Томас Беттертон

редактировать
Английский актер XVII века

Томас Беттертон нарисовал сэр Годфри Кнеллер

Томас Патрик Беттертон (август 1635-28 апреля 1710), главный актер-мужчина и театральный менеджер во время Реставрации Англии, сын младшего повара до Король Карл I, родился в Лондоне.

Содержание
  • 1 Ученик и актер
  • 2 Актер и менеджер
  • 3 В популярной культуре
  • 4 Примечания
  • 5 Источники
Ученик и актер

Беттертон родился в августе 1635 года на Тотхилл-стрит, Вестминстер. Он был учеником Джона Холдена, издателя сэра Уильяма Дэвенанта, и, возможно, позже книготорговца по имени Джон Роудс, который был хранителем гардероба в Театре Блэкфрайарс. В 1659 году Родс получил лицензию на создание труппы игроков в Cockpit Theater на Drury Lane ; и после открытия этого театра в 1660 году Беттертон впервые появился на сцене.

Таланты Беттертона сразу же сделали его известным, и ему дали ведущие роли. При открытии нового театра в Lincoln's Inn Fields в 1661 году Давенант, патентообладатель Duke's Company, пригласил Беттертона и всю компанию Родса сыграть в его The Siege Родосский. В том же 1661 году он сыграл принца Альваро в романе Давенанта Любовь и честь. Беттертон, помимо того, что он был общественным любимцем, пользовался большим уважением у Карла II, который отправил его в Париж, чтобы изучить там усовершенствования на сцене. По словам Сиббера, после его возвращения в Англию это был первый раз, когда меняющиеся сцены заменили гобелен в английском театре.

В 1662 году он женился на актрисе Мэри Сондерсон (умерла в 1712 году).. Свою профессиональную карьеру она начала, сыграв несколько главных женских ролей в пьесах Шекспира. Она и ее муж Томас Беттертон разделили сцену в постановке «Гамлета», в которой она играла Офелию, напротив «Гамлета» Беттертона. В то же время она была консультантом и деловым партнером мужа. В эпоху, когда актерская профессия часто считалась пресловутой и неприличной, а актеров, как мужчин, так и женщин, несправедливо критиковали как шлюх, Беттертоны по-прежнему считались респектабельными. Их пригласили научить детей из знатных и королевских семей исполнять «Калисто» Джона Крауна 1675 года в последней «Маске двора Стюартов».

По внешнему виду он был атлетичен, немного выше среднего роста, с тенденцией к полноте; его голос был скорее сильным, чем мелодичным, но при чтении он использовался с величайшей ловкостью. Пепис, Поуп, Стил и Сиббер - все щедро хвалят его игру. В его репертуаре было большое количество шекспировских ролей, многие из которых были представлены в версиях, адаптированных Дэвенантом, Драйденом, Шедвеллом и Наум Тейт. Несмотря на то, что эти адаптированные версии не получили одобрения критиков, они также не повредили и не затмили игру Беттертона. Тем не менее, его выступления получили высокую оценку. Он играл Лира напротив Корделии Элизабет Барри в модифицированной версии Тейта «Короля Лира» Шекспира. Беттертон сам был автором нескольких адаптаций, которые были популярны в свое время.

Актер и менеджер

После смерти Давенанта в 1668 году Беттертон был фактическим менеджером и директором Duke's Company, а после слияния двух лондонских театральных трупп в 1682 году он продолжал выполнять эти функции в новой Объединенной труппе. Перенося все более худшие условия и условия в этой стяжательной монополии (см. Реставрационное зрелище и Реставрационная комедия ), ведущие актеры ушли в 1695 году и основали кооперативную компанию в Линкольнс Инн Филдс под руководством Беттертона. Новая компания открылась премьерой фильма Конгрив Любовь за любовь с участием всех звезд, включая Беттертона в роли Валентина и Энн Брейсгедл в роли Анжелики. Но через несколько лет прибыль упала; и Беттертон, страдающий возрастной немощью и подагрой, решил бросить сцену. На его бенефисе, когда, как говорят, прибыль превысила 500 фунтов стерлингов, он сыграл Валентина в фильме "Любовь за любовь".

Карьера Беттертона охватывает не только период театра Реставрации, но и отмечает его высшую точку. Был период, когда размер театральной аудитории начал сокращаться, чтобы возродить интерес людей к театру, он изобрел новые сценические машины в Dorset Garden Theater, перенес «Пророчицу» в оперу и представил Французские певцы и танцоры на сцене Реставрации. Он также построил первый постоянный театр, полностью оборудованный итальянским оборудованием. Кроме того, он вложил средства в реконструкцию теннисного корта в Lincoln's Inn Fields и построил там новый театр, поэтому в дополнение к своей зарплате он также получал небольшую сумму «арендной платы» за каждое выступление, сделанное там. Беттертон работал со всеми наиболее значительными драматургами своего времени и первым поколением английских актрис. В его время, за исключением Уильяма Маунтфорта, который приобрел универсальность с точки зрения изображения ролей, большинство современных актеров Беттертона сознательно ограничивали себя определенными популярными типами персонажей. Однако у Беттертона было более 120 различных ролей из таких жанров, как героическая драма, джонсоновская комедия, манерные комедии, трагикомедии Бомонта и Флетчера, а также трагедии, комедии и истории Шекспира. В возрасте семидесяти пяти лет он утверждал: «Он еще только учился на актера». Первым руководством по актерскому мастерству, опубликованным на английском языке, была «Жизнь мистера Томаса Беттертона», которая представляла собой в основном стилизацию из французских руководств по риторике с отрывками из английских пьес.

Новаторство Беттерсона в области декораций и театрального менеджмента, а также его вклад в театр создание сформировало культуру английского театра.

Беттертон выступал в течение пятнадцати дней после своей смерти. За три дня до смерти, в возрасте семидесяти пяти лет, он последний раз появился на сцене в 1710 году в роли Меланция в Трагедия горничной. Вскоре после этого он умер и был похоронен в Вестминстерском аббатстве. От его дебюта в качестве актера в 1659 году до его последнего выступления в 1710 году его пятидесятилетняя карьера растянулась почти до конца правления династии Стюартов. Смерть Томаса Беттертона знаменует конец поколения.

В популярной культуре

Беттертон изображается Томом Уилкинсоном в фильме Stage Beauty. В то время Уилкинсону было около 50, но действие фильма происходит примерно в 1662 году, когда Беттертону было бы меньше 30 лет.

Примечания

gbhj

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 09:32:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте