Эволюционное происхождение религий

редактировать
Возникновение религиозного поведения обсуждается с точки зрения естественной эволюции

эволюционное происхождение религий и религиозное поведение - это область исследований, связанная с эволюционной психологией, происхождением языка и мифологией, а также межкультурными сравнение антропологии религии. Некоторые темы, представляющие интерес, включают неолитическую религию, свидетельства духовности или культового поведения в верхнем палеолите и сходства в поведении великих обезьян.

Содержание
  • 1 Нечеловеческое религиозное поведение
  • 2 Соответствующие предпосылки человеческой религии
    • 2.1 Увеличенный размер мозга
    • 2.2 Использование инструментов
    • 2.3 Развитие языка
    • 2.4 Нравственность и групповая жизнь
  • 3 Эволюционная психология религии
  • 4 Доисторические свидетельства религии
    • 4.1 Палеолитические захоронения
    • 4.2 Использование символики
    • 4.3 Истоки организованной религии
    • 4.4 Изобретение письма
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Нечеловеческое религиозное поведение

Ближайшими живыми родственниками человечества являются обычные шимпанзе и бонобо. Эти приматы имеют общего общего предка с людьми, жившими от шести до восьми миллионов лет назад. Именно по этой причине шимпанзе и бонобо считаются наилучшими доступными суррогатами этого общего предка. Барбара Кинг утверждает, что, хотя нечеловеческие приматы не религиозны, они действительно проявляют некоторые черты, которые были бы необходимы для эволюции религии. Эти черты включают высокий интеллект, способность символического общения, чувство социальных норм, осознание «себя » непрерывности. Существует неубедительное свидетельство того, что Homo neanderthalensis мог хоронить своих мертвецов, что свидетельствует об использовании ритуала. Считается, что использование погребальных ритуалов свидетельствует о религиозной деятельности, и нет других доказательств того, что религия существовала в человеческой культуре до того, как люди достигли поведенческой современности. Другие свидетельства показали, что Homo neanderthalensis создал наскальное искусство, что было бы способом символического мышления, сравнимым с образом, требуемым для религиозного мышления.

Слоны демонстрируют ритуалы вокруг своих умерших, в том числе длинные периоды молчания и траура перед смертью, а также процесс возвращения к могилам и ласкания останков. Некоторые данные свидетельствуют о том, что многие виды скорбят о смерти и утрате.

Соответствующие предпосылки для человеческой религии

Увеличенный размер мозга

В этом наборе теорий религиозное мышление является одним из следствий мозг, достаточно большой, чтобы формулировать религиозные и философские идеи. В ходе эволюции человека мозг гоминида утроился в размерах, достигнув пика 500 000 лет назад. Большая часть расширения мозга произошла в неокортексе. Предполагается, что неокортекс головного мозга отвечает за нейронные вычисления, лежащие в основе сложных явлений, таких как восприятие, мышление, язык, внимание, эпизодическая память и произвольные движения. Согласно теории Данбара, относительный размер неокортекса любого вида коррелирует с уровнем социальной сложности конкретного вида. Размер неокортекса коррелирует с рядом социальных переменных, которые включают размер социальной группы и сложность брачного поведения. У шимпанзе неокортекс занимает 50% мозга, тогда как у современного человека он занимает 80% мозга.

Робин Данбар утверждает, что критическое событие в эволюции неокортекса произошло при видообразовании. из архаического Homo sapiens около 500 000 лет назад. Его исследование показывает, что только после события видообразования неокортекс становится достаточно большим, чтобы обрабатывать сложные социальные явления, такие как язык и религия. Исследование основано на регрессионном анализе размера неокортекса в зависимости от ряда социальных моделей поведения живых и вымерших гоминидов.

Стивен Джей Гулд предполагает, что религия, возможно, выросла из эволюционных изменений, которые отдавал предпочтение большему мозгу как средству укрепления групповой сплоченности среди охотников саванны, после чего этот больший мозг позволил размышлять о неизбежности личной смертности.

Использование инструментов

Льюис Вольперт утверждает, что причинные убеждения возникли из Использование инструментов сыграло важную роль в эволюции веры. Изготовление сложных инструментов требует создания мысленного образа объекта, который не существует в природе, до фактического создания артефакта. Кроме того, необходимо понимать, как будет использоваться этот инструмент, что требует понимания причинно-следственной связи. Соответственно, уровень сложности каменных орудий является полезным показателем причинных убеждений. Вольперт утверждает, что использование инструментов, состоящих из более чем одного компонента, таких как ручные топоры, представляет собой способность понимать причину и следствие. Однако недавние исследования других приматов показывают, что причинная связь не может быть уникальной человеческой чертой. Например, известно, что шимпанзе сбегают из загонов, закрытых несколькими защелками, что, как считалось ранее, могли понять только люди, понимавшие причинно-следственную связь. Известно, что шимпанзе также оплакивают мертвых и замечают вещи, имеющие только эстетическую ценность, например закаты, которые могут считаться компонентами религии или духовности. Разница между пониманием причинности людьми и шимпанзе заключается в степени. Степень понимания у животного зависит от размера префронтальной коры: чем больше размер префронтальной коры, тем глубже понимание.

Развитие языка

Религия требует системы символических коммуникации, такие как язык, которые должны передаваться от одного человека к другому. Филип Либерман утверждает, что «человеческое религиозное мышление и моральное чувство явно покоятся на когнитивно-лингвистической основе». Исходя из этой предпосылки, научный писатель Николас Уэйд заявляет:

«Как и большинство форм поведения, которые встречаются в обществах по всему миру, религия должна была присутствовать в исконном человеческом населении до расселения из Африки 50 000 лет назад. Хотя религиозные ритуалы обычно включают танец и музыку, они также носят очень вербальный характер, поскольку необходимо излагать священные истины. В таком случае религия, по крайней мере в ее современной форме, не может предшествовать возникновению языка. Ранее утверждалось, что этот язык достиг своего современного состояния незадолго до исхода из Африки. Если бы религии пришлось дождаться эволюции современного артикулируемого языка, то он тоже появился бы незадолго до 50 000 лет назад ».

Согласно другому мнению, индивидуальные религиозные верования отличаются от коллективных. религиозное верование. В то время как первое не требует предварительного развития языка, второе требует. Человеческий мозг должен объяснять явление, чтобы понять его и связать с ним. Эта деятельность намного предшествовала возникновению языка и, возможно, была его причиной. Теория состоит в том, что вера в сверхъестественное возникает из гипотез, произвольно выдвигаемых людьми для объяснения природных явлений, которые нельзя объяснить иначе. Возникающая в результате необходимость делиться индивидуальными гипотезами с другими в конечном итоге приводит к коллективным религиозным убеждениям. Общественно принятая гипотеза становится догматической, подкрепленной социальной санкцией.

Мораль и групповая жизнь

Франс де Ваал и Барбара Кинг считают, что человеческая мораль выросла из приматов социальности. Хотя понимание нравственности может быть уникальной человеческой чертой, известно, что многие социальные животные, такие как приматы, дельфины и киты, проявляют доморальные настроения. Согласно Майклу Шермеру, люди и другие социальные животные, в частности, человекообразные обезьяны, обладают следующими характеристиками:

привязанность и привязанность, сотрудничество и взаимопомощь, симпатия и сочувствие, прямая и косвенная взаимность, альтруизм. и взаимный альтруизм, разрешение конфликтов и миротворчество, обнаружение обмана и обмана, озабоченность сообщества и забота о том, что другие думают о вас, а также осведомленность о социальных правилах группы и реакция на них.

Де Ваал утверждает, что все социальные животные имели ограничивать или изменять свое поведение, чтобы жить в группе было выгодно. Доморальные настроения развивались в обществах приматов как метод ограничения индивидуального эгоизма и создания более совместных групп. Для любого социального вида преимущества принадлежности к альтруистической группе должны перевешивать преимущества индивидуализма. Например, отсутствие сплоченности группы может сделать людей более уязвимыми для атак со стороны. Участие в группе также может улучшить шансы найти еду. Это очевидно среди животных, которые охотятся стаями, чтобы поймать крупную или опасную добычу.

У всех социальных животных есть иерархические общества, в которых каждый член знает свое место. Социальный порядок поддерживается определенными правилами ожидаемого поведения, и доминирующие члены группы обеспечивают порядок посредством наказания. Однако приматы высшего отряда также обладают чувством справедливости. В исследовании 2008 года де Ваал и его коллеги поместили двух обезьян-капуцинов рядом и дали им простую задачу: дать камень экспериментатору. В награду за выполнение задания им дали огурцы, а обезьяны повиновались. Но если одной из обезьян давали виноград, происходило кое-что интересное: получив первый кусок огурца, обезьяна капуцин дала экспериментатору камень, как и ожидалось. Но увидев, что другая обезьяна получила виноград, обезьяна-капуцин выбросила следующий кусок огурца, который ей дали.

Шимпанзе живут группами деления-слияния, что в среднем составляет 50 особей. Вероятно, что ранние предки людей жили группами примерно одинакового размера. Судя по размеру существующих обществ охотников-собирателей, недавние палеолитические гоминиды жили группами по несколько сотен особей. Поскольку размер сообщества увеличивался в ходе эволюции человека, требовалось усиление принуждения для достижения групповой сплоченности. Нравственность могла развиться в этих группах от 100 до 200 человек как средство социального контроля, разрешения конфликтов и групповой солидарности. По словам доктора де Ваала, человеческая мораль имеет два дополнительных уровня сложности, которых нет в обществах приматов. Люди гораздо более строго обеспечивают соблюдение моральных кодексов своего общества с помощью вознаграждений, наказаний и создания репутации. Люди также применяют определенную степень суждения и рассудка, которые иначе не наблюдались бы в царстве животных.

Психолог Мэтт Дж. Россано утверждает, что религия возникла после морали и основывалась на морали за счет расширения социального исследования индивидуального поведения, включившего сверхъестественных агентов. Включив в социальную сферу бдительных предков, духов и богов, люди открыли эффективную стратегию сдерживания эгоизма и создания более совместных групп. Адаптивная ценность религии увеличила бы выживание группы. Россано имеет в виду коллективные религиозные убеждения и социальную санкцию, которая закрепила мораль. Согласно учению Россано, индивидуальные религиозные убеждения изначально имеют эпистемологический, а не этический характер.

Эволюционная психология религии

Когнитивные ученые подчеркнули, что религии могут быть объяснены как результат архитектуры мозга, которая возникла на ранних этапах рода Homo, через история жизни. Однако существуют разногласия по поводу точных механизмов, которые двигали эволюцией религиозного разума. Две основные школы мысли утверждают, что либо религия возникла в результате естественного отбора и имеет избирательное преимущество, либо что религия является эволюционным побочным продуктом других ментальных адаптаций. Стивен Джей Гулд, например., считал, что религия была экзаптацией или спандрелом, другими словами, что религия возникла как побочный продукт психологических механизмов, возникших по другим причинам.

Такие механизмы могут включать способность делать выводы о наличии организмов, которые могут причинить вред (обнаружение агентов), способность придумывать причинно-следственные связи для природных явлений (этиология ) и способность распознавать, что другие люди думают о своих владеть своими убеждениями, желаниями и намерениями (теория разума ). Эти три адаптации (среди прочего) позволяют людям вообразить целенаправленных агентов за многими наблюдениями, которые нельзя было бы легко объяснить иначе, например гром, молния, движение планет, сложность жизни. Возникновение коллективных религиозных убеждений определили агентов как божества, которые стандартизировали объяснение.

Некоторые ученые предположили, что религия генетически «запрограммирована» на человеческое состояние. Один спорное предложение, то Бог ген гипотеза, утверждает, что некоторые варианты гена конкретнее, VMAT2 ген, предрасполагают к духовности.

Другой вид основан на концепция триединого мозга : рептильный мозг, лимбическая система и неокортекс, предложенная Полом Д. Маклином. Коллективные религиозные убеждения основаны на эмоциях любви, страха и общительности и глубоко укоренились в лимбической системе благодаря социально-биологической обусловленности и социальной санкции. Индивидуальные религиозные убеждения используют разум, основанный на неокортексе, и часто отличаются от коллективной религии. Лимбическая система намного старше с точки зрения эволюции, чем неокортекс, и, следовательно, сильнее, чем она, так же, как рептилии сильнее, чем лимбическая система и неокортекс.

Еще одна точка зрения состоит в том, что поведение людей, исповедующих религию, заставляет их чувствовать себя лучше, и это улучшает их физическую форму, так что существует генетический отбор в пользу людей, которые хотят верить в религию. В частности, ритуалы, верования и социальные контакты, типичные для религиозных групп, могут служить для успокоения ума (например, путем уменьшения двусмысленности и неопределенности из-за сложности) и позволяют ему лучше функционировать в состоянии стресса. Это позволило бы использовать религию в качестве мощного механизма выживания, особенно для облегчения эволюции иерархий воинов, что, если это правда, может быть причиной того, что многие современные религии склонны продвигать плодовитость и родство.

Еще одна точка зрения, предложенная Ф.Х. Превичем, состоит в том, что человеческая религия была продуктом увеличения дофаминергических функций в человеческом мозгу и общего интеллектуального развития, начавшегося около 80 тысяч лет назад. (кя). Дофамин способствует сосредоточению внимания на далеком пространстве и времени, что имеет решающее значение для установления религиозного опыта. В то время как самые ранние шаманские наскальные рисунки датируются примерно 40 тыс. Лет назад, использование охры в наскальных изображениях предшествовало этому, и есть явные доказательства абстрактного мышления вдоль побережья Южной Африки 80 тыс. Лет назад.

Доисторические свидетельства религии

Точное время, когда люди впервые стали религиозными, остается неизвестным, однако исследования в области эволюционной археологии показывают достоверные свидетельства религиозно-ритуального поведения со всего мира. средний палеолит эпоха (45-200 тысяч лет назад ).

палеолитические захоронения

Самые ранние свидетельства религиозной мысли основаны на ритуальном обращении с мертвыми. Большинство животных демонстрируют только случайный интерес к мертвым их собственного вида. Таким образом, ритуальные захоронения представляют собой значительные изменения в поведении человека. Ритуальные захоронения представляют собой осознание жизни и смерти и возможную веру в загробную жизнь. Филипп Либерман заявляет, что «захоронения с погребальным инвентарем явно означают религиозные обычаи и заботу о мертвых, выходящую за рамки повседневной жизни».

Самые ранние свидетельства обращения с мертвыми получены от Атапуэрка в Испании. В этом месте были обнаружены кости 30 человек, предположительно Хом. o heidelbergensis были найдены в яме. Неандертальцы также претендуют на звание первых гоминидов, намеренно хоронивших мертвых. Они могли помещать трупы в неглубокие могилы вместе с каменными инструментами и костями животных. Наличие этих инвентаря может указывать на эмоциональную связь с умершим и, возможно, на веру в загробную жизнь. Захоронения неандертальцев включают Шанидар в Ираке и Крапина в Хорватии и пещеру Кебара в Израиле.

Самое раннее известное захоронение современного человека датируется пещера в Израиле, расположенная в Qafzeh. Останки человека были датированы 100 000 лет назад. Человеческие скелеты были окрашены красной охрой. На месте захоронения был обнаружен разнообразный инвентарь. Челюсть кабана была найдена в руке одного из скелетов. Филип Либерман заявляет:

«Погребальные ритуалы, включающие погребальный инвентарь, возможно, были изобретены анатомически современными гоминидами, которые эмигрировали из Африки на Ближний Восток примерно 100 000 лет назад».

Мэтт Россано предполагает, что период между 80 000–60 000 лет назад до настоящего времени, после отступления людей из Леванта в Африку, был решающий период в эволюции религии.

Использование символизма

Использование символизма в религии это универсально установленное явление. Археолог Стивен Митен утверждает, что в религиозных обрядах принято создавать образы и символы для представления сверхъестественных существ и идей. Поскольку сверхъестественные существа нарушают принципы естественного мира, всегда будет сложно общаться и делиться сверхъестественными концепциями с другими. Эту проблему можно преодолеть, закрепив этих сверхъестественных существ в материальной форме с помощью изобразительного искусства. При переводе в материальную форму сверхъестественные понятия становятся более понятными и понятными. Из-за ассоциации искусства и религии свидетельства символизма в летописи окаменелостей указывают на ум, способный к религиозным мыслям. Искусство и символизм демонстрируют способность к абстрактному мышлению и воображению, необходимые для конструирования религиозных идей. Вентцель ван Хайсстин утверждает, что перевод невидимого через символизм позволил древним предкам человека придерживаться абстрактных убеждений.

Некоторые из самых ранних свидетельств символического поведения связаны с средним каменным веком Сайты в Африке. По крайней мере, 100 000 лет назад есть свидетельства использования пигментов, таких как красная охра. Пигменты имеют мало практического значения для охотников-собирателей, поэтому свидетельства их использования интерпретируются как символические или в ритуальных целях. Среди сохранившихся популяций охотников-собирателей по всему миру красная охра все еще широко используется в ритуальных целях. Утверждалось, что в человеческих культурах красный цвет является универсальным для обозначения крови, пола, жизни и смерти.

Использование красной охры в качестве заменителя символики часто критикуется как слишком косвенное. Некоторые ученые, такие как Ричард Клейн и Стивен Митен, признают только однозначные формы искусства как репрезентативные для абстрактных идей. Пещерное искусство верхнего палеолита представляет собой одно из самых недвусмысленных свидетельств религиозной мысли палеолита. Наскальные рисунки в Шове изображают наполовину людей и наполовину животных существ.

Истоки организованной религии

Социальная эволюция людей
Период лет назад Тип обществаКоличество людей
100 000–10 000Группы10–100 с
10 000–5 000Племена100–1 000
5000–3 000Вождества1000–10 000 с
3000–1000Состояния10 000–100 000 с
2000*– настоящее времяИмперии100 000–1 000 000 человек

Организованная религия уходит своими корнями в неолитическую революцию, которая началась 11000 лет назад на Ближнем Востоке, но, возможно, произошла независимо в нескольких других местах поблизости мир. Изобретение земледелия преобразовало многие человеческие общества от образа жизни охотников-собирателей к оседлому образу жизни. Последствия неолитической революции включали демографический взрыв и ускорение темпов технологического развития. Переход от групп собирателей пищи к государствам и империям ускорил появление более специализированных и развитых форм религии, отражающих новую социальную и политическую среду. Хотя банды и небольшие племена обладают сверхъестественными верованиями, эти верования не служат оправданием центральной власти, оправданием передачи богатства или поддержания мира между не связанными между собой людьми. Организованная религия возникла как средство обеспечения социальной и экономической стабильности следующими способами:

  • Обоснование центральной власти, которая, в свою очередь, обладала правом собирать налоги в обмен на предоставление социальных услуг и услуг безопасности.
  • Банды а племена состоят из небольшого числа связанных особей. Однако государства и нации состоят из многих тысяч не связанных между собой людей. Джаред Даймонд утверждает, что организованная религия служила связующим звеном между не связанными между собой людьми, которые в противном случае были бы более склонны к вражде. В своей книге Оружие, микробы и сталь он утверждает, что основной причиной смерти среди обществ охотников-собирателей является убийство.
  • Религии, которые вращались вокруг морализирующих богов, могли способствовать появлению большого числа людей., кооперативные группы не связанных между собой людей.

Государства, рожденные в результате неолитической революции, такие как государства Древнего Египта и Месопотамии, были теократией с вождями, королями и императорами, играющими двойную роль политических и духовных лидеров. Антропологи обнаружили, что практически все государственные общества и вождества со всего мира оправдывают политическую власть через божественную власть. Это говорит о том, что политическая власть кооптирует коллективные религиозные убеждения для поддержки себя.

Изобретение письма

После неолитической революции темпы технологического развития (культурной эволюции) усилились из-за изобретения писали 5000 лет назад. Символы, которые позже превратились в слова, сделали возможным эффективное общение идей. Печать, изобретенная более тысячи лет назад, увеличила скорость коммуникации в геометрической прогрессии и стала главной движущей силой культурной эволюции. Считается, что письмо было впервые изобретено в Шумере или Древнем Египте и первоначально использовалось для бухгалтерского учета. Вскоре после этого мифы стали записывать письменно. Первые религиозные тексты знаменуют начало религиозной истории. Тексты пирамид из древнего Египта - один из старейших известных религиозных текстов в мире, датируемый 2400–2300 гг. До н. Э. Письмо сыграло важную роль в поддержании и распространении организованной религии. В дописьменных обществах религиозные идеи основывались на устной традиции, содержание которой было сформулировано шаманами и оставалось ограниченным коллективной памятью жителей общества. С появлением письменности информацию, которую было нелегко запомнить, можно было легко хранить в священных текстах, которые поддерживались избранной группой (духовенством). Люди могут хранить и обрабатывать большие объемы информации с помощью письма, о котором иначе бы забыли. Таким образом, письмо позволило религиям разработать последовательные и всеобъемлющие доктринальные системы, которые оставались независимыми от времени и места. Письмо также внесло некоторую объективность в человеческое знание. Формулирование мыслей словами и требование подтверждения сделали возможным взаимный обмен идеями и отсеивание общепринятых идей от неприемлемых. Общеприемлемые идеи превратились в объективное знание, отражающее непрерывно развивающуюся структуру человеческого осознания реальности, которую Карл Поппер называет «правдоподобием» - этап на пути человека к истине.

См. Также
Ссылки
Библиография
  • Паскаль Бойер, «Разъяснение религии: эволюционное происхождение религиозной мысли», Нью-Йорк: Basic Books, 2001.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-19 09:17:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте