касситы, древние ближневосточные людей, которые захватили власть в Вавилонии после падения первой вавилонской династии и впоследствии правили ею около трехсот пятидесяти лет в течение позднего бронзового века, обладал пантеоном богов, но немногие известны, кроме лаконичного упоминания в теофорическом элементе имени. Единственные касситские божества, имевшие отдельные и обособленные храмы где-либо в Вавилонии, по-видимому, были божествами-покровителями королевской семьи Шукамуна и Шумалия.
Свидетельства из касситского - Аккадский словарь (на фото), обнаруженный Хормуздом Рассамом, и касситско-аккадский список имен показывают, что касситы отождествляли своих богов с богами Месопотамии, если эти источники достаточно современны. Горные боги были популярным мотивом в касситском искусстве на цилиндрических печатях и, например, на кирпичной кладке фасада храма Караиндаш, «Эанна Инанны». Общее название «бога» на касситском языке было mašḫu или bašḫu. Из трехсот или около того известных касситских слов около тридцати считаются именами божеств, некоторые из них поразительно похожи на индоевропейские имена богов, и предполагалось, что это происходит скорее через контактную передачу. чем языковая принадлежность. Сам язык сравнивали с несколькими, такими как хеттский и эламитский, но генетически обнаружился недостаток, возможно, за исключением хурритского языка. Девять из имен богов являются составными частями имен касситских царей и три в посткасситских монархах: Симбар-Шипак, Кашшу-надин-ани и Širikti-šuqamuna, что является свидетельством непрекращающегося почитания их или престижа, обеспечиваемого их объединением.
Доказательства, доступные для составления списка пантеона касситских богов, скудны. Возможно, существует три двуязычных списка, которые предоставляют аккадские эквиваленты касситских богов, переводы имен, которые включают касситские теофорические элементы, или несколько касситских слов, включая имена богов, с их ассирийскими аналогами, но некоторые из этих определений следует рассматривать как предварительные из-за того, что косвенные доказательства того, что элементы на самом деле представляют божеств, а не, например, какую-то топографическую особенность.
Божество | Символ | Основной символ | Вавилонский или другой аналог |
---|---|---|---|
Албан | Известен только как (возможный) теофорический элемент в имени Бурра- Албан | ||
Бугаш | Возможно, имя бога или общий термин, означающий «бог». Он также используется в качестве названия без определяющего. | Возможно, санскрит Бхага | |
Бурьяш, Убриаш или Бурариаш | Молния? | Буря или Бог погоды, славянское слово buria («буря»), Владыка земель. Древняя шумерская форма Ишкур («тот, кто поражает Искру искры из камней»). | Адад, греч. Борей |
Дуняш | Используется в Кардуниаш, касситское название Вавилонии | Возможно ведическое Данав, а позднее кельтское Туата Де Дананн (Дунинове ) | |
Дур (а), Дури, Тура | Бог подземного мира | Нергал | |
Дузагаш | Написано на утке в Среднем Евфрате в период конца 1-й династии Вавилона. | ||
Гидар | Бог войны, также Марутташ | Адар, Нинурта | |
Шала, Шала | Стебель ячменя | Жена бога полуденного солнца, Адар / Нуску, богиня исцеления | Гула |
Тарбе | Птица с повернутой назад головой | Повелитель пантеона, также почитаемый в хурритских регионах. | Бел, Энлиль или Ану |
Кардаш | Возможно, имя бога, от Кара-Кардаш | ||
Лудха | «бог воздуха» | Адад | |
Индаш | Известен только как теофорический элемент в именах, например Караиндаш | Возможно санскрит Индра | |
Камулла, Акмул | Рыба с человеческим лицом | Ea | |
Кашшу или Гал-зу | Одноименный бог-предок | Возможно ведический Кашьяпа и / или Кассапа Будда | |
Лагуда | |||
Марутташ, Мурутташ, Мараддаш | Бог войны, написанный с определителем в «наци-Марутташ.» Также см. Гидар | Адар, возможно, Ведические Марутс форма множественного числа, приравненная к Нинурте. | |
Мириаш, Миризир | 8-конечная звезда | Планета Венера, вечерняя звезда, богиня земли? | Белет, Бельтис, т.е. Иштар |
Нанай, или Нанна | Женщина на троне | Охотница, звезда Венеры | Иштар, армянин Нанэ и / или аккадский Наная |
Саḫ | Крылатый диск или крест | Бог солнца. | Шамаш, возможно, санскритский сахи или Савитр |
Сали | Теофорический элемент в имени | ||
Сигме, Шикме или Сикме | В именах Бурра-Ши-иг (к, д) -ме и Арду-Ши-иг-ми. | ||
Šiu | Альтернативное прочтение Ši-U в имени Meli-Šipak | Одно из имен Мардука | |
Шималия или Шумалия | Птица на высокий окунь | «Госпожа ярких гор», или богиня снежных вершин, одно из двух божеств, связанных с наложением королей. | |
Шипак, Шипак, Шипаг | Полумесяц | Бог луны. | |
Шугурра | Возможно вариантная форма Шукамуны | Мардук | |
Шугизабил | в личном имени Бурра-Шугизабил. | ||
Шукамуна, Шугамуна или Шугаб | Птица на высоком насесте | Великий бог касситов, бог войны и погони, один из двух, связанных с наложением королей | «Мардук из контейнер » |
Шуриаш | Стрела | Также бог солнца, но это может быть звезда Сириус | Шамаш, возможно, ведическая Сурья |
Ташши | Известен только как (возможный) теофорический элемент в именах | ||
Тургу | Известен только как теофорический элемент в именах, например Кадашман-Тургу | ||
Зини | Известен только как (возможный) теофорический элемент в именах |
Боги, которые иногда отождествлялись с касситами, но которые имеют другое происхождение, включают Нуску, представленный лампой в виде соуса, бог войны или, что более вероятно, ассирийский бог огня, синоним Нергала, Гибил, бог огня шумерского происхождения, Адду, форма имени бог Адад и Тишпак, местный бог Эшнунны в лице змея-дракона.