Симбар-Шипак | |
---|---|
Царь Вавилона | |
Часть Симбар-Шиху кудурру надпись | |
Правление | ок. 1025-1008 гг. До н.э. |
Предшественник | Набу-Шума-либур. 2-я династия Исина |
Преемник | Эа-мукин-зери |
Дом | 2-я Силенд Династия |
Симбар-Шипак, или, возможно, Симбар-Шилю, обычно с надписью sim-bar-ši-i- ḪU или si-im-bar-ši- ḪU в клинописи, где чтение последнего символа неуверенно, «потомок (касситского бога луны ) Шипака», ок. 1025-1008 гг. До н.э., основал 2-ю династию Силенда, 5-ю династию Вавилона и провел программу восстановления ряда храмов, которые ранее были разрушены мародерством арамейцами и суто. Его отождествление с Сибирью (Си-бир), названной Ашурнасирпалом II в его анналах, как ранее захватившее и опустошившее Атлилу (вероятно, современный Бакр Ава ), город на Восточный фланг Ассирии остается нерешенным.
Симбар-Шипак жил в неспокойные времена, когда неурожаи и почти постоянные конфликты с полукочевыми мигрантами вынудили вавилонское правительство предыдущей 2-й династии Исина падать. Как солдат из южного региона Месопотамии, он появился, чтобы стабилизировать ситуацию. Он правил 18 лет согласно Списку царей А, 17 лет согласно Династическим Хроникам, в которых он назван Симбар-Шилу, «рыцарем Силенда», сыном Эриба-Сина, человека, который иначе неизвестен, и солдат династии Дамик-илишу, возможная ссылка на последнего царя первой династии Исина, основателя первой династии Силендов, Илум-ма-илили, заявлял о своей принадлежности к Дамци-илишу из династии Силендов. Несмотря на очевидный касситский характер его имени, других свидетельств этой племенной принадлежности нет. Хотя в Списке ассирийских синхронных царей не сохранилось никаких следов его имени, король мог появиться, несколько неправдоподобно, в разделе напротив Эриба-Адад II.
Известно только четыре письменных документа современности его правления. Один состоит из двух поздних копий королевской надписи, известной как «трон Энлиля» или «Королевской надписи Симбар-Шипака», другой - юридического акта, составленного в двенадцатый год правления короля, третий - кинжала с надписью из Археологического музея Тебриза., Иран, по-видимому, найденный в реке в провинции Восточный Азербайджан, а на четвертом наконечнике стрелы написано «(Собственность) Симбар-Шилю, сына Эриба-Сина», что подтверждает имя его отца, данное в двух поздних хрониках. В акте описывается продажа земли в качестве компенсации за выкуп, уплаченный посредником, и выкуп трех сыновей бывшего землевладельца, а надпись на нижнем краю (на фото) гласит:
Эа-мукин-зери, сын Белани, присутствуют жрец Эриду и писец Эсагила, сын Арад-Эа, который держит табличку. Город Самриту, во Второй Элул, в двенадцатый год правления Симбар-Шипака, царя Вавилона. гвоздь Зерии, сына Кудурри, сборщика налогов, символизирующий его печать ».
— Симбар-Шиху кудурру, нижние строчки 1–4.Было бы соблазнительно написать идентифицировать первого свидетеля с его заклятым врагом и преемником, Эа-мукин-зери, но это было бы предположением.
Сохранилась на двух копии надписи царя с записью повторного освящения престола бога Энлиля в храме Е-кур-игигал в Ниппуре после разумного возвращения «имущества и собственности Эллиль »ассирийским (царем), вернувшим их у арамейцев, изначальных воров. В нем говорится, что это Мардук сидит на троне, где Энлиль и Мардук, по-видимому, рассматриваются как один и тот же бог. Eclectic Chronicle описывает то же событие. Надпись продолжает описывать страдания, причиненные арамейцами и Суто, восходящими к правлению Адад-апла-иддина :
(Относительно) престола бога Эллиля в (храме) Е-кур- igigal, который Набух-кудурри-удур, бывший царь, создал: Во время правления Адад-апла-иддина, царя Вавилона, враждебные арамейцы и сутейцы, враги Е-кур (храма) и (город) Ниппур, те, кто возложили руки на Дуранки (Ниппур), (которые) нарушили Сиппара, нетронутый город, резиденцию верховного судьи богов, их обряды, (которые) разграбили землю Шумера и Аккад, и разрушили все храмы. Товары (и) собственность бога Энлиля, которые арамейцы похитили и (которые) присвоил Субарту (Ассирия),…. Симбар-Шипак, наместник бога Энлиля, фаворит… благоговейного пастыря… был чрезвычайно озабочен восстановлением храма Э-кур и города Ниппур. У него был трон… построенный и установленный, подходящий для того, чтобы Энлиль занимал высокое положение как верховный бог. Вследствие этого, когда... Энлиль... восседает на этом троне, пусть судьба Симбар-Шипака... будет решена благоприятно.
— Надпись Симбар-Шипака, поздневавилонская копияВ своем посвящении Энлилю он описывает себя как: «Тот, кто приводит в порядок пути Анума и Дагана, тот, кто сохраняет их обряды».
Скрижаль Бога Солнца Набу-апла-иддина рассказывает, что «во время смут и беспорядков в Аккаде» Суту, «злой враг», свергнул культового идола Шамаша в Сиппара. Симбар-Шипак пытался вернуть его, но безуспешно из-за отсутствия божественной поддержки - поэтому он подвесил солнечный диск («nipḫu») в качестве заменяющего идола, установил регулярные подношения и установил Экур-Шум-ушабши, провидца. и священник Сиппара в храме.
Религиозные хроники, как полагают, записывают события его правления, основанные на приказе предшествующих царей, и содержат некоторые довольно неясные предзнаменования, такие как: на западе прятался волк »,« барсук у ворот Ураш у дверей резиденции шатамму (администратора храма) »,« два оленя вошли в Вавилон »и, что самое зловещее,« двадцать шестого числа месяца симану, на седьмом году день превратился в ночь, и в небе вспыхнул огонь », - затмение, которое предположительно произошло 9 мая 1012 года до нашей эры. С тринадцатого года дела, казалось, пошли к худшему, поскольку колесница Бэла не выходила три года подряд, а восемнадцатый год отмечен волной воды, спускающейся с ворот Иштар Войдя в Вавилон, двое воинов были убиты и идол был сбит с его пьедестала. В этом году его правление подошло к драматическому концу, когда он был убит, вполне возможно, его преемником Эа-мукин-зери «мечом», снова погрузив страну в хаос. Он «был похоронен во дворце Саргона».