«Перикл, принц Тира» - это якобинская пьеса, написанная, по крайней мере, частично, Уильямом Шекспиром и включенная в современные издания его собрания сочинений, несмотря на вопросы относительно ее авторства, поскольку она не была включена в Первый фолио. Различные аргументы подтверждают теорию о том, что Шекспир был единственным автором пьесы, особенно в Кембриджском издании пьесыДель Веккио и Хаммонда, но современные редакторы в целом согласны с тем, что Шекспир был ответственен почти за половину пьесы - 827 строк - основную часть за сценой. 9, который следует за историей Перикла и Марины. Современные текстологические исследования предполагают, что первые два акта, 835 строк, подробно описывающих многочисленные путешествия Перикла, были написаны его соавтором, которым вполне мог быть съедатель, сводник, драматург и памфлетист Джордж Уилкинс.
Джон Гауэр вводит каждое действие прологом. Пьеса начинается при дворе Антиоха, царя Антиохии, который протягивает руку своей прекрасной дочери любому человеку, ответившему на его загадку; но те, кто проиграют, умрут.
Марина поет перед Периклом, Томас Стотард, 1825 г.Я не гадюка, но я питаюсь материнской плотью, которая дала мне потомство: я искала мужа, в этом труде я нашла эту доброту в отце; Он отец, сын и мягкий муж, я мать, жена; и все же его дитя: Какими они могут быть, и все же через два, Как вы будете жить, разрешите это вам.
Перикл, молодой принц (правитель) Тира в Финикии ( Ливан ), слышит загадку и сразу понимает ее значение: Антиох участвует в кровосмесительных отношениях со своей дочерью. Если он откроет эту правду, он будет убит, но если он ответит неправильно, он также будет убит. Перикл намекает, что знает ответ, и просит еще раз подумать. Антиох дает ему сорок дней, а затем посылает за ним убийцу. Однако Перикл с отвращением покинул город.
Перикл возвращается в Тир, где его верный друг и советник Геликан советует ему покинуть город, потому что Антиох наверняка выследит его. Перикл оставляет Геликана регентом и отправляется в Тарс, город, охваченный голодом. Щедрый Перикл дает губернатору города Клеону и его жене Дионизе зерно со своего корабля, чтобы спасти свой народ. Голод закончился, и после того, как Клеон и Диониза горячо поблагодарили Перикл, он продолжил путь.
Шторм разбивает корабль Перикла и выносит его на берег Пентаполиса. Его спасает группа бедных рыбаков, которые сообщают ему, что Симонид, король Пентаполиса, на следующий день проводит турнир и что победитель получит руку своей дочери Таисы в браке. К счастью, в тот же момент один из рыбаков вытаскивает доспехи Перикла на берег, и принц решает принять участие в турнире. Хотя его оборудование заржавело, Перикл выигрывает турнир и руку Таисы (которая глубоко тянется к нему) в браке. Симонид сначала выражает сомнение по поводу союза, но вскоре приходит к выводу, что Перикл ему нравится, и позволяет им пожениться.
Письмо, отправленное дворянами, достигает Перикла в Пентаполисе, который решает вернуться в Тир с беременной Таисой. И снова в море возникает шторм, и Таиса, кажется, умирает, рожая своего ребенка, Марину. Моряки настаивают, чтобы тело Таисы было выброшено за борт, чтобы успокоить шторм. Перикл неохотно соглашается и решает остановиться в Тарсе, потому что опасается, что Марина может не пережить шторм.
К счастью, гроб Таисы смывает на берегу в Эфесе, недалеко от резиденции лорда Керимона, врача, который ее оживляет. Думая, что Перикл умер во время шторма, Thaisa становится жрицей в храме в Диане.
Перикл отправляется править Тиром, оставляя Марину на попечение Клеона и Дионизы.
Марина растет красивее Филотены, дочери Клеона и Дионизы, поэтому Диониза планирует убийство Марины. План сорван, когда пираты похищают Марину, а затем продают ее борделю в Митилини. Там Марине удается сохранить девственность, убеждая мужчин искать добродетели. Обеспокоенный тем, что она разоряет их рынок, бордель сдает ее в аренду в качестве репетитора респектабельным барышням. Она прославилась музыкой и другими приличными развлечениями.
Тем временем Перикл возвращается в Тарс за своей дочерью. Губернатор и его жена утверждают, что она умерла; в горе он уходит к морю.
Странствия Перикла приводят его в Митилен, где правитель Лисимах, стремясь подбодрить его, приводит Марину. Они сравнивают свои печальные истории и с радостью осознают, что они отец и дочь. Затем богиня Диана появляется Периклу во сне и говорит ему прийти в храм, где он находит Таису. Злые Клеон и Диониза убиты, когда их народ восстает против их преступления. Лисимах женится на Марине.
Сюжет пьесы основан на двух источниках. Первый - « Исповедь Амантиса» (1393 г.) Джона Гауэра, английского поэта и современника Джеффри Чосера. Это история Аполлония Тирского. Второй источник - прозаическая версия сказки Гауэра « Образец болезненных приключений» Лоуренса Твайна, датируемая ок. 1576 г., перепечатано в 1607 г.
Третья связанная с этим работа - «Болезненные приключения Перикла » Джорджа Уилкинса, опубликованная в 1608 году. Но это, кажется, «новеллизация» пьесы, сшитая вместе отрывками из Шпагата; Уилкинс упоминает пьесу в «Аргументе» в своей версии рассказа - так что роман Уилкинса основан на пьесе, а не на пьесе из романа. Уилкинс, который вместе с Шекспиром был свидетелем в судебном процессе Беллотт против Маунтджоя в 1612 году, был очевидным кандидатом на роль автора нешекспировского сюжета в первых двух действиях пьесы; Уилкинс писал пьесы, очень похожие по стилю, и лучшего кандидата не нашлось.
На припевы, произнесенные Гауэром, повлияли «Хартия Дьюилса» Барнаби Барнса (1607 г.) и «Trauailes трех английских братьев» (1607 г.) Джона Дея, Уильяма Роули и Уилкинса.
Большинство ученых считают 1607 год или начало 1608 года наиболее вероятным, что хорошо согласуется с тем, что известно о вероятном соавторе пьесы, Джордже Уилкинсе, чья литературная карьера, по-видимому, охватывает всего три года, с 1606 по 1608 год. Единственный опубликованный текст Перикла. кварто 1609 года (все последующие кварто были перепечаткой оригинала) явно испорчен; он часто неуклюже написан и непонятен и интерпретируется как пиратский текст, восстановленный по памяти кем-то, кто был свидетелем пьесы (во многом как теории, окружающие « плохой квартал » Гамлета 1603 года). Пьеса была напечатана в кварто дважды в 1609 году торговцем канцелярскими принадлежностями Генри Госсоном. Последующие тиражи кварто появились в 1611, 1619, 1630 и 1635 годах; это была одна из самых популярных пьес Шекспира в его историческую эпоху. Пьеса не вошла в Первый фолио 1623 года; это была одна из семи пьес, добавленных к оригинальному фолио тридцать шесть во втором оттиске Третьего фолио в 1664 году. [См.: Фолио и Quartos (Шекспир). ] Уильям Джаггард включил Перикла в свой фальшивый фолио 1619 года.
Редакторы оксфордского и арденского изданий « Перикла» принимают Уилкинса как соавтора Шекспира, ссылаясь на стилистические связи между пьесой и стилем Уилкинса, которые больше нигде не встречаются у Шекспира. Редакторы Кембриджа отвергают это утверждение, утверждая, что пьеса полностью написана Шекспиром и что все странности могут быть оправданы как заведомо старомодный стиль; однако они не обсуждают стилистические связи с работами Уилкинса или какими-либо научными работами, демонстрирующими противоположные мнения. Если пьеса была написана или переработана Уилкинсом в соавторстве с Уилкинсом, это подтвердило бы более позднюю дату, поскольку считается, что карьера Уилкинса как писателя охватила только 1606–168 годы. Издание Oxford University Press 1986 года Полного собрания сочинений и последующее отдельное издание включает «реконструированный текст» Перикла, который адаптирует отрывки из романа Уилкинса, исходя из предположения, что они основаны на пьесе и записывают диалог более точно, чем кварто..
Спектакль был признан вероятным коллаборацией с 1709 года, если не раньше. В том году Николас Роу писал: «Есть веские основания полагать, что большая часть этой пьесы была написана не им; хотя она принадлежит ему, определенная часть ее определенно была, особенно последний акт». Здесь Роу, кажется, резюмирует то, что, по его мнению, было общепринятым мнением в свое время, хотя некоторые критики считали, что это либо раннее произведение Шекспира, либо написанное им вовсе не. Уилкинс был предложен в качестве соавтора с 1868 года. В 1919 году Х. Дагдейл Сайкс опубликовал подробное сравнение многочисленных параллелей между первой половиной Перикла и четырьмя произведениями Уилкинса, но он полагал, что романизация Уилкинса по пьесе предшествовала ее композиции.. Многие другие ученые последовали за Сайксом в его идентификации Уилкинса, в первую очередь Джонатана Хоупа в 1994 году и Макдональда П. Джексона в 1993 и 2003 годах. В 2002 году профессор Брайан Викерс обобщил исторические свидетельства и привлек к ответственности редакторов Кембриджа за игнорирование более чем одного век стипендии.
Критическая реакция на спектакль традиционно была неоднозначной. В 1629 году Бен Джонсон посетовал на восторженные отзывы публики о пьесе:
Без сомнения, какая-то заплесневелая сказка, вроде Перикла; и несвежий, как корка Шрива, и противный, как его рыба - Обрывки из каждого блюда Бросьте вперед и сгребите в общую ванну (Бен Джонсон, Ода (Себе Себе))
В 1660 году, в начале Реставрации, когда театры только что открылись, Томас Беттертон сыграл главную роль в новой постановке Перикла в Театре Кокпит, первой постановке любого из произведений Шекспира в новую эпоху.
После Джонсона и до середины двадцатого века критики не находили в пьесе ничего, что могло бы понравиться или похвалить. Например, ученый девятнадцатого века Эдвард Дауден боролся с текстом и обнаружил, что пьеса «в целом исключительно недраматична» и «полностью лишена единства действий». Эпизодический характер пьесы в сочетании с непристойностью четвертого акта беспокоил Даудена, потому что Эти черты проблематизировали его представление о Шекспире.Дауден также исключил Тита Андроника из канона, потому что он принадлежал к «дошекспировской школе кровавых драм».
Т. С. Элиот нашел больше поводов для восхищения, сказав о моменте воссоединения Перикла с его дочерью: «На мой взгляд, лучшая из всех« сцен узнавания »- это Акт V, сцена I из этой великой пьесы« Перикл ». пример «ультра-драматического», драматического действия существ, которые больше, чем люди... или, скорее, видимые в более ярком свете, чем дневной ».
Новые библиографы начала двадцатого века Альфред У. Поллард, Уолтер Уилсон Грег и Р. Б. МакКерроу уделяли повышенное внимание изучению квартальных изданий шекспировских пьес, опубликованных до Первого фолио (1623 г.). Перикл был одним из самых известных «плохих кварто». Во второй половине двадцатого века критика начала проникаться симпатией к пьесе. После статьи Джона Артоса 1953 года « Перикл, принц Тира: исследование драматического использования романтического повествования» ученые начали находить достоинства и интересные грани драматургии пьесы, повествования и использования чудесного. И хотя текстовые критики пьесы за последние полвека резко расходились по поводу редакционной методологии, почти все они, начиная с Ф. Д. Хёнигера с его изданием Arden 2 1963 года, с энтузиазмом относились к Периклу (другие, более поздние критики были Стивен Оргель ( Пеликан Шекспир), Сюзанна Госсет ( Арден 3), Роджер Уоррен ( Реконструированный Оксфорд), а также Дорин Дель Веккио и Энтони Хэммонд ( Кембридж)).
Гарольд Блум сказал, что игра работает хорошо на сцене, несмотря на свои проблемы, и даже писал: «Может быть, потому, что он отказался сочинять первые два акта, Шекспир компенсированы путем оставшиеся три акта в его наиболее радикальной театральный эксперимент с созревают Гамлета из 1600–1601 ».
Венецианский посол в Англии, Zorzi Giustinian, увидел спектакль под названием Перикла во время своего пребывания в Лондоне, которая проходила с 5 января 1606 по 23 ноября 1608. Насколько известно, не было никакой другой игры с тем же названием, который действовал в эта эпоха; логично предположить, что это должна была быть пьеса Шекспира. На титульном листе первого печатного издания пьесы указано, что пьеса часто ставилась в Театре « Глобус», что, скорее всего, было правдой.
Самое раннее известное исполнение Перикла произошло в мае 1619 года при дворе «в королевской палате» в Уайтхолле. Пьеса также была показана в Театре « Глобус» 10 июня 1631 года. Пьеса под названием « Перикл» была в репертуаре бунтарской группы странствующих музыкантов, арестованных за исполнение религиозной пьесы в Йоркшире в 1609 году; однако неясно, исполнили ли они Перикла или их пьесу Шекспира.
Джон Роудс поставил Перикла в Театре Кокпит вскоре после того, как театры вновь открылись в 1660 году; это была одна из самых ранних постановок и первое возрождение Шекспира периода Реставрации. Томас Беттертон дебютировал на сцене в главной роли. Однако псевдонаивная структура пьесы противоречила неоклассическим вкусам эпохи Реставрации. Он исчез со сцены почти на два столетия, пока Сэмюэл Фелпс не поставил спектакль в Театре Сэдлерс-Уэллс в Клеркенвелле в 1854 году. Фелпс полностью вырезал Гауэра, удовлетворив свою повествовательную роль новыми сценами, разговорами между неназванными джентльменами, как в «Зимней сказке», 5.2.. В соответствии с викторианскими представлениями о приличиях, откровенное отношение к инцесту и проституции в пьесе было приглушено или удалено.
Уолтер Наджент Монк возродил пьесу в 1929 году в своем театре Maddermarket в Норвиче, вырезав первый акт. Эта постановка была возобновлена в Стратфорде после войны с Полом Скофилдом в главной роли.
Популярность пьесы несколько возросла после Монка, хотя ее по-прежнему чрезвычайно сложно поставить эффективно, как в фильме « Париж принадлежит нам» (снят в 1957–1960).