Наци-Марутташ | |
---|---|
Царь Вавилона | |
Необычный блок халцедона с вотивной надписью наци-Марутташа в Лувре | |
царствовании | 1307–1282 гг. До н.э. |
предшественник | Куригалзу II |
преемник | Кадашман-Тургу |
Дом | Кассит |
наци-Марутташ, обычно с надписью На-зи-Ма-ру-ут-та-аш или На-зи-Муру-таш, Марутташ (касситский бог синоним Нинурта ) защищает его, был касситским царем Вавилона ок. 1307–1282 гг. До н.э. (краткая хронология ) и самопровозглашенный šar kiššati, или «Царь мира», согласно изображенной вотивной надписи. Он был 23-м представителем династии, сыном и преемником Куригалзу II и правил двадцать шесть лет.
Его правление можно рассматривать как пик выдающегося положения династии касситов, а затем и Культура касситов пришла в упадок, примером чему служат его успешные военные кампании против Ассирии и Элама, глиптический стиль цилиндрических печатей, литература, вдохновленная им (Гемерология для нацистов-Марутташ ) и его появление в старинной пьесе Ludlul bēl nēmeqi, установленной во время его правления.
Наци-Марутташ столкнулся с растущей угрозой, исходящей от господства Ассирии при Арик-ден-Или и его преемнике Адад-Нирари I. Сдерживание Ассирии осуществлялось с помощью стратегии фланговых атак при поддержке его агентов, восточных горцев, таких как гутиан, в затяжной войне, избегая полного лобового нападения. При Арик-ден-Или он, кажется, одержал верх, потому что Адад-Нирари, который называет себя «Королем Вселенной», позже рассказывает, что «мой отец не мог исправить бедствия, нанесенные армией царя Касситская земля »в современном ассирийском эпосе.
Он упоминается в Синхронических хрониках как участвовавший в битве с силами Адад-Нирари у« Кар-Иштара Угарсаллу ». Однако ассирийцы одержали полную победу над вавилонянами в этой битве, разграбив их лагерь и захватив королевские штандарты, тем самым отняв у них территорию и заставив ассирийско-вавилонскую границу сместиться на юг. Этот конфликт с любовью вспоминается в Эпосе о Тукульти-Нинурте, в котором рассказывается о прошлых ассиро-вавилонских конфликтах, где он говорит: «И, как Адад, я пошлю на ваш лагерь разрушительный потоп!»
Имеются свидетельства успешного нападения на Элам, поскольку тексты этого периода, касающиеся продовольственных списков и иностранных военнопленных, упоминают наци-марутташ в разделах, касающихся эламитов.. В историческом письме подробно описывается его кампания в Мат Намри, хурритском регионе, и, возможно, завоевание его двенадцати городов.
Фрагмент таблички сообщает, что «Мардук ca [использовал] все приземляется [поклониться] к его ногам ". В списке сокровищниц перечислены более 125 драгоценных артефактов и их перемещение из Дур-Куригалзу и Ниппура в Арди-Белит в течение его 5-го года, возможно, для безопасного хранения.
Известно, что он сделал по крайней мере три Кудурру пограничных камня, хотя изображенный на фотографии является более поздней копией камня, сделанной во время правления Мардука-апла-иддина I для замены глиняного оригинала (нару ша хавби), который был раздавлен падающей стеной храма.
Храм Гула был обнаружен в 1946 году в разрушенном здании с мощным тротуаром. поврежденные обожженные в печи кирпичи, некоторые с надписью нацистски-Марутташ. Он находился на территории дворца в столице касситов Дур-Куригалзу. Работы проводились также в Ниппуре, и при раскопках были обнаружены различные таблички. Он также принимал активное участие в строительстве на юге Урука, целлы Эшилианы Нана, о чем свидетельствует более поздняя надпись Асархаддона. Другие города, ранее заброшенные, такие как Ларса, Ur, Адаб и Исин, свидетельствуют о возрождении в его правление.
Существует около 400 экономических текстов, датируемые годами до двадцать четвертого периода его правления, подробно описывая такие повседневные вещи, как получение ячменя и солода, выдача зерна, коз, шкур, овец и масла. Табличка, найденная в Телль-Кирбаси, на южной стороне центральной части Хор-эль-Хаммара в 30 км к западу от Басры, перечисляет 47 голов крупного рогатого скота шестнадцатого года правления наци-Марутташа, показывая масштабы торговли.
В его время была сопоставлена единая стандартная гемерология, или уттуку. Его колофон гласит: «Умирает согласно семи а [пкалли?] Оригиналам из Сиппара, Ниппура, Вавилона, Ура, Ларсы, Урука и Эриду. Ученые отобрали, отобрали и передали Наци-Марутташу, королю мира ". Это был своего рода альманах, в котором указывалось, какие дни каждого месяца были благоприятными, неблагоприятными или опасными для деятельности, представлявшей интерес для царя, например, благоприятной для рождения детей или установления налогов. Обычно его использовали писцы, администраторы храмов, священники, культовые певцы и экзорцисты, и он давал подробные инструкции для «благоприятных дней». Было найдено пять сохранившихся примеров, в том числе двуязычная копия в Дур-Куригалзу, еще одна найденная в доме «культовых певцов» LÚ.NAR.GAL в Ашшуре и третья в доме Кикир-Ашшура, экзорциста храма Ашшура. во время правления Ашшурбанипала.
Ламберт утверждал, что Ludlul bēl nēmeqi был составлен во время его правления, основываясь на отождествлении главного героя Шубши-машра-Шаккана с персонажем во фрагменте эпос времен касситов и губернатору, или гар курсу, Ура в течение его 16-го года правления. Имя Наци-Марутташа появляется на оборотной стороне фрагмента литературного текста, известного как KAR 116, который Ламберт определил как принадлежащий к этой работе.
Выдающийся врач, или asû, из Ниппура, Rabâ-ša- Мардук, начал свою долгую, хорошо засвидетельствованную карьеру во время правления наци-Марутташа.