Храмовый комплекс Самофракии

редактировать
Самофракийский среди основных греческих храмов

Самофракийский Храмовый комплекс, известное как Святилище Великих Богов (Новогреческий : Ιερό των Μεγάλων Θεών Ieró ton Megalón Theón), является одним из основных панэллинских религиозных святилищ, расположенный на острове Самофракия в пределах более крупной Фракии. Построенный непосредственно к западу от валов города Самофракии, он, тем не менее, был независимым, о чем свидетельствует отправка городских послов во время праздников.

Он прославился в Древней Греции за ее мистическую религию. Посвященными были многие известные люди, в том числе историк Геродот, один из очень немногих авторов, оставивших после себя несколько ключей к разгадке природы тайн, спартанский вождь Лисандр и многочисленные афиняне. Храмовый комплекс упоминается Платоном и Аристофаном.

. В эллинистический период, после наставничества Филиппа II, он сформировал Македонское национальное святилище, где преемники Александра Македонского боролись, чтобы превзойти друг друга щедростью. Он оставался важным религиозным объектом на протяжении римского периода. Адриан посетил, и Варрон описал тайны. Культ исчезает из истории к концу поздней античности, когда храм был бы закрыт во время преследований язычников в поздней Римской империи.

Содержание
  • 1 Культ Великого Боги
    • 1.1 Пантеон Самофракии
    • 1.2 Ритуалы
    • 1.3 Посвящение
  • 2 Описание святилища
  • 3 Македонское национальное святилище
  • 4 Исследование местности
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Культ Великих Богов

Личность и природа божеств, почитаемых в святилище, остаются в значительной степени загадочными, в значительной степени потому, что это было табу произносить свои имена. Древние литературные источники называют их собирательным названием «Кабейри » (греч. : Κάβειροι Kábiroi), в то время как они несут более простой эпитет Богов или Великих Богов, который был титулом или состояние, а не настоящее имя (Μεγάλοι Θεοί Megáloi Theoí) в надписях, найденных на сайте.

Пантеон Самофракии

План участка святилища с указанием хронологии основных построек

Пантеон Великих Богов состоит из множества хтонических божеств, в первую очередь предшествовавших прибытию греческих колонистов на остров в 7 веке до н.э., и собирались вокруг одной центральной фигуры - Великой Матери .

  • Великой Матери, богини, которую часто изображали на чеканке Самофракии изображена сидящая женщина со львом на боку. Ее первоначальное секретное имя было Аксиерос. Она связана с анатолийской Великой Матерью, Фригийской горой и троянской Богиней-матерью с горы Ида. Греки связывали ее в равной степени с богиней плодородия Деметрой. Великая Мать - всемогущая владычица дикого мира гор, почитаемая на священных скалах, где ей приносили жертвы и приношения. В святилище Самофракии этим жертвенникам соответствуют порфировые обнажения разного цвета (красный, зеленый, синий или серый). Для ее верных ее сила также проявилась в жилах магнитного железа, из которых они вылепили кольца, которые носили посвященные в знак признания. Некоторые из этих колец были извлечены из гробниц в соседнем некрополе.
  • Гекате под названием Зеринтия и Афродита -Зеринтия., две важные богини природы, одинаково почитаются на Самофракии, их культ был далек от культа Великой Матери и более тесно отождествлялся с божествами, более знакомыми грекам.
  • Кадмилос (Καδμίλος), супруга Аксиероса, бог плодородия, которого греки называли Гермесом ; фаллическое божество, чьими священными символами были голова барана и дубинка (kerykeion), которая, очевидно, была фаллическим символом и могла быть найдена на какой-то валюте.
  • Два другие мужские божества сопровождают Кадмилоса. Они могут соответствовать двум легендарным героям, основавшим самофракийские мистерии: братьям Дарданос (Δάρδανος) и Иазион (Ηετίων). Греки связывают их с Диоскурами, божественными близнецами, популярными как защитники моряков, терпящих бедствие.
  • Пара божеств подземного мира, Axiokersos и Аксиокерса, отождествляются с Аидом и Персефоной, но, по-видимому, не являются частью первоначальной группы доэллинских божества. Легенда (знакомая грекам) об изнасиловании богини плодородия богом подземного мира также играет роль в священных драмах, отмечаемых на Самофракии; хотя и в меньшей степени, чем в Элевсине.
  • В более поздний период этот же миф был связан с мифом о браке Кадмоса и Гармонии, возможно из-за схожести имен с Кадмилом и Электрой.

Ритуалы

Общий вид останков Гиерона с юго-запада (план участка, номер 13) Живописный вид на Гиерон

Все святилище было открыто для всех, кто хотел поклоняться Великим Богам, хотя доступ в здания, посвященные таинствам, считался зарезервированным для посвященных. Эти ритуалы и церемонии проводились под председательством жрицы в служении людям. Главную жрицу, а часто и пророчицу, называли Сивиллой или Кибелой.

Наиболее распространенные ритуалы неотличимы от практики в других греческих святилищах. Молитвы и молитвы, сопровождаемые кровью жертвоприношения домашних животных (овец и свиней), сожженных в священных очагах (εσχάραι eschárai), а также возлияния хтоническим божествам в круговых или прямоугольных ритуалах ямы (βόθρος bóthros). Было использовано большое количество каменных алтарей, самый крупный из которых был окружен монументальной оградой в конце IV в. До н.э. (план городища № 11).

Главный ежегодный фестиваль, который собирал послов на остров со всего греческого мира, вероятно, проходил в середине июля. Он состоял из представления священной пьесы, повлекшей за собой ритуальное венчание (ιερός γάμος hierós gámos); это могло происходить в здании со Стеной танцоров, построенном в 4 веке до нашей эры. В эту эпоху зародилось поверье, что поиск пропавшей девушки с последующим замужеством с богом подземного мира представляет собой брак Кадмоса и Гармонии. Фриз (см. Фото ниже), на котором изображен Теменос, может быть намеком на этот брак. Около 200 г. до н.э. к фестивалю было добавлено дионисийское соревнование, чему способствовало строительство театра (план участка, номер 10) напротив большого алтаря (план участка, номер 11).. Согласно местному мифу, именно в эту эпоху город Самофракия почтил поэта Ясоса в Карии за сочинение трагедии Дарданос и за другие добрые дела в окрестностях города. остров, город и святилище.

В святилище было совершено множество жертвоприношений, которые были помещены в построенном для этой цели здании рядом с большим алтарем (план участка, номер 12). Подношениями могли быть статуи из бронзы, мрамора или глины, оружие, вазы и т. Д. Однако из-за расположения Самофракии на оживленных морских маршрутах культ был особенно популярен, и многие, зачастую очень скромные, подношения находили там путь: при раскопках были обнаружены морские ракушки и рыба крючки, предлагаемые моряками или рыбаками, которые, вероятно, благодарили божеств за то, что они защищали их от опасностей моря.

Посвящение

Уникальной особенностью таинственного культа Самофракийцев была его открытость: по сравнению с Элевсинскими мистериями инициация не имела предпосылок по возрасту, полу, статусу или национальность. Участвовать могли все: мужчины и женщины, взрослые и дети, греки и не-греки, свободные, взятые по договору или порабощенные. При этом посвящение не ограничивалось определенной датой, и посвященный мог в один и тот же день достичь двух последовательных степеней тайны. Фактически, единственным условием было присутствие в святилище.

Первым этапом инициации был миэзис (μύησις). Тайнам были открыты священный счет и особые символы (μύστης); то есть посвященный. Таким образом Геродоту было дано откровение относительно значения фаллических образов Гермеса-Кадмила. Согласно Варрону, символы, явленные по этому поводу, символизировали небо и землю. В обмен на это откровение, которое держалось в секрете, посвященному давались определенные привилегии: надежда на лучшую жизнь и, в частности, защиту на море и, возможно, как в Элевсине, обещание счастливой загробной жизни. Во время церемонии посвященный получал красный пояс, завязанный на талии, который должен был быть защитным талисманом. Железное кольцо, подверженное божественной силе магнитных камней, вероятно, было еще одним символом защиты, дарованной во время посвящения.

Фриз с быками из ротонды Арсиноэ (Самофракийский музей) (план участка, номер 15)

Подготовка к посвящению проходила в небольшой комнате к югу от Анакторона (план участка, номер 16; буквально Палата лордов), тип ризницы, где посвященный был одет в белое и получал светильник. Затем миэзис происходил в Анактороне, большом зале, способном вместить множество уже посвященных верующих, которые присутствовали на церемонии, сидя на скамьях вдоль стен. Посвященный совершал ритуальное омовение в тазе, расположенном в юго-восточном углу, а затем совершал возлияние богам в круглой яме. В конце церемонии посвященный занял свое место на круглой деревянной платформе напротив главной двери, а вокруг него разворачивались ритуальные танцы. Затем его отвели в северную комнату, святилище, где он получил собственно откровение. Доступ в это святилище был запрещен для непосвященных. Посвященному давали документ, подтверждающий его посвящение в мистерии, и он мог, по крайней мере, в более поздний период, заплатить за то, чтобы его имя было выгравировано на памятной доске.

Вторая степень посвящения называлась эпоптией (εποπτεία, буквально созерцание). В отличие от одногодичного интервала между степенями, который требовался в Элевсине, вторую степень в Самофракии можно было получить сразу после миесиса. Несмотря на это, это было реализовано только небольшим количеством посвященных, что наводит нас на мысль, что это было связано с некоторыми трудными условиями, хотя маловероятно, что эти условия были финансовыми или социальными. По оценке Lehman, это касалось моральных вопросов, поскольку кандидат прошел прослушивание и должен был признаться в своих грехах. Это прослушивание проходило в течение ночи перед Иероном (план местности, номер 13; буквально святое место). Здесь был восстановлен фундамент, который мог поддержать гигантский факел; Вообще говоря, обнаружение многочисленных ламп и подставок для фонарей на этом участке подтверждает ночную природу обрядов инициации. После допроса и окончательного отпущения грехов, присужденного священником или должностным лицом, кандидат переносился в Гиерон, который также функционировал как эпопция (место созерцания), где происходило ритуальное очищение и приносилась жертва в священный очаг, расположенный в центре «святая святых». Затем посвященный подошел к апсиде в задней части здания, которая, вероятно, должна была напоминать грот. Иерофант (ιεροφάντης hierophántes), иначе известный как инициатор, занял свое место на платформе (βήμα béma) в апсиде, где он читал литургию и отображал символы загадки.

В римскую эпоху, к 200 году нашей эры, вход в Гиерон был изменен, чтобы разрешить вход для живых жертвоприношений. Внутри был сооружен парапет для защиты зрителей, а в апсиде был оборудован склеп. Эти изменения позволили прославить Криоболию и Тауроболию анатолийской Magna Mater, которые были введены в эпоптию в это время. В новых обрядах посвященный или, возможно, только священник по доверенности спускался в яму в апсиде. Затем кровь жертвенных животных окатила его или ее, как при обряде крещения.

Описание святилища
Основание Арсиноэ Ротонды и фрагмент посвящения (план участка № 15)

Самофракийский городок на первый взгляд может показаться несколько запутанным; это происходит из-за сочетания необычной топографии и двухвекового периода, в течение которого это место разрабатывалось. Святилище занимает три узкие террасы на западных склонах горы Агиос Георгиос, разделенные двумя потоками с крутыми берегами. Вход находится на востоке через Птолемей II пропилей, также известный как Птолемей (план участка № 20), который пересекает восточный ручей и функционирует как мост. Сразу к западу, на первой террасе, есть несколько круглая вымощенная впадина, содержащая в центре алтарь, который, несомненно, был местом жертвоприношения; хотя точное назначение этого места в дальнейшем не определено.

Извилистая тропа спускается к главной террасе между двумя ручьями, где находятся основные памятники культа. Большое толос, Арсиноэон или Арсиноэ Ротонда (план участка № 15), самое большое крытое круглое пространство в древнегреческом мире (20 м в диаметре), возможно, служили для приветствую theoroi, священных послов, делегированных городами и ассоциациями для участия в великих праздниках в святилище. Украшение из розеток и украшенных гирляндами бычьих голов наводит некоторых на мысль, что здесь также могли совершаться жертвоприношения. ротонда была построена на более старом здании, от которого сохранился только фундамент. Арлингтонское водохранилище штата Массачусетс является точной копией ротонды.

Прямо у входа в тропу, ведущую к святилищу, можно найти самое большое здание, Здание Фриза Танцоры (план участка № 14), иногда называемое Теменос, так как это соответствует монументальному ограждению, обозначающему гораздо более древнее жертвенное место. Реконструированные планы этой части участка сильно различаются (сравните, например, разные издания археологического руководства Lehman - план, используемый в этой статье, отражает 4-е издание). По сути, это простой двор, которому предшествует ионный пропилеум, украшенный знаменитым фризом танцора (фото ниже). Знаменитый архитектор Скопас мог быть дизайнером.

Самое важное здание культа, эпоптеон, расположено к югу от Теменоса. На этом здании есть надпись Иерон (план участка № 13). Неизвестно, кто посвятил это здание, но, учитывая великолепие, вероятно, было королевским. Это своего рода храм, но там нет периптерос (обрамление колонн) и только один простиль (частично восстановлен - см. Фото выше). Архитектурный орнамент фасада отличается изысканностью. Внутри находится самый большой безопорный пролет в древнегреческом мире - 11 метров. Южный конец этого здания представляет собой апсиду (фр: abside inscrite), которая составляет самую священную часть. Эта апсида может представлять, по мнению Р. Жинувеса, грот для проведения хтонических ритуалов. Главный алтарь и здание для показа подношений по обету расположены к западу от Гиерона (номер плана участка 11 и 12).

Капитель передней части западного фасада Птолемея II Пропилеи: Грифоны, пожирающие лань (план участка № 20)

Анакторон, здание для приветствия миесиса расположено к северу от Арсиноэ Ротонда, хотя видимая в настоящее время версия относится к имперской эпохе.

Третья и последняя терраса, к западу от духовного центра святилища, в основном занята вотивными зданиями, такими как Милетское здание, названное так, поскольку оно было посвящено гражданином Милет (план местности № 5) и Неорион, или военно-морской памятник (план местности № 6). Здесь же расположен банкетный зал (план № 7). Три других небольших эллинистических сокровища малоизвестны (план участка, числа от 1 до 3). В этом пространстве с видом на центральную террасу, прежде всего, доминирует очень большой портик (104 м в длину, план участка № 8), который служит монументальным фоном для святилища над театром.

Именно в этой части памятника можно найти самые последние следы оккупации: квадрат византийский форт, фактически построенный из сокровищ; поскольку он повторно использовал строительный материал с исходного участка.

Диодор Сицилийский (III.55) рассказывает легенду о храме, основанном Мириной до того, как она была побеждена Мопсом и Сипилом и убита:

После этого при покорении на остальных островах она попала в шторм, и после того, как она вознесла молитвы о ее безопасности Матери Богов, ее отнесли на один из необитаемых островов; Этот остров, повинуясь видению, которое она видела во сне, она посвятила этой богине, установила там алтари и принесла великолепные жертвы. Она также дала ему имя Самофракия, что в переводе на греческий означает «Священный остров», хотя некоторые историки говорят, что раньше он назывался Самос, а затем фракийцы, которые в одно время останавливался на этом. Однако, как гласит миф, после того, как амазонки вернулись на континент, Мать богов, довольная островом, поселила на нем других людей, а также своих собственных сыновей, известных под именем Корибанты ; кем был их отец, не разглашается в их обрядах; и она установила таинства, которые сейчас отмечаются на острове и предписаны законом, чтобы священная область имела право на святилище.

Македонское национальное святилище

И нам говорят, что Филипп, будучи посвященным в таинства Самофракии одновременно с Олимпиадой, сам был еще юношей, а она - сиротой, влюбился в нее и обручился с ней сразу с согласия ее брата Аримбы.. (Плутарх, Жизнь Александра [1], II, 2)

Согласно Плутарху, так македонский царь Филипп II встретил свою будущую супругу Олимпиаду, Эпирот принцессу династии Экисидов, во время их посвящения в таинства Самофракии. Этот исторический анекдот определяет верность династии Аргеадов святилищу, за которой следуют две династии диадохов ; династия Птолемеев и династия Антигонидов, которые постоянно пытались превзойти друг друга в III веке до нашей эры, во время их чередующихся периодов господства над островом и в целом над Северным Эгейским морем.

Первым правителем, от которого эпиграфические следы сохранились, был сын Филиппа II и сводный брат Александра, Филипп III Македонский, который должен был стать главным благотворителем Святилища в 4 веке до нашей эры: он, вероятно, заказал Теменос к 340 г. до н.э., Главный алтарь в следующем десятилетии, Хиерон к 325 г. до н.э., а также дорический памятник и границу восточной круглая область; они посвящены во имя его, а также его племянника Александра IV Македонского, который вместе правил с 323–317 до н.э.

Фриз Танцоры из Теменоса (план участка № 14)

Второй всплеск капитального строительства начался в 280-х годах с Арсинои II Ротонды, которая, возможно, датируется периодом (288–281 гг.) До н.э.), когда эта дочь Птолемея I вышла замуж за диадохов Лисимаха, тогдашнего царя Македонии. Овдовев после его смерти в битве в 281 г. до н. Э., Она вышла замуж за своего сводного брата Птолемея Керауна, а затем за своего брата Птолемея II в 274 г. до н. Э. От монументального посвящения, которое возвышалось над дверью, остался только один блок, и поэтому невозможно определить всю надпись. Сам Птолемей II построил Пропилей напротив входа в святилище: могущественный флот Птолемеев, позволивший ему господствовать над большей частью Эгейского моря вплоть до фракийского побережья, и постройка в Самофракии свидетельствуют о его влиянии.

Восстановление династии Антигонидов на македонском троне с Антигоном II Гонатом вскоре привело к столкновению за морское господство на Эгейском море: Антигон Гонатас отпраздновал свою победу в морском сражении Кос, посвятив один из своих победоносных кораблей святыне в 255–245 гг. до н. э.; выставлен в здании, построенном на индивидуальной основе на западной террасе; Неорион (план участка № 6). Возможно, он был вдохновлен другим Неорионом, в Делос, вероятно, построенным в конце 4 века до н.э., который он повторно использовал и одновременно посвятил другому из своих кораблей.

Морская война между Птолемеями и Антигонидами с перерывами продолжалась во второй половине III века до н.э., пока не Филипп V Македонский, последний царь Антигонидов, который попытался установить Македонская талассократия была окончательно побеждена союзом между Родосом и Пергамом. Ему была посвящена монументальная колонна перед большой стойкой верхней террасы македонцами к 200 г. до н.э. Вероятно, именно во время одного из этих эпизодов были построены монументальный фонтан с носом корабля из известняка и знаменитая статуя Крылатой Победы Самофракии. На самом деле это могло быть посвящение с Родоса, а не из Македонии, поскольку анализ известняка, использованного для носа, и типа судна показал, что он пришел с Родоса.

Святилище стало последним прибежищем для последнего царя Македонии, Персея Македонского, который отправился на остров после своего поражения в битве при Пидне в 168 г. До н.э. и был там арестован римлянами.

Исследование места
Крылатая Победа Самофракии, отображенная в Лувре (план участка № 9)

Увлечение таинственными религиями возобновило интерес к этому месту в 17 веке. и 18 века. После открытия в 1863 г. статуи Крылатой Победы Самофракии - теперь в Лувре - французским консулом Шарлем Шампуазо (размещено в Адрианополе ), французская команда Девиль и Кокварт провели первые археологические раскопки на этом месте в 1866 году. Следующим за раскопками этого места был австриец А. Конзе в 1873 и 1876 годах: он очистил Птолемайон и стоу и провел несколько поверхностных раскопок в Хиероне, Арсиноейоне и Теменосе. Эта работа вышла в двух томах необычайно высокого для того времени качества. По соглашению с турецким правительством австрийцы поделились своими открытиями: многочисленные архитектурные фрагменты отправились в Венский Художественно-исторический музей, а другие были отправлены в Галлиполи, а затем в Стамбул Археологический музей. - часть этого материала, к сожалению, пропала в пути. Шампуазо вернулся в 1891 году, чтобы найти блоки, образующие нос корабля, на котором в Париже была установлена ​​статуя Крылатой Победы Самофракийской, и в это время обнаружил театр. École française d'Athènes и Карлов университет в Праге (Салач и Фернан Шапутюр ) также проводили совместную работу между 1923 и 1927 годами, до Институт изящных искусствНью-Йоркском университете ) начал свои первые раскопки в 1938 году, в результате которых был обнаружен Анакторон. Прерванная войной, во время которой это место сильно пострадало в результате болгарской оккупации, они вернулись в 1948 году и продолжают жить по сей день. В 1956 году была проведена частичная реконструкция (анастилоз ) фасада Хиерона.

См. Также
Ссылки
  • Карл Леманн, Самофракии: Путеводитель по раскопкам и музею, 5-е изд. Салоники: J J Augustin, 1983.
  • (на французском языке) René Ginouvès et al., La Macédoine: De Philippe II à la conquête romaine. Париж: CNRS, 1993.
Внешние ссылки

Координаты : 40 ° 30′03 ″ N 25 ° 31′48 ″ E / 40,5008 ° N 25,5301 ° E / 40,5008; 25.5301

Последняя правка сделана 2021-06-06 09:26:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте