Гиттерн

редактировать
Средневековая лютня с горлышком
Гиттерн
Wartburg-Laute.JPG Гиттерн из пяти блюд, или «Квинтерн», датированный 1450 годом, построенный мастером Гансом Отом
Классификация Струнный инструмент (щипковый )
Классификация Хорнбостела – Сакса 321.322 (лютня с шейкой). (Хордофон )
Развитый13 век
Сопутствующие инструменты
Список

gittern был относительно небольшим инструментом с натянутой на кишке круглой спинкой, который впервые появляется в литературе и на изображениях в 13 веке в Западной Европе (Пиренейский полуостров, Италия, Франция, Англия). Обычно его изображают играющим пером плектр, что мы можем ясно видеть, начиная с иллюминации рукописей тринадцатого века. [1] Его также называли guiterna в Испании: guiterne или guiterre во франке. е, читарра в Италии и квинтерн в Германии. Гиттерн, популярный среди придворных музыкантов, менестрелей и любителей, считается предком современной гитары и других инструментов, таких как mandore, bandurria и галлихон.

С начала 16 века гитарра в форме виуэла (с плоской спинкой) начала появляться в Испании, а позже во Франции, существуя вместе с гиттерном. Хотя инструмент с круглой спинкой, похоже, уступил место новой форме, которая постепенно превратилась в привычную сегодня гитару, влияние более раннего стиля продолжалось. Примеры преобразованных в гитары лютней существуют в нескольких музеях, в то время как специальные инструменты, такие как галлихон, использовали настройку и однострунную конфигурацию современной гитары. Традиция создания гитар с круглой спинкой в ​​Германии продолжалась до 20-го века с такими названиями, как gittar-laute и Wandervogellaute.

. Вплоть до 2002 года сохранилось только два средневековых гиттерна, один в Метрополитен-музей (см. внешние ссылки), другой - в замке-музее Вартбург. Третья была обнаружена в средневековом флигеле в Эльблонге, Польша.

Содержание
  • 1 Строение
  • 2 Связь между gittern, цитолом, лютней и семейством гитар
  • 3 Этимология и идентичность
  • 4 Роль в литературе
    • 4.1 Кантиги Санта-Мария
    • 4.2 Гийом де Машо
    • 4.3 Джеффри Чосер
    • 4.4 Другие письменные источники
  • 5 Ресурсы
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Структура
Gittern (справа), изображенная в c. Фреска 1322 г. из жития Св. Мартин Турский. Инструмент слева представляет собой набор авлос. картины Хуана Оливера около 1330 года в Памплонском соборе, на которых изображен музыкант, играющий на гиттерне.

Спина, шея и pegbox, вероятно, обычно вырезали из цельного куска дерева. Реже встречаясь позже в 15 веке, спинка была построена из ряда тонких конических ребер, соединенных по краям, что было характерно для лютни. В отличие от острого угла, соединяющего туловище с шеей, наблюдаемого на лютне, туловище и шея мерзавца либо соединяются плавной кривой, либо прямой линией. Серп, или иногда пологий дуговый колышек, составлял угол с шеей 30-90 градусов. В отличие от лютни, большинство колышков на жакетах заканчивались вырезанием головы человека или животного.

У большинства гиттернов было три или (чаще) четыре ряда двойных струн. Есть также упоминания о пяти курсах-гиттерах XVI века. Хотя прямой информации о настройке gittern не так много, более поздние версии, вполне возможно, были настроены на четвертые и пятые, как и mandore несколькими десятилетиями позже. Лады были представлены на нескольких изображениях (в основном на итальянском и немецком), хотя явно отсутствовали в большинстве изображений на французском, испанском и английском языках. Звуковое отверстие гиттерна было закрыто розеткой (тонкой резьбой по дереву или вырезом из пергамента), похожей на лютню.

Конструкция напоминает другие смычковые и щипковые инструменты, включая ребек, калабрийский и византийскую лиру, г>дулку, lijerica, klasic kemençe, gudok и cobza. У них похожая форма, короткая шея и, как и у гиттерна, они вырезаны из цельного куска дерева.

Взаимоотношения между гиттерном, семейством цитолов, лютни и гитары
Раздел из книги Себастьяна Вирдунга 1511 года, Musica getuscht und angezogen.

Некоторые отмечают, что есть были ошибки в стипендии (начиная с 19-го века), из-за которых мерзавца стали называть mandore и наоборот. и аналогичная путаница с цитолом. В результате этой неопределенности многие современные источники называют гиттернов мандорами, а цитолы - гиттерами.

В ряде современных источников также утверждается, что инструмент был завезен в Европу из арабских регионов так же, как лютня, но фактические исторические данные, подтверждающие эту теорию, редки и неоднозначны, и может предположить обратное. Различные используемые региональные названия (включая арабский), по всей видимости, произошли с течением времени от греко-римского (Вульгарная латынь ) происхождения, хотя когда и как это произошло, в настоящее время неизвестно. Возможно, этот инструмент существовал в Европе раньше, чем арабские завоевания на Пиренейском полуострове, и названия расходятся вместе с региональной эволюцией европейских языков от латыни после распада Римской империи.

Хотя название лютни (португальский alaúde, испанский laud, от арабского al ud, al oud и т. д.), а сам инструмент был интерпретирован как имеющий арабское / персидское происхождение, гиттерн не фигурирует в исторических Исходный материал на арабском языке, подтверждающий то, что может быть только предположением.

Этимология и идентичность
Один из трех «гиттернов» не может быть Инструмент в Метрополитен-музее, названный гиттерном в книге Джеймса Тайлера, Ранняя мандолина. В каталоге музея «Средневековое искусство из частных коллекций: специальная выставка в монастырях» сказано, что это, вероятно, не гиттерн, а смычковый инструмент, возможно, ребек, но с пятью струнами вместо обычных трех.

gittern настолько исчез из памяти в Англии, что идентификация инструмента оказалась проблематичной для исследователей ранней музыки 20-го века. Предполагалось, что происхождение современной гитары может быть обнаружено только при изучении инструментов с плоской спинкой. Как следствие, то, что сейчас считается единственным известным сохранившимся средневековым цитолом, до недавнего времени считалось мерзавцем.

В 1977 году Лоуренс Райт опубликовал свою статью «Средневековый Gittern и Citole: случай ошибочной идентичности». в номере 30 журнала Galpin Society Journal ; с подробными ссылками на первоисточники, раскрывающие гиттерн как инструмент с круглой спинкой - и так называемый «гиттерн из Уорикского замка » (инструмент с плоской спинкой) как первоначально цитоле.

Исследование Райта также соответствовало наблюдениям о происхождении гитары с плоской спинкой, сделанным испанским музыковедом 16 века Хуаном Бермудо. С помощью этого теоретического подхода ученые смогли распутать ранее запутанную и противоречивую номенклатуру. Из-за сложного характера темы список и ссылки ниже должны помочь в дальнейшем чтении.

  • Имена на английском языке: gittern, gittron, giterninge, giterne. Книга новых уроков для Cithern Gittern Джона Плейфорда (опубликованная в Лондоне в 1652 г.) может представлять собой ответ на продолжающуюся популярность обоих инструментов; хотя ссылки на мерзавцев практически исчезли в Англии в течение следующего столетия. Гитара, которая вновь появляется в середине 1750-х годов (называемая английской гитарой или «гитарой»), пользуется волной популярности, которая угасла в 19 веке; это совершенно другой инструмент, связанный с более поздними разработками cittern. В течение 14 века, во времена Джеффри Чосера, буква «e» в конце его английского написания «gyterne» должна была быть произноситься. Но после большого сдвига гласных - мерзавка Плейфорда полностью потеряла «е». Хотя работа Райта позволила идентифицировать средневековый инструмент, упоминания о нем в Англии XVI века более амбивалентны в отношении структуры, что привело к первоначальной путанице при идентификации цитола. Кажется, разумная французская и испанская мода повлияли на мерзавцев во времена Генриха VIII, как и в других местах.
Произведение из Собора Байе во Франции, изображающее ангела, играющего на мерзавцах.
  • Имена по-французски: gviterre ('v' - латинский заменитель 'u'), guisterne, guitarre, guiterne, guyterne, guiterre, quinterne, quitaire, quitarre ('e' в конце слова могло быть подчеркнуто иначе и сильнее, чем современное высказывание, аналогично английскому). Во Франции щипковая форма плоской спинки «vielle » (родственная испанской «vihuela») никогда не приобретала той важности, которую она получила в иберийском и итальянские полуострова. Как следствие, замена гитары с круглой спинкой новым испанским стилем кажется несвязанной с историческими источниками. В 16 веке появились публикации (с иллюстрациями на передней обложке, изображающими инструмент) произведений таких композиторов, как Гийом Морлей и Адриан Ле Рой, предназначенных для гитары с четырьмя курсами с плоской спинкой, отражая новую популярность во Франции, возможно, в большей степени, чем в Испании.
  • Имена по-итальянски: chitarino (нем. уменьшительное, то есть маленькая читара), chitarrino, chitarra, cythara. Джеймс Тайлер рассматривал возможность того, что хитарино является предком ранней мандолины 15 века. chitarrone (буквально большая «читарра») - это инструмент, появившийся в конце 1580-х годов и важный благодаря своей роли в bassocontino, поддерживающей различные музыкальные ансамбли в 17 веке. Что касается сольных произведений. Альтернативное название 'tiorba' (англ. theorbo ) вытеснило исходное слово и теперь является предпочтительным термином, используемым современными музыкантами.
  • Имена на немецком языке: quintern, chiterna, quinterna - возможно, производные от более позднего развития инструмента с пятью курсами (наложение латинского quinctus «пять» с хитерной или подобным). Хуан Бермудо упомянул, что видел гитарру с 5 курсами, но эти инструменты с 4 курсами были нормальными. Квинтерна, фигурирующая в немецком трактате Михаэля Преториуса о музыкальных инструментах 1618 года, Syntagma Musicum (табл. 16) - имеет колышки, вставленные сбоку в коробку для колышков, но тело теперь имеет плоскую форму восьмерки формы. Как и Бермудские острова, Praetorius также упоминает 5 курсовых инструментов, но считает 4 курса нормальными. Сохранившийся инструмент Ганса Ота необычен по сравнению с историческими изображениями, струны проходят через мост и крепятся к нижнему краю корпуса. Струны на исторических иллюстрациях обычно показаны прикрепленными к мосту, что может означать, что инструмент был преобразован из четырех курсов в более позднее время его строительства, а оригинальный мост был отсоединен.
  • Название на испанском языке: guiterna
  • Имена на арабском языке: коитра, китра, кайтара. Этот четырехступенчатый инструмент с круглой спинкой обычно упоминается в связи с теориями, подтверждающими арабское происхождение гиттерна. Он сконструирован так же, как chitarra Italiana и уд, хотя коробка для колышков утратила все следы своего «серповидного» предшественника. Современный инструмент, по-видимому, сохранился и развился в Алжире в изоляции от окружающих регионов и традиционно ассоциируется с музыкой Аль-Андалуса. Эта культурная традиция в Северной Африке считается тесно связанной с развитием на Пиренейском полуострове и более поздним изгнанием морисков между 1609 и 1614 годами.
  • Имя по-португальски: Процесс, в результате которого гитарара с круглой спинкой превратился в инструмент с плоской спинкой в ​​Испании (и сам инструмент), похоже, мало повлиял на историю Португалии. Использование слова «гитарра» в XVIII веке (по настоящее время) в Португалии относится к другому инструменту - guitarra portuguesa, относящемуся к более позднему развитию циттерна.

Современный португальский эквивалент испанского гитара 'до сих пор широко известна как альт (violão в Бразилии - буквально большой альт), как и некоторые более мелкие региональные инструменты. Португальское «альт» (как и итальянское) родственно испанской «виуэла». В отличие от Испании, все эти инструменты традиционно использовали металлические струны до появления современных нейлоновых струн. В то время как современный виолончель в настоящее время обычно нанизывается на нейлон (хотя все еще существуют вариации со стальными струнами), в Португалии музыканты различают версию с нейлоновыми струнами как guitarra clássica и традиционный инструмент как viola de Fado, что отражает историческую связь с музыкой фаду..

Хотя считается, что англичане и немцы заимствовали свои имена из французского, испанское «гитарра», итальянское «читарра» и французское «гитарра», как полагают, в конечном итоге произошло от греческого «китара "- хотя истоки исторического процесса, который привел к этому, еще не изучены, и существует очень мало фактических свидетельств, кроме лингвистических, для исследования.

Роль в литературе

Кантиги Санта-Мария

Фотография из кантиг Санта-Мария, на которой изображены два музыканта с гиттернами Гиттерн в исполнении ангела, собор Сен-Жюльен-дю-Ман, Франция, c. 1325

В испанской литературе XIII век Cantigas de Santa Maria с его подробными цветными миниатюрными иллюстрациями, изображающими музыкантов, играющих на самых разных инструментах, часто используется для современных интерпретаций - изображения воспроизводятся и подписываются, сопровождаются утверждения, подтверждающие различные теории и комментирующие инструменты.

Ни одна из четырех сохранившихся рукописей не содержит подписей (или текста в стихотворениях), подтверждающих наблюдения, кроме мерзавца, похоже, не имеет равного статуса с другими инструментами. Хотя социальное отношение к таким инструментам, как лютня, ребек и гиттерн, возможно, изменилось в Испании намного позже, с культурным влиянием Реконкисты - то, что записано в Кантигах, указывает на противоположное в этот период истории.

Этот инструмент не только не считается образцом исламской культуры, но и использовался один раз для иллюстрации принципов христианской религиозной доктрины. Французский теолог Жан Жерсон сравнил четыре основные добродетели с «la guiterne de quatre cordes» (мерзавец из четырех струн). Итальянский государственный деятель и поэт Данте Алигьери, имея в виду качества (и, возможно, структуру) мерзавца, сказал: «... точно так же, как было бы достойно осуждения сделать лопату из прекрасного меча или кубок прекрасной читарры ".

Гийом де Машо

Однако французский композитор XIV века Гийом де Машо в своей поэме Prize d'Alexandrie: 1150 «Лютни, мораше и гитара / игрались в тавернах. ", отмечает светскую роль вдали от религиозных ссылок или королевских и герцогских дворов.

Джеффри Чосер

Реконструкция средневекового гиттерна

Чосер также упоминает гиттерна в Кентерберийских рассказах (конец 14 века), в котором играют люди, часто посещающие таверны. В «Сказке Миллера» Авессалом поет серенаду женщине за ее окном:

Теперь был приходским клерком из той церкви,. того, кого называли Абсалоном.... и, кроме того, он играл на гитерне.. Во всем городе n'as (никогда не было) brewhous ne (nor) таверны,. которые он посещал со своими solas [соло].

И его The Cooks Tale., Al konne, он играет на gyterne или ribible (все он может играть на gittern или rebab).

Другие письменные записи

Преторий, комментируя двойную социальную роль, "..in Италия, Ziarlatini и Salt 'in banco используют их для простого аккомпанемента к своим вилланеллам и другим пошлым клоунским песням (эти люди чем-то похожи на наших комиков и шутов). Однако, чтобы использовать (chiterna) для прекрасного искусства, песня хорошего профессионального певца - совсем другое дело ".

Гиттерн часто появлялся в период с 14 по начало 15 века в инвентарных списках нескольких судов. Суд Карла V Франции зарегистрировал четыре, в том числе один из слоновой кости, в то время как итальянские суды Эсте и Феррара зарегистрировали наем мастеров гиттерна (читарра).

Ресурсы

Муза старинной музыки - Гиттерн

База данных старинных музыкальных инструментов - Гиттерн

Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Гиттерн.
Последняя правка сделана 2021-05-21 09:35:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте