Римско-католическая архиепископия Вроцлава

редактировать

Вроцлавская архиепархия. Вратиславская архидиоцезия. Вроцлавская архидиецезия
Вроцлав-Архикафедральный собор-116. JPG Собор Святого Иоанна во Вроцлаве, центр архиепископа
Herb archidiecezji wroclawskiej.jpg
Расположение
СтранаПольша
Церковная провинция Церковная провинция Вроцлав
Статистика
Площадь8,850 км (3420 кв. mi)
Население. - Всего. - Католики (включая нечленов)(по состоянию на 2014 г.). 1,199,332. 1,152,710 (96,1%)
Информация
КонфессияКатолическая
Sui iuris церковьЛатинская церковь
ОбрядРимский обряд
Основание10 век. (As Вроцлавская епархия). 13 августа 1930. (как Вроцлавская архиепископия)
Кафедральный соборСобор Святого Иоанна Крестителя во Вроцлаве
Текущее руководство
ПапаФранциск
Митрополит архиепископЮзеф Купны
Суффраганы Легницкая епархия. Свидницкая епархия
Вспомогательный епископ psАнджей Семеневский.
Почетные епископыГенрих Гулбинович (Почетный кардинал-архиепископ). Мариан Голембевский (Почетный архиепископ)
Веб-сайт
archidiecezja.wroc.pl

Вроцлавская епархия (польский : Archidiecezja wrocławska; Немецкий : Эрцбистум Бреслау; Чешский : Arcidiecéze vratislavská; латинский : Archidioecesis Vratislaviensis) - это латинский обряд архиепископия католической церкви с центром в столице Вроцлав в Польше. С момента своего основания как епископство в 1000 г. до 1821 г. он находился под архиепископством Гнезно в Великой Польше. С 1821 по 1930 год он непосредственно подчинялся Апостольскому престолу. Между 1821 и 1972 годами она была официально известна как (Арх) Бреславская епархия .

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Раннесредневековая эпоха
    • 1.2 Силезские герцогства (раздробленность Польши)
    • 1.3 В пределах Чехии
    • 1,4 В пределах Пруссии (основная часть) и Богемии (меньшая часть)
    • 1,5 В начале 20 века
    • 1,6 В пределах Польши (основная часть), Чехословакии и Восточной Германии (меньшие части)
    • 1,7 В Польше с 1972 г.
  • 2 Суфраганские епархии
    • 2.1 Суфраганы в настоящее время
    • 2.2 Бывшие суфраганы в церковной провинции Вроцлав
    • 2.3 Бывшие суфраганы в церковной провинции Восточной Германии
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Внешний ссылки
История

Раннесредневековая эпоха

Христианство было впервые введено в Силезию миссионерами из Моравии и Богемии. После обращения польского герцога Мешко I и завоевания Силезии работа по приобщению людей к новой вере шла быстрее. Примерно до 1000 года Силезия не имела собственного епископа, но была объединена с соседними епархиями. Таким образом, связь Силезии с Священной Римской империей продолжалась. Верхняя часть реки Одер являлась границей Королевства Польского. Таким образом, вся территория нынешней Силезии, лежащая на правом берегу Одера, принадлежала Познанской епархии, которая была суфраганом архиепископства. Магдебурга. Таким образом, эта часть Силезии находилась под юрисдикцией священника по имени Иордан, который был назначен первым епископом Познани в 968 году. Часть Силезии, лежащая на левом берегу Одера, принадлежала территории, входившей в Богемию, и, следовательно, находился в пределах епархиальной юрисдикции Праги. Пражское епископство, основанное в 973 году, было суфражистом архиепископства Майнца.

герцога Болеслава I Храброго, сына Мешко, получившего чешскую часть Силезия во время его завоевательных войн, и за этим последовало изменение церковной зависимости провинции. По патенту императора Оттона III в 995 г. Силезия была присоединена к епископству Мейсен, которое, как и Познань, было суфраганом архиепископства Магдебурга. Вскоре после этого Болеслав, правивший всей Силезией, и император Отто, которому Болеслав присягнул на верность, основали Вроцлавскую епархию, которая вместе с епархиями Кракова и Колобжега, был помещен под архиепископство Гнезно в Великой Польше, основанное Отто в 1000 году во время съезда Гнезно. Говорят, что первым епископом Вроцлава звали Иоганнес, но о нем ничего не известно, и не существует никаких официальных документов, определяющих границы епархии на момент ее основания. Однако они определены в Быках одобрения и защиты, изданных Папой Адрианом IV 23 апреля 1155 года и Папой Иннокентием IV 9 августа 1245 года.

Сильному польскому правителю Болеславу I наследовал его сын Мешко II Ламберт, правивший недолго. После его смерти вспыхнуло восстание против христианства и правящей семьи, новая церковная организация Польши исчезла из поля зрения, а имена епископов Вроцлава на следующие полвека неизвестны. Казимир I, сын Мешко, и его мать были изгнаны из страны, но благодаря помощи Германии они вернулись, и дела церкви были приведены в порядок. Епископом Вроцлава с 1051 по 1062 год был Иероним, который, согласно более поздней традиции, был римским дворянином. За ним последовал Иоганнес I (1062–1072 гг.), Сменивший его Петрус I (1071–1111 гг.). Во время епископата Петра граф Петр Власт начал работу по основанию церквей и монастырей, сохранивших его имя. За Петрусом последовали: Жирослав I (1112–1120); Хеймо (1120–1126), который приветствовал Отто Бамбергского во Вроцлаве в мае 1124 г., когда святой находился в миссионерской поездке в Померанию; Роберт I (1127–1142), который был епископом Кракова ; Роберт II (1142–1146 гг.); и Иоганнес II (1146–1149), ставший архиепископом Гнезно.

Силезские княжества (раздробленность Польши)

С приходом епископа епископа Вальтера (1149–1169) история Вроцлавской епархии начинает проясняться. Папа Адриан IV по просьбе Вальтера в 1155 году взял епископство под свою защиту и подтвердил ему территориальные владения, список которых был ему представлен. Среди прав, которые затем подтвердил Папа, была юрисдикция над землями, принадлежащими замку Отмухув (Оттмахау), который с момента основания считался вотчиной епархии. В 1163 году сыновья изгнанного польского князя Владислава вернулись из империи и, благодаря вмешательству императора Фридриха Барбаросса, получили в качестве самостоятельного герцогства часть Силезии, входившую в нее. свидание на Вроцлавской столице. Епископ Вальтер построил новый, массивно построенный собор, в котором и был похоронен. Жирослав II (1170–98) способствовал основанию цистерцианского монастыря Лебуса князем Болеславом I Высоким. В 1180 году Жирослав принял участие в народном собрании в Ленчице, на котором были обнародованы законы о защите церкви и ее имущества. Ярослав (1198–1201), старший сын герцога Болеслава и герцога Оппельна, был первым князем, ставшим епископом Вроцлава (см. князь-епископ ).

Киприан (1201–1207) был первоначально настоятелем премонстратов монастыря св. Винсента близ Вроцлава, затем епископ Лебуса, а затем епископ Вроцлавский. Во времена епископата Киприана герцог Генрих I и его жена св. Хедвиг, основала цистерцианский монастырь в Требнице. Епископат епископа Лоренца (1207–12032 гг.) Был отмечен его усилиями по привлечению колоний немцев на церковные территории для возделывания пустошей. Это введение епископом немецких поселенцев соответствовало примеру Генриха I и святой Ядвиги. Монастыри каноников Августина, премонстратов и цистерцианцев принимали активное участие в осуществлении планов правителей, размещая большое количество германцев, особенно Тюрингии и франконцы на предоставленных им больших поместьях. Один из самых известных епископов епархии, Томас I (1232–1268 гг.), Продолжал дело немецкой колонизации с такой энергией, что даже мародерские набеги монголов (1241 г.) сделали лишь временный перерыв. в процессе. По мере того, как немецкая колонизация в Силезии увеличивалась, город Вроцлав стал известен под немецким названием Бреслау, в результате чего епархия также стала называться Бреславским епископством. Защита прав церкви Томасом привела его к ожесточенным конфликтам с герцогом Болеславом Лигницким. Томас начал строительство нынешнего собора, первой частью возведенного алтаря. Святая Ядвига умерла во время своего епископства; и он дожил до завершения процесса ее канонизации, но умер перед окончательной торжественностью ее возведения к алтарям католической церкви. После Томаса I Ладислав, внук святой Ядвиги и архиепископ Зальцбургский, был администратором Бреславской епархии до своей смерти в 1270 году.

За ним последовал Томас II (1270). –92), который в течение многих лет был вовлечен в жестокий спор с герцогом Генрихом IV по поводу прерогатив церкви в Силезии. В 1287 г. между ними было совершено примирение в Регенсбурге, а в 1288 г. герцог основал коллегиальную церковь Святого Креста в Бреслау. Перед своей смертью, в канун Святого Иоанна в 1290 году, герцог подтвердил права Церкви на суверенитет над территориями Нейсе и Оттмахау. Фома II освятил главный алтарь собора; он присутствовал на Первом Лионском соборе (1274 г.), а в 1279 г. провел епархиальный синод. Иоганн III Ромка (1292–1301), принадлежал к польской партии в соборной главе. Сохранение прерогатив Церкви также привело его к конфликту со светскими правителями Силезии; в 1296 г. он созвал синод для защиты этих прав.

На выборах Генриха I из Вюрбена (1302–1919) победила немецкая партия в капитуле собора, но эта победа стоила новому епископу вражды противостоящей фракции. Его сделали опекуном молодых герцогов Бреслау, и это назначение, вместе с фракционными спорами, привело к предъявлению ему серьезных обвинений. Исследования более позднего времени доказали беспочвенность этих атак. Он содержался в Авиньоне несколько лет по иску до курии, который был окончательно урегулирован в его пользу. Несмотря на жизненные невзгоды, он энергично выполнял свои обязанности. Он продолжил строительство собора, а в 1305 и 1316 годах провел епархиальные синоды. Должность епископа-помощника Бреслау восходит к его епископату. После его смерти раздельное голосование привело к освобождению престола. Два кандидата, Вейт и Лютольд, избранные противоборствующими фракциями, наконец подали в отставку, и Папа Иоанн XXII перевел Нанкера из Кракова в Бреслау (1326–41).

В пределах Чехии

Постоянное разделение и подразделение территории Силезии на небольшие княжества для членов правящих семей привело к состоянию слабости, которое потребовало зависимости от более сильного соседа, и таким образом пришла Силезия. находился под контролем Богемии (сначала между 1289 и 1306 годами; определенно с 1327 года), которая сама была частью Священной Римской Империи. Между епископом Нанкером и сюзереном Силезии королем Богемским Иоанном I вспыхнула ссора, когда король захватил замок Милич, принадлежавший капитулу собора. Епископ отлучил короля и тех членов Совета Бреслау, которые встали на его сторону. По этой причине он был вынужден бежать из Бреслау и укрыться в Нейсе, где и умер.

Пшецлав Погарелльский, 20-й епископ Вроцлавского

Пшецлав Погарелльский (1341–1376) был избран епископом во время учебы в Болонье и был рукоположен в епископы в Авиньоне. Благодаря своей дружбе с Карлом, сыном короля Джона, он вскоре смог уладить разногласия, возникшие при его предшественнике. Под его властью епархия процветала. Он купил герцогство Гродкув (Grottkau) у герцога Болеслава Брига и добавил его к епископальной территории Нейсе. Таким образом, епископы Бреслау после этого имели титулы Fürst (принц) Нейссе и герцог Гротткау и имели приоритет над другими силезскими правителями, владевшими феодальными княжествами.

Император Карл IV хотел отделить Бреслау от Гнезненской архиепископии и сделать его суфражистом вновь возведенного Пражского архиепископства ( 1344), но план провалился из-за сопротивления архиепископа Гнезно. Пшецлав добавил к собору прекрасную часовню Девы Марии, в которой он был похоронен и где его могила до сих пор существует. Дитрих, декан собора, который был избран преемником Пшецлава, не смог получить папского подтверждения, и епископ Оломоуцкий (Ольмютц), избранный на его место, вскоре умер. После долгой борьбы с Карлом епископ Венцель из Лебуса, герцог Лигниц, был переведен в Бреслау (1382–1417). Новый епископ посвятил себя возмещению ущерба, нанесенного церкви в Силезии действиями Карла. Он провел два синода, в 1410 и 1415 годах, с целью обеспечения более высокого стандарта церковной дисциплины; и он установил право наследования на территории, находящейся под его властью, опубликовав церковный указ, названный «законом Венцеля». Отставив свое епископство в 1417 году, Венцель умер в 1419 году.

Епископат Конрада, герцога Олесницы (Эльса), следующего епископа (1417–1447), был тяжелым временем для Силезии. во время гуситских войн. Конрад был поставлен во главе Силезской конфедерации, созданной для защиты страны от враждебных вторжений. В 1435 г. епископ издал указ, главным намерением которого было закрыть пребенды в епархии Бреслау для иностранцев и таким образом помешать полякам получить эти должности. Попытка отгородиться от польского элемента и ослабить связь с Гнезно не была мгновенной; это продолжалось и постепенно привело к фактическому отделению от Польской архиепископии за некоторое время до того, как произошло формальное отделение. Временные невзгоды привели епископа и епархию к серьезным финансовым затруднениям, и в 1444 году Конрад ушел в отставку, но его отставка не была принята, и он возобновил свою работу. В 1446 году он провел епархиальный синод и умер в следующем году.

Петр Новак, 23-й епископ Вроцлава

Преемником Конрада был пройст собора Бреслау Петр II Новак (1447–1456). Благодаря мудрой экономии епископу Петру удалось привести епархиальные финансы в лучшее состояние и выкупить большую часть церковных земель, которые его предшественник был обязан заложить. На епархиальном синоде 1454 г. он стремился пресечь злоупотребления, возникшие в епархии.

Йошт из Рожмберка, 24-й епископ Вроцлава

Йодок (Йошт) из Розенберга (1456–1467) был богемским дворянином и верховным приором из рыцарей. Иоанна. Его миролюбие сделало его положение очень трудным во время ожесточенного церковно-политического раздора, бушевавшего между гуситским королем Богемии Георгием Подебрадским и жителями Бреслау, которые встал на сторону немецкой стороны. За Йодоку следовал епископ из области Рейна Рудольф фон Рюдесхайм (1468–82). Как папский легат, Рудольф стал популярным в Бреслау благодаря своей энергичной оппозиции Георгию Подебрадскому; по этой причине капитул собора потребовал его перевода из небольшой епархии Лавант в Каринтии после того, как он подтвердил их привилегии. С этого времени эти привилегии стали называть «Рудольфовскими статутами». Под его руководством партия, противостоящая Подебрадам, одержала победу, и Рудольф немедленно приступил к устранению ущерба, нанесенного церкви во время этой борьбы; выкуплены заложенные церковные земли; в 1473 и 1475 годах проводились епархиальные соборы, на которых епископ принимал активные меры по церковной дисциплине.

Иоганн IV. Рот, 26-й епископ Вроцлавский

В качестве коадъютора он выбрал швабца ​​, Иоганна IV Рота, епископа Лаванта, человека гуманистического образования. По настоянию короля Матиаса Корвина из Венгрии, которому тогда была подчинена Силезия, капитул собора, несколько неохотно, выбрал коадъютора епископом (1482–1506). Его епископат был отмечен жестокими ссорами с капитулом собора. Но в то же время он был пропагандистом искусства и образования и строг в понимании церковных прав и обязанностей. Он стремился улучшить духовную жизнь епархии, проводя ряд синодов. Перед смертью знаменитый мастер по бронзе Петер Фишер из Нюрнберга отлил свой памятник, самую красивую гробницу епископа в Силезии. Его соадъютером с правом наследования был Иоганн V (1506–2020), член знатной венгерской семьи Турзо. Иоганн V принимал активное участие в интеллектуальной жизни того времени и стремился в епархиальных синодах содействовать обучению и церковной дисциплине, а также улучшать школы. На развалинах старой крепости Яуэрнига он построил замок под названием Йоханнисберг, впоследствии летнюю резиденцию принца-епископа Бреслау.

Религиозные беспорядки XVI века стали очевидными во время этого епископата, и вскоре после смерти Иоганна протестантизм начал распространяться в Силезии, которая с 1526 года принадлежала Габсбургской монархии. Князья, дворяне и городские советы были ревностными пропагандистами новой веры; даже в епископском княжестве протестантские доктрины находили одобрение и признание. Преемники Иоганна V частично несут ответственность за такое положение дел. Якоб фон Зальца (1520–1539 гг.) Лично был стойким приверженцем церкви; однако кротость его нрава заставила его уклоняться от ведения войны против возникшего мощного религиозного движения. Его преемник Бальтазар фон Промниц (1539–1563 гг.) В еще большей степени, чем Якоб фон Зальца, избегал конфликта с протестантизмом. Он относился к новому учению более дружелюбно, чем любой другой епископ Бреслау. Каспер фон Логау (1562–1574 гг.) Сначала проявил большую энергию, чем его предшественник, пытаясь решить проблемы своей рассеянной епархии, но позже в своем епископате его отношение к лютеранству и его слабость в защите церковных прав сильно оскорбили тех, кто имел остался верен Вере. Эти обстоятельства позволяют легко понять продвижение протестантизма. В то же время необходимо помнить, что епископы, хотя и светские правители, занимали трудное положение в духовных вопросах. На собраниях знати и на собраниях сейма епископы и депутаты кафедрального собора были, как правило, единственными католиками против значительного и могущественного большинства на стороне протестантизма. Габсбурги сюзерены, которые жили вдали от Силезии (в Вене или Праге) и которые постоянно были озабочены опасностью турецкого вторжения, были не в состоянии обеспечить соблюдение указов. которые они выпустили для защиты Церкви.

Силезское духовенство в значительной степени утратило свое высокое представление о священническом служении, хотя были и почетные исключения. Среди верующих было большинство каноников собора Бреслау; они отличались не только образованностью, но и религиозным рвением. В основном благодаря им епархия не попала в духовную гибель. Капитул был добровольным помощником епископов в реформе епархии. Мартин фон Герстманн (1574–1585) начал обновление епархии, и особыми средствами, с помощью которых он надеялся достичь желаемой цели, были: основание семинарии для клириков, посещения епархии, епархиальных синодов и введение иезуиты.

Его преемник Андреас фон Джерин (1585–1596 гг.), Швабец, получивший образование в Немецком колледже в Риме, пошел по его стопам. На епархиальном синоде 1592 г. он стремился улучшить церковную дисциплину. Помимо своего рвения в повышении уровня жизни Церкви, он также был пропагандистом искусства и образования. Серебряный алтарь, которым он украсил свой собор, все еще существует, и он привел школы в княжестве Нейсе в процветающее состояние. Епископ также оказал императору важные услуги в качестве легата в разное время.

Бонавентура Хан, избранный в 1596 году преемником Андреаса фон Джерина, не был признан императором и был вынужден уйти в отставку. Кандидат в императоры Поль Альберт (1599–1600) пробыл на престоле всего один год. Иоганн VI (1600–168), член знатной семьи Силезии по имени фон Сич, принял более суровые меры против протестантизма, чем его предшественники, в надежде остановить его, особенно в епископском княжестве Нейсе-Гротткау.

Епископ Карл (1608–2424), эрцгерцог Австрии, добился большего успеха, чем его предшественник, после того, как первый период Тридцатилетней войны принял благоприятный оборот для Австрии и Католическая вечеринка. Карл хотел перейти под защиту Речи Посполитой, надеясь избежать участия в войне, опустошавшей Священную Римскую империю. Поскольку епископство Карла было номинально подчинено польскому архиепископству Гнезно, он попросил архиепископа Гнезненского о посредничестве в переговорах с польским королем Сигизмундом III Ваза о защите и подчинении его епископства. В мае 1619 года князь Владислав (будущий король Владислав IV Ваза ), приглашенный своим дядей Карлом, покинул Варшаву и отправился в путешествие в Силезию. Во время переговоров с Владиславом в середине 1619 года Габсбурги пообещали согласиться на временную оккупацию части Силезии польскими войсками, что, как безуспешно надеялся Васас, позже позволит присоединить эти территории к Польше.

В июле 1619 года чешские протестанты восстали против короля Фердинанда II и предложили богемскую корону электору Фридриху V из Пфальца. 27 сентября 1619 года, вероятно, услышав это известие, Владислав и Карл в спешке покинули Силезию и 7 октября 1619 года прибыли в Варшаву. В декабре 1619 г. брат молодого Владислава, князь Карл Фердинанд, герцог Опольский, был выбран Карлом в качестве вспомогательного епископа Вроцлава, что было утверждено польским епископатом. Битва у Белой горы (1620 г.) сломила восстание в Чешской Короны (то есть включая сопротивление протестантов Силезии). Епископство Бреслау вернулось под власть архиепископства Гнезно в 1620 году, прежде будучи практически независимым. Епископ Карл начал восстановление католической веры в княжестве Нейсе. Работа была завершена его преемником, Карлом Фердинандом, принцем Польши (1625–1655 гг.), Который большую часть времени проводил в своей стране, но назначил отличных администраторов епархии, таких как коадъютор-епископ Лиш фон Хорнау и Архидьякон Гебауэр. Имперские уполномоченные вернули католической церкви те церковные здания в главных местах княжеств, которые стали собственностью государя в результате исчезновения вассальных семей. До 1632 года фактическое правление в Варшаве осуществлял король Сигизмунд III, а не епископ или архиепископ.

Согласно условиям Вестфальского договора 1648 года , оставшиеся церкви, числом 693, на таких территориях были секуляризованы в 1653, 1654 и 1668 годах. Это привело к полная реорганизация епархии. Его осуществил Себастьян Ростокский, человек скромного происхождения, генеральный викарий и управляющий епархией при епископах эрцгерцога Леопольда Вильгельма (1656–62) и эрцгерцога Карла Джозефа (1663–64).), ни один из которых не проживал на территории Бреслау. После того, как Себастьян Ростокский стал епископом (1664–71), он продолжил работу по реорганизации с еще большим успехом, чем прежде.

Фридрих Гессен-Дармштадский, 41-й епископ Вроцлава

Фридрих фон Гессен-Дармштадт, кардинал и великий приор из Ордена Святого Иоанна, был следующий епископ Бреслау (1671–82). Новый епископ был протестантского происхождения, но в Риме стал католиком. Под его руководством продолжалась реабилитация епархии. Он украсил собор и усовершенствовал его службы. Красный колпачок и фиолетовый альмутий канонов он заменил красным mozzetta. Он был похоронен в красивой часовне, которую он пристроил к собору в честь своей прародительницы, святой Елизаветы Тюрингии.

После его смерти капитул представил Карла фон Лихтенштейна, епископа Оломоуцкого, для подтверждения. Их выбору воспротивился император, кандидатом которого был граф Палатин Вольфганг из правящей семьи Пфальц-Нойбург. Граф Вольфганг умер, и его брат Франц Людвиг (1683–1732) стал епископом. Новым правителем епархии одновременно был Епископ Вормса, Великий Магистр Немецких рыцарей, Провост Эльвангена и Курфюрст Трира., а позже был сделан курфюрстом Майнца. Он разделил церковную администрацию и управление гражданских судов и получил определение в Прагматической санкции 1699 г., в пределах юрисдикции генерального викариатства и консистории. В 1675 году, после смерти последнего правящего герцога, Силезское герцогство перешло к императору, и началась новая секуляризация церквей. Но когда король Швеции Карл XII закрепил за протестантами право на их бывшие владения на этих территориях в соответствии с договором Альтранштедт в 1707 году, секуляризация подошла к концу, и церкви пришлось вернуть. Император Габсбургов Иосиф I попытался возместить потерю этих зданий католической вере, основав так называемые наместники Жозефины.

В пределах Пруссии (основная часть) и Богемии (меньшая часть)

Принц-епископ Филипп Готтард фон Шаффготч, 45-й епископ на престоле.

Следующий принц-епископ, Филипп, граф фон Синцендорф, кардинал и епископ Раабский (1732–1747), своим возвышением обязан благосклонности императора. Во время его епископства большая часть епархии была присоединена к Прусскому королевству во время Силезских войн. Король Пруссии Фридрих II (Фридрих Великий) желал создать в Берлине «католический викариат», который был бы высшим духовным авторитетом для католиков Пруссии. На самом деле это было бы отделением от Рима, и проект провалился из-за сопротивления Святого Престола. Епископ Синцендорф не обладал ни остротой восприятия враждебного замысла царя, ни достаточной решительностью характера, чтобы противостоять ему. Король хотел обеспечить Синцендорфу преемника, который находился бы под королевским влиянием. Полностью пренебрегая принципами церкви и не обращая внимания на протесты капитула собора, он представил графа Филиппа Готхарда фон Шаффготча как коадъютора-епископа.

После смерти кардинала Синцендорфа королю удалось назначить Шаффготча епископом Бреслау (1748–95). Хотя метод его возвышения заставил многих строгих католиков относиться к новому епископу с подозрением, он ревностно выполнял свои обязанности. Во время Семилетней войны он был дискредитирован Фридрихом из-за того, что он твердо поддерживал права Церкви, и восстановление мира не полностью вернуло ему благосклонность. В 1766 году он бежал в австрийскую часть своей епархии, чтобы избежать заключения в Оппельн, которое король издал против него. После этого Фридрих лишил его возможности управлять прусской частью своей епархии, и до смерти епископа этой территорией управляли апостольские викарии.

Бывший коадъютор фон Шаффготш Йозеф Кристиан, принц фон Гогенлоэ -Вальденбург-Бартенштейн (1795–1817) сменил его на посту епископа. Во время его епископства светская власть епископов Бреслау прекратилась в результате секуляризации в 1810 году церковных поместий в Прусской Силезии - только имения в Австрийской Силезии остались в ведении. Фундамент собора, восемь коллегиальных фондов и более восьмидесяти монастырей были подавлены, а их имущество конфисковано. Разрешалось существовать только тем монастырским учреждениям, которые занимались обучением или уходом за больными.

Епископу Иосифу Кристиану наследовал его коадъютор Эммануэль фон Шимонский. Дела католической церкви в Пруссии были приведены в порядок с помощью бюллетеня De salute animarum, изданного в 1821 году. В соответствии с его положениями капитул собора избрал Шимонского, который был администратором епархии, князем-епископом Бреслау ( 1824–1832).

Бык отделил Бреславскую епархию от церковной провинции Гнезно и сделал Бреслау освобожденным епископством. Булла также пересмотрела границы епархиальной территории Бреслау, которая с тех пор оставалась неизменной до 1922 года. Бреславская епархия затем включала в себя большую часть католических приходов в прусской провинции Силезия, за исключением католических приходов в округах Ратибор и Леобшютц, которые до 1972 года принадлежали Оломоуцкой епархии, и католическим приходам в прусско-силезском графстве Глатц, которое были подчинены Градец-Краловской епархии в рамках Пражской архиепископии до 1972 года. Бреславская епархия включала католические приходы в герцогстве Тешен и австрийскую часть Княжества Нейсе. Булла также отнесла к прусской аннексии части апостольской префектуры Мейсен в Нижней Лузии (политически часть прусского Бранденбурга с 1815 года) и восточную Верхняя Лужица (в Силезское воеводство по состоянию на 1815 г.) в Бреславскую епархию.

За исключением округов Бютов и Лауэнбург (Поммерн), до 1922 года обе части епархии Кульма, остальные Бранденбурга и провинции Померания с 1821 года находились под контролем княжеско-епископальной делегации Бранденбурга и Померании (немецкий: Fürstbischöfliche Delegatur für Brandenburg und Pommern, польский : Książęco-biskupia Delegatura Brandenburgii i Pomorza).

Шимонский сохранил для себя и своих преемников титул князя-епископа, хотя епископское правление в княжестве Нейсе закончилось его секуляризацией. Однако ранг принца-епископа позже включал членство по должности в прусской палате лордов (с 1854 года) и в австрийской палате лордов ( с 1861 г.).

Шимонский боролся с рационалистическими тенденциями, которые были распространены среди его духовенства в отношении безбрачия и использования латыни в церковных службах и церемониях. Во время епископата его предшественника правительство приняло закон, который доставил много хлопот Шимонскому и его ближайшим преемникам; Это заключалось в том, что в тех местах, где католиков было немного, приход должен был быть объявлен вымершим, а церковные здания отданы недавно основанной евангелической церкви в Пруссии. Несмотря на протесты епископских властей, таким образом было потеряно более ста церковных построек. Король Фридрих Вильгельм III Прусский положил конец этой несправедливости и попытался исправить нанесенные травмы.

В течение нескольких лет после смерти Шимонского кафедра оставалась вакантной. В конце концов, он был заполнен выборами под влиянием правительства графа Леопольда фон Седльницкого (1836–40). Князь-епископ фон Седльницкий не был ни ясен, ни тверд в своем отстаивании доктрин церкви; по вопросу о смешанных браках, который приобрел большое значение, он занял неопределенную позицию. Наконец, по требованию Папы Григория XVI, он оставил свою кафедру в 1840 году. После этого он отправился в Берлин, где был назначен тайным советником, а в 1862 году стал протестантом. он умер в Берлине и был похоронен на протестантском кладбище в Ранкау (ныне Ренкув, часть Собутки ).

Принц-епископ Йозеф Кнауэр, 49-й епископ См.

Декан собора доктор Риттер руководил епархией в течение нескольких лет до избрания Йозефа Кнауэра (1843–1844 гг.), Ранее принадлежавшего Силезскому графству Глатца в епархии Градец-Кралове. Новый князь-епископ, которому было 79 лет, прожил всего год после своего назначения.

Его преемником был Мельхиор, фрайгер фон Дипенброк (1845–53). Этот епископат положил начало новой религиозной и церковной жизни в епархии. В революционный период князь-епископ не только поддерживал порядок на своей кафедре, находившейся в состоянии брожения, но и был сторонником правительства. Он получил необычные почести от короля и папа сделал его кардиналом. Он умер 20 января 1853 г. в замке Йоханнисберг и был похоронен в соборе Бреслау.

Его преемник, Генрих Ферстер (1853–81), продолжил свою работу и завершил ее. Принц-епископ Ферстер оказал щедрую помощь в основании церквей, монастырских учреждений и школ. Раздор, возникший между церковью и государством, положил конец его трудам в прусской части его епархии. Он был свергнут государством и был вынужден покинуть Бреслау и удалиться в австрийский Силезский замок Йоханнисберг, где и умер 20 октября 1881 года; он был похоронен в соборе в Бреслау.

Папа Лев XIII назначил своим преемником в неупорядоченной епархии Роберта Герцога (1882–1886 гг.), Который был принцем-епископальным представителем Бранденбурга и Померании и ректором Св. Хедвиг в Берлине. Князь-епископ Герцог делал все возможное, чтобы навести порядок в неразберихе, в которую ссора с государством в течение непосредственно предшествующих лет привела к делам епархии. К сожалению, его епископат был недолгим; он умер после продолжительной болезни 26 декабря 1886 года.

Святой Престол назначил его преемником человека, который много сделал для смягчения раздоров между Церковью и Государство, епископ Фульды, Георг Копп. Принц-епископ Копп родился в 1837 году в Дудерштадте в епархии Хильдесхайм ; он был рукоположен в священники (1862 г.); освящен и поставлен епископом Фульды в 1881 году; перенесен в Бреслау и установлен 20 октября 1887 г.; позже создал кардинал (1893).

Начало 20 века

Согласно переписи населения 1 декабря 1905 г., немецкая часть епархиальной территории Бреслау, включая княжеско-епископскую делегацию, насчитывала 3 342 221 католика; 8 737 746 протестантов; и 204 749 евреев. Это была самая богатая епархия Германии по доходам и пожертвованиям. В епархии активно работали 1632 светских и 121 постоянный священник. Капитул собора включал в себя две должности ректора и декана и имел 10 обычных и 6 почетных каноников.

Княжество-епископство было разделено на 11 комиссариатов и 99 архипресвитератов, в которых было 992 лечебницы разного типа (приходы, приходы и станции), с 935 приходскими церквями и 633 зависимыми и материнские церкви. Помимо богословского факультета Schlesische Friedrich-Wilhelms-Universität в Бреслау, епархия имела, как епископские учреждения для обучения духовенства, 5 подготовительных семинарий для мальчиков, 1 дом (недавно значительно расширенный) для богословских занятий. студенты, обучающиеся в университете, и 1 семинария для священников в Бреслау. Статистика домов религиозных орденов в епархиях была следующей:

Кардинал Адольф Бертрам, возведен в ранг первого архиепископа Бреслау в 1930 году.

В вышеупомянутых монастырских домах для мужчин там было е 512 религиозных; в женских - 5 208 религиозных.

После Первой мировой войны герцогство Тешен, до 1918 года политически австро- богемское феодальное владение и духовно входившее в епархию Бреслау, было политически разделено на чехословацкую западная и польская восточная часть (Цешин / Тешинская Силезия ), даже разделив ее столицу на чешскую Тешин и польскую Цешин. Однако церковная принадлежность осталась неизменной, Бреславская епархия, приграничное двустороннее епископство с 1742 года между, наконец, Германией и Австро-Венгрией, таким образом превратилась в трехстороннее чехословаско-немецко-польское епископство. С 1770 г. князь-епископ назначил отдельных генеральных викариев для чешской (или австрийской, с 1918 г. частично чехословацкой и польской соответственно) части епархии. Также епархии Градец-Кралове и Оломоуц включали трансграничные епархиальные территории в Чехословацкой Богемии и меньшие части в Германской Силезии (Градецкая епархия: Бад-Алтеида, Глатц, Хабельшвердт и Нейрод ; Оломоуцкая архиепархия: Браниц, Кацчер, Леобшютц и Овшютц ). Таким образом, римско-католические приходы в Чехословацкой Тешинской Силезии оставались частью Бреславской епархии.

После германо-польского соглашения о Восточной Силезии, подписанного в Женеве 15 мая 1922 года, также восточная Верхняя Силезия была передана из Веймарской Германии в Вторая Польская Республика 20 июня того же года образовала вместе с Польской Тешинской Силезией часть нового Польского Автономного Силезского воеводства. 7 ноября 1922 года Святой Престол отделил католические приходы в новом воеводстве от Бреславской епархии и подчинил их Апостольскому администратору 17 декабря того же года. 28 октября 1925 г. Папа Пий XI возвысил эту апостольскую администрацию до новой епархии Катовице с епископом Августом Хлондом, затем суфраганом Кракова, папской буллой Vixdum Poloniae Unitas.

Согласно прусскому Конкордату 1929 года ранее освобожденное епископство Бреслау было возведено в ранг архиепископства в 1930 году и отныне было известно как архиепископство Бреслау, затем надзор за восточногерманской церковной провинцией, включающей собственно Бреслау и трех суфражисток, то есть новую епархию Берлина, включающую бывшую княжеско-епископальную делегацию для Бранденбурга и Померании ранее освобожденная епархия Эрмланд (Вармия) и новая территориальная прелатура Шнайдемюля.

в Польше (основная часть), Чехословакии и Восточной Германии (меньшая частей)

После Второй мировой войны город Бреслау был включен в состав Польши в 1945 году и официально переименован в Вроцлав. В 1972 году архиепископство Бреслау было также переименовано в архиепископство Вроцлава, но все еще известное как Вратиславия на латинском языке Рима. 21 июня 1945 года архиепископ кардинал Адольф Бертрам, находясь в епископальном замке Йоханнисберг в чехословацком Яворнике (Яуэрниге), назначен ( 1888–1962) в качестве генерального викария чехословацкой части архиепископии. Бертрам умер 6 июля 1945 года в замке Йоханнисберг в Чехословакии, предположительно из-за требований Польши к нему (этнический немец, который, однако, призывал к германо-польскому примирению во время режима Пилсудского ).). Изгнанные, депортированные немецкие бывшие силезцы из Западной Германии с тех пор ок. 1946 г. утверждал, что Бертрам был фактически убит или доведен до смерти польскими «империалистами» внутри католической церкви Польши.

16 июля 1945 г. архиепархиальная глава, все еще состоявшая из девяти членов, избрал польскоязычного Фердинанда Пионтека капитулярным викарием, которого гестапо запретило выезжать из Бреслау в начале февраля 1945 года. По возвращении в город он был приведен к присяге капитулом 23 Июль. 12 августа 1945 года появился кардинал Август Хлонд и потребовал, чтобы Пионтек ушел в отставку с должности архиепископальной территории к востоку от линии Одер-Нейсе, утверждая, что действует на основании папских указов, правда, только применительно к довоенной территории Польши.

Итак, Пионтек, не зная об ограниченном мандате, подал в отставку в отношении частей архиепископии, удерживаемых Польшей, но не оставшихся частей в Чехословакии и оккупированной союзниками Германии. Хлонд разделил принадлежащую Польше архиепископскую территорию на три административных района: Гожув-Велькопольский, Ополе и собственно Вроцлав и назначил епархиального администратора для каждого из них. 15 августа, вступает в силу с 1 сентября. Капитульный викарий Пионтек утвердил Ондерека 18 августа 1945 года в качестве генерального викария чехословацкой части архиепископии. Пионтека попросили помочь Каролю Милику, новому администратору во Вроцлаве, и он остался. Он также мог заботиться о католическом духовенстве и мирянах немецкого языка, которые находились в процессе изгнания польскими властями.

Папа Пий XII не признавал чрезмерной снисходительности Хлонда. Чтобы укрепить положение Пионтека, Пий XII дал ему права постоянного епископа 28 февраля 1946 года. Однако 9 июля польские власти изгнали Пионтека, и он оказался в Пайне, тогдашней британской зоне оккупации. 31 июля Пий XII подтвердил назначение Ондерека и назначил его Апостольским администратором чехословацкой части Архиепископии Бреслау (чеш. : Apoštolská administratura českotěšínská ), находящейся в Чешском Теши., тем самым окончательно лишив его юрисдикции Бреслау. Архиепископия Бреслау оставалась существовать де-юре ; однако де-факто это относилось только к архиепископской территории в союзных оккупационных зонах на остальной территории послевоенных германских территорий. Сюда также входили большие части суфраганской епархии Берлина, за исключением ее территорий к востоку от линии Одер-Нейсе. Однако территория других суфражисток и епархии Эрмланд / Вармия перешла под власть Польши и Советского Союза, соответственно, а территориальная прелатура Шнайдемюля стала польской.

В 1947 году Пионтек вернулся на территорию архиепископа к западу от линии Одер-Нейсе (тогда часть советской оккупационной зоны ) и исполнял обязанности капитульного викария в местном отделении архиепископии порядковый номер в Силезии Герлиц, застроенный с октября 1945 года. Несмотря на антиклерикальную советскую политику, ему удалось построить новую семинарию в Нойцелле в 1948 году. после того, как старая семинария в Польше была недоступна для кандидатов с запада от новой границы. В 1953 году Пий XII наделил Пионтек правом носить посох и даровать епископские благословения. 23 мая 1959 года Пионтек стал титулярным епископом Барсы.

, однако Святой Престол отказался признать претензии Польской католической церкви и назначил только вспомогательных епископов в Архиепископию Кракова для служения Поляки, поселившиеся в Силезии или отправившиеся туда колонизировать. Юридически епархия по-прежнему считалась частью немецкой Фульдской конференции католических епископов внутри Германии в границах 31 декабря 1937 года. В 1951 году, когда Святой Престол - аналогично Западная Германия - по-прежнему утверждал, что Силезия будет возвращена Германии в ближайшее время, Святой Престол назначил Теодора Бенша (1903–1958), титулярного епископа Табуды, вспомогательным епископом Бреслау, также ответственным за польскую часть Берлинская епархия.

В Польше с 1972 года

Болеслав Коминек, 2-й архиепископ (первый послевоенный) Вроцлавского

Однако 28 июня 1972 года - в ответ на изменение Западной Германии в Ostpolitik - Папа Павел VI перекроил архиепархиальную границу вдоль послевоенных границ. Апостольская конституция Vratislaviensis - Berolinensis et aliarum распутывала восточногерманские архиепархиальные территории (став освобожденной новой Апостольской администрацией Герлица ), епархиальный округ Гожув-Велькопольский (становится новой епархией Гожув ) и район Ополе (становится новой епархией Ополе ). Суфраганы Берлин, Пила / Шнайдемюль и Эрмланд / Вармия также были разделены: первые - приниженные до немецкой территории - стали освобожденными; Пила / Шнайдемюль распущена и распределена между новыми епархиями Гожув и Кошалин-Колобжег ; Вармия превращается в суфражистку в Варшавскую архиепископию.

Остальную архиепископскую территорию, увеличенную на Кладское уездБыстшица Клодзка, Клодзко, Нова Руда и Поляница Здрой, ранее входившие в Градец-Краловской епархии ), стали новой Вроцлавской архиепархией и членом Польская епископальная конференция. Итак, преподобный Болеслав Коминек был назначен архиепископской кафедрой, став первым польским епископом после князя-епископа Леопольда Граф Седльницкого Хольтиц фон Одрово, польско-австрийского дворянина, который ушел из см. в 1840 году. В 1978 году Апостольская администрация Чешско-Силезской архиепископии была включена в Оломоуцкую архиепархию. С 1996 года территория бывшей Апостольской администрации составляет основную часть новой римско-католической епархии Остраво-Опава, суфражистки Оломоуца.

Изгнанные немецкие священники и немецкие силезские верующие из теперь уже польской части первоначальной архиепископии Бреслау получили привилегию апостольского посетителя, учитывая всю требуемую епархиальную юрисдикцию, Папа Павел VI в 1972 году, чтобы служить католикам Heimatvertriebene из Силезии, в Западной Германии, в их новом доме. Первым апостольским посетителем был монсеньор, настоящим и вторым посетителем был монсеньор.

Суффраганские епархии

нынешние суфражистки

Бывшие суфражисты Вроцлавской церковной провинции

Бывшие суфраганы в духовной провинции Восточной Германии

В 1930 году кафедра была возведена в ранг архиепископии, и три суфрагана были подчинены ее юрисдикции, образовав вместе с собственной территорией Бреслау духовную провинцию Восточной Германии. (немецкий: Ostdeutsche Kirchenprovinz).

См. Также
Примечания

Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Отсутствует или пусто | title =()

  1. ^Это включает, среди прочего, Cottbus, Crossen, Guben, Neuzelle, Schwiebus и Züllichau и т. Д.
  2. ^«Bundesarchiv - Research». Archive.is 2 августа 2012 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2012 г. Получено 3 апреля 2020 г.
  3. ^ Конрад Хартельт, Фердинанд Пионтек: (1878–1963); Leben und Wirken eines schlesischen Priesters und Bischofs, Кельн и др.: Böhlau, 2008, (= Forschungen und Quellen zur Kirchen- und Kulturgeschichte Ostdeutschlands; т. 39), стр. 231. ISBN 978-3-412-20143- 2
  4. ^Biographisches Handbuch der Tschechoslowakei, Генрих Кун и Отто Бёсс (составители), Мюнхен: Lerche, 1961, (= Veröffentlichungen des Collegium Carolinum), стр. 115
  5. ^Paulus VI: Const. Apost. "Vratislaviensis" - Berolinensis et aliarum ", в: Acta Apostolicae Sedis, 64 (1972), n. 10, pp. 657seq.
  6. ^Эмиль Валасек," Veränderun gen der Diözesangrenzen in der Tschechoslowakei seit 1918 ", в: Archiv für Kirchengeschichte von Böhmen - Mähren - Schlesien, vol. 6 (1982), стр. 289–296, здесь стр. 292.
  7. ^Apostolischer Visitator Архивировано 30 марта 2009 г. на Wayback Machine
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-04 09:00:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте