Норберт Элиас | |
---|---|
Элиас в 1933 году | |
Родился | 22 июня 1897 года. Бреслау, Силезское воеводство, Пруссия, Германская империя. (ныне Вроцлав, Польша ) |
Умер | 1 августа 1990 (1990-08-01) (93 года). Амстердам, Нидерланды |
Известный | образной социологией, теорией цивилизационные / децивилизационные процессы, габитус |
Научная карьера | |
Области | Социология |
Влияния | Макс Вебер, Зигмунд Фрейд, Карл Мангейм, Ричард Хенигсвальд |
Под влиянием | Энтони Гидденс, Пьер Бурдье, Эрик Даннинг, Герман Корте, Стивен Меннелл, Стивен Пинкер |
Норберт Элиас (немецкий: ; 22 июня 1897 г. - 1 августа 1990 г.) был немецким социологом, позже получившим британское гражданство. Он особенно известен своей теорией цивилизации / децивилизации. g.
Элиас родился 22 июня 1897 года в Бреслау (сегодня: Вроцлав) в Пруссии Силезии. Провинция Герману и Софи Галлевски. Его отец был бизнесменом в текстильной промышленности. После получения abitur в 1915 году он пошел добровольцем в немецкую армию в Первую мировую войну и работал телеграфистом сначала на Восточном фронте, затем на Западный фронт. После нервного срыва в 1917 году он был признан непригодным к службе и был отправлен в Бреслау санитаром. В том же году Элиас начал изучать философию, психологию и медицину в Университете Бреслау, а также провел по семестру в каждом из университетах Гейдельберга (где он слушал лекции Карла Ясперса ) и Фрайбурга в 1919 и 1920 годах. Он бросил медицину в 1919 году после сдачи предварительного экзамена (Physikum). Чтобы финансировать учебу после того, как состояние его отца сократилось из-за гиперинфляции, он устроился на работу начальником экспортного отдела на местном заводе по производству оборудования в 1922 году. В 1924 году он окончил его, защитив докторскую диссертацию по философии. под названием «Идея и индивидуум» (идея и личность) под руководством Ричарда Хенигсвальда, представителя неокантианства. Разочарованный отсутствием социального аспекта в неокантианстве, что привело к серьезному спору с его научным руководителем по поводу его диссертации, Элиас решил обратиться к социологии для дальнейших исследований.
В годы своего пребывания в Бреслау, до 1925 года, Элиас был глубоко вовлечен в немецкое сионистское движение и выступал в качестве одного из ведущих интеллектуалов в немецко-еврейском молодежном движении «Блау-Вайс». (Сине-белый). За эти годы он познакомился с другими молодыми сионистами, такими как Эрих Фромм, Лео Штраус, Лео Левенталь и Гершом Шолем. В 1925 году Элиас переехал в Гейдельберг, где Альфред Вебер принял его в качестве кандидата на степень (второй книжный проект) по развитию современной науки под названием Die Bedeutung der Florentiner Gesellschaft und Kultur für die Entstehung der Wissenschaft (Значение флорентийского общества и культуры для развития науки). В 1930 году Элиас решил отказаться от этого проекта и вслед за Карлом Мангеймом стал его ассистентом в Франкфуртском университете. Однако после нацистского переворота в начале 1933 года социологический институт Мангейма был вынужден закрыть. Уже представленная кандидатская диссертация под названием Der höfische Mensch («Человек суда») так и не была официально принята и не была опубликована до 1969 года в тщательно разработанной форме как «Die höfische Gesellschaft» («Судебное общество»). В 1933 году Элиас бежал в Париж. Его пожилые родители остались в Бреслау, где в 1940 году умер его отец; 30 августа 1942 г. его мать была депортирована в Терезиенштадт, а 29 сентября переведена и убита в Треблинке.
. В течение двух лет в Париже Элиас работал частным ученым, получая стипендию. из Амстердамского Steunfonds (благотворительный фонд профессора Фриды) и попытался получить дополнительный доход, организовав мастерскую по производству деревянных детских игрушек. В 1935 году он переехал в Великобританию, где до 1939 года работал над своим magnum opus Цивилизационный процесс, в настоящее время получая стипендию от благотворительной организации для еврейских беженцев. В этой работе он охарактеризовал нацистский геноцид евреев как «децивилизационный рывок» цивилизации, страдающей от разложения и регресса к варварству. Эта работа также содержит теорию тела Элиаса. Опираясь на исторические документы, описывающие манеры и этикет, он определил процессы, которые способствовали появлению современного «я» в цивилизованном теле. Элиас приравнял термин «цивилизованный» к «контролируемому» телу.
Мемориальная доска Норберту Элиасу во ВроцлавеВ 1939 году он встретился со своим бывшим другом и руководителем Мангеймом в Лондонской школе экономики, где получил должность старшего научного сотрудника. В 1940 году LSE был эвакуирован в Кембридж, но когда вторжение немецких войск в Британию казалось неизбежным, Элиас был задержан в лагерях для интернированных в Ливерпуле и на острове Мэн в течение восьми месяцев из-за того, что он немец - «враг-иностранец». Во время интернирования он организовал политические лекции и поставил драму, которую написал сам, Die Ballade vom armen Jakob (Баллада о бедном Якобе) с партитурой Ганса Гала (опубликована в 1987 году).
Освободившись в 1941 году, он вернулся в Кембридж. Ближе к концу войны он работал на британскую разведку, исследуя закоренелых нацистов среди немецких военнопленных (см. Его эссе «Распад цивилизации» в «Исследованиях немцев»). Он преподавал вечерние классы для Рабочей Образовательной Ассоциации (организация по обучению взрослых), а позже - вечерние курсы повышения квалификации по социологии, психологии, экономике и Экономическая история в Лестерском университете. Он также время от времени читал лекции в других высших учебных заведениях. В сотрудничестве с другом из Франкфурта, психоаналитиком С. Х. Фоулкс, он заложил теоретические основы группового анализа, важной школы терапии, и стал соучредителем Аналитического общества групп в 1952 году. Сам он обучался и работал групповым терапевтом. На февр. 22 февраля 1952 года он был натурализован как британский гражданин.
В 1954 году - в очень позднем возрасте 57 лет - он наконец получил свою первую защищенную академическую должность в Университетском колледже Лестера (который вскоре стал Лестерским университетом), сначала в качестве лектора, а затем в качестве читателя по социологии. Вместе со своим другом Ильей Нойштадтом он внес большой вклад в развитие факультета социологии Университета, который стал одним из крупнейших и наиболее влиятельных факультетов в Соединенном Королевстве. Он вышел на пенсию в 1962 году, но продолжал обучать аспирантов в Лестере до середины 1970-х годов. Среди впоследствии известных социологов, которых Нойштадт и Элиас назначили коллегами по Лестеру, были Джон Х. Голдторп, Энтони Гидденс, Мартин Олброу, Шейла Аллен, Джо и Олив Бэнкс, Ричард Браун, Мэри Макинтош, Никос Музелис, Сами Зубайда и Кейт Хопкинс. (Впоследствии Хопкинс был профессором истории древнего мира в Кембридже: его назначение преподавать социологию в Лестере является одним из свидетельств очень широкого представления Элиаса и Нойштадта о дисциплине социологии.) Среди студентов кафедры были Джон Элдридж, Крис Брайант, Крис Ройек., Пол Херст, Грэм Саламан и Брайан Уилсон. С 1962 по 1964 год Элиас преподавал в качестве профессора социологии в Университете Ганы в Легоне около Аккры. После своего возвращения в Европу в 1965 году он много времени проводил в качестве приглашенного профессора в различных немецких и голландских университетах, а с 1978 года поселился в Амстердаме.
Элиас был назначен командующим Ордена Оранских-Нассау (1987)Его репутация и популярность чрезвычайно выросли после переиздания «Цивилизирующего процесса» в 1969 году. С 1978 по 1984 год он работал в Центре междисциплинарных исследований при Университете Билефельда, от которого он получил почетный доктор в 1980 году. Элиас стал первым лауреатом премии Теодора В. Адорно (1977) и Европейской премии Амальфи в области социологии и социальных наук (1987). В 1986 году ему была присуждена Große Verdienstkreuz Федеративной Республики Германии, а в день своего 90-летия голландская королева назначила его главнокомандующим Ордена Оранских-Нассау. К 1998 году всемирный опрос социологов Международной социологической ассоциации поставил "О процессе цивилизации" (измененное позднее название) на седьмое место среди самых важных книг по социологии двадцатого века. В 1990 году он получил премию Нонино за «Маэстро дель ностро» в Италии. Помимо социологической работы, он всегда писал стихи.
Элиас умер в своем доме в Амстердаме 1 августа 1990 года. В сентябре 2017 года мост в парке Вондела, недалеко от того места, где он жил, был назван его именем. В городе Алмере его именем названа улица в квартале «устойчивых» социологов.
Теория Элиаса сосредоточена на взаимосвязи между властью, поведением, эмоциями и знаниями во времени. Он существенно сформировал так называемую процессную или образную социологию. В силу исторических обстоятельств Элиас долгое время оставался маргинальным автором, пока не был вновь открыт новым поколением ученых в 1970-х годах, когда в конце концов он стал одним из самых влиятельных социологов в истории этой области. Интерес к его работе частично можно объяснить тем фактом, что его концепция больших социальных конфигураций или сетей взаимозависимостей между людьми объясняет возникновение и функционирование больших социальных структур, не игнорируя при этом аспект индивидуальной деятельности. В 1960-х и 1970-х годах чрезмерный упор на структуру над агентностью подвергался резкой критике со стороны господствовавшей в то время школы структурного функционализма.
Самая известная работа Элиаса - это Über den Prozess der Zivilisation, опубликованная на английском языке как Цивилизирующий процесс (или, точнее, в издании Собрание сочинений - см. Ниже - как О процессе цивилизации). Первоначально опубликованный на немецком языке в двух томах в 1939 году, он практически игнорировался до его переиздания в 1969 году, когда его первый том был также переведен на английский язык. В первом томе прослеживается историческое развитие европейского габитуса, или «второй природы», особых индивидуальных психических структур, сформированных социальными установками. Элиас проследил, как пост-средневековые европейские стандарты в отношении насилия, сексуального поведения, телесных функций, манер поведения за столом и форм речи постепенно трансформировались за счет увеличения порога стыда и отвращения, выходящего наружу из ядра судебного этикета этикета. Интернализованное «самоограничение», навязанное все более сложными сетями социальных связей, развило «психологическое» самовосприятие, которое Фрейд признал «супер-эго ». Во втором томе «Цивилизационного процесса» рассматриваются причины этих процессов и они обнаруживаются во все более централизованном раннем современном государстве и во все более дифференцированной и взаимосвязанной сети общества.
Когда в 1960-х работа Элиаса нашла более широкую аудиторию, сначала его анализ процесса был неправильно истолкован как расширение дискредитированного «социального дарвинизма », идеи восходящего «прогресса» был отвергнут, прочитав его как последовательную историю, а не метафору социального процесса.
Элиас начал писать на английском и немецком языках. Почти все его работы по социологии знания и науки (многие из которых более условно назвали бы «философией науки») были написаны на английском языке, как и его основополагающие работы по социологии спорта, собранные в The Quest for Excitement, написано Норбертом Элиасом совместно с Эриком Даннингом и опубликовано в 1986 году. Центр социологии развития Университета Билефельда в 1984 году пригласил Норберта Элиаса председательствовать на собрании множества его международных выдающиеся товарищи, которые, в свою очередь, хотели лично рассмотреть и обсудить наиболее интересные теории Элиаса о процессах цивилизации.
В 1983 году Элиас основал Фонд Норберта Элиаса для управления своим наследием после его смерти. Первыми членами правления фонда были Йохан Гоудсблом (Амстердам), Герман Корте (Мюнстер) и Абрахам ван Столк, которого после смерти в 1996 году заменил Стивен Меннелл ( Дублин). В 2017 году новое правление взяло на себя управление Фондом: Йохан Хейльброн (Роттердам и Париж), Джейсон Хьюз (Лестер), Адриан Джитчин (Франкфурт) и Арьян Пост (секретарь, Амстердам)
До выхода на пенсию из Университета Лестера в 1962 году Элиас опубликовал только одну книгу, Über den Prozess der Zivilisation, и не более нескольких статей. К моменту своей смерти в 1990 году он опубликовал 15 книг и около 150 эссе. Он всегда много писал, но ему было очень трудно когда-либо быть удовлетворенным результатами, и он очень неохотно выпускал свою работу для публикации. Еще более любопытно то, что, хотя он был таким перфекционистом в своем писательстве, его редко удавалось убедить взяться за такие повседневные задачи, как чтение и исправление корректуры. Таким образом, хотя его немецкие работы были хорошо переведены на английский язык (по большей части Эдмундом Джефкоттом), оригинальные английские издания содержат много ошибок, которые можно было бы исправить путем тщательной вычитки. Таким образом, в начале двадцать первого века Фонд Норберта Элиаса заключил соглашение о публикации новых научных изданий работ Элиаса, насчитывающих 18 томов.
Новые издания работ Элиаса, опубликованные издательством University College Dublin Press, были тщательно отредактированы, снабжены перекрестными ссылками и аннотациями (с примечаниями, особенно о многих исторических людях и событиях). на который ссылается Элиас), чтобы сделать их более доступными для читателя. Особенно важны три тома собрания эссе Элиаса, многие из которых ранее не публиковались на английском языке - или были опубликованы так разрозненно или в малоизвестных местах, что до сих пор были малоизвестны. (Другие эссе также можно найти в «Ранних произведениях», «Моцарт» и других томах.)
Ниже представлены 18 томов:
1 ранние произведения, отредактированный Ричардом Килминстером (2006).
2 Судебное общество, под редакцией Стивена Меннелла (2006).
3 О процессе цивилизации [обратите внимание на новое название], под редакцией Стивена Меннелла, Эрика Даннинга, Йохана Гоудсблома и Ричарда Килминстера (2012).
4 Установленные и Посторонние, под редакцией Каса Воутерса (2008).
5 Что такое социология? под редакцией Артура Богнера, Кэти Листон и Стивена Меннелла (2012).
6 Одиночество умирающего и условия человека, под редакцией Алан и Бриджит Скотт (2009).
7 «В поисках азарта: спорт и досуг в процессе цивилизации» Норберта Элиаса и Эрика Даннинга, под редакцией Эрика Даннинга (2008).
8 Вовлечение и непривязанность, под редакцией Стивена Квилли (2007).
9 Эссе о времени под редакцией Стивена Лояла и Стивена Меннелла (2007).
10 Общество людей под редакцией Роберта ван Крикена (2010)
11 Исследования немцев [обратите внимание на новое название] под редакцией Стивена Меннелла и Эрика Даннинга (2013).
12 Моцарт и другие очерки придворной культуры, под редакцией Эрика Бейкера и Стивена Меннелла (2010).
13 Теория символа, под редакцией Ричарда Килминстера (2011).
14 очерков I: о социологии знания и наук, под редакцией Ричарда Килминстера и Стивена Меннелла (2009).
15 эссе II: о процессах цивилизации, формировании государства и национальной идентичности, под редакцией Ричарда Килминстера и Стивена Меннелла (2008).
16 очерков III: о социологии и гуманитарных науках, под редакцией Ричарда Килминстера и Стивена Меннелла (2009).
17 интервью и автобиографические размышления, отредактированные Эдмундом Джефкоттом, Ричардом Килминстером, Кэти Листон и Стивеном Меннеллом (октябрь 2013 г.).
18 приложений и указатель к собранию сочинений [включает основные неопубликованные эссе о Фрейде и Леви-Брюле] под редакцией Стивена Меннелла, Марка Джоли и Кэти Листон (2014).
Дополнительный том
Генезис военно-морской профессии, под редакцией Рене Мёлкера и Стивена Меннелла (2007).
Книги (в хронологическом порядке, по дате первоначальной публикации):
См. Также:
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Норбертом Элиасом |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Норбертом Элиасом. |