Фадо

редактировать
Жанр португальской музыки

Фаду (португальское произношение: ; «судьба, судьба») - музыкальный жанр, который восходит к 1820-м годам в Лиссабоне, Португалия, но, вероятно, имеет гораздо более раннее происхождение. Историк и исследователь фаду Руи Виейра Нери утверждает, что «единственная надежная информация об истории фаду передавалась устно и восходит в лучшем случае к 1820-м и 1830-м годам. Но даже эта информация часто изменялась в процессе передачи из поколения в поколение, благодаря чему она дошла до нас. сегодня ».

Хотя истоки трудно отследить, сегодня фадо обычно рассматривается как просто форма песни, которая может быть о чем угодно, но должна следовать определенной традиционной структуре. Согласно распространенному мнению, фадо - это форма музыки, для которой характерны печальные мелодии и тексты, часто о море или жизни бедняков, и проникнутые чувством смирения, судьбы и меланхолии. Это свободно выражается португальским словом saudade, или страстным желанием, символизирующим чувство утраты (постоянной, невосполнимой утраты и последующего пожизненного ущерба). Это похоже на характер нескольких музыкальных жанров в бывших португальских колониях, таких как морна из Кабо-Верде, который может быть исторически связан с фаду в его более ранней форме, но сохранил свою ритмичность. наследие. Связь с музыкой исторического португальского городского и морского пролетариата (моряков, богемы, докеров, портовых торговцев, рыбачьих хозяйок и других представителей рабочего класса в целом) также можно найти в бразильском модинья и индонезийском крон, хотя впоследствии все эти музыкальные жанры развили свои собственные независимые традиции.

Среди известных певцов фаду Амалия Родригес, Дульсе Понтес, Карлуш ду Карму, Мариса, Мафальда Арнаут, Антониу Самбухо, Ана Моура, Камане, Хелдер Моутинью, Карминьо, Мисия, Кристина Бранко, Жизела Жоао и Катя Геррейро. 27 ноября 2011 года фаду было добавлено в Списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Это одна из двух португальских музыкальных традиций, включенных в списки, вторая - Cante Alentejano.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 Музыковедческие аспекты
  • 4 Варианты
    • 4.1 Коимбра фадо
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Этимология

Фаду, картина Хосе Малхоа (1910) Португальская гитара

слово «фадо», возможно, происходит от латинского слова fatum («судьба», «смерть» или «высказывание»). Слово связано с самим музыкальным жанром, хотя оба значения примерно одинаковы в двух языках. Тем не менее, многие песни имеют двойное значение, например, песня Амалии Родригес «Com que voz», которая включает лирику «Com que voz chorarei meu triste fado» («Каким голосом я должен оплакивать свою печальную судьбу / петь мою печальную фадо? ").

Англо-латинский термин vates, скандинавское fata (« сочинять музыку ») и французское имя fatiste (также означающее« поэт ») были связаны с термин фадиста.

История

Фаду возникло в начале 19 века в Лиссабоне и, как полагают, берет свое начало в портовых районах, таких как Алфама, Моурария и Байрру-Алту. Существует множество теорий происхождения фаду. Некоторые прослеживают его происхождение или влияние средневековью "cantigas de amigo " (песня друга), некоторое древнее мавританское влияние и песнопения африканцев, плавающих в море, но ни одно из них не является окончательным. Возможно, он развился и сформировался из смеси нескольких старых музыкальных жанров.

Исполнители фаду в середине XIX века были в основном из городского рабочего класса, а именно моряков, богемы и куртизанок, которые не только пели., но также танцевала и отбивала фаду. Во второй половине XIX века танцевальные ритмы со временем угасли, и исполнители стали просто певцами (фадистами).

Мария Севера, певица фаду (1820-1846)

Самым известным фадистом 19-го века была Мария Севера.

Позднее Амалия Родригес, известная как «Раинья ду Фаду» («Королева фаду») оказал наибольшее влияние на мировую популяризацию фадо. Сегодня выступления фаду могут сопровождать струнный квартет или полный оркестр.

Музыковедческие аспекты

Фадо обычно использует дорийский лад, ионийский лад (естественный мажор), иногда переключаясь между ними во время мелодии или стиха. изменение. Особой стилистической чертой фадо является использование rubato, когда музыка останавливается в конце фразы, а певец удерживает ноту для драматического эффекта. В музыке используется двойной ритм и тройной ритм (стиль вальс ).

Разновидности

Существует две основных разновидности фаду, а именно города Лиссабон и Коимбра. Лиссабонский стиль более известен - наряду со статусом Амалии Родригес, в то время как стиль Коимбры традиционно связан с городским университетом, а его стиль связан со средневековыми серенаду трубадурами. Современное фаду популярно в Португалии, и в его творчестве приняли участие многие известные музыканты. По традиции в Лиссабоне аплодируют фаду в ладоши, а в Коимбре кашляют, как будто прочищают горло.

Фаду Коимбры

Коимбра Студенты, играющие фаду в серенаде у входной двери Старого собора Коимбры (Се Велья)

Это фадо тесно связано с академическими традициями Университет Коимбры и поется исключительно мужчинами; и певцы, и музыканты носят академическую форму (traje académico): темный халат, накидку и леггинсы. Относящийся к традиции трубадуров средневековья, его поют ночью, почти в темноте, на городских площадях или улицах. Наиболее типичными местами являются ступеньки монастыря Санта-Крус и Старый собор Коимбры. Также принято устраивать серенады, где песни исполняются перед окном женщины, за которой нужно ухаживать.

Как и в Лиссабоне, фаду Коимбры сопровождается гитарой португальской и альтом (разновидностью гитары). Гитара Коимбры превратилась в инструмент, отличный от Лиссабонского, со своей настройкой, звуковой окраской и конструкцией. Артур Паредес, прогрессивный и новаторский певец, произвел революцию в настройке гитары и стиле ее аккомпанемента на фаду Коимбры. Артур Паредес был отцом Карлоса Паредеса, который пошел по стопам своего отца и расширил его деятельность, сделав португальскую гитару инструментом, известным во всем мире.

В 1950-х годах новое движение заставило певцов Коимбры перенять балладу и фольклор. Они начали интерпретировать строки великих поэтов, как классических, так и современных, как форму сопротивления диктатуре Салазара. В этом движении такие имена, как Адриано Коррейя де Оливейра и Хосе Афонсу (Зека Афонсо) играли ведущую роль в популярной музыке во время португальской революции 1974 года.

Некоторые из них. самые известные фадо Коимбры включают в себя: Fado Hilário, Saudades de Coimbra («Do Choupal até à Lapa»), Balada da Despedida («Coimbra tem mais encanto, na hora da despedida» - первые фразы часто более узнаваемы, чем песня титулы), O meu menino é d'oiro и Samaritana. «Судья-певец» Фернандо Мачадо Соарес - важная фигура, автор некоторых из тех знаменитых фадо.

Любопытно, что это не фаду Коимбры, а популярная песня, которая является самым известным названием, относящимся к этому городу: Coimbra é uma lição, которая имела успех с такими названиями, как April в Португалии.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с фадо.
Последняя правка сделана 2021-05-20 09:01:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте