Мандора ок. 1700–1799 экспонируется в Метрополитен-музее, Нью-Йорк. | |
Классификация | |
---|---|
Связанные инструменты | |
Список |
Mandore это музыкальный инструмент, маленький член лютни семьи, каплевидной формы, с четырех до шести курсов кишечными струнами и расположились станом в тройном диапазоне. Считающийся французским инструментом, большая часть сохранившейся музыки пришла из Франции, он использовался в «Северной Европе», включая Германию и Шотландию. Хотя французский инструмент вышел из моды, его возродили для использования в классической музыке. Сегодня наиболее часто играемые родственники инструмента - это члены семейства мандолин и бандуррии.
Мандор прибыл во Францию из Испании и считался новым инструментом во французских музыкальных книгах с 1580-х годов, но его можно рассматривать как развитие гиттерна. В Испании мандор назывался вандола. Музыковед Джеймс Тайлер сказал, что испанская бандуррия с тремя струнами была mandore, хотя, когда она прибыла во Францию, у нее было четыре струны. В своей испанской форме бандуррия могла напоминать ребека.
На мандоре широко играли по всей Европе, как и на более раннем гиттерне. Итальянцы назвали его мандолой, и даже когда инструмент стал устаревшим в других странах, к середине 17 века они превратили его в «инструмент со своей собственной настройкой, техникой и музыкой». В Милане, Италия, как mandore или Lombardo, он оставался в употреблении до конца 19 века. Этот вариант известен сегодня как миланская или ломбардская мандолина и сохраняет настройку мандоры. Итальянцы также называли его мандора или мандола. Последнее название до сих пор используется в семействе мандолин для инструментов альтового или тенорового диапазона. Из мандолы было создано мандолино в стиле барокко, которое, в свою очередь, стало современной мандолиной.
Немцы продолжали использовать quinterne, их имя для gittern. Майкл Преториус записал имена mandürichen, bandürichen, mandoër, mandurinichen, mandörgen и pandurina. Последнее название, пандурина, также применялось в 1700-х годах в Италии к миланской мандолине.
В Cantigas - де - Санта - Мария - инструменты шоу 13- го века, подобные лютни, mandores, mandolas и гитары, которую играют европейские и исламские игроков. Инструменты перемещались из Испании на север во Францию и на восток в сторону Италии через Прованс.
Помимо того, что лютня была завезена в Испанию (Андалусию) маврами, еще одним важным моментом переноса лютни из арабской в европейскую культуру была Сицилия, куда ее принесли либо византийцы, либо позже мусульманские музыканты. После норманнского завоевания острова мусульманами при дворе Палермо были певцы-лютнисты, а лютня широко изображена на потолочных росписях королевской Палермской капеллы Палермо, посвященной норманнским королем Сицилии Роджером II в 1140 году. Его внук Гогенштауфена Фридрих II, император Священной Римской империи (1194–1250) продолжал объединять мусульман в свой двор, в том числе мавританских музыкантов. К четырнадцатому веку лютня распространилась по всей Италии и, вероятно, из-за культурного влияния королей и императора Гогенштауфенов, базировавшихся в Палермо, лютня также широко распространилась на немецкоязычные земли.
Как и у более ранних гиттернов, спина и шея мандора в более ранних формах были вырезаны из куска дерева. По словам Джеймса Тайлера, эта «выдолбленная конструкция» все еще существовала в 16 веке, но становилась все более редкой. Метод был заменен склеиванием изогнутых клепок вместе, чтобы сформировать спину, и добавлением шеи и коробки для колышков.
От Мерсенна: нормальная длина мандора составляет 1 1 ⁄ 2 фута. Он построен как лютня с «полосками ели или другого дерева»... «вырезанными и согнутыми в форме дыни», чтобы получилась закругленная спина. Гриф находится в той же плоскости, что и дека, с перемычкой, приклеенной к деке. Струны закреплены в перфорированной пластине в шее, проходят через гриф и деку и привязываются к плоской перемычке, приклеенной к деке. Инструмент может иметь от четырех до шести струн. Он также может иметь от четырех до шести курсов на двух струнах. Звуковое отверстие было покрыто розой, либо вырезанной прямо на деке, либо приклеенной.
Из Марина Мерсенна, 1635 г.: Музыкант играет на мандоре «пальцем или кончиком пера между большим и указательным пальцами или привязанным к одному из других пальцев». «Те, кто в совершенстве использует мандор, будут перемещать медиатор по струнам так быстро, что они, кажется, образуют ровные аккорды, как если бы они играли одновременно».
Другой автор начала 17 века, Майкл Преториус, согласился. Он сказал: «Они играют либо перьевым плектром типа цитруса, либо одним пальцем - и это со скоростью, ясностью и точностью, которых мы ожидаем от использования трех или четырех пальцев. Однако есть некоторые игроки, которые начинают пользоваться двумя или более пальцами, когда они знакомы с инструментом ".
Майкл Преториус подробно описал четыре строчки для мандора в своей книге Syntagma Musicum в 1619 году. Он перечислил три строчки (с одним повторением) для настройки мандора. Его настройка иллюстрирует настройку как для 4-струнных, так и для 5-струнных инструментов.
Перечисленные строчки с использованием квинты и четверти между струнами:
Перечисленные настройки для настройки четвертых и пятых:
Мерсенн указывает в своей книге, что было много способов настроить мандор, но преобладали три способа: настройка в унисон, настройка с опущенной струной и настройка третьей.
Для четырехструнного мандора Мерсенн сказал: «Четвертая струна - это пятая часть третьей; третья струна находится в четвертой части второй, а вторая - в пятой части тройной струны». Другими словами, mandore использовал комбинацию четвертых и пятых рядов струн, например cgcg.
Мерсенн указал, что это менее распространено, чем настройка в унисон. Для настройки таким образом «тройная струна понижается на тон, чтобы сделать четвертую с третьей струной». Другими словами, переход от настройки cgcg к cgcf.
При настройке трети один «понижает верхнюю часть струны на второстепенную треть, так что с третьей получается мажорная треть». Пример идет от cgcg к cgce.
Мелодии в Skene Manuscript предназначены для мандора, настроенного в четвертых и пятых частях. При редактировании рукописи Скина Дауни указывает, что табулатура написана странно, что, хотя для четырехструнного инструмента это табулатура, она помечена под нижней строкой, указывая на пятиструнный инструмент:
а также более старый строй лютни в четвертых (за исключением между F и A, который является третьим):
Марин Мерсенн заканчивает свой раздел о мандоре в своей книге Harmonie Universelle, говоря: «Это не что иное, как сокращенная лютня». Он сказал это в контексте того, что можно посмотреть его раздел о лютне для получения соответствующей информации. Лютни были больше, чем мандоры, которые Мерсенн описал как миниатюрные. У лютни было больше струнных рядов, и они не ограничивались верхним диапазоном высоких частот, но могли играть в диапазоне низких частот.
Ранее в этом разделе он сравнил лютню с мандорой. «Теперь, хотя на мандоре всего четыре струны, тем не менее на ней играют больше всего, чем на лютне, припев которой она покрывает из-за живости и резкости ее тона, который проникает в ухо и так захватывает его, что у лютни возникают проблемы. быть услышанным ". Он сказал, что хорошие исполнители на мандоре склонны к быстрой игре, смешивая ноты вместе в порыве скорости.
Мандоры и тройные лютни были настроены по-разному: тройные лютни 16-го и начала 17-го веков имели шесть или более рядов струн, настроенных на «4-ю, 4-ю, мажорную третью, 4-ю, четвертую».
Хотя он и принадлежит к семейству лютней, было сказано, что мандор не был тройной лютней, у которой было шесть или более ходов и которая была настроена так же, как и обычные лютни.
Для непрофессионала изображения мандолы и мандора не показывают очевидных различий при сравнении двух инструментов, относящихся к одному и тому же периоду времени. Одно видимое различие заключалось в том, что мандола и мандолино обычно использовали двойные ряды струн, где иллюстрации мандора обычно показывают одиночные струны. Менее заметная разница была в настройке: итальянская мандола и меньшая мандолина были настроены полностью на четверти, мандола с использованием e'-a'-d "-g" (или при использовании инструмента с 5 или 6 курсами gb-e'- a'-d "-g"); французский mandore использовал комбинации четвертых и пятых, такие как cgcg или cfcf. По мере развития инструментов они становились менее похожими физически. К 17 веку у таких мастеров, как Антонио Страдивари, было два стиля паттернов инструментов: у мандолы струны были почти в два раза длиннее, чем у мандолино.
В музеи вошли два стиля мандол: плоские и плоские. Мандолы с плоской спинкой напоминают цитерны. Мандолы с чашечками напоминают мандоры. Один из сохранившихся примеров мандолы с чашей - это сделанная Виченти ди Верона в 1696 году, хранящаяся в Венгерском национальном музее, Будапешт, Венгрия. По одному лишь внешнему виду отличить мандолу с чашей от мандора может быть непросто.
На фотографиях и иллюстрациях мандора показан инструмент, который при небрежном взгляде очень похож на лютни и более поздние мандолины. Мандор отличается от неаполитанской мандолины тем, что не имеет приподнятого грифа и имеет плоскую деку. Кроме того, на него натянули струны, прикрепленные к мосту, который приклеен к деке (аналогично современной гитаре). Играли кончиками пальцев.
В отличие от этого, дека неаполитанской мандолины изогнута. В нем используются металлические струны, прикрепленные к концу инструмента, пересекающие мост, который проталкивается вниз в изогнутую деку.
Различия в дизайне отражают прогресс в технологическом стремлении к созданию более громких инструментов. Если натянуть струны мандора слишком сильно, они сломаются, но металлические струны могут оторвать фиксированный мост от деки или повредить деку. Изгиб неаполитанской деки (новая технология в то время) позволял деке выдерживать давление металлических струн, вбивая мост в деку. В результате получился более громкий инструмент с менее хрупкими струнами. Металлические струны играются с помощью плектра, создавая еще больший объем. Мандолины настроены в квинтах, как правило, для четырехструнной мандолины.
Другая группа инструментов, связанных с мандором, - это вандола или бандола, бандуррия и бандолим испанского происхождения, на которых также играют в Португалии и Южной Америке.
В 1761 году Джоан Карлес Амат сказал о вандоле в своей книге «Guitarra espanola, y vandola »: «Здесь описывается вандола с шестью курсами, потому что это более совершенная форма инструмента, более известная и широко используемая в настоящее время. чем с четырьмя или пятью курсами ».
Основной источник музыки для шотландского варианта инструмента можно найти в «Древних мелодиях Шотландии » Уильяма Дауни. Эта книга представляет собой историю шотландской музыки и содержит некоторую информацию о мандоре. Дауни поясняет, что мандора (которую он также называет мандуром), для которой написаны мелодии в манускрипте Скина, является тем же инструментом, который Мерсенн называл мандор.
Как и описанная выше мандора, она выполнена в форме «лютни», но представляет собой теноровый инструмент пяти парных направлений. Длина струны варьируется, как и у всего семейства лютневых, но обычно находится в диапазоне от 32 до 36 см. Шаблоны настройки уникальны, интервалы между курсами чередуются с четвертями и пятыми, например dg-d'-g'-d ", как строчка Преториуса Syntagma Musicum mandore (1619). Существует сборник мелодий во французской табулатуре примерно с 1620 года. под названием The Skene Mandora Book, доступный на микрофильмах в качестве займа членам Общества лютни Америки или как часть книги The Ancient Melodies of Scotland, доступной через Google Книги.
Основной источник музыки для шотландского варианта инструмента можно найти в «Древних мелодиях Шотландии » Уильяма Дауни. Эта книга представляет собой историю шотландской музыки и содержит некоторую информацию о мандоре. Дауни дает понять, что мандора, для которой написаны мелодии Skene Manuscript, - это тот же самый инструмент, который Мерсенн называл «mandore».
В то время как мандора и мандора считались эквивалентными названиями для одного и того же инструмента с высокими частотами, мандора также нашла применение в качестве названия лютни с нижним диапазоном, галлихона.
Современные читатели книги Преториуса ошибочно называют этот инструмент mandöraen вместо mandörgen. Однако «раен» в этом слове на самом деле означает «рген». Ошибка связана с литографическим дефектом при воспроизведении пластины 16; эта ошибка усекла g до a. Ошибку можно увидеть при сравнении двух разных версий планшета (сравните две версии в истории файлов).