𒄷𒌨𒊑 | |
---|---|
Приблизительная территория поселения хурритов в эпоху средней бронзы показана фиолетовым цветом. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Ближний Восток | |
Языки | |
Хурритский | |
Религия | |
Хурритская религия |
В Хурриты ( / ч ʊər я ən г / ; клинописные: 𒄷𒌨𒊑 ; транслитерации: Hu-ур-ри, также называется Хари, Khurrites, Hourri, Churri, Hurri или Hurriter) были люди бронзового века Ближнего Востока. Они говорили на хурро-урартском языке, называемом хурритским, и жили в Анатолии, Сирии и Северной Месопотамии. Самой большой и влиятельной хурритской нацией было царство Митанни, правящим классом которого, возможно, был индоиранский язык. Население хеттской империи, говорящей на индоевропейском языке, в Анатолии включало большую часть хурритов, и в хеттской мифологии имеется значительное влияние хурритов. К раннему железному веку хурриты ассимилировались с другими народами. Их остатки были покорены родственными людьми, которые образовали государство Урарту. Современные армяне представляют собой смесь индоевропейских групп с хурритами и урартами.
Hurrian язык тесно связан с урартским языком, языком древнего царства Урарту. Вместе они образуют хурро-урартскую языковую семью. Внешние связи хурро-урартских языков оспариваются. Существуют различные предложения о генетическом родстве с другими языковыми семьями (например, с языками Северо-Восточного Кавказа ), но ни одно из них не является общепринятым.
С 21 века до нашей эры до конца 18 века до нашей эры Ассирия контролировала колонии в Анатолии, а хурриты, такие как хаттианцы или луллубис, примерно в 2000 году до нашей эры переняли ассирийский аккадский клинопись на своем родном языке. Тексты хурритского языка в клинописи были найдены в Хаттусе, Угарит (Расы Шамра), а также в одном из самых длинных из букв Амарны, написанных царь Тушратта Митання фараону Аменхотеп III. Это был единственный длинный хурритский текст, известный до тех пор, пока в 1983 году в Хаттусе не был обнаружен сборник литературы на хурритском языке на нескольких таблицах с хеттским переводом.
Хурритские названия спорадически встречаются на северо-западе Месопотамии и в районе Киркук в современном Ираке в эпоху средней бронзы. Их присутствие было подтверждено в Нузи, Уркеше и других местах. В конце концов они проникли и заняли широкую дугу плодородных сельскохозяйственных угодий, простирающуюся от долины реки Хабур на западе до подножия гор Загрос на востоке. IJ Джелб и EA Спейсера полагают, Восточно - семитской говоря ассирийцы / Subarians был языковой и этнической субстрате северной Месопотамии с древнейших времен, в то время как Хурриты были лишь в случае позднего прибытия. Однако теперь считается, что субарианцы были хурритским или, по крайней мере, хурро-урартским народом.
Долина реки Хабур на тысячелетие стала сердцем хурритских земель. Первое известное хурритское царство возникло вокруг города Уркеш (современный Телль Мозан) в третьем тысячелетии до нашей эры. Существует доказательство того, что они изначально были в союзе с восточной семитский Аккад из Месопотамии, указывая они были твердо держаться на площади царствованием Нарам-Син Аккада (ок. 2254-2218 до н.э.). Этот регион был местом проживания других богатых культур (см. Телль Халаф и Телль Брак ). У города-государства Уркеша были влиятельные соседи. В какой - то момент в начале второго тысячелетия до н.э., Северо - Западный семитской говоря Аморрей королевство Мари на юг приглушенный Уркеш и сделали его вассалом. В непрерывной борьбе за власть в Месопотамии другая династия аморитов узурпировала трон Старой Ассирийской империи, которая контролировала колонии в хурритских, хаттских и хеттских регионах восточной Анатолии с 21 века до нашей эры. Ассирийцы затем сделал себя хозяевами над мари и большая часть северо - востоку Амурру ( Сирия ) в конце 19 - го и начале 18 - го века до нашей эры. Шубат-Энлиль (современный Телль-Лейлан) был сделан Шамши Ададом I столицей этой древнеассирийской империи за счет более ранней столицы Ассура.
В этот период хурриты также мигрировали дальше на запад. К 1725 г. до н.э. они были найдены также в некоторых частях северной Сирии, таких как Алалах. Смешанные Аморри - Hurrian царство Ямхада записываются как борется в этой области с началом хеттского царя Хаттусил I около 1600 г. до н. Хурриты также поселились в прибрежном районе Адании в стране Киццуватна на юге Анатолии. Ямхад в конечном итоге ослаб по сравнению с могущественными хеттами, но это также открыло Анатолию для хурритских культурных влияний. На хеттов в течение нескольких столетий оказывали влияние как хурритская, так и хаттская культуры.
Индоевропейские хетты продолжали расширяться на юг после поражения Ямхада. Армия хеттского царя Мурсили I пробилась к Вавилону (тогда еще слабому и второстепенному государству) и разграбила город. Уничтожение Вавилонского царства, присутствие в Ассирии бесцеремонных или изоляционистских царей, а также разрушение царства Ямхад способствовали возникновению другой хурритской династии. Первым правителем был легендарный царь по имени Кирта, который основал царство Митанни (известное также как Ханигалбат / Чанигальбат у ассирийцев, а у египтян как нхрн) около 1500 г. до н.э. Митанни постепенно вырос из региона вокруг долины Хабур и был, пожалуй, самым могущественным царством Ближнего Востока в c. 1475–1365 гг. До н.э., после чего он был затмен и в конечном итоге разрушен Среднеассирийской империей.
Некоторые теонимы, имена собственные и другая терминология митаннийцев демонстрируют индоарийскую суперстратность, предполагая, что индоарийская элита навязалась хурритскому населению в ходе индоарийской экспансии. (См. Митанни-Ариан. )
Другое хурритское царство также извлекло выгоду из падения Вавилонской власти в шестнадцатом веке до нашей эры. Хурриты населяли регион к северо-востоку от реки Тигр, вокруг современного Киркука. Это было королевство Аррафа. Раскопки в Йорган-Тепе, древнем Нузи, доказали, что это одно из самых важных мест для наших знаний о хурритах. Хурритские цари, такие как Ити-Тешуп и Ития, правили Аррафой, но к середине пятнадцатого века до нашей эры они стали вассалами Великого царя Митанни. Само царство Аррафа было разрушено ассирийцами в середине 14 века до нашей эры и впоследствии стало ассирийским городом.
К 13 веку до нашей эры все хурритские государства были побеждены другими народами, а царство Митанни было разрушено Ассирией. Центральные районы хурритов, долина реки Хабур и юго-восточная Анатолия, стали провинциями Средней Ассирийской империи (1366–1020 до н.э.), которая стала править большей частью Ближнего Востока и Малой Азии. Неясно, что случилось с этими ранними хурритскими людьми в конце бронзового века. Некоторые ученые предполагают, что хурриты жили в стране Наири к северу от Ассирии в раннем железном веке, до того, как она была завоевана Ассирией. В последующие столетия хурритское население северной Сирии, похоже, отказалось от своего языка в пользу ассирийского диалекта аккадского, а позже и арамейского.
Однако вакуум власти должен был позволить появиться новому могущественному государству, правители которого говорили на урартском языке, похожем на старый хурритский. Ближняя Ассирийская империя, после уничтожения Hurro-митаннийской империи, империи хеттов, победив фригиец и эламиты, завоевав Вавилон, в Сириянин из Сирии, на севере древнего Иран и Ханаан и принуждая Египтянин из большей части Ближнего Востока, сам пошел в век относительного упадка со второй половины 11 века до нашей эры. Таким образом, урарты смогли обосноваться вокруг озера Ван и горы Арарат, образовав могущественное королевство Урарту. В течение XI и X веков до нашей эры королевство в конечном итоге охватило регион, простирающийся от Кавказских гор на севере до границ северной Ассирии и северного Древнего Ирана на юге, и контролировало большую часть восточной Анатолии.
Ассирия снова начала расширяться с ок. 935 г. до н.э., и Урарту и Ассирия стали яростными соперниками. Урарту какое-то время успешно отражал ассирийский экспансионизм, однако с 9-го по 7-й век до н.э. он постепенно уступал территорию Ассирии. Он должен был просуществовать до 7-го века до нашей эры, к тому времени он был полностью завоеван в Неоассирийскую империю (911–605 до н.э.).
Ассирийская империя распалась с 620 по 605 год до нашей эры после того, как серия жестоких внутренних гражданских войн ослабила ее до такой степени, что коалиция ее бывших вассалов; в мидяне, персы, вавилоняне, халдеи, скифы и киммерийцы были способны атаковать и постепенно уничтожить его. В это время Урарту был опустошен мародерствующими индоевропейскими скифами и киммерийскими налетчиками, а его вассальный царь (вместе с царем соседней Лидии ) тщетно умолял осажденного ассирийского царя о помощи. После падения Ассирии Урарту перешел под контроль Срединной империи, а затем ее преемницы Персидской империи в 6 веке до нашей эры. Во 2-м тысячелетии до нашей эры новая волна индоевропейцев мигрировала через Кавказ в урартские земли, и это были армяне. Альтернативная теория предполагает, что армяне были племенами коренных жителей северных берегов озера Ван или северной периферии Урарту (возможно, как Хайасаны, Этуини и / или Диауэхи, все из которых известны только по ссылкам, оставленным соседними народами, такими как хетты, урарты и т. и ассирийцы). Эта теория подтверждается генетическими и археологическими данными, которые наводят на мысль об индоевропейском присутствии в Армении и восточной Турции к концу 3-го тысячелетия до нашей эры.
Утверждается, что протоармянский язык вступил в контакт с Урартом в ранний период (3-е или 2-е тысячелетие до нашей эры), до образования Урартского царства. Хотя урартский язык использовался царской элитой, население, которым они правили, могло быть многоязычным, и некоторые из этих народов говорили по-армянски.
В 6 веке до нашей эры регион стал частью армянской династии Оронтидов. Хурро-урарты, кажется, примерно в это время исчезли из истории, почти наверняка присоединившись к индоевропейскому армянскому населению.
Знание хурритской культуры основывается на археологических раскопках в таких местах, как Нузи и Алалах, а также на клинописных табличках, в основном из Хаттусы (Богазкей), столицы хеттов, цивилизация которой находилась под сильным влиянием хурритов. Таблички из Нузи, Алалаха и других городов с хурритским населением (как показано по личным именам) раскрывают особенности хурритской культуры, хотя они были написаны на аккадском языке. Хурритские цилиндрические печати были тщательно вырезаны и часто изображали мифологические мотивы. Они являются ключом к пониманию хурритской культуры и истории.
Хурриты были искусными керамистами. Их керамика обычно встречается в Месопотамии и в землях к западу от Евфрата; его высоко ценили в далеком Египте, ко времени Нового Царства. Археологи используют термины « посуда Хабура» и «Посуда Нузи» для обозначения двух типов гончарных изделий, изготовленных на колесах, которые использовались хурритами. Для посуды Хабур характерны красноватые линии с геометрическим треугольным узором и точками, тогда как посуда Нузи имеет очень отличительные формы и окрашена в коричневый или черный цвет.
У хурритов была репутация в металлургии. Предполагается, что шумерский термин «медник» табира / тибира был заимствован из хурритского, что подразумевает раннее присутствие хурритов задолго до их первого исторического упоминания в аккадских источниках. Медь продавалась на юг, в Месопотамию, из высокогорья Анатолии. Долина Хабур занимала центральное место в торговле металлами, а медь, серебро и даже олово были доступны из хурритских стран Киццуватна и Ишува, расположенных в Анатолийском нагорье. Золота не хватало, и письма Амарны сообщают нам, что оно было приобретено в Египте. Не так много примеров хурритской обработки металла сохранилось, за исключением более позднего Урарту. В Уркеше были обнаружены небольшие прекрасные бронзовые фигурки львов.
Митанни были тесно связаны с лошадьми. Название страны Ishuwa, которые могли бы имели существенное Hurrian населения, означает «лошадь-землю» (он также предложил название может иметь анатолийские или прото-армянские корни). Текст, обнаруженный в Хаттусе, посвящен дрессировке лошадей. За дрессировку лошадей отвечал хурриец по имени Киккули. Терминология, используемая в связи с лошадьми, содержит множество индоарийских заимствований (Mayrhofer, 1974).
Среди хурритских текстов из Угарита - самые старые известные экземпляры письменной музыки, датируемые ок. 1400 г. до н.э. Среди этих фрагментов встречаются имена четырех хурритских композиторов: Тапшинуни, Пуйя (на), Урния и Аммийа.
Хурритская культура оказала большое влияние на религию хеттов. Из центра хурритского культа в Кумманни в Киццуватне хурритская религия распространилась среди хеттов. Синкретизм объединил древнехеттскую и хурритскую религии. Хурритская религия распространилась в Сирию, где Ваал стал аналогом Тешуба. Хурритская религия в различных формах оказала влияние на весь древний Ближний Восток, за исключением Древнего Египта и южной Месопотамии.
Хотя хурритский и урартский языки связаны между собой, между соответствующими системами верований мало общего.
Контейнер для хурритских благовоний В хеттских богов тешуб и Hebat, патронник, Язылыкая, хеттский скальное святилище, ТурцияОсновными богами хурритского пантеона были:
Хурритские цилиндрические печати часто изображают мифологических существ, таких как крылатые люди или животные, драконы и другие монстры. Интерпретация этих изображений богов и демонов остается неопределенной. Они могли быть одновременно защитными и злыми духами. Некоторые напоминают ассирийское шеду.
У хурритских богов, похоже, не было особых «домашних храмов», как в месопотамской религии или древнеегипетской религии. Некоторыми важными культовыми центрами были Кумманни в Киццуватне и хеттская Язиликая. Харран был, по крайней мере, позже религиозным центром бога луны, а у Шауши был важный храм в Ниневии, когда город находился под властью хурритов. Храм Нергала был построен в Уркеше в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Город Кахат был религиозным центром в королевстве Митанни.
Хурритский миф «Песни улликуого», сохраняется среди хеттов, является параллельным Hesiod «ы Теогонии ; кастрация Урана по Кронос может быть получена из кастрации Аны по Кумарби, в то время как Zeus ниспровержение «S Кронос и Хронос срыгивания проглоченных богов, как хурритский миф о тешубе и Кумарбите. Утверждалось, что поклонение Аттису основывалось на хурритском мифе.
Хурритская городская культура не была представлена большим количеством городов. Уркеш был единственным хурритским городом в третьем тысячелетии до нашей эры. Во втором тысячелетии до нашей эры мы знаем ряд хурритских городов, таких как Аррапа, Харран, Кахат, Нузи, Тайду и Вашуканни - столица Митанни. Хотя сайт Washukanni, якобы, чтобы быть в Телль Fakhariya, не известен наверняка, не рассказывает (город курган) в долине Хабура много не превышает размер 1 квадратного километра (250 акров), и большинство сайтов намного меньше. Похоже, что хурритская городская культура сильно отличалась от централизованного государственного управления Ассирии и Древнего Египта. Объяснение могло заключаться в том, что феодальная организация хурритских королевств не позволяла развиваться большим дворцовым или храмовым владениям.
Поселения хурритов расположены в трех современных странах: Ираке, Сирии и Турции. Сердце хурритского мира пересекает современная граница между Сирией и Турцией. Некоторые участки расположены в приграничной зоне, что затрудняет доступ для раскопок. Угрозу древним памятникам представляют собой многочисленные сооружения плотин в долинах Евфрата, Тигра и Хабура. Уже проведено несколько спасательных операций, когда строительство дамб погрузило под воду целые речные долины.
Первые крупные раскопки хурритских памятников в Ираке и Сирии начались в 1920-х и 1930-х годах. Их возглавили американский археолог Эдвард Кьера в Йорган-Тепе (Нузи) и британский археолог Макс Маллоуэн в Чагар-Базаре и Телль-Браке. Недавние раскопки и исследования проводятся группами археологов из Америки, Бельгии, Дании, Голландии, Франции, Германии и Италии с международными участниками в сотрудничестве с Департаментом древностей Сирии. Теллы, или городские курганы, часто свидетельствуют о длительной оккупации, начиная с неолита и заканчивая римским периодом или позже. Характерная хурритская керамика, посуда Хабура, помогает определить различные слои населения курганов. Поселения хурритов обычно относятся к периоду от среднего бронзового века до конца позднего бронзового века, за исключением Телль-Мозана (Уркеша).
Список включает некоторые важные древние памятники из области, где преобладали хурриты. Отчеты о раскопках и изображения можно найти на связанных веб-сайтах. Как отмечалось выше, важные открытия хурритской культуры и истории были также сделаны в Алалахе, Амарне, Хаттусе и Угарите.