Сампи

редактировать

Сампи (современный: ϡ; древние формы: Ͳ , Ͳ ) - архаическая буква греческого алфавита. Он использовался в качестве дополнения к классическому 24-буквенному алфавиту в некоторых восточных ионических диалектах древнегреческого языка в VI и V веках до нашей эры, чтобы обозначать какой-то тип свистящего звука, вероятно [ ss] или [ts], и был оставлен, когда звук исчез из греческого.

Позже он продолжал знакомство в качестве цифрового символа для 900 в алфавитной системе греческих цифр. Его современная форма, напоминающая наклонную вправо с длинным изогнутым поперечным штрихом, возникла во время его использования в качестве числового символа в минускульном почерке византийской эпохи.

Его нынешнее название, сампи, использовать, вероятно, означало «сан пи», то есть «как пи », и также средневековое происхождение. Первоначальное название письма в древности неизвестно. Было высказано предположение, что сампи было продолжением архаической буквы сан, которое имеет форму буквы М и обозначала звук [s] в других диалектах. Помимо сан, названия, были предложены сампи, включая паракиизма и ангма, в то время как другие исторически подтвержденные термины для него - энакозис, синкоп и о чарактир.

Содержание
  • 1 Алфавитный сампи
    • 1.1 Памфилийский сампи
  • 2 Числовой сампи
  • 3 Развитие глифов
  • 4 Происхождение
  • 5 Имена
  • 6 В других шрифтах
  • 7 Современные использовать
  • 8 Типографика
  • 9 Компьютерное кодирование
  • 10 Ссылки
  • 11 Источники
Алфавитные сампи

В качестве алфавитной буквы, обозначающей свистящий звук, сампи (в форме Ͳ ) В основном использовался между серединой 6-го и середины 5-го веков до нашей эры, хотя некоторые свидетельства датируются еще 7-м веком нашей эры. Он был засвидетельствован в городах Милет, Эфес, Галикарнас, Эритра, Теос (все расположенные в районе Ионии в Малой Азии ), на острове Самос, в ионической колонии Массилия и в Кизикос (расположен севернее в Малой Азии, в районе Мисии ). Кроме того, в городе Понтийская Месембрия, на черноморском побережье Фракии, он использовался на монетах, на которых была нанесена аббревиатура названия города, написанная "ΜΕͲΑ" ".

Сампи встречается там, где другие диалекты, включая письменный ионный, имеют двойную сигму (σσ), то есть долгий / ss / звук, в частности, аттический греческий, содержат ττ (долгий / tt /) в одних и тех же словах (например, θάλασσα против θάλαττα «море» или τέσσαρες против τέτταρες «четыре»). Все рассматриваемые звуки являются рефлексами протогреческих сочетаний согласных * [kj], * [kʰj], * [tj], * [tʰj] или * [tw]. Поэтому считается, что местная буква sampi использовалась для обозначения определенного промежуточного звука во время фонетического изменения от более ранних взрывных кластеров к более поздним / s / звуку, возможно, аффрикату / ts /, образуя тройку с греческими буквами для / ks / и / ps /.

Сред - abecedarium из Самос датируется серединой 7 века до нашей эры. Это раннее свидетельство уже свидетельствует о его алфавитном положении за омега (т.е. не о положении в сети), и оно показывает, что его изобретение не могло быть намного позже, чем изобретение самой омегой.

Первое известное использование алфавитного сампи при написании исконно греческих слов - это надпись, найденная на серебряной пластине в Эфесе, которая содержит слова «τέͳαρες» («четыре») и «τεͳαράϙοντα» (« сорок »). пишется с помощью сампи (ср. нормальное написание Ионическое письмо «τέσσαρες / τεσσαράκοντα» против аттического τέτταρες / τετταράκοντα). Его можно датировать концом VII - серединой VI века до нашей эры. Надпись из Галикарнаса имеет имена «Ἁλικαρναͳέ [ω] ν» («галикарнасцы») и личные имена «Ὀαͳαͳιος» и «Π [α] νυάͳιος». Все эти имена имеют негреческое, местное происхождение, то есть карийский. На бронзовой пластине конца VI века из Милета, посвященной святилищу Афины в Ассесос, написано «τῇ Ἀθηνάηι τῇ Ἀͳησίηι» («Афине Ассесской» ") был идентифицирован.

Амфора Несса с названием «Σ» (возможно, стиральное более раннее «ΝΕͲΟΣ»), которое обычно считается первым известным примером системы счисления и, следовательно, более позднего числового использования сампи.

Было высказано предположение, что может быть единичный пример использования алфавитного сампи в Афинах. На знаменитой окрашенной в черный цвет фигуре амфора ок. 615 г. до н.э., известная как «амфора Несса », написано имя одноименного кентавра Несса. передается в неправильном написании «Σ» (Νέτος). Ожидаемой регулярной формы имени было бы либо аттическое «Νέττος» с двойным «Τ», либо ионическое «Νέσσος». Следы исправлений, которые все еще видны под нарисованной буквой «», привел и к предположению, что художник использует ος с sampi для звука σσ / ττ.

Памфилийские сампи

Письмо подобный ионийскому сампи, но не имеющий исторической связи с ним, существовал на крайне девиантном местном диалекте Памфилии в южной части Малой Азии. Он имел форму Ͳ . По словам Брикше, это, вероятно, означало звуки / s /, / ss / или / ps /. Он встречается в нескольких надписях в городах Аспендос и Перге, а также на местных монетах. Например, надпись из Перге, датируемая примерно 400 г. до н.э., гласит: Ͷανά Греческий Sampi Pamphylian.svg αι Πρειίαι Κλεμύτας Λϝαράμυ Ͷασιρ̄ο̄τας ἀνέθε̄κεвацы (= «Ванассай Прейяй Клемвасусус, Ласариса Прейяй Клемвасус, Ласариса Прейяй Клемвасус, Лавасай Прейяй Клемвасусус, сын царицы», Василий царитас, сын царитас, Василия царитас » Тот же титул «Королева Перге», местный титул богини Артемиды, встречается и в легендах монет: Ͷανά Греческий Sampi Pamphylian.svg ας Πρειιας As Ͷανά Ͳ α, как известно, местная женская форма архаического греческого существительного ἄναξ / ϝάναξ, то есть (w) anax («царь»), считается, что буква ͳ обозначает какой-то тип шипящего, отражающего протогреческий * / ktj /.

Числовые сампи

В алфавитной системе счисления, которая, вероятно, была изобретена в Милете и поэтому иногда называется "милетской" системой, существует 27 цифровых знаков: первые девять букв алфавита от alpha (A) до theta (Θ) обозначают цифры 1–9; следующие, начинающиеся с йота (Ι), означают число, кратное десяти (10, 20 и т. д. до 90); а последние девять, начинающиеся с ро (Ρ), обозначают сотни (100–900). Для этой цели были использованы 24 буквы стандартного классического греческого алфавита с добавлением трех архаичных или местных букв: дигамма / wau (Ϝ, Ϝ , используемые обозначая звук / w /) для «6», koppa (Ϙ, используем обозначавшее звук / k /) для «90» и sampi для «900». В то время как дигамма и коппа были сохранены в своих первоначальных алфавитных позициях, унаследованных от финикийцев, третий архаический финикийский иероглиф, сан / цаде (Ϻ, обозначающий звук [s]) таким образом не использовался. Вместо этого был выбран сампи и добавлен в конце системы после омега (800).

Из этого был сделан вывод, что система должна быть изобретена в то время и в месте, когда дигамма и коппа еще использовались или, по крайней мере, все еще помнились как части алфавитной последовательности, тогда как сан был либо уже был забыт или, по крайней мере, больше не запомнился с его исходной позицией. В последнем случае, согласно широко обсуждаемой точке зрения, сампи на самом деле может рассматривать как сан, но с новой позицией в алфавите.

Датировка появления этой системы, а вместе с ней и числовых сампи, была предметом обсуждения дискуссий. В конце 19 века такие авторы, как Томпсон, поместили его полное развитие только в 3 век до эры. Джеффри утверждает, что всю систему в целом можно проследить глубже, до VI века до эры. Ранний, хотя и единичный, случайного использования буквенных милетских цифр в афинах, на которых начертано несколько столбцов двузначных цифр неизвестного значения, датируемых серединой V века до нашей эры.

Таким образом, возникновение системы в целом датируется гораздо более ранней датировкой, чем это часто предполагалось ранее, однако фактическое появление буквы sampi в этом контексте еще не было обнаружено ни в одном из ранних примеров. Согласно Threatte, самое раннее известное использование числового значения числовой сампи в Магнезии 2-го века до нашей эры, во фразе, обозначающей денежную сумму («δραχ (μὰς) ϡʹ), но точноеловое. этого примера оспаривается. В Афинах первая аттестация сделана только с начала 2 века нашей эры, опять же в виде надписи с указанием денежных сумм.

Раньше, чем аттестаты в полном объеме в качестве числового числа - это несколько случаев, когда сампи использовался в Афинах в качестве знака для перечисления последовательностей элементов наборе вместе с 24 другими буквами алфавита, не подразумевая конкретного десятичного числового значения. Например, существует набор 25 металлических жетонов, на каждом из которых проставлена ​​одна из букв от альфа до сампи, датируемых 4 веком до нашей эры и, вероятно, использованных в качестве опознавательных знаков для судей в судхинской демократии.

В вирус тексты из периода Птолемея и далее, числовые s ampi встречается с некоторой регулярностью.

На раннем этапе создания числового значения sampi использовалось не только для 900, но, что несколько сбивает с толку, также и в качестве умножителя для 1000, поскольку это способ обозначения тысяч и их кратные еще не было предусмотрено алфавитной системой. Запись альфа над сампи (Греческий сампи 1000.svg или, в лигатуре, Греческий Сампи 1000 (2).svg ) означает «1 × 1000», тета над сампи (Греческий Sampi 9000.svg ) означает «9 × 1000» и так далее. В примерах, приведенных Гардтхаузеном, используется слегка измененная форма сампи с более короткой правой ножкой (Ͳ ). Позднее эта система была упрощена до такой, в которой оператор был отмечен маленьким штрихом от буквы (α = 1000).

Развитие глифов

В ранних каменных надписях форма сампи, как буквенная, так и числовая, - Ͳ . Квадратные формы, со средним вертикальным штрихом равной длины с внешним Ͳ или более длинным Ͳ , также встречаются в ранних папирусах. Эта форма соответствует самому раннему засвидетельствованному словесному описанию формы сампи как числового знака в древней литературе, которое встречается в замечании трудах врача 2 века нашей эры Галена. Комментируя некоторых неясных сокращений, найденных в более ранних использовании ранних рукописях Гиппократа, Гален говорит, что одна из «выглядит так, как некоторые люди пишут знак для 900», и это как «форму знака вертикальной буква Π с линией посередине »(« τοῦ π γραμμάτος χαρακτὴρ ἔχων ὀρθίαν μέσην γραμμὴν, ὡς νιοι γράφουσι τῶν ἐνεακαρωκ4, фрагмент текста 4-го рисунка. и коппа (зеленый)

Со времен самых ранних папирусов формы рукописных сампи с квадратными вершинами чередуются с вариантами, в верхних закругленах (ϡ , ϡ ) или заострен (ϡ , ϡ ).Округлая форма Ͳ встречается и в каменных надписях. В позднеримском периоде стреловидные или округлые формы часто записывались петлей, соединяющей две строки правой ведущей к форме «туз» ϡ или к ϡ . добавленный слева (ϡ ). можно прикрепить безопасными способами: сверху (ϡ ) или снизу (ϡ ). Из этих форм, наконец, возникает современная форма сампи, начиная с IX века, когда возникают две прямые линии становятся более или менее параллельными (ϡ , ϡ , ϡ ).

В средневековых западных манускриптах, описывающих греческий алфавит, форма наконечника стрелы иногда передается как ↗ .

Происхождение

На протяжении 19 и 20 веков многие авторы предполагали, что сампи был, по сути, продолжением истории архаической буквы сан (Ϻ), М-образной альтернативы сигмы (Σ), которая составляла часть греческого алфавита, когда она была использована заимствована из финикийского. Архаический сан занимал алфавитную позицию между пи (Π) и коппа (Ϙ). Он вышел из употребления в использовании сигмы в большинстве диалектов к 7 веку до н.э., но оставался вместо последнего в некоторых местных алфавитов до 5 века до нашей эры. Принято считать, что это происходит от финикого цаде.

. Гипотетическая идентификация между сан и сампи основывается на некоторых соображениях. Один из них - это сходство звуков, представленных обоими. Сан представлял либо простую [s], либо расходующуюся фонетическую общегреческую фонемы / s /. Предлагаемые значения исходного звука включают [ts], [z] и [ʃ]. Вторая причина такого предположения - систематичность в развитии инвентарного списка букв: в алфавитном письме не использовались три архаических буквы (дигамма / wau, коппа и сан), и три экстра-алфавитных буквы были приняты для милетской системы счисления, из них, очевидно, идентичны архаической дигамме и коппе; следовательно, легко предположить, что у третьего наборе была такая же история. Возражения против этого описания были связаны с тем фактом, что сампи не занимал то же положение, что и отсутствием какой-либо очевидной связи между формой двух букв и отсутствием каких-либо промежуточных форм.

Среди более старых авторитетов Гардтхаузен и Томпсон считали идентичность сан и сампи собой разумеющимся. Фоут, скеп переоценив доказательства, пришел к выводу, что это была правдоподобная, но недоказуемая гипотеза. Обсуждение продолжается до времени, пока неуклонно появляются новые археологические открытия, относящиеся к относительной датировки различных вовлеченных событий (например, первоначального появления алфавита, утраты архаичного сан, появления алфавитного сампи и появления алфавита). система счисления) продолжали влиять на базу данных, на основе она основывается.

Часть дискуссии о тождестве и сампи вращается вокруг сложного и вероятного, искаженного филологического комментария анонимного ученого, который обсуждается с тех пор Иосиф Юстус Скалигер обратил на это внимание еще в середине 17 века. Обсуждение Скалигера также содержит первое известное подтверждение имени «сан пи» (сампи) в западной литературе и первой попытке его объяснения. Рассматриваемый отрывок представляет собой схолию о двух редких словах, встречающихся в комедиях Аристофана, коппатиас (κοππατίας) и самфора (σαμφόρας). Оба были названы определенные типы лошадей, и оба, очевидно, были названы в честь буквы, используемой в качестве товарного знака на каждую: «коппа» и «сан» соответственно. Объяснив это, анонимный схолиаст отступление, которое, по-предположительно, предназначено для дальнейшего объяснения имени и функции «сан», проводя некую связь между ним и числовым 900. теперь, потому что текст был явно изменен во время передачи, и фактические символы, цитируемые в нем, вероятно, были заменены. Ниже представлен отрывок из прочтения, представленный в современном издании, с отмеченными проблемными словами:

κοππατίας ἵππους ἐκάλουν οἷς ἐγκεχάρακτο τὸ καυ [?] Στοιχεῖον, σαρομφον, σαρομφον, σαρομφον, σαρομφον, σαρομφον, σαρομφον, σαρομφα τὸ γὰρ σ [?] κατὰ [?] τὸ ϻ [?] χαρασσόμενον ϻὰν [?] ἔλεγον. αἱ δὲ χαράξεις αὗται καὶ μέχρι τοῦ νῦν σῴζονται ἐπὶ τοῖς ἵπποις. συνεζευγμένου δὲ τοῦ κ [?] καὶ σ [?] τὸ σχῆμα τοῦ ἐνακόσιοι [?] ἀριθμοῦ δύναται νοεῖσθαι, οὗ προηγεῖται τὸ κόππα [?] · καὶ παρὰ γραμματικοῖς οὕτω διδάσκεται, καὶ καλεῖται κόππα ἐνενήκοντα.

"Коппатиас" были названы лошади, которые были заклеймены буквой κ [?], Так же как «Самфоры» были заклеймены буквой σ [?]. «Времена σ» [?], Написанное как [или: вместе с?], Ϻ [?] Называлось san [?]. Эти клейма все еще можно встретить на лошадях. А из «κ» [?], Соединенного с «σ» [?], Можно увидеть, как получается числовой знак для 900 [?], Которому предшествует koppa [?]. Этому также учат грамматики, и цифра «90» называется «коппа».

Нет единого мнения о том, что изначально предполагалось под отрывком. В то время как Скалигер в 17 веке считал, что схолиаст говорил о синониме сигмы и имел в виду описать (современную) форму сампи (ϡ) как состоящую из перевернутой полулунной сигмы и π, современный редактор Д. Холверда считает, что схоласт говорит о настоящем М-образном сане и выразил уверенность в том, что современные сампи связаны с ним.

Альтернативная гипотеза об исторической идентичности человека и сампи состоит в том, что ионийские сампи могли быть заимствованы из соседнего анатолийского языка карийского, который сформировал местный субстрат в ионических колониях Малой Азии. Эта гипотеза упоминается Джеффри и недавно была поддержана Джензарди Брикше, предположившим, что сампи может быть связано с карийской буквой 25 «Θ », транскрибированной как ś. Это согласуется с «правдоподобной, но не доказуемой» гипотезой о том, что корень, содержащийся в карийско-греческих именах, написанных с помощью sampi, «Πανυασσις» и «Οασσασσις», идентичен корню * uś- / waś-, идентифицированному в другом месте в Carian, который содержит звук Carian ś, записанный с помощью Θ . Адиего следует за этим с гипотезой, что и карийское письмо, и сампи могут в конечном итоге вернуться к греческому Ζ (Ζ ). Подобно гипотезе сан-сампи, гипотеза карианцев остается открытым и спорным вопросом, особенно с учетом того, что знания о самом карианском языке все еще фрагментарны и развиваются.

Хотя происхождение сампи продолжает обсуждаться, идентичность между ними буквенное ионическое сампи (/ ss /) и цифра 900 редко вызывала сомнения, хотя в более ранней литературе это иногда упоминалось лишь условно. Изолированная позиция была выражена в начале 20-го века Джаннарисом, который - не говоря уже об алфавитном Использование Ionian / ss / - предполагает, что форма числового сампи была получена из сопоставления трех «Т», то есть 3 × 300 = 900. (Он также отверг историческую идентичность двух других числительных, stigma (6) и koppa (90), с их очевидными буквенными предшественниками.) Сегодня связь между буквенным и цифровым сампи общепризнан.

Имена

Несмотря на всю неопределенность, авторы, которые придерживаются гипотезы об исторической связи между древним саном и сампи, также часто продолжают использовать имя сан для последнего. Бенедикт Эйнарсон выдвигает гипотезу, что на самом деле он назывался * ssan, из-за особого качества свистящего звука, который он имел как ионийский Ͳ . Солдати отклонил это мнение как фонологически невозможное, указав, что звук / ss / когда-либо имел место. в середине слов и, следовательно, не может использоваться в начале своего имени.

Что касается самого имени sampi, то сегодня общепринято считать, что оно имеет позднее происхождение, а не первоначальное имя персонажа в его древнем алфавите или его числовой функции. Бабиниотис описывает его как «средневековый», а Джаннарис относит его появление «после тринадцатого века». Однако точное время его появления на греческом языке не задокументировано.

Это имя уже засвидетельствовано в рукописных копиях старославянского текста, описывающего развитие алфавита, трактата «О буквах», приписываемого монаху IX века Грабар, который был написан сначала в глаголице, а затем передан в кириллице. В одной средневековой кириллической группе рукописей этого текста, вероятно восходящей к примечанию на полях в более ранней глаголической версии, буквенные названия «сампи» («сѧпи») и «коппа» («копа») используются для обозначения греческие цифры. Свидетели этого текстового варианта существуют примерно с 1200 г., но его архетип может быть датирован до 1000 г. н.э.

Первое упоминание имени сампи в западной литературе встречается в работе 17-го века, Обсуждение Скалигером схолии Аристофанаотносительно слова самфоры (см. Выше). Некоторые современные источники утверждают, что первое известное название и использование не зная о более ранних языках, утверждают, что само возникло только в 17 веке. Родственный термин был использован после Скалигера французским писателем Монфоконом, который назвал знак «ἀντίσιγμα πῖ» (антисигма-пи), поскольку греки считали его составленным из перевернутой сигмы, которая называется ἀντίσιγμα, и от πῖ "(" Graeci putarunt, ex converodso sigma) ντίσιγμα vocatur, et ex πῖ compositum esse ").

Этимология слова sampi вызвала множество спекуляций. Единственный элемент, согласны все авторы, - это то, что -pi относится к букве π, но остальные рассказы различаются в

Согласно первоначальному предложению Скалигера, «написанное как сан и пи вместе», «сан» относится не к самой архаической букве. (т.е. Ϻ), а к «сан» как к простому синониму «сигма», имея в виду внешнюю кривую современную ϡ как напоминающую перевернутую полулунную сигму.. орме только современного (поздневизантийского) сампи, но пытается использовать активную архаичной номенклатуры, которая к тому времени, когда эта форма появилась, давно потеряла свою актуальность. Согласно второй гипотезе, сан-пи использование означало «сан, стоящий рядом с пи в алфавите». Таким образом, это предполагает историческую идентичность сампи и древнего сан (Ϻ), который стоит за Π. Поскольку это описание также проблематично, поскольку оно предполагает очень раннюю дату появления, поскольку после архаического периода первоначальное положение сан, по-видимому, больше не вспоминается, и этот смысл использования сампи в системе счисления в том, что он стоит где-то еще. Однако другая гипотеза интерпретирует сан-пи в смысле «сан, который похож на пи». Обычно это относится к современной форме, предполагая, что одно только имя сан существовало с древности до того времени, когда знак принял эту современную форму. Сегодня ни одна из этих гипотез не получила широкой поддержки. Наиболее распространенное объяснение этого сегодня состоит в том, что сан пи (σὰν πῖ) означает «как пи», где слово сан не связано ни с одной буквой, а просто с современным греческим предлогом σαν («как», от древнегреческого ὡς ἂν).

В отсутствие имени собственного есть указания на то, что в византийские времена для обозначения знака использовались различные общие термины. Так, греческий математик XV века называл три числа для 6, 90 и 900 как «τὸ ἐπίσημον», «τὸ ἀνώνυμον σημεῖον» («безымянный знак», то есть коппа) и «ὁ καλούμενος χαρακ» так называемый «чаракти». е. просто «персонаж») соответственно. Термин «πίσημον» (Episēmon, «выдающийся») сегодня используется как общее покрытие для всех трех внеалфавитных цифровых знаков, но был использован специально для обозначения 6 (т.е. дигамма / стигма ).

В некоторых раннесредневековых латинских документах из Европы есть описание современной греческой системы счисления, из которых следует, что сампи был известен просто греческим словом по его числовому значению, ἐννεακόσια («девятьсотакосия»). Так, в De loquela per gestum digitorum, дидактическим тексте об арифметике, приписываемом Достопочтенному Беде, три греческие цифры для 6, 90 и 900 называются «эпизимон», «кофе» и «эннеакоз» соответственно.. последние два явно искаженные версиими коппа и эннеакосии. В анонимной рукописи IX века из Рейнауского аббатства есть эпистмон [sic ], kophe и ennakose. Точно так же в Psalterium Cusanum, двуязычном греко-латинском манускрипте IX или X веков, есть Episimôn, enacôse и cophê соответственно (причем последние два названия ошибочно заменены друг на друга). В другом средневековом манускрипте те же самые слова несколько больше, как psima, coppo и enacos, Другие, похожие версии названия включают enacosin и niacusin, или любопытное искажение sincope,

Любопытное название для сампи, которое встречается в одном греческом источнике, - «παρακύϊσμα» (паракиизма). Он встречается в схолии Дионисия Фракса, где три цифры обозначаются как «τὸ δίγαμμα καὶ τὸ κόππα καὶ τό καλούμενον παρακύϊσμα». Неизвестное слово («… так называемая паракиизма») буквально означает «ложная беременность», от «παρα-» и глагола «κυέω» «быть беременной». Этот термин использовался и принимался как возможно аутентичный Джаннарисом, Ульхорном и снова Солдати. В то время как Джаннарис выдвигает гипотезу, что это должно было вызвать его статус нерегулярного, неуместного дополнения («бесполезное суперфетазионе»). Эйнарсон, однако, утверждает, что это слово, вероятно, является продуктом искажения текста во время передачи в византийский период. Он предполагает, что первоначальное прочтение было похоже на то, что использует Рабдас, «κ καλούμενος χαρακτήρ» («так называемый персонаж»). Другим современным термином на обложке для экстра-алфавитных цифр был бы «παράσημον» (парасемон, букв. «Дополнительный знак»). Редактор мог бы написать согласные буквы «π-σ-μ» из «παράσημον» над буквами «χ-κτ-ρ» из «χαρακτήρ», так как оба слова совпадают со своими оставшимися промежуточными буквами. Результат, смешанный из букв обоих слов, мог быть неправильно прочитан на следующем этапе как «παρακυησμ», следовательно, «παρακύϊσμα».

Совершенно новое предположение было сделано А. Вилли, который предполагает, что первоначальное название на древнегреческом языке было ангма (ἄγμα). Это предложение основано на отрывке из латинского грамматиста Варрона, который использует это имя для того, что он называет «25-й буквой» алфавита. Сам Варрон явно не имеет в виду сампи, но использует слова для обозначения звука нг [ŋ ] в такихах, как ангелус. Однако Варрон приписывает использование имени ангма древнему ионийскому греческому автору Иону Хиосскому. Вилли понял, что Варрон неправильно Иона, что имя ангма относится к звуку [ŋ], потому что этот звук случайно встречается в самом имени. Однако, говоря о «25-й букве алфавита», имел в виду не просто представление некоторых других букв, но и собственно письменную букву, а именно сампи. Согласно гипотезе Вилли, название ангма произошло от глагольного корня * ank-, «сгибать, изгибать», и относиться к «изогнутому объекту», используемому из-за крючковидной формы буквы.

В других сценариях
греко-иберийская свинцовая доска из Ла Серрета (Алькой ), показывающая иберийскую форму сампи. Монета короля Канишка, с надписью ÞΑΟΝΑΝΟÞΑΟ ΚΑΝΗÞΚΙ ΚΟÞΑΝΟ («Царь царей, Канишка Кушанский») с использованием бактрийского «þ» для š.

В греко-иберийском алфавите, использовавшемся в IV веке нашей эры в восточной для написания иберийского языка (язык, не связанный с греческим), сампи был принят вместе с остальной частью ионического греческого алфавита в качестве буквенного символа для записи второго свистящего звука, отличного от сигмы. Он форму Ͳ с тремя вертикальными линиями одинаковой длины.

Греческий шрифт также был адаптирован во времена эллинизма для записи иранского языка бактрийского, говорят в сегодняшнем Афганистане. Бактриан дополнительную букву Ϸ, имеющую форму более поздней (несвязанной) германской буквы «шип» (Þ), чтобы обозначить звук sh (š, [ʃ]). Предполагается, что эта буква является продолжением греческого сампи и / или san.

В течение первого тысячелетия нашей эры нескольких соседних языков, чьи алфавиты были полностью или частично произошли от греческого, приняли греческую систему счисления, а вместе с ней и какая-то версия или местная замена сампи.

В коптском знак «» (Ⳁ , который был описан как «греческое ͳ с Ρ выше») использовался для обозначения 900. Его числовое значение значительно роль была взята на себя. местным персонажем Ϣ (shei, / ʃ /), который связан с семитским цаде (и, таким образом, в конечном итоге также родственным греческому сан).

Готический алфавит принял сампи в своей римской эпохе в стрелках, направленной вверх (𐍊 , 𐍊)

в славянской системе письма В глаголице буква Ⱌ (це, / ц /) использовалась для 900. Возможно, она также произошла от еврейского цаде формы. В кириллице, напротив, изначально использовался символ Ѧ (маленький юс, / ẽ /), который был одной из букв кириллицы, которая больше всего напоминала сампи по форме. Однако вскоре ее место заняла буква Ц (цэ), эквивалент глаголицы. Было высказано предположение, что сампи сохранил свою альтернативную функцию обозначения умножения на тысячу и стал кириллическим «знаком тысячи» ҂.

В армянском буква Ջ (ǰ) означает 900, а (kʿ), похожий по форме на коптский знак, означает 9000.

Современное употребление

Вместе с другими элементами греческой системы счисления, сампи иногда все еще используется в греческом языке сегодня. Однако, поскольку система обычно используется только для перечисления элементов в относительно небольших наборах, таких как главы книги или имена правителей династии, знаки для высших десятков и сотен, включая сампи, встречаются гораздо реже. на практике, чем нижние буквы от 1 до 10. Одной из немногих областей, где более высокие числа, включая тысячи и сотни, все еще выражаются в старой системе в Греции с некоторой регулярностью, является область права, потому что до 1914 года законы были пронумерованы таким образом. Например, один закон, который имеет в своем названии слово «сампи» и все еще действует и относительно часто упоминается, - это «μος ͵ΓϠΝʹ / 1911» (то есть Закон № 3950 от 1911 г.), Περί της εκ των αυτοκινήτων ποινικής και αστ ανε »(« Об уголовной и гражданско-правовой ответственности, связанной с использованием автомобилей »). Однако в неформальной практике буква сампи в таких случаях часто заменяется строчной или прописной π.

Типографика
Различные варианты исполнения заглавных букв в современных шрифтах

С появлением современной печати в западном Ренессансе типографии приняли крохотную версию цифровой знак ϡ для своих шрифтов. Типографская реализация Сампи широко варьировалась на протяжении всей своей истории в печати, и большой диапазон различных форм все еще можно найти в современном электронном наборе. Обычно используемые формы варьируются от маленьких π-подобных форм (шрифтом Alfios ) до форм с большими кривыми перекоса (шрифтом IFAO-Grec ), в то время как стержни могут быть почти вертикальными (ϡ шрифтом TITUS Cyberbit ) или почти горизонтальными (ϡ шрифтом Theano Didot ). Реже можно встретить формы с загнутым наружу нижним концом, образующим s-образную кривую (ϡ шрифтом Tempora-LGC ).

В его современном использовании в качестве числительного (как и в случае двух других episema, stigma и koppa) при печати обычно не делается разницы между прописными и строчными буквами; один и тот же символ обычно используется в обеих средах. Однако иногда в печати также использовались специальные типографские варианты, адаптированные к стилю верхнего регистра. Проблема разработки таких вариантов верхнего регистра стала более заметной после решения Unicode кодировать отдельные кодовые точки символов для верхнего и нижнего регистра сампи. В настоящее время найдено несколько различных дизайнов. В более старых версиях таблиц Юникода глиф имел кривую и более толстую нижнюю основу (Ϡ в таблице Unicode 3.1 ). Хотя эта форма была принята в некоторых современных шрифтах, в более поздних версиях Unicode она была заменена более простым глифом, аналогичным строчным формам (Ϡ в таблице Unicode 5 ). Многие шрифты, предназначенные для использования в научных кругах, имеют прямую треугольную форму с прямыми линиями и засечками (Ϡ шрифтом IFAO-Grec ), как это предложил типограф Яннис Хараламбус. Другие версии включают большие изогнутые формы (Ϡ шрифтом Старый стандарт ) или вертикальный большой π-подобный глиф с длинной нисходящей кривой (Ϡ шрифтом Palatino Linotype ).

Строчные «архаичные сампи» в разных шрифтах. Слева направо: исходный черновик Unicode, справочный глиф Unicode, New Athena Unicode, Aroania, Avdira, IFAO-Grec Unicode, Atavyros, Anaktoria, Alfios, Code2000.

Эпиграфические древние ионийские сампи обычно не отображаются с использованием современных цифр персонаж в печати. В специализированном эпиграфическом или палеографическом академическом обсуждении он представлен либо глифом Ͳ , либо латинским заглавным шрифтом T с засечками в качестве временной замены. Поскольку в прошлом этот символ никогда не поддерживался в нормальных греческих шрифтах, нет типографской традиции для его прописного и строчного представления в стиле обычного текстового шрифта. С момента его включения в стандарт кодировки символов Unicode были разработаны экспериментальные типографские стилизации строчных текстовых символов сампи. Эталонный глиф Unicode для «малой буквы архаического сампи», согласно первоначальному проекту, должен был выглядеть как основа маленькой буквы τ с квадратной вершиной в x высота, но был изменен после консультации с греческим языком. верстальщики. Глиф, показанный в текущих официальных таблицах кодов, стоит на базовой линии и имеет восходящий элемент немного выше, чем высота верхнего края, но его основа не имеет засечек и слегка изогнут влево, как нижний элемент элемента ρ или β. Большинство дизайнеров шрифтов, которые реализовали символ в текущих шрифтах, решили разработать глиф либо с размером x высота, либо с нижним нижним элементом, но без верхнего элемента, и с квадратным или изогнутым верхом (что соответствует древней практике писцов..)

Компьютерное кодирование
Числовой сампи: U + 03E0, U + 03E1 Архаический сампи: U + 0372, U + 0373

Несколько кодовых точек для кодирования сампи и его вариантов имеют был включен в Unicode. Поскольку они последовательно применялись в разных версиях Unicode, их охват в текущих компьютерных шрифтах и ​​операционных системах несовместим по состоянию на 2010 год. U + 03E0 («Греческая буква сампи») присутствовал с версии 1.1 (1993) и изначально предназначался для отображения нормальный современный цифровой глиф. Прописная буква / l Контрастность owercase была введена в версию 3.0 (1999 г.). Установленная кодовая точка была технически определена как символ верхнего регистра, новое дополнение было объявлено строчным (U + 03E1, «строчная греческая буква сампи»). Это привело к некоторому несоответствию между шрифтами, потому что этот присутствовал в старых шрифтах, теперь обычно находится в U + 03E1 в более новых, в то время как U + 03E0 может иметь типографически необычный заглавный глиф.

Новые отдельные кодовые точки для древних эпиграфических сампи, в том числе в верхнем и нижнем регистре, были предложены в 2005 году и включены в стандарт с версией 5.1 (2008). Они предназначены для охвата как ионийского Ͳ , так и памфилийского Ͳ , причем ионийским символом служит эталонный глиф. По состоянию на 2010 год эти символы еще не поддерживаются современными греческих шрифтов. Готический символ «900» был закодирован в версии 3.1 (2001 г.), а коптский сампи - в версии 4.1 (2005 г.). Кодовые точки для связанных греческих символов san и бактрийского языка «шо » были добавлены в версию 4.0 (2003).

СимволФигураКодИмяВерсияГод
ͲГреческий Sampi Ionian.svg U + 0372ГРЕЧЕСКАЯ ЗАГЛАВНАЯ БУКВА АРХАИЧЕСКАЯ САМПИ5.12008
ͳU+0373ГРЕЧЕСКАЯ СТРОЧНАЯ БУКВА АРХАИЧЕСКАЯ САМПИ5.12008
ϠSampi.svg U+03E0ГРЕЧЕСКАЯ БУКВА SAMPI1.11993
ϡU+03E1ГРЕЧЕСКАЯ СТРОЧНАЯ БУКВА SAMPI3.01999
ϷÞU+03F7ГРЕЧЕСКАЯ ЗАГЛАВНАЯ БУКВА SHO4.02003
ϸþU + 03F8ГРЕЧЕСКАЯ СТРОЧНАЯ БУКВА ШО4.02003
ϺMU+03FAГРЕЧЕСКАЯ ЗАГЛАВНАЯ БУКВА SAN4.02003
ϻU+03FBГРЕЧЕСКАЯ СТРОЧНАЯ БУКВА SAN4.02003
Коптский Sampi.svg U+2CC0КОПТИЧЕСКАЯ ЗАГЛАВНАЯ БУКВА SAMPI4.12005
U+2CC1КОПТСКАЯ СТРОЧНАЯ БУКВА SAMPI4.12005
𐍊Греческий Сампи palaeographic 09.svg U + 1034AГОТИЧЕСКАЯ БУКВА ДЕВЯТЬ СОТНИ3,12001

До Unicode поддержка sampi в электронном кодировании незначительной. Не существует общепринятой 8-битной кодовой страницы для греческого языка (например, ISO 8859-7 ), содержащему сампи. Тем не менее, строчные и прописные символы были представлены набором символов греческого алфавита для обмена библиографической информацией. В бета-коде строчные и прописные символы кодируются как "# 5" и "* # 5" соответственно. В системе набора LaTeX пакет "Babel" позволяет получить доступ к строчным и прописным буквам sampi с помощью команд "\ sampi" и "\ Sampi". Не-Unicode (8-битные) шрифты для политонического греческого иногда содержали sampi, сопоставленные с произвольными позициями, но обычно не в виде пары регистров. Например, шрифт «WP Greek Century», поставленный с WordPerfect, имел кодировку sampi как 0xFC, тогда как популярные шрифты «Wingreek» имели кодировку 0x22. Никакая система кодирования до Unicode 5.1 не обслуживала архаичные эпиграфические сампи отдельно.

Ссылки
Источники
  • Томпсон, Эдвард М. (1893). Справочник по греческой и латинской палеографии. Нью-Йорк: Д. Эпплтон. п. 7.
Последняя правка сделана 2021-06-06 09:26:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте