Часть серии о |
Анабаптизм |
---|
Дирк Виллемс (на фото) спасает своего преследователя. Этот акт милосердия привел к его возвращению в плен, после чего он был сожжен на костре возле Асперен (офорт Яна Луйкена в издании « Зеркало мучеников» 1685 года). |
Задний план |
Отличительные доктрины |
Документы |
Ключевые люди |
Крупнейшие группы |
Связанные движения |
Портал христианства |
|
Якоб Хаттер (также пишется Якоб Хаттер, Хутер или Хютер ; ок. 1500-25 февраля 1536) был тирольским лидером анабаптистов и основателем гуттеритов.
Хаттер родился в небольшой деревушке Моос недалеко от Санкт-Лоренцена в долине Пустер, в графстве Тироль (современный Южный Тироль, Италия). Он научился делать шляпы в соседних Прагах и стал странствующим мастером. Позже он поселился в Шпиттале, Каринтия.
Вероятно, он впервые столкнулся с анабаптистами в Клагенфурте и вскоре после этого обратился в их веру. Он начал проповедовать в регионе Пустер-Вэлли, сформировав несколько небольших собраний. Как только власти Габсбургов в Тироле узнали об этой деятельности в начале 1529 года, они начали преследовать анабаптистов. В 1527 году Габсбургский эрцгерцог Фердинанд I Австрийский заявил, что соблазнительные доктрины и еретические секты «недопустимы». В свою очередь, Хаттер и несколько других отправились исследовать Моравию, потому что они слышали, что преследование там не было таким жестоким. Они посетили Аустерлиц, где обнаружили, что ситуация действительно более терпимая, и тирольские анабаптисты решили эмигрировать. Когда небольшие группы переехали в Моравию, Хаттер сначала остался в Тироле, чтобы пастырь для тех, кто остался. Он избежал захвата властями, потому что другие захваченные анабаптисты не раскрыли его местонахождение даже под жестокими пытками.
Хаттер прибыл в Моравию в 1533 году, когда преследование анабаптистов в Тироле было на пике. Многие анабаптисты из Пфальца, Швабии и Силезии также отправились в Моравию. Хаттер объединил местные анабаптистские общины, что позволило анабаптистам процветать в Моравии. Под руководством Хаттера некоторые общины переняли раннехристианскую практику совместного владения товарами в дополнение к своим анабаптистским убеждениям о ненасилии и крещении взрослых.
Однако в 1535 году в соответствии с моравским ландтагом все анабаптисты были изгнаны из Моравии и рассеяны по соседним странам. Хаттер вернулся в Тироль, где он и его жена были арестованы 30 ноября 1535 года в Клаузене и доставлены в крепость Бранцоль ( Бронцоло ). 9 декабря Хаттер был депортирован в столицу Тироля Инсбрук, где его допросили и заставили отречься. Даже под жестокими пытками он не отрекался и не раскрывал имена других анабаптистов. Хаттер был приговорен к смертной казни через огонь и сожжен на костре 25 февраля 1536 года в Инсбруке перед Золотой крышей. Согласно Hutterian Chronicle, всего в Тироле было казнено 360 анабаптистов.
Слова Хаттера записаны восемью буквами, написанными в условиях жестокого преследования.
В Инсбруке Хаттера помнят по названию улицы Hutterweg и по мемориальной доске на Золотой крыше. С 1992 года Austrian Service Abroad, работающая во имя взаимопонимания и примирения во всем мире, находится на Hutterweg.
В 2006–2007 годах рабочая группа с представителями протестантской и католической церквей, движения за мир Pax Christi и Ассоциации евангелических церквей Тироля работала над примирением с гуттеритами. 25 февраля 2007 года группа вместе с тремя парами, приглашенными представлять гуттеритов, провела поминальную церемонию на Золотой крыше и совместную молитвенную службу в старой ратуше в Инсбруке.