Общая дискуссия о том, как исполнять музыку с древних или более ранних времен, не становилась важной темой интереса до 19 века, когда европейцы начали обращать внимание на древнюю культуру в целом, а музыканты начали открывать для себя музыкальные богатства из более ранние века. Идея исполнять старинную музыку более «аутентично», с чувством включения исполнительской практики, более полно утвердилась в 20 веке, создав современное возрождение старинной музыки, которое продолжается и сегодня.
В Англии Иоганн Пепуш в 1720-х годах создал «Академию старинной музыки » изучать музыку Палестрины, Томаса Луиса де Виктория, Уильяма Берда, Томаса Морли и других композиторов возрастом не менее ста лет. В Вене барон Готфрид ван Свитен представил домашние концерты старинной музыки в конце 1700-х годов, где Моцарт развил свою любовь к музыке благодаря Баху и Генделю..
В конце 18 века Сэмюэл Уэсли продвигал музыку Баха.
В 1808 году Сэмюэл Уэсли начал исполнять органную музыку Баха в серии лондонских концертов.
Феликс Мендельсон часто считается важной фигурой в возрождении музыки прошлого. Он дирижировал знаменитым исполнением Баха Страсти по Матфею 11 марта 1829 года. Концерт считается одним из самых значительных событий в возрождении ранней музыки, хотя в представлении использовались современные инструменты. и работа была сокращена, исключая значительную часть музыки Баха.
В начале 20-го века музыкальные историки в зарождающейся области музыковедения стал более внимательно относиться к средневековой и музыке эпохи Возрождения, готовя исполнительские редакции многих произведений. Помимо хоров при соборных церквях в Англии, которые возрождали эти произведения, устанавливая новый стандарт и традицию в исполнении хоровой музыки эпохи Возрождения, в 1960-х годах появилось несколько независимых инструментальных ансамблей. Среди них были Musica Reservata и David Munrow Early Music Consort. Исследования старинной музыки проводились членами Общества Галпина и независимыми учеными, такими как Мэри Ремнант и Кристофер Хогвуд.
. Среди других важных вех в возрождении старинной музыки. основание в 1933 г. Schola Cantorum Basiliensis в Базеле, Швейцария Полем Захером - вместе с выдающимися музыкантами, включая новаторских специалистов в вокальная музыка Макс Мейли, который внес вклад в обширную серию записей старинной музыки L'Anthologie Sonore и записал ренессансные лютневые песни для HMV, а также презентацию 1937 года и запись некоторых из мадригалов Монтеверди, сделанная Надей Буланже во Франции. Арнольд Дольметч широко считается ключевой фигурой в возрождении ранней музыки в начале 20 века. Книга Дольмеча 1915 года «Интерпретация музыки XVII и XVIII веков» стала важной вехой в развитии аутентичного исполнения старинной музыки.