Цивилизирующая миссия

редактировать
предполагаемое обоснование или оправдание европейского колониализма

цивилизационная миссия (Испанский : misión civilizadora; португальский : Missão civilizadora; французский : Mission civilisatrice) - политическое обоснование военного вмешательства и колонизации с целью облегчить модернизацию и вестернизацию коренных народов, особенно в период с 15 по 20 века. Как принцип европейской культуры, этот термин наиболее активно использовался для оправдания французского колониализма в конце 15-го - середине 20-го веков.

Цивилизирующая миссия была культурным оправданием колониальной эксплуатации Французского Алжира, Французской Западной Африки, Французского Индокитая, Португальская Ангола и Португальская Гвинея, Португальский Мозамбик и Португальский Тимор, среди других колоний. Более того, цивилизаторская миссия также была популярным оправданием колониализма Великобритании, Германии и США. Западноевропейские колониальные державы утверждали, что как христианские народы они обязаны распространять западную цивилизацию в том, что европейцы воспринимали как языческие и примитивные культуры Восточного мира. Помимо экономической эксплуатации и навязывания империалистического правительства, идеология цивилизационной миссии требовала культурной ассимиляции «первобытных народов», как других небелых, в колониальные subaltern Восточной Европы.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 По штатам
    • 2.1 Британский колониализм
    • 2.2 Голландский колониализм
    • 2.3 Колониализм США
    • 2.4 Португальский колониализм
      • 2.4.1 Колониальная Бразилия
    • 2.5 Чили
  • 3 См. Также
  • 4 Источники
  • 5 Ссылки
Истоки

цивилизационная миссия возникла в христианском богословии Средневековья, когда европейские теологи применили метафору человеческого развития для искажения социальных изменений как закона природы. В восемнадцатом веке европейцы рассматривали историю как линейный, неизбежный и непрерывный процесс социокультурной эволюции, возглавляемой капиталистической Западной Европой. С редукционистской культурной точки зрения Западной Европы, колонизаторы рассматривали неевропейцев как «отсталые нации», как людей, по сути своей неспособных к социально-экономическому прогрессу. Во Франции философ маркиз де Кондорсе формально постулировал существование европейского «священного долга» - помогать неевропейским народам, «которые, чтобы цивилизоваться, ждут только того, чтобы получить от нас средства, чтобы найти братьев среди европейцев., и стать их друзьями и учениками ».

Теория модернизации - прогрессивный переход от традиционного, досовременного общества к современному индустриальному обществу - предполагала, что экономическое саморазвитие неевропейского народа несовместимо с сохранением своей культуры (нравов, традиций, обычаев). Этот разрыв со своей старой культурой является предпосылкой для социально-экономического прогресса посредством практических революций в социальных, культурных и религиозных институтах, которые изменят их коллективную психологию и ментальные установки, философию и образ жизни или исчезнут. Поэтому критика развития рассматривает экономическое развитие как продолжение цивилизационной миссии. Стать цивилизованным неизменно означает «стать более похожим на нас», поэтому «цивилизовать народ» означает, что каждое общество должно стать капиталистическим обществом потребления, отказавшись от своей родной культуры, чтобы стать вестернизированным.

По государству

Британский колониализм

Хотя британцы не изобрели этот термин, понятие «цивилизационная миссия» было не менее важно для них, чтобы оправдать колониализм. Оно использовалось для легитимации британцев. господствовать над колонизированными, особенно когда колониальное предприятие было не очень прибыльным.

Идея о том, что англичане несли цивилизацию в «нецивилизованные» районы мира, хорошо выражена в Редьярде Киплинге стихотворение «Бремя белого человека

Голландский колониализм

Колониализм США

Также будет принята концепция «цивилизационной миссии» Соединенными Штатами в эпоху Нового Империализма в конце 19 - начале 20 веков.

S проекты помощи включают аннексию Филиппин США в период после испано-американской войны в 1898 году. Администрация Мак-Кинли заявляет, что позиция Соединенных Штатов в пределах Филиппин должен был «наблюдать за установлением гражданского правительства» по образцу Соединенных Штатов. Это будет сделано путем принятия цивилизационного процесса, который повлечет за собой «медицинскую реформу» среди других социально-экономических реформ, в ходе которых американские работники здравоохранения поставят перед собой задачу обучать местных филиппинцев «правильным приемам тела». Другие «радикальные реформы и амбициозные проекты общественных работ» будут включать внедрение системы бесплатных государственных школ.

Аналогичная колониальная «цивилизационная» тактика была также включена в американскую колонизацию Пуэрто-Рико в 1900. Это будет включать обширную реформу, такую ​​как легализация развода в 1902 году, в попытке привить американские социальные нравы населению острова с целью «узаконить зарождающийся колониальный порядок».

Предполагаемые выгоды для колонизированной нации включали: «более широкую эксплуатацию природных ресурсов, увеличение производства материальных благ, повышение уровня жизни, увеличение прибыльности рынка и социально-политическую стабильность».

Однако оккупация Гаити США в 1915 году также показала бы более темную сторону американской «цивилизационной миссии». Историк Мэри Ренда утверждала, что оккупация Гаити Соединенными Штатами была исключительно «в целях экономической эксплуатации и стратегического преимущества», а не для обеспечения Гаити «защиты, образования и экономической поддержки».

португальский колониализм

После консолидации своей территории в 13 веке в результате Реконкисты из мусульманских государств Западной Иберии, Королевство Португалии начали расширяться за границу. В 1415 году ислам Сеута был оккупирован португальцами во время правления Иоанна I Португальского. Расширение Португалии в Северной Африке было началом более крупного процесса, в конечном итоге известного как португальское зарубежное расширение, в рамках которого цели Королевства включали распространение христианства в Мусульманские земли и стремление знати к эпическим актам войны и завоеваний при поддержке Папы.

По мере того, как португальцы распространяли свое влияние на побережье до Мавритания, Сенегамбия (к 1445 году) и Гвинея, они создали торговые посты. Вместо того чтобы стать прямыми конкурентами мусульманских купцов, они использовали расширяющиеся рыночные возможности в Европе и для увеличения торговли в Сахаре. Кроме того, португальские купцы получили доступ во внутренние районы Африки через реки Сенегал и Гамбия, которые пересекали давние транссахарские маршруты. Португальцы привезли медную посуду, ткань, инструменты, вино и лошадей. Вскоре товарные товары также включали оружие и боеприпасы. Взамен португальцы получали золото (вывезенное с рудников месторождений Акан ), перец (торговля, которая длилась до Васко да Гама до Индии. в 1498 г.) и слоновая кость. Только когда они достигли побережья Конго в 1480-х годах, они вышли за пределы мусульманской торговой территории в Африке.

Форты и торговые посты были построены вдоль побережья. Перед португальскими моряками, торговцами, картографами, священниками и солдатами стояла задача захватить прибрежные районы, заселить и построить церкви, форты и фабрики, а также исследовать районы, неизвестные европейцам. Компания Гвинеи была основана как португальское правительственное учреждение для контроля над торговлей и называлась Casa da Guiné или Casa da Guiné e Mina с 1482 по 1483 год, и Casa da ndia e da Guiné в 1499 году.

Первый из крупных европейских торговых фортов, Эльмина, был основан на Золотом Берегу в 1482 году португальцами. Замок Эльмина (первоначально известный как «Замок Сан-Хорхе-да-Мина») был построен по образцу Каштелу-де-Сан-Хорхе, одной из самых ранних королевских резиденций в Лиссабоне. Эльмина, что в переводе означает «порт», стала крупным торговым центром. К началу колониальной эпохи на побережье действовало сорок таких фортов. Вместо того, чтобы быть символами колониального господства, форты действовали как торговые посты - они редко видели военные действия - однако укрепления были важны, когда оружие и боеприпасы хранились до торговли. Освоение португальцами в 15 веке африканского побережья обычно считается предвестником европейского колониализма, а также положило начало атлантической работорговле, Христианская миссионерская евангелизация и первые процессы глобализации, которые должны были стать основным элементом европейского колониализма до конца 18 века.

Хотя политика Португальской империи в отношении коренных народов в менее технологически развитых странах по всему миру (особенно в Бразилии ) всегда была посвящена инкультурация, включая обучение и евангелизацию коренного населения, а также создание новой инфраструктуры для открытой поддержки этих ролей, достигла своего наибольшего распространения после 18 века. на территории тогдашней португальской Африки и португальского Тимора. Новые города с их инфраструктурой, вдохновленной Европой, которая включала административные, военные, медицинские, образовательные, религиозные и предпринимательские залы, якобы были предназначены для размещения португальских поселенцев.

Королева Ана де Соуза Нзингха Мбанд в мирных переговорах с португальским губернатором в Луанде, 1657 г.

Португальский исследователь Пауло Диас де Новаис основал Луанду в 1575 году как «Сан-Паулу-де-Луанда», с сотней семей поселенцев и четырьмя сотнями солдат. Бенгела, португальский форт с 1587 года, ставший городом в 1617 году, был еще одним важным ранним поселением, которое они основали и управляли. Португальцы основали несколько поселений, фортов и торговых постов вдоль прибрежной полосы Африки. На острове Мозамбик, одном из первых мест, где португальцы постоянно поселились в Африке к югу от Сахары, они построили часовню Носа-Сеньора-де-Балуарте в 1522 году, которая теперь считается Самое старое европейское здание в южном полушарии. Позже госпиталь, величественное неоклассическое здание, построенное в 1877 году португальцами, с садом, украшенным прудами и фонтанами, на протяжении многих лет была самой большой больницей к югу от Сахары.

Основание двойного, расовое гражданское общество было официально признано в Estatuto do Indigenato (Статуте коренных народов), принятом в 1929 году, и основывалось на субъективной концепции цивилизации по сравнению с трайбализмом. Колониальные власти Португалии были полностью привержены развитию полностью полиэтнического «цивилизованного» общества в своих африканских колониях, но эта цель, или «цивилизаторская миссия», могла быть достигнута только после периода европеизации или инкультурация коренных черных племен и этнокультурных групп. Это была политика, которая уже стимулировалась в бывшей португальской колонии Бразилии. В период португальского режима Estado Novo, возглавляемого Антониу де Оливейра Салазар, Estatuto установил различие между «колониальными гражданами», в соответствии с законодательством Португалии и имеющими право на права и обязанности гражданства, действующие в «метрополии », и коренные жители (коренные жители), подчиняющиеся как колониальному законодательству, так и их обычным, племенным законам. Между этими двумя группами была третья небольшая группа, ассимиладо, состоящая из коренных чернокожих, мулатов, азиатов и людей смешанной расы, которые имели хотя бы некоторое формальное образование, не подвергались оплачиваемому принудительному труду, имели право на некоторое гражданство. человека и имел специальную идентификационную карту, которая отличалась от той, которую навязывали огромной массе африканского населения (коренных жителей), карты, которую колониальные власти задумывали как средство контроля над перемещениями принудительного труда (CEA 1998). Коренные жители подчинялись традиционным властям, которые постепенно интегрировались в колониальную администрацию и им было поручено решать споры, управлять доступом к земле и гарантировать потоки рабочей силы и уплату налогов. Как отмечали несколько авторов (Mamdani 1996; Gentili 1999; O'Laughlin 2000), режим Indigenato был политической системой, которая подчиняла огромное большинство коренных африканцев местным властям, которым было доверено управление, в сотрудничестве с низшим эшелоном колониальной власти. администрации, «туземные» общины, описываемые как племена и предполагающие общие предки, язык и культуру. После Второй мировой войны, по мере того как коммунистическая и антиколониальная идеологии распространились по Африке, многие подпольные политические движения были созданы в поддержку независимости. Несмотря на то, что это была преувеличенная антипортугальская / антиколониальная пропаганда, доминирующая тенденция в португальской Африке или сочетание того и другого, эти движения утверждали, что, поскольку политика и планы развития в первую очередь разрабатывались правящими властями на благо территорий. Для этнического португальского населения мало внимания уделялось интеграции местных племен и развитию коренных общин. Согласно официальным заявлениям партизан, это затронуло большинство коренного населения, которое пострадало как от государственной дискриминации, так и от огромного социального давления. Многие считали, что у них было слишком мало возможностей или ресурсов для повышения квалификации и улучшения своего экономического и социального положения до уровня, сопоставимого с положением европейцев. По статистике, португальские белые португальцы в Африке действительно были богаче и умелее, чем коренное большинство чернокожих, но конец 1950-х, 1960-е и, главным образом, начало 1970-х годов были свидетельством постепенных изменений, основанных на новом социально-экономическом развитии и политике равноправия для всех.

заморские территории Португалии в Африке во время режима Estado Novo (1933–1974): Ангола и Мозамбик были двумя крупнейшими из этих территорий

Португальская колониальная война началась в португальской Анголе 4 февраля 1961 года в районе, называемом Zona Sublevada do Norte (ZSN или Зона повстанцев на севере), состоящем из провинции Заир, Уиге и Северная Куанза. Поддерживаемая США УПА хотела национального самоопределения, в то время как для португальцев, которые обосновались в Африке и правили значительной территорией с 15-го века, их вера в мультирасовую ассимилированную заморскую империю была оправдана. война, чтобы предотвратить его распад и защитить его население. Португальские лидеры, в том числе Антониу де Оливейра Салазар, защищали политику многорасового, или лузотропикализма, как способ более тесной интеграции португальских колоний и их народов с самой Португалией. Для португальского правящего режима заморская империя была вопросом национальных интересов. В португальской Африке обученным чернокожим африканцам-португальцам разрешалось занимать должности в нескольких профессиях, включая специализированные военные, административные, педагогические, медицинские и другие должности в гражданской службе и частном бизнесе, пока поскольку обладали необходимыми техническими и человеческими качествами. Кроме того, смешанные браки чернокожих женщин с белыми португальскими мужчинами были обычной практикой со времени более ранних контактов с европейцами. Доступ к базовому, среднему и техническому образованию расширяется, и его доступность становится все более доступной как для коренных жителей, так и для португальцев, проживающих на этих территориях. Примеры этой политики включают нескольких чернокожих португальцев-африканцев, которые станут известными личностями во время войны или после обретения независимости, и которые учились во время португальского владычества территориями в местных школах или даже в португальских школах и университетах на материке ( метрополия ) - Самора Машел, Марио Пинту де Андраде, Марселино душ Сантуш, Эдуардо Мондлан, Агостиньо Нето, Амилкар Кабрал, Хоаким Чиссано и Граса Машел - вот лишь несколько примеров. Два крупных государственных университета были основаны в португальской Африке в начале 1960-х годов (Universidade de Luanda в Анголе и Universidade de Lourenço Marques в Мозамбике, присуждая широкий спектр ученых степеней от от инженерии к медицине), в то время как на материковой части Европы действовали только четыре государственных университета, два из которых в Лиссабоне (для сравнения, сегодня это 14 государственных университетов Португалии). Несколько фигур в португальском обществе, в том числе одна из самых обожаемых звезд спорта в истории португальского футбола, черный футболист из Португальской Восточной Африки по имени Эусебио, были еще одним примером ассимиляции и мультирасовости. С 1961 года, с началом колониальных войн на своих заморских территориях, Португалия начала привлекать чернокожих португальских африканцев к ведению войны в Анголе, Португальской Гвинее и Португальском Мозамбике на основе концепции мультирасализма и сохранения империи. Участие африканцев на португальской стороне конфликта варьировалось от второстепенных ролей в качестве разнорабочих и информаторов до участия в высококвалифицированных боевых подразделениях, включая командиров взводов. По мере развития войны использование африканских войск для борьбы с повстанцами увеличивалось; накануне военного переворота 25 апреля 1974 г. африканцы составляли более 50 процентов португальских войск, ведущих войну. Из-за технологического разрыва между обеими цивилизациями и многовековой колониальной эпохи, Португалия была движущей силой в развитии и формировании всей Португальской Африки с тех пор. 15 век. В 1960-х и начале 1970-х годов, чтобы противостоять растущему мятежу националистических партизан и показать португальскому народу и миру, что заморские территории находятся под полным контролем, португальское правительство ускорило свои основные программы развития, чтобы расширить и попытаться модернизировать инфраструктура заморских территорий в Африке путем создания новых дорог, железных дорог, мостов, плотин, ирригационных систем, школ и больниц для стимулирования еще более высокого уровня экономического роста и поддержки со стороны населения. В рамках этой программы реконструкции в 1969 г. началось строительство плотины Кахора-Басса в заморской провинции Мозамбик (к тому времени официальное название португальского Мозамбика). Этот конкретный проект стал неразрывно связан с озабоченностью Португалии безопасностью заморских колоний. Правительство Португалии рассматривало строительство плотины как свидетельство «цивилизационной миссии» Португалии и предназначалось для плотины, чтобы подтвердить веру Мозамбика в силу и безопасность португальского колониального правительства.

Колониальная Бразилия

Португальская карта Лопо Хомема (ок. 1519 г.), на которой показано побережье Бразилии и туземцы, добывающие бразильскую древесину, а также португальские корабли

Когда прибыли португальские исследователи в 1500 г. америнды были в основном полу- кочевыми племенами, при этом наибольшее население проживало на побережье и вдоль берегов крупных рек. В отличие от Христофора Колумба, который думал, что он достиг Индии, португальский моряк Васко да Гама уже достиг Индии, плывя вокруг Африки двумя годами ранее. Педро Альварес Кабрал достиг Бразилии. Тем не менее, слово índios («индейцы») к тому времени было установлено для обозначения народов Нового Света и остается таковым (оно используется по сей день в португальском языке, народ Индии называется indianos).

Первоначально европейцы видели в аборигенах благородных дикарей, и смешанные браки начались сразу. Племенные войны и каннибализм убедили португальцев в том, что они должны «цивилизовать» индейцев, даже если одна из четырех групп народа аче в Парагвае регулярно практиковала каннибализм до 1960-х годов. Когда исследователи Португалии открыли Бразилию в 15 веке и начали колонизировать свои новые владения в Новом Свете, на территории проживали различные коренные народы и племена, у которых не было ни письменности, ни школьного образования.

Общество Иисуса (иезуиты) существует с момента своего основания в 1540 году как миссионерский орден. Евангелизация была одной из основных целей иезуитов; однако они также стремились получить образование как в Европе, так и за рубежом. Их миссионерская деятельность, как в городах, так и в деревне, дополнялась твердой приверженностью образованию. Это приняло форму открытия школ для мальчиков, сначала в Европе, но вскоре распространилось и на Америку, и на Азию. Основание католических миссий, школ и семинарий было еще одним следствием участия иезуитов в образовании. Поскольку пространства и культуры, где в настоящее время существовали иезуиты, значительно различались, их методы евангелизации различались в зависимости от местоположения. Однако участие Общества в торговле, архитектуре, науке, литературе, языках, искусстве, музыке и религиозных дискуссиях фактически соответствовало общей и главной цели христианизации. К середине 16 века иезуиты присутствовали в Западной Африке, Южной Америке, Эфиопии, Индии, Китае и Японии. В период истории, когда в мире было неграмотное население, Португальская империя была домом для одного из первых университетов, основанных в Европе - University of Coimbra, который в настоящее время остается одним из старейших университетов. На протяжении веков португальского правления бразильским студентам, в основном окончившим иезуитские миссии и семинарии, разрешалось и даже поощрялось поступление в высшее образование в материковой Португалии. К 1700 году, отражая более широкую трансформацию Португальской империи, иезуиты решительно переместили свою деятельность из Ост-Индии в Бразилию. В конце 18 века португальский министр королевства маркиз Помбал атаковал власть привилегированной знати и церкви и изгнал иезуитов из Португалии и ее заморских владений. Помбал захватил иезуитские школы и провел образовательные реформы по всей империи.

В 1772 году, еще до создания Лиссабонской академии наук (1779), одного из первых ученых обществ Бразилии и Португальской империи, Sociedade Scientifica была основана в Рио-де-Жанейро. Кроме того, в 1797 году в Сальвадоре, Баия был основан первый ботанический институт. В конце 18 века Escola Politécnica (затем Real Academia de Artilharia, Fortificação e Desenho) в Рио-де-Жанейро была создана в 1792 году указом португальских властей в качестве высшего учебного заведения для преподавания естественных и инженерных наук.. Сегодня она принадлежит Федеральному университету Рио-де-Жанейро и является старейшей инженерной школой Бразилии и одной из старейших в Латинской Америке. Королевское письмо от 20 ноября 1800 года короля Португалии Иоанна VI, основавшего в Рио-де-Жанейро Aula Prática de Desenho e Figura, первое учреждение в Бразилии, посвященное преподаванию искусств. В колониальные времена искусства были в основном религиозными или утилитарными и изучались в системе ученичества. Декретом от 12 августа 1816 г. была создана Escola Real de Ciências, Artes e Ofícios (Королевская школа наук, искусств и ремесел), которая установила официальное образование в области изящных искусств и стала основой нынешней Escola Nacional de Belas Artes.

В 19 веке португальская королевская семья во главе с Д. Жуан VI прибыл в Рио-де-Жанейро, спасаясь от вторжения армии Наполеона в Португалию в 1807 году. Д. Жуан VI дал толчок к расширению европейской цивилизации в Бразилии.. За короткий период между 1808 и 1810 годами португальское правительство основало Королевскую военно-морскую академию и Королевскую военную академию, Biblioteca Nacional, Ботанический сад Рио-де-Жанейро, Медико-хирургическая школа в Баия, в настоящее время известная как "Faculdade de Medicina", находящаяся в ведении Федерального университета Баии и Медико-хирургической школы Рио-де-Жанейро. который является современным Факультетом медицины Федерального университета Рио-де-Жанейро.

Чили

Элиты южноамериканских республик девятнадцатого века также использовали риторику цивилизационной миссии для оправдания вооруженных действий против коренных народов. 1 января 1883 г. Чили заново отстроила старый город Вильяррика, тем самым официально положив конец процессу оккупации земель коренных жителей Араукании. Шесть месяцев спустя, 1 июня, президент Доминго Санта-Мария заявил:

Страна с удовлетворением увидела, что проблема сокращения всей Араукании решена. Это событие, столь важное для нашей общественной и политической жизни и столь значимое для будущего республики, завершилось благополучно, с дорогостоящими и болезненными жертвами. Сегодня вся Араукания больше, чем материальные силы, подчинена моральной и цивилизационной силе республики...

См. Также
  • Исторический портал
Источники
Ссылки
  • Роберт Олдрич. Великая Франция: история французской зарубежной экспансии. Palgrave MacMillan (1996) ISBN 0-312-16000-3.
  • МБ Джеронимо, «Цивилизирующая миссия» португальского колониализма. Palgrave Macmillan (2015) ISBN 978-1137355904.
  • Элис Л. Конклин. Миссия по цивилизации: республиканская идея Империя во Франции и Западной Африке 1895-1930 гг. Стэнфорд: Stanford University Press 1998, ISBN 978-0-8047-2999-4.
  • Дино Костантини. Mission civilisatrice. Le rôle de l'histoire coloniale dans la construction de l'iden Французская политическая жизнь, La Découverte, Paris 2008.
  • J. П. Доутон. Разделенная империя: религия, республиканизм и создание французского колониализма, 1880-1914. Оксфорд: Oxford University Press, 2006, ISBN 978-0-19-537401-8.
  • Майкл Фальзер. Культурное наследие как цивилизаторская миссия. От упадка к выздоровлению. Гейдельберг, Нью-Йорк: Springer (2015), ISBN 978-3-319-13638-7.
  • Патрик Мэннинг. Франкоязычные страны Африки к югу от Сахары, 1880–1995 годы. Издательство Кембриджского университета (1998) ISBN 0-521-64255-8.
  • Жан Сюре-Канале. Afrique Noire: l'Ere Coloniale (Editions Sociales, Париж, 1971); Англ. перевод, Французский колониализм в тропической Африке, 1900–1945. (Нью-Йорк, 1971).
  • Тимоти Митчелл, Colonizing Egypt, Беркли: University of California Press, 1991.
  • Диего Олштейн / Стефан Хюбнер (ред.), Специальный выпуск Journal of World History 27 (3), 2016, on Проповедь цивилизующей миссии и современные культурные контакты.
  • Левент Тезкан. Das muslimische Subjekt: Verfangen im Dialog der Deutschen Islam Konferenz. Констанц: Konstanz University Press 2012.
  • Кира Турман. Воспевание цивилизационной миссии в стране Баха, Бетховена и Брамса: Юбилейные певцы Фиск в Германии девятнадцатого века. Journal of World History 27 (3), 2016, 443–471.
  • Кроуфорд Янг. Африканское колониальное государство в сравнительной перспективе. Издательство Йельского университета (1994) ISBN 0-300-06879-4
  • Уорик Андерсон, «Экскрементальный колониализм: общественное здравоохранение или поэтика загрязнения», Critical Inquiry 21 (1995)
  • Мэри Ренда, «Моральный упадок» (стр. 131-181) в «Взятие Гаити: военная оккупация и культура американского империализма, 1915-1940 гг.» (Чапел-Хилл, 2001)
  • Эйлин Суарес Финдли, Внушительная порядочность: политика сексуальности и расы в Пуэрто-Рико, 1870-1920 (Дарем, 1999)
  • Майкл Адас, Доминирование по дизайну: технологические императивы и цивилизационная миссия Америки (Кембридж, Массачусетс: издательство Harvard University Press, 2006)
Последняя правка сделана 2021-05-15 09:31:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте