Каприччио для фортепиано с оркестром (французский : «Capriccio pour piano et orchester») был написан Игорь Стравинский в Ницце между 1926 и 1929 гг. Партитура была пересмотрена в 1949 году.
Стравинский сконструировал Каприччио как виртуозное средство передвижения, которое позволит ему зарабатывать на жизнь игрой на фортепиано. Каприччио вместе с Концертом для фортепиано и духовых инструментов входили в каталог произведений, приносящих доход, которые Стравинский составил, чтобы поддержать себя после бегства от русской революции, чтобы жить в Западной Европе.
Движение Allegro capriccioso, ставшее финалом был начат сначала в Ницце на Рождество 1928 года и предоставил музыкальный материал, из которого выросли другие движения. За ней последовала вторая часть, завершенная в Эчарвинесе 13 сентября 1929 года, а затем - вступительная часть «Престо». Оркестровка первой части была завершена 26 октября, а последняя часть - 9 ноября 1929 года (White 1979, 355–56).
Премьера состоялась в зале Плейель, Париж, 6 декабря 1929 года, с Парижским симфоническим оркестром под управлением Эрнеста Ансерме (основателя оркестра в тот зимний сезон) с участием композитора за фортепиано (White 1979, 94, 359). В следующем году Стравинский сделал коммерческую запись своей работы в качестве солиста с оркестром Straram Orchestra под управлением Эрнеста Ансерме (Гамильтон 1971, 172). Начиная с 1930-х годов, сын Стравинского Сулима часто выступал в качестве солиста, чаще всего под дирижированием отца (Johnston 1971, 15).
В 1949 году Стравинский исправил ряд опечаток и пропусков в партитуре, и эта версия была опубликована в 1952 году. К сожалению, в этом новом издании было добавлено несколько новых ошибок, наиболее важной из которых было изменение отметка темпа на репетиции номер 14 от первоначального пунктирного дрожания = 88 до 80, что противоречит спецификации, согласно которой полукваверы остаются прежними (White 1979, 359).
Среди других влияний на Каприччио Стравинский имел в виду Карла Марию фон Вебера, которого он описал как «принца музыки» (Fortner 1971, 30).
Играются три движения attacca (без перерыва), и их выполнение занимает чуть менее двадцати минут.
Каприччио написано для фортепиано соло, пар деревянных духовых инструментов (флейты, удваивающие пикколо, гобои, кларнеты, удваивающие кларнет пикколо и фаготы), английский рожок, четыре рожка, три тромбона, туба, струнные и литавры.
Помимо фортепиано соло, есть группа солистов-концертино, состоящая из первого скрипача, первого альтиста, первого виолончелиста и первого басиста.
Впервые партитура была использована в качестве балетной, когда Леонид Мясин поставил ее в 1947 году для Театра Ла Скала в Милане. Декором для этого спектакля был Никола Бенуа. Вторая постановка была создана в 1957 году с хореографией, декором и костюмами Алана Картера (Белый 1979, 359). Первоначальная версия Каприччио 1929 года была использована Джорджем Баланчином в качестве партитуры для раздела «Рубины » своего полнометражного балета 1967 года Драгоценности (Анон. 1998–2011).