Громовой шар (роман)

редактировать
Роман Яна Флеминга

Грозовой шар
IanFleming Thunderball.jpg Обложка первого издания, опубликованная Джонатаном Кейпом
АвторЯн Флеминг. Кевин МакКлори (в титрах не указан). Джек Уиттингем (в титрах не указан)
Художник с обложкиРичард Чоппинг (Джонатан Кейп ред..)
СтранаВеликобритания
ЯзыкАнглийский
СерииДжеймс Бонд
ЖанрШпионская фантастика
ИздательДжонатан Кейп
Дата публикации27 марта 1961 г.
Тип носителяПечать (в твердом и мягком переплете)
ПередТолько для ваших глаз
За ним следуетШпион, который любил меня

Громовой шар - это девятая книга из серии Яна Флеминга о Джеймсе Бонде и восьмой полнометражный роман Бонда. Впервые он был опубликован в Великобритании Джонатаном Кейпом 27 марта 1961 года, где первоначальный тираж в 50 938 экземпляров быстро разошелся. Первая новеллизация неоснятого сценария Джеймса Бонда, она родилась в результате сотрудничества пяти человек: Иэна Флеминга, Кевина МакКлори, Джека Уиттингема, Ивара Брайса и Эрнест Кунео, хотя спорная общая заслуга Флеминга, МакКлори и Уиттингема была результатом решения зала суда.

В центре сюжета кража двух атомных бомб преступным синдикатом СПЕКТР и последующая попытка шантажа западных держав с целью их возвращения. Джеймс Бонд, агент Секретной службы 007, едет на Багамы, чтобы работать со своим другом Феликсом Лейтером, откомандированным обратно в ЦРУ для расследования. Громовой шар также представляет лидера SPECTRE Эрнста Ставро Блофельда в первом из трех появлений в романах о Бонде, где На секретной службе Ее Величества и Вы живете только дважды. другие.

«Громовой шар» был адаптирован четыре раза: один раз в формате комиксов для газеты Daily Express, дважды для кино и один раз для радио. Полоса Daily Express была прервана по приказу ее владельца, лорда Бивербрука, после того, как Ян Флеминг подписал соглашение с The Sunday Times на публикацию рассказа. На экране Thunderball был выпущен в 1965 году как четвертый фильм из серии Eon Productions, где Шон Коннери сыграл Джеймса Бонда. Вторая адаптация, Never Say Never Again, была выпущена в качестве независимого производства в 1983 году с Коннери в главной роли в роли Бонда и была произведена Кевином МакКлори. BBC Radio 4 в декабре 2016 года показало адаптацию, поставленную Мартином Джарвисом. В нем снимались Тоби Стивенс в роли Бонда и Том Конти в роли Ларго.

Содержание
  • 1 Сюжет
  • 2 Персонажи и темы
  • 3 Фон
    • 3.1 Написание и авторское право
      • 3.1.1 Хронология
      • 3.1.2 Элементы сценария
  • 4 Выпуск и прием
    • 4.1 Обзоры
  • 5 Адаптации
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки
Сюжет

Во время встречи со своим начальником, M, Бонд узнает, что его последнее физическое состояние плохое из-за чрезмерного употребления алкоголя и курения. М. отправляет Бонда в поликлинику для двухнедельного лечения, чтобы улучшить его состояние. В клинике Бонд встречает графа Липпе, члена преступной организации Red Lightning Tong из Макао. Когда Бонд узнает о связи Тонга, Липпе пытается убить его, вмешиваясь в стол для вытяжения позвоночника, на котором Бонд лечится. Бонд, однако, спасает медсестра Патрисия Фиринг, а затем принимает ответные меры против Липпе, запивая его в паровой бане, вызывая ожоги второй степени и отправляя его в больницу на неделю.

Авро Вулкан : ближайший родственник вымышленного воздаятеля

Премьер-министр получает коммюнике от СПЕКТРА (SPофициального лица E xecutive для C контрразведки, T ошибочности, R evenge и E xtortion), частный преступник предприятие под командованием Эрнста Ставро Блофельда. SPECTER угнал Villiers Vindicator и захватил две его ядерные бомбы, которые он будет использовать для уничтожения двух основных целей в Западном полушарии, если не будет уплачен выкуп. Липпе был отправлен в клинику, чтобы наблюдать за Джузеппе Петакки, пилотом итальянских ВВС, дислоцированным на близлежащей базе эскадрильи бомбардировщиков, и опубликовать коммюнике, как только бомбы окажутся в распоряжении SPECTRE. Хотя Липпе выполнил свои задачи, Блофельд считает его ненадежным из-за его детского столкновения с Бондом и убил его.

Выступая в качестве наблюдателя НАТО процедуры Королевских ВВС, Петачки получает зарплату SPECTRE за угон бомбардировщика в полете, убив его экипаж и доставив его на Багамы. Убийца SPECTER убивает Петачки, как только тот доставил самолет, и команда маскирует обломки и загружает бомбы на крейсерскую яхту Disco Volante для транспортировки в подводное убежище. Эмилио Ларго, заместитель командира SPECTER, наблюдает за операциями.

Американцы и британцы запускают операцию «Громовой шар», чтобы помешать СПЕКТР и вернуть две атомные бомбы. Думая, М отправляет Бонда на Багамы для расследования. Там Бонд встречает Феликса Лейтера, который был отозван на службу ЦРУ из детективного агентства Пинкертона из-за кризиса Грозового шара. В Нассау Бонд встречает Доминетту "Домино" Витали, любовницу Ларго и сестру Петачки. Она живет на борту Disco Volante и считает, что Ларго занимается охотой за сокровищами, хотя Ларго заставляет ее оставаться на берегу, пока он и его партнеры ищут спрятанные сокровища. Соблазнив ее, Бонд сообщает ей, что Ларго устроил смерть ее брата, и нанимает ее, чтобы шпионить за ним. Домино повторно садится на Disco Volante с помощью счетчика Гейгера, чтобы определить, использовалась ли яхта для перевозки бомб. Однако ее обнаруживают, и Ларго пытает ее, чтобы получить информацию.

Бонд и Лейтер предупреждают военную комнату «Громовой шар» о своих подозрениях в отношении Ларго и присоединяются к команде американской атомной подводной лодки «Манта», когда приближается срок выкупа. Манта преследует Disco Volante, чтобы захватить его и забрать бомбы на пути к первой цели. Бонд и Лейтер возглавляют команду водолазов в борьбе с командой Ларго, чтобы помешать им переместить бомбы на место. Ларго загоняет Бонда в угол в подводной пещере и пытается его задушить, но Домино убивает Ларго выстрелом из ружья. В результате боя погибают шесть американских водолазов и десять человек SPECTER, включая Ларго, и бомбы благополучно извлекаются. Когда Бонд выздоравливает в больнице, Лейтер объясняет, что Домино ничего не сказал Ларго под пытками, а затем сбежал с Дискотеки Воланте, чтобы отомстить ему. Узнав, что она также восстанавливается после травм, Бонд заползает в ее комнату и засыпает у ее постели.

Персонажи и темы

По словам автора продолжения Бонда Рэймонда Бенсона, в «Шаре грома» происходило дальнейшее развитие персонажа Бонда, с проблесками как его чувства юмора, так и его проявляется собственное чувство смертности. Феликс Лейтер сыграл свою самую большую роль в истории Бонда, и большая часть его юмора проявилась, в то время как его неспособность, перенесенная в Живи и дай умереть, не привела к горечи или к его неспособности присоединиться к со сценой подводного боя ближе к концу романа.

Академик Кристоф Линдер рассматривает Грозовой шар как часть второй волны злодеев Бонда: первая волна состояла из СМЕРША, вторая - из Блофельда. и SPECTER, предпринятый в связи с потеплением отношений между Востоком и Западом, хотя вскоре после этого холодная война снова обострилась, с вторжением в залив Свиней, строительством Берлинской стены и Кубинский ракетный кризис, произошедший в течение восемнадцатимесячного периода с апреля 1961 года по ноябрь 1962 года. Введение SPECTER и его использование в ряде книг придает определенную преемственность остальным историям серии, по мнению академика Джереми Блэка. Блэк утверждает, что СПЕКТР представляет собой «зло, не ограниченное идеологией», и это частично произошло из-за того, что упадок Британской империи привел к отсутствию уверенности в сознании Флеминга. Это отражено в том, что Бонд использует в романе американское оборудование и персонал, например счетчик Гейгера и атомную подводную лодку.

Предпосылки

Как и в предыдущих романах серии, аспекты «Громового шара» исходят из Собственный опыт Флеминга: визит в клинику был вдохновлен его собственной поездкой в ​​1955 году на ферму здоровья Энтон-Холла, и медицинская карта Бонда, зачитанная ему М., представляет собой слегка измененную версию собственной истории Флеминга. Название оздоровительной фермы Shrublands произошло от названия дома, принадлежащего родителям друга его жены, Питера Квеннелла. Флеминг посвящает четверть романа Кустам и натуралистическому лечению, которому подвергается Бонд.

Орджоникидзе был крейсером типа «Свердлов», советским крейсером «Орджоникидзе», похожим на изображенный на этой фотографии (Александр Невский).

Обследование Бондом корпуса Disco Volante было вдохновлено злополучной миссией, предпринятой 19 апреля 1956 года бывшим Королевским флотом водолазом «Бастер» Крэбб по поручению МИ-6, когда он осматривал корпус советского крейсера Орджоникидзе, который доставил Никиту Хрущева и Николая Булганина с дипломатической миссией в Великобритании. Крабб исчез в Портсмутской гавани, и больше его никто не видел. Имея в виду Бастера Крэбба, Флеминг также вспомнил информацию о 10-й легкой флотилии, элитном подразделении итальянских морских пловцов, которые использовали разбитые корабли в Гибралтаре для нападения на союзные корабли. Спецификации для самой Disco Volante были получены Флемингом от итальянского конструктора кораблей Леопольда Родригеса.

Как часто случалось в романах Флеминга, ряд имен был взят от людей, которых он знал. Имя Эрнста Ставро Блофельда частично происходит от Тома Блофельда, норфолкского фермера и одного из членов клуба Флеминга Будла, который был современником Флеминга в Итоне. Сын Тома Блофельда - Генри Блофельд, спортивный журналист, более известный как крикет, комментатор Test Match Special на BBC Radio. Вдобавок, когда Ларго арендует свою виллу на берегу моря, она принадлежит «англичанину по имени Брайс», имя которого было взято в честь старого итонца Ивара Брайса, друга Флеминга, у которого на Ямайке был пляжный дом под названием «Занаду».

Флемингом был его коллега из The Sunday Times, Роберт Харлинг, который был преобразован в комиссара полиции Харлинга, а бывший коллега по его биржевым маклерам Хьюго Питман стал Начальник иммиграционной службы Питман и друг Флеминга по гольфу Банни Роддик стал заместителем губернатора Роддика. Название «Громовой шар» произошло из разговора Флеминга об американском атомном тесте.

Письмо и авторское право

Хронология

В середине 1958 года Флеминг и его друг Ивар Брайс начали разговор о возможности фильма о Бонде. Позже в том же году Брайс познакомил Флеминга с молодым ирландским писателем и режиссером Кевином МакКлори, и все трое вместе с Флемингом и другом Брайса Эрнестом Кунео образовали партнерство Xanadu Productions., названный в честь багамского дома Брайса, но который на самом деле так и не превратился в компанию. В мае 1959 года Флеминг, Брайс, Кунео и МакКлори встретились сначала в доме Брайса в Эссексе, а затем в лондонском доме МакКлори, когда они придумали план истории, основанный на самолете, полном знаменитостей, и главной женской роли по имени Фатима Блаш. МакКлори был очарован подводным миром и хотел снять фильм, в котором он был бы включен. В течение следующих нескольких месяцев, когда история изменилась, появилось десять набросков, процедур и сценариев. Для этих работ было предложено множество названий, в том числе SPECTER, Джеймс Бонд из секретной службы и Longitude 78 West.

Большая часть привлекательности, которую Флеминг чувствовал, работая вместе с МакКлори, была основана на фильме МакКлори Мальчик и Мост, который был официальным входом Великобритании на Венецианский кинофестиваль 1959 . Однако, когда фильм был выпущен в июле 1959 года, он был плохо воспринят и не имел хороших кассовых сборов; В результате Флеминг разочаровался в способностях МакКлори. В октябре 1959 года, когда Флеминг стал уделять меньше времени проекту, МакКлори познакомил с процессом написания опытного сценариста Джека Уиттингема. В ноябре 1959 года Флеминг отправился путешествовать по миру от имени «Санди Таймс», материала для которой Флеминг также использовал в своей научно-популярной книге о путешествиях Thrilling Cities. Во время своих путешествий - через Японию, Гонконг и США - Флеминг встретился с МакКлори и Иваром Брайсом в Нью-Йорке, и МакКлори сказал Флемингу, что Уиттингем закончил полный план, который был готов к съемкам. Вернувшись в Великобританию в декабре 1959 года, Флеминг встретился с МакКлори и Уиттингемом на конференции по сценариям; вскоре после этого МакКлори и Уиттингем прислали Флемингу сценарий Longitude 78 West, который Флеминг посчитал хорошим, хотя он изменил название на Thunderball.

В январе 1960 года МакКлори посетил ямайский дом Флеминга Goldeneye, где Флеминг объяснил свое намерение передать сценарий MCA с рекомендацией от него и Брайса, чтобы МакКлори выступил в качестве продюсера. Вдобавок Флеминг сказал МакКлори, что если MCA отклонит фильм из-за причастности МакКлори, то МакКлори должен либо продать свои услуги MCA, отказавшись от сделки, либо подать иск в суд.

Затем Флеминг написал роман «Громовой шар». в Goldeneye в период с января по март 1960 года по сценарию, написанному им самим, Уиттингемом и МакКлори. В марте 1961 года МакКлори прочитал предварительный экземпляр книги, и они с Уиттингемом немедленно обратились в Высокий суд в Лондоне с просьбой о запрете публикации. Дело о плагиате было рассмотрено 24 марта 1961 года и позволило опубликовать книгу, хотя дверь была оставлена ​​открытой для МакКлори, чтобы продолжить дальнейшие действия в более поздний срок. Он так и сделал, и 19 ноября 1963 года дело МакКлори против Флеминга было рассмотрено в канцелярии Высокого суда. Дело длилось три недели, в течение которых Флеминг был нездоров - перенес сердечный приступ во время самого дела - и, по совету своего друга Ивара Брайса, предложил МакКлори сделку во внесудебном порядке. МакКлори получил литературные права и права на экранизацию сценария, в то время как Флеминг получил права на роман, хотя он должен был быть признан как «созданный на основе экранной обработки Кевина МакКлори, Джека Уиттингема и автора». После урегулирования "Флеминг в конечном итоге признал, что в романе воспроизводится значительная часть материалов, защищенных авторским правом, в сценариях фильма"; [что] в романе используется значительное количество эпизодов и материалов в сценариях фильма. "; и" [t] что существует общее сходство истории романа и истории, изложенной в указанных сценариях фильма "». 12 августа 1964 года, через девять месяцев после завершения судебного разбирательства, Флеминг перенес новый сердечный приступ и умер в возрасте 56 лет.

Элементы сценария

Когда сценарий был впервые написан в мае 1959 год, с сюжетной линией самолета знаменитостей в Атлантике, он включал элементы от друга Флеминга Эрни Кунео, который включал корабли с подводными люками в их корпусах и сцену подводного сражения. Русские изначально были злодеями, затем сицилийской мафией, но позже это было снова изменено на международную преступную организацию SPECTER. И МакКлори, и Флеминг утверждают, что они придумали концепцию СПЕКТРА; Биограф Флеминга Эндрю Лайсетт и Джон Корк оба отмечают Флеминга как создателя группы, Лисетт говорит, что «[Флеминг] предложил Бонду противостоять не русским, а СПЕКТРУ...» в то время как Корк подготовил меморандум, в котором Флеминг призвал изменить SPECTER:

Мое предложение по пункту (b) состоит в том, что SPECTER, сокращение от Special Executive for Terrorism, Revolution и Espionage, является чрезвычайно мощной организацией, вооруженной бывшими членами СМЕРШ, гестапо, мафия и «Черный Тонг» в Пекине, которые размещают эти бомбы на базах НАТО с целью затем шантажировать западные державы за 100 миллионов фунтов стерлингов или что-то еще.. Ян Флеминг: памятка Уиттингему и МакКлори.

Корк также отметил, что Флеминг ранее использовал слово «призрак»: в четвертом романе, Бриллианты навсегда, для города недалеко от Лас-Вегаса под названием «Спектревиль», а для «спектор» - криптограф. декодер в Из России с любовью. Другие, такие как автор продолжения Бонда Раймонд Бенсон, не согласны, говоря, что МакКлори придумал концепцию СПЕКТРА.

Те элементы, которые использовал Флеминг, можно отнести к МакКлори и Уиттингему (либо по отдельности или вместе), включая кражу с воздуха ядерной бомбы, "Джо" Петачи и его сестру Софи, и смерть Джо от рук босса Софи. Остальная часть сценария - это двухлетняя совместная работа Флеминга, Уиттингема, МакКлори, Брайса и Кунео.

Выпуск и прием

Thunderball был опубликован 27 марта 1961 года в Великобритании в твердом переплете. издание издателей Джонатан Кейп ; Это было 253 страницы и стоило 15 шиллингов. Было напечатано 50 938 экземпляров, которые быстро разошлись. Thunderball был опубликован в США издательством Viking Press и продавался лучше, чем любая из предыдущих книг о Бонде. Издательство Джонатан Кейп потратило 2000 фунтов стерлингов (44 847 фунтов стерлингов в фунтах 2019 года) на предварительную рекламу. Кейп разослал 130 экземпляров рецензий критикам и другим лицам, и 32 000 экземпляров романа были отправлены 864 книготорговцам в Великобритании и 603 за пределами Великобритании.

Художник Ричард Чоппинг снова предоставил обложку для романа. 20 июля 1960 года Флеминг написал Чопингу, чтобы спросить, может ли он взять на себя искусство для следующей книги, согласившись на гонорар в 200 гиней, сказав, что «Я попрошу [Джонатана Кейпа] создать элегантный скелет. рука и элегантная Королева Червей. Что касается кинжала, у меня нет особых взглядов. Я думал об обычном щелчковом ноже, который подростки используют на таких, как вы и я, но если у вас есть хороший кинжал, пожалуйста, позвольте мы используем его. Название книги будет «Громовой шар». Он очень длинный, безмерно скучный, и только ваша куртка может спасти его! »

Отзывы

Фрэнсис Айлс написал в The Guardian говорит, что это «хороший, жесткий, прямой триллер, основанный на совершенно обычных сюжетах». Что касается негативной огласки, окружавшей Dr. Нет - в частности, статья Пола Джонсона в New Statesman под названием «Секс, снобизм и садизм» - Айлз остался «гадать, о чем идет речь», отмечая, что «нет больше садизма и секса, чем ожидается от автора этого триллера».

Питер Дюваль Смит в статье Financial Times защищал работу Флеминга от негативных критика, в которой также особо упоминается Пол Джонсон и его обзор: «не следует делать культ из романов Флеминга: дневной сон - это дневной сон; но и не следует делать ошибку, полагая, что он не знает, что делает. " Дюваль Смит считал, что «Громовой шар» - это «умело рассказанная захватывающая история» с «романтическим сюжетом... и развязка включает в себя великие события». Он также считал его «лучшим написанным со времен Diamonds Are Forever, четыре книги назад. В нем есть темп, юмор и стиль. Жестокость не такая безжалостная, как обычно: я думаю, это улучшение». Он также выразил озабоченность по поводу главного героя, сказав: «Я был рад видеть его [Бонда] в такой хорошей форме. Раньше он, казалось, смягчался. У него было сильное похмелье от полбутылки виски в день, что Я не часто звоню, если только он не ел должным образом ".

В Литературном приложении к The Times, Филип Джон Стед подумал, что Флеминг" продолжает безудержно раскрыть свои способности рассказчика историй в рамках формулы командира Бонда ". Стед заметил, что захват двух бомб «вызывает у Бонда некоторое беспокойство, но, разумеется, не мешает ему хорошо повеселиться в роскошной обстановке», в то время как «обычные избиения в современном стиле изобретательно применяются леди и джентльмену нравится ". Стед считал, что «особая магия мистера Флеминга заключается в его способности придавать изощренность своей могучей ерунде; его фантазии связаны с современными и живыми знаниями о местах и ​​общей сфере преступности и шпионажа». В целом, по мнению Стеда, с Thunderball «смесь, как всегда экзотическая, порождает экстравагантную и волнующую историю, и ценители Бонда будут ей рады».

Критик The Times писали, что «Громовой шар» «гораздо меньше полагается на свои удары, чем доктор Но или Голдфингер на садизм и слегка снисходительную изощренность». и что «смесь хорошего образа жизни, секса и жестоких действий - такая же, как и раньше, но это хорошо отполированный спектакль, с оригинальным сюжетом, хорошо задокументированным и большим волнением».

Запись в The Washington Post, Гарольд Нилэнд сказал, что Thunderball был «не лучшим Флемингом, но все же намного опережал остальных».

Чарльз Пур, писал в The New York Times, считал романы о Бонде - «пост- Достоевский затеи в преступлении и наказании». «Грозовой шар» он нашел «загадочным рассказом, триллером, леденящим душу и приятным для чтения». Пур определил аспекты авторской техники как часть успеха, заявив, что «напряжение и сюрпризы, которые оживляют роман, возникают из тщеславия, которым мистер Флеминг украшает свой гобелен воровства и обмана».

A критик из The Sunday Times считал Флеминга «сенсационным воображением, но обладающим стилем, интересом и, прежде всего, знанием».

Энтони Баучер писал: «Как обычно, Ян Флеминг в 90 000 словах меньше истории, чем Бьюкен в 40 000, но «Грозовой шар» по-прежнему остается экстравагантным приключением ».

Критик Daily Herald умолял:« Эй! его одежда снова. Так девушка... Кто-нибудь может остановить это? К сожалению, нет. Не по эту сторону списков бестселлеров. Я не завидую богатому создателю мистера Бонда, Яну Флемингу. Я бы хотел пожалеть его. «

Л. Г. Оффорд считал «Громовой шар» «почти таким же диким, как всегда, с потрясающей кульминацией».

Адаптации
Комикс (1961–1962)

A комикс адаптация публиковалась ежедневно в газете Daily Express и распространяется по всему миру, начиная с 11 декабря 1961 года. Однако владелец Daily Express, лорд Бивербрук, отменил полосу 10 февраля 1962 года после того, как Флеминг подписал договор с «Санди таймс» на публикацию рассказа «Живые дневные огни ». Thunderball был переиздан в 2005 году издательством Titan Books как часть антологии доктора Но, в которую также входят Diamonds Are Forever и From Russia, with Love.

Thunderball (1965)

В 1965 году фильм Грозовой шар вышел на экраны United Artists. В ролях Шон Коннери в роли Джеймса Бонда. Фильм был произведен как четвертый фильм Eon Productions и, помимо перечисления Альберта Р. Брокколи и Гарри Зальцмана в качестве продюсеров, Кевин МакКлори также был включен в Производственная команда: Брокколи и Зальцман заключили сделку с МакКлори о совместном производстве «Громового шара», что помешало МакКлори делать какие-либо дальнейшие версии романа в течение десяти лет после выпуска версии, выпущенной Eon. Премьера «Громового шара» состоялась 9 декабря 1965 года в Токио, собрав 141,2 миллиона долларов в мировом прокате.

Никогда не говори «никогда» (1983)

В 1983 году Кевин МакКлори продюсировал версию истории Громового шара, снова с Шоном Коннери в роли Бонда. Премьера фильма состоялась в Нью-Йорке 7 октября 1983 года, собрав 9,72 миллиона долларов (25 миллионов долларов в долларах 2019 года) за первые выходные, что на тот момент считалось «лучшей вступительной записью любого фильма о Джеймсе Бонде».

Боеголовка (1990-е годы)

В 1990-х МакКлори объявил о планах сделать еще одну адаптацию истории Грозового шара, Боеголовка 2000 нашей эры, с Тимоти Далтоном или Лиамом Нисоном в главную роль, но со временем от нее отказались.

См. также
  • значок Портал романов
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Шаровая молния
Ссылки
Библиография
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 11:16:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте