Общая численность населения | |
---|---|
7,773,655 (2010 г.) | |
Регионы со значительным населением | |
Филиппины. (Западные Висайские острова, Негрос Ориентал, Ромблон, Палаван, Масбате, Сокчксарген ) Юнайтед Государства. Весь мир | |
Языки | |
Хилигайнон, Филиппинский | |
Религия | |
Преимущественно Римский католицизм.. Другие меньшинства, Аглипаян, протестантизм, буддизм, индуизм, даосизм | |
Родственные этнические группы | |
другие филиппинцы (Карай-а, Капизнон, Акланон, Масбатеньо, другие висайцы ). другие австронезийские народы |
народ хилигайнон (хилигайнон), часто упоминаемый как народ илонгго (илонгго) или панайский народ - это висаян этническая группа, основным языком которой является хилигайнон, ан ау Стронезийский язык ветви висаян, родной для Паная, Гимараса и негров. На протяжении многих лет взаимные миграции и внутренние миграции способствовали расселению хилигайнонов диаспорой в различных частях Филиппин. Сегодня хилигайноны составляют большинство в провинциях Илоило, Западный Негрос, Гимарас, Капиз, Южный Котабато, Султан Кударат и Северный Котабато.
Термин «Хилигайнон» является производным от испанского термина «Yliguenes», который затем происходит от слова Hiligaynon «Iligan» или «Iliganon». Отсюда два расходящихся предложения по происхождению слова.
Первое предложение выдвигает, что Илиган или «Илиганон» относится к реке, или буквально «там, где течет вода». Испанцы, вероятно, установили эту связь с коренными жителями Паная, которые жили в устье реки и, таким образом, были легко обнаружены испанцами. Однако термин «Илиганон» стал обозначать жителя города Илиган на Минданао.
Второе предложение гласит, что «Илиган» или «Илиганон» происходит от словосочетания «manog-ilig sang kawayan», которое описывает бамбуковые шесты, которые люди Панай спускали вниз по реке, чтобы продать их. Испанцы ошибочно принимают эту деятельность за имя коренных жителей.
Термин «Илонгго» происходит от испанского термина «иронг-иронг», относящегося к филиппинскому слову «нос» («илонг»). и островок на реке Батиано в Панайе. Считается, что «илонгго» определяет конкретную группу людей, этническое происхождение которых находится в провинциях Илоило, Гимарас и Панай, а «Хилигайнон» определяет язык и культуру народа илонгго. Таким образом, оба термина являются взаимозаменяемыми в отношении культуры людей или самих людей.
Согласно переписи 2010 года, 8,44% населения страны составляют хилигайнон / илонгго, по сравнению с 24,44% тагальского населения (группа большинства). Это делает хилигайнон четвертой по численности этнической группой в стране после тагалога (24,44%), кебуано (9,91%), илокано (8,77%). По данным переписи 1990 года, в двух провинциях проживает более одного миллиона человек: илоило (1 608 083 человека).) и Negros Occidental (1821206), что составляет 97,6% и 80,7%, соответственно, с учетом городских центров.
Провинции, в которых хилигайнон составляет большинство этнической группы, показаны фиолетовым цветом (но не путать с камайо. в Восточном Минданао).Провинция | Население Хилигайнона | Общее население | Процентная доля Хилигайнона (%) |
---|---|---|---|
Абра | 96 | 184,743 | 0,1 |
Агусан-дель-Норте | 3309 | 642196 | 0,2 |
Агусан-дель-Сур | 26,960 | 656,418 | 6,4 |
Аклан | 55,182 | 574,823 | 9,6 |
Альбай | 242 | 1,233,432 | 0 |
Антиквариат | 70,423 | 582,012 | 12,1 |
Апаяо | 3 | 121,636 | 0 |
Аврора | 188 | 201,233 | 0,1 |
Басилан | 1,748 | 391,179 | 0,7 |
Батаан | 2,959 | 687,482 | 0,7 |
Батаны | 2 | 16,604 | 0 |
Батангас | 2,144 | 2,377,395 | 0,1 |
Бенгет | 460 | 722,620 | 0,1 |
Билиран | ? | 161,760 | ? |
Бохол | 107 | 1,255,128 | 0 |
Букиднон | 181,148 | 1,415,226 | 12,8 |
Булакан | 4,635 | 3,124,433 | 0,3 |
Кагаян | 261 | 1,124,773 | 0 |
Камаринс Норте | 137 | 542,915 | 0 |
Камаринс Сур | 909 | 1,822,371 | 0,1 |
Camiguin | 20 | 83,807 | 0 |
Capiz | 575,369 | 719,685 | 79,9 |
Catanduanes | 59 | 246,300 | 0 |
Cavite | 9,604 | 3,090,691 | 0,8 |
Себу | 6,669 | 4,167,320 | 0,3 |
Долина Компостела | 4 | 687,195 | 0 |
Давао-дель-Норте | 53012 | 945,764 | 9 |
Давао дель Сур | 30,059 | 2,024,206 | 2 |
Западное Давао | 30 | 293,780 | 0 |
Восточное Давао | 3,410 | 517 618 | 0,9 |
Динагатские острова | 10 | 126,803 | 0 |
Восточный Самар | 148 | 428 877 | 0 |
Гимарас | 171,041 | 174,943 | 98,9 |
Ифугао | 10 | 191,078 | 0 |
Илокос Норте | 159 | 568,017 | 0 |
Илокос Сур | 146 | 658,587 | 0 |
Илоило | 1,968,083 | 2,230,195 | 99,9 |
Исабела | 552 | 1,489,645 | 0,1 |
Калинга | 10 | 201,603 | 0 |
Ла Юнион | 193 | 741,906 | 0 |
Лагуна | 3,809 | 2,669,847 | 0,3 |
Ланао-дель-Норте | 4214 | 930,738 | 0,7 |
Ланао-дель-Сур | 11,057 | 933,260 | 1,8 |
Лейт | 2,951 | 1,789,158 | 0,2 |
Магинданао | 41,988 | 944,138 | 5,5 |
Мариндук | 53 | 227,828 | 0 |
Масбате | 298,951 | 892,393 | 33,7 |
Мисамис Оксидентал | 397 | 567,642 | 0,1 |
Мисамис Восточный | 3611 | 1415944 | 0,4 |
Горная провинция | ? | 154187 | ? |
Западный Негрос | 1821206 | 3059136 | 98,7 |
Восточные негры | 329,263 | 1,354,995 | 23,4 |
Северный Котабато | 804,329 | 1,379,747 | 68,8 |
Северный Самар | 347 | 589,013 | 0,1 |
Нуэва-Эсиха | 373 | 1,955,373 | 0,2 |
Нуэва-Бискайя | 312 | 421,355 | 0,1 |
Западный Миндоро | 18,248 | 452,971 | 6.5 |
Восточный Миндоро | 10,373 | 785,602 | 1,9 |
Палаван | 332315 | 1,104,585 | 19,6 |
Пампанга | 2,826 | 2,609,744 | 0,2 |
Пангасинан | 839 | 2,956,726 | 0 |
Кесон | 1,262 | 1,987,030 | 0,1 |
Квирино | 101 | 176,786 | 0,1 |
Ризал | 14,870 | 2,484,840 | 1,5 |
Ромблон | 1,474 | 283,390 | 0,6 |
Самар | 293 | 733,377 | 0,1 |
Сарангани | 1 | 498 904 | 0 |
Сикиджор | 76 | 91066 | 0,1 |
Сорсогон | 295 | 740,743 | 0,1 |
Южный Котабато | 914,044 | 1,365,286 | 72,3 |
Южный Лейте | 179 | 399,137 | 0,1 |
Султан Кударат | 536,298 | 747,08 7 | 73,4 |
Сулу | 11 | 718,290 | 0 |
Суригао-дель-Норте | 1064 | 442,588 | 0,3 |
Суригао-дель-Сур | 4,424 | 561,219 | 1 |
Тарлак | 614 | 1,273,240 | 0,1 |
Тави-Тави | 51 | 366,550 | 0 |
Замбалес | 3,276 | 755,621 | 0,6 |
Замбоанга-дель-Норте | 3,501 | 957,997 | 0,5 |
Замбоанга-дель-Сур | 7,409 | 1,766,814 | 0,7 |
Замбоанга Сибугай | 3,702 | 584,685 | 2 |
Метро Манила | 199,290 | 11,855,975 | 2,5 |
Подобно многим другим филиппинским этническим группам, таким как илокано, существуют организованные ассоциации мигрантов из Хилигайнона, которые стремятся прославлять свою культуру в своих собственных общинах. Несколько общеизвестных организаций сосредоточены в Калифорнии и на Гавайях, а также в других местах в Соединенных Штатах.
Большинство хилигайнонов - христиане, причем большинство этих христиан католики. Есть также меньшие группы хилигайнонцев, которые являются аглипаянами, протестантами и мусульманами.
хилигайнонским языком является часть вишайской (бисая) языковой семьи на центральных островах Филиппин и характерна для народа хилигайнон. В конечном счете, это малайско-полинезийский язык, как и многие другие языки, на которых говорят филиппинские этнические группы, а также языки в соседних государствах, таких как Индонезия и Малайзия. Этот язык отличается своей песенной интонацией в речи, а также имеет более преобладающий звук «л», чем звук «р». Родственный ему язык на Панай, Кинарай-а, похож на Хилигайнон, но старше. По всей стране хилигайноны говорят на тагальском и английском как вторые языки, особенно за пределами Западных Висайских островов. Висайские языки также частично совпадают с точки зрения словарного запаса и знания языков хилигайнонами. Например, некоторые города в Капизе используют слова акланона в своей компетенции Хилигайнона, в то время как на Кинарай-а и Хилигайнон говорят жители Гимараса, а также жители некоторых частей южный Илоило.
Местная экономика Хилигайнона в основном основана на сельском хозяйстве и рыболовстве, а также производстве тканей и ремеслах. Недавно в городе Илоило была установлена статуя, посвященная вкладу илонгго в сельское хозяйство и рыболовство. "Ang Linay Sang Iloilo" (Госпожа Илоило) ссылается на выращивание риса, сахарный тростник и рыболовство, подчеркивая экономическое значение Илоило и важность илонго в целом.
Рис и сахарный тростник являются важными сельскохозяйственными продуктами, которые производятся в больших объемах. Практика выращивания риса и сахарного тростника была хорошо известна в раннем Хилигайноне до прихода испанцев, которые также могли производить вино из сока этих культур. Испанцы стали катализаторами крупномасштабного сельскохозяйственного производства, разделив Панай на энкомьенды и вернув уроженцев Паная, включая хилигайнон, на работу для гасиенд.
К XIX веку промышленность сахарного тростника стала более экспансивной и модернизированной из-за слияния расширенного доступа к портам и новых технологий и финансовых ресурсов. Королевский указ Испании в 1855 году приказал открыть порт в ожидании ускорения экономического роста в районах за пределами Манилы. Учитывая безопасное расположение порта и давнюю историю торговли, Илоило был идеальным международным портом, таким образом, он стал интегрированным в международную торговлю 19 века. Британский вице-консул в Илоило, Николас Лони, сыграл важную роль в предоставлении технологических и финансовых ресурсов существующей сахарной элите. Лучшие семена сахарного тростника были завезены с Суматры, и Лони взял на себя покупку центробежных заводов по производству железа, а также предоставил ссуды плантаторам. Это, наряду со спросом на сахар, помогло стимулировать перемещение плантаторов сахарного тростника в Негрос, расширив там систему гасиенд. Многие из рабочих (многие из которых были уроженцами Паная), которые были частью системы гасиенд, «думан», стали низшим слоем «сахарных баронов» гасиенд, со средним классом, существующим между владельцами городских магазинов и банков. Эта классовая структура должна была сохраниться и в эпоху Содружества, и по мере того, как сахарная промышленность сместила акцент с Паная на Негрос после забастовки рабочих в 1930–1931 годах.
Сахарная промышленность в 1970-х - 1980-х годах переживала потрясения в виде финансирования. спад и урожай остались невыплаченными, что привело к диверсификации сахарной элиты.
Сегодня арендаторское хозяйство по-прежнему является нормой в организации труда для производства риса в Илоило, региональном производителе риса. Что касается производства сахара, то рабочим выплачивается минимальная заработная плата. Вдоль прибрежных равнин и внутренних долин по-прежнему существует более мелкое сельское хозяйство с такими культурами, как кукуруза и табак. Система рубящего удара, известная как каингин, использовалась и продолжает использоваться фермерами в горных районах центрального Паная, используя ножи-боло для рубки деревьев и деревянные ножницы. сажать семена. Охота также увеличивала доходы фермеров, но сократилась с исчезновением лесов с 1970-х годов.
Рыбная ловля велась еще до прихода испанцев и внесла свой вклад в коренная хилигайнонская кухня и диета.
Прибрежные города в Илоило имеют сильные рыболовные традиции, источники рыбы находятся в проливе Гимарас. Рыболовство во внутренних водоемах, особенно креветки, прижилось, особенно тем, что преследуют владельцы гасиенд, стремящиеся диверсифицировать свои источники дохода. Этой практики в меньшей степени придерживаются жители гор, которые используют традиционные сети и ловушки и ядовитые растительные материалы в своих методах.
«Анг Лин-ай Санг Илоило» призван символизировать важность экономических традиций the IlonggoВ Илоило ткачество на основе местных волокон является источником дохода, но в меньшей степени. Ткачество на ручном ткацком станке исторически началось в Хилигайноне после того, как торговля с Китаем привела к появлению ткацких материалов.
К 1850-м годам ткачество стало значительной статьей экспорта Илоило, известного тогда как «текстильная столица Филиппин», за производство пинья (волокна ананаса), шелка, джуси (вместе взятых). плетение пинья и шелка) и синамай (комбинированное плетение из абаки и хлопка). Известность тканей Ilonggo в международном масштабе способствовала открытию порта Илоило. Однако к концу века ткачество пришло в упадок из-за популярности выращивания сахарного тростника и доступности дешевой британской хлопчатобумажной ткани, производимой на фабриках. Сегодня местные ткачи нашли нишу на рынке специальных тканей, таких как хаблон, дорогая ткань, сотканная из волокон джуси и пинья. Министерство торговли и промышленности помогло ткацкой промышленности в Илоило посредством адаптивного обучения навыкам местного населения и других инвестиций.
В ткацкой промышленности габлона традиционно преобладали квалифицированные женщины, работающие в ткацких кооперативах, особенно в городе Миагао в Илоило. Знания о ткачестве передаются от матери к дочери. Ожидается, что дочери будут помогать своим семьям вовлекаться в торговлю по мере взросления. Они производят хаблон с чистой прибылью в 35%, получая в среднем 45 песо за метр. Их хаблон используется в баронге - традиционной мужской формальной одежде - декоративном белье для дома и других аксессуарах, продаваемых на местном и международном уровне.
С распространением Хилигайнон и их культура по всей стране, многие предприятия занимались экспортом аспектов культуры Хилигайнона в товарных продуктах, обращаясь к городским вкусам и представителям культуры. Сюда входили продукты питания, ремесла, модная одежда и предметы искусства, особенно те, которые демонстрируют культуру, характерную для города Илоило и Баколод.
Лидер борнеонов угнетал 10 данных. В 1212 году Висайи получили Сабахан 10 Дату. (Город Илоило )
Первоначальными жителями Западных Висайев были негритосы, особенно народ ати в Панайе. Малайскоязычные народы поселились на острове в 12-м веке, но некоторые факты об этих поселениях затуманены народной мифологией среди хилигайнонов. Известно, что в XII веке десять дату (вождей) прибыли из Борнео, спасаясь от обрушения центральной части города. Индонезийская империя. Ати согласились позволить поселиться пришельцам, которые купили у них остров, и остров был назван Мадья-ас. С тех пор политическая организация была введена в Панай при малайских пришельцах. испанцев в 1569 году, жители Паная были хорошо организованы, но стали частью испанского колониального правления.
19 век был отмечен миграцией хилигайнонов из Паная в Негры. Их миграция была вызвана ростом производства сахарного тростника в конце XIX века. Это также было причиной из-за упадка текстильной промышленности, увеличения кадрового резерва сахарного тростника в Панай за счет убытков отрасли. Испанские колонисты активно спонсировали миграцию, особенно видных полуостровов и метисов. Это было так, что между 1822 и 1876 годами население в Негросе увеличилось настолько, что оно соответствовало населению Паная (756 000) по подсчетам 1822 года, составлявшим 49 369 человек.
Многие революционеры в конце 19 века стремились к независимости от Испании. были Хилигайнон. Некоторые из них были частью образованной элиты, стремившейся к реформам, например, Грациано Лопес Хаэна, который возглавлял реформистскую газету La Solidaridad. Другими были военачальники, такие как Мартин Дельгадо, который стал известен Хилигайнону как «величайший висайский генерал Филиппинской революции».
Более поздняя миграция Хилигайнона произошла в 20-м веке в Минданао в 1940-х под Мануэлем Роксасом, который также был Хилигайноном. Тысячи людей мигрировали на протяжении 1940-х и 1950-х годов в рамках движения за переселение, спонсируемого правительством как способ обойти земельную реформу. Это произошло за счет местного мусульманского населения, которому не помогло правительство, и что в дальнейшем способствовало возникновению напряженности между преимущественно христианским Хилигайноном и мусульманами.
В основном Австронезийская по своей сути, культура Хилигайнон сегодня, тем не менее, несет в себе элементы негрито, индийской, ханьской и кастильской культура. Поселенцы хилигайнона на Минданао могли также ассимилировать лумад и моро в разной степени, и наоборот (например, использование хилигайнонского Тото в качестве прозвище не-Hiligaynons).
Многие культурные фестивали организуются с целью сохранения культуры и празднования против «гомогенизации филиппинской культуры», а также хорошо служат для местного и национального туризма. Динагянский фестиваль отмечается каждое четвертое воскресенье января в городе Илоило. Название фестиваля происходит от слова dagyang, что означает «веселье». Созданный по образцу Ати-атихана в Калибо, Аклан, Динагянг чтит Санто Ниньо и особо отмечает покупку Паная. Остров от коренного ати 10 бегущими борнецами датус (вожди). На фестивалях искусств, таких как фестиваль искусств Илонго, в дополнение к публичным выступлениям используются современные средства массовой информации, такие как кино и радио, и они также спонсируют участие в диалоге о сохранении культурного наследия. Регата Iloilo Paraw Regatta, проводимая каждый год в феврале, также преследует цели сохранения культурного наследия: корабли, используемые в регате, paraw, являются традиционными парусными лодками, которые издавна использовались в Хилигайноне. Участниками регаты Paraw Regatta являются местные рыбаки, которые участвуют в недельных соревнованиях на море, сопровождаемых фестивалем на суше.
Видный профиль Хилигайнона существует в национальных и региональных видах спорта, особенно в футболе.. У популярных игроков национальной сборной Фила и Джеймса Янгхазбанда есть мать, Илонгго. Футбол очень популярен в Западных Висайях, а город Илоило Баротак-Нуэво, как известно, вносит много футболистов в национальную сборную. Также следует отметить спортсменов из Хилигайнона в национальной сборной по легкой атлетике.
Обычный Основным компонентом блюд является рыба и другие морепродукты. Их часто готовят из местных зеленых продуктов и других специй. Рис также подается как часть трапезы, как и в остальной части страны. Некоторые блюда Хилигайнона хорошо известны многим филиппинцам и способствуют развитию местной кулинарной культуры города Илоило. La Paz batchoy - одно из таких блюд, состоящее из свиных внутренностей, печени и сердца в бульоне с лапшой и обрезками, такими как чихарон и чеснок. Панцит моло - также популярное блюдо, суп вонтон с клецками, начиненными свининой, курицей и креветками, а также обрезками зеленого лука и чеснока. Особенностью Западных Висайских островов является ибус, закуска из клейкого риса, завернутого в кокосовые листья в форме булочки.