Хурритская религия

редактировать
Контейнер для хурритских благовоний

Hurrian религия была многобожие религии хурритов, А бронзовый век народов Ближнего Востока. Эти люди селились на обширной территории, поэтому между ними существовали различия, особенно между восточными хурритами вокруг Нузи и Аррафы и западными хурритами в Сирии и Анатолии. С 14 века до нашей эры хурритская религия оказала сильное влияние на хеттскую религию, и хурритский пантеон изображен на наскальных рельефах 13 века в важном хеттском святилище в Язылыкая.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Доказательства
  • 2 бога
    • 2.1 Диады
    • 2.2 Суккалы
    • 2.3 Шаррена
    • 2.4 Список хурритских божеств
  • 3 Мифология
    • 3.1 Космология
  • 4 Практика
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
Доказательство

Самое древнее свидетельство хурритской религиозной жизни происходит из Уркеша (например, королевские надписи с упоминанием месопотамского бога Нергала ) и датируется 3-м тысячелетием до нашей эры.

Среди самых богатых источников - материалы из хеттских архивов хеттской столицы Хаттуса, которые частично составлены из текстов на хурритском языке, а частично - из хурритских трудов, переведенных на хеттский язык. Несколько хурритских ритуальных текстов сохранились из Угарита, в некоторых аккадских источниках из этого города также есть упоминания о хурритских богах. В Амарна письмо от короля Тушратта из Митання и договорных документов свидетельствуют о Hurrian- под влияние религии практикуется в Митанне царстве. В архивах отдельных сирийских городов, таких как Эмар, Мари и Алалах, также есть хурритские тексты. Свидетельства восточных хурритов сравнительно редки, хотя документы из Нузи ссылаются на различные обычаи, такие как поклонение предкам и поддержание священных рощ.

Свидетельства из Урарту в большинстве случаев не могут быть использованы при изучении хурритской религии, поскольку связь между ней и хурритскими государствами бронзового века почти исключительно лингвистическая и не распространяется на культ.

Боги
Западный хурритский божественный пантеон с Ташмишем, Тешшубом, Чебатом, Шаррумой, Алланзу и Кунзишалли, скальным святилищем Язылыкая.

Хурриты поклонялись множеству богов, происходящих из разных культур, особенно из Месопотамии и Сирии. Многие боги со временем были синкретизированы с месопотамскими и сирийскими божествами; например, Шаушка отождествлялся с Иштар из Ниневии, Тешшуб с богом погоды из Алеппо  [ де ], Кушунь с богом луны Син фон Шарран  [ де ] и бог Солнца Шимиге с Шамашем из Сиппара. Этот синкретизм также охватывал местных партнеров богов, таких как сирийский Чебат как жена Тешшуба у западных хурритов, Никкал как жена бога луны и Айя как жена бога солнца.

Главным богом хурритов был бог погоды Тешшуб. Все хурриты также поклонялись Шаушке, божеству любви и войны, изображенному как в женских, так и в мужских формах (хотя в мифах обычно описывается как богиня), богу плодородия Кумарби, богу луны Кушую и богу солнца Шимиге. Только западные хурриты поклонялись Чебат и ее сыну Шарруме сирийского происхождения.

Другие важные божества были судьбы богини Ḫudena Ḫudellura, сирийская клятва богини Ishara, королевой мертвых Allani, опекунской богиня Кархемис Ки-Баба, бог войны Aštabi, а также месопотамского бога мудрости, Ео (Эйя-Sarri), и бог смерти Угур, первоначально суккал месопотамского нергала. Бог Нупатик (также пишется Любадаг, Любадиг, Нупадиг) известен из многих культовых текстов, но его цель неясна. Сам Нергал часто встречается в хурритских документах, но его имя может вместо этого использоваться для обозначения местного бога. Решеф появляется в хурритских текстах под именем Аршаппа или Иршаппа, часто с эпитетом «(бог-покровитель) рынка».

Кроме того, эламская богиня Пиникир стала частью хурритского пантеона при неопределенных обстоятельствах и засвидетельствована на западе, вплоть до Киццуватны, в хурритском или хурро-хеттском контексте. Еще одним иностранным божеством ни месопотамского, ни сирийского происхождения, которому поклонялись по крайней мере некоторые хурритские общины, был касситский бог Харбе.

По крайней мере, у западных хурритов боги делились на мужские и женские группы, как ясно видно из калутских списков  [ де ] из Хаттуса. Боги-мужчины ( enna turroena) возглавлялись Тешшубом в его различных проявлениях, а боги-женщины ( enna aštoena) возглавлялись Жебатом и ее детьми. Порядок богов и богинь в этих списках не полностью установлен, но списки богов из Хаттусы, Алепп и Угарита демонстрируют явное сходство. Кроме того, в этих списках присутствует присутствие групп богов, особенно богов- отцов ( enna attenevena). Подобных списков богов в восточной хурритской области не известно.

Диады

Диады или двойные боги, разделяющие один культ, также типичны для хурритов. Например, Жебат и ее сын Шаррума образовали диаду Жебат-Шаррума. Другие такие пары были Hutena и Hutellura, Ninatta и Kulitta, Allani и Ishara, и Ка-Баба Adamma (первоначально жена Решефа в Ebla ) и Pinikir и загадочная cthtonic фигуры DINGIR.GE 6 (так называемая богиней ночи, возможно, hyposthasis из Иштар ).

Суккалс

Месопотамская концепция суккала, «божественного визиря», служащего конкретному более выдающемуся божеству, также была включена в хурритскую религию, а само слово заимствовано из аккадского в хурритский. Суккал Тешуба Ташмишу, посланник Хебата Такити (или Такиту), служанки Шаушки Нинатта и Кулитта и слуга Кумарби Мукишану - все они играют видную роль в мифах цикла Кумарби, а также были объектами религиозного культа.

Шаррена

Особым классом фигур, почитаемых хурритами, были так называемые шаррены. Хотя можно перевести это просто как «обожествленные короли», Мария Р. Бачварова предложила более поэтичный перевод «герои издалека и давних времен». Как и имена богов, имена Шаррены и сам термин были написаны с так называемым « божественным определителем ». Это слово отличалось от того, которое использовалось для обозначения обычных королей, ewri.

Примеры шаррены включают хорошо известных мифических правителей ( Гильгамеш ), выдающихся исторических завоевателей ( Саргон, Нарам-Син ), антагонистов из цикла Кумарби («Серебро», Хедамму) и других совершенно неизвестных фигур, таких как Ауталумма из Элама, Иммашку из Люллю и Киклип-атал из Тукриша. Как и Элам и Лулуе, Тукриш был расположен к востоку от Месопотамии; в документах из Мари он считается источником драгоценных металлов и камней. Все 3 эти области были расположены в Иране или Центральной Азии. Однако имя Киклип-атал, тем не менее, хурритское.

Список хурритских божеств

Месопотамский эквивалент Сирийский или угаритский эквивалент Хеттский или лувийский эквивалент Функции Примечания
Тешуб Ишкур / Хадад Адду из Алеппо ; Ваал из Угарита Тархунна Бог погоды, царь богов В Египте Сет был отождествлен с иностранными богами бури, такими как Тешуб.
Hebat Halabadu от третьего тысячелетия до н.э. Eblaite источников Богиня Солнца Аринны Богиня-мать, супруга Тешуба Первоначально супруга бога бури Алеппо
Шаушка Инанна / Иштар Аштарт возможно Анзили Богиня любви, войны и исцеления Имел женский и мужской аспект, и в Язиликая появляется дважды, как с богами, так и с богинями.
Кумарби Энлиль ; в одном случае возможно Иштаран Даган ; Эль Халки Хтонический бог злаков; отец богов Культ Кумарби сохранился и в нео-ассирийские времена в городе Таите (Тайди). Как бог этого места он появляется в ассирийском тексте такулту вместе с двумя другими хурритскими божествами, Набарби и Саманухой.
Шимиге Уту / Шамаш; Лугальбанда Небесный бог солнца Бог солнца Месопотамец Ая (Аю-Икалти) считался его супругой
Kušu Нанна / Суен Ярих Arma Бог луны В контексте хеттов также хранитель клятв; Месопотамец Нингал считался его супругой
Аллани Эрешкигаль Арсе ( причина уравнения неизвестна) Богиня Солнца Земли Королева мертвых Известен в Месопотамии под именем Аллату; Аллату, которого хетты рассматривали как отдельное божество, приравнивали к Лелвани.
Ишара Иштар Аштарт Хранитель клятв; богиня любви; ктоническое божество Первоначально богиня из Эблы неизвестного нехурритского несемитского происхождения.
Кубаба возможно Губаба из позднеассирийских источников Богиня судебных исков Связь с гораздо более поздней фригийской Кибелой некоторыми учеными в прошлом (например, Эммануэлем Ларошем ), хотя недавние исследования опровергают эту теорию, поскольку Кубаба не была ни богиней-матерью, ни богиней гор. Связь с шумерской царицей Кубабой также не может быть установлена. Скорее всего, одно из божеств «сирийского субстрата» вроде Ишары.
Нупатик Выдающийся бог неопределенного характера Также известен как Любадаг в ранних хурритских источниках.
Аштаби Нинурта ; Lugal- marda ; Забаба Аттар Бог войны Как и Ишара, изначально бог из Эблы неизвестного нехурритского несемитского происхождения.
Ešui Забаба Бог войны
Набарби Возможно Белет Нагар и Хабуритум Возможно богиня пастбищ Засвидетельствована как жена Ташмишу
Шаррума Горный бог Сын Хебата и Тешуба, первоначально сирийского бога из круга Хебата.
Хутена-Хутеллура Šassūrātu Котхарт Гульшеш Коллектив богинь судьбы, рождения и акушерства
Пиренгир Иштар ; Нинсианна Персонификация небесного тела, скорее всего Венеры Хурритская адаптация эламского пиникира
Аршаппа Решеф Бог болезней и войны; также "бог-хранитель рынка" Hurrianized форма сирийского Решефа, а не отдельное божество
Адамма Богиня, образующая диаду с Кубабой Первоначально супруга Решефа; однако они рассматривались как пара только в источниках 3-го тысячелетия до нашей эры.
Хайя Энки / Эа Бог мудрости Прямая адаптация месопотамского бога, в комплекте с его женой Damkina и sukkal исимуд (Izzumi в Hurrian)
Киаши сладкий картофель Аруна Морской бог Союзник Кумарби в мифах
Ташмишу Нинурта ; Папсуккал Аштаби Шувалият Суккал и брат Тешуба Аштаби - отличная фигура от него в цикле Кумарби.
Нинатта и Кулитта Служанки Шаушки, описанные как певцы и танцоры Включен в окружение Иштар в Ашуре
Такиту Суккал из Хебата
Липпарума Bunene Sukkal из Šimige
Гурриш и Шериш Быки, тянущие колесницу Тешуба
Мукишану Суккал Кумарби Назван в честь Мукиша ( Алалах )
Импалури Sukkal из Kiaši / Аруна
Алалу Энмешарра ; Лугалдукуга Отец Кумарби, хтоническая фигура Также известен как Алала
Амматина Энна Ануннаки Каруилеш Шюнеш (прямой перевод хурритского термина) «Бывшие боги», обитающие в преисподней Только в хурритском контексте термин «Ануннаки» имел четко определенное значение. Количество и имена Амматины Энна различаются. Часто включаются Нара, Намшара, Минки, Аммунки, Напирра, Амиццаду, Тухуши; иногда Алалу и Кумарби; иногда также старшие месопотамские боги Энлиль, Нинлиль, Ану и Анту.
Энна (-šta) Аттна (-šta) «боги отцов» или «боги отцов», неопределенные божественные предки также засвидетельствован в единственном числе как Эни Аттани
Тилла Бог-бык, популярный в Нузи
DINGIR.GE 6 (« Богиня ночи ») возможно Иштар Богиня ночи из Киццуватны Известно только логографическое написание имени. Сформировал диаду с Пиникиром.
Pentikalli Ninegal Белет Экалли Наложница Тешуба
Нергал Бог смерти Возможно, это логографическое написание имени местного бога, а не месопотамского нергала.
Шалаш Супруга Кумарби Первоначально супруга Дагана, связанная с Кумарби из-за синкретизма между ними. Не упоминается в мифах как жена Кумарби.
Хацци и Намни Горные боги из свиты Тешуба, возможно, Касий и Анти-Казиус Отрывочные мифы могут ссылаться на их восстание и последующее поражение.
Пишаша Горный бог вызывает клятвы
Аммарик Бог бури Армарука Горный бог Первоначально часть пантеона Эбла, принятая хурритами, а затем в искаженном виде хеттами.
Шувала Богиня сирийского происхождения, связанная с Набарби, связанная с северным городом Мардаман.
Мушуни Богиня, имя которой означает «она справедливости».
Эбримуша Бог, чье имя означает «король справедливости».
Леллури Хурритская горная богиня из северной Сирии, которой позже поклонялись в Куммани в Киццуватне.
Угур
Хашунтархи Богиня, связанная с Кубабой и Адаммой.
Милку Тишпак Гашару Хотя Милку был хурро-хеттским божеством, его имя - семитское заимствованное слово, введенное в местные пантеоны северных хеттских городов Туддалией IV вместе с другими иностранными божествами.
Мифология

Хурриты создали литературные отчеты о своих мифах, в которых ясно видны месопотамские и сирийские влияния. Наиболее важные мифы образуют цикл Кумарби, который до некоторой степени аналогичен угаритскому циклу  [ де ] Ваала, в котором рассказывается, как угаритский бог погоды Ваал стал правителем богов. Точно так же Цикл Кумарби рассказывает, как Тешшуб обрел свою власть и укрепил ее (поэтому некоторые ученые называют его Циклом Тешшуба). Цикл начинается с мифа о «царстве небес», в котором быстро описываются череда царей богов ( Алалу, Ану и Кумарби) и их битвы, прежде чем фиксируется зачатие и рождение Тешшуба. В следующих мифах рассказывается, как Кумарби порождает еще более сильных противников, чтобы уничтожить Тешшуб. К ним относятся Уштуни  [ де ] («серебро»), водяной дракон Цедамму и, наконец, каменный монстр Улликумми. Существует также миф о боге-хранителе, который временно становится царем богов, но пренебрегает божественными подношениями. К сожалению, большинство мифов сохранилось лишь фрагментарно.

Этот цикл может быть источник из мифов о греческих богах пересчитаны в Гесиоде «s Теогонии. Кастрация Урана по Кронос может быть получена из кастрации Аны по Кумарби, в то время как Zeus ниспровержение «S Кронос и Хронос срыгивания проглоченных богов, как хурритский миф о тешубе и Кумарбите. Также утверждалось, что поклонение Аттису основывалось на хурритском мифе.

Помимо мифов, существуют также рассказы и легенды, такие как история Аппу и его двух сыновей, «Неправильно» и «Правильно», а также рассказ о боге Солнца и корове.

Космология

Хурриты относились к Земле и Небу как к богам ( eše ḫavurne), но не изображались как антропоморфные божества. С момента создания они покоились на плечах гиганта Убеллури, который также должен был отделить друг от друга Землю и Небеса медным серпом. На рельефах Язылыкая два человека-быка изображены стоящими на Земле, поддерживая небеса. В двух вавилонских текстах хурритское небо тем не менее появляется как персонифицированное божество ( d a-mu-ur-ni), в одном случае приравненное к Ану.

Мертвые отправляются в Подземный мир, которым правила богиня Аллани («леди»), которую часто называют Шидури, «молодая женщина». В Подземном мире обитали также «низшие боги» ( энна турена), такие как Алалу. Хурриты сделали подношения этим хтоническим силам, которые они поместили в ямы для жертвоприношений ( аби), вырытые на Земле. Термин аби иногда писался с дингиром (божественным определяющим фактором).

Упражняться

Хурриты построили святилища и храмы, где поклонялись своим божествам. Они обожествляли культовые орудия, такие как курильницы для благовоний и блюда для подношений, а также божественные символы, такие как оружие Тешшуба и ложе Жебата. Изображения богов были очищены, помазаны и одеты. Хорошо засвидетельствованным примером западного хурритского ритуала (смешанного с лувийской религией ) является хеттский фестиваль Ишува  [ де ]. У хурритских богов, похоже, не было особых «домашних храмов», как в месопотамской религии или древнеегипетской религии. Некоторыми важными культовыми центрами были Кумманни в Киццуватне и хеттский Язиликая. Харран был, по крайней мере, позже религиозным центром бога луны, а у Шауши был важный храм в Ниневии, когда город находился под властью хурритов. Храм Нергала был построен в Уркеше в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Город Кахат был религиозным центром в королевстве Митанни.

Магические заклинания были важной частью религиозной практики. Ритуалы дождя играли особенно важную роль. Хурритские магические практики часто очень похожи на месопотамские практики, что также верно и для хурритских практик гадания, в которых гепатоскопия играла важную роль.

Смотрите также
использованная литература
  1. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 11
  2. Перейти ↑ BJ Collins, A Channel to the Underworld in Syria, Near Eastern Archeology 1 (67), 2004, p. 54
  3. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 54
  4. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 57-58
  5. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 51
  6. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 18-19
  7. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 2-3
  8. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 57 год
  9. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 66
  10. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 41 год
  11. ^ Петр Taracha: Религии Второй тысячелетия Анатолии, (2009), стр. 127
  12. ^ Петр Тарача: Религии второго тысячелетия Анатолии, (2009), стр. 118
  13. ^ М. Krebernik, д U.GUR [в] Reallexikon дер Assyriologie унд vorderasiatischen Archäologie том 14, 2014, стр. 297
  14. ^ Ф. Wiggerman, Нергаль А. philologisch [в:] Reallexikon дер Assyriologie унд vorderasiatischen Archäologie об. 9, 1998, с. 220
  15. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 11
  16. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 55
  17. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 8; Арчи предлагает Аштаби
  18. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 14
  19. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 8
  20. ^ Г. Бекман, Богиня Пиринкир и ее ритуал из Хаттусы (CTH 644), KTEMA 24, 1999, стр. 25–39
  21. ^ К. Абди «Elamo-Hittitica I: эламский Богиня в хеттской суде», Цифровой архив Краткие заметки и Иран Review (Dabir) 3, 2017 г., стр. 7-14
  22. ^ JA Бринкман, Kassiten касситы [в] Reallexikon дер Assyriologie унд vorderasiatischen Archäologie том 5, 1980, стр. 472
  23. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 9-11; 16; 18
  24. ^ Мари-Клод Тремуй, " d Ḫebat. Une divinité сыро-anatolienne." В: Eothen. 7, 1997, стр. 189f.
  25. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 128
  26. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 15
  27. ↑ JL Miller, Отдельная установка богини ночи [в] MR Bachvarova, BJ Collins, IC Rutherford (eds), Anatolian Interfaces: Hittites, Greeks and their Neighbours, 2008, p. 68
  28. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 6
  29. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 55
  30. ^ Г. Вильгельм, Takitu [в] Reallexikon дер Assyriologie унд vorderasiatischen Archäologie том 13, 2011, стр. 417
  31. ^ Г. Франц-Сабо, Кулитта, Нинатта и [в:] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol. 6, 1983, с. 303-304
  32. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 52
  33. ^ Г. Вильгельм, Мукишану [в] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol 8, 1993, p. 412-413
  34. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 12
  35. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 5
  36. ^ МР Bachvarova, Адаптивная Месопотамская Миф в Hurro-хеттский Ритуалсе на Хаттусе: ISTAR, Преступные, и легендарные короли [в:] BJ Collins, P. Michalowski, Beyond Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 24
  37. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 6
  38. ^ МР Bachvarova, Адаптивная Месопотамская Миф в Hurro-хеттский Ритуалсе на Хаттусе: ISTAR, Преступные, и легендарные короли [в:] BJ Collins, P. Michalowski, Beyond Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 41 год
  39. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 73
  40. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 10
  41. ^ А. Фукс, Tukriš [в:] Reallexikon дер Assyriologieund vorderasiatischen Archäologie об. 14, 2014, с. 174–175
  42. ^ Г. Вильгельм, Grundzüge der Geschichte und Kultur der Hurriter, 1982, стр. 13
  43. ↑ Х. Огучи, Торговые пути в древнеасирийский период, Ар-Рафидан 20, 1999, стр. 89
  44. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 2
  45. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 6
  46. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 50
  47. ^ Д. Швемер, Боги бури древнего Ближнего Востока: резюме, синтез, недавние исследования: Часть II, Журнал древних ближневосточных религий 8 (1), 2008, стр. 4
  48. ^ Д. Швемер, Боги бури древнего Ближнего Востока: резюме, синтез, недавние исследования: Часть II, Журнал древних ближневосточных религий 8 (1), 2008, стр. 3
  49. ^ Д. Швемер, Боги бури древнего Ближнего Востока: резюме, синтез, недавние исследования: Часть II, Журнал древних ближневосточных религий 8 (1), 2008, стр. 25
  50. ^ А. Арчи, Исследования Пантеона Эблы, СЕРИЯ Orientalia NOVA, Vol. 63, № 3, 1994, с. 250–251
  51. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 92
  52. ^ Д. Швемер, Боги бури древнего Ближнего Востока: резюме, синтез, недавние исследования: Часть II, Журнал древних ближневосточных религий 8 (1), 2008, стр. 22
  53. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 9
  54. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, (ред.) За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 12
  55. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, (ред.) За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 12
  56. ^ М. Смит, «Athtart в конце бронзового века сирийских текстов [в:] DT Сугимото (редактор), Трансформация Богини. Иштар - Астарта - Афродита, 2014, стр. 76-77
  57. ^ МР Bachvarova, Адаптивная Месопотамская Миф в Hurro-хеттский Ритуалсе на Хаттусе: ISTAR, Преступные, и легендарные короли [в:] BJ Collins, P. Michalowski, Beyond Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 27
  58. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 122-123
  59. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 95
  60. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 52
  61. ^ HG Güterbock, Kumarbi [in:] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol. 6, 1983, с. 325-326
  62. ^ Ф. Саймонс, «Новое присоединение к хурро-аккадской версии списка богов Вайднера от Эмара (Msk 74.108a + Msk 74.158k)», Altorientalische Forschungen 44, 2017, стр. 85-86
  63. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 12
  64. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 52
  65. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 102
  66. ^ Д. Швемер, Боги бури древнего Ближнего Востока: резюме, синтез, недавние исследования: часть II, Журнал древних ближневосточных религий 8 (1), 2008, стр. 5-6
  67. ^ Ф. Саймонс, «Новое присоединение к хурро-аккадской версии списка богов Вайднера из Эмара (Msk 74.108a + Msk 74.158k)», Altorientalische Forschungen 44, 2017, стр. 86
  68. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 52
  69. ^ В. Хаас, Geschichte der hethitischen Religion, 2015, стр. 543
  70. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 7-8
  71. ^ Ф. Саймонс, «Новое присоединение к хурро-аккадской версии списка богов Вайднера из Эмара (Msk 74.108a + Msk 74.158k)», Altorientalische Forschungen 44, 2017, стр. 86
  72. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 127
  73. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 110
  74. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 85
  75. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, (ред.) За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 12
  76. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 124
  77. ^ С. А. Уиггинс, Pidray, Tallay и Arsay в Ваал Цикла, журнал северо - западных семитских языков 2 (29), 2003, стр. 96-97
  78. ^ А. Арчи, Анатолийские богини судьбы и их различные традиции [в] Э. Канчик-Киршбаум, Дж. Клингер, Г. В. Мюллер (ред.), Разнообразие и стандартизация. Перспективы древней истории культуры Ближнего Востока, 2013, с. 4
  79. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 124
  80. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 124
  81. ^ М. Смит, 'Аттарт в сирийских текстах позднего бронзового века [в:] Д. Т. Сугимото (редактор), Трансформация богини. Иштар - Астарта - Афродита, 2014, стр. 74-75
  82. ^ Л. Мурат, Богиня Ишхара, Ankara Üniversitesi Dil ve Tarih-Coğrafya Fakültesi Tarih Bölümü Tarih Araştırmaları Dergisi 45, 2009, стр. 169–170
  83. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 123–124
  84. ^ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, (ред.) За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 16
  85. ^ JD Хокинс, Кубаба А. Филологический Кубаба А. Филологический [в:] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol. 6, 1983, с. 260-261
  86. ↑ А. Арчи, Боги Эблы [в:] Дж. Эйдем, С.Х. ван Зост (ред.), Годовой отчет NINO и NIT 2010, 2011, стр. 7
  87. М. Хаттер, Кубаба в Хеттской империи и последствия ее экспансии в Западную Анатолию [в:] А. Мутон (ред.), Исследования хеттской и неохеттской Анатолии в честь 100-летия Эммануэля Лароша, 2017, стр.. 113-122
  88. ^ JD Хокинс, Кубаба А. Филологический Кубаба А. Филологический [в:] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol. 6, 1983, с. 257
  89. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 119
  90. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 55
  91. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 11
  92. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 119
  93. ^ Н. Ayali-Даршан Роль Aštabi в Песне улликуого и Восточное Средиземноморье «Failed Бог» История превалирующий в Восточном Средиземноморье, журнал Ближнего Восток 1 (73), 2014, стр. 98
  94. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, (ред.) За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 15–16
  95. ^ А. Kammenhauber, Hesui, Ḫišue [в] Reallexikon дер Assyriologie унд vorderasiatischen Archäologie об. 4, 1975, с. 369–370
  96. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 7
  97. ^ В. Хаас, Набарби [in:] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol. 9, 1998, с. 1-2
  98. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 121
  99. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 94
  100. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, (ред.) За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 19
  101. ^ А. Арчи, Анатолийские богини судьбы и их различные традиции [в] Э. Канчик-Киршбаум, Дж. Клингер, Г. В. Мюллер (ред.), Разнообразие и стандартизация. Перспективы древней истории культуры Ближнего Востока, 2013, с. 14
  102. ^ А. Арчи, Анатолийские богини судьбы и их различные традиции [в] Э. Канчик-Киршбаум, Дж. Клингер, Г. В. Мюллер (ред.), Разнообразие и стандартизация. Перспективы древней истории культуры Ближнего Востока, 2013, с. 12
  103. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 109
  104. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 8
  105. ^ Г. Бекман, Богиня Пиринкир и ее ритуал из Хаттусы (CTH 644), KTEMA 24, 1999, стр. 27
  106. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 14
  107. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 118
  108. ↑ А. Арчи, Боги Эблы [в:] Дж. Эйдем, С.Х. ван Зост (ред.), Годовой отчет NINO и NIT 2010, 2011, стр. 7
  109. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 10
  110. ^ I. Резерфорд, Песнь моря (SA A-AB-BA SIR). Мысли о KUB 45.63 [in:] Г. Вильгельм (ред.), Akten des IV. International Kongresses für Hethitologie, Вюрцбург, 4.-8. Октябрь 1999, 2001, стр. 606
  111. ^ I. Резерфорд, Песнь моря (SA A-AB-BA SIR). Мысли о KUB 45.63 [in:] Г. Вильгельм (ред.), Akten des IV. International Kongresses für Hethitologie, Вюрцбург, 4.-8. Октябрь 1999, 2001, стр. 602
  112. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 45
  113. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 55
  114. ↑ М. Дейкстра, Иштар соблазняет Морского змея. Новое присоединение к эпосу о Хедамму (KUB 36, 56 + 95) и его значение для битвы между Баалом и Ямом в угаритской традиции, Ugarit-Forschungen 43, 2011, с. 78: «Хурритский бог войны Астаби, который, в свою очередь, часто ассимилируется с братом Тешупа и визирем Ташмишу / Шувалией в хеттском анатолийском мире» - также сноска 74: «Возможно, он также упоминается в угаритском трехъязычном списке An-Anum § 42 как d PAP.SUKKAL [ta-aš] -mi-iš [da-aš-] mi-šu, как и в Emar (Laroche, Glossaire, 259) PAP.SUKKAL = d Ta-aš-mi-šu-un "
  115. ^ Г. Франц-Сабо, Кулитта, Нинатта и [в:] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol. 6, 1983, с. 303
  116. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 123
  117. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 52
  118. ^ Г. Франц-Сабо, Кулитта, Нинатта и [в:] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol. 6, 1983, с. 304
  119. ^ Г. Вильгельм, Takitu [в] Reallexikon дер Assyriologie унд vorderasiatischen Archäologie том 13, 2011, стр. 417
  120. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 127
  121. ^ Г. Франтц-Сабо, Lipparuma [в:] Reallexikon дер Assyriologie унд vorderasiatischen Archäologie том 7, 1990, стр. 30
  122. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 11
  123. ^ В. Хаас, urri, Šeri und urri, Šeri и [в] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol. 4, 1972, с. 506-507
  124. ^ Г. Вильгельм, Мукишану [в] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol 8, 1993, p. 412-413
  125. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 12
  126. ^ Г. Франц-Сабо, Impaluri [в] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol 5, 1980, p. 74
  127. ^ HA Hoffner, Хеттские мифы (2-е изд.), 1998, стр. 41 год
  128. Перейти ↑ WG Lambert, Mesopotamian Creation Myths, 2013, p. 302
  129. ^ А. Арчи, Имена первобытных богов, Orientalia NOVA SERIES, Vol. 59, No. 2, 1990, p. 120
  130. ↑ RL Litke, Реконструкция ассиро-вавилонских списков богов, AN: d A-nu-um и AN: Anu á Amēli, 1998, с. 22–23
  131. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 126
  132. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 125
  133. ^ А. Арчи, Имена первобытных богов, Orientalia NOVA SERIES, Vol. 59, No. 2, 1990, p. 114-129
  134. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 16–18
  135. ^ Г. Вильгельм, Тилла Б. Хетитиш, Hurritisch Тилла Б. Хеттит, хурритский язык [в:] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol. 14, 2014, с. 45–46
  136. ^ Д. Швемер, Боги бури древнего Ближнего Востока: резюме, синтез, недавние исследования: Часть II, Журнал древних ближневосточных религий 8 (1), 2008, стр. 6
  137. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 99
  138. ↑ JL Miller, Отдельная установка богини ночи [в] MR Bachvarova, BJ Collins, IC Rutherford (eds), Anatolian Interfaces: Hittites, Greeks and their Neighbours, 2008, p. 68
  139. ^ А. Арчи, Имена первобытных богов, Orientalia NOVA SERIES, Vol. 59, No. 2, 1990, p. 116
  140. ^ Х. Беренс, А. Кляйн, Ninegalla [in:] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol 9, 1998, p. 346
  141. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 12-13
  142. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 8; Арчи предлагает Аштаби
  143. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, (ред.) За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 14-15
  144. ^ Л. Фелье, Две невесты для двух богов. Случай Шалы и Шалаша [в:] WGE Watson (ed.), Он приподнял бровь и засмеялся ». Очерки в честь профессора Николаса Вятта, 2007 г., стр. 91
  145. ^ Д. Швемер, Боги бури древнего Ближнего Востока: резюме, синтез, недавние исследования: Часть II, Журнал древних ближневосточных религий 8 (1), 2008, стр. 7
  146. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, (ред.) За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 12
  147. ^ I. Резерфорд, Песнь моря (SA A-AB-BA SIR). Мысли о KUB 45.63 [in:] Г. Вильгельм (ред.), Akten des IV. International Kongresses für Hethitologie, Вюрцбург, 4.-8. Октябрь 1999, 2001, стр. 602
  148. ^ LJ Миллер, Pisa (я) Saphi [в:] Reallexikon дер Assyriologie унд vorderasiatischen Archäologie об. 10, 2005, с. 576-577
  149. ^ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, (ред.) За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 16
  150. ^ MC Trémouille, Šuwala [in:] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol. 13, 2013, с. 374
  151. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски, (ред.) За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 21 год
  152. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 119
  153. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 7
  154. ↑ А. Арчи, Западно-хурритский пантеон и его предыстория [в:] Б. Дж. Коллинз, П. Михаловски (ред.), За пределами Хатти. Посвящение Гэри Бекману, 2013 г., стр. 7
  155. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 119–120
  156. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 128
  157. ↑ М. Хаттер, Кубаба в Хеттской империи и последствия ее экспансии в Западную Анатолию [в:] А. Мутон (ред.), Исследования хеттской и неохеттской Анатолии в честь 100-летия Эммануэля Лароша, 2017, стр.. 114
  158. ^ М. Стол, Тишпак [in:] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol. 14, 2014, с. 66
  159. ^ Г. Франц-Сабо, Милку, Мелку [в:] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol. 8, 1997, с. 207
  160. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 106-107
  161. ^ Петр Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 92
  162. ^ Гютербок, Ганс Густав: «Хеттская религия»; in Forgotten Religions: Including Some Living Primitive Religions (ed. Vergilius Ferm) (Нью-Йорк, Философская библиотека, 1950), стр. 88–89, 103–104
  163. ^ Предложено Джейн Лайтфут в литературном приложении Times 22 июля 2005, стр. 27, в ее отчете о Филиппе Борго, Матери богов: от Кибелы до Девы Марии, Johns Hopkins 2005 ISBN   0-8018-7985-X.
  164. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 128
  165. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 57 год
  166. WG Lambert, Экзотический вавилонский список богов [в:] MT Roth, W. Farber, MW Stolper, P. von Bechtolsheim (ред.), Исследования, представленные Роберту Д. Биггсу, 4 июня 2004 г. Чикагский ассирийский словарь, том 2, 2007 г., стр. 169
  167. ^ Г. Вильгельм, Unterwclt, Unterweltsgottheiten. C. In Anatolien [in] Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie vol. 14, 2014, с. 346
  168. ^ А. Арчи, Анатолийские богини судьбы и их различные традиции [в] Э. Канчик-Киршбаум, Дж. Клингер, Г. В. Мюллер (ред.), Разнообразие и стандартизация. Перспективы древней истории культуры Ближнего Востока, 2013, с. 16
  169. ^ П. Тарача, Религии второго тысячелетия Анатолии, 2009, стр. 124
  170. ^ Г. Вильгельм, хурриты, 1989, стр. 56
  171. ↑ A. Archi, Имена первобытных богов, NOVA SERIES, Vol. 59, No. 2, 1990, p. 126
Список используемой литературы
  • Эммануэль Ларош : «Teššub, ebat et leur cour». Журнал клинописных исследований. Vol. 2, N 2, 1948, стр 113-136,. DOI : 10,2307 / 1359380.
  • Петр Тарача : Религии второго тысячелетия Анатолии. Харрасовиц, Висбаден 2009, ISBN   978-3-447-05885-8
  • Ильзе Вегнер: Hurritische Opferlisten aus hethitischen Festbeschreibungen. Часть 2: Texte für Teššub, Ḫebat und weitere Gottheiten (= Corpus der hurritischen Sprachdenkmäler. Abt. 1: Die Texte aus Boazköy. Bd. 3). Multigrafica Editrice, Rom 2002, ISBN   88-87345-07-4.
Последняя правка сделана 2023-04-04 03:15:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте