Дональд Винникотт

редактировать

Дональд Винникотт. FRCP
Дональд Винникотт.jpg
РодилсяДональд Вудс Винникотт. (1896-04- 07) 7 апреля 1896 г.. Плимут, Девон, Англия
Умер25 января 1971 (1971-01-25) (74 года). Лондон, Англия
Alma mater
Профессия
Известен по
Супруг (а)
Родитель (и)Элизабет Марта Вудс (мать) Сэр Джон Фредерик Винникотт (отец)
Винникотт voice из программы BBC Archive on Four, 4 мая 2013 г.

Дональд Вудс Винникотт FRCP (7 апреля 1896 г. - 25 января 1971 г.) был англичанином педиатр и психоаналитик, особенно влиятельные в области теории объектных отношений и психологии развития. Он был ведущим членом Британской независимой группы Британского психоаналитического общества, дважды президентом Британского психоаналитического общества (1956–1959 и 1965–1968)., и близкий соратник Мэрион Милнер.

Винникотт наиболее известен своими идеями об истинном я и ложном я, «достаточно хорошем» родителе и заимствованном от его второй жены, Клэр Винникотт, возможно, его главного профессионального сотрудника, понятие переходного объекта. Он написал несколько книг, в том числе «Игра и реальность», и более 200 статей.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и образование
  • 2 Карьера
  • 3 Концепция удержания
  • 4 Антисоциальная тенденция
  • 5 Игра и ощущение реальности
  • 6 Истинное «я» и ложное «я»
    • 6.1 Истинное «я»
    • 6.2 Ложное «я»
  • 7 Винникотт о Карле Юнге
  • 8 Критика и влияние
  • 9 Библиография
    • 9.1 Посмертно
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Дополнительная литература
  • 14 Внешние ссылки
Ранняя жизнь и образование

Винникотт родился 7 Апрель 1896 года в Плимуте, Девон Элизабет Марте (Вудс) Винникотт и ее мужу сэру Джону Фредерику Винникотту. Сэр Джон Фредерик Винникотт был купцом, который был посвящен в рыцари в 1924 году после того, как дважды проработал мэром Плимута.

Семья была зажиточной и якобы счастливой, но за внешним видом Винникотт считал себя угнетенным матерью, которая ухаживала за ним. к депрессии, а также двумя его сестрами и няней. В конце концов он говорил о «своем собственном опыте раннего детства, когда пытался зарабатывать« на жизнь », сохраняя жизнь своей матери». На его отца повлияло влияние предприимчивого вольнодумца, поощрявшего творчество сына. Винникотт описывал себя как обеспокоенного подростка, реагирующего на собственную сдерживающую «доброту», приобретенную в попытках смягчить мрачное настроение своей матери. Эти семена самосознания стали основой его интереса к работе с проблемными молодыми людьми.

Он впервые подумал об изучении медицины в The Leys School, школе-интернате в Кембридже, после того, как сломал ключицу и записал в своем дневнике, что хотел бы лечить себя. Он начал доклинические исследования в области биологии, физиологии и анатомии в колледже Иисуса, Кембридж в 1914 году, но с началом Первой мировой войны его исследования были прерваны, когда он получил медицинский стажер во временной больнице в Кембридже. В 1917 году он поступил на службу в Королевский флот в качестве медицинского офицера на эсминце HMS Lucifer.

Окончив Кембридж со степенью третьего класса, он начал учиться. получил степень магистра клинической медицины в Медицинском колледже Больницы Святого Варфоломея в Лондоне. За это время он научился у своего наставника искусству внимательно слушать, собирая истории болезни пациентов, навык, который он позже определил как основополагающий для своей практики как психоаналитика.

Карьера

Винникотт закончил медицинское образование в 1920 году и в 1923 году, в том же году, когда он женился на художнице Элис Бакстон Винникотт (урожденная Тейлор). Она была гончаркой, и они поженились 7 июля 1923 года в церкви Святой Марии, Френшем. У Алисы были «серьезные психологические трудности», и Винникотт организовал для нее и свою собственную терапию преодоление трудностей, создаваемых этим состоянием. Он получил должность врача в детской больнице Паддингтон-Грин в Лондоне, где ему предстояло проработать 40 лет педиатром и детским психоаналитиком. В 1923 году он начал десятилетний психоанализ с Джеймсом Стрейчи, а в 1927 году он начал подготовку в качестве кандидата на аналитику. Стрейчи обсуждал случай Винникотта со своей женой Аликс Стрейчи, по-видимому, сообщая, что на сексуальную жизнь Винникотта повлияли его тревоги. Второй анализ Винникотта, начатый в 1936 году, был связан с Джоан Ривьер.

Винникотт стал известным психоаналитиком, так же как последователи Анны Фрейд вступили в конфликт с последователями Мелани Кляйн за право называться Зигмунда Фрейда «истинными интеллектуальными наследниками». Из спорных дискуссий во время Второй мировой войны был достигнут компромисс с тремя более или менее дружественными группами внутри психоаналитического движения: «фрейдистами», «кляйнианцами», и «Средняя группа» Британского психоаналитического общества (последнее называется «Независимая группа» ), к которой принадлежал Винникотт вместе с Рональдом Фэйрбэрном, Майкл Балинт, Масуд Хан, Джон Боулби, Мэрион Милнер и Маргарет Литтл.

Дом Винникоттов - Честер-сквер (Белгравия) 1951–1971

Во время Второй мировой войны Винникотт работал педиатром-консультантом в программе детской эвакуации. Во время войны он встречался и работал с Клэр Бриттон, психиатрическим социальным работником, которая стала его коллегой по лечению детей, вынужденных покинуть свои дома в результате военной эвакуации. Винникотт читал лекции после войны, и Джанет Куигли и Иса Бензи из BBC попросили его провести более шестидесяти выступлений по радио в период с 1943 по 1966 год. Его первая серия выступлений в 1943 году была под названием «Счастливые дети». В результате успеха этих переговоров Куигли предложил ему полный контроль над содержанием его бесед, но вскоре это стало более консультативным, поскольку Куигли посоветовал ему правильный тон.

После войны он также принимал пациентов в его частной практике. Среди современников, испытавших влияние Винникотта, был Р. Д. Лэнг, который написал Винникотту в 1958 г., признавая его помощь.

Винникотт развелся со своей первой женой в 1949 году и женился на Клэр Бриттон (1907–1984) в 1951 году. Она внимательно наблюдала за детьми в качестве социального работника и психоаналитик. оказали важное влияние на развитие его теорий и, вероятно, послужили повивальной бабкой для его плодовитых публикаций после их знакомства.

За исключением одной книги, опубликованной в 1931 году (Клинические заметки о расстройствах детства), все книги Винникотта были опубликованы после 1944 года, в том числе «Обычная преданная мать и ее ребенок» (1949), «Ребенок и семья» (1957), «Игра и реальность» (1971) и «Удержание и интерпретация: фрагмент анализа» (1986).

Винникотт умер 25 января 1971 года после последнего из серии сердечных приступов и был кремирован в Лондоне. Клэр Винникотт руководила посмертной публикацией нескольких его работ.

Концепция холдинга

Педиатрическая работа Винникотта с детьми и их матерями привела к развитию его влиятельной концепции относительно «холдинговой среды». Винникотт утверждал, что «основы здоровья закладываются обычной матерью в ее обычной заботливой заботе о собственном ребенке», центральным элементом которого является внимательное отношение матери к своему ребенку.

Винникотт считал, что «материнская техника удержания, купания, кормления - все, что она делала для ребенка, складывается в первое представление ребенка о матери», а также способствует развитию способности переживать тело как место, где безопасно жить. Экстраполируя концепцию удержания от матери к семье и внешнему миру, Винникотт видел ключом к здоровому развитию «продолжение надежного удержания с точки зрения постоянно расширяющегося круга семейной, школьной и общественной жизни».

Винникотт сыграл важную роль в рассмотрении работы психотерапевта как предложения альтернативной удерживающей среды, основанной на связи матери и ребенка. Винникотт писал: «Правильная и своевременная интерпретация в аналитическом лечении дает ощущение того, что вас удерживают физически, что более реально... чем если бы имело место реальное удержание или уход. Понимание идет глубже ».

Его теоретические труды подчеркивали сочувствие, воображение и, по словам философа Марты Нуссбаум, который был сторонником своей работы, «в высшей степени специфических сделок, составляющих любовь между двумя несовершенными людьми».

Антисоциальная тенденция

С концепцией владения связано то, что Винникотт называл антисоциальную тенденцию, то, что он утверждал, «может быть обнаружено у нормального человека, у невротика или психотика». ребенок-преступник, подумал Винникотт, искал чувство защищенности, которого не хватало в их семье происхождения от общества в целом. Он рассматривал антисоциальное поведение как крик о помощи, подпитываемый чувством утраты целостности, когда семейная поддерживающая среда была неадекватной или разорванной.

Игра и чувство реальности

Одно из Элементы, которые, как считал Винникотт, могли быть потеряны в детстве, были тем, что он называл чувством бытия - для него первичным элементом, от которого чувство действия является лишь производной. Способность к существованию - способность чувствовать себя по-настоящему живым внутри, которую Винникотт считал необходимой для поддержания истинного «я», - по его мнению, воспитывалась практикой детской игры.

. В отличие от ортодоксального психоанализа, делающего упор на понимание бессознательных процессов, Винникотт считал, что игра является ключом к эмоциональному и психологическому благополучию. Вполне вероятно, что он впервые пришел к этому выводу из своего сотрудничества в военное время с социальным работником-психиатром Клэр Бриттон (позже психоаналитиком и его второй женой), которая в 1945 году опубликовала статью о важности игры. для детей. Под «игрой» он имел в виду не только способы, которыми играют дети всех возрастов, но и то, как взрослые «играют», занимаясь искусством или занимаясь спортом, хобби, юмором, содержательным разговором и так далее. В любом возрасте он считал игру решающей для развития подлинной самости, потому что, когда люди играют, они чувствуют себя настоящими, спонтанными и живыми и очень заинтересованы в том, что они делают. Он считал, что понимание в психоанализе полезно, когда оно приходит к пациенту как игровой опыт творческого, подлинного открытия; опасно, когда пациентов заставляют подчиняться авторитетным интерпретациям своего аналитика, таким образом потенциально просто усиливая ложное «я» пациента. Винникотт считал, что только в игре люди являются полностью самими собой, поэтому из этого следовало, что для того, чтобы психоанализ был эффективным, он должен служить способом игры.

Двумя техниками, с помощью которых Винникотт использовал игру в своей работе с детьми, были игра в закорючки и игра лопатка. Первый заключался в том, что Винникотт рисовал фигуру, чтобы ребенок мог играть с ней и вытягивать ее (или наоборот) - практика, расширенная его последователями до использования частичных интерпретаций в качестве «волнистости» для пациента.

Во втором, более известном случае, Винникотт поместил лопатку (средство для депрессии языка) в пределах досягаемости ребенка, чтобы он мог играть. Винникотт считал, что «если он обычный ребенок, он заметит привлекательный объект... и потянется к нему... [затем] через некоторое время он обнаружит, что он хочет с ним делать. ". Из первоначального колебания ребенка при использовании шпателя Винникотт вывел свое представление о необходимом «периоде колебаний» в детстве (или анализе), который делает возможной истинную связь с игрушкой, интерпретацией или объектом, предъявляемым для переноса..

Многие из работ Винникотта демонстрируют его попытки понять, что помогает людям играть, а с другой стороны, что мешает некоторым людям играть. Младенцы могут быть игривыми, когда о них заботятся люди, которые тепло и игриво отзываются о них, как мать, которая улыбается и говорит: «Пик-а-бу!» когда она видит, как ее ребенок игриво выглядывает из-за его рук. Если мать никогда не отвечала игриво, рано или поздно ребенок перестанет пытаться вызвать у нее игру. Действительно, Винникотт пришел к выводу, что «Игра происходит в потенциальном пространстве между младенцем и фигурой матери... [T] Начало игры связано с жизненным опытом ребенка, который начал доверять матери. фигура ". «Потенциальное пространство» было термином Винникотта для обозначения привлекательного и безопасного межличностного поля, в котором можно спонтанно играть, но в то же время быть связанным с другими (опять же, концепция, которая была экстраполирована на практику анализа).

Игра также может быть замечена в использовании переходного объекта, термина Винникотта для объекта, такого как плюшевый мишка, который для маленького ребенка имеет свойство быть одновременно настоящим и вымышленным. в то же время. Винникотт отметил, что никто не требует, чтобы малыш объяснил, является ли его Бинки «настоящим медведем» или созданием собственного воображения ребенка, и продолжил утверждать, что очень важно, чтобы ребенок мог воспринимать Бинки как находящуюся в неопределенный, «переходный» статус между воображением ребенка и реальным миром вне ребенка. Для Винникотта один из самых важных и рискованных этапов развития приходился на первые три года жизни, когда младенец превращался в ребенка с все более обособленным чувством себя по отношению к большему миру других людей. В здоровом состоянии ребенок учится использовать свое спонтанное, настоящее «я» в игре с другими; при ложном расстройстве себя ребенок считает, что это небезопасно или невозможно, и вместо этого чувствует себя вынужденным скрывать истинное «я» от других людей и вместо этого притворяться тем, кем они хотят. Игра с переходным объектом может быть важным ранним мостом между собой и другим, который помогает ребенку развить способность быть искренним в отношениях и творческим.

Игра за Винникотта в конечном итоге продлилась с самого раннего детства. опыта к тому, что он называл «абстракциями политики, экономики, философии и культуры... этой« третьей области », той культурного опыта, который является производным от игры».

Истинное Я и ложное Я

Винникотт писал, что «такое слово, как« я »... знает больше, чем мы». Он имел в виду, что, хотя философские и психоаналитические идеи о себе могут быть очень сложными и загадочными, с большим количеством специализированного жаргона, обычное слово «я» с его диапазоном традиционных значений имеет прагматическую пользу. Например, если другие психоаналитики использовали фрейдистскую терминологию эго и id для описания различных функций психологии человека, Винникотт иногда использовал «я» для обозначения как для. Для Винникотта личность - очень важная часть психического и эмоционального благополучия, которая играет жизненно важную роль в творчестве. Он думал, что люди рождаются без четко развитого «я» и должны «искать» подлинное чувство себя по мере роста. «Для Винникотта ощущение реального, соприкосновения с другими, со своим телом и его процессами было необходимо для жизни».

Истинное Я

«Только истинное Я может быть творческим, и только истинное я может чувствовать себя настоящим ». Для Винникотта Истинное Я - это ощущение того, что вы живы и реальны в своем разуме и теле, испытывая чувства, которые являются спонтанными и необязательными. Этот опыт жизнеспособности позволяет людям быть искренне близкими к другим и проявлять творческий подход.

Винникотт считал, что «Истинное Я» начинает развиваться в младенчестве, в отношениях между ребенком и его основным опекуном (Винникотт обычно называет этого человека «матерью»). Один из способов, с помощью которого мать помогает ребенку развить подлинное Я, - это приветливо и обнадеживающе реагировать на спонтанные чувства, выражения и инициативы ребенка. Таким образом, ребенок развивает уверенность в том, что ничего плохого не происходит, когда он выражает то, что он чувствует, поэтому ее чувства не кажутся ей опасными или проблематичными, и ей не нужно уделять чрезмерное внимание, чтобы контролировать их или избегать их. У нее также появляется ощущение того, что она реальна, что она существует, и ее чувства и действия имеют значение.

Винникотт считал, что одним из препятствий на пути развития ребенка является риск получить травму из-за необходимости слишком рано осознавать, насколько она маленькая и беспомощная. Ребенок, который слишком осведомлен об опасностях реального мира, будет слишком озабочен, чтобы учиться оптимально. Достаточно хороший родитель достаточно настроен и отзывчив, чтобы защитить ребенка иллюзией всемогущества или всемогущества. Например, ухоженный ребенок обычно не чувствует голода очень долго, прежде чем его накормит. Винникотт думал, что быстрая реакция родителей на кормление ребенка дает ребенку ощущение, что всякий раз, когда он голоден, еда появляется как по волшебству, как если бы сам ребенок заставлял пищу появляться, просто будучи голоден. Винникотт подумал, что ощущение этой силы позволяет ребенку чувствовать себя уверенно, спокойно и любопытно, а также может учиться, не вкладывая много энергии в защиту.

Ложное «я»

У Винникотта. в письменной форме «Ложное Я» - это защита, своего рода маска поведения, которая соответствует ожиданиям других. Винникотт считал, что в отношении здоровья Ложное Я - это то, что позволяет демонстрировать «вежливое и воспитанное отношение» на публике.

Но он видел более серьезные эмоциональные проблемы у пациентов, которые казались неспособными чувствовать себя спонтанными, живыми или реальными для себя где-либо, в какой-либо части своей жизни, но сумели успешно «показать себя реальными». Такие пациенты внутренне страдали от ощущения себя пустыми, мертвыми или «фальшивыми».

Винникотт считал, что этот более крайний вид Ложного Я начал развиваться в младенчестве, как защита от окружающей среды, которая казалась небезопасной или подавляющей. из-за отсутствия разумно настроенного ухода. Он считал, что родителям не нужно быть идеально настроенными, а просто «обычно преданными» или «достаточно хорошими», чтобы защитить ребенка от частых переживаний ужасных крайностей дискомфорта и стресса, эмоционального или физического. Но младенцы, которым не хватает такой внешней защиты, подумал Винникотт, должны стараться изо всех сил, используя свою грубую защиту.

Одной из основных защит, к которой, по мнению Винникотта, мог прибегнуть ребенок, было то, что он называл «уступчивостью», или поведение, мотивированное желанием доставить удовольствие другим, а не спонтанным выражением собственных чувств и идей. Например, если лицо, осуществляющее уход за ребенком, находилось в тяжелой депрессии, ребенок с тревогой почувствовал отсутствие реакции, не смог бы наслаждаться иллюзией всемогущества и вместо этого мог бы сосредоточить свою энергию и внимание на поиске способов получить положительный ответ от окружающих. отвлеченный и несчастный опекун, будучи «хорошим ребенком». «Ложное Я» - это защита постоянного стремления предвосхищать требования других и подчиняться им, как способ защиты «Истинного Я» от мира, который считается небезопасным.

Винникотт считал, что «Ложное Я» развивалось в процессе интроекции (концепция, разработанная Фрейдом на раннем этапе) или интернализации собственного опыта других. Вместо того, чтобы основывать свою личность на собственных ненасильственных чувствах, мыслях и инициативах, человек с расстройством «ложного Я» по сути имитировал бы и усваивал поведение других людей - режим, в котором он мог бы внешне казаться «таким же, как» его мать, отец, брат, медсестра или кто-либо другой, кто властвовал в его мире, но внутри он чувствовал бы себя скучным, пустым, мертвым или «фальшивым». Винникотт видел в этом бессознательный процесс: не только другие, но и сам человек ошибочно принимают свое Ложное Я за свою настоящую личность. Но даже при видимости успеха и социальных достижений он чувствовал бы себя нереальным и не чувствовал бы себя действительно живым или счастливым.

Разделение Истинного и Ложного Я примерно происходит из представления Фрейда (1923) о Супер-Эго, которое заставляет Эго изменять и подавлять либидинозные импульсы Ид, что, возможно, ведет к чрезмерному подавлению, но, безусловно, изменяет способ окружения. восприняли и отреагировали. Однако это не близкое уравнение, поскольку Ид, Эго и Суперэго - сложные и динамичные взаимосвязанные системы, которые не вписываются в такую ​​дихотомию. Эта теория больше напоминает упрощенные представления Карла Роджера о реальном и идеальном я. Согласно Винникотту, у каждого человека степень разделения между Истинным и Ложным Я может быть помещена в континуум между здоровым и патологическим. Истинное Я, которое в состоянии здоровья дает человеку ощущение того, что он живой, настоящий и творческий, всегда будет частично или полностью скрыто; Ложное Я - это податливая адаптация к окружающей среде, но в состоянии здоровья она не доминирует во внутренней жизни человека и не мешает ему испытывать спонтанные чувства, даже если он решает не выражать их. Здоровое Ложное Я чувствует, что все еще остается верным Истинному Я. Он может соответствовать ожиданиям, но не чувствовать, что он предал свое «Истинное Я».

Винникотт о Карле Юнге

Оценка Винникоттом другого великого пионера психоанализа, Карла Юнга, появилась, когда он опубликовал обширный обзор частично автобиографической работы Юнга, Воспоминания, мечты, размышления. В нем Винникотт сосредотачивается на первых трех главах работы, которые:

должен прочитать каждый психоаналитик, и в особенности на первой главе «Первые годы». Винникотт

Он обсуждает очевидные ранние переживания Юнга психотического заболевания примерно в возрасте четырех лет, исходя из его собственных теоретических рамок. Он продолжает комментировать отношения между Фрейдом и Юнгом. Он также обсуждает юнгианское «бессознательное» и концепцию Юнга «я».

Критика и влияние

Теоретическая неуловимость Винникотта была связана с его попытками изменить Кляйниан взглядов. И все же, хотя с точки зрения Кляйниана, его отказ от концепций зависти и влечения к смерти был упорным отступлением от суровых реалий, которые она обнаружила в младенческой жизни, его также обвиняли о том, что она слишком близка к Кляйн, разделяет ее регрессивный сдвиг фокуса с Эдипова комплекса на доэдипов.

Психоаналитик Ян Абрам, бывший директор Squiggle Фонд, предназначенный для продвижения работы Винникотта, которого, следовательно, можно назвать сторонником, предложил последовательную интерпретацию исключения теорий Винникотта из многих основных психоаналитических тренингов. Его взгляд на окружающую среду и использование доступного повседневного языка, обращаясь к родительскому сообществу, а не только к кляйнианскому психоаналитическому сообществу, может частично объяснить дистанцирование и сделать его своего рода «нишевым».

Винникотт также имеет был обвинен в отождествлении себя в своей теоретической позиции с идеализированной матерью в традициях матери (Мадонны) и ребенка. С этим связано его преуменьшение важности эротики в его творчестве, а также романтизм Вордсворта его культа детской игры (еще более преувеличенный у некоторых его последователей)

. теории истинного / ложного «я», возможно, находились под чрезмерным влиянием его собственного детского опыта ухода за подавленной матерью, что привело к развитию преждевременно зрелого «я», которое он смог только впоследствии разрушить.

Тем не менее Винникотт остается одним из немногих аналитиков двадцатого века, которых по росту, широте, мелкости наблюдений и теоретической плодовитости вполне можно сравнить с Зигмундом Фрейдом.

Наряду с Жаком Деррида, Винникотт является фундаментальным ресурсом для философа Бернарда Стиглера Что делает жизнь достойной жизни: по фармакологии (2010).

Библиография
  • Клинические заметки о расстройствах детства (Лондон: Heinemann, 1931)
  • C. Бриттон и Д. В. Винникотт, "Проблема бездомных детей". Новая эра в доме и школе. 25, 1944, 155-161
  • Знакомство с ребенком (Лондон: Хайнеманн, 1945)
  • Ребенок и семья (Лондон: Тависток, 1957)
  • Ребенок и внешний мир (Лондон: Тависток, 1957)
  • Сборник статей: через педиатрию к психоанализу (Лондон: Тависток, 1958)
  • Обзор: Воспоминания, мечты, Размышления: Автор К. Дж. Юнг (Лондон: Коллинз и Рутледж, 1963). Дональд В. Винникотт. DOI: 10.1093 / med: psycho / 9780190271398.003.0016
  • Ребенок, семья и внешний мир (Лондон: Pelican Books, 1964)
  • Семья и личность Развитие (Лондон: Тависток, 1965)
  • Процессы созревания и благоприятная среда: исследования по теории эмоционального развития (Лондон: Hogarth Press, 1965)
  • Игра и Реальность (Лондон: Тависток, 1971)
  • Терапевтическая консультация в детской психиатрии (Лондон: Hogarth Press, 1971)
  • Пигль: отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки (Лондон: Хогарт) Press, 1971) ISBN 0-140-1466-79

Посмертно

См. Также
  • Портал биографии
  • icon Портал психиатрии
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Адам Филлипс, Винникотт (Harvard University Press, 1988)
  • Майкл Джейкобс, DW Winnicott (Sage Publications, 1995) ISBN 978-0803985964
  • Майкл Эйген, «Электрифицированный канат» (Karnac Books, 2004)
  • Майкл Эйген, «Пламя бессознательного: травма, безумие и вера», главы 2 и Три (Karnac Books, 2009)
  • Майкл Эйген, «Вера», главы третья и четвертая (Karnac Books, 2014)
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-17 12:41:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте