гэльский Ирландия

редактировать

гэльский Ирландия (ирландский : Éire Ghaelach) был гэльским политическим и социальный порядок и связанная с ним культура, которые существовали в Ирландии с доисторической эпохи до начала 17 века. До нормандского вторжения 1169 года гэльская Ирландия занимала весь остров. После этого она включала в себя ту часть страны, которая в данный момент не находилась под иностранным господством. На протяжении большей части своей истории гэльская Ирландия представляла собой «лоскутную» иерархию территорий, которыми управляла иерархия королей или вождей, которые избирались посредством танистии. Война между этими территориями была обычным делом. Иногда могущественный правитель признавался верховным королем Ирландии. Общество состояло из кланов и, как и вся остальная Европа, имело иерархическую структуру по классам. В течение этого периода экономика была в основном пастырской, и деньги в основном не использовались. Можно выделить гэльский ирландский стиль в одежде, музыке, танцах, спорте, архитектуре и искусстве, причем ирландское искусство позже слилось с англосаксонскими стилями, создав островное искусство.

Гэльская Ирландия изначально была языческой и имел оральную культуру. Надпись в огамском алфавите началась в протоисторический период, возможно, еще в I веке. Обращение в христианство сопровождалось появлением литературы, и большая часть богатой ирландской дохристианской мифологии и сложный свод законов были сохранены, хотя и христианизированы. В раннем средневековье Ирландия была важным центром обучения. Ирландские миссионеры и ученые были влиятельными в Западной Европе и помогли распространить христианство на большей части Британии и в некоторых частях континентальной Европы.

В 9 веке викинги начали набеги и основали поселения вдоль побережья и водных путей Ирландии, которые стали ее первыми крупными городами. Со временем эти поселенцы были ассимилированы и стали норвежскими гэлами. После норманнского вторжения 1169–1171 годов, большие территории Ирландии перешли под контроль нормандских лордов, что привело к столетиям конфликта с коренными ирландцами. Король Англии претендовал на суверенитет над этой территорией - владычеством Ирландии - и островом в целом. Однако гэльская система продолжалась в областях, находящихся вне англо-нормандского контроля. Территория, находящаяся под контролем Англии, постепенно сузилась до области, известной как Бледный, а за ее пределами многие хиберно-нормандские лорды переняли гэльскую культуру.

В 1542 году король Англии Генрих VIII объявил лордство королевством и сам король Ирландии. Затем англичане начали завоевывать (или повторно завоевывать) остров. К 1607 году Ирландия оказалась полностью под контролем Англии, положив конец старому гэльскому политическому и социальному порядку.

Страница из Келлской книги, составленная гэльскими монашескими книжниками в IX веке

Содержание

  • 1 Культура и общество
    • 1.1 Религия и мифология
      • 1.1.1 Язычество
      • 1.1.2 Христианство
    • 1.2 Социально-политическая структура
    • 1.3 Закон
      • 1.3.1 Брак, женщины и дети
    • 1.4 Поселки и архитектура
    • 1.5 Экономика
    • 1.6 Транспорт
    • 1.7 Одежда
    • 1.8 Война
    • 1.9 Искусство
      • 1.9.1 Изобразительное искусство
      • 1.9.2 Литература
      • 1.9.3 Музыка и танцы
    • 1.10 Спорт
    • 1,11 Сборы
  • 2 Известные ирландские короли
  • 3 История
    • 3,1 До 400 г.
    • 3,2 400–800
    • 3,3 800–1169
    • 3,4 Англо-нормандская оккупация
      • 3.4.1 Вторжение
      • 3.4. 2 Возрождение гэльских языков
      • 3.4.3 Гэльские королевства в период
    • 3.5 Завоевание Тюдоров и их последствия
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература

Культура и общество

Гэльская культура и общество были сосредоточены вокруг прекрасного (поясняется ниже). Гэльская Ирландия имела богатую устную культуру и ценила более глубокие интеллектуальные занятия. Filí и draoithe (друиды) пользовались большим уважением во времена язычества и устно передавали историю и традиции своего народа. Позже многие из их духовных и интеллектуальных задач были переданы христианским монахам после того, как указанная религия преобладала с 5-го века. Однако фили продолжал занимать высокое положение. Поэзия, музыка, повествование, литература и другие виды искусства высоко ценились и культивировались как в языческой, так и в христианской гэльской Ирландии. Гостеприимство, родственные узы и выполнение социальных и ритуальных обязанностей были очень важны.

Как и Британия, гэльская Ирландия состояла не из одного единого королевства, а из нескольких. Основными королевствами были Улайд (Ольстер), Мид (Мит), Лайгин (Ленстер), Мума (Мюнстер, состоящий из Iarmuman, Tuadmumain и Desmumain ), Connacht, Bréifne (Breffny), In Tuaiscert (Север) и Airgíalla (Ориэль). Каждое из этих сверхцарств было построено на владениях, известных как туата (в единственном числе: туат). Законы начала 700-х описывают иерархию королей: короли туата подчиняются королям нескольких туатов, которые снова подчиняются региональным властителям. Уже до VIII века эти сверхцарства начали заменять туату как основную социально-политическую единицу.

Религия и мифология

Туата Де Дананн, изображенная в Джоне Дункане «Всадники». сидхе "(1911) Реконструкция ранней ирландской христианской часовни и высокого креста

язычество

До христианизации гэльские ирландцы были политеистический или языческий. У них было много богов и богинь, которые обычно имеют параллели в пантеонах других европейских народов. Считается, что две группы сверхъестественных существ, которые встречаются в ирландской мифологии, - Туата Де Дананн и Фоморианцы - представляют гэльский пантеон. Они также были анимистами, полагая, что все аспекты природного мира содержат духов и что с ними можно общаться. Обычаи захоронения, которые включали закапывание еды, оружия и украшений вместе с мертвыми, предполагают веру в жизнь после смерти. Некоторые приравнивают эту загробную жизнь к иному миру царствам, известным как Мэг Милл и Тир на ног в ирландской мифологии. Ежегодно проводилось четыре основных религиозных праздника, отмечающих четыре традиционных деления года: Самайн, Имболк, Беалтейн и Лугнасад.

. Изначально мифология Ирландии передавалась устно, но большая часть ее в конечном итоге была записана ирландскими монахами, которые христианизировали и изменили ее до определенной степени. Этот большой объем работ часто делится на три перекрывающихся цикла: мифологический цикл, цикл Ольстера и цикл Фения. Первый цикл - это псевдоистория, описывающая, как появилась Ирландия, ее народ и общество. Второй цикл повествует о жизнях и смерти Улайда героев, таких как Кухулин. Третий цикл повествует о подвигах Фионна Мак Кумхейла и Фианны. Есть также ряд сказок, которые не вписываются в эти циклы - в их число входят immrama и echtrai, которые представляют собой рассказы о путешествиях в «потусторонний мир».

Христианство

Введение христианства в Ирландию датируется примерно до V века, когда Палладий (позже епископ Ирландии) был послан Папой Селестиной I в середине V века служить ирландцам, «верующим во Христа». Ранние средневековые традиции приписывают святого Патрика как первого примаса Ирландии. Христианство в конечном итоге вытеснит существующие языческие традиции с прологом IX века Мартиролог Таллахта (приписывается автору Кенгусу Таллахт ), в котором говорится о последних пережитках язычества в Ирландии. 347>

Социально-политическая структура

Сцена из Образ Иреланды (1581), изображающая вождя на пиру, которого развлекают фили и арфист

В гэльской Ирландии каждый человек принадлежал к родственной группе по родству, известной как штраф (множественное число: finte). Это была большая группа родственников, предположительно произошедших от одного предка через предков-мужчин. Его возглавил человек, чей кабинет на древнеирландском языке назывался сенн штраф или тоисеч (множественное число: тоисиг). Николлс предполагает, что их лучше воспринимать как аналог современной корпорации. В рамках каждого штрафа семья, происходившая от общего прапрадеда, называлась derbfine (современная форма dearbhfhine), букв. «близкий клан». Клан (современная форма клан) относится к детям нуклеарной семьи.

Наследование царской власти происходило через танистику. Когда мужчина становился королем, родственник избирался его заместителем или «танистом» (ирландское: tánaiste, множественное число tanaistí). Когда король умрет, его танист автоматически станет его преемником. Танист должен был разделить тот же дербфайн, и он был избран другими членами дербфина. Танистри означало, что королевская власть обычно досталась тому родственнику, который считался наиболее подходящим. Иногда одновременно было несколько танистов, и они сменяли друг друга в порядке старшинства. Некоторые англо-нормандские лорды позже переняли танистизм у ирландцев.

Гэльская Ирландия была разделена на иерархию территорий, которыми управляла иерархия королей вождей. Самой маленькой территорией была туат (множественное число: туатха), которая обычно была территорией одной родственной группы. Им управлял rí túaithe (царь туатов) или toísech túaithe (лидер туатов). Несколько туат образовали mór túath (царство над царством), которым управлял rí mór túath или ruirí (верховный царь). Несколько mór túatha образовали cóiced (провинцию), которой управлял rí cóicid или rí ruirech (король провинции). В раннем средневековье туата были основной политической единицей, но со временем они были включены в более крупные территории конгломератов и стали намного менее важными в политическом отношении.

Гэльское общество было структурировано иерархически, причем те, кто находился выше по иерархии, обычно имели больше привилегий, богатства и власти, чем те, что ниже.

  • Высшим социальным слоем были sóernemed, в который входили короли, танисты, ceann finte, fili, священнослужители и их ближайшие семьи. Роли фили включали в себя чтение традиционных преданий, восхваление короля и высмеивание несправедливости в королевстве. До христианизации Ирландии эта группа также включала друидов (druí) и vates (fáith).
  • Ниже были dóernemed, в которые входили такие профессионалы, как юристы (brithem), врачи, искусные мастера, опытные музыканты, ученые и так далее. Мастер определенной профессии был известен как оллам (современное написание: оллам). Различные профессии, включая право, поэзию, медицину, историю и генеалогию, были связаны с определенными семьями, и должности переходили по наследству. Поскольку поэты, юристы и врачи зависели от покровительства правящих семей, конец гэльского порядка привел к их упадку.
  • Ниже были свободные люди, владевшие землей и скотом (например, bóaire ).
  • Внизу были свободные люди, которые не владели землей или скотом или владели очень мало.
  • Ниже были несвободные, в том числе крепостные и рабы. Рабы обычно были преступниками (долговые рабы ) или военнопленными. Рабство и крепостное право передавались по наследству, хотя рабство в Ирландии исчезло к 1200 году.
  • Отряды воинов, известные как фианна, обычно жили отдельно от общества. Фиан обычно состоял из молодых людей, которые еще не вошли в их наследство земли. Член фиан назывался фенидом, а лидер фиана был ригфенидом. Джеффри Китинг в своей «Истории Ирландии 17-го века» говорит, что зимой фианы расквартировывались и кормились дворянами, в течение которых раз они будут поддерживать порядок от их имени. Но в течение лета, с Билтэйна до Самайна, они были обязаны жить, добывая пропитание и шкуры на продажу.

Несмотря на различия, эти ранги не были полностью исключительными касты как в Индии. Можно было подниматься или опускаться с одного звания на другое. Подняться наверх можно несколькими способами, например, за счет обогащения, приобретения навыков в каком-либо отделе, получения квалификации для ученой профессии, проявив заметную доблесть или оказав некоторую услугу обществу. Примером последнего является человек, решивший стать бриугу (госпитальером). Дом брюгу должен был быть открыт для всех гостей, включая кормление, независимо от размера группы. Для того, чтобы бриугу выполнял эти обязанности, ему было разрешено больше земли и привилегий, но это могло быть потеряно, если он когда-либо отказывался от гостей.

Свободный человек мог продвигаться вперед, став клиентом одного или нескольких лордов. Лорд предоставил своему клиенту право собственности (например, скот или землю), а взамен клиент был должен своему лорду ежегодные выплаты в виде еды и фиксированного количества работы. Клиентское соглашение могло длиться до смерти лорда. Если клиент умрет, его наследники продолжат соглашение. Эта система клиентского обслуживания обеспечивала социальную мобильность, поскольку клиент мог увеличивать свое богатство до тех пор, пока не мог позволить себе иметь собственных клиентов, таким образом становясь лордом. Клиенты также практиковались между дворянами, которые установили иерархию почтения и политической поддержки.

Law

Руины юридической школы О'Даворена в Кахермакнахтене, графство Клэр

гэльское право Первоначально передавался устно, но был записан в древнеирландском в период 600–900 гг. Этот сборник устных и письменных законов известен как Fénechas или, на английском языке, как Закон (ы) Брегона. брехоны (древнеирландский язык: brithem, множественное число brithemain) были юристами в гэльской Ирландии. Чтобы стать брехоном, потребовалось много лет обучения, и эта должность была или стала в значительной степени наследственной. Большинство судебных дел оспаривалось в частном порядке между противоборствующими сторонами, при этом брехоны выступали в качестве арбитров.

Преступления против людей и собственности в первую очередь урегулировались правонарушителем, выплачивающим компенсацию потерпевшим. Хотя любое такое правонарушение требует компенсации, в законе проводится различие между умышленным и непреднамеренным ущербом, а также между убийством и непредумышленным убийством. Если правонарушитель не заплатил полностью, его имущество арестовывалось до тех пор, пока он не заплатил. Если преступник не сможет заплатить, ответственность за это будет нести его семья. Если семья будет не в состоянии или не желает платить, ответственность распространится на более широкую родственную группу. Следовательно, утверждалось, что «люди были собственной полицией». Акты насилия обычно урегулировались путем выплаты компенсации, известной как штраф éraic ; гэльский эквивалент валлийского galanas и германского weregild. Если убивали свободного человека, éraic равнялся 21 корове, независимо от положения жертвы в обществе. Каждый член родственной группы жертвы убийства получал вознаграждение в зависимости от его близости к жертве, статуса и т. Д. Были отдельные выплаты родственной группе матери жертвы и приемной семье жертвы.

Казнь, кажется, была редкостью и применялась только в крайнем случае. Если убийца не мог / не хотел платить éraic и был передан семье своей жертвы, они могли убить его, если хотели, если бы никто не вмешался, заплатив éraic. Обычные или особо серьезные правонарушители могут быть изгнаны из родственной группы и ее территории. Такие люди становились преступниками (без защиты закона), и каждый, кто укрывал его, становился ответственным за его преступления. Если он все еще посещал территорию и продолжал свои преступления там, он был объявлен на публичном собрании, и после этого любой мог законно убить его.

У каждого человека была цена чести, которая варьировалась в зависимости от их положения в обществе. Эта цена чести должна была быть уплачена им, если их честь была нарушена определенными проступками. Те, кто занимал более высокое положение, имели более высокую цену чести. Однако преступление против собственности бедного человека (который не мог себе этого позволить) наказывалось более сурово, чем подобное преступление против богатого человека. Духовенство было наказано строже, чем мирян. Когда мирянин заплатил штраф, он прошел испытательный срок, а затем восстановил свое положение, но священнослужитель никогда не мог восстановить свое положение.

Некоторые законы были дохристианскими по происхождению. Эти светские законы существовали параллельно, а иногда и противоречили церковному закону. Хотя брехоны обычно имели дело с судебными делами, короли могли также выносить решения, но неясно, насколько им пришлось бы полагаться на брехонов. У королей были свои брехоны, которые рассматривали дела, связанные с собственными правами короля, и давали ему юридические консультации. В отличие от других королевств в Европе, гэльские короли - по своей собственной власти - не могли принимать новые законы по своему желанию и не могли быть «выше закона». Однако они могут принять временные законы о чрезвычайном положении. В основном с помощью этих чрезвычайных полномочий Церковь пыталась изменить гэльский закон.

В текстах закона уделяется большое внимание определению социального статуса, прав и обязанностей, связанных с этим статусом, и отношений между людьми. Например, ceann finte должна была взять на себя ответственность за уплату штрафа участникам, выступая в качестве поручителя за некоторые их дела и следя за выплатой долгов. Он также будет нести ответственность за незамужних женщин после смерти их отцов.

Брак, женщины и дети

Irish Gaels, c. 1575

Древняя ирландская культура была патриархальной. Закон Брехона исключал женщин из обычного закона, так что, как правило, у каждой женщины должен был быть опекун-мужчина. Однако женщины имели некоторую правоспособность. К VIII веку предпочтительной формой брака был брак между равными в обществе, при котором женщина технически юридически зависела от мужа и получала половину его чести, но могла обладать значительными полномочиями в отношении передачи собственности. Таких женщин называли «женщинами совместного владычества». Так, историк Патрик Уэстон Джойс мог бы написать, что по сравнению с другими европейскими странами того времени свободные женщины в гэльской Ирландии «занимали хорошее положение», а их социальные и имущественные права были «в большинстве случаев весьма скромными. уровень с мужчинами ».

Гэльское ирландское общество также было патрилинейным, причем земля в основном принадлежала мужчинам и передавалась по наследству сыновьям. Только тогда, когда у мужчины не было сыновей, его земля переходила к его дочерям, и то только на время их жизни. После их смерти земля была передана между мужскими родственниками их отца. По закону Брегона, вместо того, чтобы наследовать землю, дочери передавали им определенное количество отцовского скота в качестве супружеской доли. Похоже, что в средние века гэльские ирландцы хранили многие свои законы и традиции о браке отдельно от церковных. Согласно гэльскому законодательству замужние женщины могли владеть собственностью независимо от своих мужей, поддерживалась связь между замужними женщинами и их собственными семьями, пары могли легко развестись или расстаться, а мужчины могли иметь наложниц (которые могли быть куплены на законных основаниях.). Эти законы отличались от большинства современных европейских законов и от церковных законов.

Законный возраст вступления в брак составлял пятнадцать для девочек и восемнадцать для мальчиков, соответственно возрасту, в котором воспитание детей закончилось. После свадьбы семьи жениха и невесты должны были внести свой вклад в брак. Жених и его семья имели обыкновение платить койбче (современное написание: койбче), и невесте разрешалось выплачивать ее долю. Если брак прекращался по вине мужа, тогда койбче оставалась жена и ее семья, но если вина лежала на жене, то койбче подлежал возврату. По обычаю невеста при замужестве получала spréid (современное написание: spréidh) от своей семьи (или приемной семьи). Он должен был быть возвращен, если брак был расторгнут разводом или смертью мужа. Позже спреид, кажется, был превращен в приданое. Женщины могли добиваться развода / раздельного проживания так же легко, как и мужчины, и, когда они были получены от ее имени, она сохраняла все имущество, которое принесла мужу во время их брака. Пробные браки, по-видимому, были популярны среди богатых и влиятельных, и поэтому утверждалось, что сожительство до брака должно быть приемлемо. Также кажется, что жена вождя имела право на некоторую долю власти вождя над его территорией. Это привело к тому, что некоторые гэльские ирландские жены обладали значительной политической властью.

До норманнского вторжения священники и монахи обычно имели жен. Это осталось в основном неизменным после нормандского вторжения, несмотря на протесты епископов и архиепископов. Власти относили таких женщин к наложницам священников, и есть свидетельства того, что между священниками и их женщинами существовал официальный договор о наложничестве. Однако, в отличие от других наложниц, с ними, похоже, обращались так же, как с женами.

В гэльской Ирландии была распространена разновидность опеки, в соответствии с которой (в течение определенного периода времени) дети получали быть оставленным на попечение других для укрепления семейных или политических связей. Приемные родители обязаны учить своих приемных детей или их учить. Приемные родители, должным образом выполнившие свои обязанности, имели право на поддержку своих приемных детей в старости (если они были в нужде и не имели собственных детей). Как и в случае с разводом, гэльское право снова отличалось от права большинства стран Европы и от церковного права в том, что давало законное право как «законным», так и «незаконнорожденным» детям. реконструированный круглый дом и рат в Краггауновене, графство Клэр

На протяжении большей части гэльского периода жилые дома и хозяйственные постройки были круглыми с коническими соломенными крышами (см. круглый дом ). Постепенно квадратные и прямоугольные здания стали более распространенными, а к 14-15 векам они полностью заменили круглые здания. В некоторых районах здания строились в основном из камня. В других они были построены из дерева, плетня и мазни или из смеси материалов. Самые древние и раннесредневековые каменные постройки были из сухого камня. В некоторых зданиях были бы стеклянные окна. Среди богатых женщин было обычным делом иметь свою собственную «квартиру», называемую грианан (англ. «Гринан») в самой солнечной части усадьбы.

Жилища свободных людей и их семей часто окружали круглый вал назывался «рингфорт ». Существует два основных типа кольцевого дискомфорта. Рат - земляное кольцо диаметром в среднем 30 м с сухим наружным рвом. Катайр или кейзил - это каменное кольцо. Кольцевой форт обычно включал семейный дом, небольшие фермерские постройки или мастерские и загоны для животных. Большинство из них относятся к периоду 500–1000 гг. Н.э., и есть свидетельства крупномасштабного дезертирства рингфорта в конце первого тысячелетия. Останки от 30 000 до 40 000 сохранились до XIX века и были нанесены на карту Ordnance Survey Ireland. Другим видом туземных жилищ были кранног, представлявшие собой круглые дома, построенные на искусственных островах в озерах.

Зародившихся поселений было очень мало, но после V века некоторые монастыри стали сердцем маленьких «монашеских городков». К 10 веку норвежско-гэльские порты Дублина, Уэксфорда, Корка и Лимерика выросли в крупные поселения, которыми к 1052 году правили гэльские короли. В эту эпоху многие из ирландских круглых башен были построены.

За пятьдесят лет до норманнского вторжения термин «замок» (древнеирландский : caistél / caislén) появляется в гэльских письменах, хотя сохранились лишь немногие сохранившиеся образцы донормандских замков. После вторжения норманны построили замков мотт-и-бейли в занимаемых ими районах, некоторые из которых были преобразованы из кольцевых фортов. К 1300 году «некоторые моты, особенно в приграничных районах, почти наверняка были построены гэльскими ирландцами в подражание». Постепенно норманны заменяли деревянные замки и замки каменными замками и башенными домами. Башенные дома представляют собой отдельно стоящие многоэтажные каменные башни, обычно окруженные стеной (см. баун ) и вспомогательными постройками. Гэльские семьи начали строить свои собственные дома-башни к 15 веку. Возможно, было построено до 7000, но они были редкостью в районах с небольшими норманнскими поселениями или контактами. Они сконцентрированы в графствах Лимерик и Клэр, но отсутствуют в Ольстере, за исключением области вокруг Стрэнгфорд-Лох.

. Согласно гэльскому законодательству, жилище каждого человека окружало «святилище», называемое майгин дигона. Размер майгин дигоны варьировался в зависимости от ранга владельца. В случае с bóaire он простирался настолько, насколько он, сидя в своем доме, мог бросить cnairsech (по-разному описываемый как копье или кувалда). Владелец майгинской дигоны мог предложить свою защиту кому-то, убегающему от преследователей, который затем должен был бы привлечь этого человека к ответственности законными способами.

Экономика

Гэльская Ирландия с древних времен была вовлечена в торговлю с Великобританией и континентальной Европой, и это торговля росла на протяжении веков. Тацит, например, писал в I веке, что большинство гаваней Ирландии были известны римлянам через торговлю. В ранней ирландской литературе есть много мест, которые упомяните предметы роскоши, импортированные из-за границы, а ярмарка Карман в Ленстере включала рынок иностранных торговцев. В средние века основной экспорт был текстильные изделия, такие как шерсть и лен, в то время как основным импортом были предметы роскоши.

Деньги редко использовались в гэльском языке, поэтому общество; вместо этого товары и услуги обычно обменивались на другие товары и услуги (бартер ). Экономика была в основном пастушеской, основанной на домашнем скоте (коровы, овцы, свиньи, козы и т. Д.) И их продукции. Крупный рогатый скот был «основным элемент в ирландском скотоводческом хозяйстве "и основная форма богатства, обеспечивающая молоко, масло, сыр, мясо, жир, скрывает и т. Д. Они были «высокомобильной формой богатства и экономического ресурса, который можно было быстро и легко переместить в более безопасное место во время войны или неприятностей». Дворянство владело большими стадами крупного рогатого скота, имевшими пастухов и стражу. Овцы, козы и свиньи также были ценным ресурсом, но играли меньшую роль в ирландском скотоводстве.

Практиковалось садоводство ; основные культуры - овес, пшеница и ячмень, хотя лен также выращивался для изготовления полотна.

Отгонное животноводство также практиковалось, когда люди переезжали со своим скотом на более высокие пастбища летом и обратно на более низкие пастбища в более прохладные месяцы. Летнее пастбище называлось buaile (англ. Booley), и примечательно, что ирландское слово для мальчика (buachaill) первоначально означало пастуха. Многие вересковые пустоши «использовались как общие летние пастбища для жителей всего округа или баронства».

Всадник из Келлской книги

Транспорт

Гэльская Ирландия была хорошо оборудована дорогами и мостами. Мосты обычно были деревянными, а в некоторых местах дороги были деревянными и каменными. Из Тары вели пять основных дорог: Слиге Асаил, Слиге Чуаланн, Слиге Дала, Слиге Мор и Слиге Мидлуахра.

Лошади были одним целым основных видов транспорта дальнего следования. Хотя использовались подковы и поводья, гэльские ирландцы не использовали седла, стремени или шпоры. Каждого человека учили прыгать с земли на спину своей лошади (ech-léim или «прыжок на коне»), и они подгоняли и направляли своих лошадей с помощью жезла с крючком на конце.

Двухколесные и четырехколесные колесницы (единичный карбад) использовались в Ирландии с древних времен как в частной жизни, так и на войне. Они были достаточно большими, чтобы поместиться на двоих, делались из лозы и дерева и часто украшались капюшонами. Колеса были со спицами, обшиты железом по всему периметру и были от трех до четырех с половиной футов в высоту. Колесницы, как правило, запряжены лошадьми или быками, а колесницы, запряженные лошадьми, были более распространены среди вождей и военных. Боевые колесницы, снабженные косами и шипами, как у древних галлов и бриттов, упоминаются в литературе.

Лодки, используемые в гэльской Ирландии, включают каноэ, куррачи, парусники и ирландские галеры. Паромы использовались для пересечения широких рек и часто упоминаются в законах Брегона как подлежащие строгим правилам. Иногда они принадлежали частным лицам, а иногда они были общей собственностью тех, кто жил у парома. Для торговли с материковой Европой использовались большие лодки.

Одежда

ирландских гэлов на картине XVI века

В средние века обычная одежда у гэльских ирландцев состояла из парня ( шерстяной полукруглый плащ), надеваемый поверх léine (льняной туники свободного покроя с длинными рукавами). У мужчин леин доходил до щиколоток, но стягивался с помощью криоса (произносится как крисс), который был разновидностью тканого пояса. Léine была привязана до уровня колен. Женщины носили léine в полный рост. Мужчины иногда носили обтягивающие брюки (гэльский triúbhas), но в остальном ходили босиком. Мальчика просто бросали на оба плеча, а иногда и на одно. Иногда мальчишка застегивался на ракушку (брошь ), причем мужчины обычно носили ракушку на плечах, а женщины - на груди. Ионар (короткая, обтягивающая куртка) стал популярным позже. В Topographia Hibernica, написанной в течение 1180-х годов, Джеральд де Барри писал, что ирландцы обычно носили капюшоны в то время (возможно, являясь частью мальчишки), а Эдмунд Спенсер писали в 1580-х, что негодяй был (вообще) их основным предметом одежды. На гэльскую одежду, похоже, не повлияли внешние стили.

Женщины неизменно отращивали длинные волосы, и, как и в других европейских культурах, этот обычай был распространен и среди мужчин. Говорят, что гэльские ирландцы очень гордились своими длинными волосами - например, человека могли заставить заплатить большой штраф в виде двух коров за то, что он побрил голову человеку против его воли. Для женщин очень длинные волосы считались признаком красоты. Иногда состоятельные мужчины и женщины заплетали волосы в косы и прикрепляли к ним полые золотые шары. Еще одним стилем, который был популярен среди некоторых средневековых гэльских мужчин, был бойкий (короткий по всей длине, за исключением длинной густой прядки волос на передней части головы). Повязка или лента вокруг лба были типичным способом удерживать волосы на месте. Для богатых эта полоса часто представляла собой тонкую и гибкую ленту из полированного золота, серебра или руин. Когда англо-норманны и англичане колонизировали Ирландию, длина волос стала обозначать верность. Считалось, что ирландцы, коротко остриженные, отказались от своего ирландского наследия. Точно так же считалось, что английские колонисты, у которых длинные волосы на спине, уступали ирландской жизни.

Гэльские мужчины обычно носили бороду и усы, и часто считалось позорным для гэльского мужчины не иметь растительности на лице. Стили бороды варьировались - длинная раздвоенная борода и прямоугольная борода в месопотамском стиле время от времени были в моде.

Война

Набег скота, показанный в «Образе Иреланды» (1581) Картина в стиле фэнтези, изображающая легендарного герой Кухулин в битве

Война была обычным явлением в гэльской Ирландии, поскольку территории боролись за превосходство друг против друга, а затем и против англо-норманнов. Война чемпиона - общая тема в ирландской мифологии. В средние века все здоровые мужчины, кроме ученых и духовенства, имели право на военную службу от имени короля или вождя. В средние века и в течение некоторого времени после этого посторонние часто писали, что стиль ирландской войны сильно отличается от того, что они считали нормой в Западной Европе. Гэльские ирландцы предпочитали удары и беги набеги (ясли), которые заключались в том, чтобы застать врага врасплох. Если бы это сработало, они бы захватили все ценности (в основном домашний скот) и потенциально ценных заложников, сожгли бы посевы и сбежали. набег скота в гэльской литературе часто назывался Тайн Бо. Хотя в средние века рейды с разбегом были предпочтительной тактикой, были также генеральные сражения. По крайней мере, с 11-го века короли содержали небольшие постоянные боевые силы, известные как «домашние войска», которым часто давали дома и землю на королевской менсальной земле. Это были хорошо оснащенные профессиональные солдаты, состоявшие из пехоты и кавалерии. Во время правления Брайана Бору ирландские короли собирали большие армии в кампании на большие расстояния и использовали военно-морские силы в тандеме с сухопутными войсками.

Типичный средневековый ирландец. армия включала легкую пехоту, тяжелую пехоту и кавалерию. Основную часть армии составляла легкая пехота, именуемая ceithern (англ. "Керн"). Кейтерны бродили по Ирландии, предлагая свои услуги по найму, и обычно владели мечами, скенами (разновидность длинного ножа), короткими копьями, луками и щитами. Конница обычно состояла из короля или вождя и его близких родственников. Обычно они ездили без седел, но носили доспехи и железные шлемы, владели мечами, скенами и длинными копьями или копьями. Одним из видов ирландской кавалерии была хобелар. После норманнского вторжения возникла разновидность тяжелой пехоты под названием gallóglaigh (англ. «Галло [w] стекло»). Изначально они были шотландскими наемниками, появившимися в 13 веке, но к 15 веку самые крупные туата имели собственную наследственную силу ирландских галлоглей. Некоторые англо-нормандские лорды также начали использовать галлоглаи в подражание ирландским. Обычно они носили кольчугу и железные шлемы, а также владели топорами, клейморами, а иногда и копьями или пиками. Галлоглай предоставил отступающим грабителям «движущуюся линию обороны, с которой всадники могли коротко и резко атаковать и за которую они могли отступить, когда их преследуют». Поскольку броня делала их менее маневренными, их иногда ставили в стратегических точках вдоль линии отступления. У кернов, всадников и галлоглей были легковооруженные слуги, которые несли Их оружие в бой.

Иногда воинов сплотили в бой, трубя в рога и варпайпы. По словам Джеральда де Барри (в 12 веке), они не носили доспехов, поскольку считали их обременительным носить и «храбрым и благородным» сражаться без них. Вместо этого большинство обычных солдат сражались полуобнаженными и несли только свое оружие и небольшой круглый щит - Спенсер писал, что эти щиты были покрыты кожей и окрашены в яркие цвета. Короли и вожди иногда шли в битву в шлемах, украшенных орлиными перьями. Для обычных солдат их густые волосы часто служили шлемами, но иногда они носили простые шлемы, сделанные из шкур животных.

Искусство

Изобразительное искусство

Искусство гэльского периода Ирландии встречается на керамике, украшениях, оружии, посуде, посуде, резьбе по камню и иллюминированные рукописи. Ирландское искусство примерно 300 г. до н.э. включает в себя узоры и стили, которые развивались в Западной и Центральной Европе. Примерно к 600 году нашей эры, после того как началась христианизация Ирландии, возник стиль, сочетающий в себе ирландские, средиземноморские и германские англосаксонские элементы, который распространился на Британию и континентальную Европу хиберно-шотландской миссией.. Это известно как островное искусство или гиберно-саксонское искусство, которое в той или иной форме продолжалось в Ирландии до XII века, хотя вторжения викингов положили конец его «золотому веку». Большинство сохранившихся произведений островного искусства были созданы либо монахами, либо для монастырей, за исключением брошей, которые, вероятно, делались и использовались как духовенством, так и мирянами. Примеры островного искусства из Ирландии включают Келлскую книгу, Высокий крест Мюредаха, Брошь Тары, Ардагский клад и Чаша Дерринафлана и поздний Крест Конга, в котором также используются стили викингов.

Литература

Музыка и танец

Хотя Джеральд де Барри отрицательно относился к ирландцам, в Topographia Hibernica (1188) он признал, что они были более искусными в музыке, чем любой другой народ, которого он видел. Он утверждал, что двумя основными инструментами были «арфа » и «табор » (см. Также bodhrán ), что их музыка была быстрой и живой, и что их песни всегда начинались и заканчивались си-бемоль. В истории ирландской музыки (1905), W. Х. Граттан Флад писал, что гэльскими ирландцами обычно пользуются по крайней мере десять инструментов. Это были cruit (маленькая арфа) и clairseach (большая арфа с обычно 30 струнами), литавр (небольшой струнный инструмент, на котором играли с смычком или плектр ), феадан (a fife ), buinne (гобой или флейта ), guthbuinne (a типа фагота рог ), беннбуабхал и кукуруза (рог ), куисленна (волынка - см. Great Irish Warpipes ), сток и осурган (рожки или трубы) и кнамха (кастаньеты ). Он также упоминает скрипку, которая использовалась в 8 веке.

Спорт

Сборки

Вершина Тарского холма

А. упоминалось ранее, гэльская Ирландия была разделена на множество клановых территорий и королевств, называемых туат (множественное число: туата). Хотя не было центрального «правительства» или «парламента», был проведен ряд местных, региональных и национальных собраний. Эти объединенные характеристики собраний и ярмарок.

В Ирландии наивысшим из них был feis в Teamhair na Rí (Тара), который был занимает каждый третий Самайн. Это было собрание ведущих людей всего острова - королей, лордов, вождей, друидов, судей и т. Д. Ниже находился óenach (современное написание: aonach). Это были региональные или провинциальные собрания, открытые для всех. Примеры включают в себя те, которые хранятся в Tailtin каждый Lughnasadh, и которые хранятся в Uisneach каждый Bealtaine. Основная цель этих собраний состояла в том, чтобы обнародовать и подтвердить законы - они были зачитаны вслух, чтобы их не забыли, и любые изменения в них тщательно объяснили присутствующим.

У каждого туата или клана было по два сборки собственные. Это были cuirmtig, которая была открыта для всех членов клана, и dal (термин, позже принятый для ирландского парламента - см. Dáil Éireann ), который был открыт только для вождей кланов. У каждого клана было следующее собрание, называемое токомра, в котором избирались глава клана (toísech, современный taoiseach ) и его заместитель / преемник (tanaiste ).

Известные ирландские короли

История

До 400 г.

400–800

800–1169

Англо-нормандская оккупация

Вторжение

Ирландия в 1300 году, показывающие земли, принадлежащие коренным ирландцам (зеленые), и земли норманнов (светлые).

Ирландия стала христианизированной между V и VII вв. Папа Адриан IV, единственный английский папа, уже издал Папскую буллу в 1155 году, дающую Генриху II Английскому право вторгнуться в Ирландию как средство сдерживания ирландцев. отказ признать римское право. Важно отметить, что для более поздних английских монархов Бык, Лаудабилитер, поддерживал папский сюзеренитет над островом:

В действительности нет никаких сомнений, как ваше Высочество также признает, что Ирландия и все другие острова, которые осветил Христос, Солнце Праведности, и которые приняли доктрины христианской веры, принадлежат юрисдикции Святого Петра и Святой Римской церкви.

В 1166 году, потеряв защиту Верховный король Мюрхертах Мак Лохлен, король Диармайт Мак Мурчада из Ленстера был насильственно изгнан конфедерацией ирландских войск под командованием короля Руайдри mac Tairrdelbach Ua Conchobair. Сбежав сначала в Бристоль, а затем в Нормандию, Диармайт получил разрешение от Генриха II Английского использовать своих подданных для восстановления своего королевства. К следующему году он получил эти услуги, и в 1169 году основные силы норманнов, валлийцев и фламандцев высадились в Ирландии и быстро отвоевали Ленстер и города Уотерфорд и .>Дублин от имени Диармайт. Лидер нормандских войск Ричард де Клер, 2-й граф Пембрук, более известный как Стронгбоу, женился на дочери Диармайта, Аойф, и был назван tánaiste в Королевство Ленстер. Это вызвало ужас у Генриха II, который опасался создания в Ирландии соперничающего нормандского государства. Соответственно, он решил посетить Ленстер, чтобы установить свою власть.

Генри высадился в 1171 году, провозгласив Уотерфорд и Дублин. Преемник Адриана, Папа Александр III, ратифицировал дар Ирландии Генриху в 1172 году. Виндзорский договор 1175 года между Генрихом и Руайдри поддерживал Руайдри в качестве Верховного короля Ирландии, но закрепил за Генрихом контроль над Ленстер, Мит и Уотерфорд. Однако после того, как Диармуид и Стронгбоу были мертвы, Генри вернулся в Англию, а Руайдри не смог обуздать своих вассалов, высшее королевство быстро потеряло контроль над страной. Генрих в 1185 году присвоил своему младшему сыну Джону титул Dominus Hiberniae, "лорд Ирландии". Это сохраняло недавно созданный титул и Королевство Англии лично и юридически отдельно. Однако, когда Джон неожиданно сменил своего брата на посту короля Англии в 1199 году, владычество Ирландии снова вернулось в личный союз с Королевством Англии.

Возрождение гэльского языка

Ирландия в 1450 году показывает земли, принадлежащие коренным ирландцам (зеленый цвет), англо-ирландцы (синий цвет) и английский король (темно-серый цвет).

К 1261 году ослабление Англо-нормандское господство проявилось после череды военных поражений. В этой хаотической ситуации местные ирландские лорды отвоевали большие участки земли. Вторжение Эдварда Брюса в 1315–1318 гг. Во время голода ослабило норманнскую экономику. Черная смерть прибыла в Ирландию в 1348 году. Поскольку большинство английских и нормандских жителей Ирландии жили в городах и деревнях, чума поразила их гораздо сильнее, чем коренные ирландцы, жившие в более отдаленных сельских районах. расчеты. После того, как он прошел, гэльский ирландский язык и обычаи снова стали доминировать в стране. Территория, контролируемая англичанами, сократилась до Пале, укрепленного района вокруг Дублина. За пределами оседлости хиберно-нормандские лорды вступили в брак с гэльскими дворянскими семьями, приняли ирландский язык и обычаи и встали на сторону гэльских ирландцев в политических и военных конфликтах против лорда. Они стали известны как древнеанглийские, и, по словам современного английского комментатора, были «более ирландцами, чем сами ирландцы ».

Власти Черты оседлости были обеспокоены гелицизацией нормандской Ирландии и приняли Статут Килкенни в 1366 году, запрещающий лицам английского происхождения говорить на Ирландский язык, ношение ирландской одежды или смешанные браки с ирландцами. Правительство в Дублине не имело реальной власти. К концу 15 века центральная английская власть в Ирландии практически исчезла. Внимание Англии было отвлечено Столетней войной (1337–1453), а затем Войной роз (1450–85). По всей стране местные гэльские и гэльские лорды расширили свои полномочия за счет английского правительства в Дублине.

гэльские королевства в период

После неудачной попытки шотландского короля Эдварда Брюса (см. Ирландский Брюс Варс 1315–1318 ) Норманны из Ирландии образовали ряд важных гэльских королевств и гэльских владений.

  • Коннахт. Династия О Конхобхейров, несмотря на поражение во время войн Брюса, перегруппировалась и обеспечила, чтобы титул Король Коннахта еще не был пустым. Их цитадель находилась на их родине Сил Мюрдеаг, откуда они доминировали над большей частью северного и северо-восточного Коннахта. Однако после смерти Руайдри мак Тейрдельбаха Уа Кончобаира в 1384 году династия разделилась на две фракции: Ó Кончобхаир Дон и Ó Кончобхаир Руад. К концу 15 века междоусобные войны между двумя ветвями ослабили их до такой степени, что они сами стали вассалами более могущественных лордов, таких как Домнейл из Тир-Чонайла и клан Берк из Clanricarde. Мак Диарматы Короли Мойлурга сохранили свой статус и королевство в течение этой эпохи вплоть до смерти Тадга Мак Диарматы в 1585 году (последний де-факто король Мойлурга). Их кузены, Мак Доннача из Тир-Аилелла, связали свои состояния с Кончобхаир Руад. Королевство Уи Мэн потеряло большую часть своих южных и западных земель из-за Кланрикард, но сумело процветать, пока неоднократные набеги Домнейла в начале 16 века не ослабили его. Другие территории, такие как Ó Flaithbeheraigh из Iar Connacht, Ó Seachnasaigh из Aidhne, O'Dowd из Tireagh, Ó Гадра и, либо выжили в изоляции, либо были вассалами великих людей.
  • Ольстер : Улайд все это время находились в плачевном состоянии. эру, зажатую между зарождающимися Ó Neill из Тир-Эогайна на западе, Макдоннеллами, Кланами Аода Буиде и англо-норманнами на востоке. Только Мэг Аонгхуса удалось сохранить часть своего бывшего королевства с расширением в Айви. Двумя великими историями успеха этой эпохи были Домнейл из Тир-Шонайла и Нил из Тир-Эогайна. Ó Домнейл смог доминировать над большей частью северного Коннахта в ущерб своим коренным лордам, как древнеанглийскому, так и гэльскому, хотя потребовалось время, чтобы подкупить таких, как Ó Conchobhair Sligigh и Ó Рагхалли из Иар Брайфн. Расширение на юг принесло гегемонию Тир Эогайн и, соответственно, влияние Нейла на пограничные владения Лаут и Мит. Маг Уидир из Страха Манаха чуть позже сможет повысить уровень своего господства до третьего по величине в провинции, за счет Ó Рагхалли из Иара Брайфна и Мак-Магонов из Аиргиаллы.
  • Ленстер : Подобным образом, несмотря на неблагоприятные (и непредвиденные) последствия попыток Диармайт Мак Мурчада вернуть свое королевство, суть дела заключалась в том, что из двадцати его преемников до 1632 года большинство из них вернули себе большую часть земель, которые они потеряли от норманнов, и взимали ежегодную дань с городов. Его самым динамичным преемником был знаменитый Art mac Art MacMurrough-Kavanagh. Ó Broin и Ó Tuathail в основном довольствовались набегами на Дублин (которые, что невероятно, продолжались до 18 века). Ó Мордха Лаоис и Ó Кончобхаир Фалаиг из Оффали - столицей последнего был Дайнгин - были двумя автономными территориями, которые заслужили право называться королевства из-за их почти непобедимости против последовательных поколений англо-ирландцев. Больше всех потерпели поражение Мелаглины Мита: их королевство рухнуло, несмотря на попытки Кормака мак Арта О Мелаглена восстановить его. Королевская семья была понижена до статуса вассала, ограниченного восточными берегами реки Шеннон. Королевство было существенно включено в лордство Мит, которое было передано Хью де Лейси в 1172 году. Irish Gaels, c. 1529
  • Мюнстер :

Завоевание Тюдоров и его последствия

С 1536 года Генрих VIII из Англии решил завоевать Ирландию и подчинить ее английскому контролю. Династия Фитцджеральдов из Килдэра, которые стали эффективными правителями лорда Ирландии (Бледный ) в 15 веке, стали ненадежными союзниками, а Генрих решили взять Ирландию под контроль английского правительства, чтобы остров не стал базой для будущих восстаний или иностранных вторжений в Англию. Чтобы привлечь гэльскую знать и позволить им сохранить свои земли в соответствии с английским законодательством, была применена политика капитуляции и повторной выдачи.

В 1541 году Генрих повысил уровень владения Ирландии до полного королевства, отчасти в ответ на изменение отношений с папством, которое все еще имело сюзеренитет над Ирландией после разрыва Генриха с церковью. Генрих был провозглашен королем Ирландии на заседании ирландского парламента в том же году. Это было первое заседание ирландского парламента, на котором присутствовали гэльские ирландские принцы, а также аристократия хиберно-норманн.

С появлением технических институтов правительства следующим шагом было распространение контроля Королевства Ирландия на всю заявленную территорию. Это заняло почти столетие, когда различные английские администрации вели переговоры или сражались с независимыми ирландскими и староанглийскими лордами. Завоевание было завершено во время правления Елизаветы и Якова I после нескольких кровавых конфликтов.

Бегство в изгнание в 1607 году Хью О'Нила, 2-го графа Тирона, а также их поражение в битве при Кинсейле в 1601 году и подавление их восстание в Ольстере в 1603 году рассматривается как водораздел гэльской Ирландии. Он ознаменовал разрушение древней гэльской знати Ирландии после завоевания Тюдоров и расчистил путь для плантации Ольстера. После этого английские власти в Дублине установили больший контроль над Ирландией, установив - или, по крайней мере, пытаясь установить - централизованное правительство для всего острова, и успешно разоружили гэльские светлости. О'Доннелл - часто известный как Красный Хью О'Доннелл - умер в архивном замке Симанкас, Вальядолид, в сентябре 1602 года при подаче петиции Фелипе II из Испании (1598–1621) для дальнейшей помощи. Его сын, Рори, сменил его на посту графа Тирконнелла и участвовал в армиях, сражавшихся за Мадрид в Нидерландах и Испании. Он умер в битве при Барселоне в 1642 году, военно-морском сражении против французского флота.

Англия и Шотландия политически слились в 1707 после того, как короны обоих графств были объединены в 1603 году, но корона Ирландии не слилась с Союзом до 1800 года. Частью привлекательности Союза для многих ирландских католиков было обещание католической эмансипации, позволяющее римско-католическим депутатам, которые не были допущены в ирландский парламент.. Однако это было заблокировано королем Георгом III, который утверждал, что освобождение римских католиков нарушит его клятву коронации, и не было реализовано до 1829 года.

Гэльские корни, которые определили ранняя ирландская история все еще сохранялась, несмотря на англицизацию ирландской культуры и политики, поскольку христианство стало ярким выражением ирландской идентичности в Ирландии. Во времена, предшествовавшие Великому голоду 1840-х годов, многие священники считали, что духовность прихожан имеет первостепенное значение, что привело к локальному трансформации гэльских и католических традиций.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Kelly, Fergus (1988). Справочник по раннему ирландскому праву. Серия ранних ирландских законов 3. Дублин: DIAS. ISBN 0901282952.
  • Даффи, Патрик Дж.; Дэвид Эдвардс; Элизабет ФитцПатрик, ред. (2001). Гэльская Ирландия, ок. 1250-c.1650: земля, помещичье владение и поселение. Дублин: Four Courts Press.
  • Фитцпатрик, Элизабет (2004). Инаугурация короля в гэльской Ирландии ок. 1100–1600: исследование культурного ландшафта. Исследования кельтской истории 22. Woodbridge: Boydell.
  • Муни, Канис (1969). Церковь в гэльской Ирландии, тринадцатый-пятнадцатый века. История ирландского католицизма 2/5. Дублин: Гилл и Макмиллан.
  • Николлс, Кеннет В. (2003) [1972]. Гэльский и гэльский язык Ирландии в средние века (2-е изд.). Дублин: Lilliput Press.
  • Симмс, Кэтрин (1987). От королей до военачальников: изменение политической структуры гэльской Ирландии в позднем средневековье. Исследования кельтской истории 7. Woodbridge: Boydell.
Последняя правка сделана 2021-05-21 10:07:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте