Хакуин Экаку

редактировать
Японский учитель дзен-буддизма
Хакуин Экаку
Bodhidarma.jpg Свиток каллиграфии Хакуина Экаку (изображает Бодхидхарму ). Подпись под фото: Дзикиси ниншин, Кэнсё джобуцу: «Прямое указание на разум человека, видение своей природы и становление Буддой».
ТитулРоши
Личный
Родилсяc. 1686. Япония
Умерок. 1769
РелигияБуддизм
ШколаРиндзай
Образование

Хакуин Экаку (白 隠 慧 鶴, 19 января 1686 - 18 января 1769) был одной из самых влиятельных фигур. in Японский Дзен Буддизм. Он считается возродителем школы Риндзай из умирающего периода застоя, переориентировав ее на ее традиционно строгие методы обучения, объединяющие и практику коана.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
      • 1.1.1 Синь-дзи и Дайсё-дзи
      • 1.1.2 Дзэнсо-дзи
      • 1.1.3 Дзуйун-дзи
    • 1.2 Первое пробуждение
      • 1.2.1 Эйген-дзи
      • 1.2.2 Сёдзю Роджин
      • 1.2.3 Тайги - большое сомнение
      • 1.2.4 Дзен-болезнь
    • 1.3 Главный жрец Синдзи
      • 1.3.1 Окончательное пробуждение
      • 1.3.2 Практика ума бодхи
      • 1.3.3 Так ли это?
    • 1.4 Смерть
  • 2 Учения
    • 2.1 Практика постсатори
    • 2.2 Практика коана
    • 2.3 Четыре способа познания
    • 2.4 Противодействие «бездельничанию дзен»
    • 2.5 Мирские учения
    • 2.6 Каллиграфия
  • 3 Влияние
  • 4 Писания
    • 4.1 В современных антологиях
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Ссылки на книги
  • 8 Источники
    • 8.1 Опубликованные источники
    • 8.2 Интернет-источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Биография

Ранние годы

Хакуин родился в 1686 году в небольшой деревне Хара, у подножия горы Фудзи. Его мать была набожной буддисткой Ничирэн, и вполне вероятно, что ее набожность сильно повлияла на его решение стать буддистским монахом. В детстве Хакуин посетил лекцию монаха Нитирэн на тему восьми горячих адов. Это произвело глубокое впечатление на молодого Хакуина, и он начал вселять страх перед адом, ища способ спастись от него. В конце концов он пришел к выводу, что необходимо стать монахом.

Шоин-дзи и Дайсё-дзи

В возрасте пятнадцати лет он получил согласие родителей присоединиться к монашеской жизни и был рукоположен в местном храме Дзэн. Когда главный монах Шоин-дзи заболел, Хакуина отправили в соседний храм Дайсё-дзи, где он служил послушником в течение трех или четырех лет, изучая буддийские тексты. Находясь в Дайсё-дзи, он прочитал Сутру Лотоса, которую секта Нитирэн считает королем всех буддийских сутр, и нашел ее разочаровывающей, сказав, что «она состоит не более чем из простых рассказов о причина и следствие ".

Дзэнсо-дзи

В возрасте восемнадцати лет он покинул Дайсё-дзи и отправился в Дзэнсо-дзи, храм недалеко от Хары. В возрасте девятнадцати лет он натолкнулся в своих исследованиях на историю китайца Чань мастера Янтоу Цюаньхуо, зверски убитого бандитами. Хакуин отчаялся из-за этой истории, поскольку она показала, что даже великий монах не может быть спасен от кровавой смерти в этой жизни. Как же тогда он, простой монах, мог надеяться на спасение от адских мук в следующей жизни? Он отказался от своей цели стать просветленным монахом и, не желая возвращаться домой в стыде, путешествовал, изучая литературу и поэзию.

Зуйун-цзи

Путешествуя с двенадцатью другими монахами, Хакуин совершил его путь в Дзуйун-дзи, резиденцию Баха Роджина, уважаемого ученого, но также и стойкого учителя. Во время учебы у поэта-монаха Бао он получил опыт, вернувший его на путь монашества. Он увидел множество книг, сложенных во дворе храма, книги всех школ буддизма. Пораженный видом всех этих томов литературы, Хакуин молился богам Дхармы, чтобы они помогли ему выбрать путь. Затем он протянул руку и взял книгу; это был сборник дзэн-историй времен династии Мин. Вдохновленный этим, он покаялся и посвятил себя практике Дзэн.

Первое пробуждение

Эйген-дзи

Он снова отправился в путешествие на два года, поселившись в Храм Эйген-дзи, когда ему было двадцать три года. Именно здесь Хакуин впервые вошел в просветление, когда ему было двадцать четыре года. Он заперся в святилище в храме на семь дней и, в конце концов, достиг глубокого пробуждения, услышав звон храмового колокола. Однако его хозяин отказался признать это просветление, и Хакуин покинул храм.

Хакуин Экаку

Сёдзю Роджин

Хакуин снова уехал, чтобы учиться всего на восемь месяцев с Сёдзю Роджином (Докю Этан, 1642–1721). Сёдзю был очень требовательным учителем, который бросал оскорбления и удары в Хакуина, пытаясь освободить его от ограниченного понимания и эгоизма. Когда его спросили, почему он стал монахом, Хакуин сказал, что падение в ад было вызвано ужасом, на что Сёдзю ответил: «Ты эгоистичный негодяй, не так ли!» Сёдзю назначил ему серию «труднопроходимых» коанов. Это привело к трем изолированным моментам сатори, но только восемнадцать лет спустя Хакуин действительно понял, что имел в виду Сёдзю.

Хакуин покинул Сёдзю после восьми месяцев обучения, не получив формального подтверждения. передача дхармы ни от Сёдзю Родзина, ни от любого другого учителя, но Хакуин считал себя наследником Сёдзю Родзин. Сегодня считается, что Хакуин получил передачу дхармы от Сёдзю.

Тайги - большое сомнение

Хакуин осознал, что его достижение было неполным. Он был не в состоянии поддерживать спокойствие ума зала дзен посреди повседневной жизни. Когда ему было двадцать шесть лет, он прочитал, что «все мудрецы и выдающиеся священники, лишенные разума Бодхи, попадают в ад». Это вызвало у него «большое сомнение» (тайги), так как он думал, что формальное вступление в монашество и ежедневное выполнение ритуалов - это ум бодхи. Только после своего последнего пробуждения, в возрасте 42 лет, он полностью осознал, что означает «ум бодхи», а именно работу на благо других.

Болезнь дзэн

Ранние крайние усилия Хакуина повлияли на его здоровья, и в какой-то момент своей молодой жизни он почти два года заболел, испытав то, что теперь, вероятно, было бы классифицировано западной медициной как нервный срыв. Он позвонил и попросил совета у даосского пещерного отшельника по имени Хакую, который прописал визуализацию и дыхательную практику, которая в конечном итоге облегчила его симптомы. С этого момента Хакуин уделял большое внимание физической силе и здоровью в своей практике Дзэн, а изучение Дзэн в стиле Хакуин требовало большой выносливости. Хакуин часто говорил об укреплении тела за счет концентрации духа и сам следовал этому совету. К семидесяти годам он утверждал, что у него больше физической силы, чем в тридцать, и он мог сидеть в медитации дзадзэн или петь сутры в течение всего дня без усталости. Практики, которым Хакуин научился у Хакую, до сих пор передаются в школе Риндзай.

Главный священник Шоин-дзи

Еще через несколько лет путешествия, в возрасте 31 года Хакуин вернулся в Шоин-дзи, храм, в котором он был рукоположен. Вскоре он был назначен главным священником, и в этом качестве он прослужил следующие полвека. Когда он был назначен главным священником Шоин-дзи в 1718 году, он имел титул Дай-ичиза, «Первый монах»:

Это был минимальный чин, требуемый постановлением правительства для тех, кто был назначен храмовыми священниками, и, похоже, имел был не более чем вопросом уплаты пошлины и регистрации Хакуина в качестве действующего лица Шоин-дзи.

Примерно в это же время он принял имя «Хакуин», что означает «скрытый в белом», имея в виду государство скрытого в облаках и снегах горы Фудзи.

Окончательное пробуждение

Хотя у Хакуина было несколько «переживаний сатори», он не чувствовал себя свободным и не мог интегрировать свое осознание в свое обычная жизнь. В возрасте 41 года он испытал окончательное и полное пробуждение, читая Сутру Лотоса, сутру, которую он игнорировал в молодости. Он понял, что ум Бодхи означает работу на благо каждого живого существа:

Это была глава о притчах, где Будда предостерегает своего ученика Шарипутру от наслаждения радостями личного просветления., и открывает ему правду о миссии Бодхисаттвы, которая состоит в том, чтобы продолжать практику вне просветления, обучая и помогая другим, пока все существа не достигнут спасения.

Он написал об этом опыте., говоря: «внезапно я проник в совершенное, истинное, окончательное значение Лотоса». Это событие стало поворотным в жизни Хакуина. Он посвятил остаток своей жизни помощи другим в достижении освобождения.

Практика ума бодхи

Следующие сорок лет он провел, преподавая в Сёин-дзи, писал и читал лекции. Сначала там было всего несколько монахов, но вскоре слухи распространились, и ученики дзэн начали приезжать со всей страны, чтобы учиться у Хакуина. В конце концов, целая община монахов сформировалась в Харе и его окрестностях, а количество учеников Хакуина исчислялось сотнями. В конечном итоге он удостоил более восьмидесяти учеников своих преемников.

Это так?

В этот период произошел известный анекдот:

Красивая японская девушка, родители которой владели продуктовым магазином, жила недалеко от Хакуина. Однажды без всякого предупреждения ее родители обнаружили, что она беременна. Это рассердило ее родителей. Она не хотела признаваться, кем был этот человек, но после долгих преследований наконец назвала Хакуин.

В большом гневе родители пошли к хозяину. "Это так?" все, что он мог сказать. После рождения ребенка его принесли Хакуину. К этому времени он потерял репутацию, что его не беспокоило, но он очень хорошо заботился о ребенке. Он получил молоко от соседей и все остальное, что было нужно ребенку такухауцу.

. Год спустя девочка не выдержала. Она рассказала родителям правду - настоящим отцом ребенка был молодой человек, работавший на рыбном рынке.

Мать и отец девочки сразу же отправились к Хакуину, чтобы попросить прощения, извиниться подробно и вернуть ребенка.

Хакуин улыбнулся и охотно уступил ребенку, сказав: «Это так? Приятно слышать, что у этого ребенка есть отец»

Смерть

В возрасте 83 лет Хакуин умер в Хара, той же деревне, в которой он родился и которую он превратил в центр учения Дзэн.

Учения
Дарума Хакуина

Практика пост-сатори

Хакуин видел «глубокое сострадание и обязательство помогать всем живым существам повсюду» как неотъемлемую часть буддизма путь к пробуждению. Хакуин подчеркивал необходимость «тренировок после сатори», очищая ум от кармических склонностей и

[W], наклоняя вперед колесо Четырех универсальных обетов, пообещав принести пользу и спасти все живые существа, прилагая каждую минуту своего труда.

Понимание необходимости пробуждения бодхичитты сформировало последнее пробуждение Хакуина:

Превыше всего следует ценить практику, которая наступает после достижения сатори. Что это за практика? Это практика, которая ставит Разум Просветления на первое место.. [На] сорок первом году [...] я наконец-то проник в суть этого великого дела. Вдруг, неожиданно, я увидел это - это было так ясно, как если бы оно было прямо здесь, в ямке моей руки. Что такое разум просветления? Я понял, что это вопрос делать добро - приносить пользу другим, давая им дар учения Дхармы.

Практика коана

Хакуин глубоко верил, что самый эффективный способ для ученика достичь понимания - это через обширный коан. Только при непрерывном изучении своего коана ученик сможет стать единым с коаном и достичь просветления. Психологическое давление и сомнение, возникающие, когда кто-то борется с коаном, призваны создать напряжение, ведущее к пробуждению. Хакуин назвал это «великим сомнением», написав: «В основе большого сомнения лежит великое пробуждение. Если вы сомневаетесь полностью, вы полностью проснетесь».

Хакуин использовал пятиступенчатую систему классификации:. 1. Хосин, коаны тела дхармы, используются, чтобы пробудить первое понимание шуньята. Они раскрывают дхармакаю, или фундаментальное. Они вводят «недифференцированное и безусловное».. 2. Кикан, коаны динамического действия, помогают понять феноменальный мир, увиденный с точки зрения пробужденных; Где коаны хосин представляют тай, сущность, коаны кикан представляют ю, функцию.. 3. Гонсен, толкование словесных коанов, помогает понять записанные высказывания старых мастеров. Они показывают, как Основное, хотя и не зависящее от слов, тем не менее выражается словами, не зацикливаясь на словах.. 4. Хачи Нанто, восемь "труднопроходимых" коанов. Есть различные объяснения этой категории, одно из которых состоит в том, что эти коаны отсекают цепляние за предыдущее достижение. Они создают еще одно Великое Сомнение, которое разрушает самость, достигнутую посредством сатори. Неизвестно, какие именно эти восемь коанов. Хори приводит различные источники, которые в сумме дают десять хати нанто коанов.. 5. Коаны гой дзюдзюкин, Пять рангов Тодзана и Десять могильных заповедей.

Акцент Хакуина на практике коанов оказал сильное влияние на японскую школу Риндзай. В системе, разработанной его последователями, учитель присваивает ученикам коаны, а затем медитирует на них. Как только они добьются успеха, они должны продемонстрировать свое понимание в частном собеседовании с учителем. Если учитель чувствует, что ученик действительно достиг удовлетворительного понимания коана, то назначается другой. Основная роль Хакуина в развитии этой системы коанов, скорее всего, заключалась в выборе и создании коанов, которые будут использоваться. В этом он не ограничился классическими коллекциями коанов, унаследованными от Китая; он сам создал один из самых известных коанов: «Вы знаете звук хлопка двумя руками; скажите мне, что такое звук одной руки?». Хакуин предпочел этот новый коан наиболее часто назначаемому первому коану из китайской традиции, коану Му. Он считал, что его «Звук одной руки» более эффективен в порождении большого сомнения, и заметил, что «его превосходство над предыдущими методами подобно разнице между облаком и грязью».

Четыре способа познания

Асанга, один из основных сторонников Йогачара, представил идею четырех способов познания: совершенство действия, наблюдение за знанием, универсальное знание и великое знание зеркала. Он связывает их с восьмью сознаниями :

  1. Пять чувств связаны с совершенством действия,
  2. Самджна (познание) связана с наблюдением знания,
  3. Манас (ум) относится к универсальному знанию,
  4. Алая-виджняна связана с великим зеркальным знанием.

Со временем эти способы познания также были связаны с доктриной трех тел Будды (Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая), вместе формируя «доктрину Юишики».

Хакуин связал эти четыре способа познания с четырьмя вратами на буддийском пути: Врата Вдохновения, Ворота Практики, Ворота Пробуждения и Врата Нирваны.

  1. Врата Вдохновения - это начальное пробуждение, кэнсё, видение своей истинной природы.
  2. Врата практики - это очищение себя непрерывной практикой.
  3. Врата пробуждения - это изучение древних мастеров и буддийских сутр с целью углубить понимание буддийских традиций. каждый, и приобрести навыки, необходимые, чтобы помочь другим живым существам на буддийском пути к пробуждению.
  4. Врата Нирваны - это «окончательное освобождение», «познание без каких-либо омрачений».

Оппозиция к «Ничего не делающий дзен»

Одной из главных проблем Хакуина была опасность того, что он называл учителями «ничего не делающего дзен», которые, достигнув небольшого переживания просветления, посвятили остаток своей жизни, как он сам говорит об этом: «день за днем ​​проводить в состоянии сна сидя». Квиетистские практики, стремящиеся просто очистить ум, или учителя, которые учили, что безмятежная «пустота» есть просветление, были постоянными целями Хакуина. В связи с этим он особенно критически относился к последователям дзенского мастера-самоуверенного Банкея. Он подчеркивал необходимость непрекращающегося и сурового тренинга для углубления прозрения просветления и выработки способности проявлять его во всех действиях. Он призывал своих учеников никогда не довольствоваться поверхностными достижениями и искренне верил, что просветление возможно для всех, если они приложат усилия и приблизятся к своей практике с настоящей энергией.

Учения мирян

Чрезвычайно хорошо Известный и популярный мастер дзэн в более поздние годы своей жизни, Хакуин твердо верил в то, что мудрость дзэн пронизывает всех людей. Благодаря своему воспитанию в качестве простого человека и его многочисленным путешествиям по стране, он смог общаться с сельским населением и служил своего рода духовным отцом для людей в областях, окружающих Сёин-дзи. Фактически, он отклонил предложения служить в великих монастырях Киото, предпочитая остаться в Сёин-дзи. Большая часть его наставлений простым людям была сосредоточена на том, чтобы вести нравственно добродетельную жизнь. Проявляя удивительную широту взглядов, его этические учения основывались на элементах конфуцианства, древних японских традиций и традиционных буддийских учений. Он также никогда не стремился помешать сельскому населению соблюдать традиции, не относящиеся к дзэн, несмотря на кажущуюся нетерпимость к практике других школ в его трудах.

В дополнение к этому, Хакуин был также популярным лектором Дзэн, путешествуя по всей стране, часто в Киото, чтобы обучать и говорить о Дзэн. Он часто писал последние пятнадцать лет своей жизни, пытаясь записать свои уроки и опыт для потомков. Большая часть его сочинений была на просторечии и в популярных формах поэзии, которые читали простые люди.

Каллиграфия

Важной частью практики Дзэн Хакуина была его живопись и каллиграфия. Он серьезно занялся живописью только в конце своей жизни, почти в шестьдесят лет, но признан одним из величайших японских художников дзен. Его картины предназначались для отражения ценностей дзэн и служили своего рода «наглядными проповедями», которые были чрезвычайно популярны среди мирян того времени, многие из которых были неграмотными. Сегодня картины Хакуина Экаку, посвященные Бодхи Дхарме, пользуются спросом и выставляются в нескольких ведущих музеях мира.

Влияние

Через Хакуина все современные японские линии передачи Риндзай являются частью линии Отокан, принесенной в Японию в 1267 году, который получил передачу Дхармы в Китае в 1265 году..

Все современные линии передачи Риндзай происходят от Индзана Иэна (1751–1814) и Такуджу Косена (1760–1833), обоих учеников Гасан Дзито (1727–1797). Гасан считается наследником дхармы Хакуина, хотя «он не принадлежал к узкому кругу учеников и, вероятно, даже не был одним из наследников дхармы Хакуина».

Линия Линьцзи. школа Линьцзи
Эйсай Линия Линьцзи. Школа Линьцзи
Мёдзэн

Сюйтан Чжию 虚 堂 智愚 (яп. Кидо Чигу, 1185–1269)

Нанпо Сёмё (南浦 紹明?) (1235–1308)
Шухо Мёчо
Канзан Эген 關 山 慧 玄 (1277–1360). основатель Мёшин-дзи
  • Тетто Гико (1295–1369)
  • Гонгай Сочу (1315–1390)
Дзюо Сохицу (1296–1380)
Муин Сын (1326–1410)
Тозен Сошин (Секко Сошин) (1408–1486)
Тойо Эйчо (1429–1504)
Тайга Танкё ( ? –1518)
Кохо Генкун (? –1524)
Сэнсё Дзуисё (? -?)
Ян Чисацу (1514–1587)
Тозен Сошин (1532–1602)
Ёзан Кейё ( ? -?)
Гудо Тошоку (1577–1661)
(1603–1676)
(Сёдзю Ронин, Докю Этан, 1642–1721)
Хакуин (1686-1768)
# 峨山 慈 棹 (1727–1797)
隱 山 惟 琰 (1751–1814)卓 洲 胡 僊 (1760–1833)
школа Риндзай R школа индзай
Сочинения

Хакуин оставил обширное собрание сочинений, разделенных на «Работы по Дхарме» (14 томов) и Канбун сочинения (4 тома). Ниже приведены наиболее известные и редактируемые на английском языке.

  • Оратегама (遠 羅 天 釜), Тисненый чайник, собрание писем. Хакуин, Дзэндзи (1963), Тисненый чайник. Орейт Гама и другие работы, Лондон: Аллен и Анвин
  • Ясен канна (夜 船 閑話), Бездельник на ночной лодке, работа по оздоровительным техникам медитации (цигун ).

В современных антологиях

  • Хакуин (2005), Пять рангов. В: Классика буддизма и Дзэн. Собрание переводов Томаса Клири, 3, Бостон, Массачусетс: Шамбала, стр. 297–305
  • Хакуин, Экаку ( 2010), «Дикий плющ: духовная автобиография дзенского мастера Хакуина», Норман Уодделл, переводчик, Shambhala Publications, ISBN 9781570627705
См. Также
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Хакуин Экаку
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Хакуин.
Примечания
Ссылки

Ссылки на книги

Источники

Опубликованные источники

Веб-источники

Дополнительная литература
  • Хакуин, Экаку (2010), Дикий Плющ: Духовная автобиография дзен-мастера Хакуина, Норман Уодделл, tr анслятор, Shambhala Publications, ISBN 9781570627705
  • Low, Albert (2006), Hakuin on Kensho. Четыре способа познания, Бостон и Лондон: Шамбала
  • Йошизава, Кацухиро (2010), Религиозное искусство мастера дзен Хакуина, Counterpoint Press
  • Спенс, Алан (2014), Ночная лодка: роман дзен, Canongate UK, ISBN 978-0857868541
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 11:01:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте