Люди Бариба

редактировать
Бариба. Баатону / Баатомбу
Фестиваль Гаани.jpg
Общая численность населения
c. 1,4 миллиона
Регионы со значительной численностью населения
Бенин 1000000 (2016)
Нигерия 400000 (2016)
Языки
Религия
Родственные этнические группы
Гур народы, Бусса, Денди, и значительное взаимодействие с Йоруба, Хауса, Фульбе

Народ Бариба, самоназвание Баатону (множественное число Баатомбу), являются основными жителями Боргу и Алибори Департаменты, Бенин и соучредители королевства Боргу, которое сейчас находится на северо-востоке Бенина и западно-центральной Нигерии. В Нигерии они встречаются на территории западного штата Квара и участка Боргу штата Нигер. Возможно, существует миллион бариба, 70% из которых проживают в Бенине, где они являются четвертой по величине этнической группой и составляют примерно 1/11 населения (9,2%). Бариба сконцентрированы в основном на северо-востоке страны, особенно вокруг города Никки, который считается традиционной столицей Бариба. В конце 18 века они стали независимыми от йоруба из Ойо и сформировали несколько королевств в регионе Боргу. Колонизация Бенина (затем Дагомея) французами в конце 19 века и введение англо-французской искусственной границы положили конец торговле Барибы в регионе.

Один из их известных фестивалей - это ежегодный Гани фестиваль, на котором верховая езда является важным элементом.

Народ Бариба занимает важное место в истории страны.. В конце 19-го века Бариба, как известно, образовывала независимые государства и властвовала над королевствами в таких городах, как Никки и Канди на северо-востоке страны. В городе Пехунко из 365 000 жителей проживает около 200 000 человек.

Общество бариба состоит из высокопоставленных чиновников в качестве главы города и начальников их подчиненных. Социальный статус и титулы наследуются в семьях, но статус человека может определяться характером работы семьи. Известные подразделения Бариба включают правящую знать васангари, простых людей Баатомбу, рабов различного происхождения, торговцев денди, пастухов фульбе и других разделенных этнических групп.

Сельское хозяйство - доминирующее занятие для Бариба. Они выращивают кукурузу, сорго, рис, хлопок, маниоку (тапиока), ямс, фасоль, пальмовое масло, арахис и некоторая птица и домашний скот. Религия играет важную роль в племенах бариба, и они в основном исламские. Однако у ряда общин бариба есть свои собственные местные верования.

Содержание
  • 1 Язык
  • 2 История
    • 2.1 Происхождение
    • 2.2 Симе Добидиа, отец династий
  • 3 Общество
    • 3.1 Кастовая система
  • 4 Культура
    • 4.1 Истоки Гаани
    • 4.2 Фантазия
    • 4.3 Трубы и барабаны, атрибуты власти
    • 4.4 Одежда
    • 4.5 Песни и танцы
    • 4.6 Еда
  • 5 Галерея
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
Язык

The На языке бариба говорят в основном в боргу, алибори и частично в атакоре на севере Бенина. Язык бариба когда-то классифицировался как исключение из семьи Гур, но теперь агностически помещен как изолированное в языках саванны. Это тональный язык с классами существительных. Он был написан примерно с 1970 года. Транскрипция с использованием национального алфавита Бенина требует, помимо латинских букв, следующих символов из IPA :

[ɔ ] "open o"
[ɛ ] "open e"
носовые гласные [ã ɛ̃ ɔ̃ ĩ ũ].

Люди бариба из-за разных влияний говорят в меньшей степени на других языках, таких как денди, Фульбе и Хауса.

История

Происхождение

Согласно некоторым версиям их истории, васангари сначала поселились в районе Никки-Вену около 1480 г., с 1350 г. он был занят аборигенами Баатону. Исходя из Востока, они сначала поселились в Буссе на территории нынешней Нигерии, где Кисра, легендарный всадник васангари из Персия заключила союз с Манса Доро, оставив Бусса для Никки-Вену со своим женихом Серо, сыном Кисры, который доверил Мансе Доро воспитание Серо. Перед тем как снова покинуть регион и присоединиться к Кисре, Манса Доро назначил своего протеже Серо новым вождем. Одетый в охотничью одежду, жених был признан населением Никки-Вену как Сунон Серо, король Никки.

Симе Добидиа, отец династий

Саби Симе, младший сын Сунона Серо, позже стал Симе Добидиа и через браки с местными кланами Баатону, Боко и Хауса основал династии Империи Никки. Его сыновья, наделенные королевскими гербами труб и белыми шпорами, взяли под свой контроль деревни своих матерей. Эти родительские узы были основой политической структуры, установленной васангари.

Царские династии основаны:

  1. Серо Багуири, предком династии Караве
  2. Кпе Гунон Каба Воуко, предком династии Гбасси
  3. Серо Кпера I, предок династии Макарару
  4. Кпе Лафия Гамабру, предок династии Лафиару
  5. Серо Кора Бакаро, предок династии Кораку
Принц васангари
Общество

Кастовая система

В обществе Бариба характерны кастовые разделения, типичные для региона Западной Африки. Есть кастовые подразделения.

  1. Вассангари - первая составляющая населения. Это аристократия наездников, происходящая из Бусса. Это каста знати. Император или Синабоко, а также Гнон Когуи, Королева-мать, являются частью этой касты. Клан Вассангари обладал политической властью на большей части Империи, различные династии Империи Никки были переданы под власть одного из подкланов васангари.
  2. После Васангари, приходят уроженцы Бариба или уроженцы Баатону, которые составляют чистый народ. Они также фермеры и ремесленники, они происходят от ранее существовавших популяций. Они по-прежнему представлены «вождями земель», самые известные из которых, министры и Синадунвиру, занимают высокие посты. Они являются членами Совета министров, и второй созывается в регентство после смерти короля. гриоты, несколько всадников, кузнецы, музыканты и другие барибы являются неотъемлемой частью этой касты.
  3. Согласно Согласно обычаю Бариба, ребенок, родившийся ненормально, или выпавший за плечо, или за ноги, или за что-то другое, или ребенок, который выталкивает зубы сверху, - это ребенок несчастья. Если он останется в семье, она перенесет достаточно страданий по своей вине. Вместо того, чтобы убить этого ребенка, его поручат Фульбе, который будет нести ответственность за его воспитание, пока он не вырастет. Он ни в коем случае не вернется в свою семью, будь то сын князя или сын крестьянина. И именно все эти дети составляют третью составляющую населения, а именно Гандо. Гандо собраны в окрестностях города, и им не обязательно жениться на Барибе. Браки заключаются между Гандо, за исключением особых обстоятельств, которые мы объясним позже. Гандо несут ответственность за снабжение Королевского зернового двора. Гандо - это Барибы, говорящие на Фулфульде
  4. Четвертая каста - это каста Фульбе. Бариба - отличные фермеры и тесно связаны с фульбе, которые разводят скот на их территории. Боргу, регион лесной саванны, чередующейся с обширными равнинами, орошаемыми реками, является идеальным местом для интенсивного животноводства, осуществляемого полукочевым фульбским населением фульбе.. Баатону разрешают фульбе использовать пастбища, особенно залежи или недавно убранные земли, и часто поручают им свой домашний скот в обмен на плату мясом и молоком от фульбе; таким образом, народы сосуществуют в гармоничном соучастии. Посещая деревню, фульбе, которых хозяева прозвали Пуло, являются гостями Баатону. Фульбе также представлены при дворе вождей Баатону, которые гарантируют их защиту от разграбления скота. Фульбе вносят свой вклад в экономику Гаани, поставляя скот и молоко своему Императору.
  5. Наконец, есть иностранцы, которые обычно мусульмане. Родом из северной Нигерии, хауса и денди - торговцы и маршанты.
Культура

Истоки гаани

Ежегодный фестиваль Гаани, проводимый Императором Никки, а в его отсутствие - вождями провинций Буай и Сандиро, собирает всех вождей провинций и их население, которые приезжают, чтобы подтвердить свою верность Императору и принять его благословение. Более 150 000 человек съезжаются в Никки со всего мира, чтобы принять участие в зрелищной церемонии, во время которой прославляется жизнеспособность культуры Баатону и поддерживаются родительские и братские связи между династиями. Все приносят подарки, пусть даже самые скромные, чтобы сделать торжество еще более ярким. Гаани - второй праздник в календаре Баатону после праздника огня или Донконру, который проводится в Новый год. Гаани ассоциируется с понятием насара, вызывающего радость, победу и свободу, и является временем экстаза и общения. Оживляя и сохраняя объединяющие их воспоминания, он питает и обновляет солидарность и братство внутри народа Баатону, подтверждая их ценности приветствия и обмена. Анимистическая племенная церемония, позже была включена в мусульманский календарь и, таким образом, совпадает с мавлидом, который отмечается мусульманами в ознаменование рождения Пророк. Фестиваль организован по лунному календарю и всегда проводится во вторник, четверг, субботу или воскресенье; его нельзя проводить в любой другой день недели. *

The Fantasia

Fantasia, традиционное конное шоу, имитирующее военные атаки. Первоначально практиковавшаяся в Магрибе, где она была также известна как «пороховая игра» или «конная игра», эта фантазия представляет собой арабский - турецкий - берберский конный спорт. художественная традиция. Записанный с XVI века, он был официально признан в XVIII веке и стал популярным предметом для художников от Делакруа до художников-ориенталистов, таких как Эжен Фроментин и Мария Фортуни. Всадники верхом на хорошо запряженных лошадях и с винтовками, заряженными дымным порохом, имитируют кавалерийскую атаку, кульминацией которой является одновременная стрельба из их огнестрельного оружия. В одних регионах вместо лошадей используют верблюдов, а в других атакуют пешком. Баатону демонстрируют фантазии гаани со времен Симе Добидиа, а также по случаю таких важных событий, как свадьбы, рождения и религиозные праздники. Из-за растущего интереса для посетителей могут быть организованы демонстрации или парады в традициях конного спорта

Лошадь, центральный элемент традиции Баатону, является преобладающим символом Империи, и фестивали значительно усиливаются благодаря их присутствию.. Величественная упряжь лошадей и яркие костюмы всадников тщательно готовятся за несколько месяцев. Всадники, в основном представители высшего сословия, соревнуются в ловкости и смелости в мощных демонстрациях силы и мастерства с их дерзкими трюками и ослепительными процессиями. Конная традиция началась, когда Сунон Серо, житель Никки-Вену, поехал в Никки верхом на лошади, чтобы навестить своего сына Симе Добидиа во время Гаани. Симе Добидиа установил традицию и превратил Гаани в конную демонстрацию, собирающую всадников со всей империи.

Трубы и барабаны, атрибуты силы

Священные барабаны и королевские трубы символизируют мощь Империи и являются воплощением ее памяти и преемственность. Плотный, беззаботный звук барабанов и учтивый тембр труб, а также мифы, которые увековечивают инструменты, сопровождают праздники Гаани и звучат в сердцах верующих в течение всего года. Шествие перед прославленными барабанами - привилегия, предоставленная кланом. Два примечательных священных инструмента - это внушительные мужские и женские священные барабаны, Барабакару и Барапибу, которые имеют высоту от 125 до 127 сантиметров и сделаны из дерева баобаба и говяжьей шкуры. Посвященные играют на входе Императора и используются во время Гаани, а также для других событий в течение года: возведения на престол, пятничных молитв и т. Д. Другой барабан, Бара Каару, который до сих пор хранится в небольшом храме на Баро Кпира. На ферме в регионе Баникуара играет Бара Його, который является членом древнего семейства гриотов.

. Подобно шпорам, трубы были завезены в страну Баатону васангари под влиянием хауса из Нигерия. Инструмент, неизвестный аборигенам Баатону, происходит из Индии и был привезен в Африку путешественниками-караванами. Священная труба напрямую связана с властью и используется людьми Баатону при королевских дворах Атакора, Донга и Боргу. Поскольку все священные инструменты являются собственностью короля, только несколько королей и вождей имеют право владеть одним из них. Его изготовление и использование являются исключительными для посвященных членов королевского двора. Предок трубачей Канканги сам был членом королевской семьи. Труба Канканги состоит из двух частей, которые подходят друг к другу. Мужские трубы длиннее женских (171 см против 158 см в среднем). На трубах играют во славу Императора или для сопровождения его путешествий, а также для объявления святого дня пятницы и во время великих церемоний (Гаани или Бритье принцев). Несмотря на их священный статус, эти трубы теперь воспроизводятся в несколько анархической манере.

Платье

Костюмы мужчин разнообразны и указывают на их социальный статус. Их повседневная одежда, Туру, представляет собой большую тунику до щиколотки, как правило, без рукавов, сделанную из плотного хлопкового гессена цвета экрю. Дансиги длиной до колен или рубашку иногда используют как нижнее белье. У Sokoto или зауженных брюк с большой талией есть соответствующий тканевый пояс. Демберу в стиле бер-муда шьют из ткани для васангари или шкуры животных для охотников и фермеров. Роскошный наряд для важных дней - это более элегантный тако с его изысканными цветами. Тако-собирай того же цвета, что и цесарка, может стоить трех волов. Вообще говоря, баатону предпочитают окрашенные набедренные повязки, в отличие от фульбе, которым больше нравится носить белые набедренные повязки, иногда с яркими полосками.

Тканевые головные уборы, будь то экрю или яркие цвета, изначально принадлежали мужчинам; действительно, ношение шляп в общественных местах было обязательным. Белую фурогомбу и черно-белую фурогону носят принцы и сановники. Кепки Давани, завернутые в длинные белые или красные тюрбаны, носят вожди Баатону и мусульмане. Шляпы фуробакуро носят обычные граждане, в то время как деревенские вожди и всадники имеют право носить кесеру в форме чаши или конуса с полями. Тонкости ношения шляп - это язык сам по себе. Сложенная спереди шляпа напоминает о принце, который стремится к высшему статусу. Хвастун носит шляпу-конь. Шляпа на затылке свидетельствует о браваде: этот человек ничего и никого не боится! Обычно шляпа располагалась справа или слева.

По сравнению с богатством мужской одежды женская одежда может казаться более скромной, просто состоящей из набедренной повязки, юбки и платка. Одежда соответствует их возрасту: молодые девушки носят длинные набедренные повязки или короткие юбки, а замужние женщины носят две набедренные повязки и головной платок. Их относительно простые наряды дополняются многочисленными ювелирными изделиями, приобретенными с момента развития торговли караванами: серьги, серебряные браслеты, ожерелья с резными фарфоровыми или стеклянными подвесками и зеркалами придают женщинам стиль и соблазнительность.

Песни и танцы

Пение чрезвычайно важно для Баатону, и их репертуар охватывает все аспекты повседневной жизни Империи. В песнях Wuru рассказывается о жизни охотников и повседневных сценах, но иногда они могут переходить на более эротические темы. В песнях теке прославляются типичные ценности баатону гуманизм и часто используются противоположности, чтобы проиллюстрировать свои послания - щедрость и жадность, храбрость и трусость, верность и неверность и т. Д. - для поощрения добродетельного поведения; Таким образом, некоторые песни направлены на привитие ответственного отношения к сексуальности у молодежи, особенно у девушек. Другие подчеркивают смелость и настойчивость перед лицом врага.

Танец Вуру, который раньше исполнялся во время погребальных церемоний в семьях коренных жителей Баатону, остается престижным ритуальным танцем, исполняемым также на народных праздниках. Костюмы танцоров, сшитые из шкуры животных и местных тканей, покрытые несколькими рядами раковин каури и амулетов, производят впечатление на собравшихся, иногда даже пугая их. Быстрый темп танца задается ритмом ударов их аксессуаров: наполненная гравием тыква в одной руке и кусок шкуры животного в другой.

Группа Кирико с трубами, Канканги

Популярный танец теке, не имеющий сакральной функции, исполняется зрелыми мужчинами с помощью 40-сантиметровых цилиндрических палочек. В этом танце соперничающие группы или деревни соревнуются друг с другом. Теке танцуют парами, и обычно на полу противостоят друг другу от шести до восьми пар. С конкретными танцевальными шагами связано множество разнообразных ритмов. Танец Синсенну исполняют юноши. Его название отсылает к цепочкам шаров, сделанных из листьев пальмирской пальмы, украшенных небольшими камнями, которые танцоры обвивают вокруг своих икр, издавая звук, похожий на звук кастаньетов. флейта, говорящий том-том и барабан вносят свой вклад в звучание Синсенну, создавая особую гармонию, характерную для танца.

Гбангба, которую танцует молодой васангари в возрасте от 18 до 25 лет, отличается торжественным, скорбным ритмом. Раньше его использовали для объявления о смерти короля и для сопровождения подготовки к погребальным церемониям. Танец войны, он также объявляет начало конфликта. Фульбе исполняют синну, имитирующую бичевание, и гесегесере.

Еда

Ямс - королева культур в гастрономии Баатону. Их традиционное блюдо - сокуру, приготовленное из ямса и подаваемое с разными соусами: баклажан, биссап, морской щавель, вьющиеся листья, говядина, баранина или курица. Ямс также едят в пюре (Переку) или молотым и сушеным (Йенну). Традиционное блюдо из пшенной пасты теперь иногда заменяют кукурузной пастой, смешанной с маниокой. Маниок также используется для изготовления гари. Хотя баатону регулярно употребляют в повседневной жизни блюда из кукурузы и бобов, они обычно продают только Wake (смесь риса и бобов).

Галерея

.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-11 12:16:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте