Имболк

редактировать
Гэльский традиционный праздник, знаменующий начало весны

Имболк
Также называетсяLá Fhéile Bríde (ирландцы ). Ла Фейлл Бригде (шотландский гэльский ). Лаал Бриши (мэнский )
НаблюдалИсторически: Гэлы. Сегодня: ирландцы, шотландцы, мэнцы, кельтские неоязычники и виккане
ТипКультурный,. Языческий (Кельтский политеизм, Кельтское неоязычество, Викка )
Значениеначало весны
Торжествапир, изготовление крестов Бригид и Бридогс, посещение святых источников, гадание, весенняя уборка
Дата1 февраля. (или 1 августа для неоязычников в Южном полушарии )
Относится кGŵyl Fair y Canhwyllau, Сретение, День сурка

Имболк или Имболг (), также называемый (Сай nt ) Brigid's Day (ирландский : Lá Fhéile Bríde, шотландский гэльский : Là Fhèill Brìghde, Manx : Laa'l Бриши), это гэльский традиционный праздник, знаменующий начало весны. Традиционно он прошел 1 февраля. Он приземляется примерно на полпути между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Исторически это широко наблюдалось в Ирландии, Шотландии и на острове Мэн. Это один из четырех гэльских сезонных праздников, наряду с Белтан, Лугнасад и Самхайн. Для христиан, особенно в Ирландии, это праздник Святой Бригитты.

Имболк упоминается в ранней ирландской литературе, и есть свидетельства того, что это также было важная дата в древности. Считается, что Имболк изначально был языческим праздником, связанным с богиней Бригид, и что он был христианизирован как праздник святой Бригитты, которая считается быть христианизацией богини. В день Имболка / святой Бригитты были изготовлены кресты Бригид, и кукла фигурка Бригид (Бридеог) демонстрировалась от дома к дому с девушками, иногда в сопровождении "соломенные мальчики " Говорили, что Бриджид навещала один дом в Имболке. Чтобы получить ее благословение, люди заправляли Бригид постель и оставляли ей еду и питье, а одежду оставляли снаружи, чтобы она благословляла. Бригид также призывали защищать дома и домашний скот. Были проведены специальные праздники, святые источники были посещены, и это было время для гаданий.

Хотя многие из его обычаев вымерли в 20-м веке, он все еще соблюдается, а в некоторых местах возродился как культурное событие. С конца ХХ века кельтские неоязычники и виккане отмечали Имболк как религиозный праздник.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Происхождение
  • 3 Исторические обычаи
    • 3.1 Бригид
    • 3.2 Погодные предсказания
  • 4 Неоязычество
    • 4.1 Кельтский реконструкционист
    • 4.2 Викка и нео-друидизм
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
    • 8.1 Современные события
Этимология

Этимология Имболк / Имболг неясна. Наиболее распространенное объяснение состоит в том, что оно происходит от древнеирландского i mbolc (современный ирландский i mbolg), что означает «в животе» и относится к беременности овец. Другое возможное происхождение - древнеирландское imb-fholc, «умываться / очищать себя», относящееся к ритуальному очищению. Эрик П. Хэмп выводит его из протоиндоевропейского корень означает и «молоко», и «очищение». Профессор Алан Уорд выводит это слово из прото-кельтского * эмбиболгона, «зарождение». 10 век Глоссарий Кормака выводит его из oimelc, «овечьего молока», но многие ученые считают это народной этимологией. Тем не менее, некоторые неоязычники приняли название фестиваля Oimelc.

Поскольку сразу же (2 февраля) за Имболком следует Candlemas (ирландское Lá Fhéile Muire na gCoinneal «праздник Марии свечей», Валлийский Gŵyl Fair y Canhwyllau ), ирландский Imbolc иногда переводится на английский язык как «Candlemas»; например iar n-imbulc, ba garb a ngeilt, что переводится как «после Сретений жестокое стадо».

Происхождение

Считается, что дата Имболка имела большое значение в Ирландии с <106 г.>Неолит период. Некоторые гробницы в Ирландии совпадают с восходом солнца во времена Имболка и Самайна. Сюда входят Курган заложников на Холме Тары и Каирн L в Слив-на-Каллиаг.

Исторические обычаи

В гэльской Ирландии Имболк был праздником, знаменующим начало весны, во время которого проводились великие праздники. Это засвидетельствовано в некоторых из самых ранних древнеирландской литературы, начиная с 10 века. Это был один из четырех гэльских сезонных фестивалей: Самайн (~ 1 ноября), Имболк (~ 1 февраля), Белтейн (~ 1 мая) и Лугнасад ( ~ 1 августа).

С 18-го века до середины 20-го века многие рассказы об Имболке или Дне святой Бригитты были записаны фольклористами и другими писателями. Они рассказывают нам, как это праздновалось тогда, и проливают свет на то, как это, возможно, отмечалось в прошлом.

Люди, возводящие кресты Бригид у колодца Святой Бригитты около Лисканнора

Традиционно 1 февраля в Имболке отмечают.. Однако, поскольку считалось, что день начинается и заканчивается на закате, празднование начнется 31 января. Также утверждалось, что время проведения фестиваля изначально было более гибким и основывалось на сезонных изменениях. Это связано с наступлением сезона ягнения (который может варьироваться на две недели до или после 1 февраля), началом весеннего посева и цветением терновника.

Этот праздник был праздником домашнего очага и праздником удлиняющихся дней и первых признаков весны. Празднования часто включали костры, особые блюда, гадания или ожидание знамений, свечи или костер, если позволяла погода. Огонь и очищение были важной частью праздника. Зажигание свечей и костров символизировало возвращение тепла и возрастающую мощь Солнца в ближайшие месяцы. генеральная уборка также была обычным явлением.

Святые колодцы посещались в Имболке и на других гэльских фестивалях в Белтейне и Лугнасе. Посетители святых источников молились о здоровье, ходя «sunwise » вокруг колодца. Затем они оставляли подношения, обычно монеты или одежду (см. колодец для одежды ). Вода из колодца использовалась для благословения дома, членов семьи, скота и полей.

Дональд Александр Маккензи также записал, что подношения делались «земле и морю». Подношение могло быть молоком, залитым в землю, или кашей, вылитой в воду, как возлияние.

Бригид

Святая Бригид в витражном окне

Имболк прочно ассоциируется с Святой Бригидой (Древнеирландский : Бриджит, современный ирландский: Брид, современный шотландский гэльский: Бригд или Брид, англизированная Бриджит). Считается, что святая Бригид была основана на Бригиде, гэльской богине. Считается, что праздник, отмечающий начало весны, связан с Бригид в ее роли богини плодородия.

В канун Имболка Бригид, как говорили, посещала добродетельные дома и благословляла жителей. Поскольку Бригид олицетворяла светлую половину года и силу, которая переносит людей из темного сезона зимы в весну, ее присутствие было очень важно в это время года.

Семьи имели особую еду или ужин в канун Имболка. Обычно сюда входили такие продукты, как колканнон, сован, пельмени, бармбрак или баннок. Часто часть еды и питья откладывалась для Бригид.

Бригид символически приглашали в дом, и для нее часто застилали постель. На севере Ирландии член семьи, представлявший Бригид, трижды обошел дом, неся тростник. Затем они трижды стучат в дверь, прося, чтобы их впустили. С третьей попытки их приветствуют, едят, а затем бросают в постель или кресты. В 18 веке Манн имел обыкновение стоять у двери со связкой тростника и говорить: «Бреде, Бреде, приходи сегодня ко мне домой. Открой дверь для Бреде и впусти Бреде». Затем тростник был разбросан по полу как ковер или кровать для Бриджит. В 19 веке некоторые старые мэнские женщины заправляли Бриджид постель в сарае с едой, элем и свечой на столе. На Гебридских островах в конце 18-го века для Бригид делали ложе из сена, и затем кто-то трижды кричал: «Брид, бхрид, thig a stigh as gabh do leabaidh» («Брид Брид, войди; твоя постель готова »). У кровати ставили белую палочку, обычно из березы. Он представлял собой жезл, который, как говорят, использовала Бриджит, чтобы снова начать расти растительность. В 19 веке женщины на Гебридских островах танцевали, держась за большую ткань и крича: «Брайд, бридан, thig an nall 's dean do leabaidh» («Брид, Брид, подойди и заправь свою постель»). Однако к тому времени сама кровать застилалась редко.

Перед сном люди оставляли одежду или полоски ткани снаружи, чтобы Бриджит благословила их. Пепел от костра гладят, и утром они будут искать на пепле какой-то след, свидетельствующий о посещении Бригид. Одежду или полоски ткани вносили внутрь, и считалось, что теперь они обладают силой исцеления и защиты.

Крест Бригид

В Ирландии и Шотландии девушки и молодые люди выставляли образ Бригид по всему сообществу. женщины. Обычно это была кукла-фигурка, известная как Бридог (также называемая «Бридхог» или «Бидди»). Он будет сделан из тростника или тростника и одет в кусочки ткани, цветов или ракушек. На Гебридских островах в Шотландии на его груди была установлена ​​яркая раковина или кристалл, называемый reul-iuil Bríde (путеводная звезда Бригид). Девочки несли его в процессии, распевая гимн Бригиде. Все были в белом, с распущенными волосами, как символ чистоты и молодости. Они посетили каждый дом в этом районе, где получили еду или украшения для Бридеог. После этого они пировали в доме, где Бридеог поставили на почетное место, и уложили его спать колыбельными. В конце 17 века католические семьи на Гебридских островах делали постель для Бридеогов из корзины. Когда трапеза была закончена, местные молодые люди смиренно попросили разрешения войти, поклонились Бридеогу и присоединились к девушкам в танцах и веселье. Во многих местах носить Brídeóg могли только незамужние девушки, но в некоторых случаях его несли и мальчики, и девочки. Иногда, вместо того, чтобы носить Brídeóg, девушка изображала Бриджид. В сопровождении других девушек она ходила от дома к дому в «короне Бригид», неся «щит Бригид» и «крест Бригид», все они были сделаны из тростника. В процессии в некоторых местах участвовали «соломенные мальчики», которые носили конические соломенные шляпы, маски и играли народную музыку; очень похоже на wrenboys. Вплоть до середины 20 века дети в Ирландии по-прежнему ходили по домам, прося гроши для «бедной Бидди» или денег для бедных. В графстве Керри мужчины в белых одеждах ходили из дома в дом и пели.

В Ирландии кресты Бригид (на фото справа) были сделаны в Имболке. Крест Бригитты обычно состоит из камыша, вплетенного в четырехрукий равносторонний крест, хотя также были зарегистрированы трехрукие кресты. Их часто вешали над дверями, окнами и конюшнями, чтобы приветствовать Бригид и защитить от огня, молнии, болезней и злых духов. Кресты обычно оставляли там до следующего Имболка. В западном Коннахте люди делали Crios Bríde (пояс Брида); большое кольцо камыша с вытканным крестом посередине. Мальчики носили его по деревне, приглашая людей пройти через него и получить благословение.

Сегодня некоторые люди все еще делают кресты Бригитты и Бридогс или посещают святые колодцы, посвященные святой Бригиде 1 февраля. Парады в честь Дня Бриджит были возрождены в городе Киллорглин, графство Керри, где ежегодно проводится «Фестиваль Дня Бидди». Мужчины и женщины в замысловатых соломенных шляпах и масках ходят в трактиры, неся Brídeóg, чтобы принести удачу в наступающем году. Они играют народную музыку, танцуют и поют. Изюминкой этого фестиваля является парад с факелами по городу, за которым следует конкурс песни и танцев.

Погодные гадания

Подснежники на снегу

Имболк традиционно был временем погодных гаданий, и старая традиция наблюдать, вышли ли змеи или барсуки из своих зимних логовищ, может быть предвестником Североамериканского Дня сурка. Шотландская гэльская пословица о том дне:

Thig an nathair как плата. Là donn Brìde,. Ged robh trì troighean dhen t-sneachd. Air leac an làir.

Змей выйдет из норы. В коричневый День Бриде,. Хотя должно быть три фута снега. На плоской поверхности земли.

Считалось, что Имболк был когда Кайлих - божественная карга гэльской традиции - собирает свои дрова на остаток зимы. Легенда гласит, что если она хочет продлить зиму на некоторое время дольше, она позаботится о том, чтобы погода на Имболке была яркой и солнечной, чтобы она могла собрать много дров. Поэтому люди будут счастливы, если Имболк станет днём ненастной погоды, поскольку это означает, что Кайлах спит, а зима почти закончилась. Говорят, что в Имболке на острове Мэн, где она известна как Кайллах-ню-Гроамаг, Кайлич принимает форму гигантской птицы с палками в клюве.

Неоязычество
Празднование Имболка в Марсден, Западный Йоркшир, февраль 2007 г.

Имболк, или фестивали на базе Имболка, проводятся некоторыми неоязычниками. Поскольку существует много разновидностей неоязычества, их празднование Имболка может сильно отличаться, несмотря на общее название. Некоторые стараются максимально имитировать исторический фестиваль. Другие неоязычники основывают свои празднования на многих источниках, и исторические рассказы об Имболке являются лишь одним из них.

Неоязычники обычно празднуют Имболк 1 февраля в Северном полушарии и 1 августа в Южном полушарии. Некоторые неоязычники отмечают его в астрономическую середину между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием (или ближайшим к этому моментом полнолунием). В Северном полушарии это обычно 3 или 4 февраля. Другие неоязычники празднуют Имболк, когда появляются примулы, одуванчики и другие весенние цветы.

Кельтские реконструкционисты

Кельтские реконструкционисты стремятся реконструировать дохристианские религии кельтов. Их религиозные обычаи основаны на исследованиях и исторических отчетах, но могут быть немного изменены, чтобы соответствовать современной жизни. Они избегают синкретизма (т.е. сочетания практик разных культур). Обычно они отмечают праздник, когда ощущаются первые волнения весны или в ближайшее полнолуние. Многие используют традиционные песни и обряды из таких источников, как «Серебряная ветвь» и «Кармина Гаделика». Это время почитания Богини Бригид, и многие из ее посвященных выбирают это время года для проведения ритуалов в ее честь.

Викка и нео-друидия

Виккане и нео-друиды. отмечают Имболка как одного из восьми Шабашей в их Колесе Года, после Середины зимы и до Остары. В Викке Имболк обычно ассоциируется с богиней Бригид и поэтому иногда рассматривается как «женский праздник» с особыми обрядами только для женщин-членов шабаша. Среди дианских виккан Имболк - традиционное время для посвящений.

См. Также
  • значок Портал праздников
Ссылки
Дополнительная литература
  • Кармайкл, Александр (1992) Кармина Гаделика: Гимны и заклинания (с иллюстративными примечаниями к оберегам, обрядам и обычаям, умирающим и устаревшим / устно собраны в Высокогорье и на островах Шотландии) Hudson, NY, Lindisfarne Press, ISBN 0-940262-50-9
  • Chadwick, Nora (1970) The Celts London, Пингвин. ISBN 0-14-021211-6
  • Данахер, Кевин (1972) Год в Ирландии. Дублин, Мерсье. ISBN 1-85635-093-2
  • Макнил, Ф. Мэриан (1959) Серебряная ветвь, т. 1–4. Уильям Маклеллан, Глазго
  • Ó Катейн, Саймас (1995) Фестиваль Бригит
Внешние ссылки
Найдите Imbolc в Викисловаре, бесплатном словаре.

Современные события

Последняя правка сделана 2021-05-23 12:03:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте