В лингвистике, существительное class - это особая категория из существительных. Существительное может принадлежать к данному классу из-за характерных особенностей его референта, таких как пол, одушевленность, форма, но такие обозначения часто явно условны. Некоторые авторы используют термин «грамматический род » как синоним «существительного класса», но другие рассматривают эти разные концепции. Классы существительных не следует путать с классификаторами существительных.
Существует три основных способа, с помощью которых естественные языки делят существительные на классы существительных:
Обычно это сочетание из трех типов критериев используется, хотя один более распространен.
Классы существительных образуют систему грамматического согласия. Существительное в данном классе может требовать:
В современном английском, счетные и несчетные существительные различаются выбором много / много. Выбор между относительным местоимением who (люди) и which (не-личности) также можно рассматривать как форму соглашения с семантическим классом существительных. Некоторые существительные также представляют собой рудиментарные классы существительных, такие как стюардесса, где суффикс -ess, добавленный к стюарду, обозначает женщину. Этот тип аффиксации существительных не очень часто встречается в английском, но довольно часто встречается в языках с истинным грамматическим родом, включая большую часть индоевропейской семьи., к которому принадлежит английский язык.
Когда класс существительного выражается в других частях речи в дополнение к существительным и местоимениям, говорят, что язык имеет грамматический род .
В языках без классов словоизменительных существительных, Существительные по-прежнему могут широко классифицироваться с помощью независимых частиц, называемых классификаторами существительных.
Общие критерии, которые определяют классы существительных, включают:
См. суахили для семантических мотивов сложной системы классов существительных.
В языке оджибве и других членах алгонкинских языков проводится различие между одушевленными и неодушевленными классами. Некоторые источники утверждают, что разница между сильными и слабыми вещами. Все живые существа, а также священные предметы и предметы, связанные с Землей, считаются могущественными и принадлежат к классу животных. Тем не менее, назначение несколько произвольно, поскольку «малина » является одушевленным, а «клубничный » - неодушевленным.
В навахо (южный атабаскский ) существительные классифицируются в соответствии с их одушевленностью, формой и постоянством. Морфологически, однако, различия выражаются не в самих существительных, а в глаголах, подлежащим или непосредственным объектом которых являются существительные. Например, в предложении Shi'éé 'tsásk'eh bikáa'gi dah siłtsooz «Моя рубашка лежит на кровати» используется глагол siłtsooz «лежит», потому что подлежащее shi'éé «моя рубашка» является плоским., гибкий объект. В предложении Siziiz tsásk’eh bikáa’gi dah silá «Мой пояс лежит на кровати» используется глагол silá «ложь», потому что подлежащее siziiz «мой пояс» - тонкий, гибкий объект.
Коюкон (Северный атабаск ) имеет более сложную систему классификации. Как и в навахо, у него есть классифицирующие основы глаголов, которые классифицируют существительные по одушевленности, форме и последовательности. Однако, в дополнение к этим основам глаголов, глаголы Koyukon имеют так называемые «гендерные префиксы», которые дополнительно классифицируют существительные. То есть у Коюкон есть две разные системы, которые классифицируют существительные: (a) система классифицирующих глаголов и (b) гендерная система. Для иллюстрации, основа глагола -tonh используется для обозначения закрытых объектов. Когда -tonh комбинируется с разными префиксами пола, это может привести к daaltonh, который относится к объектам, заключенным в коробки, или etltonh, который относится к объектам, заключенным в пакеты.
язык диирбал хорошо известен своей системой четырех классов существительных, которые, как правило, делятся по следующим семантическим линиям:
Класс, обычно обозначаемый, например, как «женский», включает слово, обозначающее огонь, и существительные, относящиеся к огню, а также все опасные существа и явления. (Это послужило вдохновением для названия книги Джорджа Лакоффа Женщины, огонь и опасные вещи.)
В языке нгангикуррунггурр зарезервированы классы существительных для собак и охотничьего оружия. В языке аниндильяква есть класс существительных для вещей, которые отражают свет. Язык дияри различает только женские предметы от других. Возможно, большинство классов существительных в любом австралийском языке можно найти в Yanyuwa, в котором есть 16 классов существительных, включая существительные, связанные с едой, деревьями и абстракциями, в дополнение к отдельным классам для мужчин и мужских вещей, женщин и женского рода. вещи. В мужском диалекте классы для мужчин и для мужских вещей упростились до одного класса, отмеченного так же, как и маркер женского диалекта, предназначенный исключительно для мужчин.
В Басков есть два класса: одушевленные и неодушевленные; однако единственное различие заключается в склонении падежей местного падежа (инессивный, родительный падеж местного падежа, аллатив, окончательный аллатив, аблатив и направленный аблатив). Есть несколько слов как мужского, так и женского рода, обычно это слова для родственников (двоюродный брат: lehengusu (м) / lehengusina (f)) или слова, заимствованные из латыни («король»: errege, от латинского слова rex; «королева») : erregina, от regina). В именах знакомых родственников, где учитываются оба пола, слова для каждого пола объединяются («сын»: семе; «дочь»: алаба; «дети» (означающие сын (и) и дочь (и))): семе-алаба (к)) или существует существительное, включающее оба слова: «отец»: аита; «мать»: ама; "родитель": гурасо.
Некоторые члены северо-западно-кавказской семьи и почти все северо-кавказские языки проявляют класс существительных. В северо-кавказской семье только лезгины, удинские и агульские не имеют классов существительных. В некоторых языках всего два класса, тогда как в Bats их восемь. Однако наиболее распространенная система включает четыре класса: мужчины, женщины, одушевленные существа и определенные объекты, и, наконец, класс для остальных существительных. В языке Andi есть существительный класс, предназначенный для насекомых.
Среди языков Северо-Западного Кавказа только абхазский и абазинский имеют класс существительных, используя различие между мужчинами и женщинами / женщинами / нечеловеческими существами.
Во всех кавказских языках, которые проявляют класс, он отмечен не на самом существительном, а на зависимых глаголах, прилагательных, местоимениях и предлогах.
атлантико-конголезские языки могут иметь десять или более классов существительных, определенных в соответствии с несексуальными критериями. Определенные номинальные классы зарезервированы для людей. В языке фула насчитывается около 26 классов существительных (точное число может незначительно варьироваться в зависимости от диалекта). Согласно Стивену Пинкеру, язык кивунджо имеет 16 классов существительных, включая классы для точных местоположений и для общих локалей, классы для кластеров или пар объектов и классы для объектов, которые входят в пары. или кластеры, и классы для абстрактных качеств.
Согласно Карлу Майнхофу, языки банту имеют в общей сложности 22 класса существительных называемые номинальные классы (это понятие было введено WHJ Bleek ). Хотя не известно ни одного языка, который мог бы выразить их все, в большинстве из них есть как минимум 10 классов существительных. Например, по нумерации Meinhof, Шона имеет 20 классов, суахили - 15, Сото - 18 и Ганда - 17.
Кроме того, существуют классы многополярных существительных . Класс полифункциональных существительных - это класс множественного числа для более чем одного класса единственного числа. Например, прото-банту класс 10 содержит множественное число существительных класса 9 и существительных класса 11, тогда как класс 6 содержит множественное число существительных класса 5 и существительных класса 15. Классы 6 и 10 унаследованы как многополярные классы большинством сохранившихся языков банту, но многие языки разработали новые многополярные классы, которые не широко распространены в других языках.
Специалисты банту подчеркивают, что существует явное различие между полами (например, известными из афро-азиатских и индоевропейских ) и номинальными классами (такими как известные из Нигера-Конго). В языках с именными классами существительные делятся формально на основе гиперонимических значений. Категория именного класса заменяет не только категорию пола, но и категории number и case.
Критики подхода Майнхоф замечают, что его система нумерации именных классов считает единственное и множественное число. числа одного и того же существительного как принадлежащие к разным классам. Им кажется, что это несовместимо с тем, как традиционно рассматриваются другие языки, где число ортогонально гендеру (по мнению критиков, анализ в стиле Майнхоф дал бы древнегреческий 9 родов). Если следовать более широкой лингвистической традиции и считать единственное и множественное число принадлежащими к одному и тому же классу, то в суахили будет 8 или 9 классов существительных, у сото - 11, а у Ганды - 10.
Нумерация Meinhof обычно используется в науке. работы, посвященные сравнению различных языков банту. Например, в суахили слово rafiki 'друг' принадлежит к классу 9, а его «форма множественного числа» - марафики класса 6, даже если большинство существительных 9 класса имеют множественное число класса 10. По этой причине классы существительных часто упоминаются, комбинируя их формы единственного и множественного числа, например, рафики классифицируется как «9/6», указывая на то, что он принимает класс 9 в единственном числе и класс 6 во множественном числе.
Однако не все языки банту имеют эти исключения. В Ганда каждому классу единственного числа соответствует класс множественного числа (кроме одного класса, который не имеет различия в единственном и множественном числе; также некоторые классы множественного числа соответствуют более чем одному классу единственного числа), и нет никаких исключений, как в Суахили. По этой причине лингвисты Ганда используют ортогональную систему нумерации при обсуждении грамматики Ганды (кроме контекста Банту сравнительной лингвистики ), давая 10 традиционных классов существительных этого языка.
Различие между полами и номинальными классами еще больше стирается из-за индоевропейских языков, в которых есть существительные, которые ведут себя как рафики суахили. Итальянский, например, имеет группу существительных, происходящих от латинского существительных среднего рода, которые действуют как мужской род в единственном числе, но как женский род во множественном числе: il braccio / le braccia; l'uovo / le uova. (Некоторые грамматики по-прежнему помещают эти существительные в собственный род среднего рода.)
Вот полный список именных классов на суахили:
Номер класса | Префикс | Типичное значение |
---|---|---|
1 | m-, mw-, mu- | единственное число: люди |
2 | wa-, w- | множественное число: люди (множественное число класса 1) |
3 | m-, mw-, mu- | единственное число: растения |
4 | mi-, my- | множественное число: растения (множественный аналог класса 3) |
5 | ji-, j-, Ø- | единственное число: фрукты |
6 | ma-, m- | множественное число: фрукты (множественное число класса 5, 9, 11, редко 1) |
7 | ki-, ch- | единственное число: вещи |
8 | vi-, vy- | множественное число: вещи (множественный аналог класса 7) |
9 | n-, ny-, m-, Ø- | единственное число: животные, вещи |
10 | n-, ny-, m-, Ø- | множественное число: животные, предметы (множественное число классов 9 и 11) |
11 | u-, w-, uw- | единственное число: нет четкой семантики |
12 | ku-, kw- | глагольные существительные |
13 | pa- | локативные значения : близко к чему-то |
14 | ку- | indef inite locative или директивное значение |
15 | mu-, m- | locative values: внутри чего-то |
«Ø-» означает без префикса. Некоторые классы одноименные (особенно 9 и 10). Прото-банту класс 12 исчез в суахили, класс 13 слился с 7, а 14 - с 11.
Префиксы классов также присутствуют в прилагательных и глаголах, например:
Kitabu
CL7 - book
kikubwa
CL7 -big
kinaanguka.
CL7 - PRS -fall
Kitabu ki kubwa ки наангка.
CL7-книга CL7-большая CL7-PRS-осень
«Большая книга падает»
маркеры класса, которые появляются в прилагательных, а глаголы могут отличаться от префиксов существительных:
Mtoto
CL1 -child
wangu
CL1 -my
alinunua
CL1 - PST - CL7 -buy
kitabu.
CL7 -book
Mtoto wa ngu a linunua kitabu.
CL1-child CL1-my CL1-PST-CL7-buy CL7-book
«Мой ребенок купил книгу»
В этом примере глагольный префикс a- и местоименный префикс wa- соответствуют префиксу существительного m- : все они выражают класс 1, несмотря на их разные формы.
В языке Занде различаются четыре класса существительных:
Критерий | Пример | Перевод |
---|---|---|
человек ( мужчина) | кумба | мужчина |
человек (женщина) | dia | жена |
животное | ня | зверь |
другой | бамбу | дом |
Существует около 80 неодушевленных существительных, которые относятся к классу одушевленных, включая существительные, обозначающие небесные объекты (луну, радугу), металлические предметы (молоток, кольцо), съедобные растения (сладкий картофель, горох) и неметаллические предметы (свисток, мяч). Многие исключения имеют круглую форму, а некоторые можно объяснить ролью, которую они играют в мифологии занде.
Термин род, используемый некоторыми лингвистами, относится к системе классов существительных, состоящей из 2, 3 или 4 классов, особенно если классификация семантически основана на различении мужского и женского рода. Гендеры тогда считаются подклассом классов существительных. Однако не все лингвисты признают различие между классами существительных и родами и вместо этого используют термин «пол» или «класс существительных» для обоих.
Некоторые языки, такие как японский, китайский и тайский язык, имеют сложные системы частиц, которые сочетаются с существительными в зависимости от формы и назначения, но являются свободными морфемами, а не аффиксами. Поскольку классы, определенные этими классифицирующими словами, обычно не различаются в других контекстах, есть много лингвистов, которые считают, что они не создают классы существительных.