Даниэль Сегерс или Дэниэл Сегерс ( 3 декабря 1590 - 2 ноября 1661) был фламандским братом иезуитом и художником, который специализировался на цветочных натюрмортах. Он особенно известен своим вкладом в жанр живописи «цветочные гирлянды». Его картины с энтузиазмом собирали аристократические покровители, и у него было множество последователей и подражателей.
Сегерс родился в Антверпене. Он переехал со своей матерью в Голландскую республику, вероятно Утрехт около 1601 года, после смерти своего отца Питера и обращения его матери в кальвинизм. Возможно, он начал свое начальное образование как художник в Утрехте. Молодой художник вернулся в Антверпен в 1611 году, где он был зачислен в гильдию Святого Луки в качестве ученика Яна Брейгеля Старшего.
Сегерса, перешедшего в католицизм и в 1614 году он стал послушником в иезуитском ордене в Мехелен. Сегерс записан в Брюсселе в 1621 году, где он, как известно, создал две цветочные гирлянды для Собора Святого Михаила и Святой Гудулы. В 1625 году Сегерс принял последний обет иезуитского священника. Источники различаются относительно его статуса в ордене иезуитов: одни утверждают, что он был рукоположен в священники в 1625 году, в то время как другие утверждают, что он остался мирским братом.
После своего рукоположения в 1625 году Сегерс уехал в Рим, где остановился на двоих лет. В Риме Сегерс имел возможность работать над проектами с ведущими художниками: он сотрудничал с Николя Пуссеном над несколькими религиозными картинами, в то время как для кардинала Людовизи Сегерс нарисовал цветочную гирлянду вокруг овального картуша, заполненного путти. рукой итальянского художника Доменикино. Композиция называется «Двойной венок», окружающий медаилон торжества любви.
Цветочная гирляндаСегерс вернулся в свой родной город в 1627 году, где продолжал работать художником до конца своей жизни. Сегерс посетил в своей мастерской в Антверпене кардинал-инфант Австрийский Фердинанд (в 1635 году), эрцгерцог Австрийский Леопольд Вильгельм (в 1641 году), королева Швеции Кристина. и Карл II, король Англии (оба в 1649 г.). Известно, что он написал картуш из цветов для Карла II. Его работами также восхищались его коллеги-художники, в том числе Рубенс.
Среди его учеников были Ян Филип ван Тилен, Оттмар Эллиджер и Игнас Рет, а также, вероятно, Андрис Босман.
Сегерс был исключительно художником-цветочником, в основном рисовал картуши и цветочные гирлянды, а также чистые цветочные картины. Он был очень плодовитым, и в настоящее время ему приписывают 239 работ. Установить хронологию картин Сегерса непросто, поскольку он датировал свои произведения только периодом 1635–1651 годов. Возможно, в его цветочных гирляндах было стилистическое развитие от первоначальных почти однородных гирлянд до гирлянд, состоящих из трех или четырех групп цветов. Стилистически в его ранних работах явно прослеживается влияние Яна Брейгеля Старшего. С 1630 года Сегерс стремился к более живому изображению цветов в более естественных композициях. Его цветы в этот более поздний период светятся на темном фоне и имеют скульптурный характер.
Цветы в стеклянной вазе с красной бабочкой-адмираломПодобно своему учителю Брейгелю, Сегерс использовал цветы и растения, которые росли в его родной стране. и, в частности, культивировал садовые цветы, и он не уважал времена цветения цветов, которые он рисовал вместе. Он предпочитал местные розы и тюльпаны, которые вот-вот расцветут. В своем детальном изображении цветов и растений Сегерс продемонстрировал мастерство миниатюриста.
Многие картины Сегерса выполнены маслом на меди, которая часто используется для Картины на шкафах.
Большая часть работ Сегерса принадлежит явно фламандскому жанру, который называют «гирляндами». Гирлянды - это особый вид натюрморта, созданный в Антверпене мастером Сегерса Яном Брейгелем Старшим в сотрудничестве с итальянским кардиналом Федерико Борромео в начале 17 века. Среди других художников, участвовавших в раннем развитии жанра, были Хендрик ван Бален, Андрис Дэниелс, Питер Пауль Рубенс и сам Сегерс. Жанр изначально был связан с визуальными образами движения Контрреформации. Вдобавок он был вдохновлен культом почитания и преданности Марии, распространенным при Габсбургском дворе (тогда правившем Южными Нидерландами) и в Антверпене в целом
. Двойной венок, окружающий медальон с торжеством любвиНа картинах с гирляндами обычно изображена цветочная гирлянда вокруг религиозного изображения, портрета или другого религиозного символа (например, хозяина ). Ко второй половине века светские темы, такие как портреты и мифологические сюжеты, также украшали центральную часть многих картин, выполненных в этой манере. Сегерс изменил концепцию своего учителя Брейгеля, включив каменный картуш картуш в качестве элемента обрамления цветочной гирлянды. Он также рисовал гирлянды Пьеты, в которых цветы были заменены чертополохом, шипами, смертоносным пасленом и другими ядовитыми растениями, как отсылка к терновому венцу и страданиям Христа. Примером может служить раннее сотрудничество с Пуссеном (Musée Thomas-Henry ), для которого Пуссен нарисовал фигуру Пьета, а Сегерс - гирлянду.
Картины с гирляндами обычно представляли собой сотрудничество между натюрморт и фигурист. Сам Сегерс обычно рисовал только цветы, а центральная тема была позже заполнена другим художником. Этот дух художественного сотрудничества, который был замечен в самых ранних цветочных гирляндах Яна Брейгеля Старшего и Питера Пауля Рубенса, на самом деле является заметным качеством фламандской живописи Антверпена 17-го века
Хотя многие сотрудники Сегерса над его картинами-гирляндами были анонимными местными художниками, он часто сотрудничал с ведущими фигуристами Антверпена. Часто существует неуверенность или разногласия по поводу личности соавторов по конкретным произведениям искусства, даже несмотря на то, что сам Сегерс составил список цветочных натюрмортов, которые он создал и для кого. В каталоге он дал описание каждой из своих картин, своего сотрудника и количество картин, которые он написал. Поскольку каталог неполный, соавторы не всегда известны с уверенностью. Известно, что он часто работал с Корнелисом Шутом, Эразмом Квеллином II, Авраамом ван Дипенбеком, Симоном де Вос, Яном ван ден Хёке, Гонсалес Кокес и Рубенс. Томас Виллебойртс Босхарт также упоминается как его сотрудник. Возможно, что Сегерс сотрудничал с Рубенсом над картиной-гирляндой для церкви Святого Карла Борромея в Антверпене. Во время своего пребывания в Риме он также сотрудничал с Пуссеном и Доменикино.
Святой Игнатий в картуше с цветами и херувимамиВ отличие от своих более поздних совместных работ, Сегерс, как полагают, добавил цветочные гирлянды к существующим картины Доменикино во время его пребывания в Риме.
Картины-гирлянды часто бывают большого размера. Святой Игнатий в картуше с цветами и херувимами (Королевский музей изящных искусств Антверпена ), размером от 190 до 299 см и включает в себя не только картуш работы Корнелиса Шута, но и ангелы, приписываемые Яну ван Балену.
Искусство Даниэля Сегерса пользовалось всеобщим восхищением при его жизни, вызывая большой интерес у коллекционеров. Его стиль был продолжен, и ему последовали другие, включая Ян Филип ван Тилен, Андрис Босман, Ян Антон ван дер Барен, Франс Йкенс и Ян ван ден Хекке. Его работы оказали влияние на таких художников, как Ян Давидс. де Хем в Антверпене и Хуан де Арельяно в Мадриде.
Его картины были высоко оценены и собраны при дворе Фредерика Хендрика в Гаага. Там коллекционер произведений искусства и секретарь принца Константин Гюйгенс восхваляли картины в стихах и много раз переписывались с художником, говоря, что цветы почти ощущаются. Голландский поэт Йост ван ден Вондел также высоко отзывался о картинах Сегерса. Среди других коллекционеров были Кристина Швеция, Карл I, Филипп IV Испанский, Мария Медичи, Карл II, посетивший художника в 1649 году, и эрцгерцог Австрии Леопольд Вильгельм, итальянский коллекционер Сципионе Боргезе и антверпенский коллекционер и покровитель Антония ван Дейка Корнелис ван der Geest.
Его картины обычно не продавались через традиционные контакты, такие как торговцы произведениями искусства, а вместо этого были подарены орденом иезуитов и использовались для украшения церквей. Они служили стимуляторами религиозных размышлений и мощными инструментами дипломатии. В 1631 году, например, Сегерс послал Цветочную корону Марии Медичи по случаю ее визита вместе с инфантой Изабеллой в колледж Святого Игнатия. Его композиции явно несли символический и медитационный элемент, который соответствовал доктринам иезуитов.