Канишка I | |
---|---|
Царь царей. (Бактриан : Шаонаношао) | |
| |
Правление | II век (120–144) |
Предшественник | Вима Кадфисес |
Преемник | Гувишка |
Родился | Пешавар |
Умер | Пешавар |
Погребение | Пешавар |
Дом | Кушан-шахов |
Династия | Кушан |
Религия | Буддизм |
Канишка I (Греко-бактрийский : κανηþκε Канешке, Брахми : Ка-Ши-ка, санскрит : कनिष्क), или Канишка Великий, император династии Кушанов во втором веке (около 127–150 гг. Н. Э.) Прославился своими военными, политическими и духовными достижениями. Потомок Куджулы Кадфиса, основателя Кушанской империи, Канишка стал править империей в Бактрии, простирающейся до Паталипутры на Гангской равнине. Главная столица его империи находилась в Пурушапуре в Гандхаре, с другой главной столицей в Каписе.
Его завоевания и покровительство буддизму играли важную роль в развитии Шелкового пути и в передаче буддизма Махаяны из Гандхары через Каракорум в Китай. Около 127 г. н.э. он заменил греческий на бактрийский в качестве официального языка администрации в империи.
Ранее ученые полагали, что Канишка взошел на Кушанский трон в 78 г. и что эта дата использовалась как начало сакской календарной эры. Однако историки уже не считают эту дату датой воцарения Канишки. По оценке Фалька, Канишка взошел на престол в 127 г. н. Э.
Канишка был кушаном, вероятно, юэчжи этнической принадлежности. Его родной язык неизвестен. Рабатакская надпись использует греческое письмо, чтобы написать язык, описываемый как арья (αρια) - скорее всего, форма бактрийца, родом из Арианы, который был восточноиранским языком среднеиранского периода. Однако это, вероятно, было принято кушанами для облегчения общения с местными подданными. Неизвестно, на каком языке кушанская элита говорила между собой.
Канишка был преемником Вима Кадфиз, о чем свидетельствует впечатляющая генеалогия кушанских царей, известная как Рабатакская надпись. Связь Канишки с другими кушанскими правителями описана в надписи Рабатака, поскольку Канишка составляет список царей, правивших до его времени: Куюла Кадфисес как его прадед, Вима Такту как его дед, Вима Кадфисес как его отец, и сам Канишка: «для короля Куюла Кадфисес (его) прадед, и для короля Вима Такту ( его) деду, и королю Вима Кадфисес (его) отцу, и * самому себе, королю Канишке ».
Империя Канишки был определенно обширен. Он простирался от юга Узбекистана и Таджикистана, к северу от Амударьи (Окс ) на северо-западе до Северной Индии, до Матхуры на юго-востоке (Рабатак надпись даже утверждает, что он владел Паталипутрой и Шри Чампа), и на его территорию также входил Кашмир, где находился город Канишкапур (современный день), названный в его честь недалеко от перевал Барамула, на котором до сих пор находится основание большой ступы.
Знания о его власти в Средней Азии менее известны. Книга Позднего Хань, Хоу Ханьшу, заявляет, что генерал Бан Чао участвовал в битвах около Хотана с кушанской армией в 70000 человек во главе с неизвестным кушаном. наместник по имени Се (кит.: 謝) в 90 году нашей эры. Бан Чао заявил о своей победе, вынудив кушанов отступить с помощью политики выжженной земли. Территории Кашгар, Хотан и Яркенд были китайскими зависимыми территориями в Таримской котловине, современном Синьцзяне. Несколько монет Канишки были найдены в Таримской котловине.
. Контроль над сушей (Шелковый путь ) и морскими торговыми путями между Южной Азией и Римом, по-видимому, был одним из главных имперских путей Канишки. цели.
Кушанские территории (полная линия) и максимальная протяженность кушанских владений под Канишкой (пунктирная линия), согласно Рабатакской надписи.
Вероятная статуя Канишки, Сурх Котал, 2 век н.э. Кабульский музей.
Бронзовая монета Канишки, найденная в Хотане, современный Китай.
Саматата чеканка царя Вира Джадамара, имитирующая кушанскую чеканку из Канишка I. Бенгалия, примерно 2-3 века н.э.
На монетах Канишки изображены изображения индийца, грека, Иранские и даже сумерские - эламские божества, демонстрирующие религиозный синкретизм в его верованиях. На монетах Канишки с начала его правления есть легенды на греческом языке и письмах и изображены греческие божества. Более поздние монеты содержат легенды на бактрийском, иранском языке, на котором, очевидно, говорили кушаны, а греческие божества были заменены соответствующими иранскими. Все монеты Канишки - даже те, которые имеют легенду на бактрийском языке - были написаны модифицированным греческим шрифтом, в котором был один дополнительный глиф (Ϸ) для обозначения / š / (sh), как в словах «Кушан» и «Канишка»..
На его монетах король обычно изображается в виде бородатого мужчины в длинном пальто и брюках, присборенных до щиколотки, с пламенем, исходящим из его плеч. Он носит большие закругленные сапоги и вооружен длинным мечом, а также копьем. Часто его можно увидеть приносящим жертву на маленьком алтаре. Нижняя половина известнякового рельефа Канишки в натуральную величину, одетого так же, с жесткой вышитой под пальто и шпорами, прикрепленными к его ботинкам под светящимися складками брюк, сохранилась в Кабульском музее до тех пор, пока не была разрушена талибами. 89>
На нескольких монетах в начале его правления есть легенда на греческом языке и надпись: ΒΑΣΙΛΕΥΣ ΒΑΣΙΛΕΩΝ ΚΑΝΗϷΚΟΥ, basileus basileon kaneshkou "[монета] Канишки, король королей.". греческие божества с греческими именами представлены на этих ранних монетах:
Надписи на греческом языке полны орфографических и синтаксических ошибок.
После перехода На бактрийский язык на монетах иранские и индийские божества заменяют греческие:
O использовались только несколько буддийских божеств:
Также использовались лишь несколько индуистских божеств:
Канишкой с божеством Моздоано.
Монета Канишки.
Монета Канишки находится в Ahin Posh.
Монета.
Канишка бронзовая монета.
Репутация Канишки в буддийской традиции имеет первостепенное значение, поскольку он не только верил в буддизм, но и поощрял его учение. Как доказательство этого, он руководил 4-м буддийским собором в Кашмире в качестве главы совета. Его председательствовали Васумитра и Ашвагхоша. Изображения Будды на основе 32 физических знаков были сделаны в его время.
Он поощрял как школу Гандхара греко-буддийского искусства, так и школу Матхура индуистского искусства (неизбежное религиозный синкретизм пронизывает правило Кушана). Канишка лично, кажется, принял и буддизм, и персидские атрибуты, но он больше отдавал предпочтение буддизму, что может быть доказано его преданностью буддийским учениям и стилям молитвы, изображенным в различных книгах, относящихся к кушанской империи.
Его величайшим вкладом в буддийскую архитектуру была ступа Канишка в Пешаваре, Пакистан. Археологи, заново открывшие ее основание в 1908–1909 годах, установили, что эта ступа имела диаметр 286 футов (87 метров). Сообщения китайских паломников, такие как Сюаньцзан, указывают на то, что его высота составляла от 600 до 700 (китайских) «футов» (= примерно 180–210 метров или 591–689 футов) и была покрыта драгоценностями. Безусловно, это огромное многоэтажное здание входит в число чудес древнего мира.
Канишка, как говорят, был особенно близок с буддийским ученым Ашвагхошей, который стал его религиозным советником в последние годы его жизни.
Буддийские монеты Канишки сравнительно редки (менее одного процента от всех известных монет Канишки). Некоторые из них изображают Канишку на аверсе и Будду стоящим на реверсе. Некоторые также показывают Будду Шакьямуни и Майтрейю. Как и у всех монет Канишки, дизайн довольно грубый, а пропорции неточны; изображение Будды часто немного преувеличено, с огромными ушами и ступнями, расставленными в стороны, как у кушанского царя.
Известно три типа буддийских монет Канишки:
Известно лишь шесть кушанских монет Будды в золоте (шестая - центральная часть древней монеты ювелирных изделий, состоящих из монеты Канишки Будды, украшенной кольцом из рубиновых камней в форме сердца). Все эти монеты были отчеканены из золота при Канишке I и имеют два разных достоинства: динар примерно 8 gm, примерно похожий на римский aureus, и четверть динара около 2 граммов (размером с обол ).
Будда изображен одетым в монашеское одеяние, антаравасака, уттарасанга и пальто сангхати.
. Уши очень большие и длинные, что, возможно, является символическим преувеличением, необходимым из-за небольшой размер монет, но в остальном видимый в некоторых более поздних гандхарских статуях Будды, обычно датируемых III – IV веками нашей эры (иллюстрация слева). У него обильный верхний узел, покрывающий усниша, часто сильно стилизованный в виде фигурных или часто шаровидных форм, также видимый на более поздних статуях Будды Гандхары.
В целом изображение Будды на этих монетах уже является в высшей степени символическим и весьма отличным от более натуралистических и эллинистических изображений, которые можно увидеть на ранних скульптурах Гандхары. На некоторых рисунках видны усы. На ладони его правой руки есть знак чакры, а на лбу - урна. Его окружает ореол, образованный одной, двумя или тремя линиями.
Полное платье, которое Будда носило на монетах, покрывающее оба плеча, предполагает скорее гандхарскую, чем матурскую модель.
Будда Шакьямуни (с легендой «Сакамано Будо», то есть Будда Шакамуни, другое имя исторического Будды Сиддхарта Гаутамы ), стоящий впереди, положив левую руку на бедро и формируя абхайя мудру правой рукой. Все эти монеты только из меди и обычно довольно потертые.
Одеяние Будды Шакьямуни довольно легкое по сравнению с одеждой на монетах во имя Будды, ясно показывая очертания тела почти прозрачным образом. Это, вероятно, первые два слоя монашеской одежды: антаравасака и уттарасанга. Кроме того, его платье перекинуто через левую руку (вместо того, чтобы держать его в левой руке, как указано выше), особенность, известная только в бимаранской шкатулке и напоминающая шарф уттария. У него обильный пучок волос, покрывающий ушниша, и простой или двойной нимб, иногда лучезарный, окружающий его голову.
Бодхисаттва Майтрейя (с легендой «Метраго Будо») скрестив ноги на троне, держа горшок с водой, а также формируя Абхая мудру. Эти монеты известны только из меди и довольно изношены. На самых чистых монетах Майтрейя, кажется, носит нарукавные повязки индийского принца, что часто можно увидеть на скульптуре Майтрейи. Трон украшен небольшими колоннами, что позволяет предположить, что изображение Майтрейи на монетах было напрямую скопировано с ранее существовавших скульптур с такими хорошо известными особенностями.
Определение «Будда» для Майтрейи неточно, поскольку он вместо этого Бодхисаттва (он Будда будущего).
Иконография этих трех типов сильно отличается от иконографии других божеств, изображенных на монетах Канишки. Независимо от того, показаны ли все божества Канишки сбоку, будды показаны только спереди, что указывает на то, что они были скопированы с современных фронтальных изображений стоящих и сидящих Будд в скульптуре. Оба изображения Будды и Шакьямуни имеют оба плеча, покрытые монашеской мантией, что указывает на то, что статуи, использованные в качестве моделей, были из школы искусства Гандхара, а не Матхура.
Некоторые буддийские статуи напрямую связаны с правлением Канишки, например, несколько статуй Бодхисаттвы из Искусство Матхуры, а несколько других из Гандхара имеют надписи дата в эпоху, которая теперь считается эрой Яваны, начиная с 186 по 175 г. до н.э.
Датированная скульптура при Канишке | |
|
"" Шкатулка Канишки "или" Реликварий Канишки ", датируемая первым годом правления Канишки в 127 г. н.э., была обнаружена в кладовой под ступой Канишка во время археологических раскопок в 1908–1909 гг. В Шахе. -Ji-Ki-Dheri, недалеко от современных ворот Гандж старого города Пешавара. Сегодня он находится в Пешаварском музее, а копия находится в Британском музее. Говорят, что в нем были три костных фрагмента Будды, которые сейчас находятся в Мандалае, Бирма.
Шкатулка посвящена в Харошти. Надпись гласит:
На крышке шкатулки изображен Будда на лотосном пьедестале, которому поклонялись Брахма и Индра. Край крышки украшает фриз с летающими гусями. На теле шкатулки изображен кушанский монарх, вероятно, лично Канишка, с иранскими богами солнца и луны на его стороне. По бокам два изображения сидящего Будды, которому поклоняются королевские фигуры, можно предположить, что это Канишка. Гирлянда, поддерживаемая херувимами, окружает сцену в типичном эллинистическом стиле.
Приписывание шкатулки Канишке недавно оспаривалось, в основном по стилистическим причинам (например, линейка, изображенная на шкатулке, не бородатая, в отличие от Канишки). Вместо этого шкатулку часто приписывают преемнику Канишки Хувишка.
В буддийской традиции Канишка часто описывается как агрессивный, вспыльчивый, жесткий, строгий, и немного суровым королем до того, как он обратился в буддизм, который он очень любил, а после своего обращения в буддизм он стал искренним, доброжелательным и верным правителем. Как в сутре Шри-дхарма-питака-нидана:
Кроме того, прибытие Канишки, как сообщается, было предсказано или предсказано Буддой, а также строительство его ступы:
Та же история повторяется в хотанском свитке, найденном в Дуньхуане, который впервые описывает, как Канишка придет через 400 лет после смерти Будды. В отчете также описывается, как Канишка пришел, чтобы поднять свою ступу:
китайские паломники в Индию, такие как Сюаньцзан, которые путешествовали туда около 630 г. н.э., также передают историю:
Король Канишка из-за своих деяний пользовался большим уважением, уважением, почитанием всеми людьми, которыми он правил и правил, и считался величайшим королем который когда-либо жил благодаря своей доброте, смирению и чувству равенства и самоправедности во всех аспектах. Таким образом, такие великие дела и характер короля Канишки сделали его имя бессмертным, и, таким образом, он был назван "КОРОЛЕМ КОРОЛЕЙ"
Буддийские монахи из региона Гандхара сыграли ключевую роль в развитии и передаче буддийских идей в северную Азию с середины XIX века. 2 век н. Э. кушанский монах, Локаксема (ок. 178 г. н.э.), стал первым переводчиком буддийских писаний Махаяны на китайский язык и основал бюро переводов в китайская столица Лоян. Среднеазиатские и восточноазиатские буддхи Похоже, монахи поддерживали сильные обмены в течение следующих столетий.
Канишки, вероятно, сменил Гувишка. Как и когда это произошло, пока неизвестно. Это факт, что во всем кушанском наследии был только один царь по имени Канишка. Надпись на Священной Скале Хунзы также показывает знаки Канишки.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Канишка I. |