Гиттерн из пяти блюд, или «Квинтерн», датированный 1450 годом, построенный мастером Гансом Отом | |
Классификация | Струнный инструмент (щипковый ) |
---|---|
Классификация Хорнбостела – Сакса | 321.322 (лютня с шейкой). (Хордофон ) |
Развитый | 13 век |
Сопутствующие инструменты | |
Список |
gittern был относительно небольшим инструментом с натянутой на кишке круглой спинкой, который впервые появляется в литературе и на изображениях в 13 веке в Западной Европе (Пиренейский полуостров, Италия, Франция, Англия). Обычно его изображают играющим пером плектр, что мы можем ясно видеть, начиная с иллюминации рукописей тринадцатого века. [1] Его также называли guiterna в Испании: guiterne или guiterre во франке. е, читарра в Италии и квинтерн в Германии. Гиттерн, популярный среди придворных музыкантов, менестрелей и любителей, считается предком современной гитары и других инструментов, таких как mandore, bandurria и галлихон.
С начала 16 века гитарра в форме виуэла (с плоской спинкой) начала появляться в Испании, а позже во Франции, существуя вместе с гиттерном. Хотя инструмент с круглой спинкой, похоже, уступил место новой форме, которая постепенно превратилась в привычную сегодня гитару, влияние более раннего стиля продолжалось. Примеры преобразованных в гитары лютней существуют в нескольких музеях, в то время как специальные инструменты, такие как галлихон, использовали настройку и однострунную конфигурацию современной гитары. Традиция создания гитар с круглой спинкой в Германии продолжалась до 20-го века с такими названиями, как gittar-laute и Wandervogellaute.
. Вплоть до 2002 года сохранилось только два средневековых гиттерна, один в Метрополитен-музей (см. внешние ссылки), другой - в замке-музее Вартбург. Третья была обнаружена в средневековом флигеле в Эльблонге, Польша.
Спина, шея и pegbox, вероятно, обычно вырезали из цельного куска дерева. Реже встречаясь позже в 15 веке, спинка была построена из ряда тонких конических ребер, соединенных по краям, что было характерно для лютни. В отличие от острого угла, соединяющего туловище с шеей, наблюдаемого на лютне, туловище и шея мерзавца либо соединяются плавной кривой, либо прямой линией. Серп, или иногда пологий дуговый колышек, составлял угол с шеей 30-90 градусов. В отличие от лютни, большинство колышков на жакетах заканчивались вырезанием головы человека или животного.
У большинства гиттернов было три или (чаще) четыре ряда двойных струн. Есть также упоминания о пяти курсах-гиттерах XVI века. Хотя прямой информации о настройке gittern не так много, более поздние версии, вполне возможно, были настроены на четвертые и пятые, как и mandore несколькими десятилетиями позже. Лады были представлены на нескольких изображениях (в основном на итальянском и немецком), хотя явно отсутствовали в большинстве изображений на французском, испанском и английском языках. Звуковое отверстие гиттерна было закрыто розеткой (тонкой резьбой по дереву или вырезом из пергамента), похожей на лютню.
Конструкция напоминает другие смычковые и щипковые инструменты, включая ребек, калабрийский и византийскую лиру, г>дулку, lijerica, klasic kemençe, gudok и cobza. У них похожая форма, короткая шея и, как и у гиттерна, они вырезаны из цельного куска дерева.
Некоторые отмечают, что есть были ошибки в стипендии (начиная с 19-го века), из-за которых мерзавца стали называть mandore и наоборот. и аналогичная путаница с цитолом. В результате этой неопределенности многие современные источники называют гиттернов мандорами, а цитолы - гиттерами.
В ряде современных источников также утверждается, что инструмент был завезен в Европу из арабских регионов так же, как лютня, но фактические исторические данные, подтверждающие эту теорию, редки и неоднозначны, и может предположить обратное. Различные используемые региональные названия (включая арабский), по всей видимости, произошли с течением времени от греко-римского (Вульгарная латынь ) происхождения, хотя когда и как это произошло, в настоящее время неизвестно. Возможно, этот инструмент существовал в Европе раньше, чем арабские завоевания на Пиренейском полуострове, и названия расходятся вместе с региональной эволюцией европейских языков от латыни после распада Римской империи.
Хотя название лютни (португальский alaúde, испанский laud, от арабского al ud, al oud и т. д.), а сам инструмент был интерпретирован как имеющий арабское / персидское происхождение, гиттерн не фигурирует в исторических Исходный материал на арабском языке, подтверждающий то, что может быть только предположением.
gittern настолько исчез из памяти в Англии, что идентификация инструмента оказалась проблематичной для исследователей ранней музыки 20-го века. Предполагалось, что происхождение современной гитары может быть обнаружено только при изучении инструментов с плоской спинкой. Как следствие, то, что сейчас считается единственным известным сохранившимся средневековым цитолом, до недавнего времени считалось мерзавцем.
В 1977 году Лоуренс Райт опубликовал свою статью «Средневековый Gittern и Citole: случай ошибочной идентичности». в номере 30 журнала Galpin Society Journal ; с подробными ссылками на первоисточники, раскрывающие гиттерн как инструмент с круглой спинкой - и так называемый «гиттерн из Уорикского замка » (инструмент с плоской спинкой) как первоначально цитоле.
Исследование Райта также соответствовало наблюдениям о происхождении гитары с плоской спинкой, сделанным испанским музыковедом 16 века Хуаном Бермудо. С помощью этого теоретического подхода ученые смогли распутать ранее запутанную и противоречивую номенклатуру. Из-за сложного характера темы список и ссылки ниже должны помочь в дальнейшем чтении.
Современный португальский эквивалент испанского гитара 'до сих пор широко известна как альт (violão в Бразилии - буквально большой альт), как и некоторые более мелкие региональные инструменты. Португальское «альт» (как и итальянское) родственно испанской «виуэла». В отличие от Испании, все эти инструменты традиционно использовали металлические струны до появления современных нейлоновых струн. В то время как современный виолончель в настоящее время обычно нанизывается на нейлон (хотя все еще существуют вариации со стальными струнами), в Португалии музыканты различают версию с нейлоновыми струнами как guitarra clássica и традиционный инструмент как viola de Fado, что отражает историческую связь с музыкой фаду..
Хотя считается, что англичане и немцы заимствовали свои имена из французского, испанское «гитарра», итальянское «читарра» и французское «гитарра», как полагают, в конечном итоге произошло от греческого «китара "- хотя истоки исторического процесса, который привел к этому, еще не изучены, и существует очень мало фактических свидетельств, кроме лингвистических, для исследования.
В испанской литературе XIII век Cantigas de Santa Maria с его подробными цветными миниатюрными иллюстрациями, изображающими музыкантов, играющих на самых разных инструментах, часто используется для современных интерпретаций - изображения воспроизводятся и подписываются, сопровождаются утверждения, подтверждающие различные теории и комментирующие инструменты.
Ни одна из четырех сохранившихся рукописей не содержит подписей (или текста в стихотворениях), подтверждающих наблюдения, кроме мерзавца, похоже, не имеет равного статуса с другими инструментами. Хотя социальное отношение к таким инструментам, как лютня, ребек и гиттерн, возможно, изменилось в Испании намного позже, с культурным влиянием Реконкисты - то, что записано в Кантигах, указывает на противоположное в этот период истории.
Этот инструмент не только не считается образцом исламской культуры, но и использовался один раз для иллюстрации принципов христианской религиозной доктрины. Французский теолог Жан Жерсон сравнил четыре основные добродетели с «la guiterne de quatre cordes» (мерзавец из четырех струн). Итальянский государственный деятель и поэт Данте Алигьери, имея в виду качества (и, возможно, структуру) мерзавца, сказал: «... точно так же, как было бы достойно осуждения сделать лопату из прекрасного меча или кубок прекрасной читарры ".
Однако французский композитор XIV века Гийом де Машо в своей поэме Prize d'Alexandrie: 1150 «Лютни, мораше и гитара / игрались в тавернах. ", отмечает светскую роль вдали от религиозных ссылок или королевских и герцогских дворов.
Чосер также упоминает гиттерна в Кентерберийских рассказах (конец 14 века), в котором играют люди, часто посещающие таверны. В «Сказке Миллера» Авессалом поет серенаду женщине за ее окном:
Теперь был приходским клерком из той церкви,. того, кого называли Абсалоном.... и, кроме того, он играл на гитерне.. Во всем городе n'as (никогда не было) brewhous ne (nor) таверны,. которые он посещал со своими solas [соло].
И его The Cooks Tale., Al konne, он играет на gyterne или ribible (все он может играть на gittern или rebab).
Преторий, комментируя двойную социальную роль, "..in Италия, Ziarlatini и Salt 'in banco используют их для простого аккомпанемента к своим вилланеллам и другим пошлым клоунским песням (эти люди чем-то похожи на наших комиков и шутов). Однако, чтобы использовать (chiterna) для прекрасного искусства, песня хорошего профессионального певца - совсем другое дело ".
Гиттерн часто появлялся в период с 14 по начало 15 века в инвентарных списках нескольких судов. Суд Карла V Франции зарегистрировал четыре, в том числе один из слоновой кости, в то время как итальянские суды Эсте и Феррара зарегистрировали наем мастеров гиттерна (читарра).
Муза старинной музыки - Гиттерн
База данных старинных музыкальных инструментов - Гиттерн
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Гиттерн. |