сентябрь (от латинского septem, «семь») или mensis. Сентябрь изначально был седьмым из десяти месяцев по древнему римскому календарю, который начинался с марта (mensis Martius, «Марс 'месяц»). Было 29 дней. После реформ, результатом которых стал 12-месячный год, сентябрь стал девятым месяцем, но сохранил свое название. Сентябрь последовал за тем, что изначально было секстилисом, «шестым» месяцем, переименованным в Август в честь первого римского императора, и предшествовал октябрю, «восьмому» месяцу. который, как и сентябрь, сохранил свое числовое название вопреки положению в календаре. День был добавлен к сентябрю в середине 40-х годов до нашей эры как часть реформы юлианского календаря.
В сентябре нет ни одного из архаичных фестивалей, которые отмечены большими буквами для других месяцев на дошедшие до нас римские фасти. Вместо этого около половины месяца посвящается Ludi Romani, "Римским играм", которые развивались как вотивные игры для Jupiter Optimus Maximus ("Jupiter Best and Величайший "). Ludi Romani - самые старые игры, учрежденные римлянами и датируемые 509 годом до нашей эры. В ид сентября (13-го) Юпитер был удостоен публичного банкета, Epulum Jovis. ритуал забивания гвоздей в храме ознаменовал прохождение политического года в республиканскую эпоху, а в ранний период консулы вступил в должность в сентябрьские иды. Месяц часто изображался в искусстве сбором винограда.
Сентябрь был месяцем рождения не менее четырех главных римских императоров, включая Августа. Император Коммод переименовал месяц в либо после себя, либо в Геркулеса - нововведение, которое было отменено после его убийства в 192 году. В восточных провинциях Римской империи, в некоторых календарях год начинался с сентября и был началом имперского налогового года.
Для сентября в альманахах древних фермеров (menologia rustica ) отмечается осеннее равноденствие 24 сентября и равное количество световых и ночных часов. Они отмечают, что месяц начинался с солнца в астрологическом знаке Девы и находился под опекой (tutela ) Volcanus (бог Вулкан). В неустановленный день должен быть проведен Epulum Minervae (банкет Минервы ), вероятно, как часть общего epulum на Иды.
Фермеру предписано покрыть винные сосуды разбейте, соберите яблоки и разрыхлите уплотненную почву вокруг деревьев. В своем сельскохозяйственном трактате Варрон поручает фермерам дополнительные задачи в период от восхода Сириуса до равноденствия. Солома должна быть скошена, стога сена переброшена, пашня вспахана, корм собран, а хорошо орошенные луга скошены во второй раз. 95>Колумелла указывает, что наклонная земля должна быть вспахана между Календами (1-я) и Идами (13-я).
Aëtius parapegma - это альманах, который появляется как глава в Тетрабиблосе 6-го века из Аэция Амидского. Он рассматривает восход и заход созвездий, прогноз погоды и медицинские советы как тесно переплетенные, а также отмечает, что в день равноденствия (помещено 25 сентября)
в воздухе наблюдается наибольшее беспокойство за три дня до этого. Таким образом, необходимо быть осторожным ни при флеботомии, ни при чистке, ни иным образом, чтобы сильно изменить тело с 15 сентября по 24 сентября.
Этот отрывок представлен как совет для врачей, основанный на принцип, согласно которому «тела здоровых людей, и особенно больных людей, изменяются в зависимости от состояния воздуха».
урожай с гроздьями или корзинами винограда преобладает как в словесных, так и в визуальных аллегориях сентября, особенно в мозаиках, изображающих месяцы. В рукописях, хранящих Календарь Филокала (354 г. н.э.), сентябрь представлен обнаженным мужчиной, одетым только в длинный легкий шарф через плечо. Под его левой рукой появляется обычная гроздь винограда, протянутая, чтобы держать корзину, на вершине которой выстроены пять загадочных кирок или вертелов. Через его правое плечо помещена корзина с двумя пирамидами из шести инжиров или маленьких фляг. По обе стороны от него в землю опускается сосуд, предположительно для приема молодого вина. Над тем, что справа, он вешает ящерицу на веревочке, мотив, который повторяется в образах, связанных с Дионисом, богом вина. Точное значение ящерицы неясно. Он может представлять собой магико-медицинское заклинание, обеспечивающее здоровое вино, при этом ящерица либо мощная люстрация, либо потенциальный ущерб, который необходимо предотвратить. Ящерица также является атрибутом Аполлона Сауроктоноса.
в календарных мозаиках из Хеллина в Римской Испании и Трира в Gallia Belgica сентябрь представлен богом Вулканом, божеством-покровителем месяца в Menologia Rustica, изображенным в виде старика с щипцами. Мозаика из Хеллина (2–3 вв.) Изображает каждый месяц как персонификацию со знаком зодиака или представляющую его. Сентябрь показан держащим в руке весы и ему помогает Вулкан. Весы представляют Весы, знак зодиака, введенный в конце месяца. В поэме Laus omnium mensium («Хвала всех месяцев»), датируемой началом VI века, сентябрь «делит часы поровну для Весов».
В древней христианской мозаике из Герасы в провинции Аравия (современная Иордания) сентябрь имеет типичные атрибуты винодела в римском искусстве - молодой человек в тунике и хламида несет букет с виноградом в правой руке и с корзиной на плече - но обозначен как Gorpiaios, первый месяц года по местному календарю, эквивалентный периоду с 19 августа по 17 сентября.
Римляне не отсчитывали дни месяца последовательно с первого дня до последнего. Вместо этого они отсчитывали от трех фиксированных точек месяца: Nones (5-е или 7-е, в зависимости от месяца), Ides (13-е или 15-е) и Календы (1-е число) следующего месяца. Ноны сентября были 5-го, а Иды - 13-го. Последний день сентября был pridie Kalendas Octobrīs, «день перед октябрьскими календами». Римский счет был включительно ; 9 сентября было ante diem V Idūs Septembrīs, «5-й день перед сентябрьскими идами», обычно сокращенно a.d. V Ид. Сентябрь (или с опущением а.о.); 23 сентября был IX кал. Октябрь, «9-й день перед октябрьскими календарями» по юлианскому календарю (VIII кал. Октября по доюлианскому календарю, когда в сентябре было всего 29 дней).
В календаре Римской республики и начала принципата каждый день был отмечен буквой, обозначающей его религиозно законный статус. В сентябре это были:
Рисунок фрагментарного Fasti Antiates, доулианского календаря, показывающий сентябрь (сокращенно SEP) в верхней части девятого столбцаК концу 2-го века нашей эры в существующих календарях больше не указываются дни, отмеченные этими буквами, вероятно, отчасти в результате календарных реформ, предпринятых Марком Аврелием. Дни также были отмечены числовыми буквами в циклах A B C D E F G H для обозначения «рыночной недели» (они опущены в таблице ниже).
В dies Religiosus, один из которых произошел 14 сентября, люди не должны были предпринимать никаких новых действий или делать что-либо, кроме как удовлетворять самые основные потребности. dies natalis был годовщиной, такой как основание храма или его повторное посвящение, иногда называемый «днем рождения» божества. В течение имперского периода некоторые традиционные фестивали, проводившиеся в Риме, стали менее важными, а дни рождения и годовщины императора и его семьи стали известными как римские праздники. A dies imperii отмечен датой вступления на престол императора. Только жертвоприношения и обряды, относящиеся к Имперскому культу, сохраняются на сентябрь в календаре военных религиозных мероприятий, известном как Feriale Duranum, отчасти из-за его фрагментарного состояния. После середины I века нашей эры в календари зрелищ и игр (ludi ) добавляется ряд дат в месте, называемом «цирк ». Эти ludi circenses проводились в честь различных божеств, но в сентябре в основном в связи с императорскими праздниками.
Если не указано иное, даты и обряды в следующей таблице взяты из H.H. Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики (издательство Корнельского университета, 1981), стр. 96–115. После ид приведены даты для 30-дневного месяца по юлианскому календарю; в скобках указаны доюлианские даты фестивалей.
Современное. дата | Римская дата | статус | Обряды |
---|---|---|---|
сентябрь. 1 | Календае Септембрис | F | • умирает Наталис для Храма Юнона Регина («Юнона-царица»), с 392 г. до н. Э.. • умирает наталис для храмов Юпитера-громовержца на Капитолии и Юпитера Свободного с начала правления из Августа |
2 | рекламы IV Нет. Сентябрь | F | |
3 | III Нет. Сентябрь | C | |
4 | Приди Нонас Септембрис. (сокр. Prid. Non. Sept.) | C | |
5 | Нонаэ Септембрис | F | • умирает наталис одного из двух Храмов Юпитера Статора. • Люди Романи начало. • Mammes vindemia, праздник урожая для Диониса (римский Liber ), после середины I века нашей эры |
6 | VIII Id. Сентябрь | F | • Ludi Romani, продолжение |
7 | VII Id. Сентябрь | C | • Ludi Romani продолжение |
8 | VI ид. Сентябрь | C | • Ludi Romani, продолжение |
9 | V Id. Сентябрь | C | • Луди Романи, продолжение. • умирает Наталис из Аврелиана, с цирковыми играми |
10 | IV Id. Сентябрь | C | • Ludi Romani продолжение |
11 | III Id. Сентябрь | C | • Ludi Romani продолжение. • dies natalis для храма Асклепия |
12 | pridie Idūs Septembrīs. (сокращенно prid. Id. Sept.) | N | • Ludi Romani продолжение |
13 | Идус Септембрис | NP | • принесение в жертву овец Ид (ovis idulis) Юпитеру Оптимусу Максимусу. • Эпулум Йовис, пир для Юпитера вместе с Юноной и Минервой, Капитолийская триада. • clavis annalis, ритуал гвоздя года |
14 | XVIII Kal. Октябрь | F. dies Religiosus | • Ludi Romani, продолжение. • probatio equorum («обзор лошадей», доюлианский XVII Кал. Окт.), Конная процессия рыцарей. • присоединение Домициана |
15 | XVII Кал. Октябрь | N | • Ludi Romani продолжение |
16 | XVI Kal. Октябрь | C | • Ludi Romani продолжение |
17 | XV кал. Октябрь | C | • Люди Романи продолжение |
18 | XIV Кал. Октябрь | N | • Ludi Romani продолжение. • dies natalis of Trajan. • dies imperii of Nerva. • начало Ludi Triumphales для Константин после 324 г. |
19 | XIII Kal. Октябрь | C | • Ludi Romani заключили. • Ludi Triumphales продолжаются. • dies natalis Антонин Пий |
20 | XII Kal. Октябрь | C | • mercatus, рыночные или ярмарочные дни. • Ludi Triumphales продолжение |
21 | XI Kal. Окт. | C | • mercatus, продолжение. • Ludi Triumphales, продолжение |
22 | X Kal. Октябрь | C | • mercatus продолжение. * Ludi Triumphales заключение |
23 | IX Kal. Октябрь | C | • dies natalis для Храма Аполлона и Латоны в Театре Марцелла (до Юлиана VIII Кал. Окт.). • умирает Наталис бога Августа, с цирковыми играми. • Меркат завершает |
24 | VIII Kal. Октябрь | C | |
25 | VII Kal. Октябрь | C | |
26 | VI Kal. Октябрь | C | • умирает наталис для Храма Венеры-Генетрисы на Форуме Цезаря (до Юлиана V Кал. Окт.) |
27 | V Кал. Октябрь | C | • Profectio Divi («Наступление Божественного») с цирковыми играми, записанными в Календаре Филокала (354 г. н.э.) |
28 | IV Kal. Октябрь | C | |
29 | III Кал. Октябрь | C | • Ludi Fatales, игры о судьбах, после середины 1 века нашей эры |
30 | прим. Kal. Октябрь | C | • Ludi Fatales |
в сентябре было много императорских дней рождения (dies natales ): Аврелиан 9-го, Траян 18-го, Антонин Пий 19-го и Август 23-го. Надписи по всей Империи записывают религиозные посвящения, совершаемые в эти дни, часто военнослужащими. Гений из Legio II Italica Pia, итальянского легиона, дислоцированного в Норикуме, получил посвящение 18 сентября 119 г. н.э., в годовщину рождения Траяна и Нервы. присоединение. Эта дата также могла быть «днем рождения» подразделения (natalis aquilae ). По крайней мере, две надписи записывают религиозные посвящения 19 сентября, в день рождения Антонина Пия. В провинции Нижняя Германия в этот день в 190 г. н.э. префект лагеря (praefectus castrorum ) и трое его сыновей посвятили алтарь Юпитеру Оптимусу Максиму (IOM), Геракл, Сильван и Гений «божественного дома» (domus divina, императорский дом). В той же провинции префект Legio I Minerviae 19 сентября 295 г. отметил реконструкцию храма Mars Militaris посвящением благополучию (salus ) императора. Несколько надписей записывают посвящения в день рождения Августа, в том числе одно в честь Орла, сделанного в Римской Британии, вдвойне нумен Августа и Гения Легиона. II Августа (144 г. н.э.) и бронзовый Гений с надписью из Верхней Германии, подаренный ассоциации знаменосцев (246 г. н.э.).
Коммод с атрибутами Геркулеса, держащий дубинка и яблоко Гесперид, и носить немейскую львиную шкуруВремя от времени предпринимались попытки переименовать сентябрь, имитируя успешное переименование римских месяцев, первоначально называвшихся Quinctilis (Июль, после Юлия Цезаря ) и Секстилис (август, после Августа). Согласно Светонию, Тиберий отказался от чести назвать сентябрь своим именем, а октябрь - именем своей матери Ливии. Калигула тщетно настаивал на том, что Сентябрь будет называться Германиком в честь своего отца. Домициан (правил 81–96 гг. Н.э.) также кратко переименован в сентябрь, месяц его восшествия на престол императора, mensis Germanicus после триумфа он прославлял германцев Хатти.
Более широко, в 184 году нашей эры Коммод переименовал все месяцы года в имена и аспекты самого себя. Кассий Дион перечисляет Амазония (Январь ), Инвикта, Феликса, Пия, Луция, Элия, Аврелия, Коммода, Августа, Геркулеса, Романа и Эксоператора. В этой последовательности август как месяц его рождения был переименован в Коммода, а сентябрь назывался его титулом Август, причем каждый из месяцев с мая по сентябрь (от Луция до Августа) представлен элементы его официальной номенклатуры в обычном порядке. Historia Augusta также указывает, что август был месяцем по имени Коммод, но внутренне противоречив: в какой-то момент Геракл, божество-покровитель, выбранный Коммодом, был назван его тезкой. для сентября, в то время как в других местах октябрь - это mensis Herculeus, поскольку он находится в списке Дио. В нескольких источниках из поздней античности - среди них Аврелий Виктор, Евтропий и Иероним - говорится, что сентябрь был mensis Commodus. Даты, записанные в месяце Коммода, чрезвычайно редки: граффито из Остии Антика читается VII Kal. Commodas (26 июля или 26 августа, в зависимости от того, был ли Commodus август или сентябрь); дата III Nonas Commodias (3 августа) в Historia Augusta; и фрагментарное упоминание Идус Коммода («Иды Коммода») на мраморной основе в Ланувий. Нововведение было отменено после его убийства в 192 году.
Византийский антиквар Иоганнес Лидус в своей работе над месяцев (De mensibus), говорит, что у римлян было три новых года : священнический, в январь ; национальный - в марте; и циклический или политический Новый год в сентябре. В республиканском Риме старший магистрат в сентябрьские иды вбил гвоздь под названием clavus annalis («гвоздь года») в стену Храма Юпитера Оптимуса Максимуса. Церемония происходила на dies natalis храма, когда также проводился пир в честь Юпитера. Однако церемония забивания гвоздей проходила в священном месте (templum ), посвященном Минерве, на правой стороне святыни (aedes ) Юпитера. По словам историка Августа Ливи, этот ритуал предшествовал обычному использованию письменных букв и находился в сфере влияния Минервы, потому что концепция «числа» была изобретена ею.
На римском Востоке день рождения Августа 23 сентября был первым днем нового года в некоторых календарях, включая, возможно, календарь Гелиополиса (Баальбек в современном Ливане). Налоговый год начался в сентябре, когда преторианские префекты опубликовали свои бюджеты. Незнакомство с римским годом в восточных провинциях и трудности с согласованием разрозненных календарей в некоторых случаях делали удобной дату с помощью налогового года. В Римской Сирии, например, год Селевкидов начался 1 октября, но был скорректирован до 1 сентября в V веке, чтобы совпадать с налоговым годом.