Эрнест Александр Ансерме (произносится: ; 11 ноября 1883 - 20 февраля 1969) был швейцарским дирижером.
Ансерме родился в Веве, Швейцария. Первоначально он был профессором математики, преподавал в университете Лозанны. Он начал дирижировать в Казино в Монтрё в 1912 году, а с 1915 по 1923 год был дирижером труппы Дягилева «Русские балеты ». Путешествуя для этого во Франции, он встретил Клода Дебюсси и Мориса Равеля и посоветовался с ними по поводу исполнения их произведений. Во время Первой мировой войны он познакомился с Игорем Стравинским, который был сослан в Швейцарию, и с этой встречи началось жизненное увлечение дирижера русской музыкой.
В 1918 году Ансерме основал свой собственный оркестр, Orchester de la Suisse Romande (OSR). Он много гастролировал по Европе и Америке и прославился точным исполнением сложной современной музыки, сделав первые записи таких произведений, как «Каприччио» Стравинского с композитором в качестве солиста. Ансерме был одним из первых в области классической музыки, который серьезно отнесся к джазу, и в 1919 году он написал статью, восхваляющую Сидни Беше.
После Второй мировой войны, Ансермет и его оркестр добились международного признания благодаря долгосрочному контракту с Decca Records. С того времени и до самой смерти он записал большую часть своего репертуара, часто два или три раза. Его интерпретации были широко признаны превосходно ясными и авторитетными, хотя оркестровая игра не всегда соответствовала самым высоким международным стандартам, и они заметно отличались от интерпретаций других известных специалистов 20-го века, в частности Пьера Монтё и самого Стравинского.. Ансерме не одобрял практику Стравинского пересматривать свои произведения и всегда играл оригинальные версии. Хотя он известен тем, что исполнял большую часть современной музыки других композиторов, таких как Артур Онеггер и Фрэнк Мартин, он полностью избегал музыки Арнольда Шенберга и его соратников, даже критикуя Стравинского, когда он начал использовать в своих произведениях технику двенадцати тонов. В книге Ансерме «Les fondements de la musique dans la socience Humaine» (1961) он пытался доказать, используя гуссерлианскую феноменологию и частично свои собственные математические исследования, что идиома Шенберга была ложной и иррационально. Он назвал это «еврейской идеей» и продолжил, сказав, что «еврей - это я, который говорит так, как будто он есть я», что еврей «страдает от вдвойне искаженных мыслей», что делает его «подходящим для обращения с деньги »и резюмирует утверждение, что« историческое творчество западной музыки »развивалось бы так же хорошо« без еврея ». Репутация Ансермета пострадала после войны из-за его сотрудничества с нацистами, и он был бойкотирован в новом государстве Израиль.
В мае 1954 года Decca записал Ансермет и его оркестр в первый в Европе рекламный ролик стереофонические записи. Они продолжили записывать первое стереоспектакль полного Щелкунчика Чайковского на LP (Артур Родзинский уже записал стерео-перформанс на магнитную ленту, но он был выпущен на LP только в моно). Ансерме также проводил ранние стереозаписи «Ноктюрнов» Дебюсси и Прелюдия к жизни. Часть его записи «Весны священной», дополненная репетиционной записью, недоступной где-либо еще, была использована Decca на демонстрационном стереозвуке компании 1957 года «Путешествие в стереозвук». Отличительная черта репетиционной последовательности - четкий и методичный подсчет ударов дирижером. В последние годы своей жизни он и его ансамбль записали произведения Гайдна, Бетховена и Брамса.
. Его последней записью, Жар-птицы Стравинского, была сделанное в Лондоне с оркестром Новой филармонии в 1968 году, которое включало запись репетиций, выпущенную в память о нем. Другая поздняя запись Decca, также выпущенная как мемориальный альбом, была сделана с L'Orchestre de la Suisse Romande и была посвящена Симфонии № 3 Альберика Магнара и Эдуара Лало Скерцо для оркестра.
Ансерме написал несколько фортепианных пьес и сочинений для оркестра, в том числе симфоническую поэму «Feuilles de Printemps» («Листья весны»). Он также организовал «Шесть эпиграфов антиквариата» Дебюсси в 1939 году.
Он умер 20 февраля 1969 года в Женеве в возрасте 85 лет.
![]() | На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Эрнестом Ансерметом. |