Обзор класса | |
---|---|
Операторы: | |
На вооружении: | 1933 |
В составе: | 1933 |
Выполнено: | 141 |
Утрачено: | 33 |
Общие характеристики | |
Тип: | Подводная лодка |
Водоизмещение: |
|
Длина: |
|
Ширина: |
|
Осадка: |
|
Скорость: |
|
Дополнение: |
|
Вооружение : |
|
Подводные лодки класса М, также класса «Малютка» (русский : Малютка; ребенок или маленький), были классом малых, однокорпусных или 1,5-корпусных подводных лодок, построенных в Советском Союзе и использовавшихся во время Второй мировой войны. Подводные лодки строились секциями, чтобы их можно было легко транспортировать по железной дороге. Производство было сосредоточено на Горьковском судостроительном заводе на реке Волге, после чего секции были доставлены по железной дороге в Ленинград для сборки и достройки. Это было первое применение сварки на советских подводных лодках.
Подводные лодки этого класса входили в четыре серии: VI, VI-бис, XII, XV. Количество лодок серий VI и VI-бис было практически равным. Series XII был переработанным проектом с эквивалентными тактическими характеристиками. Первые серии оснащались одним дизельным двигателем и одним электродвигателем. Серия XV разрабатывалась отдельно с улучшенными характеристиками, в том числе с основным балластом в легком корпусе и двумя валами. Эти суда в основном использовались Черноморским флотом и Балтийским флотом.
. Несмотря на то, что конструкция была удовлетворительной, были получены лишь ограниченные результаты, и были большие потери: 33 подводные лодки были потоплены в период с 1941 по 1945 год. М-103 исчез в Балтийском море в середине августа 1941 года. Обломки корабля были обнаружены в конце 1990-х годов во время учений НАТО по тралению мин. Семь подводных лодок были потеряны в Черном море, четыре погружены в глубину и потоплены румынскими военными кораблями (М-31 командиром флотилии Мэрэшешти, М-58 с эсминца Регина Мария, М-59 с эсминца Regele Ferdinand и М-118 с румынских канонерских лодок Гикулеску и Стихи) (М-58 и М-59, однако, также зарегистрированы как потерянные на румынских минах, в то время как М-31 также был захвачен минами или немецким катером) и три были потоплены в минных полей, установленных румынскими минными заградителями Амирал Мургеску, Дачия и Регеле Кэрол I. К 1945 году было построено около 111 подводных лодок класса М, а еще 30 подводных лодок XV- серия завершилась между 1945 и 1947 годами.
Две подводные лодки ранних серий этого класса, а также две советские подводные лодки класса S, (S-52 и S-53) и две подводные лодки типа «Щука» (в лизинг, S-121 и S-123) были проданы Китайской Народной Республике в июне 1954 г. как ф. создание подводных лодок ВМС Народно-освободительной армии. Подводные лодки класса M и S были проданы Китаю, а еще две серии M-XV этого класса (M-278 и M-279) были проданы Китаю несколько лет спустя. Приобретенные Китаем были переименованы, а две арендованные АПЛ типа «Щука» - нет. Четыре субмарины класса М, закупленные Китаем, были переименованы в №№ 21, 22, 23 (бывшая М-278) и 24 (бывшая М-279) Национальной обороны соответственно.
В мае 2012 года недалеко от Таллинна была обнаружена подводная лодка класса M. Подводная лодка находится в Таллиннском заливе между островами. Аэгна и Найссаар, на приблизительной глубине от 65 до 66 метров (от 213 до 217 футов). Считается, что это М-216, который был намеренно потоплен в этом районе в 1962 году в учебных целях. Дайверы подтвердили, что многие компоненты, в том числе перископ, отсутствуют. Также считается, что учения могли быть заказаны в результате нескольких смертельных аварий подводных лодок в 1950-х годах. Одна такая авария произошла недалеко от Палдиски, где весь экипаж погиб во время неудачной спасательной операции.
Другая подводная лодка класса М (серия XII) была обнаружена в июле 2015 года дайверами из дайв-центра Aquarius. Констанца, напротив Костинешти, на глубине около 40 метров (130 футов). Считается, что это либо М-34, либо М-58, оба из которых потеряны из-за румынских минных полей. Подводная лодка похоронена в песке до уровня палубы, а также полностью засыпана песком, что делает дальнейшую идентификацию практически невозможной. Верхняя часть корпуса имеет довольно высокий уровень повреждений - обнажены нервюры. Частично открывался кормовой люк. Корпус цельный, боевая рубка и палубное орудие целы.
.
Завершено после Второй мировой войны:
Обе серии VI и VI-бис были построены А. Н. Асафовым. Серия XII изготовлена П. И. Сердюком, серия XV - Ф. Ф. Полушкиным.
Серия VI
Серия VI-bis
Серия XII
Серия XV