Никлас Луман | |
---|---|
Родился | (1927-12-08) 8 декабря 1927 года. Люнебург, Германия |
Умер | 6 ноября 1998 (1998-11-06) (70 лет). Эрлингхаузен, Германия |
Alma mater | Фрайбургский университет. Мюнстерский университет |
Известный | Теория аутопоэтических социальных систем. Функциональная дифференциация. Оперативная конструктивистская эпистемология. Двойная случайность |
Научная карьера | |
Поля | Социальная теория. Теория систем. Теория коммуникации. Социокибернетика |
Учреждения | Университет Билефельда |
Научные руководители | Талкотт Парсонс |
Известные студенты | |
Влияния | |
Под влиянием | |
Никлас Луман (; немецкий: ; 8 декабря 1927 - 6 ноября 1998) был немецким социологом, философ социальных наук и выдающийся мыслитель теории систем, который считается одним из самых важных социальных теоретиков 20-го века.
Луман родился в Люнебурге, Свободном государстве Пруссия, где семья его отца владела пивоварней в течение нескольких поколений. Он поступил в гимназию Йоханнеум в Люнебурге в 1937 году. В 1943 году он был призван в качестве люфтваффенхельфера на Вторую мировую войну и прослужил два года, пока в возрасте 17 лет он не был взят военнопленным американскими войсками в 1945 году. После войны Луман изучал право в Университете Фрайбурга с 1946 по 1949 год, когда он получил степень юриста, а затем начал карьеру в государственном управлении Люнебурга. Во время творческого отпуска в 1961 году он отправился в Гарвард, где познакомился и учился у Талкотта Парсонса, тогда самого влиятельного в мире теоретика социальных систем.
В более поздние годы Луман отверг теорию Парсонса, разработав собственный конкурирующий подход. Оставив государственную службу в 1962 году, он читал лекции в национальном Deutsche Hochschule für Verwaltungswissenschaften (Университет административных наук) в Шпейере, Германия. В 1965 году ему предложили должность в (Центре социальных исследований) Мюнстерского университета, которым руководил Гельмут Щелский. 1965/66 гг. Он изучал один семестр социологии в Мюнстерском университете.
Две более ранние книги были задним числом приняты в качестве кандидатской диссертации и хабилитации в Мюнстерском университете в 1966 году, что дало ему право стать профессором университета. В 1968/1969 он некоторое время работал лектором на бывшей кафедре Теодора Адорно в Университете Франкфурта, а затем был назначен профессором социологии в недавно основанном Университет Билефельда, Германия (до 1993 г.). Он продолжал публиковаться и после выхода на пенсию, когда наконец нашел время, чтобы закончить свой magnum opus, Die Gesellschaft der Gesellschaft (буквально «Общество общества»), который был опубликован в 1997 году и впоследствии переведен на английский язык под названием «Теория общества» (том I в 2012 г. и том II в 2013 г.). В этой работе описаны сегментированные общества, в которых территория является разделительной линией.
Луман написал много, более 70 книг и почти 400 научных статей, опубликованных по различным темам, включая право, экономику, политика, искусство, религия, экология, СМИ, любовь. Хотя его теории еще не оставили большого следа в американской социологии, его теория в настоящее время хорошо известна и популярна в немецкой социологии, а также довольно интенсивно воспринимается в Японии и Восточной Европе, включая Россию.. Его относительно низкий статус в других странах отчасти объясняется тем, что перевод его работ является сложной задачей, поскольку его письмо представляет собой проблему даже для читателей немецкого языка, включая многих социологов. (стр. xxvii Social Systems 1995)
Большая часть работ Луманна напрямую связана с функционированием правовой системы, и его автопоэтическая теория права рассматривается как один из наиболее влиятельных вкладов в социологию права. и социально-правовые исследования.
Луман, вероятно, наиболее известен североамериканцам своими спорами с критическим теоретиком Юргеном Хабермасом по поводу потенциала социальные системы теория. Как и его бывший наставник Талкотт Парсонс, Луман является сторонником «великой теории », хотя ни в смысле философского фундаментализма, ни в смысле «мета-нарратива », как часто упоминается в критических работах писателей-постмодернистов. Скорее, работа Луманна приближается к теории сложности в широком смысле, поскольку она направлена на рассмотрение любого аспекта социальной жизни в рамках универсальной теоретической основы - как показывает разнообразие предметов, о которых он писал. Теорию Луманна иногда называют в высшей степени абстрактной и сложной, особенно в англоязычном мире, тогда как его работа оказала более длительное влияние на ученых из немецкоязычных стран, Скандинавии и Италии.
Сам Луман описал свою теорию как «лабиринтный» или «нелинейный» и утверждал, что намеренно держал свою прозу загадочной, чтобы предотвратить ее понимание «слишком быстро», что могло бы привести только к упрощенным недоразумениям.
Теория систем Луманна сосредоточена на трех темах, которые взаимосвязаны во всей его работе.
Основной элемент теории Лумана вращается вокруг проблемы случайности значения и тем самым становится теорией коммуникации. Социальные системы - это системы общения, а общество - наиболее всеобъемлющая социальная система. Будучи социальной системой, которая включает все (и только) коммуникации, сегодняшнее общество является мировым обществом. Система определяется границей между ней и ее окружающей средой, отделяющей ее от бесконечно сложной или (в разговорной речи) хаотической внешней среды. Таким образом, внутренняя часть системы является зоной пониженной сложности: связь внутри системы осуществляется путем выбора только ограниченного количества всей информации, доступной извне. Этот процесс также называют «уменьшением сложности». Критерием отбора и обработки информации является значение (по-немецки Sinn). И социальные системы, и психические системы (объяснение этого различия см. Ниже) действуют путем обработки значений.
Более того, каждая система имеет отличительную идентичность, которая постоянно воспроизводится в ее сообщениях и зависит от того, что считается значимым, а что нет. Если системе не удается сохранить эту идентичность, она перестает существовать как система и снова растворяется в среде, из которой возникла. Луман назвал этот процесс воспроизводства из элементов, ранее отфильтрованных из чрезмерно сложной среды автопоэзисом (произносится как «автопой-э-сис»; буквально: самосоздание), используя термин, введенный в когнитивная биология чилийскими мыслителями Умберто Матурана и Франсиско Варела. Социальные системы оперативно закрыты, так как, хотя они используют и полагаются на ресурсы из своей среды, эти ресурсы не становятся частью работы систем. И мышление, и пищеварение являются важными предпосылками общения, но ни одно из них не проявляется в общении как таковом.
Матурана, однако, очень громко утверждал, что такое присвоение автопоэтической теории было концептуально необоснованным, поскольку оно предполагает автономию коммуникации от фактического человек. То есть, описывая социальные системы как оперативно замкнутые сети коммуникаций, Луман (согласно Матуране) игнорирует тот факт, что коммуникации предполагают человеческие коммуникаторы. Автопоэзис применяется только к сетям процессов, которые воспроизводят себя, но коммуникации воспроизводятся людьми. По этой причине аналогия между биологией и социологией в данном случае неверна. С другой стороны, Луман прямо подчеркнул, что он не имеет в виду «общество без людей», а говорит о том, что общение является аутопоэтическим. Общение становится возможным благодаря человеческим телам и сознанию, но это не делает общение оперативно открытым. Чтобы «участвовать» в общении, человек должен уметь преобразовывать свои мысли и восприятие в элементы общения. Это может происходить только как коммуникативная операция (мысли и восприятия не могут быть переданы напрямую) и, следовательно, должно удовлетворять внутренним системным условиям, характерным для общения: разборчивость, достижение адресата и получение признания.
Луман сравнивает эту операцию автопоэзиса (фильтрация и обработка информации из окружающей среды) в программу, делая ряд логических различий (на немецком языке, Unterscheidungen). Здесь Луман ссылается на британского математика Г. Логика различий Спенсера-Брауна, которую Матурана и Варела ранее определили как модель функционирования любого когнитивного процесса. Высшим критерием "самосоздания" любой данной системы является определяющий двоичный код. Этот двоичный код не следует путать с работой компьютеров: Луман (вслед за Спенсером-Брауном и Грегори Бейтсоном ) предполагает, что автореферентные системы постоянно сталкиваются с дилеммой дезинтеграции / продолжения. Эта дилемма обрамлена постоянно меняющимся набором доступных вариантов; каждый из этих возможных вариантов может быть выбран системой или нет (двоичное состояние, выбрано / отклонено). Влияние книги Спенсера-Брауна Законы формы на Луманна трудно переоценить.
Хотя Луман впервые развил свое понимание теории социальных систем под влиянием Парсонса, вскоре он отошел от концепции Парсонса. Наиболее важное отличие состоит в том, что Парсонс рассматривал системы как формы действия в соответствии с парадигмой AGIL. Теория систем Парсонса рассматривает системы как оперативно открытые и интерактивные посредством схемы ввода и вывода. Под влиянием кибернетики второго порядка, Луман вместо этого рассматривает системы как аутопоэтические и оперативно закрытые. Системы должны постоянно конструировать себя и свое видение реальности, обрабатывая различие между системой и средой, и самовоспроизводиться как продукт своих собственных элементов. Социальные системы определяются Луманом не как действие, а как рекурсивное общение. Современное общество определяется как мировая система, состоящая из суммы всех коммуникаций, происходящих одновременно, а отдельные функциональные системы (такие как экономика, политика, наука, любовь, искусство, средства массовой информации и т. Д.) Описываются как социальные подсистемы, которые «отдалились» от социальной системы и достигли собственного операционального замыкания и автопоэзиса.
Другое отличие состоит в том, что Парсонс спрашивает, как определенные подсистемы способствуют функционированию всего общества. Луман начинает с дифференциации самих систем из невзрачной среды. Наблюдая за тем, как определенные системы выполняют функции, которые вносят вклад в «общество» в целом, он отказывается от предположения об априорном культурном или нормативном консенсусе или «дополнительной цели», которая была характерна для Дюркгейма и Парсонса. концептуализация социальной функции. Для Луманна функциональная дифференциация является следствием давления отбора в условиях временной сложности, и она возникает, когда функциональные системы независимо создают свои собственные экологические ниши, выполняя функцию. Таким образом, функции - это не скоординированные компоненты органического социального целого, а скорее случайные и избирательные ответы на эталонные проблемы, которые не подчиняются никакому более высокому принципу порядка и на которые можно было бы ответить другими способами.
Наконец, аутопоэтическое замыкание систем - еще одно фундаментальное отличие от концепции Парсонса. Каждая система работает строго в соответствии со своим собственным кодом и может наблюдать за другими системами, только применяя свой код к их операциям. Например, кодекс экономики включает в себя различие между платежом и неплатежом. Другие системные операции появляются в экономической области ссылок только постольку, поскольку к ним может применяться данный экономический код. Следовательно, политическое решение становится экономической операцией, когда оно рассматривается как трата денег государством или нет. Точно так же судебное решение также может быть экономической операцией, когда урегулирование договорного спора обязывает одну сторону оплатить приобретенные товары или услуги. Кодексы экономики, политики и права действуют автономно, но их «взаимопроникновение» очевидно при наблюдении за «событиями», в которых одновременно участвует более одной системы.
Одна, казалось бы, странная, но в общих рамках строго логическая аксиома теории Лумана - это положение человека вне любой социальной системы, первоначально разработанное Парсонсом. Любая социальная система, состоящая из «чистых коммуникативных действий» (отсылка к Юргену Хабермасу ), требует человеческого сознания (личных или психических систем) как очевидного необходимого, но тем не менее средового ресурса. С точки зрения Луманна, люди не являются частью общества или каких-либо конкретных систем, так же как они не являются частью разговора. Сам Луманн как-то лаконично сказал, что «не интересуется людьми». Это не означает, что люди не были предметом внимания Луманна, скорее коммуникативные действия людей конституируются (но не определяются) обществом, а общество конституируется (но не определяется) коммуникативными действиями людей: общество есть окружение людей, а люди - окружение общества.
Таким образом, социология может объяснить, как люди могут изменить общество; влияние окружающей среды (людей) на систему (общество), так называемая «структурная связь». Фактически, сам Луман ответил на соответствующую критику, заявив, что «на самом деле теория автопоэтических систем может носить название« Серьезное отношение к индивидуумам », безусловно, более серьезно, чем наша гуманистическая традиция» (Никлас Луман, Оперативное закрытие и структурное соединение: дифференциация Правовая система, Cardozo Law Review, том 13: 1422). Этот подход вызвал критику со стороны тех, кто утверждает, что Луман ни разу не продемонстрировал операциональную закрытость социальных систем, или что автопоэтические социальные системы действительно существуют. Вместо этого он воспринял это как предпосылку или предпосылку, что привело к логической необходимости исключить людей из социальных систем, что не позволяет взгляду на социальные системы учитывать индивидуальное поведение, действия, мотивы или даже существование любого отдельного человека.
Луман был посвящен идеалу ненормативной науки, введенному в социологию в начале 20 века Максом Вебером, а затем переопределенному и защищенному от критиков Карлом Поппером. Однако в академической среде, в которой никогда строго не разделялись описательные и нормативные теории общества, социология Лумана широко привлекала критику со стороны различных интеллектуалов, включая Юрген Хабермас.
Системная теория Лумана не лишена недостатков. его критики; его определения «аутопоэтической» и «социальной системы» отличаются от других. В то же время его теория применяется или используется во всем мире социологами и другими учеными. Он часто используется в анализах, касающихся корпоративной социальной ответственности, организационной легитимности, структур управления, а также социологии права и курс общая социология. Его системная теория также использовалась для изучения медиа-дискурса о различных энергетических технологиях по всей территории США, включая интеллектуальные сети, улавливание и хранение углерода и ветровую энергию.
Луман был известен тем, что широко использовал «почтовый ящик» или Zettelkasten метод ведения записей. Он собрал zettelkasten из примерно 90 000 каталожных карточек для своего исследования и считает, что это сделало его чрезвычайно плодотворное письмо возможным. Он был оцифрован и размещен в Интернете в 2019 году. Луман описал zettelkasten как часть своего исследования теории систем в эссе Kommunikation mit Zettelkästen.
Луман также появляется как персонаж в Литературное произведение Пауля Вюра Das falsche Buch вместе с Иоганном Георгом Хаманном, Ричардом Бакминстером Фуллером и другими.
Луману принадлежал паб под названием «Понс» в доме его родителей в его родном городе Люнебург. Дом, в котором также находилась пивоварня его отца, принадлежал его семье с 1857 года.
Цитаты, связанные с Никласом Луманом в Wikiquote