Советская подводная лодка S-класса

редактировать
Shadowgraph S-56 submarine.svg
Обзор класса
Имя:S-класс
Операторы:
Предыдущий:класс Щука
Преемник:класс К
Выполнено:56
Общие характеристики
Тип:Ударная подводная лодка
Водоизмещение:
  • 840 тонн (поверхностное)
  • 1050 тонн (под водой)
Длина:77,8 м (255 футов 3 дюйма)
Ширина:6,4 м (21 фут 0 дюймов)
Осадка:4,4 м (14 футов 5 дюймов)
Силовая установка:
  • 2 × дизеля (2000 л.с., 1500 кВт)
  • 2 × электродвигателя (550 л.с., 410 кВт)
  • 2 × гребных валов
Скорость:
  • 19,5 узлов (36,1 км / ч) на поверхности
  • 9 узлов (17 км / ч) под водой
Дальность действия:
  • 9800 мор. миль (18100 км) при 10,4 узлах ( 19,3 км / ч) на поверхности
  • 148 миль (274 км) при 3 узлах (5,6 км / ч) под водой
Глубина испытания:100 м (330 футов)
Дополнение :
Датчики и. системы обработки:
  • 2 × перископы
  • микрофонная система Mars-12
  • система связи Sirius
  • ASDIC (на некоторых лодках)
Вооружение:
С-56 на выставке во Владивостоке

Подводные лодки S-класса или Средняя (Русские : Средняя, «средние») были часть ВМФ СССР во время Второй мировой войны. Неофициально названный Сталинец (русский : Сталинец, «последователь Сталина »; не путать с подводной лодкой L- класс Л-2 Сталинец 1931 г.) лодки этого класса были наиболее успешными и одержали наиболее значимые победы среди всех советских подводных лодок. Всего они потопили 82 770 брутто-регистровых тонн (БРТ) торгового флота и семь военных кораблей, что составляет около одной трети всего тоннажа, потопленного советскими подводными лодками во время войны.

Содержание
  • 1 История проекта
  • 2 Строительство и испытания
  • 3 Техническое описание
    • 3.1 Серия IX
    • 3.2 Серия IX-bis
    • 3.3 Серия IX-bis-2
    • 3.4 Проект 97
  • 4 Послевоенный
  • 5 Список
    • 5.1 IX серия
    • 5.2 IX-bis серия
    • 5.3 IX-bis-2 series
  • 6 Ссылки
История проекта

История класса S представляет собой поворот в развитии военных кораблей. Это было результатом международного сотрудничества советских и немецких инженеров, в результате которого два разных (но, тем не менее, связанных) класса подводных лодок часто сражались друг против друга в войне.

В начале 1930-х годов Советское правительство начало масштабную программу всеобщего перевооружения, включая военно-морскую экспансию. Подводные лодки были одним из ключевых пунктов этой программы, но имеющиеся в настоящее время типы не полностью удовлетворяли военно-морское руководство. Недавно разработанная подводная лодка типа «Щука» была удовлетворительной, но она была спроектирована специально для эксплуатации на мелководье Балтийского моря и не обладала настоящими возможностями плавания в океане. Более крупные лодки советского военно-морского флота быстро устаревали.

В результате правительство поручило нескольким инженерам поискать подходящую конструкцию для океанской подводной лодки среднего размера, и вскоре эти поиски увенчались успехом. После поражения в Первой мировой войне Германской Веймарской республике было запрещено по условиям Версальского договора иметь подводные лодки или строить их на собственных верфях.. Германия обошла это ограничение, создав различные дочерние предприятия своих судостроительных и проектных компаний в третьих странах. Один из этих доверенных лиц, Нидерланды, NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw (IvS), дочерняя компания Deutsche Schiff- und Maschinenbau AG - AG Weser, разрабатывал подводную лодку, отвечающую советским требованиям. Испанское правительство во время диктатуры генерала Примо де Риверы проявило интерес к приобретению такой подводной лодки для испанского флота. Несколько немецких военно-морских офицеров (в том числе Вильгельм Канарис ) посетили Испанию и заключили сделку с испанским бизнесменом Горацио Эчеварриета. Одиночная подводная лодка была построена в 1929–1930 годах и прошла испытания в море в начале 1931 года под обозначением производителя подводная лодка E-1, поскольку флот еще не принял ее в эксплуатацию.

Испанская подводная лодка E-1 на верфи в Кадисе

Правительство Второй Испанской республики явно отдавало предпочтение британским проектам подводных лодок. Затем дизайнеры и строители отправились предлагать проект и лодку на продажу, чтобы вернуть их стоимость. Советские инженеры, среди прочих, посетили верфь в 1932 году и в целом остались довольны конструкцией, но предложили несколько модификаций и улучшений в ожидании будущего местного производства. Другая группа инженеров посетила в следующем году офис IvS в Гааге, а также в Бремен офис Deschimag, а затем посетила завершенные испытания лодки в Картахена. Заключение Эчеварриеты за его связь с октябрьской революцией 1934 года заставило ВМС Испании потерять всякий интерес к подводной лодке, которая была окончательно продана турецкому флоту в 1935 году, в которой она служила до 1947 года. под названием Gür.

Несмотря на несколько проблем, возникших во время испытаний лодки, конструкция была признана удовлетворительной, и советское правительство купило ее, при условии, что Deschimag внесет предложенные улучшения и поможет в строительстве нескольких прототипов, которые это сделал. Доработки повлекли за собой существенную переработку проекта, получившего новое обозначение Е-2. Чертежи были получены из Германии в конце 1933 года, а 14 августа 1934 года проект был официально утвержден к производству, получив обозначение IX серии. Строительство первых двух прототипов началось в декабре 1934 г. на Балтийском судостроительном заводе (Балтийский завод) в Ленинграде, частично на немецком оборудовании. В апреле 1935 года был заложен и третий прототип.

К тому времени, когда был запущен третий прототип, стало очевидно, что строительство лодок с иностранным оборудованием будет слишком дорогим, поэтому конструкция была немного переработана, чтобы использовать только оборудование отечественного производства. Результатом этой модификации стала серия IX-бис, запущенная в серийное производство в 1936 году. Первоначально первые опытные образцы получили официальные обозначения Н-1, Н-2 и Н-3 (Немецкая, «Немецкая»), но уже в октябре 1937 года. они были переименованы в Sx (Средняя, ​​«Средняя»). На Западе этот класс был гораздо более известен под своим прозвищем «Сталинец», придуманным со ссылкой на более ранние лодки типа типа «Ленинец», но никогда не упоминался ни в каких официальных документах.

Лодка E-1 была продана Турции в 1935 году и была прототипом немецких лодок типа I. Позднее эта конструкция была усовершенствована и стала знаменитой Тип VII и Тип IX Подводные лодки из Кригсмарине.

Строительство и испытания

В серийном производстве этого класса задействовано пять заводов ВМФ, три - в Ленинграде (№ 189, № 194 и № 196), одна - в Николаев (№ 198) и одна в Горького (№112). Катера для Тихоокеанского флота собирались из сборных секций, доставленных по железной дороге на завод Владивосток №202. Первая лодка была построена в начале декабря 1935 года и совершила свое первое погружение 15 декабря. В августе следующего года обе первые лодки вышли на официальные испытания, и хотя некоторые требования не были выполнены (например, скорость составляла 0,5 узла (0,9 км / ч), 0,6 мили в час) ниже указанных 20 узлов (37 км / час, 22 миль в час}) и возникли некоторые технические трудности, проект был признан успешным, и лодки были приняты на вооружение ВМФ СССР.

Третья лодка, хотя по-прежнему использовала другую немецкую технику, была оснащена дизелями советского производства из-за задержек с поставкой первоначально запланированных. Однако адаптация к существенно отличающимся отечественным двигателям потребовала значительных изменений конструкции, которые замедлили строительство. Эти модификации были позже включены в официальные чертежи и легли в основу более поздних серийных серий, полностью построенных внутри страны. Эти серии выпускались для всех четырех флотов, причем лодки для Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов строились в Ленинграде, Черноморском флоте <92.>лодки в Николаев и несколько лодок для Балтики и Севера в Горький.

Во время войны на бывшем заводе речных судов № 638 в Астрахани достроили несколько лодок построены в Ленинграде и Горьком. Несколько лодок не были достроены: С-36, С-37 и С-38 были затоплены на Николаевском дворе до взятия города немцами, а С-27 на С-30, С-45 и С-47 заморожены во время войны, не были завершены после нее, так как их конструкция считалась уже устаревшей. Эти лодки обычно списывались; Корпус С-27 в итоге был использован под судоремонтную мастерскую.

Техническое описание

Серийно выпускались три модификации, различающиеся в основном оснащением. В первой серии использовались немецкие двигатели и аккумуляторы, а во второй - отечественная техника. Третья серия представила дальнейшие улучшения, направленные в основном на снижение стоимости и времени производства, а четвертая серия, хотя и запланированная, была отменена из-за начала войны.

IX серия

С-2 и Александр Маринеско (командир С-13) на молдавской марке. Ходовые испытания С-1. Хорошо видна защита артиллерии. Сама артиллерия еще не была установлена.

В этой группе было построено только три корабля, С-1, С-2 и С-3, с использованием техники, частично поставленной Германией. Лодки имели полудвукорпусный тип, с клепанным прочным корпусом и сварными легкими секциями корпуса в надстройке и оконечностях для повышения мореходности. Парус был среднего размера, овальной формы для уменьшения сопротивления воды. В нем размещались боевая рубка, мостик, перископические обтекатели и 45-мм (1,77 дюйма) зенитная установка. Сверху на носовой части был установлен резак для сетей . Корпус был разделен на семь отсеков, три из которых выдерживали давление 10 атм. В легком корпусе размещались девять основных балластных танков, разделенных на три группы (4 носовых, 2 кормовых, 3 миделя), вместе с уравновешивающим танком и танком быстрого пикирования. Баки обрезки находились внутри прочного корпуса. Балластные цистерны опорожнялись сжатым воздухом или выхлопными газами двигателей, что устраняло необходимость в балластных насосах.

Лодки оснащались двумя четырехтактными MAN М6V49 / 48 четырехтактными атмосферными реверсивными дизелями (по 2000 л.с. при 465 об / мин). приводящие в движение два гребных винта фиксированного шага вместе с двумя электродвигателями Электросила ПГ-72/35 (550 л.с. при 275 об / мин), соединенными фрикционными муфтами типа BAMAG (Berlin-Anhaltische Maschinenbau AG). Поставка двигателей для третьей лодки постоянно откладывалась, и со временем ее оснастили двигателями отечественного производства. Энергию для подводного движения обеспечивали 124 аккумулятора АПА 38-МАК-760, оборудованных водородными горелками К-5. Батареям не хватало традиционного центрального прохода, вместо этого использовались специальные служебные тележки, подвешенные к подвалу. Такая конструкция значительно уменьшила высоту аккумуляторного отсека, освободив место для экипажа. Электрическая система не имела сложной компоновки, характерной для более ранних советских проектов, и была простой и надежной. Все соединения были изолированы, а вводы переборки были спроектированы так, чтобы выдерживать такое же давление, что и сами переборки. У нее была лучшая маневренность, чем у других меньших по размеру советских, немецких, британских и итальянских подводных лодок (например, британские подводные лодки класса U, немецкие подводные лодки типа VII и итальянские класса Acciaio. подводная лодка ).

Суда были оборудованы шестью торпедными аппаратами (четыре носовые и два кормовые ) калибра 533 мм (21 дюйм). Шесть запасных торпед могли храниться в стеллаже носовой торпедный отсек, поэтому полная загрузка составляла 12 торпед. Обычно использовались, так как высокоскоростные были доступны в ограниченном количестве, а электрические были ненадежны и экипажам они не нравились. Также можно было запустить мины через торпедные аппараты. Автоматика торпеды не устанавливалась, вся стрельба велась вручную. Кормовые аппараты имели интересную особенность: вместо обычных створок они закрывались специальным вращающимся цилиндром, который обтекал контур ствола кормовой, когда стволы не использовались. 45-мм (1,77 дюйма) полуавтоматическая зенитная установка была на боевой рубке и 100-мм (3,9 дюйма) орудие на палубе для надводного боя.

Оборудование для наблюдения и связи было несколько невысоким, но в целом адекватным. Лодки были оснащены двумя перископами, наблюдательным ПЗ-7.5 и целеуказателем ПА-7.5, установлены очень близко друг к другу и существовали сообщения о трудностях их одновременного использования. Было установлено несколько радиоприемников. В первую очередь это был подводный датчик, и на всех лодках также была установлена ​​подводная система связи. РЛС ни на одной из серий этого типа не устанавливались.

Серия IX-бис

Вместо немецких двигателей были установлены турбодизели 1D отечественного производства. В отличие от зарубежных аналогов, они имели (при той же мощности) несколько более высокие скорости и были нереверсивными. Для размещения турбокомпрессоров и других дополнительных систем выпускные коллекторы были увеличены, а различные подсистемы полностью переработаны. Кроме того, использовались аккумуляторы отечественного производства. Открытый мост был переработан по просьбе экипажей, вернувшись к традиционному закрытому типу. Позже на войне лодки были оснащены Бурун-М, а радиостанции были модернизированы. Некоторые лодки были также оснащены перископическими антеннами, что позволяло использовать радио на перископической глубине, а на большинстве лодок был установлен ASDIC, что значительно повысило эффективность патрулирования и огня.

S-56 сохранился как корабль-музей и выставлен в Владивостоке.

серия IX-bis-2

В эту серию было внесено много мелких улучшений, в основном для уменьшения стоимость и сроки изготовления. Сварка стала применяться и в строительстве прочного корпуса.

Проект 97

В начале 1940-х годов началась серьезная модернизация серии, включая новые двигатели, увеличенную торпедную нагрузку и цельносварной прочный корпус, но война прервала работу и все шесть лодки первой серии затопили вскоре после закладки.

Послевоенный

Две подводные лодки этого класса, С-52 и С-53, вместе с двумя советскими подводными лодками класса М и двумя класса Щука подводные лодки (на условиях аренды S-121 и S-123) были переданы флоту Народно-освободительной армии в июне 1954 г., став, таким образом, основой подводных сил Китайской Народной Республики.. Еще две подлодки S-класса, S-24 и S-25, были проданы Китаю несколько лет спустя. Те, которые были закуплены Китаем, получили новые названия, а две арендованные АПЛ класса «Щука» - нет. С-52, С-53, С-24 и С-25 были переименованы в Китае в 11, 12, 13 и 14 'соответственно.

Список

IX серия

ИмяВступил в стройСудьба
11 сентября 1939 г.Затоплен в Либава для предотвращения захвата немцами, 23 июня 1941 г.
С-2 23 сентября 1936 г.Потоплен на мине у берега Меркет в территориальных водах Швеции, 3 Январь 1940
8 июля 1938Потоплен в бою с E-лодками S-60 и S-35, Либава, 24 июня 1941 г.

IX-bis серии

ИмяВведен в эксплуатациюСудьба
30 октября 1939 г.Потоплен в результате тарана немецкого торпедного катера T3 в Данцигском заливе, 15 января 1945 года
30 октября 1939 годаПотоплен на мине в Финском заливе, 28 августа 1941 года
30 октября 1939 годаЗатоплен на мине Эланд, Швеция, последнее известие от 6 августа 1941 г.
S-7 30 июня 1940 г.Затонул в Аландском море автор Финская подводная лодка Весихииси, 21 октября 1942 г.
30 июня 1940 г.Потоплена на мине у берегов Эланд, Швеция, последнее известие от 11 октября эр 1941
31 октября 1940 годаПропал без вести в августе 1943 года, предположительно затонул на мине
25 декабря 1940 годаПредположительно был затоплен на мине в проливе Ирбе около 28 июня 1941 г.
27 июня 1941 г.Потоплен миной Хийумаа, Эстония, 2 августа 1941 г.
24 июля 1941 г.Считается затоплен на мине к северу от Найссаара, Эстония, последнее известие от 1 августа 1943 г.
S-13 31 июля 1941 г.Списано 7 сентября 1954 г.
Не введено в эксплуатациюОтменено в июле 1941 г.
Не введено в эксплуатациюОтменено в июле 1941 г.
Не введено в эксплуатациюОтменено в июле 1941 г.
Не введено в эксплуатациюОтменено в июле 1941 года
19 июня 1940 годаСписан 14 марта 1955 года
19 июня 1940 годаСчитается, что он был потоплен немецким бомбардировщиком к югу от Крыма, 26 Июнь 1942 г.
18 ноября 1940 г.Списан 14 марта 1955 г.
29 марта 1941 г.Потоплен 12 ноября 1941 г. на мине флангового заграждения, заложенной цыганами японские заградители Амирал Мургеску и Дакия или болгарское оборонительное поле S-39
2 июня 1948 г.Списано 17 февраля 1956 г.
Не введено в эксплуатациюНезавершенное корабль был затоплен, чтобы предотвратить захват немцами в Николаев, 15 августа 1941 г.
Не сдан в эксплуатациюНезавершенный корабль был затоплен, чтобы предотвратить захват немцами в Николаеве, 15 августа 1941 г.
Не сдан в эксплуатациюНезавершенный корабль был затоплен, чтобы предотвратить захват немцами в Николаеве, 15 августа 1941 г.
Не сдан в эксплуатациюОтменен 22 июня 1941 г.
Не сданОтменено 22 июня 1941 г.
30 ноября 1941 г.Списано 7 сентября 1954 г., преобразовано в мемориал в 1973 г.
9 июня 1943 г.Исключено из военно-морского списка 24 августа 1954 г. и передан Китайской Народной Республике
30 января 1943 годаИсключен из военно-морского списка 24 августа 1954 года и передан Китайской Народной Республике
31 декабря мбер 1940Пропал без вести, предположительно был затоплен на мине возле Конгс-фьорда, Норвегия, после 5 марта 1944 г.
25 июля 1941 г.Пропал по неизвестной причине, возможно, в результате нападения немецких охотников. или мина в декабре 1943 года
S-56 20 октября 1941 годаСписана 14 марта 1955 года, превращена в корабль-музей в 1975 году
S-101 15 декабря 1940 годаИсключен из военно-морского списка 17 февраля 1956 г.
16 декабря 1940 г.Списан 14 марта 1955 г.

Серия IX-бис-2

ИмяВведен в эксплуатациюСудьба
21 апреля 1942 г.Исключено из военно-морского списка 9 февраля 1978 г.
20 декабря 1942 г.Исключено из военно-морского списка 20 июня 1956 г.
10 февраля 1943Списан 29 декабря 1955 года
20 апреля 1945 годаСписан 29 декабря 1955 года
20 июня 1945 годаСписан 17 февраля 1956 года
21 февраля 1944 годаСписан 10 декабря 1955 года
19 февраля 1945 годаСписан 17 февраля 1956 года
2 9 марта 1946 годаСписан 14 марта 1959 года
25 мая 1946 годаСписан 14 марта 1956 года
27 июня 1947 годаСписан 18 апреля 1958 года
18 декабря 1947Исключен из военно-морского списка 6 июня 1955 года и передан Китайской Народной Республике.
29 марта 1948 годаИсключен из военно-морского списка 6 июня 1955 года и передан Народной Республике. Китайская Республика
29 марта 1948 годаСписано 18 апреля 1958 года
Не сдано в эксплуатациюНезавершенное судно было затоплено, чтобы предотвратить захват немцами в Николаеве 15 августа 1941 года
30 июня 1942 г.Исключен из военно-морского ведомства 29 декабря 1955 г.
22 сентября 1942 г.Списан 14 марта 1955 г.
Ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Подводные лодки класса «Средняя».

.

Последняя правка сделана 2021-06-09 00:57:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте