Технический допуск - это допустимый предел или пределы отклонения:
Размеры, свойства или условия могут иметь некоторые вариации, не оказывая значительного влияния на работу систем, машин, конструкций и т. д. Отклонение за пределы допуска (например, слишком высокая или слишком низкая температура) считается некорректным. не соответствует требованиям, отклонен или превышает допуск.
чтобы определить, насколько широкими могут быть допуски, не влияя на другие факторы или результат процесса. Это может быть связано с использованием научных принципов, инженерных знаний и профессионального опыта. Экспериментальные исследования очень полезны для изучения влияния допусков: Планирование экспериментов, формальные инженерные оценки и т. Д.
Хороший набор технических допусков в спецификации, сам по себе не означает, что соблюдение этих допусков будет достигнуто. Фактическое производство любого продукта (или работа любой системы) включает в себя определенные вариации входных и выходных данных. Погрешность измерения и статистическая неопределенность также присутствуют во всех измерениях. При нормальном распределении хвосты измеренных значений могут выходить далеко за пределы плюс и минус три стандартных отклонения от среднего значения процесса. Заметные части одного (или обоих) хвостов могут выходить за пределы указанного допуска.
технологические возможности систем, материалов и продуктов должны быть совместимы с указанными инженерными допусками. Контроль процесса и эффективная система управления качеством, такая как Total Quality Management, должна поддерживать фактическое производство в пределах желаемых допусков. индекс возможностей процесса используется для обозначения взаимосвязи между допусками и фактической измеренной производительностью.
На выбор допусков также влияет предполагаемый статистический план выборочного контроля и его характеристики, такие как приемлемый уровень качества. Это относится к вопросу о том, должны ли допуски быть чрезвычайно жесткими (высокая степень достоверности 100% соответствия) или иногда может быть приемлем некоторый небольшой процент отклонений.
Геничи Тагучи и другие предположили, что традиционное двустороннее соблюдение допусков аналогично «стойкам ворот» в футбольном матче : это означает, что все данные в пределах этих допусков одинаково приемлемы. Альтернативой является то, что лучший продукт имеет измерение, которое точно соответствует заданному. Растут потери, которые являются функцией отклонения или изменчивости от целевого значения любого проектного параметра. Чем больше отклонение от цели, тем больше потери. Это описывается как функция потерь Тагучи или функция потери качества, и это ключевой принцип альтернативной системы, называемой инерционным допуском.
Исследования и разработки, проведенные М. Пилле и его коллегами из Университета Савойи, привели к принятию решения в конкретных отраслях. Недавно публикация французского стандарта NFX 04-008 позволила производственному сообществу продолжить рассмотрение.
Допуск на размер связан с посадкой , но отличается от нее в машиностроении - расчетный зазор или столкновение между двумя частями. Допуски присваиваются деталям для производственных целей как границы допустимой сборки. Ни одна машина не может выдерживать размеры, точно соответствующие номинальному значению, поэтому должна быть допустимая степень отклонения. Если деталь изготовлена, но ее размеры выходят за пределы допуска, она не может быть использована в соответствии с замыслом проекта. Допуски могут применяться к любому размеру. Обычно используются следующие термины:
Это идентично верхнее отклонение для валов и нижнее отклонение для отверстий. Если основное отклонение больше нуля, болт всегда будет меньше основного размера, а отверстие всегда будет шире. Фундаментальное отклонение - это форма допуска, а не допуска.
Например, если вал с номинальным диаметром 10 мм должен иметь скользящую посадку в отверстии, вал может иметь диапазон допуска от 9,964 до 10 мм (т. Е. Нулевое основное отклонение, но меньшее отклонение 0,036 мм) и отверстие может быть указан с диапазоном допуска от 10,04 мм до 10,076 мм (основное отклонение 0,04 мм и верхнее отклонение 0,076 мм). Это обеспечит посадку с зазором где-то между 0,04 мм (наибольший вал в паре с наименьшим отверстием, называемый максимальным состоянием материала - MMC) до 0,112 мм (наименьший вал в паре с наибольшим отверстием, состояние наименьшего материала - LMC). В этом случае размер диапазона допуска как для вала, так и для отверстия выбирается одинаковым (0,036 мм), что означает, что оба компонента имеют один и тот же международный класс допуска, но в целом это не обязательно.
Если другие допуски не предусмотрены, используются следующие стандартные допуски :
1 десятичный знак | (.x): | ± 0,2 " |
2 десятичных разряда | (.0x): | ± 0,01 " |
3 десятичных знака | (.00x): | ± 0,005" |
4 десятичных разряда | (.000x): | ± 0,0005 " |
При проектировании механических компонентов часто используется система стандартизированных допусков, называемая Международные классы допусков . Стандартные (размерные) допуски делятся на две категории: отверстия и валы. Они маркируются буквой (заглавные буквы для отверстий и строчные буквы для валов) и числом. Например: H7 (отверстие, резьбовое отверстие или гайка ) и h7 (вал или болт). H7 / h6 - это очень распространенный стандартный допуск, обеспечивающий плотную посадку. Допуски работают таким образом, что для отверстия H7 это означает, что отверстие должно быть немного больше, чем базовый размер (в данном случае для посадки ISO 10 + 0,015-0, что означает, что оно может быть на 0,015 мм больше, чем базовый размер и на 0 мм меньше). Фактическое количество больше / меньше зависит от базового размера. Для вала того же размера h6 будет означать 10 + 0−0,009, что означает, что вал может быть на 0,009 мм меньше размера основания и на 0 мм больше. Этот метод стандартных допусков также известен как «Пределы и посадки», и его можно найти в ISO 286-1: 2010 (ссылка на каталог ISO).
В таблице ниже приведены классы международных допусков (IT) и общие области применения. этих марок:
Измерительные инструменты | Материал | ||||||||||||||||||||
IT Grade | 01 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Подходит | Большие производственные допуски |
Анализ подгонки с помощью статистической интерференции также чрезвычайно полезен: он указывает частоту (или вероятность) правильного совпадения частей.
В электрических характеристиках может потребоваться резистор с номинальным значением 100 Ом (Ом ), но также будет указано такой допуск, как «± 1%». Это означает, что приемлем любой резистор номиналом в диапазоне 99–101 Ом. Для критических компонентов можно указать, что фактическое сопротивление должно оставаться в пределах допуска в пределах указанного диапазона температур, в течение указанного срока службы и т. Д.
Многие имеющиеся в продаже резисторы и конденсаторы стандартных типов, а также некоторые небольшие катушки индуктивности часто маркируются цветными полосами указать их стоимость и допуск. На высокоточных компонентах нестандартных значений может быть напечатана числовая информация.
Термины часто путают, но иногда разница сохраняется. См. Допуск (инженерный) # Обоснование инженерных концепций допуска и допуска.
В гражданское строительство, зазор относится разнице между габаритами погрузки и габаритами конструкции в случае вагонов или трамваев или разницей между размером любого транспортного средства и шириной / высотой дверей, шириной / высотой путепровода или диаметром туннеля, а также осадка под мостом, ширина шлюза или диаметр туннеля в случае плавсредства. Кроме того, существует разница между глубокой осадкой и дном или морским дном в водном пути.