Хеннинг Эйхберг (1 декабря 1942 г. в Швайдниц, Силезия - 22 апреля 2017 г. в Оденсе, Данемарк ) был немецким социологом и историком, преподавал в Университете Южной Дании в Оденсе. Он прославился своим вкладом в философию телесной культуры и своими радикальными политическими работами о народе и нации.
Хеннинг Эйхберг - отец композитора Сёрена Нильса Эйхберга.
Айхберг получил свои ученые степени в области истории в Бохуме и в социологии в Штутгарте. В Штутгартском университете он был ученым и соратником Августа Ничке де: Август Нитшке в разработке исследований исторического поведения (Historische Verhaltensforschung). В 1982 году он стал профессором Университета Оденсе, затем Копенгагенского университета, развивая датскую школу изучения культуры тела.
. В 1970-х годах Эйхберг изучал спорт и массовую культуру в Индонезии и в течение 1980-х гг. в Ливии, открыв дорогу международным сравнительным исследованиям культуры тела. Он установил термин «культура тела» в международной антропологии и истории. Его основным методологическим вкладом в эту область был конфигурационный анализ (Konfigurationsanalyse) культур движения и исследование их внутренних противоречий, так называемая триалектика культуры тела. Он также инициировал так называемую теорию Эйхберга-Манделла-Гутмана об особой современности спорта, понимая спорт как образец производственной производительности : «Существовали игры и легкая атлетика в Древней Греции, но не спорт ». Эйхберг внес вклад в критическое исследование олимпизма как неоколониального (→ неоколониализма ) предприятия и продвигал изучение популярных игр в качестве альтернативы. Социологи поместили "материалистическую феноменологию " Эйхберга на пересечение Норберта Элиаса, Мишеля Фуко и Франкфуртской школы из Критическая теория.
В 1987 году Эйхберг стал соучредителем Международного института антропологии корпорелль (Ренн / Франция), в 2002 году - Центра изучения культуры тела (Цукуба / Япония), а в 2005 г. - Международная сеть марксистских исследований спорта. Вклад Эйхберга в «телесную демократию» оказал влияние на международное изучение и политику спорта для всех. Его сочинения о культуре тела были переведены и пользовались особенным влиянием в Финляндии и Восточной Азии.
Помимо философии спорта и телесной культуры, международное внимание привлекли и другие темы Айхберга.
В Германии Эйхберг стал известен благодаря своим радикальным трудам о национализме и философии «народа» (нем. Volk, нордический фолк).
В юности Эйхберг работал с радикальным правым крылом, с 1961 года внося свой вклад в неофашистский ежемесячный журнал Nation Europa. Примерно в 1970 году он выступал в качестве основателя и ведущего интеллектуала «новых правых », а затем выступал в качестве спикера «Национально-революционного движения» в Германии. Что касается «немецкого вопроса» (Deutsche Frage de: Deutsche Frage ) как открытого и потенциально революционного, эти круги выступали против доминирующей политики двух Германий и пропагандировали «третий путь» (→ Третий путь ( центризм), → Третья позиция ) между Востоком и Западом. Отказавшись от консервативных и антидемократических «старых правых», Эйхберг и национал-революционеры упомянули антинацистских интеллектуалов Веймарской республики, таких как Эрнст Никиш, Karl Otto Paetel de: Karl Otto Paetel и A. Paul Weber de: A. Пол Вебер, а также антигитлеровское сопротивление 20 июля 1944 года.
В 1970-х Эйхберг отмежевался от своих прежних правых позиций. Он выразил самокритику против «еврофашизма» своей юности и обратился к исследованиям третьего мира и антиколониальной солидарности. Эйхберг выдвинул концепции «освободительного национализма» (→ Типы национализма ) и «этноплюрализма», противостоящих западному и европейскому евроцентризму. Вступая в дискуссии с «Новыми левыми», он заметил: «Национальное революционно» и «Кто не хочет говорить о народах, тот должен замолчать о людях». Статьи Эйхберга о национальной идентичности и «балканизации каждого» теперь публиковались в периодических изданиях из социалистических, антиавторитарных и анархическая среда.
В середине 1970-х Эйхберг обратился к экологической критике и участвовал в зарождающемся Зеленом движении, среди прочего критические исследования «автомобильного общества» и «контейнерной архитектуры» спорта. Это оказало влияние на критическое исследование социального отчуждения в спортивной архитектуре.
Эйхберг в период с 1980 по 2002 год сотрудничал с журналом Wir Selbst de: Wir selbst, который пытался навести мост между правыми, национальными революционерами, Нью Слева интеллектуалы и экологи. Вместе с исследователем мира Альфредом Мехтершеймером, который в то время был членом немецкого парламента от партии зеленых, он основал комитет мира Friedenskomitee 2000, запустив концепцию «национального пацифизма»..
После эмиграции в Данию в 1982 году Эйхберг был вовлечен в датскую социалистическую среду, читал философские курсы в социалистических летних лагерях и сотрудничал с левыми периодическими изданиями. Эйхберг был назначен членом комиссии по культуре Социалистической народной партии (Дания) (SF) и опубликовал тексты программ по социалистической культуре и спорту. Путем изучения социалистических терминов «народ » и «народ » он расширил изучение массовой культуры на теорию «народа демократии». ".
Эйхберг был особенно активен в среде датских народных академий (folke-højskoler), которые относят себя к возрождению демократии 1848 года и романтическому популизму (→ романтический национализм ) поэта Н. Ф. С. Грундтвиг. Он был комментатором в Højskolebladet и читал курсы для иностранных студентов Народной академии. Это повлияло на его «теорию народа», основанную на Грундтвиге, Иоганне Готфриде Гердере и Мартине Бубере. К 60-летию Эйхберга был издан датский festschrift, в котором собраны критические статьи о «фолке » и «народе ».
В области исследований культуры тела теория Эйхберга об особой современности спорта как образец продуктивность была встречена критикой со стороны мейнстрима спортивной истории. Немецкие социологи из авторитетной «помощи развитию спорта» (Sporthilfe de: Stiftung Deutsche Sporthilfe ) также выступили против его критики «экспорта спорта» и его исследований в области популярных игр, продвижение традиционных игр описывается как Третий мир романтизм.
В Германии Эйхберг стал политически неоднозначным из-за его причастности к «новым правым » начала 1970-х. Некоторые авторы сомневались в его переходе с правого крыла на левую позицию. Они указали на восприятие термина «этноплюрализм » в среде крайне правых. Не доверяли Эйхбергу и из-за его встреч с Муаммаром Каддафи. Говорят, что Эйхберг был «крестным отцом» некоего антиамериканского и антикапиталистического левого крыла - немецких социал-демократов (SPD ), социалисты и зеленые -, которые следовали скрытой правой, националистической программе. Эта интерпретация, однако, встретила резкую критику со стороны левых антифашистов.
Критики правых обвинили Эйхберга в преувеличении структурных противоречий между государством и народом. Если отдать приоритет «народу », авторитет государства (→ государство (полития), → национальное государство ) будет подорван.
В Дании лидеры олимпийской спортивной организации выступили против спортивной критики, высказанной Эйхбергом и Институтом спортивных исследований, где он работал, как «левизна "и" культурный радикализм ". Консервативный министр культуры Брайан Миккельсен в 2003 году лишил институт государственного финансирования, которое он получал в течение 25 лет, и вступил в острую полемику с Айхбергом в СМИ.
Эйхберг опубликовал около 50 книг, большинство из них по истории и культурсоциологии культуры тела (физическая культура ) и спорт. Другие относятся к истории ранних военных технологий (→ фортификации ), индонезийским исследованиям и исследованиям демократии, этнических меньшинств и национальная идентичность (→ культурная идентичность ). Основные публикации: