историческая тайна или исторический детектив является поджанром двух литературных жанров, исторической фантастики и детективной фантастики. Действие этих произведений происходит во временном периоде, который с точки зрения автора считается историческим, а центральный сюжет включает раскрытие тайны или преступления (обычно убийства). Хотя произведения, сочетающие эти жанры, существуют, по крайней мере, с начала 20 века, многие считают, что Эллис Питерс «Хроники Кадфаэля» (1977–1994) популяризировал то, что впоследствии стало известно как историческая тайна.. Растущая популярность и распространение этого типа художественной литературы в последующие десятилетия породили отдельный поджанр, признанный издательской отраслью и библиотеками. Publishers Weekly в 2010 году отметили этот жанр: «За последнее десятилетие произошел взрывной рост количество и качество. Никогда прежде не было опубликовано столько исторических загадок таким количеством талантливых писателей, охватывающих такой широкий диапазон времен и мест ». Редактор Кейт Кала соглашается: «Из небольшой группы писателей с очень специализированной аудиторией историческая тайна превратилась в признанный критиками жанр, отмеченный наградами, который с 1999 года входит в список бестселлеров New York Times."
. Британская ассоциация криминальных писателей присудила награду CWA Historical Dagger романам в этом жанре. Конференция Left Coast Crime представила Историческую тайну Мемориала Брюса Александра. награда (за загадки, установленные до 1950 года) с 2004 года.
Хотя термин «детектив» был придуман где-то в начале 1930-х годов, утверждалось, что сама детективная история берет свое начало еще в 429 г. до н.э. Софокл пьеса Царь Эдип и сказка 10 века «Три яблока » из Тысяча и одна ночь s (Арабские ночи). Во время Китая времен династии Мин (1368–1644), гунъань («уголовное дело») были написаны народные романы, в которых правительство магистраты - в основном исторические Ди Жэньцзе из династии Тан (618–907) и Бао Чжэн из династии Сун (960–1279) - расследуют дела, а затем судьи определяют вину и наказание. Действие рассказов происходило в прошлом, но содержало много анахронизмов. Роберт ван Гулик наткнулся на анонимно написанную китайскую рукопись 18-го века Ди Гонг Ань, которая, по его мнению, ближе к западной традиции детективной фантастики, чем другие сказки гунъань, и поэтому более вероятно чтобы обратиться к некитайским читателям, и в 1949 году опубликовал его на английском языке под названием Celebrated Cases of Judge Dee. Впоследствии он написал свои собственные рассказы о судье Ди (1951–1968) в том же стиле и в тот же период времени.
Возможно, первое современное английское произведение, которое можно классифицировать как исторический вымысел и загадку. тем не менее, это 1911 рассказ Мелвилла Дэвиссона Пост «Ангел Господень», в котором рассказывается о детективе-любителях дядюшке Абнере в период до Гражданской войны в США Запад Вирджиния. Барри Земан из Тайных писателей Америки называет рассказы дяди Эбнера «отправной точкой для истинных исторических загадок». В 22 рассказах дяди Абнера, написанных Постом между 1911 и 1928 годами, персонаж разгадывает местные тайны с его проницательным наблюдением и знанием Библии. Лишь в 1943 году американский писатель-детектив Лилиан де ла Торре сделала нечто подобное в рассказе «Великая печать Англии», выбрав литературных деятелей 18 века Сэмюэл Джонсон и Джеймса Босвелла в Шерлока Холмса и доктора Уотсон роли в том, что станет первой из ее историй «Доктор Сэм: Джонсон, детектор». В 1944 году Агата Кристи опубликовала Смерть приходит как конец, детективный роман, действие которого происходит в древнем Египте и является первым полнометражным историческим детективом. В 1950 году Джон Диксон Карр опубликовал второй полнометражный исторический детективный роман под названием Ньюгейтская невеста, действие которого разворачивается в конце Наполеоновских войн.
В 1970 Питер Лавси начал серию романов с участием сержанта Крибба, викторианского полицейского детектива и Элизабет Питерс <283 Серия Амелии Пибоди (1975–2010) рассказывает о приключениях титулованной викторианской леди / археолога, когда она решает загадки, связанные с ее раскопками в начале 20 века Египет. Но исторические загадочные истории оставались диковинкой до конца 1970-х, до успеха Эллиса Питерса и ее Хроники Кадфаэля (1977–1994), в которых бенедиктинский монах Брат Кадфаэль и действие происходит в 12 веке Шрусбери. Одноразовая работа Умберто Эко Имя розы (1980) также способствовала популяризации концепция, и начиная с 1979 года автор Энн Перри написала две серии загадок викторианской эпохи с участием Томаса Питта (1979–2013) и Уильяма Монка (1990– 2013). Однако только примерно в 1990 году популярность жанра значительно возросла с появлением таких произведений, как Линдси Дэвис Фалко романы (1989–2010), действие которых происходит в Римской Империи из Веспасиана ; Джона Мэддокса Робертса серии SPQR (1990–2010) и Стивена Сэйлора рома Романы Саб Роза (1991–2010), действие обоих происходит в Римской республике в I веке до нашей эры; и различные серии Пола Доэрти, включая средневековые мистерии Хью Корбетта (1986–2010), Печальные тайны брата Ательстана (1991–2012) и Кентерберийские рассказы о тайнах и убийствах (1994–2012)). Для Майка Эшли «Мамонтовая книга исторических детективов» (1995), F. Гуинплен Макинтайр написал «Смерть во время рассвета», тайну запертой комнаты (или, скорее, тайну запечатанной пещеры), действие которой происходит в Австралии около 35000 г. до н.э., что, по мнению Эшли, является самым дальним в прошлом была установлена историческая тайна. Диана Гэблдон начала серию Лорд Джон в 1998 году, взяв на роль повторяющегося второстепенного персонажа из ее серии Outlander, Лорд Джон Грей, дворянин, военный офицер и детектив-любитель в 18 веке Англия. Под псевдонимом Ариана Франклин Диана Норман написала четыре Хозяйки искусства смерти в период с 2007 по 2010 год с участием английского судмедэксперта XII века Аделия Агилар.
Publishers Weekly в 2010 году отметили этот жанр: «За последнее десятилетие произошел взрывной рост как количества, так и качества. Никогда прежде так много одаренных писателей не публиковали столько исторических загадок, охватывающих такой широкий диапазон времен. и места ". Редактор Кейт Кала соглашается: «Из небольшой группы писателей с очень специализированной аудиторией историческая тайна превратилась в признанный критиками жанр, отмеченный наградами, который вошел в список бестселлеров New York Times."
В 1999 году Британская Ассоциация криминальных писателей присудила первую награду CWA Historical Dagger роману в этом жанре. Премия называлась «Исторический кинжал Эллиса Питерса до 2012 года».. В 2014 году издательство Endeavour Press поддержало эту награду, которая называется Endeavour Historical Dagger для наград 2014 и 2015 годов. Конференция Left Coast Crime вручила награду Bruce Alexander Memorial Historical Mystery (за загадки, установленные до 1950) с 2004 года.
В раннем повороте жанра Джозефин Тей Дочь времени (1951) показывает современный полицейский детектив, который сокращает длительное пребывание в больнице, расследуя дело 15 века с Ричардом III Английским. и принцы в башне. Джорджетт Хейер Кольцо-талисман (1936), установленное в 1793 году в Англии, это Романс эпохи Регентства с элементами тайны, который Джейн Эйкен Ходж назвала «почти детективным рассказом в старинном костюме». Многие другие исторические романы Хейера содержат элементы триллера, но в гораздо меньшей степени.
Другие варианты включают детективные романы, действие которых происходит в альтернативной истории хронологии или даже фэнтези. миры. Сюда входят The Ultimate Solution (1973) от Эрика Нордена и Отечество (1992) от Роберта Харриса, оба являются полицейские процедуры, установленные в альтернативные сроки, когда нацисты выиграли Вторую мировую войну ; Рэндалл Гарретт из серии Лорд Дарси, действие которой происходит в 20-м веке, когда магия возможна; и фильм Филлис Энн Карр Идиллии королевы (1982), действие которого происходит при дворе короля Артура, как показано в мифе о короле Артуре, и без каких-либо попыток историческая достоверность.
Жанр не будет включать художественную литературу, которая была современной на момент написания, например, канонические произведения Артура Конан Дойля Шерлока Холмса, действие которых разворачивается в викторианском стиле. Англия, или лорд Питер Уимси книги Дороти Л. Сэйерс, действие которых происходит в межвоенный период. Однако последующие книги Холмса и Уимси, написанные другими авторами десятилетия спустя, можно было бы отнести к историческим загадкам.
Следующий список состоит из вымышленных исторических детективов в хронологическом порядке их настройки периода времени: