Шпионская фантастика, жанр литературы с участием шпионаж как важный контекст или сюжетный прием возник в начале двадцатого века, вдохновленный соперничеством и интригами между крупными державами и созданием современных спецслужб. Он получил новый импульс в результате развития фашизма и коммунизма в преддверии Второй мировой войны, продолжал развиваться во время холодной войны и получил новый импульс в результате появления о государствах-изгоях, международных преступных организациях, глобальных террористических сетях, морском пиратстве, технологическом саботаже и шпионаже как мощных угрозах для западных обществ. Как жанр, шпионская фантастика тематически связана с приключенческим романом (Узник Зенды, 1894, Алый Пимпернель, 1905), триллером (например, произведениями Эдгар Уоллес ) и военно-политический триллер (Наследие Ширмера, 1953, Тихий американец, 1955).
Комментатор Уильям Бендлер отметил, что «Глава 2 Еврейской Библии Книга Джошуа может считаться первой шпионской историей в мировой литературе. (...) За три тысячи лет до Джеймс Бонд соблазнил Pussy Galore и превратил ее в своего союзника против Голдфингера, шпионов, посланных генералом Джошуа в город Иерихон сделал то же самое с Раав Блудницей »
Шпионская фантастика как жанр начала появляться в 19 веке. Примеры шпионского романа: Шпион (1821) и Браво (1831) американского писателя Джеймса Фенимора Купера. Браво атакует европейский анти- республиканизм, изображая Венецию как город-государство, где безжалостная олигархия носит маску «безмятежной республики».
Во Франции девятнадцатого века Дело Дрейфуса (1894–1999 гг.) Внесло большой вклад в общественный интерес к шпионажу. В течение примерно двенадцати лет (примерно 1894–1906 гг.) В этом деле были задействованы элементы международного шпионажа, измена и антисемитизм доминировали во французской политике. по сообщению мировой прессы: имперский немецкий агент проникновения разглашает Германии секреты Генерального штаба французской армии ; Ответная реакция французской контрразведки на отправку уборщицы для расчистки мусора в посольстве Германии в Париже послужила новостью, которая вдохновила на создание успешной шпионской фантастики.
Основные темы Шпионами в преддверии Первой мировой войны были продолжающееся соперничество между европейскими колониальными державами за контроль над Азией, растущая угроза конфликта в Европе, внутренняя угроза революционеров и анархистов и исторический роман.
Ким (1901) от Редьярда Киплинга касается Anglo –русского Большой игры имперской и геополитическое соперничество и стратегическая война за господство в Центральной Азии, обычно в Афганистане. Тайный агент (1907) Джозеф Конрад исследует психологию и идеологию, которые мотивируют социально маргинальных мужчин и женщин революционной ячейки, определенной спровоцировать революцию в Великобритании с помощью террористической бомбардировки Гринвичской обсерватории. Следующий роман Конрада, Под глазами Запада (1911), повествует о неохотном шпионе, посланном Российской Империей для проникновения в группу революционеров, базирующуюся в Женеве. Г. Фильм К. Честертона Человек, который был четвергом (1908) - это метафизический триллер, якобы основанный на проникновении детективов в анархистскую организацию, но на самом деле эта история является средством исследования властных структур общества. и природа страдания.
вымышленный детектив Шерлок Холмс, созданный Артуром Конан Дойлем, служил в рассказах Британии в качестве охотника за шпионами в рассказах "Приключение второго пятна "(1904) и" Приключение планов Брюса-Партингтона "(1912). В «Его последний лук » (1917) он служил короне и стране в качестве двойного агента, передавая ложные сведения Имперской Германии накануне Великой войны.
Алый пимпернель (1905) баронесса Орчи описала безрассудный поступок английского аристократа, спасшего французских аристократов от царства террора народничества Французской революции (1789–99).
Но термин «шпионский роман» был определен в Загадка песков (1903) ирландским автором Эрскином Чайлдерсом. В нем описывались шпионы-любители, раскрывающие план Германии по вторжению в Британию. Его успех создал рынок для поджанра литературы о вторжении, который наводнили подражатели. Уильям Ле Куе и Э. Филлипс Оппенгейм стал наиболее читаемым и успешным британским писателем шпионской фантастики, особенно литературы о вторжениях. Их прозаический стиль и шаблонные рассказы, объемно написанные с 1900 по 1914 год, доказали свою низкую литературную ценность.
Во время войны Джон Бьюкен стал выдающийся британский писатель-шпион. Его хорошо написанные рассказы изображают Великую войну как «столкновение цивилизаций» между западной цивилизацией и варварством. Его известные романы: Тридцать девять шагов (1915), Гринмантл (1916) и сиквелы, все с участием героического шотландца Ричарда Хэнни. Во Франции Гастон Леру опубликовал шпионский триллер Rouletabille chez Krupp (1917), в котором детектив Жозеф Рулетабий занимается шпионажем.
После русской революции (1917) качество шпионской фантастики снизилось, возможно, потому, что большевистский враг выиграл Гражданская война в России (1917–23). Таким образом, межвоенная шпионская история обычно касается борьбы с красной угрозой, которая воспринималась как очередное «столкновение цивилизаций».
В то время в шпионской фантастике преобладали британские авторы, первоначально бывшие офицеры разведки и агенты, писавшие изнутри. Примеры включают Ашенден: Или британский агент (1928) У. Сомерсет Моэм, который точно описывает шпионаж во время Первой мировой войны, и Тайна туннеля 51 (1928) Александра Уилсона, романы которого передают сверхъестественный портрет первого главы Секрета Разведывательная служба, Мэнсфилд Смит-Камминг, оригинальная буква «C».
На более популярном уровне Лесли Чартерис '' началась популярная и давняя серия Saint, с участием Саймона Темплара, с Meet the Tiger (1928). Вода в мозгу (1933) бывшего офицера разведки Комптона Маккензи был первым успешным шпионским романом сатирой. Знаменитый автор Деннис Уитли также написал в этот период свой первый шпионский роман «Евнух из Стамбула» (1935).
Растущая угроза фашизма в Германии, Италии и Испании, а также неизбежность войны привлекали хороших писателей к шпионской фантастике.
Британский писатель Эрик Эмблер внес новый реализм в шпионскую фантастику. Темный рубеж (1936), (1938), Маска Димитриоса (США: Гроб Димитриоса, 1939) и Путешествие в страх (1940) любители замешаны в шпионаже. Политика и идеология второстепенны по отношению к личной истории, в которой участвует герой или героиня. В период Народного фронта Эмблера œuvre придерживается левой точки зрения на личные последствия политики и идеологии «большой картины», что было заметно, учитывая обычный правый наклон шпионской фантастики. защита истеблишмента позиций, лежащих в основе империи и империализма. Ранние романы Эмблера «Необычная опасность» (1937) и «Причина тревоги» (1938), в которых НКВД шпионы помогают выжить главному герою-любителю, особенно примечательны среди англоязычной шпионской фантастики.
(1939) от Хелен Макиннес, о антинацистской шпионской команде мужа и жены, отличается грамотным написанием и динамичными, запутанными и тревожными историями, происходящими на фоне современных исторических событий. За свою долгую карьеру Макиннес написал много других шпионских романов, в том числе «Назначение в Бретани» (1942), «Решение в Дельфах» (1961) и «Поездка на бледной лошади» (1984).
Мэннинг Коулз опубликовал «Выпей за вчера» (1940), мрачную историю, происходящую во время Великой войны, в которой представлен герой Томас Эльфинстон Хэмблдон. Однако более поздние романы с участием Хэмблдона были более светлыми, несмотря на то, что действие происходило либо в нацистской Германии, либо в Великобритании во время Второй мировой войны (1939–45). После войны приключения в Хэмблдоне упали, потеряв критический и народный интерес.
События, приведшие к Второй мировой войне, и к самой войне продолжают быть благодатной почвой для авторов шпионской фантастики. Известные примеры включают Ken Follett, Eye of the Needle (1978); Алан Ферст, Ночные солдаты (1988); и Дэвид Даунинг, серия Station, начиная с Zoo Station (2007).
Автор (ы) | Заголовок | Издатель | Дата | Примечания |
Машбир, Сидней | Я был American Spy: опубликовано в 1953 году, переиздано как издание 65th Anniversary Edition в 2019 | Horizon Productions | 1953, переиздано в 2019 году | Агент американской разведки, сыгравший значительную роль как в Первой, так и во Второй мировой войне.. Полковник Машбир внесен в Зал славы армейской разведки. Он является пионером военной разведки и одним из двух человек, которые первыми создали основу для ЦРУ. |
Бабингтон-Смит, Констанс | Воздушный шпион: история фоторазведки во Второй мировой войне | 1957 | ||
Берг, Мо | Ловчий был шпионом: Загадочная жизнь Мо Берга | Vintage Books | 1994 | - бейсболист высшей лиги и шпион OSS Secret Intelligence (SI) в Югославии |
Брайден, Джон | Best-Kept Secret : Канадская секретная разведка во время Второй мировой войны | Лестер | 1993 | — |
Дундулакис, Гелиас | Обучен на шпиона УСС | Кслибрис | 2014 | Шпион секретной разведки OSS в Греции |
Холл, Вирджиния | Шпион с деревянной ногой: История Вирджинии Холл | Альма Литтл | 2012 | Шпион SOE и OSS во Франции |
Хинсли, FH и Алан Стрипп | Взломщики кодов: Внутренняя история Блетчли-парка | — | 2001 | — |
Хинсли, FH | Британская разведка во время Второй мировой войны | — | 1996 | Сокращенная версия многотомной официальной истории. |
Хоне, Хайнц | Канарис: главный шпион Гитлера | — | 1979 | — |
Джонс, Р.В. | Волшебная война: британская научная разведка 1939–1945 | — | 1978 | — |
Кан, Дэвид | Шпионы Гитлера: немецкая военная разведка во время Второй мировой войны | — | 1978 | — |
Кан, Дэвид | В поисках загадки: гонка за нарушение немецких кодов подводных лодок, 1939–1943 | — | 1991 | ЛИЦО |
Китсон, Саймон | Охота на нацистских шпионов: борьба со шпионажем в Виши, Франция | — | 2008 | |
Ли Фермор, Патрик | Похищение генерала: операция в Крайпе на Крите | New York Review Books | 2015 | Шпион SOE, похитивший генерала Крейпе с Крита |
Левин, Рональд | Американская магия: коды, шифры и Поражение Японии | — | 1982 | — |
Мастерман, JC | Система двойного креста в войне 1935-1945 гг. | Йель | 1972 | — |
Персико, Джозеф | Секретная война Рузвельта: Рузвельт и шпионаж во Второй мировой войне | — | 2001 | — |
Персико, Джозеф | Кейси: Жизни и секреты Уильяма Дж. Кейси-Ф. из УСС в ЦРУ | — | 1991 | — |
Пинк, Дэн | Путешествие в Пекин: секретный агент во время войны в Китае | Издательство военно-морского института США | 2003 | Шпион OSS Secret Intelligence (SI) в Гонконге, Китай, во время Второй Мировой войны |
Ронни, Арт | Поддельный герой: Фриц Дюкен, авантюрист и шпион | — | 1995 | ISBN 1-55750-733-3 |
Сэйерс, Майкл и Альберт Э. Кан | Саботаж! Тайная война против Америки | — | 1942 | — |
Смит, Ричард Харрис | OSS: Тайная история первого Центрального разведывательного управления Америки | — | 2005 | — |
Стэнли, Рой М. | Фоторазведка времен Второй мировой войны | — | 1981 | — |
Уорк, Уэсли | Главный враг: британская разведка и нацистская Германия, 1933–1939 гг. | — | 1985 | — |
Уорк, Уэсли | "Криптографические Innocence: The Origins of Signals Intelligence в Канаде во время Второй мировой войны »в Journal of Contemporary History 22 | — | 1987 | — |
West, Nigel | Secret War: The Story of SOE, British's Wartime Sabotage Organization | — | 1992 | — |
Winterbotham, FW | The Ultra Secret | Harper Row | 1974 | — |
Winterbotham, FW | Нацистская связь | Harper Row | 1978 | — |
Cowburn, B. | No Cloak No Dagger | Brown, Watson, Ltd. | 1960 | — |
Wohlstetter, Roberta | Перл-Харбор: предупреждение и решение | — | 1962 | — |
Метаморфозы Второй мировой войны (1 939–45) в советско-американскую холодную войну (1945–91) дала новый импульс писателям-шпионам. Атомск, автор Пол Линебарджер (позже известный как Кордвейнер Смит ), написанный в 1948 году и опубликованный в 1949 году, кажется, первый шпионский роман о зарождающемся конфликте.
Секретным министерством (1951) Десмонд Кори представил Джонни Федора, секретного агента с лицензией на убийство, правительство- санкционированный убийца. Ян Флеминг, бывший сотрудник военно-морской разведки, быстро последовал за ним с гламурным Джеймсом Бондом, секретным агентом 007 британской секретной службы, смесью офицера контрразведки, убийцы и плейбоя.. Возможно, самый известный вымышленный шпион, Бонд был представлен в Casino Royale (1953). После смерти Флеминга франшиза продолжалась под руководством других британских и американских авторов, включая Кингсли Эмиса, Кристофера Вуда, Джона Гарднера, Раймонда Бенсона, Себастьян Фолкс, Джеффри Дивер, Уильям Бойд и Энтони Горовиц.
Несмотря на коммерческий успех экстравагантных романов Флеминга, Джон ле Карре, сам бывший шпион, создал антигероических главных героев, которые боролись с этическими проблемами, связанными с шпионажем, и иногда прибегали к аморальной тактике. Средний класс Ле Карре Джордж Смайли - шпион средних лет, обремененный неверной женой из высшего сословия, которая публично изменяет ему рогоносец для занятий спортом.
Как и Ле Карре, бывший офицер британской разведки Грэм Грин также исследовал мораль шпионажа в левых антиимпериалистических романах, таких как Сердце of the Matter (1948), действие которого происходит в Сьерра-Леоне, серьезный Наш человек в Гаване (1959), происходящий на Кубе диктатора Фульхенсио Батиста до его показания Фиделем Кастро популярной Кубинской революцией (1953–59) и Человеческий фактор (1978) о британской поддержке апартеид Национальная партия правительство Южной Африки против красной угрозы.
Другие писатели пошли по тому же пути. Анонимный шпион Лена Дейтона, главный герой Файл IPCRESS (1962), Лошадь под водой (1963), Похороны в Берлине (1964) и другие - человек из рабочего класса, отрицательно относящийся к истеблишменту.
Другие известные примеры шпионской фантастики в этот период также были построены вокруг повторяющихся персонажей. В их число входят сериал «Джон Крейг» Джеймса Митчелла, написанный под его псевдонимом «Джеймс Манро», начиная с (1964); и серия шпионских романов Тревора Дадли-Смита Куиллер, написанная под псевдонимом «Адам Холл», начиная с Берлинского меморандума (США: Меморандум Квиллера, 1965), гибрид гламур и грязь, Флеминг и Ле Карре; и фантастический Майкл Джаггер Уильяма Гарнера в фильмах Overkill (1966), Deep, Deep Freeze (1968), The Us or Them War (1969) и A Big Enough Wreath (1974).
Другие важные британские писатели, которые впервые стали активно писать шпионскую литературу в этот период, включают Падрейга Мэннинга О'Брайна, «Убийцы должны есть» (1951); Майкл Гилберт, «Будь выстрелом за шестипенсовик» (1956); Алистер Маклин, Последний рубеж (1959); Брайан Клив, Назначение мести (1961); Джек Хиггинс, Завещание Каспара Шульца (1962); и Десмонд Скирроу, Оно вас никуда не приведет (1966). Серии Денниса Уитли «Грегори Саллюстий» (1934-1968) и «Роджер Брук» (1947-1974) также в значительной степени были написаны в этот период.
Во время войны Э. Ховард Хант написал свой первый шпионский роман «К востоку от прощания» (1943). В 1949 году он присоединился к недавно созданному ЦРУ и продолжал писать шпионскую фантастику в течение многих лет. Пол Линебарджер, специалист ЦРУ по Китаю, опубликовал в 1949 году Атомск, первый роман о холодной войне. В 1955 году Эдвард С. Ааронс начал публикация серии статей ЦРУ «Назначение» Сэма Дурелла, которая началась с книги «Назначение на катастрофу» (1955). Дональд Гамильтон опубликовал Death of a Citizen (1960) и The Wrecking Crew (1960), начиная серию с участием Мэтта Хелма, Убийца ЦРУ и агент контрразведки.
Серия шпионских романов Ника Картера-Киллмастера, инициированная Майклом Аваллоном и Валери Мулман, но написанная анонимно, насчитывала более 260 отдельных книг между 1964 и в начале 1990-х годов и неизменно натравливали американских, советских и китайских шпионов друг против друга. С увеличением количества главных героев-мужчин в жанре шпионской фантастики, писатели и упаковщики книг также начали выпускать шпионскую фантастику с женщиной в качестве главного героя. Один из примечательных шпионских сериалов - Баронесса, изображающий сексуальную женщину-суперагента, а романы более ориентированы на действия, в духе Ника Картера-Киллмастера.
Другие важные американские авторы, которые в этот период стали активно писать шпионскую литературу, включают Росс Томас, «Обмен холодной войны» (1966).
Июнь 1967 Шестидневная война между Израилем и его соседями привнесла новые темы в шпионскую фантастику - конфликт между Израилем и палестинцами на фоне сохраняющаяся напряженность использование времен холодной войны и растущее терроризма в качестве инструмента.
Известные повторяющиеся персонажи этой эпохи включают Филиппа Макэлпайна из Адама Димента, длинноволосого, гашиша, курящего fop в романах «Долли-Долли-шпион» (1967), «Великая шпионская гонка» (1968), «Взрыв птиц» (1968) и «Думай, Inc.» (1971); Джеймс Митчелл из серии «Дэвид Каллан», написанной от его собственного имени, начиная с (1969); Уильям Гарнер Джон Морпурго в фильмах «Думай масштабно, думай грязно» (1983), «Крысиный переулок» (1984) и «Зоны тишины» (1986); и сериал Джозефа Хона «Питер Марлоу», начиная с «Частного сектора» (1971), действие которого происходит во время Шестидневной войны (1967) Израиля против Египта, Иордании и Сирии. Во всех этих сериях письмо литературно, а ремесло правдоподобно.
Заслуживающими внимания примерами журналистского стиля и удачной интеграции вымышленных персонажей с историческими событиями были военно-политические романы День шакала (1971) автора Фредерик Форсайт и Око иглы (1978) от Кена Фоллетта. С технологическим взрывом Крейг Томас запустил техно-триллер с Firefox (1977), описывающий англо-американскую кражу превосходного советского реактивного самолета..
Другие важные британские писатели, которые впервые стали активно писать шпионскую литературу в этот период, включают Иэн Макинтош, «Убийство в сентябре» (1967); Кеннет Бентон, Двадцать четвертый уровень (1969); Десмонд Бэгли, Бегущий вслепую (1970); Энтони Прайс, Создатели лабиринта (1971); Джеральд Сеймур, Игра Гарри (1975); Брайан Фримантл, Чарли М (1977); Брайан Форбс, Знакомые незнакомцы (1979); Реджинальд Хилл, Жена шпиона (1980); и Раймонд Гарольд Сокинс, писавший как Колин Форбс, Double Jeopardy (1982).
Наследие Скарлатти (1971) Роберт Ладлам обычно считается первым американским современным шпионским триллером (гламур и грязь), в котором взвешиваются действия и размышления. В 1970-х бывший сотрудник ЦРУ Чарльз Маккарри начал серию книг Пола Кристофера с Досье Мирника (1973) и Слезы осени (1978), которые были хорошо написаны, с правдоподобным мастерством.
Первым американским техно-триллером была Охота за Красным Октябрем (1984) Тома Клэнси. Он представил сотрудника ЦРУ (аналитика) Джека Райана как полевого агента; он исполнил роль в продолжении Кардинал Кремля (1987).
Другие важные американские авторы, которые начали активно писать шпионскую литературу в этот период, включают Роберт Литтел, «Изгнание А. Дж. Левинтера »(1973); Джеймс Грэди, Шесть дней Кондора (1974); Уильям Ф. Бакли младший, Спасение королевы (1976); Нельсон Демилль, Одиссея Талбота (1984); В. Э. Б. Гриффин, серия Мужчины на войне (1984–); Стивен Кунтс, Полет нарушителя (1986); Канадско-американский писатель Дэвид Моррелл, Лига ночи и тумана (1987); Дэвид Хагберг, Без чести (1989); Ноэль Хинд, «Ложные флаги» (1990); и Ричард Фергюсон, Oiorpata (1990).
Автор (ы) | Название | Издатель | Дата | Примечания |
Эмброуз, Стивен Э. | Айк. Шпионы: Эйзенхауэр и разведка | — | 1981– | — |
Эндрю, Кристофер и Василий Митрохин | Меч и Щит: Архив Митрохина и Тайная история КГБ | Basic Books | 1991, 2005 | ISBN 0-465-00311-7 |
Эндрю, Кристофер и Олег Гордиевские | КГБ: внутренняя история его зарубежных операций от Ленина до Горбачева | — | 1990 | — |
Аронов, Майрон Дж. | Шпионские романы Джона Ле Карре: баланс между этикой и политикой | — | 1999 | — |
Бисселл, Ричард | Размышления о воине холодной войны: от Ялты до залива Свиней | — | 1996 | — |
, изд. | Шпионаж и шпионаж времен холодной войны | — | 2001– | очерки |
Кристофер Эндрю и Василий Митрохин | Мир шел своим путем: КГБ и битва за третий мир | — | — | — |
Кристофер Эндрю и Василий Митрохин | Архив Митрохина: КГБ в Европе и на Западе | Gardners Books | 2000 | ISBN 978- 0-14-028487-4 |
Колелла, Джим | Моя жизнь в качестве итальянского шпиона-мафиози | — | 2000 | — |
Крейг, Р. Брюс | Измена сомнений: Дело о шпионаже Гарри Декстера | University Press of Kansas | 2004 | ISBN 978-0-7006-1311- 3 |
Доррил, Стивен | MI6: Внутри тайного мира секретов Ее Величества Разведка | — | 2000 | — |
Дзяк, Джон Дж. | Чекисты: история КГБ | — | 1988 | — |
Гейтс, Роберт М. | Из «Теней: история окончательного инсайдера» о пяти президентах и как они выиграли холодную войну | — | 1997 | — |
Фрост, Майк и Мишель Граттон | Spyworld: внутри канадских и американских разведывательных ведомств | Doubleday Canada | 1994 | — |
Хейнс, Джон Эрл и Харви Клер | Венона: Расшифровка советского шпионажа в Америке | — | 1999 | — |
Хелмс, Ричард | Взгляд через мое плечо: A Жизнь в центре разведки | — | 2003 | — |
Келер, Джон О. | Штази: Нерассказанная история тайной полиции Восточной Германии | — | 1999 | — |
Персико, Джозеф | Кейси: Жизни и Секреты Уильяма Дж. Кейси - От УСС к ЦРУ | — | 1991 | — |
Мерфи, Дэвид Э. и Джордж Бейли | Поле битвы Берлин: ЦРУ против КГБ в холодной войне | — | 1997 | — |
Прадос, Джон | Секретные войны президентов: тайные операции ЦРУ и Пентагона после Второй мировой войны | — | 1996 | — |
Гарри Розицке. | Секретные операции ЦРУ: Шпионаж, контрразведка и тайные действия | — | 1988 | — |
Сродс, Джеймс | Аллен Даллес: мастер шпионов | Регнери | 2000 | ЦРУ 1961 |
Зонтаг Шерри и Кристофер Дрю | Утес слепого: невыразимая история американского подводного шпионажа | Харпер | 1998 | — |
Энциклопедия шпионажа времен холодной войны, шпионов и секретов Операции | Greenwood Press / Questia | 2004 | — |
Окончание холодной войны в 1991 году сделало СССР, Россию и другие страны железного занавеса надежными врагами. демократии и Конгресс США даже рассматривал вопрос об уничтожении ЦРУ. Шпионские романисты оказались в затруднительном положении из-за очевидных методами. The New York Times перестала публиковать обзорную колонку шпионского романа. Тем не менее рассчитывая на поклонника, издатели продолжали выпускать шпионские романы писателей, популярных в эпоху холодной войны, среди Призрак блудницы (1991) Норман Мейлер.
В США появился новый романы «Московский клуб» »(1991) от Джозефа Файндера, Coyote Bird (1993) от Джима ДеФелиса, Маскарад (1996) от Гейл Линдс и The Uniflive Spy (1996) от Даниэль Сильва поддерживал шпионский роман в мире после холодной войны. Другие важные американские авторы, которые впервые начали активно заниматься шпионской фантастикой в этот период, включают Дэвида Игнатиуса, «Агенты невинности» (1997); Дэвид Балдаччи, Спасительная вера (1999); и Винс Флинн с «Ограничениями по срокам» (1999) и серией романов с участием эксперта по борьбе с терроризмом Митча Раппа.
В Великобритании Роберт Харрис вошел в жанр шпионажа с Enigma (1995). Другие важные британские авторы, проявившие активность в этот период, включая Хью Лори, Продавец оружия (1996); Энди Макнаб, Дистанционное управление (1998); Генри Портер, День памяти (2000); и Чарльз Камминг, Шпион по природе (2001).
Террористические атаки против США 11 сентября 2001 г. и последующая Война с террором вновь пробудили интерес к народам и мир за ее пределами. Старейшины шпионского жанра, такие как Джон ле Карре, Фредерик Форсайт, Роберт Литтел и Чарльз Маккарри, возобновили работу, и появилось много новых авторов.
Важные британские писатели, написавшие свои первые шпионские романы в этот период, включают Стивена Лезера, Hard Landing (2004); и Уильям Бойд, Беспокойный (2006).
Новые американские писатели: Брэд Тор, Люцернские львы (2002); Тед Белл, Хоук (2003); Алекс Беренсон, с Джоном Уэллсом, впервые появляющимся в Верный шпион (2006); Бретт Батлс, Уборщик (2007); Эллис Гудман, Неси любое бремя (2008); Олен Штайнхауэр, Турист (2009); и Ричард Фергюсон, Oiorpata (2012). Ряд известных писателей начали писать шпионскую фантастику, в том числе Кайл Миллс, Fade (2005) и Джеймс Паттерсон, Рядовой (2010).
швед Стиг Ларссон, умерший в 2004 году, был вторым в мире автором бестселлеров за 2008 год из-за его серии «Миллениум» с участием Лизбет Саландер, опубликованной посмертно между 2005 и 2007. Другие известные авторы, включая австралийца Джеймса Фелана, начиная с Fox Hunt (2010).
Признавая важность жанра триллеров, включая шпионскую фантастику, Международные писатели-триллеры (ITW) были основаны в 2004 году и провела свою первую конференцию в 2006 году.
Многие авторы шпионской фантастики сами были офицерами разведки, работавшими на британские агентства, такие как МИ5 или МИ6, или американские агентства, такие как УСС или его преемник, ЦРУ. «Инсайдерская» шпионская фантастика претендует на подлинность и частично совпадает с биографическими и другими документальными свидетельствами секретной службы.
Первая инсайдерская фантастика появилась после Первой мировой войны как тонко замаскированные воспоминания бывших офицеров британской разведки, таких как У. Сомерсет Моэм, Александр Уилсон и Комптон Маккензи. Традиция продолжилась во время Второй мировой войны с Хелен Макиннес и Мэннинг Коулз.
. Известные британские образцы периода холодной войны и не только: Ян Флеминг, Джон Ле Карре, Грэм Грин, Брайан Клив, Ян Макинтош, Кеннет Бентон, Брайан Форбс, Энди Макнаб и Крис Райан. Известные американские примеры включают Чарльза МакКарри, Уильяма Ф. Бакли-младшего, W. Э. Б. Гриффин и Дэвид Хагберг.
Многие романы периода после 11 сентября написаны инсайдерами. В ЦРУ количество рукописей, представленных для проверки перед публикацией, удвоилось в период с 1998 по 2005 годы. Примеры из Америки: Барри Эйслер, «Чистое убийство в Токио» (2002); Чарльз Гиллен, станция Сайгон (2003 г.); Р. Дж. Хиллхаус, Рифтовая зона (2004); Джин Койл, «Торговец мечтой из Лиссабона» (2004) и «Никакая игра для любителей» (2009); Томас Ф. Мерфи, «Край верности» (2005); Майк Рамсделл, Поезд в Потевку (2005); Т. Х. Э. Хилл, (2008); Дуэйн Эванс, к северу от Калькутты (2009 г.); Джейсон Мэтьюз, Красный Воробей (2013).; и Zero Day: China's Cyber Wars (2017).
Британские примеры включают The Code Snatch (2001) Алана Стриппа, бывшего криптографа в Bletchley Park ; В опасности (2004), Secret Asset (2006), Illegal Action (2007) и Dead Line (2008), автор Дама Стелла Римингтон (Генеральный директор МИ5 с 1992 по 1996 год); и «Ловец шпионов» Мэтью Данна (2011) и сиквелы.
Многие шпионские фантастические фильмы были адаптированы как шпионские фильмы в 1960-х годах, начиная с фантастического Джеймса Бонда. от серии к реалистической Шпион, пришедший с холода (1965) и гибридному Меморандум Квиллера (1966). В то время как романы Гамильтона Мэтта Хелма были взрослыми и хорошо написанными, их кинематографические интерпретации были подростковой пародией. Это явление широко распространилось в Европе в 1960-х годах и известно как жанр Eurospy.
англоязычные шпионские фильмы 2000-х годов: Идентификация Борна (2002), Миссия: невыполнима (1996); Мюнхен (2005), Сириана (2005) и Постоянный садовник (2005).
Среди комедийных фильмов, посвященных шпионажу, есть S * P * Y * S 1974 года и Spies Like Us.
В 1973 году роман Семенова Семнадцать мгновений весны (1968) был адаптирован для телевидения как двенадцатисерийный мини-сериал о советском шпионе Максиме Исаеве, действующем в военное время нацистская Германия в роли Макса Отто фон Штирлица, обвиняемого в предотвращении сепаратного мира между нацистской Германией и Америкой, который исключил бы СССР. Программа ТАСС уполномочен объявлять... также является производным от его работы.
Однако круг замкнулся в конце 1970-х, когда Мешки с песком (1978–80) продемонстрировали твердость и бюрократию шпионажа.
В 1980-х годах на американском телевидении были показаны программы о легком шпионаже Airwolf (1984–87) и MacGyver (1985–92), каждая из которых проистекает из Col d Война. все же отражает недоверие американского гражданского к своему правительству после правительства Никсона (внутренний политический шпиона в рамках Уотергейтского скандала и войны во Вьетнаме ) были разоблачены. Герои-шпионы не зависели от правительства; МакГайвер, в более поздних сериях и после DXS, работает в некоммерческом частном мозговом центре, а летчик Хоук и двое его друзей работают над приключениями. Хотя в каждой серии есть разведывательное агентство, DXS в MacGyver и ФИРМА в Airwolf, его агенты могут выступать в качестве противников, а также союзников героев попеременно.
Телевизионные шпионские программы конца 1990-х - начала 2010-х годов включают La Femme Nikita (1997–2001), Псевдоним (2001–2006), 24 (2001-2010, 2014), Spooks в Великобритании (выпуск под номером MI-5 в США и Канаде) (2002-2011), CBBC The Secret Show (2006-2011), NBC Чак (2007-2012), FX Арчер (2009 - настоящее время), Burn Notice, Тайные дела, Родина и Американцы.
В 2015 году Deutschland 83 - это немецкий телесериал, в котором главную роль играет 24-летний уроженец Восточной Германии, которого отправляют на Запад. в качестве тайного шпиона HVA, агентства внешней разведки Штази.
В любой среде шпионские триллеры знакомят детей и подростков с обманом и шпионажем в более раннем возрасте. Жанр оценивается от приключенческого боевика, такого как сериал Криса Райана Alpha Force, до исторических шпионских драм Й.С. Ли, до женской ориентации Элли Картер из серии Gallagher Girls, начинающейся с Я бы сказал вам, что люблю вас, но тогда мне придется убить вас.
Примеры включают фильм агента Коди Бэнкса, Алекс Райдер приключенческие романы Энтони Горовица и серия ЧЕРУБ Роберта Мучамора. Бен Олсоп, один из самых молодых романистов Англии, также пишет шпионскую фантастику. Его титулы включают Sharp и The Perfect Kill.
Шпионские фильмы, предназначенные для более молодой аудитории, включая такие фильмы, как серия фильмов Дети шпионов и Шпион по соседству.
Среди других авторов, пишущих для подростков, А. Дж. Батчер, Джо Крейг, Чарли Хигсон, Энди Макнаб и Франсин Паскаль.
В современных цифровых видеоиграх игрок может быть заместителем шпиона, как в Team Fortress 2 и серии Metal Gear, особенно в третьей части серии, Metal Gear Solid, в отличие от игр жанра шутер от третьего лица, Siphon Filter и Splinter Cell. В играх представлены сложные сюжеты и кинематографические образы. Такие игры, как No One Lives Forever и продолжение No One Lives Forever 2 : A Spy in H.A.R.M.'s Way, смешно сочетаются в себе шпионаж и дизайн 1960-х годов. Evil Genius, современник серии NOLF, позволяет игроку быть злодеем, а его стратегия реализуется в реальном времени.
Серии Deus Ex, в частности Deus Ex: Human Revolution и Deus Ex: Mankind Divided, также являющиеся примерами шпионской фантастики. Главный герой Адам Дженсен должен часто использовать шпионаж и скрытность для конфиденциальной информации для различных клиентов и клиентов.
Тематический парк шпионажа Spyland, расположенный в Гран Скала прогулочном куполе, в провинции Сарагоса, Испания, открылся в 2012 году.
На Викискладе есть материалы, связанные с шпионом фантастика. |