Жан Жерсон

редактировать
Жан Шарлье де Жерсон
Жан Герсон (1714 г.).jpg Посмертная гравюра, автор Бернар Пикар, 1714
Родился13 декабря 1363. Жерсон-ле-Барби, Шампань,. Королевство Франция
Умер12 июля 1429 (1429-07-12) ( 65 лет). Лион, Королевство Франция
НациональностьФранцуз
ПрофессияУченый, педагог, реформатор, поэт
Статуя Жана Жерсона в Лионе Иоаннис Герсони Опера Омния (1706)

Жан Шарлье де Жерсон (13 декабря 1363 - 12 июля 1429) был французским ученым, педагогом, реформатором и поэтом, канцлером Парижский университет, путеводная звезда соборного движения и один из самых выдающихся богословов на Констанцском соборе. Он был одним из первых мыслителей, которые разработали то, что позже получило название теории естественных прав, а также был одним из первых людей, которые защищали Жанну д'Арк и провозглашали ее сверхъестественное призвание.

В возрасте четырнадцати лет он покинул Жерсон-ле-Барби, чтобы учиться в колледже Наварры в Париже у Жиля Дешама, (Эгидиуса Кампенсиса ) и Пьер д'Айи (Петрус де Альяко), который стал его другом на всю жизнь.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и образование
  • 2 Герсон и Парижский университет
  • 3 Труды Герсона
  • 4 Герсон и Великий раскол
  • 5 Уход на пенсию
  • 6 Ссылки и дополнительная литература
  • 7 Современные издания и переводы
  • 8 Примечания
  • 9 Внешние ресурсы
Ранние годы и образование

Жерсон родился в Gerson (paroisse de Barby) a деревня в нынешнем муниципалитете Барби, Арденны в епископстве Реймса в Шампани.

Его родители, Арнульф Шарлье и Элизабет де ла Шарденьер, "секунда Моника, «были набожными крестьянами, и семеро из их двенадцати детей, четыре дочери и три сына посвятили себя религиозной жизни. Юный Герсон был отправлен в Париж в знаменитый колледж Наварры, когда ему исполнилось четырнадцать лет. После пятилетнего курса он получил степень лиценциата искусств, а затем начал свое богословское обучение у двух очень известных учителей, Жиля Дешама (Эгидиуса Кампенсиса ) и Пьера д'Айи (Петрус де Аллиако), ректор колледжа Наварры, канцлер университета, а впоследствии епископ Пюи, архиепископ Камбре и кардинал. Пьер д'Айи оставался его другом на всю жизнь, а в более поздней жизни ученик, кажется, стал учителем (см. Предисловие к Liber de vita Spir. Animae).

Герсон и Парижский университет

Жерсон очень скоро привлек внимание университета. Он был избран прокурором французской «нации » (франкоязычные студенты французского происхождения в университете) в 1383 г., а затем в 1384 г., когда он получил степень бакалавра теологии. Три года спустя ему была оказана еще более высокая честь; он был отправлен вместе с канцлером и другими, чтобы представлять университет в случае апелляции, поданной папе. Иоанн Монтсон (Монсон, де Монтесоно), арагонец доминиканец, недавно получивший степень доктора богословия в Париже, имел 1387 был осужден богословским факультетом за то, что он учил, что Дева Мария, как и другие обычные потомки Адама, родилась в первородном грехе; а доминиканцы, которые были яростными противниками доктрины непорочного зачатия, были исключены из университета.

Иоанн Монтсонский обратился к Папе Клименту VII в Авиньоне, а также к Пьеру д'Айи, Жерсону и другим делегатам университета, в то время как они лично поддерживали доктрину непорочного зачатия, довольствовались тем, что опирались в своих доводах на законные права университета проверять по-своему своих учителей богословия. Биографы Герсона сравнили его путешествие в Авиньон с визитом Лютера в Рим. Несомненно, что с этого времени он усердно стремился одухотворить университеты, реформировать мораль духовенства и положить конец расколу, который затем разделил церковь.

В 1392 году Герсон был удостоен звания лиценциата, получив докторскую степень по теологии в 1394 году; и в 1395 году, когда Пьер д'Айи был назначен епископом Пюи, он в раннем возрасте тридцати двух лет был избран канцлером Парижского университета и стал каноником Нотра. Дама. В то время университет был на пике своей славы, и его ректором обязательно был человек, известный не только во Франции, но и в Европе, поклявшийся защищать права своего университета против короля и папы, и ему было доверено руководство и обучение огромное количество студентов собралось почти из всех стран Европы. Работы Герсона свидетельствуют о его глубоком понимании ответственности, тревог и проблем, связанных с его положением. Он все свои дни был писателем, и анализ его сочинений - его лучшая биография. В его работе есть три периода, в течение которых он занимался реформированием университетского образования, вырабатывал планы по преодолению раскола (задача, которая после 1404 года поглотила все его силы), а вечером своей жизни писал книги преданности.

Писания Герсона

Герсон хотел изгнать схоластические тонкости из университетских исследований и в то же время внести в них немного евангельской теплоты, придав им более духовную и практическую направленность. В этот период его жизни его называли доктором Христианиссимусом; позже его религиозные и пастырские труды принесли ему титул Доктора Консолатория. Его план состоял в том, чтобы сделать богословие ясным и простым, приняв мистическое богословие, которое он отличал от чисто научного богословия. Его метод заключался в ясном изложении принципов теологии там, где была возможна ясность, с должным признанием места тайны в христианской системе учения. Как и великий номиналист Вильгельм Оккамовский, он спас себя от рационализма, взяв в руки мистицизм - христианский мистицизм Псевдо-Дионисия Ареопагита, школа Ричарда Святого Виктора, Бернара Клервоского и Святого Бонавентура. В то время как ученые утверждали, что Герсон придерживался нескольких номиналистских догматов, другие утверждали, что он был анти-номиналистом в своих основных взглядах. В католических кругах богословие Герсона обычно высоко ценится, в то время как его церковные доктрины иногда рассматриваются как подозрительные из-за его поддержки соборности.

. Он думал, что, опираясь на мистицизм, он будет в равной степени остерегаться безумие старой схоластики и соблазны такого аверроистического пантеизма, проповедуемого еретиками, такими как Амальрик из Бены. О его планах реформирования университетского образования можно узнать из его посланий о реформе. теол. (I. I 21), Epistolae ad studentes Coligii Navarrae, quid et qualiter student debeat novus ideologiae auditor, et contra curiositatem studentium (I. 106), Lectiones duae contra vanam curiositatem in negotio fidei (I. 86) и De mystica theologia, умозрительные и практические. Изучение Библии и отцов должно было заменить праздные вопросы школ и его трактата. Contra romantiam de rosa (iii. 297) он предостерегает от непочтительного Roman de la rose из Гийома де Лорриса и Жана де Мёна - положение, в котором к нему присоединилась Кристин де Пизан. Канцлерство часто утомляло его - оно вовлекало его в раздоры и затруднения с деньгами; он устал от общественной жизни и жаждал научного досуга. Чтобы получить его, он принял деканат Брюгге от герцога Бургундского, но после непродолжительного пребывания вернулся в Париж и получил канцлерство.

трактат Жерсона 1402 года De Vita Spirituali Animae был одним из первые попытки развития теории естественных прав. Он думал, что свободу можно обменять так же, как и собственностью.

Герсон и Великий раскол

Основная работа Герсона заключалась в примирении великого раскола. Григорий XI умер в 1378 году в Риме, через год после того, как Герсон поступил в колледж Наварры, и после его смерти было два претендента на папство, оба избранные кардиналами, один в Риме и один в Авиньон. Это вызвало большую путаницу, поскольку Церковь могла в одно время иметь только одного законного преемника Святого Петра.

Поскольку папы находились под французским влиянием так долго, что Франции казалось политической необходимостью, чтобы папа проживал во французском регионе, французская монархия быстро встала на сторону Авиньонского папы, тем самым помогая расколу укореняться. Благодаря этому благочестивые французы чувствовали себя в некоторой степени ответственными за грехи и скандалы раскола. Отсюда меланхолическое благочестие Жерсона, Пьера д'Айи и их товарищей, а также энергия, с которой они стремились положить конец расколу. При жизни Климента VII Парижский университет, возглавляемый Пьером д'Аили, Жерсоном и Николаем Клеманжским, встретились для обсуждения состояния христианского мира и постановили, что раскол можно прекратить тремя способами; путем уступки, если оба папы безоговорочно отказались от должности, путем арбитража или общего совета. Когда Климент умер, король Франции по настоянию университета приказал не избирать нового Папу. Но сначала кардиналы провели свои выборы, а уже потом открыли письмо короля. Однако на новых выборах как в Риме, так и в Авиньоне влияние Парижа было настолько сильным, что каждый из новых пап поклялся уступить, если его соперник поступит так же.

Между тем в 1395 году Генеральные штаты Франции и французское духовенство приняли программу университета - уступка или генеральный совет. Движение набирало силу. К 1398 году план поддержали большинство кардиналов и коронованных глав Европы. В этот период литературная деятельность Жерсона была неутомимой, и пульсация общественного ожидания, надежды и страха раскрывается во множестве его брошюр. Сначала были надежды на урегулирование в порядке уступки. Они выходят в знак протеста. super statuni ecclesiae (II. I), Tractatus de modo habendi se tempore schismatis, De schismate и т. д. Но вскоре непримиримость пап усилила движение за собор - см. De concilio generali unius obedientiae (II. 24).

Было принято решение о созыве совета в Пизе, и Герсон изливал трактат за трактатом для его руководства. Наиболее важными из них являются Trilogus in materia schismatis (II, 83) и De unitate Ecclesiae (II, 113), в которых, вслед за Пьером д'Айи (см. Поль Чакерт, Питер фон Аилли, стр. 153), Герсон демонстрирует, что идеальное единство церкви, основанное на Христе, разрушенное папами, может быть восстановлено только общим советом, верховным и законным, хотя и не созванным папой. Совет собрался, низложил обоих антипап и избрал Александра V. Герсон официально обратился к новому папе по поводу его обязанностей в Sermo coram Alexandro Papa in die ascensionis in concilio Pisano (II, 131).

Однако все надежды на реформацию были разбиты поведением нового папы, особенно его неумеренным пристрастием к францисканскому ордену, монахом которого он был. Он издал буллу, согласно которой приходское духовенство и университеты отдавались на откуп нищим. Парижский университет поднял восстание во главе с его канцлером Жерсоном, который написал яростную брошюру Censura Professorum в theologia около bullam Alexandri V (II, 442). Папа умер вскоре после этого, и его преемником был избран Иоанн XXIII (Бальдассаре Косса). Вместо мира на Пизанском соборе было создано только третье папство. Пьер д'Айи отчаялся в общих советах (см. Его De трудная реформация в concilio universali), но Жерсон продолжал бороться.

Герсон также боролся с кровавыми раздорами и цинизмом королевской политики. Вражда между домами Орлеана и Бургундии разоряла Францию. Брат короля Людовик I, герцог Орлеанский, был убит последователями Иоанна Бесстрашного, герцога Бургундского. Это было публично оправдано богословом Жаном Пети (ок. 1360-1411). У Жерсона были «восемь истин» Пти - извинения за убийство - осужденные Парижским университетом, архиепископом и великим инквизитором, и книга была публично сожжена перед Нотр-Дам. Герсон хотел, чтобы совет подтвердил это предложение. Его литературные труды были как никогда неутомимы: он писал, что генеральный совет может свергнуть папу; он составил обвинительные заключения против правящих понтификов, повторил обвинения против Жана Пети и разоблачил грех раскола - короче говоря, он сделал все, что мог, чтобы направить общественное мнение на исцеление зла в церкви.

Его усилия были решительно поддержаны императором Сигизмундом, и результатом стал собор в Констанце. Влияние Герсона на совет было высшим до избрания нового папы. Именно он продиктовал форму подчинения и уступки Иоанна XXIII и направил осуждение Яна Гуса. Многим биографам Герсона было трудно согласовать его действия против Хуса с его собственным мнением о верховенстве папы; но трудность возникла частично из-за неправильного понимания позиции Герсона, частично из-за того, что он предположил, что он является автором известного трактата De modis uniendi etreformandi Ecclesiam in concilio universali. Это, а также трактаты De modis uniendi etreformandi Ecclesiam и De трудная реформация in concilio universali, долгое время приписываемые Жерсону, были доказаны в его Иоганнесе Герсоне, что не являются его работой, и с тех пор были приписаны аббату, и с большим основанием. Дитриху Нихеймскому. Все громкие фразы Герсона о верховенстве совета предназначались для использования только в чрезвычайных ситуациях. По сути, он был триммером, а не реформатором, и он всем сердцем ненавидел Гуса.

Совет в Констанце, поднявший престиж Герсона на высоту, в конце концов стал его падением. Совет, испуганный герцогом Бургундским, не подтвердил осуждения Жана Пети. Оправдание убийства было объявлено просто мнением, а не доктриной, и была осуждена только одна из «истин» Пети; и даже это порицание было отменено новым папой, Мартином V. Жерсон не осмелился вернуться во Францию ​​из-за страха перед Бургундией, взявшей власть. Он жил в неофициальной ссылке в Констанце, затем в Раттенберге в Тироле, где написал свою знаменитую книгу De consolatione theologiae.

Уход на пенсию

Вернувшись во Францию, он отправился в Лион, где его брат был настоятелем монастыря Селестин. Хотя Герсон ушел из активной университетской жизни, десятилетие в Лионе было временем большой литературной продуктивности. Он создал гармонию Евангелий (Монотессерон), работал над стихами Библии, достигнув кульминации в массивном собрании из двенадцати трактатов о Magnificat (Лк. 1: 46-55), комментарии к Песнь песней, а также обширная литературная переписка с членами картезианского ордена и другими по мистицизму и другим вопросам духовной жизни. Незадолго до смерти он выпустил брошюру в поддержку Жанны д'Арк. Говорят, что он преподавал в школе для мальчиков и девочек в Лионе, и его единственная плата заключалась в том, чтобы заставить детей пообещать повторять молитву: «Господи, помилуй твоего бедного слугу Герсона» (хотя эта история была подвергнута сомнению в Герсоне. самый последний биограф). Он умер в Лионе 12 июля 1429 года. Предание гласит, что во время своего пребывания он перевел или адаптировал Подражание Христу.

Ссылки и дальнейшее чтение

Об отношениях между Жерсоном и Д'Айи см. Пауль Чакерт, Питер фон Аилли (Гота, 1877). Об общественной жизни Герсона см. Также отчеты о соборах Пизы и Констанции, особенно Герман фон дер Хардт, Con. Constantiensis libn IC. (1695–1699).

Современные издания и переводы
  • Современное издание произведений Жерсона на французском и английском языках: Jean Gerson, Oeuvres Complètes, ed. Palémon Glorieux, 10 томов. (Париж, 1960–1973).
  • Лучшими старыми изданиями являются издания Эдмона Ричера (3 тома, Париж, 1606 г.) и Эллиса Дюпена (5 томов, Антверпен, 1706 г.).
  • Утешение теологии = De consolatione theologiae, ed и tr. С.Л. Миллер, (Нью-Йорк: Abaris Books, 1998).
  • Для английских переводов избранных ранних работ см. Брайан Патрик Макгуайр (тр.), Жан Герсон: Ранние произведения, Классика западной духовности, (Нью-Йорк, 1988).
  • Жан Герсон: Отрывки из A Deo exivit, Contra curiositatem studentium и De mystica theologia speculativa, представленных, отредактированных, переведенных и аннотированных Стивеном Э. Озментом (Лейден: EJ Brill, 1969).
Примечания
Викискладе есть материалы, связанные с Джин Герсон.
Внешние ресурсы
Последняя правка сделана 2021-05-24 04:41:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте