Хадад

редактировать
Хадад
Бог погоды, ураганов, штормов, грома и дождя
Ramman.png Ассирийские солдаты, несущие статую Адада
ОбительНебеса
СимволУдар молнии, Бык, Лев
Личная информация
РодителиНанна или Син и Нингал
Братья и сестрыУту, Инанна
КонсортШала
ДетиГибил или Герра
греческий эквивалентЗевс
римский эквивалентЮпитер
Ханаанский эквивалентБаал

Хадад (Угаритский : 𐎅𐎄 Хадду), Адад, Хаддад (аккадский : 𒀭𒅎 ) или Ишкур (шумерский ) был богом шторма и дождя в ханаанитах и древние месопотамские религии. Он был засвидетельствован в Эбла как «Хадда» в ок. 2500 г. до н.э. Из Леванта Хадад был представлен в Месопотамии амореями, где он стал известен как аккадский (ассирийский - Вавилонский ) бог Адад. Адад и Ишкур обычно пишутся с помощью логограммы 𒀭𒅎 IM - того же символа, который использовался для хурритского бога Тешуба. Хадада также называли Пидар, Рапиу, Баал-Цефон или часто просто Баал (Господь), но этот титул использовался и для других богов. Бык был символическим животным Хадада. Он выглядел бородатым, часто держал в руках дубинку и молнию, но при этом носил головной убор с рогами быка. Хадад приравнивался к греческому богу Зевсу ; римский бог Юпитер, как Юпитер Доличен ; индоевропейские наситы-хетты бог бури Тешуб ; египетский бог Амон.

Содержание

  • 1 Адад в Аккаде и Шумере
  • 2 Хадад в Угарите
  • 3 Хадад в Араме и древнем Израиле
  • 4 Санчуниатон
  • 5 Хадад в Библии
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Адад в Аккаде и Шумере

На аккадском языке Адад также известен как Рамману («Громовержец») родственник арамейского : רעמא Raˁmā и иврита : רַעַם Raam, который был прозвищем Хадад. Рамману ранее ошибочно принимался многими учеными за независимого аккадского бога, позже отождествляемого с Хададом.

Хотя Адад происходил из северной Месопотамии, он был идентифицирован той же шумерограммой IM, которая обозначила Ишкур на юге. Его поклонение стало широко распространенным в Месопотамии после Первой Вавилонской династии. Текст, датируемый периодом правления Ур-Нинурта, характеризует Адада / Ишкура как одновременно угрожающего в его бурной ярости и в целом животворящего и доброжелательного.

Форма Ишкур появляется в списке богов, найденных в Шуруппак, но имел гораздо меньшее значение, вероятно, отчасти потому, что в Шумере не было дождей и штормов, а сельское хозяйство там зависело от орошения. Боги Энлиль и Нинурта также обладали чертами бога шторма, которые уменьшали отличительность Ишкура. Иногда он появляется как помощник или компаньон того или другого из них.

Когда Энки распределил судьбы, он сделал Ишкура инспектором космоса. В одной ектении Ишкур снова и снова провозглашается «великим сияющим быком, имя твое небо» и также назван сыном Ану, повелителя Каркары; брат-близнец Энки, властелин изобилия, господин, оседлавший бурю, лев небесный.

В других текстах Адад / Ишкур иногда является сыном бога луны Нанны / Син от Нингала и братом Уту / Шамаша и Инанна / Иштар. Ишкур также иногда описывается как сын Энлиля.

Бык изображался как священное животное Адада / Ишкура, начиная с древневавилонского периода (первая половина 2-го тысячелетия до нашей эры).

Супругой Адада / Ишкура (как в ранних шумерских, так и в гораздо более поздних ассирийских текстах) была Шала, богиня зерна, которую также иногда связывают с богом Дагану. В самых ранних текстах ее также называли Губарра. Бог огня Гибил (по-аккадски имя Герра ) иногда является сыном Ишкура и Шалы.

Его отождествляют с анатолийским богом бури Тешубом, которого митаннийцы обозначили той же шумерограммой IM. Иногда Адада / Ишкура отождествляют с богом Амурру, богом амореев.

Вавилонским центром культа Адада / Ишкура был Каркара на юге, его главный храм - Э.Кар.кар.а; его супруге Шале поклонялись в храме под названием Э.Дур.ку. В Ассирии Адад развивался вместе со своим воинским аспектом. Во время Среднеассирийской империи, со времен правления Тиглат-Пилесара I (1115–1077 гг. До н.э.), Адад имел двойное святилище в Ассур, которое он разделял с Ану. Ану часто ассоциируется с Ададом в инвокациях. Имя Адад и различные альтернативные формы и имена (Даду, Бир, Дадда) часто встречаются в именах ассирийских царей.

Адад / Ишкур представляет два аспекта в гимнах, заклинаниях и вотивных надписях. С одной стороны, он бог, который, вызвав дождь в должное время, делает землю плодородной, а с другой стороны, посылаемые им бури приносят опустошение и разрушение. Его изображают на памятниках и цилиндрических печатях (иногда с рогатым шлемом) с молнией и молнией (иногда в виде копья), а в гимнах в целом преобладают мрачные аспекты бога. Его связь с богом солнца, Шамашом, из-за естественного сочетания двух божеств, чередующихся в управлении природой, приводит к наделению его некоторыми чертами, принадлежащими солнечному божеству.

Согласно Альберто Грину, описания Адада, начиная с касситского периода и в районе Мари, подчеркивают его разрушительный, бурный характер и его роль грозного воина. божество, в отличие от более мирного и пастырского характера Ишкура.

Шамаш и Адад стали вместе богами оракулов и гадания в целом. Независимо от того, определяется ли воля богов через осмотр печени жертвенного животного, через наблюдение за действием пузырьков масла в тазе с водой или через наблюдение за движением небесных тел, это Шамаш и Адад, в ритуалах, связанных с гаданием, неизменно используются. Точно так же в анналах и вотивных надписях королей, когда упоминаются оракулы, Шамаш и Адад всегда упоминаются как боги, к которым обращаются, и их обычное обозначение в таких случаях - беле бири («владыки гадания»)).

Хадад в Угарите

Стела Ваала с ударом молнии, 15–13 вв. До н. Э. Найдено на акрополе в Рас-Шамре (древний город Угарит). Колоссальная статуя Бога Хадада, из Гердшина близ Самала, 775 г. до н.э., Пергамский музей

В религиозных текстах, Баал / Хадад - владыка неба, который управляет дождем и, следовательно, прорастанием растений, способным определять плодородие. Он является защитником жизни и роста сельскохозяйственных людей региона. Отсутствие Ваала вызывает засухи, голод, смерть и хаос. Также относится к горе западного ветра. Библейское упоминание встречается в то время, когда Яхве послал сильный восточный ветер (ср. Исход 14: 21,22), чтобы оттеснить воды Красного или Эритрийского моря, поэтому чтобы сыны Израилевы перешли.

В текстах из Угарит, El, верховный бог пантеона, обитает на горе Лель (возможно, означает «Ночь»), и именно там собирается собрание богов. Возможно, это мифическая космическая гора.

Цикл Ваала фрагментарен и оставляет много необъяснимого, что было бы очевидно современнику. В самых ранних дошедших до нас разделах, кажется, существует какая-то вражда между Эль и Баалом. Эль делает одного из своих сыновей, которого называют и принцем Яммом («Море»), и судьей Нахар («Река»), царем над богами, и меняет имя Ямма с yw (так пишется в этом месте в тексте.) на mdd 'il, что означает «Любимая Эля». Эль сообщает Ямму, что для того, чтобы закрепить свою власть, Ямм должен будет изгнать Баала с его трона.

В этой битве Баал каким-то образом ослаблен, но божественный мастер Котар-ва-Хасис поражает Ямма двумя магическими дубинками, Ямм падает, и Баал заканчивает битву. 'Аттарт провозглашает победу Баала и приветствует Баала / Хадада как lrkb' rpt («Всадник на облаках»), фраза, применяемая редакторами современных английских Библий к Яхве в Псалом 68.4. По настоянию Аттарта Баал «разбрасывает» Ямма и провозглашает, что Ямм мертв и жар гарантирован.

Более поздний отрывок относится к победе Ваала над Лотаном, многоглавым морским драконом. Из-за пробелов в тексте неизвестно, является ли Лотан другим именем Ямма или отсылкой к другой подобной истории. В этом районе урожаю часто угрожали ветры, штормы и наводнения с моря, что указывает на то, почему древние боялись ярости этого космического существа.

Дворец построен для Баала / Хадада из кедров с Ливанской горы и Сириона, а также из серебра и золота. В своем новом дворце Баал устраивает большой пир для других богов. По настоянию Котар-ва-Хасиса, Баал неохотно открывает окно в своем дворце и посылает гром и молнию. Затем он приглашает Мота «Смерть» (бога засухи и преисподней), другого сына Эля, на пир.

Но Мот оскорблен. Любящий человеческое мясо и кровь не насытится хлебом и вином. Мот угрожает разбить Ваала на куски и проглотить Ваала. Даже Ваал не может противостоять Смерти. Пробелы здесь делают интерпретацию сомнительной. Похоже, что по совету богини Шапш «Солнце» Баал вступил в половую связь с телкой и облачил полученного теленка в свою одежду в качестве подарка Моту, а затем сам готовился спуститься в преисподняя в облике беспомощной тени. Известие о очевидной смерти Баала заставляет даже Эла оплакивать. «Анат, сестра Ваала, находит труп Ваала, предположительно на самом деле труп теленка, и она хоронит тело во время поминального пира. Бог Аттар назначен занять место Ваала, но он плохая замена. Тем временем «Анат находит Мота, рассекает его мечом, сжигает его огнем и бросает его останки на поле, чтобы птицы съели его. Но земля по-прежнему страдает от засухи, пока Шапш не вернет Баала.

Семь лет спустя Мот возвращается и атакует Баала в битве, которая прекращается только тогда, когда Шапш сообщает Моту, что Эль теперь поддерживает Баала. После этого Мот сразу же сдается Баалу / Хададу и признает Ваала царем.

Хадад в Араме и древнем Израиле

Во втором тысячелетии до нашей эры царь Ямхада или Халаба (современный Алеппо ) получил статую Иштар от царя Мари в знак почтения, который будет выставлен в храме Хадада, расположенном в Цитадели Халаба. Король Алеппо называл себя «возлюбленным Хадада». Бог назван «богом Алеппо » на стеле ассирийского царя Салманасара I.

. Элемент Хадад появляется в ряде теофорических имен, которые носят цари этого региона. Хадад, сын Бедада, победивший мадианитян в стране Моава, был четвертым царем Едома. Хададезер («Хадад-помощник»), арамейский царь, побежденный Давидом. Позже арамейские цари Дамаска, кажется, обычно принимали титул Бен-Хадада, или сына Хадада, точно так же, как известно, что ряд египетских монархов привык называть себя сыновьями Аммона.. Примером может служить Бен-Хадад, царь Арама, которого Аса, царь Иудеи, по слухам, использовал для вторжения в северное царство Израиль. В IX или VIII веках до нашей эры имя Бен-Хадада «Сын Адада», царя Арама, начертано на его базальтовой стеле, посвященной Мелькарту, найденной в Бредше, деревне к северу от Алеппо.. Адад был также седьмым из двенадцати сыновей Измаила.

В качестве псевдонима мы находим арамейский rmn, древне-южноарабский rmn, иврит rmwn, аккадский Rammānu («громовержец»), предположительно первоначально озвученный как Ramān на арамейском и иврите. Еврейское написание rmwn с массоретской вокализацией Риммон идентично еврейскому слову, означающему «гранат », и может быть преднамеренной орфографической ошибкой и пародией на оригинал.

Слово Хадад-риммон, для которого нижнее прочтение Хада р -риммон встречается в некоторых рукописях во фразе «оплакивание (или в) Хадад-риммона», было предмет многих дискуссий. Согласно Иерониму и всем древним христианским толкователям, траур - это то, что произошло в месте под названием Хадад-Риммон (Максимианополис ) в долине Мегиддо. Упомянутое событие обычно считалось смертью Иосии (или, как в Таргуме, смертью Ахава от рук Хададриммона). Но еще до открытия угаритских текстов некоторые подозревали, что Хадад-Риммон мог быть умирающим и воскресающим богом, таким как Адонис или Таммуз, возможно, даже то же самое, что и Таммуз, и тогда намек может быть связан с траурами по Хададу, такими как те, которые обычно сопровождали фестивали Адониса. Т. К. Чейн указал, что Септуагинта читает просто Риммон, и утверждает, что это может быть искажение Мигдона (Мегиддо), ​​само по себе искажение Таммуз-Адона. Он переводил стих: «В тот день будет великий траур в Иерусалиме, как плач женщин, плачущих по Таммуз-Адону» (Адон означает «господин»). Никаких дополнительных доказательств, позволяющих развенчать подобные предположения, не обнаружено.

Санчуниатон

В описании Санчуниатона Хадада когда-то называли Адодос, но в основном его зовут Демарос. Это загадочная форма, вероятно, из угаритского dmrn, которая появляется параллельно с Hadad или, возможно, с греческим искажением Hadad Ramān. Хадад Санчуниатона - сын Неба от наложницы, которую затем передают богу Дагону, когда она беременна Небом. Похоже, это попытка объединить два рассказа о происхождении Хадада, одним из которых является угаритская традиция, согласно которой Хадад был сыном Дагона. Родственного аккадского бога Адада также часто называют сыном Ану («Небо»). Соответствующий хеттский бог Тешуб также является сыном Ану (в некотором смысле).

В рассказе Санчуниатона именно Скай первым сражается против Понта («Море»). Затем Скай вступает в союз с Хададом. Хадад берет на себя конфликт, но терпит поражение, после чего, к сожалению, об этом больше не говорится. Санчуниатион соглашается с угаритской традицией в создании Мута, угаритского Мота, которого он также называет «Смерть», сына Эля.

Хадад в Библии

Цикл Ваала, также известный как Эпос о Ваале, представляет собой сборник историй о боге Ваале из ханаанской области, который также упоминается как Хадад, бог бури. Этот сборник рассказов датируется 1400–1200 гг. До н. Э. и был найден в Угарите, который является древним городом к северу от Галилеи. В «Эпосе о Ваале» есть истории о Хададе, которые связывают его с множеством различных имен бога израильтян, бога, который, по мнению христианских людей, создал вселенную, в Библии.

В библейских книгах of Kings, Иезавель - жена северного израильского царя Ахава - исповедует свою Любовь к Ваалу, а не к Богу Илии, и утверждает, что Ваал - более могущественный Бог. Илия смеется и говорит, что они должны противопоставить своих богов друг другу, чтобы увидеть, кто более могущественен, и Илия победит, таким образом вернув контроль над людьми и пытаясь схватить Иезавель и ее мужа, прежде чем она окажется мертвой с собаками, поедающими ее плоть.

Есть много историй, совпадающих друг с другом в эпосе о Ваале и Библии. В истории о золотом тельце израильтяне ошибочно поклонялись ложному идолу в форме золотого тельца и назвали его «Эль Бык», который на иврите олицетворял Элохим израильтян. Хадад много раз ассоциируется с быком, что показывает связь между ложным идолом израильтян и Хададом. Хадад характеризуется и рассматривается как бог, который хочет той же силы и власти, которые Бог израильтян имеет в христианстве.

Еще одна история, которую можно сравнить, - это библейская история Сотворения, в которой бог израильтян создал мир за семь дней, и история из эпоса Ваала, где Хадад построил свой храм за семь дней. на вершине горы, где он смог показать своим прихожанам свое господство.

См. Также

  • Портал мифологии
  • значок Портал Азии

Примечания

30. ^ Баал-Хадад, www.angelfire.com/planet/mythguide/baal_hadad.html. 31. ↑ Гилад, Илон. «Когда евреи поверили в другого бога израильтян». Haaretz.com, 26 июля 2018 г., www.haaretz.com/archaeology/.premium.MAGAZINE-when-the-jews-belved-in-other-god of the Israelitess-1.6315810. 32. ^ Q, Джефф. «Баал Хадад». Умирающий и воскресающий бог израильтян: Баал Хадад, https://lost-history.com/baal_hadad.php 33. ↑ «Цикл Ваала». Википедия, Фонд Викимедиа, 11 ноября 2019 г., https://en.wikipedia.org/w/Baal_Cycle 34. ^ «Адад». Википедия, Фонд Викимедиа, 25 января 2020 г., en.wikipedia.org/w/Hadad. 35. ^ «Имена бога израильтян». Википедия, Фонд Викимедиа, 16 апреля 2020 г., en.wikipedia.org/w/Names_of_god израильтян. 36. ^ «Яхве». Википедия, Фонд Викимедиа, 6 апреля 2020 г., en.wikipedia.org/w/Yahweh.

Ссылки

  • Дэй, Джон (2000). «Яхве, боги и богини Ханаана». Журнал для изучения Ветхого Завета. Шеффилд: Sheffield Academic Press. 265 . ISBN 9781850759867..
  • Драйвер, Годфри Роллз и Джон К. Л. Гибсон. Ханаанские мифы и легенды. Эдинбург: Кларк, 1978. ISBN 9780567023513.
  • Грин, Альберто Р. У. (2003). Бог Бури на Древнем Ближнем Востоке. Озеро Вайнона, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 9781575060699. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Hadad, Husni Mja'is, Salim (1993) Ba'al Haddad, A Изучение древней религиозной истории Сирии
  • Хэнди, Лоуэлл К. (1994). Среди воинств небесных: сиро-палестинский пантеон как бюрократия. Лейк Вайнона, Индиана: Эйзенбраунс. ISBN 9780931464843.
  • Рабинович, Джейкоб (1998). Лица Бога: ханаанская мифология как еврейское богословие. Вудсток, Коннектикут: Spring Publications. ISBN 9780882141176..
  • Смит, Марк С. (2002). Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле. William B. Eerdmans Publishing Co. ISBN 978-0802839725..
  • Эта статья включает текст из публикация, находящаяся сейчас в общественном достоянии : Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Адад ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Cambridge University Press.

Внешние ссылки

Wikisource содержит текст 1911 Encyclopædia Britannica статьи Hadad.
Wikimedia C У ommons есть материалы, связанные с Хададом.
На Викискладе есть материалы, связанные с Ададом.
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Хадад
Искать Адад в Викисловаре, бесплатный словарь.

Последняя правка сделана 2021-05-22 10:18:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте