Обложка первого издания | |
Автор | Жозефина Тей |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Детективный роман |
Издатель | Питер Дэвис |
Дата публикации | 1951 |
Тип носителя | Печатная книга (в твердой и мягкой обложке) |
Предшественник | Любить и быть мудрым (1950) |
Затем следует | Поющие пески (1952) |
Дочь времени - детективный роман 1951 года автора Джозефин Тей, о расследовании современного полицейского предполагаемых преступлений короля Англии Ричарда III. Это была последняя книга, которую Тей опубликовала при жизни незадолго до ее смерти. В 1990 году он был признан номером один в списке 100 лучших криминальных романов всех времен, составленном Британской ассоциацией криминальных писателей. В 1995 году он был признан четвертым в списке «100 лучших мистических романов всех времен», составленном мистическими писателями Америки.
Алан Грант, Скотленд-Ярд Инспектор (персонаж, который также появляется в пяти других романах того же автора) чувствует скуку, будучи прикованным к постели в больнице со сломанной ногой. Марта Халлард, его подруга-актриса, предлагает ему развлечься исследованием исторической тайны. Она приносит ему несколько фотографий исторических персонажей, осознавая интерес Гранта к человеческим лицам. Его заинтриговал портрет короля Ричарда III. Он гордится тем, что может определить характер человека по его внешнему виду, и король Ричард кажется ему нежным, добрым и мудрым человеком. Почему все так уверены, что он был жестоким убийцей?
С помощью других друзей и знакомых Грант исследует жизнь Ричарда и дело принцев в Башне, проверяя его теории на докторах и медсестрах, которые его обслуживают. Грант неделями обдумывает историческую информацию и документы с помощью Брента Кэррадайна, симпатичного молодого американского исследователя, работающего в Британском музее. Используя логику своего детектива, он приходит к выводу, что утверждение о том, что Ричард является убийцей, является сфабрикованным Тюдором пропагандой, как и популярный образ Короля как чудовищного горбуна.
В книге исследуется, как строится история и как определенные версии событий становятся широко признанными за истину, несмотря на отсутствие доказательств и / или какой-либо логической правдоподобности. Грант приходит к пониманию того, как создаются великие мифы или городские легенды, и как в этом случае победившие Тюдоры позаботились о том, чтобы их версия истории преобладала.
Название романа взято из старой пословицы («Истина - дочь времени»), которую Тей цитирует в качестве эпиграфа романа. Как и все афоризмы, эта пословица многократно цитировалась, перефразировалась или улучшалась много раз на протяжении веков многими известными грамотными мыслителями, такими как Авл Геллий и Авраам Линкольн (прямой цитаты); Сэр Фрэнсис Бэкон (расширенная цитата: «Истина - дочь времени, а не власти»); и Фалес (перефразируйте: «Пора открыть или со временем откроет все, что скрыто») и это лишь некоторые из них.
Роман также исследует и стилизует различные типы исторического письма. В своем исследовании Грант начинает с детских учебников по истории, затем переходит к общепопулярным историям и очень научной, но скучной «Конституционной истории Англии Таннера». Он также читает «Историю короля Ричарда III» Томаса Мора и исторический роман «Роза Рэби» Эвелин Пейн-Эллис о жизни матери Ричарда Сесили Невилл. Ни история Таннера, ни роман не существуют; Было высказано предположение, что название последнего происходит из одноименной биографии Гая Пэджета 1937 года.
Другие предполагаемые исторические мифы, затронутые автором, являются широко распространенными ( но ложь) история о том, что войска открыли огонь по общественности в 1910 году Тонипандский бунт, традиционное изображение Бостонской резни, мученичества Маргарет Уилсон и жизни и смерть Марии, королевы Шотландии. Грант использует термин «Тонипанди» для описания широко распространенных исторических мифов, таких как предполагаемые расстрелы во время восстаний Тонипанди, и считает, что популярные рассказы о деятельности Ричарда попадают в эту категорию. Этот образ мыслей отражает неприязнь и недоверие к эмоциональным популярным рассказам о предполагаемой исторической несправедливости, которые также проявляются в других работах Тея.
В этом романе, как и в других своих произведениях, таких как Дело франшизы и Мисс Пим Disposes, Джозефин Тей частично полагается на физиономию как средство определения первоначальной оценки характера человека. Первым толчком Гранта к интеллектуальному исследованию того, действительно ли Ричард III имел двух главных наследников престола его мертвого брата, жестоко убитых в лондонском Тауэре, является его ранняя уверенность в том, что лицо Ричарда не могло быть лицом человека, который совершит такое подлое преступление, как хладнокровное убийство двух своих молодых племянников. Однако это всего лишь начальное «внутреннее ощущение»; изначальная искра, которая заставляет Гранта больше узнать (и, таким образом, в конечном итоге исследовать и исследовать) истинный характер и предысторию Ричарда III, а не какие-либо другие исторические персонажи, изображения которых его подруга Марта Халлард предоставила ему (чтобы облегчить его прикованную к постели скуку).
Последующее полицейское расследование, которое Грант предпринимает в оставшейся части романа, чтобы найти некоторые косвенные доказательства того, что Ричард (или кто-либо другой) распорядился принцами, показывает, что никогда не было Билля Аттейдер, коронерское дознание или любое другое судебное разбирательство, в ходе которого одновременно обвинялся - гораздо менее осужденный - Ричард III в какой-либо нечестной игре против принцев в Башне. В нем также указывается, что принцы не были объявлены без вести пропавшими только после битвы при Босворте, когда Ричард был мертв, а принцы теперь находились под опекой Генриха VII. в Башне. Грант приходит к выводу, что Генрих является гораздо более вероятным виновником двойного цареубийства, чем Ричард, когда возникает вопрос «кто спровоцировал убийство принцев?» Подходят к традиционному раскрытию преступлений с точки зрения средств, мотивов и возможностей - особенно мотивов.
Аргументы Тея в пользу Ричарда повторяют некоторые из тех, что приводятся в книге Клементса Маркхэма 1906 года «Ричард III: его жизнь и характер», рассмотренной в свете недавних исследований.
Аргументы, представленные в книге в защиту короля Ричарда:
Грант и его американский соратник утверждают, что существует мало свидетельств сопротивления правлению Ричарда (игнорируя восстание Бэкингема ). Они допускают, что слухи о его убийстве принцев ходили еще при его жизни, но они решают, что слухи мало распространялись, и приписывают их Кройландским хроникам и лорд-канцлеру Франции, и, в конечном итоге, сочувствующему Тюдорову Джону Мортону. Они также предполагают, что Мортон был фактическим автором биографии Ричарда Томаса Мора, предполагая, что неполная рукопись, найденная после смерти Мора, была незаконченной копией утраченного оригинала Мора. Они приходят к выводу, что принцы, вероятно, оставались живы во время правления Ричарда, а позже были убиты Генрихом.
В своей публикации Энтони Баучер назвал книгу «одной из неизменных классиков в области детективов.... одной из лучших, но не года, но за все время ». Дороти Б. Хьюз также похвалила его, сказав, что это «не только одна из самых важных загадок года, но и всех лет загадок». Роман занимает первое место в списке 100 лучших криминальных романов всех времен CWA и четвертое место в списке 100 лучших мистических романов всех времен MWA.
Уинстон Черчилль в своей Истории англоговорящих народов заявил о своей вере в виновность Ричарда в убийстве принцев, добавив: «Потребуется много оригинальных книг, чтобы поднять этот вопрос. «достоинство исторической полемики», вероятно, имея в виду роман Тея, опубликованный семью годами ранее. В бумагах сэра Алана Лэсселлеса есть ссылка на его разговор с Черчиллем о книге.
Было передано две радиоадаптации. Сначала в 1952 году (автор сценария не указан) и 25 декабря 1982 года на BBC Radio 4 FM в театре «После полудня», драматизированном Невиллом Теллером.
Текущие и другие взгляды на о гибели племянников Ричарда III, см. статью Принцы в Башне.