Хроники Кадфаэля - это серия исторических загадок убийств, написанных лингвистом-ученым Эдит Паргетер (1913–1995) под именем «Эллис Питерс».
Действие романа происходит в 12 веке во время анархии в Англии, и в романах рассказывается о бенедиктинском монахе Кадфаэле, который помогает закону в раскрытии убийств.
Всего Паргетер написал двадцать романов Кадфаэля в период с 1977 по 1994 год. Каждый основан на сюжетной линии, персонажах и развитии предыдущих книг серии. Паргетер, очевидно, планировал 20-ю часть как последнюю книгу серии; Покаяние брата Кадфаэля сводит воедино незавершенную историю в аккуратное заключение. Сама Паргетер умерла вскоре после публикации, после продолжительной болезни. Многие из книг были адаптированы как для радиоэпизодов, в которых Рэй Смит, Глин Хьюстон и впоследствии Филип Мэдок играли монаха, так и для телесериала с участием Дерек Якоби в роли Кадфаэля.
Хроники Кадфаэля Паргетера иногда приписывают популяризации того, что позже станет известно как историческая тайна.
Как персонаж, Кадфаэль является конверсусом, вступившим в монастырь только в сорок с лишним лет, будучи и солдатом, и моряком; этот опыт дает ему множество талантов и навыков, полезных в монашеской жизни. Он опытный наблюдатель человеческой натуры и талантливый травник (этому умению он научился на Святых землях у мусульман). Он любознателен по натуре, энергичен и обладает врожденным, хотя и современным, чувством справедливости и честной игры. Настоятели обращаются к нему как к судмедэксперту, сыщику, врачу и дипломату. Его мирские знания, хотя и полезные, доставляют ему неприятности с более доктринерскими персонажами сериала, а кажущееся противоречие между светским и духовным мирами составляет центральную и продолжающуюся тему рассказов. Напротив, некоторые мужчины вступили в замкнутую жизнь как мальчишки, достаточно взрослые, чтобы ходить в школу, или в раннем подростковом возрасте; во времена этих романов такой монах назывался puer oblatus или сжатый. Многие из братьев-монахов Кадфаэля были отправлены в монастырь еще детьми. Аббат Радульфус ввел политику не принимать таких молодых людей, за исключением учебы.
Действие историй происходит между 1137 и 1145 годами, во время анархии, разрушительного сражения за корону Англии между королем Стивеном и Императрица Мод. Многие подлинные исторические события описаны или упомянуты в книгах. Например, перевод Святой Винифред на Аббатство Шрусбери беллетризован в первой хронике, Болезненный вкус костей и Один труп слишком много. вдохновлен осадой Шрусберийского замка Стивеном в 1138 году. Сожжение Вустера заставляет персонажей бежать в Шропшир в Дева во льдах. Разграбление Винчестера и сожжение там аббатства отправляет монахов, которые находятся в центре повествования, в аббатство Шрусбери в Превосходная тайна. В Выкуп мертвеца вымышленные персонажи участвуют в небольшой группе валлийцев, которые участвуют в анархии в битве при Линкольне, вовлекая в сюжет исторического принца Гвинеда Овейна. Краткое пребывание императрицы Мод в Лондоне в попытке получить одобрение на ее коронацию, пока она держит Стивена в тюрьме, является отправной точкой для одного персонажа в Паломнике ненависти. Следующий поворот пальто Генриха Блуаского и растущие состояния короля Стефана вовлекают аббата и отправляют трех новых людей в передние врата и аббатство в Ворон в передних вратах. Один из главных героев в Отшельник из леса Эйтон прибывает в Шропшир, в то время как императрица Мод осаждается в Оксфордском замке из своего лагеря. В Поле Поттера силы Хью Берингара вызываются в Болота, чтобы помочь королю Стивену контролировать неистовство Джеффри де Мандевиль, граф Эссекс ; по возвращении шериф дважды проверяет историю персонажа, который сбежал из этой области обратно в Шропшир. Ссора между Оуэном Гвинедом и его пылким младшим братом Кадваладром из-за убийства Кадваладром принца южного княжества в Уэльсе в сочетании с толчком к распространению римского обряда в Уэльсе - это история, рассказанная в Лето датчан.
В романах, где сюжет не зависит от исторического события или исторические персонажи проходят через историю, он будет сосредоточен на одном или двух аспектах жизни средневековой Англии. Примеры включают важность паломничества в Ученик Еретика, торговля шерстью и тканью в Розная рента, правила наследования в соответствии с валлийскими законами в Капюшоне монаха, конкретный торговец торгует Ярмарка Святого Петра и Святилище Воробья. Ежегодная ярмарка собирала средства для аббатства, санкционированные графом Роджером или королем Генрихом I. Использование молитвенного дома в качестве убежища от светского закона также является особенностью «Святилища Воробья». Кадфаэль - травник, чьи навыки и зелья позволяют ему контактировать с людьми за пределами монастыря, неотъемлемой частью сюжетов, не зависящих от исторического события.
Хотя сериал является вымыслом, в нем изображены исторические люди. В их число входят (но не ограничиваются ими):
Отличительной чертой сериала является пара влюбленных, скрещенных звездой почти в каждой книге, которые неизменно получить полное сочувствие брата Кадфаэля (и читателя). Обычно Кадфаэль направляет всю свою энергию и изобретательность на решение двойной задачи: разгадывать тайну и привести влюбленных к счастливому союзу. В последнем он кажется литературным потомком Шекспира брата Лоуренса, который приложил огромные (хотя в конечном итоге тщетные) усилия, чтобы помочь Ромео и Джульетте. Кадфаэль гораздо более успешен: практически все пары любовников в сериале достигают счастливого завершения, за исключением случая, когда один из них оказывается разыскиваемым убийцей. В одном случае, действительно, влюбленные получают свой счастливый конец с помощью Кадфаэля, хотя один из них - убийца.
Любовники в книгах Кадфаэля сталкиваются с целым рядом препятствий, которые иногда кажутся непреодолимыми (в одной книге кажется, что они - родственники, слишком близкие, чтобы жениться), но неизменно преодолеваются. Однако проблема почти никогда не заключается в значительной разнице в социальном статусе между ними. В этом сериале аристократические мальчики обычно влюбляются в аристократических девушек, ремесленники влюбляются в дочерей ремесленников, а скромный странствующий жонглер безмерно очарован скромной горничной. В «Отшельнике» в лесу Эйтон дочь преуспевающего лесника влюбляется в беглеца виллэна, искусного кожевника, который будет работать свой год и день, чтобы утвердиться в своей профессии в Шропшире, прежде чем женится на ней. На ярмарке Св. Петра дочь торговца соглашается на сына другого торговца после того, как ее аристократический первый избранник оказывается подлецом, назвав ее «девушкой лавочника без счета». В большинстве случаев кажется, что персонажи Паргетера сознательно ограничивают свои романтические устремления там, где классовый конфликт может подорвать их. Есть некоторые исключения из этого классового сознания; в «Деве во льду» дворянка выходит замуж за любимого оруженосца своего опекуна, хотя он является незаконнорожденным сыном пехотинца и сирийской вдовы, а в «Паломнике ненависти» аристократический юноша женится на дочери торговца.
Отрывок из «Исповеди брата Халуина» знакомит с дворянином, которого читатель (и Кадфаэль) раньше не встречал:
Вот он, Одемар де Клэри, на высоком каштановый конь, крупный мужчина в темной, простой, деловой одежде для верховой езды, без украшений и ни в чем не нуждающийся, чтобы отметить его авторитет здесь. (...) Не тот человек, которого можно легко пересечь, но его никто не боялся. Они весело подошли к нему и смело заговорили с ним. Его гнев, когда он оправдан, может быть иссушающим, даже опасным, но он был бы справедливым.
Это довольно типично для большинства представителей аристократии, изображенных в сериале, которые описываются как справедливые и справедливые по отношению к своим подчиненным. в контексте иерархической феодальной социальной системы и идеологии.
В книгах действительно представлены явно несправедливые, тиранические и / или откровенно жестокие представители аристократии, хотя они определенно находятся в меньшинстве. Столкнувшись с этим, крестьяне могут прибегнуть и прибегают к «предохранительному клапану», построенному внутри самой феодальной системы, убегая от своего господина в зафрахтованный городок, где после пребывания в течение одного года и одного дня они становятся свободными. В нескольких случаях Кадфаэль способствует и помогает таким побегам.
Кроме того, жестокие и несправедливые землевладельцы могут оказаться жертвами убийства, которое Кадфаэль должен раскрыть, и в этом случае читателю интересно узнать разгадку тайны, но он не особенно хочет видеть виновный наказан.
Гражданская война между королем Стефаном и императрицей Мод является постоянным фоном для сериала, который многие называют анархией. Несмотря на отсутствие газет и других средств массовой информации, жители Шрусбери всегда хорошо осведомлены о последних событиях, поскольку город является крупным торговым центром, куда постоянно приезжают посетители со всей страны.
В «One Corpse Too Many», второй книге серии, Шрусбери сам по себе является полем битвы, и массовая казнь побежденного гарнизона по приказу короля Стивена составляет ужасающий фон тайны убийства в книге.
Однако дальше Шрусбери становится островом спокойствия в бушующей буре. Беженцы, а также шпионы и заговорщики постоянно приходят, значительно влияя на жизнь в городе и создавая сюжет для многих книг. Персонажи время от времени отправляются на поля битвы, чтобы принять непосредственное участие в сражении или (как в случае с самим Кадфаэлем), чтобы предложить необходимую помощь или спасение. Истории о горе и бедствиях приходят из других мест, таких как Вустер (Дева во льду), Линкольн (Выкуп мертвеца) или Винчестер ( Отличная тайна). Кроме того, Шрусбери находится в непосредственной близости от границы Уэльса, где есть свои проблемы и войны - отличные от английских, хотя и часто взаимосвязанные с ними (Выкуп мертвеца). В последнем романе Покаяние брата Кадфаэля Кадфаэль и шериф Хью Берингар начинают мирную конференцию в Ковентри, но Кадфаэль оказывается посреди осажденного замка, а кастелян Филип Фиц-Роберт серьезно ранен снарядом. ворвался осадной машиной. Замок находился недалеко от Глостера, среди продолжающихся сражений в долине Темзы.
Тем не менее, на протяжении большей части сериала война происходит где-то еще. Хью Берингар, фактически принимая на себя функции военного губернатора и гражданского администратора, а также главы полиции, находит время и силы, чтобы лично работать с Кадфаэлем над разгадыванием новой загадки. Хотя Кадфаэль живет в раздираемой войной стране, его часто можно увидеть довольным сидящим в своем саду и размышляющим о гармоничном изменении времен года. «Превосходная тайна» заключает:
сентябрь снова стал сентябрем, мягким и плодотворным после летней жары и засухи. После каждой крайности времена года исправлялись и отвоевали по крайней мере половину того, что было потеряно.
В общем, война рассматривается в основном как забота знати. Некоторые из ее членов проявляют стойкую и непоколебимую преданность той или иной стороне, а противоборствующие сторонники относятся друг к другу с величайшим уважением, как предписано кодексом рыцарства. Другие крайне оппортунисты и стремятся использовать ситуацию только для личной выгоды и продвижения, и их презирают более принципиальные персонажи (и, по-видимому, писатель тоже).
Низшие классы, бюргеры и крестьяне, как правило, мало заинтересованы в том, кто выиграет войну до тех пор, пока смерть и разрушение закончатся - либо победой одного из соперников, либо достижением ими какого-то компромисса ( последнее - то, чего Церковь пытается достичь, но без особого успеха). В поместной системе они не имеют доли в политической власти; однако рабочих в поместье призывали на службу в качестве бойцов, когда возникала необходимость («Превосходная тайна»).
Бюргеры Шрусбери озабочены возмещением ущерба, нанесенного их городу во время боевых действий, в которых они не были заинтересованы (вопрос, кто заплатит за это, является скрытым на Ярмарке Святого Петра). После этого городские торговцы и ремесленники вполне довольны жизнью при достаточно эффективной и честной администрации, предложенной от имени короля Стефана Престкотом, а затем Берингаром. Они могли быть в равной степени довольны жизнью под властью Императрицы Мод, только при условии, что ее местные представители предложат им такую же возможность беспрепятственно развивать свою торговлю и коммерцию. Это не может быть известно, поскольку Мод никогда не владела Шропширом и не защищала их фермы, торговлю и коммерцию.
Сериал заканчивается продолжающимися сражениями, хотя это тупик, и графы и бароны начали заключать свои собственные мирные договоры. Была попытка добиться мирного урегулирования, закончившегося ничем. Битва закончилась в основном через три года после выхода последней книги, когда Роберт Глостерский умер, а императрица Мод вернулась в Нормандию. Новая эра открылась для Англии, когда король Стефан умер в 1154 году, подписав договор со своим преемником Генри ФицЭмпресс, старшим сыном Мод и ее вторым мужем Джеффри Анжуйским. Если бы не смерть писателя, формат серии - хронологически последовательный - мог бы оставить место для дополнительных томов до того, как наступил конец правления Стивена. Кадфаэлю было бы за 70, и, судя по реальной истории, настоятелем вместо Радульфуса стал бы приор Роберт Пеннант, поэтому последняя книга, возможно, была удовлетворительным завершением: личная жизнь Кадфаэля расширялась, его сын был в безопасности, а его не хватало. Интерес к продолжающейся борьбе становится ясным.
Крестовые походы составляют важную часть фона для книг. Есть собственные воспоминания Кадфаэля о его жизни в крестовых походах, которые встречаются практически в каждой из книг, а также об обстоятельствах ранней жизни Оливье. Кроме того, большая часть знаний Кадфаэля о травах и медицине была получена на Востоке из более сложных источников, чем он мог бы найти в Англии. (В телевизионной версии «Девы во льду», когда Кадфаэль лечит тяжело раненого брата, лучшее средство, которое может предложить другой брат, - это кровотечение, которое Кадфаэль презирает.)
В некоторых книгах рассказывается о вернувшихся крестоносцах, у которых есть центральные роли в сюжете, в то время как в других есть персонажи, покидающие Англию по пути на восток. Все эти герои крестовых походов изображаются как безупречные, образцовые рыцари, храбрые и рыцарские, а само крестовое поход неизменно рассматривается всеми персонажами как самое благородное и достойное дело.
Иногда косвенно упоминаются акты жестокости, совершенные во время крестовых походов. В разговоре с другим крестоносцем Кадфаэль замечает: «После убийства, совершенного в Иерусалиме, стольких людей, удерживаемых Пророком, я говорю, что они заслужили больше удачи против нас, чем они». Добавляя, что его товарищ никогда не обвинялся в жестокости, он косвенно осуждает крестовые походы в целом (Прокаженный святого Джайлса). Хотя в различных случаях Кадфаэль делает замечания, показывающие, что он не доволен такой жестокостью, ссылки редко бывают конкретными. Кадфаэль (как и все другие персонажи) никогда не ставит под сомнение мораль создания христианского царства на мусульманском Востоке и удержания его силой; действительно, было бы анахронизмом заставлять его выражать такие сомнения.
Опыт Крестовых походов Кадфаэля не привел к фанатизму. Кадфаэль вспоминает Мариам, мусульманку, «достойную любви», и у него было много других полезных дружеских отношений с арабами и мусульманами. Его товарищ из Прокаженного святого Джайлса, который провел много лет в плену у Фатимидских египтян, соглашается, говоря, что он всегда находил своих хозяев «рыцарскими и вежливыми», которые оказывали ему медицинскую помощь и поддерживали его в его выздоровление.
Тринадцать книг были адаптированы для телевидения. В них снимались Дерек Джейкоби. Последовательность телевизионных серий отличается от последовательности романов. В отдельных сценариях, за одним важным исключением, большинство из них достаточно верны книгам, будучи модифицированными в первую очередь для минимизации размера говорящего, времени работы сценария или необходимости в экстравагантных спецэффектах. Только в книгах Кадфаэль говорит на валлийском языке и переводит для нескольких валлийцев, не говорящих по-английски.
Один эпизод, «Пилигрим ненависти», почти не похож на одноименную книгу, за исключением присутствия нескольких персонажей, разделяющих имена (но не действия) персонажей в книге. В The Holy Thief один из персонажей превращается в злодея. В A Morbid Taste For Bones последовательность кульминации изменена, что дает Кадфаэлю больше говорящей роли. В эпизоде «Капюшон монаха» Хью играет несколько большую роль, чем в книге, он следует за Кадфаэлем в суд и получает колото-резаную рану, когда он неожиданно входит по обвинению Кадфаэля в истинном преступнике. В «Розовой аренде» Кадфаэль дает молодой жене зелье, чтобы облегчить боль неизлечимо больного мужа, предупреждая ее, что слишком много его убьет; в следующей сцене мужчина мертв, что подразумевает убийство из милосердия. В книге такого смысла нет; этот человек умирает от болезни без всякого намека на то, что Кадфаэль или вдова действовали, чтобы ускорить его конец.
Характер Хью Берингара заметно отличается в телесериале, особенно в его отношениях с Кадфаэлем. В сериале Хью - шериф, который иногда помогает, а иногда мешает Кадфаэлю - дружелюбен, но поддерживает профессиональные отношения. В книгах, несмотря на более чем тридцатилетнюю разницу в возрасте, Хью и Кадфаэль - лучшие друзья, которые одинаково думают в важнейших направлениях, особенно в том, что является справедливостью.
Хью и Алин Сивард представлены в One Corpse Too Many. Хью появляется во всех книгах, кроме «Болезненного вкуса костей», в то время как Алин не появляется ни в одном из последующих телевизионных эпизодов. Она появляется в нескольких книгах, где играет важную роль в укрытии женщин (Ярмарка Святого Петра, Превосходная тайна, Один труп слишком много, Воробей из святилища), и даже когда она не появляется в книгах, Хью говорит о ее постоянно и с любовью. В книгах Хью женится на Алине, и у них есть сын Джайлз, названный в честь мертвого брата Алины. Кадфаэль - крестный отец сына Хью, и он доверяет некоторые из своих самых сокровенных секретов только Хью.
Они пронумерованы в порядке времени создания романа и порядке публикации. Каждая книга была издана в твердом и мягком переплете и на нескольких языках. Первая публикация в Великобритании Macmillan (или Headline Book Publishing, начиная с The Hermit of Eyton Forest) - это год первой публикации.
Редкий бенедиктин находится в порядке публикации, но не в порядке установления. В эту книгу вошли три рассказа о том, как Кадфаэль, соратник крестовых походов и Нормандии, присоединился к бенедиктинскому монастырю.
Обратите внимание, что нумерация Хроник брата Кадфаэля, опубликованная в мягкой обложке Mysterious Press, не включает в себя Редкий бенедиктинец (вместо этого на обложке он упоминается как «Пришествие брата Кадфаэля»); общее количество пронумерованных хроник (от Mysterious Press), таким образом, составляет 20 (согласно обложкам этого набора).
Все романы также доступны в виде аудиокниг. Рассказчики включают Ванессу Бенджамин (Новичок Дьявола из Blackstone Audio ), Дерек Якоби, Роу Кендалл, Стивен Торн, Патрик Талл и Джоанна Уорд. Эта серия также доступна в виде электронных книг из различных источников, как указано в истории публикации каждого романа.
Первые два романа серии, а также «Страна Кадфаэля: Шропшир и валлийские границы» доступны в виде одного издания на Mysterious Press.
Было опубликовано семь выпусков Кадфаэля Омнибуса, с тремя романами. в каждом томе. Большинство из них доступны в мягкой обложке, а позже были опубликованы в твердом переплете.
Также имеется набор из трех книг. "содержащий первые три книги (" Болезненный вкус костей "," Один труп слишком много "и" Капюшон монаха "как отдельные книги.
Сборное издание, опубликованное как" Тайны брата Кадфаэля "(издано Книжный клуб «Качественная книга в мягкой обложке», Нью-Йорк, 1995 г.) включает «Прокаженного из Сент-Джайлса», «Капюшон монаха», «Воробей из святилища» и «Один труп слишком много».
A в сценической адаптации «Девы во льду» Гарет Томас в роли Кадфаэля.
BBC Radio 4 подготовило адаптации нескольких романов из Cadfael Chronicles с участием трех разных актеров. Кадфаэль.
В ролях Рэй Смит в роли Кадфаэля:
В ролях Глин Хьюстон в роли Кадфаэля:
Написано и произведено Берт Коулз и в главной роли Филип Мэдок в роли Кадфаэля:
Продюсированы в Великобритании Central для ITV, 75 минут в серии. Снято в Венгрии, в главной роли сэр Дерек Якоби. Все тринадцать серий выпущены на DVD.