130/31.
  100. ^Bede, Historia ecclesiastica 5.6 ( Plummer, 291; см. Также B. Colgrave и RAB Myonrs, Bede's Ecclesastical History (Oxford, 1969), примечание 468.
  101. ^Ad uxorem II.v.3 ( ed.Munier, 138). Дополнительные ссылки на дуновение в древней магии см. В примечаниях Вацинка и Ван Виндена к De idolatria Тертуллиана, 210.
  102. ^Ориген, Contra Celsum 1.68, изд. Marcel Borret, Origène: "Contre Celse, "1, Sources Chrétiennes 132 (Париж, 1967), 266 (PG 11: 787 / 788A).
  103. ^Plotinus, Enneads, II.ix.14, ed. And trans. AH Armstrong, Loeb Classical Library, vol. 2 (Cambridge, Mass., 1966), pp. 278/9.
  104. ^MD Macleod, ed., Luciani Opera, vol. 2 (Oxford, 1974),182;пер. В "The Liar", "Работы Лукиана Самосатского, пер. HW и FG Fowler, том 3 (Оксфорд, 1905), 236.
  105. ^Евангелие от Иоанна, текст KJV, Иоанна 9: 1-9: 11.
  106. ^Цитата Автор: Döger, Exorzismus, 125n.
  107. ^Dölger, 125.
  108. ^Paul Drechsler, Sitte, Brauch, und Volksglaube im Schlesien, vol. 2 (Leipzig, 1906), 280. Cp. 298 и г лава 14, пассим.
  109. ^См. HddA, i,s.v. "Blasen", цв. 1357-58. См. Также из коллекций Puckett No. 6943, 8329 и 8401 (облегчение ожога); 2750, 2889, 2890, 10566 и 2898 (молочница и боль во рту); и 9277 и 9279 (рожа): Популярные верования и суеверия: Сборник американского фольклора из... Собрание Ньюбелла Найлса Пакета, изд.Вэйланд Д. Хэнд, Анна Касетта и Сондра Б. Тидерман, 3 тома. (Бостон, 1981).
  110. ^Т. Ф. Тизелтон-Дайер, Английский фольклор, 2-е изд. изд. (Лондон, 1880 г.), 170.
  111. ^HddA, loc. соч.; ср. такжеколлекция Puckett, №№. 23714, 23956, 23957, 9215, 25571, 19545, 9563 и т. Д.
  112. ^Уолтерс цитирует Дрекслера 2:15, отрывок, в которомописывается, как предотвратить неудачу от укуса уже надкушенного куска хлеба.
  113. ^Ксавьер Ф. М. Г. Вольтерс, Заметки об античном фольклоре на основе «Естественнойистории» Плиния, кн. XXVIII.22-29 (Амстердам, 1935), 102.
  114. ^Puckett Collection, no. 3294 (сообщение из Кливленда, Огайо, 1956 г.).
Последняя правка сделана 2021-05-24 03:41:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте