Разделение семитских языков Леванта
северо-западный семит, известный как сиро- Палестинский в диалектной географии представляет собой подразделение семитских языков, составляющих коренные языки Леванта. Оно произошло бы из общесемитского в Ранний бронзовый век. Впервые он засвидетельствован в именах собственных, идентифицированных как Аморит в Среднем бронзовом веке. Самые древние связные тексты находятся в угаритском, относящиеся к позднему бронзовому веку, которые ко времени распада бронзового века объединены d древнеарамейским, и железным веком ханаанскими языками (финикийским и еврейским ).
термином был придуман Карлом Брокельманном в 1908 году, который разделил классификацию западносемитских языков Фрицем Хоммелем 1883 года на северо-западные (ханаанские и арамейский ) и юго-западный (арабский и абиссинский ).
ханаанский по Брокельманну подгруппа включает угаритский, финикийский и Иврит. Некоторые ученые теперь разделяют угаритский язык как отдельную ветвь северо-западного семитского языка наряду с ханаанитом.
Центрально-семитская - предлагаемая промежуточная группа, включающая северо-западно-семитскую и арабскую. Центрально-семитский язык - это либо подгруппа западно-семитского, либо высшее подразделение семитского языка наряду с восточно-семитским и южно-семитским. SIL Ethnologue в своей системе классификации (только живых языков) полностью исключает северо-западный семитский, объединяя ханаанский и арабский языки в «южно-центральную» группу, которая вместе с арамейским образует центрально-семитский. Надпись Дейр Алла и Самалийский были идентифицированы как языковые разновидности, выходящие за рамки собственно арамейского, но имеющие некоторое сходство с ним, возможно, в «арамоидной» или «сирийской» подгруппе.
Ясно, что тайманский алфавит выражал отчетливое языковое разнообразие, не являющееся арабским и не имеющее близкого отношения к хисмайскому или сафайтскому, хотя можно предположить, что оно было более тесно связано с северо-западным семитским. 198>Содержание
- 1 Историческое развитие
- 2 Примечания
- 3 Библиография
Историческое развитие
Арамейские алфавиты
Финикийские алфавиты Сравнение северо-западных семитских письменностей, автор
Марк Лидзбарски в 1898 году
Чарльз Мортон в обновленной версии 1759 года
Эдварда Бернарда «Orbis eruditi», сравнивая все известные алфавиты по состоянию на 1689 год, включая северо-западные семитские который описывается как «Адами, Ноачи, Нини, Абрахами, Phoenicum et Samaritarum ante Christe (5509) a nummis Iudaicis Africanisque P entateucho Mosis "
Период времени отделения северо-западных семитов от протосемитов или других семитских групп неизвестен. Первое свидетельство северо-западного семитского языка относится к угаритскому языку в 14 веке до нашей эры.
В начале 1-го тысячелетия финикийский язык распространился по всему Средиземноморью благодаря финикийским колонистам, прежде всего в Карфагене в сегодняшнем Тунисе. финикийский алфавит имеет фундаментальное значение в истории человечества как источник и предок греческого алфавита, более позднего латинского алфавита, арамейского (Square Еврейский ), сирийский и арабский письма системы, германские руны и, наконец, кириллица.
К VI веку до нашей эры использование арамейского языка распространилось по Северо-западному семитскому региону (см. Имперский арамейский ), в значительной степени привело к исчезновению других северо-западных семитских языков. Древние иудеи приняли арамейский для повседневного обихода, и на нем написаны отрывки из Танаха. Тем не менее, иврит сохранился как еврейский литургический язык и язык учености и возродился в 19 веке с современной адаптацией, чтобы стать современным еврейским языком из Государство Израиль.
После мусульманских завоеваний 7-го века арабский язык начал постепенно вытеснять арамейский во всем регионе. Арамейский сохранился и сегодня как литургический язык сирийской христианской церкви, и на нем говорят на современных диалектах небольшое и исчезающее население, разбросанное по всему Ближнему Востоку. Существует также арамейский субстрат в левантийском арабском.
Звуковые изменения
Фонологически угаритский язык потерял звук * ṣ́, заменив его на / t͡s / (ṣ ) (такой же сдвиг произошел в ханаанском и аккадском ). То, что этот же звук стал / ʕ / на арамейском языке (хотя в древнем арамейском он был написан с помощью qoph ), предполагает, что угаритский язык не является родительским языком группы. Пример этого звукового сдвига можно увидеть в слове, обозначающем землю: угаритский / ʔart͡s / ('арṣ), пунический / ʔart͡s / (' арṣ), иврит / ʔɛrɛt͡s / ('эре) и арамейский / ʔarʕaː / (' ар ' а ').
Сдвиг гласной с * aː на / oː / отличает ханаанский от угаритский. Кроме того, в ханаанской группе ряд семитских межзубных фрикативных становится сибилянтами : * ð (ḏ ), * θ (ṯ ) и * θ̣ (ṱ ) превратились в / z /, / ʃ / (š ) и / sˤ / (ṣ ) соответственно. Эффект этого звукового сдвига можно увидеть, сравнив следующие слова:
сдвиг | угаритский | арамейский | библейский иврит | перевод |
---|
* ð (ḏ )→/ z / | 𐎏𐎅𐎁. ḏhb | דהב. / dəhab /. (dəhaḇ) | זהב. / zaˈhab /. zahab | золото |
* θ (ṯ ) → / ʃ / (š ) | 𐎘𐎍𐎘. ṯlṯ | תלת. / təlaːt /. (təlāṯ) | שלוש / שלש. / ʃ aˈloʃ /. šaloš | три |
* θ̣ (ṱ ) → / sˤ / (ṣ ) | 𐎉𐎆. ṱw | טור. / tˤuːr /. (ṭûr) | צור. / sˤur /. çur (ṣur) | гора (арамейский) или утес (иврит) |
Примечания
Библиография
- Блау, Дж. 1968. «Некоторые трудности в восстановлении« прото-иврита »и« протохананеев », in Memoriam Paul Kahle. BZAW, 103. pp. 29–43
- Cross, FM 1965. «Развитие еврейских письменностей», в книге «Библия и древний Ближний Восток: очерки в честь У. Ф. Олбрайта», под редакцией Г. Е. Райт. Нью-Йорк. Перепечатано 1965 г., издание Anchor Book Edition; Нью-Йорк, стр. 133–202.
- Cross, FM 1967. «The Происхождение и ранняя эволюция алфавита », EI 5: 8 * -24 *.
- Cross, FM 1982.« Алфавиты и горшки: размышления о типологическом методе датировки человеческих артефактов », MAARAV 3: 121 -136.
- Кросс, FM 1989. «Изобретение и развитие алфавита», в «Происхождении письма» (изд. В. М. Сеннер; Lincoln: University of Nebraska), стр. 77–90.
- Cross, FM and Freedman, DN 1952. Ранняя еврейская орфография: исследование эпиграфических свидетельств Нью-Хейвен: Американское восточное общество.
- Дэниелс, Питер. 1996. Системы письма мира. Нью-Йорк: Оксфорд.
- де Моор, Йоханнес К. 1988. «Повествовательная поэзия в Ханаане», UF 20: 149-171.
- Доннер, Х. и Роллиг, В. 1962- 64. Kanaanäische und aramäische Inschriften. 3 тома. Висбаден. (5-е изд.)
- Драйвер, Г. Р. 1976. Семитское письмо: от пиктограммы к алфавиту. 3-е издание. Лондон.
- Гарбини, Г. 1960. Il Semitico di nord-ovest. (И критический анализ E.Y. Kutscher, JSS 10 (1965): 21-51.)
- Гарнье, Ромен ; Жак, Гийом (2012). «Забытый фонетический закон: ассимиляция претонического йода со следующим корональным в северо-западном семитском языке». Вестник школы востоковедения и африканистики. 75,1 : 135–145. CiteSeerX 10.1.1.395.1033. doi : 10.1017 / s0041977x11001261 .
- Гарр Р. 1985. Диалектная география Сирии и Палестины, 1000-586 гг. До н. Э. Филадельфия: UPenn.
- Гелб, И. Дж. 1961. «Ранняя история западно-семитских народов», JCS 15: 27-47.
- Гелб, И. Дж. 1963. Исследование письма. 2-е издание. Чикаго.
- Гибсон, Дж. С. Л. 1971-87. Учебник сирийских семитских надписей. 3 тт. Оксфорд: Кларендон.
- Гинзберг, Х. Л. 1970. «Северо-западные семитские языки» в «Всемирной истории еврейского народа», том 1/2: Патриархии. Тель-Авив.
- Гринфилд, Дж. К. 1969. «Амуррит, угарит и ханаанит», в материалах Международной конференции семитических исследований. Иерусалим. С. 92–101.
- Халперн, Б. 1987. «Распространение диалектов в Ханаане и надписи Дейр Алла», в «Работа без данных»: семитические и египетские исследования, представленные Томасу О. Ламбдин. Эд. Д. М. Голомб. Озеро Вайнона, IN: Айзенбраунс. С. 119–39.
- Харрис, З. 1939. Развитие ханаанских диалектов. AOS, 16. Нью-Хейвен: AOS.
- Герр, Ларри Г. 1980. «Формальные сценарии Трансиордании железного века», BASOR 238: 21-34.
- Hoftijzer, J. и Йонгелинг, К. 1995. Словарь северо-западных семитских надписей. 2 тома. Лейден / Нью-Йорк: Брилл. Не включая угаритский.
- Huehnergard, J. 1990. «Замечания по классификации северо-западных семитских языков» в «Валаамском тексте из Дейр Алла», пересмотренный: материалы международного симпозиума, состоявшегося в Лейдене, 21–2011 гг. 24 августа 1989 г., стр. 282–93.
- Кауфман, С.А. 1988. «Классификация северо-западных семитских диалектов библейского периода и некоторые ее последствия», в Трудах Девятого Всемирного конгресса иудаистов ( Панельные сессии: иврит и арамейские языки). Иерусалим: Всемирный союз еврейских исследований. С. 41–57.
- Моран, Уильям Л. 1961. «Еврейский язык в его северо-западно-семитских корнях», в Библия и Древний Ближний Восток: Очерки в честь У. Ф. Олбрайта, изд. Г. Э. Райт. Нью-Йорк. Перепечатано в 1965 году, издание якорной книги; Нью-Йорк, стр. 59–84.
- Моран, Уильям Л. 1975. «Сирийский писец Иерусалимских писем Амарны», в «Единство и разнообразие: очерки истории, литературы и религии древних». Ближний Восток (изд. Х. Гедике и Дж. Дж. М. Робертс; Балтимор / Лондон: Johns Hopkins University Press) 146–166.
- Москати, Сабатино, изд. 1969. Введение в сравнительную грамматику семитских языков: фонология и морфология. Porta Linguarum Orientalium, ns, 6. Wiesbaden: Otto Harrassowitz.
- Naveh, J. 1987. Ранняя история алфавита: введение в западносемитскую эпиграфию и палеографию. 2-е издание. Иерусалим: Магнес. Особенно разделы о западно-семитских.
- Паркер, Саймон Б. 1997. Истории в Священных Писаниях и надписях: сравнительные исследования повествований в северо-западных семитских надписях и еврейской Библии. Оксфорд: Oxford University Press.
- Rabin, C. 1971. «Семитские языки», Encyclopaedia Judaica, том 14, стр. 1149–57.
- Рабин, К. 1991. Семитские языки (Иерусалим: Бялик). [на иврите]
- Рейни, А.Ф. 1986 «Спряжение древнееврейских префиксов в свете Амарны, ханаанита», Исследования иврита 27: 1-19.
- Рейни, А.Ф. 1990. «Префикс Паттерны конъюгации раннего северо-западного семитизма », стр. 407–420 в Abusch, Tz., Huehnergard, J. и Steinkeller, P., eds. Задерживаясь над словами, Исследования древней ближневосточной литературы в честь Уильяма Л. Морана. Атланта: ученые.
- Ренц, Дж. 1995. Handbuch der althebräischen Epigraphik. 3 тома. Дармштадт.
- Вон, А. 1999 «Палеографическая датировка иудейских печатей и ее значение для библейских исследований», BASOR 313: 43-64.