Cailleach

редактировать
Ceann na Caillí («Голова ведьмы»), самая южная оконечность скал Мохер в Графство Клэр. Одно из многих мест, названных в честь Кайлич.

В гэльской мифологии (ирландский, шотландский и мэнский ) Cailleach (ирландское произношение:, шотландское гэльское произношение: ) - божественный карга, божество-создатель, божество погоды и божество-предок. В современном шотландском фольклористике она также известна как Бейра, королева зимы. Слово буквально означает «старуха, карга», и это значение встречается в современном ирландском и шотландском гэльском, и применялось к многочисленным мифологическим персонажам в Ирландии, Шотландия и остров Мэн.

Содержание
  • 1 Название
  • 2 Легенды
  • 3 Места, связанные с Кайличем
    • 3.1 Ирландия
    • 3.2 Шотландия
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Первичные источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Имя

Cailleach («старая женщина «или« карга »в современном ирландском и шотландском гэльском ) происходит от старогэльского Caillech (« завуалированный »), прилагательной формы caille (« вуаль »), раннее заимствование от латинского pallium,« шерстяной плащ ».

Cailleach часто называют Cailleach Bhéara (ch) (в шотландском гэльском Cailleach Bheurra или A ' Chailleach Bheurrach или его варианты). Героид Ó Круалаойч приписывает имени двойное значение; легендарный контекст богини коровы или ассоциация с рогатыми животными, а также фольклорная атрибуция как слово, означающее «острый, пронзительный, враждебный» - bior (ач) или beur (ах) - и относится к ассоциации Кайлич с зимой и дикой природой.

Ирландская поэма VIII / IX веков «Плач старушки» говорит, что имя Кайлиха - Дигди или Дигде. В «Охоте» Слив Куилин ее зовут Милукра, сестра Айн. В сказке о Глас Гайбхненн ее зовут Бирог. В другом месте ее зовут Буи или Буа (ч). На мэнском гэльском она известна как Кайлах.

Множественное число от кайлича - кайлича (ирландское произношение: ) на ирландском языке, cailleachan (шотландское гэльское произношение: ) на шотландском гэльском и caillaghyn на мэнском. Это слово входит в состав таких терминов, как гэльские cailleach-dhubh («монахиня») и cailleach-oidhche («сова »), а также ирландское cailleach feasa («мудрая женщина, удача- кассир ») и cailleach phiseogach (« колдунья, колдунья »). Родственные слова включают гэльское caileag и ирландское cailín («молодая женщина, девушка, коллега»), уменьшительное от caile «женщина» и шотландских низин carline / carlin («стар. женщина, ведьма "). Более неясное слово, которое иногда интерпретируется как «карга», - это ирландское síle, которое заставило некоторых предположить связь между Кайлихом и резьбой по камню Шила на Гигс.

Легенды
Бен Круачан, самая высокая точка в Аргайл и Бьют, дом Кайлич нан Круачан

В Шотландии, где она также известна как Бейра, королева зимы (имя, данное фольклористом 20 века Дональдом Александром Маккензи ), ей приписывают создание множества гор и больших холмов, которые, как говорят, образовались, когда она шагала по земле и случайно уронила камни с ее шпулярник или плетеная корзина. В других случаях говорят, что она построила горы намеренно, чтобы они служили ей ступеньками. Она носит молот для формирования холмов и долин и, как говорят, является матерью всех богинь и богов.

У Кайлиха есть несколько черт, подходящих олицетворению зимы: она пасет оленей, она борется с весной, и ее посох замораживает землю.

В партнерстве с богиней Бригде Кайлих рассматривается как сезонное божество или дух, правящий в зимние месяцы между Самайн (1 ноября или первый день зимы) и Беллтайнн (1 мая или первый день лета), в то время как Бригде управляет летними месяцами между Бельтайнном и Самайнном. В некоторых интерпретациях Кайлих и Бригдэ являются двумя лицами одной и той же богини, в то время как другие описывают Кайлих как обращающиеся к камню на Беллтейнне и возвращающиеся в гуманоидную форму на Самайн, чтобы править в течение зимних месяцев. В зависимости от местного климата передача власти между богиней зимы и богиней лета отмечается в любое время между Là Fhèill Brìghde (не ранее 1 февраля), Latha na Cailliche (25 марта) или Bealltainn ( Не позднее 1 мая), а местные праздники, отмечающие приход первых признаков весны, могут быть названы в честь Кайлиха или Бригде.

Ла Фейль Бригде - это также день, когда Кайлих собирает дрова для своих остаток зимы. Легенда гласит, что, если она намеревается продлить зиму на некоторое время дольше, она позаботится о том, чтобы погода 1 февраля была яркой и солнечной, чтобы она могла собрать много дров, чтобы согреться в ближайшие месяцы. В результате люди обычно испытывают облегчение, если Là Fhèill Brìghde - это день ненастной погоды, поскольку это означает, что Cailleach спит, скоро закончатся дрова, а значит, зима почти закончилась. Говорят, что на острове Мэн, где Она известна как Caillagh ny Groamagh, ее видели на St. День невесты в виде гигантской птицы, несущей палки в клюве.

В Шотландии Кайличан (букв. «Старухи») также известны как Грозовые Ведьмы и считаются олицетворениями стихийных сил природы, особенно в разрушительном аспекте. Говорят, что они особенно активны в поднятии весенних бурь в период, известный как A 'Chailleach.

Водоворот Corryvreckan (шотландский гэльский : Coire Bhreacain - «водоворот / котел из пледа»)) таз кайлич

На западном побережье Шотландии Кайлич вступает в зиму, стирая большой плед (гэльский : féileadh mòr) в заливе Корриврекан (гэльский : Coire Bhreacain - «водоворот / котел пледа»). Считается, что этот процесс занимает три дня, в течение которых рев надвигающейся бури слышен на расстоянии до двадцати миль (32 км) от берега. Когда она закончила, ее плед становится чисто-белым, и землю покрывает снег.

В Шотландии и Ирландии первый фермер, завершивший сбор урожая, сделал кукурузную тележку, представляющую Кайлич ( также называемый «Карлин или Карлайн»), из последнего пучка урожая. Затем фигуру бросали в поле к соседу, который еще не закончил вносить свое зерно. Фермер, который закончил работу, должен был взять тележку для кукурузы и ухаживать за ней в течение следующего года, а это означало, что им придется кормить и содержать каргу всю зиму. Конкуренция была жесткой, чтобы избежать необходимости принять Старуху.

Некоторые ученые полагают, что древнеирландская поэма «Плач старушки Беары » посвящена Кайлич; Куно Мейер заявляет, что «у нее было пятьдесят приемных детей в Беаре. У нее было семь периодов юности один за другим, так что каждый мужчина, который жил с ней, умер от старости, а ее внуки и правнуки были племенами и расами ».

Места, связанные с Кайликами
Погребальная камера на вершине Слиаб-на-Кайли

Ирландия

В Ирландия она также ассоциируется с скалистыми выступающими горами и обнажениями, такими как Голова Ведьмы (ирландское : Ceann Caillí, что означает «голова ведьмы»), самая южная оконечность скал Мохер в Графство Клэр.

Мегалитические гробницы в Лохкрю в Графстве Мит расположены на вершине Слив-на-Каллиаг (Ирландский : Слиаб na Caillí, что означает «гора ведьмы») и включает бордюрный камень, известный как «кресло ведьмы». Cairn T on Slieve na Calliagh - это классическая гробница, в которой лучи равноденствия восхода солнца освещают проход и освещают внутреннюю камеру, заполненную мегалитическими резьбой по камню.

На вершине Слив Гуллион в графстве Арма есть проходная гробница, известная в местном масштабе как «Дом Каллиага Беары». Есть также озеро, где Каллиаг, как говорят, сыграл злую шутку с мифическим воином Фионном маком Кумхейлом, когда он принял физический облик старика после того, как нырнул в озеро, чтобы найти Звук того, что Каллиаг обманом заставил его думать, было потеряно.

(Aill na Caillí, «Hag Cliff») - утес в графстве Голуэй.

проходные гробницы на полуострове Куил-Йорра в графстве Слайго, связаны с Кайличом (один из них называется Кайлих а-Бхерра). Уильям Батлер Йейтс называет Sligo Cailleach «Clooth na Bare».

Шотландия

Loch Awe (шотландский гэльский, Loch Obha), созданный Кайлич нан Круачан

Кайлич выделяется на ландшафте Аргайл и Бьют, Шотландия. В более поздних рассказах она известна как Кайлич нан Круачан («ведьма Бен Круачана »). Бен Круачан - самая высокая гора в регионе. Кухонные полотенца и открытки с ее изображением продаются в магазине для посетителей на Hollow Mountain, где также есть фреска, изображающая ее случайное создание Loch Awe.

. Легенда гласит, что Кайлич устал от долгого дня пасти оленей. На вершине Бен Круачана она заснула на своих часах, и колодец, за которым она ухаживала, разлился, стекая с гор и затопляя долины внизу, образовав сначала реку, а затем озеро. Переполненный колодец - распространенный мотив в местных гэльских сказках о сотворении мира - как видно из аналогичного создания богиней Боанн реки Бойн в Ирландии. Другие связи с регионом включают ее вышеупомянутые прочные связи с жестоким водоворотом в заливе Корриврекан.

Бейн-на-Кайлих на острове Скай - одно из ее пристанищ, как и другие горы, выступающие в пейзаже, и с которых нисходят яростные штормы с мокрым снегом и дождем, сея опустошения и разрушения на земли внизу.

Тиг нан Кайлик, около Глен Лион в Пертшире, Шотландия

В Глен-Лион в Пертшире есть Глинн Кайлиш с ручьем по имени Аллт-Кайлиш, который впадает в Лох-Лион. Эта местность славится языческим ритуалом, который, согласно легенде, связан с Кайлихом. В Глене есть небольшой щит, известный как Tigh nan Cailleach (шотландский гэльский язык для дома пожилых женщин) или Tigh nam Bodach (шотландский гэльский язык для дома стариков), в котором находится количество тяжелых, истертых водой камней, напоминающих миниатюрных людей. Примерно прямоугольное здание изначально было размером 2 м на 1,3 м на 0,4 м с каменной крышей. Замененная крыша деревянного поддона обрушилась, и все здание, став несколько разрушенным, было восстановлено местным каменщиком в 2011 году.

Согласно местной легенде, камни представляют Кайлих, ее мужа Бодаха и их Дети и это место могут представлять собой единственную сохранившуюся святыню такого рода в Великобритании. Местная легенда предполагает, что Кайлич и ее семья были укрыты в долине местными жителями, и пока они оставались там, долина всегда была плодородной и процветающей. Когда они ушли, они отдали камни местным жителям с обещанием, что, пока камни будут выложены, чтобы посмотреть на долину в Bealltainn, положить их обратно в укрытие и обезопасить на зиму в Самайн, тогда долина будет и дальше плодородна. Этот ритуал проводится и по сей день.

См. Также
Заметки
Ссылки
Первоисточники
  • «Плач старушки из Беэр», изд. и тр. Доннча Аодха (1989). «Оплакивание старухи предъявителя». В Donnchadh Ó Corráin, Liam Breatnach и Kim McCone (ed.). Мудрецы, святые и рассказчики: кельтские исследования в честь профессора Джеймса Карни. Монографии Мейнута 2. Мейнут: Сагарт. С. 308–31.
Дополнительная литература
Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-13 13:34:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте