Гельмут Щелский (14 октября 1912 г. - 24 февраля 1984 г.) был немецким социологом, наиболее влиятельной в Германии после Второй мировой войны, вплоть до 1970-х годов.
Щелский родился в Хемнице, Саксония. Он обратился к социальной философии и даже больше к социологии, разработанной в университете Лейпцига Гансом Фрейером («Лейпцигская школа »). Получив докторскую степень в 1935 году (диссертация [tr.]: Теория сообщества в 1796 году естественный закон Фихте ), в 1939 году он получил квалификацию лектора («Хабилитация»). защитил диссертацию по политической мысли Томаса Гоббса в Кенигсбергском университете. Он был призван в 1941 году, поэтому не занял свою первую кафедру социологии в (тогда еще немецком) Reichsuniversität Straßburg в 1944 году.
После падения Третьего рейха в 1945 году Щелский вступил в Немецкий Красный Крест и сформировал его эффективную Сучдиенст (службу по поиску пропавших без вести). В 1949 году он стал профессором в Гамбургском Высшей школе профессионального мастерства, в 1953 году в Гамбургском университете, а в 1960 году поступил в университет Мюнстера. Там он возглавил крупнейший в то время центр социальных исследований в Западной Германии в Дортмунде.
В 1970 году Щелский был назначен профессором социологии в недавно основанном Билефельдском университете (созданном кстати, единственный в Германии полный «факультет социологии» и «Центр междисциплинарных исследований» («Zentrum für Interdisziplinäre Forschung» [ZiF] at Rheda ) планировали стать «немецким Гарвардом»). Однако его новый университет очень изменился из-за многолетних студенческих волнений по всей Европе и Северной Америке, поэтому в 1973 году он вернулся в Мюнстер в гневе еще на пять лет. Всю свою жизнь он был занятым и успешным издателем и редактором, он написал еще несколько книг против утопического подхода к социологии, поддерживаемого Франкфуртской школой, и о Социология права, но умер сломленным человеком в 1984 году.
«Лейпцигская школа » (социальный философ Ганс Фрейер, антрополог Арнольд Гелен, философ Готтхард Гюнтер ), богатый талантами первого поколения, оказал сильное теоретическое влияние на Щелского. Но Фрейер также мечтал создать социологический аналитический центр для Третьего Рейха - в отличие от большинства других социологов, например. грамм. (откровенно) антигитлеровскому Фердинанду Тоннису (Кильский университет ) и Леопольду фон Визе (Кельнский университет ), и эмигрантам (например, Карлу Мангейму и многообещающему Рене Кенигу, Полу Лазарсфельду, Норберту Элиасу, Теодор Адорно и Льюис А. Козер ). Амбиции Фрейера с треском провалились, нацистская правящая элита монополизировала идеологию, но помогла талантливому (и бывшему нацистскому) студенту Щелски в его первых карьерных шагах.
После Второй мировой войны, перестав быть национал-социалистом, Щелский стал звездой прикладной социологии благодаря своему великому дару предвидения социальных и социологических событий. Он опубликовал книги по теории институтов, по социальной стратификации, по социологии семьи, по социологии сексуальности, по социологии молодежи, по промышленной социологии, по социологии образования и по социологии университетской системы. В Дортмунде он сделал Центр социальных исследований (″ Sozialforschungsstelle ″) западногерманским центром эмпирических и теоретических исследований, будучи особенно одаренным в поиске и привлечении первоклассных социологов, например Дитер Классенс, Никлас Луман и многие другие.
Помогло то, что Щелский был откровенным либеральным профессором, без всяких амбиций на создание единомышленников - редкая птица среди немецких мандаринов. Он помог еще 17 социологам получить квалификацию преподавателей (превосходя по численности любого другого профессора гуманитарных и социальных наук) и предвосхитил бум социологических кафедр в немецких университетах. Укомплектовывая их, он был профессионально даже более успешным, чем выдающиеся ремигранты Рене Кениг (Кельн) и (Берлин) - Франкфуртская школа начала оказывать влияние только после 1968 года.
Щелский смог спроектировать Билефельдский университет как инновационное учреждение высочайшего академического качества как в исследовательской, так и в интеллектуальной сфере. Но тот факт, что его собственный университет отошел от его идей, сильно ударил его. Его более поздние книги, критикующие идеологическую социологию (получившую теперь широкое признание среди консервативных аналитиков) и социологию права (весьма влиятельную в юридических школах), сохранили его репутацию выдающегося мыслителя, но потеряли доверие молодых социологов. Более того, его увлекательные анализы, имеющие высочайшую практическую ценность, устарели по той же причине; только к 2000 году новые социологи снова начали его читать.